Мифы о зарождении мира: 10 малоизвестных мифов о сотворении мира
Содержание
МИФЫ О СОТВОРЕНИИ МИРА И ПЕРВЫХ ЛЮДЯХ
МИФЫ О СОТВОРЕНИИ МИРА И ПЕРВЫХ ЛЮДЯХ
Египетская мифология
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных.
Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.
Миф древних китайцев
Вселенная первоначально представляла собой некоторое подобие содержимого куриного яйца. В это время внутри этого яйца родился Пань-Гу. Через 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное и тяжелое (инь) — землю. 18 тысяч лет Пань-Гу вырастал на три метра в день, и так небо отделилось от земли. Когда Пань-Гу умер, из частей его тела произошел мир. Его дыхание стало ветром и облаками, голос — громом. Его левый глаз — солнцем, а правый — луной. Четыре конечности Пань-Гу образовали четыре стороны света, пять частей его тела — пять священных гор. Его кровь стала реками, а жилы и вены — дорогами на земле. Его плоть стала почвой на полях, волосы на голове и усы — созвездиями, волосы на теле — травой и деревьями. Его зубы и кости превратились в золото и камни, костный мозг — в жемчуг и нефрит, его пот стал дождем и росой. После смерти Пань-Гу паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.
Греческая мифология
Согласно греческой мифологии, людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Прометей создал людей смотрящими в небо, по подобию богов.
По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях (дал им огонь и т. п.).
Миф народов Центральной Америки
Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего — бездушные они вышли, безмозглые…
Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» — уговорились они. Сказано — сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», — решили боги. Они нашли этот благородный материал — белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.
Миф североамериканских индейцев
Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи.
Миф североамериканского племени Акома повествует о том, что первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.
Миф народа инки
В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, — с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда.
Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.
Миф индейцев Мексики
Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко — люди-кабаны, затем капук — люди-ягуары и, наконец, чан-ка — люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины — мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.
Австралийские мифы
Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже… комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы… Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.
Жили некогда два брата, два близнеца — Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан — в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой — соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, — так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже — у первого волосы были курчавые, у второго — прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других — прямые.
Скандинавская мифология
Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи — женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла.
Как славяне представляли сотворение мира
Публикации раздела Традиции
Как пятна на луне наши предки связывали с легендой о Каине и Авеле? Как Бог и дьявол вместе создали волка и почему на Руси было запрещено есть медвежатину? Читайте наш материал о том, как славяне представляли себе сотворение мира, человека и животных.
Космогонические мифы на Руси
Разные версии происхождения мира существовали у многих народов. Как правило, они оставляли след в языках и ритуалах, преданиях и сказках, заговорах и песнях. Сюжеты о создании мира в фольклорных текстах исследователи называют космогоническими, а те, которые рассказывают о появлении человека — антропогоническими.
Борис Ольшанский. Берендеи. 1997. Частное собрание
Многие мировые мифологии сходны в представлениях о том, что было до происхождения земли: небытие или бесконечный хаос. У него не было структуры и формы, а его природа, по представлениям многих народов, близка водной стихии. Но главное — в хаосе присутствовала божественная энергия, способная создать жизнь. Основные сюжеты легенд о сотворении мира строились вокруг появления дня и ночи, земли и неба, растений и животных.
О преданиях древних славян известно не очень много: письменных источников почти не сохранилось. Большинство из них возникли на Руси уже после принятия христианства. Вместе с новым вероучением появились неканонические духовные книги, в которых содержались теории и сюжеты, непринятые христианской религией: их называли апокрифами или отреченными книгами. В таких рукописях часто описывали разные модели сотворения мироздания, человека и животных. Церковь запрещала подобные книги, однако у народа на Руси они были очень популярны. Апокрифические сюжеты в фольклоре соединились с христианскими мотивами и традиционными поверьями — так появились легенды, сказания и предания о происхождении мира.
Земля и небо из бездны океана
Мотив сотворения космоса и земли из мирового океана встречается в разных мифологиях, но в фольклорном переложении апокрифов на Руси появлялись свои сюжеты и персонажи. По легенде, мир был сотворен из ила, песка или земли, а создало его существо божественной космической природы — иногда его представляли в виде птицы, животного, или же темной силы. Оно якобы ныряло в бездну первородного океана и доставало оттуда землю.
Иван Айвазовский. Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В некоторых вариантах сказаний творцами выступают две стихийные силы, темная и светлая, враждебные друг другу, — Бог и черт. Сатана в легендах и преданиях часто выступал помощником Бога, но при этом творил с недобрыми намерениями. По приказанию Бога он доставал землю со дна океана, но оставлял часть себе. Темная сила не знала точно, как устроит новый мир, и все ее действия приобретали негативную окраску. Именно она, по народным разумениям, создавала болота, плохие дороги, табак и водку.
Бог позвал черта, велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принесть ему. Он нырнул, достал в руку земли и набил ею свой рот… Господь куда ни бросит землю — она вдруг является такая ровная-ровная… Сатана хотел что-то сказать и поперхнулся. Бог спросил, чего он хочет? Черт закашлялся и побежал от испугу. Тогда гром и молния поражали бегущего Сатану, и он где приляжет — там выдвинутся пригорки и горки, где кашлянет, — там вырастет гора…
Константин Юон. Царство растительности. 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Важную роль в космогонических мифах занимали представления о мировом древе, обычно его отождествляли с дубом, березой или кипарисом. Весь мир разделялся на небо, землю и подземное царство — крону, ствол и корни. С каждой из частей соотносились животные и мифологические персонажи. В ветвях и кроне обитали птицы, ствол связывали сначала с копытными, а позднее с человеком, а у корней древа брал начало священный источник: здесь обитали лягушки, змеи и фантастические чудища.
У разных народов, в том числе и у славян, встречается еще одна модель сотворения мира, в ней творец выступал как ремесленник: гончар или пекарь, ткач или кузнец. На протяжении тысячелетий люди считали работу мастеров, изменявших материалы и предметы с помощью огня и «магических» знаний, сродни божественной. Поэтому думали, что, как гончар лепит и обжигает горшки, пекарь печет хлеб, а ткач создает полотна, так и Бог создает мир и человека из глины, теста и нитей.
Читайте также:
- Свои люди
- Тест по старинным профессиям
- «С именем — Иван, без имени — болван»
Небесные светила и звезды
Александр Афанасьев, собиратель и исследователь фольклора, писал, что по народным представлениям небо было «теремом Божьим, а звезды — очами взирающих оттуда ангелов». Плоская как тарелка земля якобы соединялась по краям с небом, напоминавшим огромный сводчатый потолок. Считалось, что кроме видимого небосвода есть еще несколько. В разных местностях крестьяне считали, что их от трех до одиннадцати, и на самом высоком, по поверьям, обитал Бог.
Константин Юон. Сотворение светил ночи. Из цикла «Творение мира». 1908–1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Традиционно главным светилом славяне считали солнце, которое называли «царем неба». Версии о его происхождении отличаются, но многие крестьяне верили, что оно создано из огня. Считалось, что эту огромную искру, огненный шар или колесо перед закатом можно достать рукой.
Когда Бог выпустил из-за пазухи солнце, дались все диву, смотрят на солнышко и ума не приложат… А пуще бабы — повынесли они решета, давай набирать света, чтобы внести в хаты да там посветить: хаты еще без окон строились. Поднимут решето к солнцу, оно будто и наберется света полным-полно, через край льется, а только что в хату — и нет ничего. Вздурели бабы… хоть света и не добыли, а тут еще солнце жжет — и вышло такое окаянство: начали на солнце плевать! Бог прогневался и превратил нечестивых в камень.
Месяц считали вторым по значимости светилом после солнца. В народе его традиционно представляли младшим братом, освещавшим землю ночью, когда старший отдыхает. Пятна на луне крестьяне толковали по-разному. Одна из легенд, к примеру, была связана с библейским сюжетом о Каине и Авеле: работавшие на лугу братья поссорились, Каин убил Авеля, убийцу не могла приютить ни суша, ни вода, лишь месяц ослушался Бога и дал ему пристанище. Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» писал: «Есть поверье о том, что означают видимые на луне пятна: туда посажены навсегда братоубийца и жертва его, в том самом положении, как преступление было совершено: и воображение народа видит на луне двух людей, из коих один закалывает вилами другого».
Клавдий Лебедев. Каин и Авель. 1908. Церковно-археологический кабинет при Московской Православной духовной академии РПЦ, Москва
Звезды в народе считали свечами, которые зажигает Бог, или же душами праведников и младенцев, наблюдающими с небосвода за родными. В некоторых районах их называли детьми солнца и верили, что они свободно перемещаются по небу по своему желанию. Крестьяне узнавали по расположению звезд время в течение ночи, а по их яркости предугадывали погоду и даже урожай. В старину верили, что с рождением ребенка звезда зажигается, а после смерти человека гаснет или падает на землю.
Животные и птицы от Бога и дьявола
По народным поверьям, многих животных Бог и сатана сотворили вместе. Например, волка слепил из глины и грязи черт, но оживить его мог лишь творец. А собаку, верного друга и охранника, Бог якобы создал из глины, которая осталась после создания человека.
Дьявол, по поверьям, сотворил нечистых животных: сычей, сов, филинов, мышей и ворон, жаб и лягушек, которые якобы были связаны с подземным миром. Однако на севере Руси верили, что лягушки в прошлом были людьми, первой из них стала душа проклятого матерью младенца. По другим версиям, жабы произошли от людей, утонувших во время всемирного потопа.
Василий Верещагин. Всемирный потоп. 1869. Государственный Русский музей, Санкт Петербург
Чистым животным считали медведя — верили в его божественную природу и то, что если снять с него шкуру, то внутри окажется обычный человек. Есть медвежатину было запрещено. По другим преданиям, Бог обратил людей в медведей в наказание за грехи: превратил в животных целую деревню, жители которой не пустили странника на ночлег.
По поверьям, от человека происходили также чайки, ласточки, аисты, кроты. В сказаниях говорилось, что медведь среди людей был пекарем или мельником, голубь — портным, аист — косарем, а дятел — плотником. Таинственной птицей считали кукушку. В легендах говорилось, что изначально птица была молодой девушкой или женщиной. Например, вдовой, тоскующей по погибшему мужу, или же дочкой, которую прокляла мать.
В сказаниях о происхождении животных встречался мотив соперничества Бога и дьявола. Бог сотворил пчел, а сатана пожелал создать таких же, но у него получались лишь шмели. По другой версии, вышли осы: дьявол смог создать только две половины насекомого, а затем слепил их вместе.
Константин Юон. Царство животных. 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Даль писал, что наши предки находили в земле кости мамонтов, но не могли представить, что это останки древнего животного. Они придумали объяснение: под землей живет огромной слон, он роет землю, словно крот, и никогда не показывается на поверхности. Только после смерти земля «изрыгает» его кости. Даль отмечал, что, по всей видимости, легенды о великанах и волотах связаны с такого рода находками.
Автор: Маргарита Ковынева
Теги:
ВерованияСлавянская культураПубликации раздела ТрадицииТрадиции
мифов о происхождении | Национальный центр научного образования
Роберт Карнейро
В начале был период Хаоса, когда воздух, вода и материя соединялись в бесформенной смеси. На нем плавало Космическое Яйцо, из которого возникли Гея (Земля) и Уран (Небо). Эти божества создали землю и ее создания, а также Солнце, Луну и звезды. Таким образом, греки объясняли творение.
В начале были Святые Люди, сверхъестественные и священные, которые жили под землей в 12 нижних мирах. Великий подземный потоп заставил святых людей выползти на поверхность земли через полый тростник, где они сотворили мир. Изменяющаяся Женщина родила Героев-Близнецов, которых назвали «Убийца монстров» и «Дитя вод», у которых было много приключений. Поверхность Земли Люди, смертные, были созданы, а Первый Мужчина и Первая Женщина были сформированы из колосьев белой и желтой кукурузы. Таким образом, навахо отвечали за сотворение.
Среди самых основных вопросов, поднятых людьми, есть вопросы о происхождении . Как возник род человеческий? Как была создана Земля? Как насчет солнца? Луна? звезды? Почему у нас есть ночь и день? Почему люди умирают? Ни одно человеческое общество не имеет ответов на такие вопросы. Хотя эти ответы сильно различаются в деталях, для первобытных народов в целом они сходны в своей основной форме: люди и мир существуют, потому что они возникли в результате ряда творческих актов. Причем это творение обычно расценивают как дело рук сверхъестественных существ или сил. Рассказы о том, как эти сверхъестественные существа образовали землю и заселили ее, известны как мифы о происхождении .
До появления современной науки мифы о происхождении давали единственные возможные ответы на такие вопросы. Таким образом, мифы воплощают состояние и ограниченность человеческого мышления о происхождении на протяжении более 99% истории человечества.
Хотя мифы о происхождении обычно относят к сфере религии, они содержат один элемент науки: объяснение . В то время как моральные уроки могут быть разбросаны здесь и там, мифы о происхождении — это, по сути, способы объяснения вещей такими, какие они есть. Объяснение, таким образом, не уникально и не началось с науки. Наука разделяет объяснение с мифологией. Что отличает науку от мифологии, так это проверка. Наука не только предлагает ответы, но и проверяет эти ответы, и если ответы оказываются неверными, они должны быть отвергнуты или изменены. Мифология отличается от этого. Миф о происхождении предлагает объяснение, которому следует верить. Принятие, а не проверка, вот что требуется. Древние скандинавы считали, что северное сияние (северное сияние) было отражением света от щитов дев-воительниц Валькирий; современные астрономы говорят нам, что они вызваны солнечными ветрами, взаимодействующими с магнитным полем Земли и атмосферными газами. Оба являются объяснениями, но только одно из этих объяснений может быть проверено.
Что такое объяснение? По сути, это перевод неизвестного в известное, незнакомого в знакомое. А что люди знают лучше всего? Сами себя. Они знают, как люди думают, чувствуют и действуют. И с самой ранней стадии культуры люди проецировали человеческие мысли и эмоции во внешний мир, наделяя предметы и силы природы человеческой личностью и сверхчеловеческой силой. Созданным таким образом персонализированным сверхъестественным существам была отведена роль предоставления правдоподобных и удовлетворительных объяснений неизвестного. Так рождались мифы о происхождении.
Еще одно пояснение. В основе объяснения лежит причинно-следственная связь. Идея причинности, опять же, родилась не в современной науке и не у ранних греческих философов. Это намного старше. Действительно, причинность очень глубоко укоренена в человеческом мышлении. Например, у индейцев куикуру в центральной Бразилии, племени, которое я изучал в полевых условиях, причина быстро обнаруживается, когда происходит что-то неблагоприятное или необычное. Так, один человек приписал зубную боль тому, что кто-то колдовал над кусочком сахарного тростника, который он жевал. Другой человек, чей маниоковый сад разоряли пекари, решил, что враг повесил в его саду изображение пекари, чтобы привлечь к нему этих животных. Модель каузального мышления, которую я обнаружил у куикуру, повсеместно встречается у первобытных народов. Я думаю, что тогда можно с уверенностью сказать, что поиск причин, занимающий столь важное место в современной науке, на самом деле является наследием, завещанным науке нашими донаучными предками из древнего каменного века.
Однако причинность, используемая первобытными народами, совершенно особого рода. Это личных причинно-следственных связей. То есть агент, ответственный за действие, обычно имеет атрибуты человеческой личности. Безличная причинность, отличительная черта современной науки, считается первобытными народами недостаточной.* Безличные силы могут быть непосредственной причиной чего-либо, но в основе их всегда лежат конечные причины, которые обычно носят личный характер. Таким образом, Куикуру знают, что это был ветер, который сорвал крышу с дома, но они продвигают поиск объяснения на один шаг дальше и спрашивают: « Кто послал ветер?» Их неявное предположение, которое они, кажется, никогда не подвергают сомнению, состоит в том, что какая-то личность, человек или дух, должна была направить естественную силу ветра, чтобы произвести его действие. Как могло быть иначе? Члены дописьменного общества не могли знать физические причины циклонических бурь, порожденных высоко в атмосфере сложными метеорологическими силами
Безусловно, первобытные народы применяли причинно-следственную связь не только к непосредственным вопросам, таким как, почему у человека болит зуб или почему у него сорвало крышу. Их интересуют и более отдаленные и непреходящие вопросы. Кто был первым человеком? Как люди научились сажать растения? Почему отмечен лик луны? Что происходит после смерти? Десятки тысяч лет люди были ответы на эти вопросы, ответы, воплощенные в огромном массиве воображаемых нарративов, которые мы называем мифами о происхождении.За последние сто лет антропологи проявили большой интерес к мифам о происхождении и Я сделал очень обширные коллекции и анализы их.
Некоторые мифы почти универсальны, и их широкое распространение свидетельствует об их глубокой древности. Лучшим примером этого является знаменитый миф о потопе. История о потопе, записанная в Библии, ни в коем случае не исходила от древних евреев, а была заимствована ими из более раннего вавилонского эпоса о Гильгамеше. Но вавилонская версия, в свою очередь, основывалась на ранее существовавшем мифе о потопе, который, без сомнения, восходит к тысячелетней давности. На самом деле миф о потопе настолько стар, что у него был шанс распространиться повсюду. Действительно, он известен практически каждому человеческому обществу от аборигенов Австралии до Огненной Земли.
Однако не следует ошибаться, полагая, что если миф известен во всем мире, то он обязательно должен отражать реальное событие. Почти всеобщий характер истории о потопе является не большим доказательством того, что когда-то потоп покрыл землю, чем широко распространенная вера в миф о падении неба является доказательством того, что небо когда-то действительно рухнуло.
Мифы не только объясняют, но и уверяют, ободряют и вдохновляют. Они также являются литературными творениями: повествовательные эпосы, полные драмы и романтики, новизны и воображения, поисков и конфликтов. Но хотя мифы о происхождении часто обладают большими литературными достоинствами, их не следует рассматривать как работу нескольких творческих гениев. Напротив, они являются продуктом бесчисленных тысяч рассказчиков, которые, рассказывая и пересказывая миф, приукрасили его здесь, опустили персонажа там, переставили два события, расширили загадочную часть, придали больше мотива или оправдания действию и скоро. Поскольку они постоянно меняются, «официальной» версии мифа не существует. В самом деле, даже в одной и той же деревне легко найти полдюжины вариантов одного и того же мифа.
Помня об этих общих соображениях, давайте теперь обратимся к краткому обзору видов мифов о происхождении, существовавших в первобытном мире.
Представление о том, что Земля является центром Вселенной, господствовавшее до Коперника во всей Европе, отнюдь не было уникальным для западной мысли. Это, без сомнения, наследие времен каменного века. В конце концов, раз Земля — это место, где живут люди и то, что они знают, и раз люди создают мифы, почему бы им не поместить свою планету в центр космоса? Более того, если земля имеет для них первостепенное значение — как она есть, — то почему бы не сделать ее творение также первостепенным во времени? Таким образом, в первобытной мифологии существует правило, согласно которому мир был сотворен первым, а за ним следуют солнце, луна и звезды. На самом деле, солнце, луна и звезды часто являются мифологическими персонажами, которые сначала жили на земле, но которые после ряда приключений или несчастий оказались на небе, чтобы найти свое последнее пристанище в качестве небесных тел.
В некоторых обществах нет мифов, объясняющих происхождение мира. Для них мир существовал всегда. Однако чаще считается, что Земля была создана действиями сверхъестественных существ. Редко, однако, божество создает мир из ничего: обычно ему или ей есть с чем работать. Некоторые полинезийские народы, например, верят, что море было первобытным, а земля была создана богом Тане, который погрузил ее на дно и придумал грязь, из которой можно было ее вылепить. Скандинавские боги Один, Вилл и Ве создали мир из тела великана Имира, используя его кровь для океанов, его кости для гор, его волосы для деревьев и так далее. Нередко в создании участвуют несколько богов или культурных героев, каждый из которых вносит свой вклад в окончательную структуру.
Представления о происхождении человека делятся на три основных типа: (1) они всегда существовали на земле, (2) они не всегда существовали, а были каким-то образом созданы, и (3) они существовали ранее, но в другой мир, и надо было каким-то образом попасть в этот.
Первая вера иллюстрируется яномамо Венесуэлы, о которых Наполеон Шаньон сказал: «Первые существа не могут быть объяснены. Яномамо просто предполагают, что космос произошел от этих людей». Обычно, однако, существует конкретное творение человеческого вида. Скандинавский бог Один создал мужчину из ясеня, а женщину из ольхи. Мачигенга из Перу верят, что их сделал бог Тасоринчи, который вырезал их из пробкового дерева. Тлинкиты Аляски говорят, что Ворон создал не только первых людей, но и первых животных, а также солнце, луну и звезды. И, конечно же, согласно библейскому повествованию, именно Бог создал прародителей человеческого рода, вылепив Адама из глины и Еву из одного из его ребер.
Варао из дельты Ориноко, с другой стороны, верят, что люди сначала жили в небесном мире, где единственными животными были птицы. Затем однажды охотник выстрелил в птицу с такой силой, что его стрела пронзила землю небесного мира и продолжила путь к земле внизу. Заглянув в отверстие и увидев под собой плодородную землю, кишащую всевозможной дичью, охотник привязал к дереву длинную хлопчатобумажную веревку и спустился на землю. Там к нему в конце концов присоединились его товарищи, которые в конце концов решили покинуть небесный мир и навсегда поселиться на Земле. Караджа в центральной Бразилии меняют этот процесс. Их предки, говорят они, когда-то обитали в подземном царстве, пока однажды один из них не забрался в дыру в земле и не вышел на поверхность земли, куда позже последовали его соплеменники и где они в конце концов поселились.
Мифы о происхождении также объясняют разнообразие животного мира, населяющего мир. Макунаима, герой культуры гвианских карибов, забрался на большое дерево и своим каменным топором отрезал куски коры, которые бросил в воду. Один за другим они превратились во всех животных в лесу. Седна, по словам эскимоса, отрезала ей пальцы, которые превратились в тюленей, китов, моржей и других океанских млекопитающих. Часто в миф о сотворении животных вводятся конкретные случаи, чтобы объяснить размер, форму, цвет и особые повадки каждого животного.
Почти во всех первобытных мифах существует тесная связь между животными и людьми. Бесчисленные эпизоды рассказывают о превращении людей в животных или наоборот. Часто случаются спаривания животных и людей. В самом деле, животных нередко считают предшественниками человеческого вида — в некотором роде грубое предзнаменование теории органической эволюции.
Мифология племени объясняет не только свое происхождение, но и происхождение других племен. Однако происхождение, приписываемое врагу, скорее всего, будет нелестным. Слюны Колумбии, например, говорят, что их ненавистные враги-карибы возникли из больших червей в разлагающихся внутренностях змея-чудовища, убитого героем культуры слюны. В первобытном мире распространено мнение, что все народы когда-то были единым племенем, жили вместе и говорили на одном языке. Но потом что-то случилось (у тикуна Верхней Амазонки это было поедание двух яиц колибри), и после этого люди стали говорить на разных языках, разделились на отдельные группы и рассеялись повсюду. Здесь мы видим явную параллель с библейским сюжетом о Вавилонской башне.
Многие первобытные мифы рассказывают о Золотом Веке, когда жизнь была легкой и приятной, раздоры были неизвестны, инструменты работали сами по себе, никто никогда не умирал и тому подобное. Потом что-то пошло не так, и с тех пор мучения, несчастья и смерть стали уделом человечества. Это понятие грехопадения также знакомо читателям Библии.
В отличие от Золотого Века, часто существует вера в понятие Изначальной Простоты. Согласно этой точке зрения, самая ранняя стадия человеческого рода была стадией невежества и невинности, из которой отсталые были подняты богом или культурным героем. Это мифическое существо научило их многому: как делать инструменты, как строить дома, как сажать урожай и даже как правильно совокупляться.
Среди множества элементов культуры, предположительно неизвестных первобытным людям, был огонь. Однако большинство первобытных народов говорят, что вместо того, чтобы получить огонь от богов, им пришлось его украсть. В мифе, который я записал у племени амауака в восточном Перу, огонь был украден у скупого людоеда Йовашико попугаем, который улетел с горящей головней в клюве. Разгневанный кражей, Йовашико попытался потушить пламя, послав дождь. Однако другие более крупные птицы расправили свои крылья над попугаем, тем самым поддерживая пламя, так что в конце концов огонь стал доступен каждому. Этот рассказ, конечно, напоминает греческую мифологию, в которой Прометей украл огонь у богов и отдал его человечеству.
Мифы о происхождении часто рассказывают о рудиментарной земле со множеством недостатков и несовершенств, которые одно за другим нужно было устранить или преодолеть. Есть поверье, что сначала ночи не существовало, а был только день. Солнце все время стояло в зените и его лучи нещадно падали на предков. Сон был почти невозможен, и людям не хватало уединения, которое может позволить себе только темнота. Некоторые племена говорят, что ночь существовала, но она была тайной собственностью какого-то мифического существа, и прежде чем все смогли воспользоваться ее преимуществами, ночь должна была быть найдена и освобождена. Тенетехара из восточной Бразилии, например, говорят, что ночь принадлежала пожилой женщине, которая жила глубоко в лесу и хранила ее в нескольких глиняных горшках. В конце концов он был отнят у нее и передан племени местным героем по имени Моквани.
Камаюра из центральной Бразилии и многие другие племена верят в противоположное. Они считают, что вначале было только ночи. На самом деле было так темно, что люди не могли видеть ни охотиться, ни ловить рыбу, ни выращивать растения, и потому медленно умирали от голода. Потом они обнаружили, что птицам принадлежит день и решили получить его от них. В конце концов, они добились успеха, и день был отправлен на «Камаюру», украшенную блестящим оперением красного ары.
Вышеизложенные мифы — не просто примитивные диковинки, не имеющие отношения к иудео-христианскому взгляду на происхождение мира. Многие из описанных здесь мифологических эпизодов имеют близкие параллели в Библии. Более того, эти параллели уже давно признаются исследователями сравнительного религиоведения как чрезвычайно важные. В своей книге Фольклор в Ветхом Завете (1918), сэр Джеймс Дж. Фрейзер, известный ученый, просмотрел антропологическую литературу в поисках этих параллелей и написал: «. .. я попытался… проследить некоторые из верований и институты древнего Израиля, возвращающиеся к более ранним и более грубым стадиям мышления и практики, которые имеют свои аналогии в верованиях и обычаях существующих дикарей». И в этой попытке он преуспел. Среди антропологов и библеистов мало кто сомневается в том, что многие библейские истории о сотворении мира на самом деле относятся к добиблейскому периоду и восходят к тысячелетней давности.
В глазах антропологии ни одна культура не занимает привилегированного положения. Ни один из них не считается уникальным получателем божественного знания или благосклонности. Каждый признан продуктом двух или более миллионов лет естественного процесса культурной эволюции. В течение этих бесчисленных тысячелетий каждое общество добавляло к своей собственной сокровищнице мифов о происхождении элементы из мифологии близких или далеких племен. В результате каждое общество постепенно разработало сложную космогонию, которая, хотя и уникальна в некоторых деталях, тем не менее включала в себя многие черты, которые в конечном итоге произошли от четырех сторон света.
Только с подъемом современной науки в течение последних нескольких столетий появилось другое объяснение человеческого и космического происхождения, чтобы бросить вызов картине, представленной мифологией. Применяя недавно разработанные концепции и инструменты, наука дала нам более полное и верное описание происхождения человека и его вселенной, чем когда-либо прежде. Эти объяснения, постоянно подвергавшиеся проверке и исправлению, становились все более вероятными и точными.
Возможно, рассказу о том, как возник мир, терпеливо выработанному наукой, не хватает драматизма, эмоций и романтики мифологии. Но то, что он, возможно, потерял в цвете, он приобрел в связности и достоверности. Антропологи готовы утверждать, что обмен того стоил. Более того, даже не принимая буквальную истину мифов о происхождении, мы все же можем почерпнуть из них яркую картину того, как первобытные народы интерпретировали свой мир и как они использовали миф для оправдания настоящего и прославления прошлого. И хотя все это мало или совсем ничего не говорит нам о том, как на самом деле возникли люди и земля, это многое говорит нам о природе человеческой мысли и способах ее выражения. Это знание представляет величайший интерес и ценность для науки о человеческом роде.
* Исключением из этого правила является магия, в которой считается, что причина производит следствие посредством своего рода непреодолимого механического процесса, действующего без посредников личных агентов.
Рекомендуемая литература
- Крамер, Сэмюэл Ноа. 1961. Шумерская мифология. Нью-Йорк: Harper & Row
- Леви-Стросс, Клод. 1969. Сырое и приготовленное . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Marriott, Элис и Кэрол К. Рахлин. 1968. Мифология американских индейцев . Нью-Йорк: Thomas Y. Crowell Co.
- Робинсон, Герберт Спенсер. 1976. Мифы и легенды всех народов . Тотова, Нью-Джерси: Littlefield, Adams & Co.
- Уилберт, Йоханнес. 1978. Народная литература индейцев Ге . Лос-Анджелес: Публикации Латиноамериканского центра Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
- Волвертон, Роберт Э. 1966. Очерк классической мифологии . Тотова, Нью-Джерси: Littlefield, Adams & Co.
4 причудливых мифа о сотворении мира, которые заставят вас усомниться в происхождении человека | Саджад Чоудхури
Мы вышли из подмышек великана или из крови бога?
Источник из Wikimedia
У людей всегда было яркое воображение, и наши истории всегда наполнены эпическими битвами, дикими сценами и фантастическими зверями. Но одна история, рассказанная на протяжении всей истории, касалась того, как появились люди и Земля.
Хотя история Адама и Евы является самой известной, было несколько историй о происхождении человека, которые сегодня поставили бы в тупик даже самых суеверных людей.
От того, кто был создан из-за пота великана, или от того, что вас вырвало больным богом, вот четыре самых странных мифа о сотворении мира, о которых вы когда-либо слышали.
Самая последняя из четырех историй о сотворении — это история народа бушонго в Конго. Они верили, что бог по имени Бумба когда-то существовал во тьме, а затем однажды заболел и изверг на свет солнце, луну и звезды.
Тем не менее, Бумба все еще чувствовал боль, и облегчить себя; он выпустил девять существ, одним из которых был Цеце, возможный намек на молнию, и особенно озорной нарушитель спокойствия, который прыгал вниз, чтобы ударить по Земле.
Каждое из этих девяти существ затем создало всех животных мира, а люди были последними из них. Бумба показал людям, как использовать огонь, и тот, кто сказал людям: « Вот эти чудеса, они принадлежат вам ».
Что делает его более поздней историей сотворения, так это то, что колониализм, похоже, оказал влияние, поскольку Бумба, как говорили, представлял собой гигантского белого человека . Идея не так уж неправдоподобна, поскольку 40% африканских рабов начали свое путешествие с побережья Конго и Анголы.
По данным Колледжа Валенсии:
«Главной темой в этом мифе является сотворение из мужского начала. Рвота Бумбы [М’Бомбо] напоминает нам о творении египетского Верховного Бога, который плевал и проливал семена. Отсутствие здесь женского начала предполагает патрилинейную культуру. Тот факт, что Бумба [М’Бомбо] белый, предполагает, что это поздний миф, на который, как и во многих африканских мифах, повлияло присутствие белой расы в колониальной Африке».
Возможно, древнеегипетское упоминание пришло из того времени, когда кеметские купцы путешествовали в Конго давным-давно. Также могло случиться так, что всякий раз, когда было сильное иностранное присутствие, народ бушонго адаптировал их к своим мифам и легендам.
Кажется, что в данном случае белый человек рассматривался чуть ли не как бог.
Кукуруза была основным продуктом питания майя, поэтому неудивительно, что в мире, где кукуруза считалась единственным источником пищи, она стала частью их истории создания.
В одной легенде божества, включая Пернатого Змея, не смогли создать людей с сердцем и разумом. Наконец, им удалось создать людей из желтой и белой кукурузы, которые могли говорить и были оставлены бродить по Земле.
В другой истории владыки Xibalba , подземного мира майя, призвали близнецов-героев, которых звали Хун-Акпу и Шблананке, чтобы сыграть в мяч на их собственном дворе. Это фантастическая история об обмане и обмане, смерти и перевоплощении, показывающая, что боги также имели человеческие черты.
После того, как близнецы-герои победили владык Шибальбы, они вознеслись на небеса, став Солнцем и Луной. Затем Близнецы посадили кукурузу, чтобы люди могли жить на Земле, положив начало новой эре.
Если бы майя обнаружили другие основные продукты питания, такие как хлеб или рис, то кто знает, чем бы обернулся их миф о сотворении мира.
Согласно скандинавской мифологии, существовала великая пустота под названием Гиннунгагап, один конец которой был обжигающим, а другой — очень холодным. Однако в середине лед мог растаять.
Одно из первых существ, Имир, ледяной великан, образовалось из тающего льда. Пока он спал, он начал потеть, и под его руками сформировались два других великана, став первым из великанов.
Эти гиганты будут пить молоко коровы-гиганта по имени Аудумбла, которая также образовалась из таяния льда. Она лизала ледяную глыбу, пока однажды не появился человек по имени Бури, первый из богов.
Один был внуком этого первого бога, и его и его братьев беспокоил тот факт, что гиганты превосходили их численностью. Итак, однажды они задумали убить Имира, и после эпической битвы, почти уничтожившей всех великанов, Имир лежал мертвым. Из его трупа:
Кровь превратилась в океаны, реки и озера.
Плоть стала землей.
Кости стали горами.
Зубы превратились в камни.
Волосы стали травой и деревьями.
Ресницы стали Мидгардом.
Итак, откуда появились первые люди?
Согласно легенде, Один и его братья шли по пляжу и нашли два бревна. Каждый из них дал каждому из бревен дух, разум и чувства, и они стали первыми людьми; Аскр и Эмбла.
Если люди произошли от богов, а боги произошли от гигантской коровы, то это означает, что все живое произошло от ледяного великана Имира.
Также интересно отметить, что скандинавы верили в плоскую Землю, поскольку боги использовали череп Имира в качестве крышки, закрывающей Землю. Но какие части великана использовались, например, для создания пустынь или джунглей?
Конечно, скандинавы, скорее всего, никогда не знали, что такие места существуют, поэтому их отсутствие в мифе о сотворении мира вполне ожидаемо.
Но что это говорит нам о людях и о том, как мы думаем? Может быть, дело в том, что наше окружение всегда влияло на нас и что изменение нашего взгляда на мир происходит только в том случае, если это изменение влияет на нас.
Согласно верованиям Древней Месопотамии, первыми существами были Апсу и Тиамат, породившие морских чудовищ и богов.
Однако, подобно детям, младшие боги стали досаждать, и хотя Тиамат была способна их терпеть. Апсу не мог больше терпеть. Она хотела уничтожить их.
Когда младшие боги узнали об этом плане, они убили Апсу.
Однако примерно в это же время родился другой бог, Мардук, и теперь он начал беспокоить младших богов. По иронии судьбы, боги пожаловались Тиамат, которая, в свою очередь, рассердилась и стала мстить за то, что случилось с Апсу.
Она создала армию морских чудовищ и назначила Кингу, другого бога, своим командиром. Однако на этот раз боги были бессильны, пока Мардук не предложил Тиамат дуэль. Победитель будет править всеми богами и монстрами.
В эпической битве Тиамат и Кингу были убиты, а Мардук стал повелителем. Однако конец Тиамат был довольно ужасным.
‘Он разделил чудовищную форму и сотворил чудеса (из нее) / Он разрезал ее пополам, как рыбу для сушки: / Половину ее он положил на крышу неба / Начертил болт и заставил стражника держать его / Ее воды он устроил так, что они не могли убежать. / … Он открыл Евфрат и Тигр от ее глаз, / … Он сложил четкие горы из ее вымени, / Пробурил водоемы для стока водосбора. / Он положил ей хвост, связал его крепко, как космическую связь»
Что касается Кингу, его кровь была смешана с землей и глиной, чтобы вылепить первых людей, фактически наполнив нас божественной сущностью.
Вавилонская история сотворения мира, рожденного из частей бога, очень похожа на историю Имира в скандинавской мифологии. Также идентична вера в плоскую Землю, поскольку половина тела Тиамат использовалась как крыша для неба, как и череп Имира.
Как и все другие мифы о сотворении мира, он кажется гиперлокальным; почему глаза Тимата используются только для Евфрата и Тигра, например? А Нил и Амазонка?
Может быть, они просто не были известны вавилонянам, поэтому их никогда не включали?
Так же, как люди верили в разные версии ада и загробной жизни, мы также верили в другие истории о происхождении людей.
Только когда мы можем тщательно изучить их через наше современное понимание мира, мы понимаем, что эти мифы были не чем иным, как баснями.