17 сентября православный: по народному и церковному календарю
Содержание
по народному и церковному календарю
Сегодня, 17 сентября, отмечаем такие события:
- День изобретателя и рационализатора Украины
- День работников гражданской защиты Украины (День спасателя)
- День фармацевтического работника Украины
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гороскоп на 17 сентября для всех знаков зодиака: ваша цель достижима
Какой сегодня церковный праздник: иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина»
Православная церковь отмечает праздник иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», которым почитается святой пророк Моисей. По преданию, он увидел Купину — чудом уцелевший от пламени терновый куст. Люди восприняли это как знак спасения человеческого рода Сыном Божьим, рожденным от Девы Марии. С тех пор иконе молятся о защите от пожаров. Даже существовало поверье: чтобы остановить пожар, надо с этой иконой трижды обойти вокруг горящего здания.
Происхождение традиционного изображения Богородицы «Неопалимой Купины» точно не известно. Появление сюжета иконы нередко связывают с монастырем святой Екатерины у горы Синай, при котором была часовня в честь Неопалимой Купины. Сам образ стал очень популярен в Украине, поскольку в поэтическом смысле перекликается с историей украинского народа. Каких только страданий не петерпела Украина, которую веками пытались истребить физически и культурно. Тем не менее мы всегда преодолевали любой «огонь», как та самая Неопалимая Купина.
На иконе изображена Богородица с сыном на руках в восьмиугольной звезде, которая состоит из двух — красного и зеленого четырехугольников с острыми и вогнутыми внутрь сторонами. Зеленый цвет означает куст кочки, красный — пламя, охватившее растение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Подробный гороскоп на сентябрь 2022 года для всех знаков зодиака по дням от знаменитого астролога
Какой сегодня праздник по народному календарю: Неопалимая Купина, Вавила
В народном календаре 17 сентября получило несколько названий: Неопалимая Купина и Вавила. Они связаны с жизнью земледельцев, поскольку в этот день начиналась уборка лука на огородах. Также крестьяне утром молились святому Вавиле, который считался покровителем домашнего хозяйства. Затем мужчины проверяли стога и стодолы.
По поверьям, если на Вавила кругом пошевелить вилами, то можно спасти скот от нечистой силы. Если с вилами выйти во двор, то разбегутся все бесы и больше не будут вредить человеку. А вот икону «Неопалимой Купины» считали хранительницей от молний и пожаров, поэтому ей молились о защите жилья и скота от всякого огня.
Что нельзя делать 17 сентября
В этот день существует несколько запретов:
- Нельзя приближаться к огню, потому что 17 сентября он имеет магические свойства.
- Нельзя ругаться.
- Не стоит сегодня злоупотреблять алкоголем.
- Нельзя нынче давать деньги в долг.
- Нельзя в этот день ссориться с соседями.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Магнитные бури на сентябрь 2022: календарь безопасных и опасных для самочувствия дней
17 сентября: народные приметы
► Дождливый и ненастный день предвещает сухую осень.
► Если видите большие муравьиные кучи, ждите холодную зиму.
► Если орехов много, а грибов мало, то зима будет суровая и снежная.
► Если после дождя земля подсохла быстро, то приближается затяжная непогода.
У кого сегодня День ангела
Сегодня, 17 сентября, День ангела празднуют Афанасий, Донат, Моисей, Роберт, Федор, а также Юлиан.
Смотрите рецепт сладких и соленых пончиков от Руслана Сеничкина.
Фото: Wikipedia
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Православный календарь на 17 сентября
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
17 сентября (4 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Четверг 15-й седмицы по Пятидесятнице (то есть пятнадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именуемого Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Воронежских святых, а также память более трёх десятков известных поимённо угодников Божиих и одной очень почитаемой в народе святыни – иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина». Далее коротко расскажем о них.
* * *
Икона Божией Матери, именуемая «Неопалимая Купина». Неопалимая купина – важнейший христианский символ, пришедший из Ветхого Завета, когда Бог явился Моисею, воззвав из горящего, но не сгорающего куста купины. Ещё в раннем христианстве этот образ связывали с Пресвятой Богородицей и Непорочным зачатием Христа. Позднее этот же образ стал одним из главных в православной исихастской традиции, где неопалимая купина знаменовала преображение человека нетварной божественной энергией. А наибольшую известность среди православных народов, и особенно на Руси, приобрёл богородичный образ «Неопалимая Купина».
Одна из наиболее древних икон Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году от Рождества Христова. По преданию, она была написана на камне той самой скалы, где Бог явился Моисею. Именно с этим образом связано возрождение исихастских традиций в послевоенной Румынии. Так, ещё в годы Второй мировой войны русскими монахами в румынские земли был доставлен этот святой образ. В его честь возникло подпольное движение православных интеллектуалов-традиционалистов «Неопалимая Купина», разгромленное богоборцами в 1960-х годах.
В России же ещё в XIX веке сложилась народная традиция особого почитания этого образа. Перед ним стало принято молиться Богородице, чтобы защитить свой дом от пожара. Так, в 1822 году в городе Славянске участились поджоги. Одной благочестивой прихожанке во сне открылось: если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Образ был написан, после чего поджигателя сразу же обнаружили.
С тех пор новые храмы, посвящённые образу Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», нередко стали возводить при пожарных частях. И сегодня при Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны действует храм этой иконы Божией Матери, а при Управлении противопожарной службы Москвы – часовня. Но, молясь перед образом «Неопалимой Купины», нам, православным христианам, нельзя забывать и о его изначальном глубочайшем богословском смысле.
* * *
Святой пророк Боговидец Моисей. Один из величайших ветхозаветных святых, пророк и законодатель народа израильского, о котором свидетельствуют несколько библейских книг: Исход, Числа и Второзаконие. Родился пророк Моисей в Египте около 1570 года до Рождества Христова и был воспитан дочерью фараона. Бог открыл пророку Моисею многие тайны бытия, в том числе сотворение мира и человека. Именно этому святому Бог на Синайской горе даровал 10 заповедей. Пророк Моисей отошёл ко Господу в 120-летнем возрасте (в память об этом до сих пор иудеи традиционно желают друг другу дожить именно до 120 лет).
Святой пророк Боговидец Моисей. Фото: www.pravoslavie.ru
Священномученик Вавила, епископ Антиохийский, и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула. Эти Антиохийские святые приняли мученические венцы за Христа и Его Церковь в период царствования римского императора-язычника Декия (249-251 годы от Рождества Христова). Однажды святитель Вавила совершал Божественную литургию, и в это время император Декий захотел пройти в христианский храм и осквернить святыню. Епископ Вавила силой преградил путь нечестивцу, и тот, оскорблённый, был вынужден удалиться, видя большое стечение христиан. Впоследствии император Декий отомстил святителю Вавиле и многим его духовным чадам, в том числе отрокам Урвану, Прилидиану, Епполонию и их матери Христодуле. После долгих истязаний, в ходе которых мученики показали стойкость в вере, все они были казнены в 251 году от Рождества Христова.
Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский. Святой XIX столетия, прославившийся многими добродетелями и особенно мученической кончиной. В сентябре 1867 года его зверски убили разбойники из числа крымских татар. Об игумене Парфении оставил воспоминания известный писатель и путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»:
Он первый с зари до зари работал… В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами. Лес крутом обратился в сад, в огород, в виноградники, в хлебное поле, застучала мельница на высоте гор, завёлся табун лошадей и рогатый скот, богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию…
* * *
Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Один из самых почитаемых святых XVIII века, одной из самых сложных и неоднозначных эпох в истории Русской Церкви. Искусный проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем – гонитель русских старообрядцев, авторитетный архипастырь, к которому с почтением относилась императрица Елизавета, и в то же время – бессребреник, порой отдававший последние сбережения нуждающимся.
Святитель Иоасаф родился в 1705 году в семье казачьего полковника Андрея Горленко. Его дед и отец были близки к гетману Мазепе, после предательства которого бежали в Османскую империю, однако впоследствии вернулись на родину. В годы обучения в Киевской академии будущий святитель был рукоположен в священный сан. В 1744 году повелением императрицы Елизаветы был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а уже 4 года спустя – рукоположен во епископа Белгородского.
Годы святительского служения владыки Иоасафа были недолгими, но чрезвычайно активными. Он строил новые храмы, посещал приходы своей епархии, неустанно служил и проповедовал. Всё это забрало его силы, и святитель скончался на 50-м году земной жизни.
Спустя 2 года после погребения владыки было обнаружено, что тело святителя остаётся нетленным. А ещё через полтора столетия Святейшему Синоду был подан ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа в лике святых. Была образована комиссия, подготовившая Синодальный доклад императору с предложением канонизировать святителя, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».
С тех пор почитание святителя Иоасафа широко распространилось в Русской Церкви. Однако на долгие десятилетия его мощи были утрачены. И только в 1991 году были обнаружены в запасниках ленинградского Музея истории религии и атеизма. И с тех пор они почивают в Преображенском соборе, главном храме Белгородской земли, служению которой владыка отдал свои последние годы.
Святитель Иоасаф Белгородский. Фото: www.pravoslavie.ru
* * *
Второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, епископа Воронежского. Талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем, как и святитель Иоасаф Белгородский, гонитель старообрядцев. Авторитетный архипастырь второй половины XVII века, почитаемый самим царём, и в то же время – бессребреник, в конце жизни практически полностью отрёкшийся от мира. До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.
В 70-х годах XVII столетия будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги. Но для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе. Организовывая сельские школы, где грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатий к старообрядчеству. На Московском Соборе 1681-1682 годов для борьбы с расколом и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен во епископа Воронежского.
Святитель Митрофан был близок к молодому царю Петру I, благословлял его преобразования, направленные на усиление государства, но порицал западнические влияния, а особенно – неоязыческие проявления. Так, святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нём языческих статуй. Когда разгневанный Пётр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая погибнуть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Это устыдило Петра, он убрал статуи, и мир с владыкой был восстановлен. На Воронежской кафедре святитель Митрофан пробыл 20 лет вплоть до самой своей кончины, последовавшей в 1703 году.
Святитель Митрофан Воронежский. Фото: www.pravoslavie.ru
* * *
Мученица Ермиония. Эта святая апостольского века – I и начала II столетия от Рождества Христова – была дочерью апостола от 70-ти Филиппа. Мученица Ермиония владела врачебным искусством и помогала людям своим умением и молитвой, чем привела многих ко Христу. За это около 117 года от Рождества Христова она приняла мученический венец от язычников.
Мученики Феодор, Миан, Иулиан и Кион Кандавлские (Никомидийские). Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие страшные мучения и мученические венцы во времена антихристианских гонений императора-язычника Максимиана, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова.
Мученики Вавила Никомидийский и с ним 84 его воспитанника. Эти святые также пострадали за исповедание христианской веры в Никомидии (Никомедии), только несколько раньше, при римском императоре Диоклетиане, правившем в 284-305 годах от Рождества Христова. Известно, что, когда старец Вавила шёл со своими учениками на казнь, он славил Господа словами Священного Писания: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!»
Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский. Один из святителей Сербской Православной Церкви, принявших мученические венцы в годы Второй мировой войны. В 1941 году 75-летний владыка Пётр был арестован гестапо и пропал без вести. Существуют разные версии гибели святителя, но бесспорно то, что этот добрый архипастырь принял мученическую кончину, оставаясь верным Православию.
Священномученики Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, Павел Васильевский, Иоанн Василевский, Николай Лебедев, Николай Сретенский, Иоанн Ромашкин, Николай Хвощев, Александр Никольский, Пётр Лебединский, Илия Измайлов, Михаил Богородский, пресвитеры, преподобномученик Стефан (Кусков), иеромонах, мученики Василий Ежов, Пётр Лонсков, Стефан Митюшкин и Александр Блохин (1937), мученица Елена Чернова (1943). Православные священнослужители и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений (большинство – в кровавом 1937 году, известном как время так называемого Большого террора) и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
* * *
Поздравляем всех православных христиан с днём иконы Божией Матери «Неопалимая купина» и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Теги:
религия
христианство
православие
Православие в мире
Церковь и общество
Русская церковь
Праздники и традиции
Россия
Неопалимая Купина
Читайте также:
Очень дорогая история: Во сколько обошёлся прогрессивный Горбачёв
В России готовят удар по Китаю: Секретная спецоперация США
Трещало не только за ушами: Генерал, который «съел» пайки русской армии
Мученики Никомидийские. Православный календарь на 16 сентября
Житий всех святых, память 17 сентября
Попразднство Крестовоздвижения
С 15 сентября и до Отдания мы поем «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Сыне Божий, распятый во плоти, спаси нас, поющих Тебе: Аллилуиа» на будничных литургиях после Малого входа.
Мученица София и ее три дочери в Риме
Святые преподобномученицы София и дочери ее Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать была набожной вдовой-христианкой, которая назвала своих дочерей в честь трех христианских добродетелей. Вере было двенадцать, Надежде десять, а Любви девять. Святая София воспитала их в любви Господа Иисуса Христа. Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа, а открыто исповедовали ее перед всеми.
Чиновник по имени Антиох донес на них императору Адриану (117-138), который приказал доставить их в Рим. Понимая, что их поведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося дать им силы не бояться мучений и смерти. Когда святые девы и их матери предстали перед императором, все присутствующие были поражены их спокойствием. Они выглядели так, словно их привели на какой-то веселый праздник, а не на пытки. Призвав по очереди каждую из сестер, Адриан призвал их принести жертву богине Артемиде. Молодые девушки оставались непреклонны.
Тогда император приказал подвергнуть их пыткам. Сожгли святых дев над железной решеткой, потом бросили в раскаленную печь и, наконец, в котел с кипящей смолой, но Господь их сохранил.
Младшую дочь, Любовь, привязали к колесу и били палками до тех пор, пока все ее тело не покрылось кровавыми рубцами. Претерпев неизреченные муки, святые девы прославили своего Небесного Жениха и остались тверды в Вере.
Святую Софию подвергли еще одной тяжкой пытке: мать заставила смотреть на страдания дочерей. Она проявила непреклонное мужество и призвала дочерей терпеть муки ради Небесного Жениха. Все три девушки были обезглавлены и радостно склонили головы под мечом.
Чтобы усилить внутренние страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. Она положила их останки в гробы и погрузила в повозку. Она выехала за черту города и благоговейно похоронила их на высоком холме. Святая София просидела у гроба дочерей три дня и, наконец, предала душу свою Господу. Хотя она и не пострадала за Христа во плоти, но не была лишена мученического венца. Вместо этого она страдала в своем сердце. Верующие похоронили ее тело рядом с дочерьми.
Мощи святых мучениц покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо с 777 года.
Мученица Феодота Никейская
Святая мученица Феодотия, родом из Каппадокии, пострадала в городе Никее при императоре Александре Севере (222-235). В это время наместником Каппадокии был некий Симблиций. Ему сказали, что богатая женщина по имени Феодота исповедует Христа. Правитель призвал Феодотию и долго убеждал ее отвернуться от истинной веры.
Видя тщетность своих попыток, он предал Феодоту пыткам. Ее подвесили и стали ковырять железными крюками, но боли она не почувствовала. Затем ее заковали в цепи и отвели в тюремную камеру.
Через восемь дней, когда святую выводили на новые истязания, на ее теле остались лишь слабые следы уже перенесенных истязаний. Правитель был поражен и спросил: «Кто ты?» Святитель ответил: «Ум твой помрачен, но если бы ты был трезв, то понял бы, что я Феодотия».
Симблиций приказал бросить мученика в раскаленную печь. Из печи вырвалось пламя и опалило стоящих рядом, а оставшиеся невредимыми закрыли печь и в испуге разбежались. Через некоторое время пришли жрецы и открыли печь, чтобы развеять прах мученика, но и они были сожжены пламенем. Оставшиеся невредимыми видели святую Феодотию невредимой. Она стояла посреди пламени между двумя отроками в белых одеждах и славила Господа. Это видение так напугало язычников, что они упали, как мертвые. Позже святого вернули в темницу.
Непобедимость мученика не давала Симблицию покоя. Он совершил путешествие в Византию, на обратном пути остановился в Анкире и попытался одолеть Феодотию. Он приказал бросить ее сразу на раскаленное железо, но мученица снова осталась невредимой.
Тогда Симбликий приказал отвезти святого в Никею. Там, в языческом храме, он хотел заставить ее принести жертву идолам, но по молитве святой идолы пали и разбились. Возмущенный правитель приказал растянуть мученицу и распилить ее тело, но и здесь сила Божия сохранила святую. Пила не причинила Феодоте никакого вреда, и слуги утомились. Наконец, святого обезглавили. Епископ Никейский Софроний похоронил ее тело.
Мученица Агафоклея
Святая мученица Агафоклея была служанкой в доме некоего христианина по имени Николай. Его жена Паулина была язычницей. В течение восьми лет Агафоклея подвергалась насилию со стороны госпожи из-за своей веры. Паулина жестоко избила служанку и заставила ее ходить босиком по острым камням.
Однажды в припадке гадости Паулина ударом молотка сломала себе ребро, а потом отрезала ей язык. Ничто не могло заставить святую уступить требованию госпожи поклоняться идолам. Тогда Паулина заключила мученицу в темницу и изморила голодом. Но Агафоклея не погибла: каждый день птицы приносили ей пищу. Наконец, в порыве зла, Паулина пошла в темницу и убила святую мученицу.
156 Палестинских мучеников, в том числе епископы Пелей и Нил, пресвитер Зенон, благоверные Патермуфий и Илия и др.
Святые мученики Пелей и Нил, епископы Египетские, пресвитеры Зенон, Патермуфий, Илия и еще 151 мученик пострадали при императоре Максимиане Галерии (305-311). Большинство из них были египтянами, но среди них были и палестинцы. Фирмилиан, правитель Палестины, арестовал 156 христиан. Святым мученикам выкалывали глаза, перерезали сухожилия на ногах и подвергали всевозможным истязаниям. 100 мучеников обезглавили, а остальных сожгли.
Икона Божией Матери Константинопольская
Памятная сегодня Константинопольская икона, вероятно, является прообразом другой Константинопольской иконы (память 25 апреля), чтимой в Успенском храме на Малой Димитровке в Москве.
Икона Божией Матери Макарьевская
Макарьевская «Направительница» икона Божией Матери явилась в царствование князя Василия Темного (1425-1462) святому Макарию Чудотворцу, подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжи.
17 сентября 1442 года, около третьего часа утра, когда преподобный Макарий заканчивал свой обычный утренний акафист Пресвятой Богородице, келья его внезапно осветилась неведомым светом. Преподобный смутился духом и стал усердно молиться.
За стенами кельи он услышал ангельский припев: «Радуйся, Благодатная, Богородице Дево!» Со страхом и удивлением преподобный вышел из своей келии и на северо-западном горизонте увидел икону Божией Матери, окруженную светоносным сиянием.
Икона приблизилась к келье подвижника. С радостным трепетом преподобный пал на землю и воззвал: «Радуйся, Богородица! Радуйся, Присносущный Источник, подающий спасение всему миру и подающий покровительство и заступничество всей земле Галиции!»
Он благоговейно взял икону и поместил ее в своей келье, отчего она и стала называться «Келейная икона». Впоследствии ученики преподобного дали ему титул «Макарьев». На месте явления святой иконы был основан монастырь, также названный Макарьевским. С Макарьевской иконы Божией Матери были сделаны копии, получившие такую же известность, как и подлинник.
17 сентября — Православные образовательные ресурсы — Православное образование св. Космы
День семнадцатый
сентября месяца
Страсти святых мучеников
Вера, Надежда и Любовь,
и Матерь их София
Из Великого собрания житий святых, т. 1: сентябрь
, составленный святителем Димитрием Ростовским
Источник: Златоуст Пресс
Купить книгу: Св. Герман Пресс
Во времена правления нечестивого римского императора Адриана в Риме жила вдова итальянского происхождения по имени София, чье имя означает мудрость. Она была христианкой и по имени своему жила мудро, показывая ту мудрость, которую восхваляет апостол Иаков, говорящий: «Мудрость, которая свыше, сперва чиста, потом миролюбива, кротка и умилостивительна, полна». милости и добрых плодов. Эта мудрая госпожа София, живя в порядочном браке, родила трех дочерей, которых назвала в честь трех великих добродетелей. Первую назвали Верой, вторую Надеждой, а третью Любовью, ибо что рождает христианская мудрость, как не богоугодные добродетели?
Вскоре после рождения трех дочерей София овдовела. Живя благочестиво, она угодила Богу молитвой, постом и милостыней. Она воспитала трех своих дочерей так, как подобает мудрой матери, чтобы они, будучи тезками добродетелей, могли воистину приобрести те черты, имена которых носили. Возмужав, они умножились в добродетели и хорошо усвоили книги пророков и апостолов. Они привыкли слушать слова своих учителей и усердно занимались духовным чтением, молитвой и домашними делами. Более того, они во всем подчинялись своей святой матери, исполненной божественной мудрости. Таким образом, идя от силы к силе, они преуспевали во всем. Поскольку они были чрезвычайно красивы и совершенны в мудрости, взоры всех вскоре были обращены на них.
По всему Риму разнеслась молва о мудрости и красоте трех сестер, и даже епарх Антиох пожелал их увидеть. Когда их привели к нему, Антиох узнал, что они христиане, ибо не скрывали своей веры во Христа. Надеясь на Христа, они не сомневались и не колебались в любви к Нему, но пред всеми прославляли Христа, оказывая пренебрежение к идолам, ненавистным Богу.
Антиох рассказал обо всем этом императору Адриану, который немедленно послал своих слуг привести к нему девственниц. Когда слуги пришли в дом Софьи, они застали мать занятой обучением своих дочерей. Ей сказали, что она должна прийти вместе с дочерьми к императору. Поняв цель сего призыва, они встали на молитву и сказали: «Всемогущий Боже, сотвори с нами по святой воле Твоей и не оставь нас, но даруй нам святую Твою помощь, да не устрашатся сердца наши от гордых мучителю, чтобы не устрашились мы его страшными муками и не устрашились горькой смерти, и чтобы ничто не отлучило нас от Тебя, Боже наш».
Помолившись и поклонившись Богу, все четыре мученицы, мать и ее дочери, взялись друг за друга за руки, образуя как бы сплетенную гирлянду. Они шли, часто взирая на небо, с воздыханиями и безмолвными молитвами вручая себя помощи Тому, Кто повелел нам не бояться убивающих тело, души же не могущих убить. Прибыв во дворец императора, они крестились и сказали: «Помоги нам, Боже Спаситель наш, ради славы святого имени Твоего!»
Затем их привели к Императору, который гордо восседал на троне. Они оказали ему подобающую честь, но стояли перед ним без страха, их лица сияли, их сердца были непоколебимы, их глаза радостно смотрели на всех, как будто они были созваны на пир. Такова была их радость, с которой они пришли терпеть мучения за своего Господа!
Увидев их благородные, прекрасные и бесстрашные лица, Император спросил мать об их происхождении, именах и вере. Она, будучи мудрейшей, ответила так проницательно, что все дивились ее благоразумию. Сказав лишь вкратце о происхождении и именах девиц, она начала рассказывать о Том, Кого она исповедовала и перед Чьим именем должно преклониться всякое колено. Исповедуя веру во Христа Иисуса, Сына Божия, она называла себя Его рабою и славила Его имя. «Я христианка, — сказала она, — и радуюсь этому благородному имени». Она добавила, что обручила своих дочерей со Христом, чтобы они сохранили свое целомудрие для нетленного Жениха, Сына Божия.
Император, увидев, что София была мудрой женщиной, не пожелал в то время говорить с ней дальше или судить ее. Он отложил на время дело и отправил всех четырех мучеников к некоей знатной женщине по имени Палладия, которой поручил наблюдать за ними и представить на третий день на суд.
Находясь в доме Палладии, София успела научить своих детей. Она утверждала их в вере день и ночь, уча их словами, вдохновленными Богом, и говорила: «Дочери мои возлюбленные, теперь пришло время вам подвизаться за Христа; пришел час вам обручиться с бессмертным Женихом вашим. По именам твоим да явишь твердую веру, надежду несомненную, любовь нелицемерную и неиссякаемую, пришел час возрадоваться тебе, ибо мученическим венцом увенчаешься от возлюбленнейшего Жениха твоего и войдешь с радостные голоса в Его брачный чертог. 0006
«Дочери мои, ради чести, в которой вас будет удостоить Христос, Который прекраснее сынов человеческих, не жалейте плоти вашей. Ради жизни вечной, не жалейте цветения вашего юность, ни постесняйся терпеть лишение сей скоротечной жизни, ибо Возлюбленный твой, Иисус Христос, обитающий на небесах, есть вечное благоденствие и красота неизреченная, когда тела твои будут замучены до смерти ради Него, Он облачит их в нетлении, и раны, которые вы наносите на теле вашем, воссияют, как звезды на небе.0006
«Когда вы ради Него лишитесь своей красоты, Он украсит вас небесной красотой, какой не видел глаз. Он дарует вам жизнь вечную и прославит вас во веки пред Отцем Своим Небесным и пред святыми Ангелами Своими, наречете вас Христовыми невестами и исповедницами Его все воинства небесные, восхвалят вас все святые иноки и мудрые девы возрадуются о тебе и примут тебя в свою компанию.0006
«Мои сладкие дети, не дайте себя обмануть вражеским соблазнам, ибо Император будет сильно прельщать вас и обещать вам богатые дары, предлагая вам славу, богатство, честь и все прекрасные и сладостные вещи этого тленного и суетный мир. Но ничего из этого не любите, ибо все они исчезают, как дым, и рассеиваются, как прах, ветром, и, как цветок или трава, увядают и возвращаются в землю. недолго терпел их и, победив врага, будешь радоваться вечно.0006
«Я верю, что мой Бог, Иисус Христос, не оставит вас, если вы решите пострадать за Него, ибо Он сказал: даже если женщина и забудет семя свое, Я не забуду тебя. Он пребудет с тобой во все времена. все муки, которые вы претерпите, глядя на ваши подвиги, укрепляя вашу немощь и готовя плетеный венец для вашей награды
«Мои хорошие дочери, вспомните муки, которые я претерпела, вынашивая вас! Вспомни труды, которые я претерпел, воспитывая тебя, вспомни мои слова, которыми я научил тебя страху Божию, и утешь свою мать в старости своим добрым и мужественным исповеданием Христа. Когда я удостоюсь называться матерью мучеников и увижу вас, мужественно страдающих за Христа, исповедующих Его святое имя и умирающих за Него, то я буду иметь больше счастья, радости, чести и славы, чем кто-либо из верных. Возвеличится душа моя, и возвеселится дух мой, и укреплюсь я в старости моей. Повинуясь наставлениям вашей матери, вы воистину будете моими дочерьми, если будете сражаться за вашего Господа даже до пролития своей крови и с усердием предаетесь смерти за Него» 9.0006
Вняв с умилением словам матери, дочери сжались сердцем и возрадовались духом, ожидая времени своей мученической кончины, как будто это был час их бракосочетания. Будучи святыми ветвями священного корня, они всем сердцем желали того, чего научила их жаждать их премудрая мать София. Они хранили ее слова в своих сердцах и готовились к мученическому состязанию, как если бы им предстояло войти в брачный чертог. Препоясываясь верою, ободряясь надеждою и возжигая в себе огонь любви к Господу, они укрепляли друг друга и обещали своей матери, что с помощью Христа претворят в дела ее назидательные к ним слова.
Когда наступил третий день, святые предстали перед нечестивым Императором. Думая, что они всего лишь молодые девушки, которых легко заставить повиноваться его обманчивым словам, он начал говорить им так: «Я вижу, дети, что вы прекрасны, и мне жаль вашу молодость. Я советую вам как отец, чтобы поклоняться богам, которые правят миром. Если вы будете повиноваться мне и делать то, что я повелеваю, то я назову вас своими детьми. Я созову епархов, правителей и всех моих советников и усыновлю вас в их присутствии, и все они будут уважать тебя и восхвалять тебя, но если ты не послушаешься меня и не подчинишься моему повелению, то много бед приключится с тобой, и ты принесешь много огорчений своей матери в старости ее. Вы сами погибнете в том возрасте, когда вам надлежит быть счастливыми и жить среди сладостей, благ и радостей мира сего, Я заставлю вас погибнуть в жалкой смерти и отрублю ваши отрубленные члены на съедение собакам, а вы будете быть всеми презираем. Итак, повинуйтесь мне, чтобы вам было хорошо. Я забочусь о вас и не хотят разрушить твою красоту и лишить тебя этой настоящей жизни; скорее, я хочу, чтобы вы были моими детьми» 9.0006
Святые девы ответили гонителю как бы в один голос, сказав: «Бог, обитающий на небесах, есть Отец наш, Который заботится о жизни нашей и милует наши души. Его любви желаем, и желаем чтобы называться Его истинными детьми. Мы соблюдаем Его заповеди, и мы плюем на ваших богов. Ваши угрозы не устрашают нас, ибо мы желаем страдать и нести горькие муки ради сладкого Бога нашего, Иисуса Христа».
Император, услышав их ответ, спросил их мать Софию об их именах и возрасте. Она ответила: «Моего старшего ребенка зовут Вера, и ему двенадцать лет. Второй — Надежда, ей десять лет. Моего третьего ребенка зовут Любовь, и ей девять лет».
Император восхитился духом, умом и быстрыми ответами девушек, тем более, что они были так молоды. Затем он начал пытаться заставить каждую из них подчиниться своему нечестию, начиная с Веры, старшей сестры, которой он сказал: «Жертва великой богине Артемиде!»
Но Вера не согласилась подчиниться. Поэтому император приказал ее раздеть догола и приказал жестоко избить. Мучители безжалостно избили ее, говоря: «Жертва великой богине Артемиде!» Однако она хранила молчание, как будто это было чужое тело, несущее страдание. Поскольку мучитель ничего не добился тем, что высек ее, он отрезал ей девственную грудь. Видя, что из ее ран вместо крови течет молоко, народ качал головами и втайне упрекал императора в его глупости и жестокости, говоря: «В чем провинилась эта прекрасная дева? Почему она так страдает? Какая жалость! безрассудство Императора и его звериная жестокость, что он не только истязает до смерти стариков, но и маленьких детей!»
Затем принесли металлическую решетку, которую поставили на большой разожженный костер. Когда он раскалился докрасна, испуская искры, на него была поставлена святая мученица Вера. Она пролежала там два часа, взывая к своему Господу, но совсем не обгорела, к удивлению всех присутствующих. Потом ее бросили в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но и там она осталась невредимой, сидя, как в прохладной воде, воспевая Богу. Гонитель, не зная, что еще сделать с ней, чтобы ослабить ее веру во Христа, вынес ей приговор к смертной казни от меча.
Когда святая Вера услышала это, она исполнилась радости и сказала своей матери: «Помолись за меня, Мать, чтобы я могла завершить свой путь и достичь желаемого конца, чтобы увидеть моего возлюбленного Господа и Спасителя и быть наполненный видением Его божественности».
Тогда Вера сказала своим сестрам: «Вы знаете, мои дорогие сестры, Кому мы обещали себя и Кому мы были обручены. Вы знаете, что мы подписаны святым Крестом нашего Господа, чтобы служить Ему в вечности …Поэтому претерпим до конца. Одна мать родила нас и воспитала и наставила нас, так примем же общую смерть, так как мы сестры и разделяем единую волю. Да буду я вам примером, чтобы вы оба могли бы следовать за мной к нашему Жениху, который зовет нас к Себе».
Сказав это, Вера поцеловала свою мать и, обняв сестер, поцеловала их, а затем подчинилась мечу. Мать ее не скорбела о дочери, ибо ее любовь к Богу превзошла материнскую любовь и жалость к детям. Она только боялась, что одна из дочерей ее отречется от Господа, поэтому сказала Вере: «Дочь моя, я родила тебя и ради этого терпела страдания. Кровь, которую ты приняла во чреве моем. Иди к Нему, семя мое возлюбленное, обагренное кровью твоей, как бы облеченная в багряницу. Когда явишься прекраснейшей пред очами Жениха твоего, помяни пред Ним смиренную мать твою и помолись Ему для ваших сестер, чтобы Он укрепил их, чтобы они могли иметь такое же терпение, как и вы».
Так была отсечена честная глава святой Веры, и отошла она ко Христу Богу своему Владыке. Мать приняла ее многострадальное тело и, целуя его, радовалась и прославляла Христа Бога, принявшего дочь ее Веру в небесный чертог.
Тогда нечестивый император привел к себе вторую сестру, святую деву Надежду, и сказал ей: «Дитя доброе, я взываю к тебе, как отец, любящий тебя. Прислушайся к моему совету и поклонись великой Артемиде так чтобы ты не погибла, как твоя старшая сестра. Ты видел ее горькую смерть. Хочешь ли ты страдать так же? Поверь мне, дитя, я сожалею о твоей молодости и хотел бы, чтобы ты была моей дочерью, если бы ты согласилась повиноваться моему приказу. »
Но святая Надежда ответила: «О Император, не мою ли сестру ты предал смерти? Разве мы не родились от одной матери? Разве мы не вскармливались одним молоком? сестра? Я вырос с нею, и из тех же книг и из того же материнского наставления я научился познавать единого Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и верить в Него, и поклоняться Ему одному. что я буду рассуждать, думать или желать иначе, чем моя сестра Вера. Я готов следовать ее пути, поэтому не откладывайте и не утомляйте себя многословием, но приступайте к тому, что вы решили сделать. что я того же мнения, что и моя сестра, которая ушла раньше меня».
Услышав этот ответ, Император передал Хоуп мучителям. Его прихвостни раздели ее, как у них была Вера, и били так долго и безжалостно, что устали. Но она молчала, как будто не страдая от боли. Она только смотрела на свою мать, блаженную Софию, которая стояла рядом и доблестно смотрела, как ее дитя претерпевает мучения, горячо моля Бога, чтобы Он даровал ее дочери твердое терпение.
Тогда нечестивый Император приказал бросить Надежду в огонь, но она осталась невредимой, прославляя Бога, как Три Отрока. После этого ее подвешивали и царапали железными когтями. Ее плоть была сорвана, хлынули потоки ее крови, и дивное благоухание исходило от ее ран. Лик ее сиял благодатью Святого Духа, и она насмехалась над гонителем за то, что он не мог одолеть даже юную девицу. Она сказала: «Имея помощь Христову, я не боюсь мук, но желаю их, как желаю райских сладостей, так сладок мне Господь мой. Геенна».
Эти слова сильно разозлили мучителя, который приказал наполнить котел смолой и маслом, раскалить на огне и бросить в него святого. Когда котел закипел и слуги государя готовились бросить в него святого, котел вдруг расплавился, как воск, и горячая смола и елей излились из него на всех, кто стоял рядом.
Такова была чудесная сила Божия, охранявшая Святую Надежду. Гонитель, хотя и видел все это, но не пожелал познать истинного Бога, ибо сердце его опуталось бесовской тьмой и пагубным заблуждением. Так, увидев себя посрамленным молодой девой и не желая терпеть дальнейшего унижения, он осудил святого на усекновение головы.
Когда девица услышала, что ее должны казнить, она радостно поспешила к своей матери и сказала: «Мир и спасение тебе, матушка: вспомни дитя твое!»
Мать ее обняла и поцеловала ее, говоря: «Дочь моя Надежда, ты благословлена Господом Богом на высоте, на Которого ты уповаешь и ради Которого ты не пощадила своей крови. Иди теперь к своей сестре Вере, чтобы стоять в присутствие нашего Возлюбленного».
Тогда Надежда поцеловала свою сестру Любовь, которая наблюдала за ее мучениями, и сказала ей: «Не задерживайся здесь, сестра, но поспеши, чтобы мы могли вместе войти в присутствие Святой Троицы». Затем она подошла к обезглавленному трупу своей сестры Святой Веры и нежно поцеловала его. Природа заставила ее плакать, но любовь ко Христу превратила ее слезы в радость. Тогда она склонила голову под меч, и так святая Надежда была обезглавлена. Мать взяла ее тело и прославила Бога, радуясь мужеству двух дочерей. Затем она вдохновила свою третью дочь сладкими словами и мудрыми советами бороться таким же образом.
Преследователь призвал Любовь, третью деву, стремясь соблазнить ее оставить Распятого и поклониться Артемиде, но тщетно трудился обманщик. Ибо никто так не желал подвизаться за нашего возлюбленного Господа, как Любовь, как написано: Любовь сильна, как смерть; многие воды не могут потушить любовь, и потоки не могут потопить ее.
Многие воды искушений мира не погасили огня любви к Богу в той деве, и не потопили ее в потоках бед и страданий. Ее великая любовь проявилась в том, что она была готова положить свою душу за своего возлюбленного Иисуса Христа, ибо нет большей любви, чем та, что человек положит свою жизнь за другого.
Преследователь, поняв, что своими лестью ничего не может сделать, стал мучить Любовь, надеясь разными муками отделить Любовь от любви Христовой. Но она отвечала словами апостола: «Кто отлучит меня от любви Христовой? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? я больше, чем победитель через Возлюбившего меня».
Преследователь начал пытку с того, что приказал растянуть ее на колесе и бить розгами. Юное тело святой растянули так, что члены ее вырвались из суставов, и ее били до тех пор, пока она не окрасилась в багряный цвет от своей крови, орошавшей землю, как дождь.
Тогда мучитель показал святому печь, раскаленную добела, и сказал: «Дева, скажи только, что богиня Артемида велика, и я отпущу тебя. сожжены в огненной печи».
Святой сказал: «Велик Бог мой Иисус Христос, но да погибнешь ты вместе с Артемидой!»
Преследователь пришел в ярость и приказал стоящим рядом бросить Любовь в печь. Святая не ждала, пока другой бросит ее в печь, а сама поспешила войти в нее. Она вошла в печь, но не обожглась, и радовалась, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога. И тотчас вырвался огонь из печи, пожрал стоявших рядом неверных, испепелив одних дотла, а других испепелив. Самого Императора опалили, и он убежал далеко от печи. В печи можно было видеть и других светлых людей, радующихся вместе с мучеником. Так возвеличивалось имя Христа, а нечестивые посрамлялись.
Когда печь погасла, святая, прекрасная невеста Христа, вышла сияющая и невредимая, как из чертога брачного. Мучители, по повелению императора, схватили ее и просверлили члены сверлами, но помощь Божия укрепила святую в терпении этих мук, чтобы она не умерла. Ибо как иначе могла бы она вынести такие муки и не погибнуть тотчас же? Ее возлюбленный Жених, Иисус Христос, укрепил ее, чтобы нечестивые исполнились стыда и чтобы она получила большую награду и чтобы могущественная сила Божия прославилась в сосуде тленном.
Наконец, гонитель, пораженный болью от ожога огнем, приказал усечь святого мечом. Услышав, что ей надлежит быть обезглавленной, возрадовалась и сказала: «Тебе пою и благословляю многославное имя Твое, Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь! Причисли меня к сестрам моим и удостой меня пострадать за имя Твое, как и они страдали».
Мать ее святая София не переставала молить Бога о своей третьей дочери, чтобы Он даровал ей терпение до конца. Она сказала Любви: «Третье семя мое, чадо мое возлюбленное: претерпи до конца! Ты идешь по пути благому, и венец уже сплетен тебе. Жених ждет тебя, взирая с высоты на подвиг твой, чтобы, когда ты преклонишь голову под меч, Он мог принять и обнять твою чистую и непорочную душу и даровать тебе покой вместе с сестрами твоими. Помяни меня, мать твоя. , в царстве Жениха твоего, чтобы Он мог быть милостив ко мне и не лишить меня наследства и части с тобой в Его святой славе».
В этот момент Святая Любовь была обезглавлена мечом. Мать взяла ее тело и положила в красивый гроб вместе с трупами Веры и Надежды, украсив их тела как подобает. Она посадила их в колесницу, отвезла за город на несколько верст и благоговейно похоронила там своих дочерей на высоком холме, плача от радости. Она просидела у их могилы, три дня с умилением молясь Богу, после чего почила смертным сном в Господе и была погребена верующими на том же месте вместе с дочерьми своими. Она не была лишена ни удела с ними в Царствии Небесном, ни мученического венца, так как пострадала за Христа не плотью, а сердцем. Так премудрая Софья мудро закончила свой путь, принеся в дар Троице трех своих добродетельных дочерей: Веру, Надежду и Любовь.
О святая и праведная София! Какая женщина так спаслась чрез чадородие, как ты, родившая детей, обрученная Спасителю и страдавшая за Него, и ныне царствующая и с Ним прославляемая? Воистину, ты дивная мать, достойная памяти, ибо видя жестокие и горькие муки, которые претерпели дети твои возлюбленные, и смерть их, ты не потерпела, как обыкновенно у матерей, скорби, но радуешься, утешаясь благодать Божия.