5 заповедей христианства: Пять заповедей христианства. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней
Содержание
Пять заповедей христианства по Л.Н. Толстому: VIKENT.RU
«В толстовской интерпретации таких заповедей пять. Сформулированы они в той части Нагорной проповеди, по Евангелию от Матфея (Мф. 5:21-48), в которой говорится «вам сказано, а я говорю вам», то есть идёт прямая полемика с древним законом (две ссылки о прелюбодеянии считаются за одну). Этими заповедями Иисус отменяет закон Моисея и провозглашает своё учение. Вот они:
1) Не гневайся: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай… А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»;
2) Не оставляй жену: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй… А Я говорю вам, кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать»;
3) Не присягай никогда никому и ни в чем: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы… А Я говорю вам: не клянись вовсе»;
4) Не противься злому силой: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не, противься злому»;
5) Не считай людей других народов своими врагами: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших».
Заповеди Христа — «все отрицательные и показывают только то, чего на известной степени развития человечества люди могут уже не делать. Заповеди эти суть как бы заметки на бесконечном пути совершенства…».
По мнению Толстого, центром христианского пятисловия является четвёртая заповедь: «Не противься злому», налагающая запрет на насилие.
Осознание того, что в этих трёх простых словах заключена суть евангельского учения, вернувшее в своё время Толстому утерянный смысл жизни, вывело его одновременно и из мировоззренческого тупика. Древний закон, осуждавший зло и насилие в целом, допускал, что в определённых случаях они могут быть использованы во благо — как справедливое возмездие по формуле «око за око». Иисус Христос отменяет этот закон. Он считает, что насилие не может быть благом никогда, ни при каких обстоятельствах, к помощи насилия нельзя прибегать даже тогда, когда тебя бьют и обижают («кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» — Мф. 5:39). Запрет на насилие является абсолютным. Не только на добро надо отвечать добром. И на зло надо отвечать добром. Понятые именно в таком прямом, буквальном смысле слова Иисуса о не-насилии, не-противлении злу силой являются меткой правильного направления, той высотой, перед которой стоит современный человек на бесконечном пути его нравственного восхождения. Почему именно не-насилие? […]
«Насиловать значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие». В таком понимании насилие совпадает со злом и оно прямо противоположно любви. Любить — значит делать так, как хочет другой, подчинять свою волю воле другого. Насиловать — значить делать так, как я хочу, подчинять чужую волю моей. Центральный статус заповеди не-наси-лия, не-противления связан с тем, что она очерчивает границу царства зла, тьмы, как бы запечатывает дверь в это царство. В этом смысле заповедь непротивления является негативной формулой закона любви. «Не противься злому — значит не противься злому никогда, т. е. никогда не делай насилия, т. е. такого поступка, который всегда противоположен любви».
Непротивление — больше чем отказ от закона насилия. Оно имеет также позитивный нравственный смысл. «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности». Непротивление злу как раз и означает признание изначальной, безусловной святости человеческой жизни. Жизнь человека священна не бренным телом, а бессмертной душой. Отказ от насилия переводит конфликт в ту единственную сферу, сферу духа, где он только и может получить конструктивное решение — быть преодолен во взаимном согласии. Непротивление переносит конфликт не просто в сферу духа, а более узко — в глубь души самого непротивленца.
Основное произведение Толстого, в котором излагается его концепция ненасилия, совсем не случайно называется «Царство божие внутри вас». Через непротивление человек признает, что вопросы жизни и смерти находятся за пределами его компетенции, что это дело хозяина, а не работника. Он одновременно вообще отказывается от того, чтобы быть судьей по отношению к другому. Человеку не дано судить человека. И не только потому, что он всегда несовершенен. Он просто лишён такой способности, точно так же, например, как он лишен способности летать. В тех же случаях, когда мы как будто бы судим других людей, называя одних добрыми, других злыми, то мы или обманываем себя и окружающих, или в лучшем случае обнаруживаем свою нравственную незрелость, уподобляясь маленьким детям, которые, размахивая руками, бегают по комнате, полагая, что они летают по воздуху. Душа самозаконодательна. Это значит, что человек властен только над собой. «Всё, что не твоя душа, всё это не твоё дело» — говорит Толстой.
Этика непротивления — это, по сути, и есть требование, согласно которому каждый человек обязан думать о спасении собственной души. Называя кого-то преступником и подвергая его насилию, мы отнимаем у него это человеческое право; мы как бы говорим ему: «ты не в состоянии думать о своей душе, это мы позаботимся о ней». Тем самым мы обманываем и его и себя. Можно властвовать над чужим телом, но нельзя властвовать и не нужно властвовать над чужой душой. Отказываясь сопротивляться злу насилием, человек признает эту истину; он отказывается судить другого, ибо не считает себя лучше его. Не других людей надо исправлять, а самого себя. Непротивление переводит человеческую активность в план внутреннего нравственного самосовершенствования.
Человек играет свою собственную роль только тогда, когда он борется со злом в самом себе. Ставя перед собой задачу бороться со злом в других, он вступает в такую область, которая ему не подконтрольна. Насилие очень часто анонимно: палачи работают в масках. Люди, совершающие насилие, как правило, скрывают это. Скрывают и от других и от самих себя. В особенности это касается государственного насилия, которое так организовано, что «люди, совершая самые ужасные дела, не видят своей ответственности за них. …Одни потребовали, другие решили, третьи подтвердили, четвёртые предложили, пятые доложили, шестые предписали, седьмые исполнили». И никто не виноват. Размытость вины в подобных случаях — не просто результат намеренного стремления спрятать концы. Она отражает само существо дела: насилие объективно является областью несвободного и безответственного поведения. Люди через сложную систему внешних обязательств оказываются соучастниками преступлений, которые бы ни один из них не совершил, если бы эти преступления зависели только от его индивидуальной воли. «Ни один генерал или солдат без дисциплины, присяги и войны не убьёт не только сотни турок или немцев и не разорит их деревень, но не решится ранить ни одного человека.
Всё это делается только благодаря той сложной машине государственной и общественной, задача которой состоит в том, чтобы разбивать ответственность совершаемых злодейств так, чтобы никто не чувствовал противоестественности этих поступков».
Непротивление от насилия отличается тем, что оно является областью индивидуально ответственного поведения. Это — сугубо авторское произведение.
Гусейнов А.А., Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 216-219.
Извращение заповеди Христа о непротивлении злу насилием церковным учением по Л.Н. Толстому
Пять заповедей христианства
Как считает Л. Н. Толстой, суть
нравственного идеала наиболее полно
выражена в учении Иисуса Христа. При
этом для Толстого Иисус Христос не
является Богом или сыном Бога, он считает
его реформатором, разрушающим старые
и дающим новые основы жизни. Толстой,
далее, видит принципиальную разницу
между подлинными взглядами Иисуса,
изложенными в Евангелиях, и их извращением
в догмах православия и других христианских
церквей.
“То, что любовь есть необходимое и
благое условие жизни человеческой, было
признаваемо всеми религиозными учениями
древности. Во всех учениях: египетских
мудрецов, браминов, стоиков, буддистов,
таосистов и др., дружелюбие, жалость,
милосердие, благотворительность и
вообще любовь признавались одною из
главных добродетелей”. Однако только
Христос возвысил любовь до уровня
основополагающего, высшего закона
жизни.
Как высший, основополагающий закон
жизни, любовь является единственным
нравственным законом. Закон любви не
заповедь, а выражение самой сущности
христианства. Это вечный идеал, к которому
люди будут бесконечно стремиться. Иисус
Христос не ограничивается прокламацией
идеала. Наряду с этим он дает заповеди.
В толстовской интерпретации таких
заповедей пять. Вот они1) Не гневайся;
2) Не оставляй жену;
3) Не присягай никогда никому и ни в
чем;
4) Не противься злому силой;
5) Не считай людей других народов
своими врагами.
Заповеди Христа “все отрицательные
и показывают только то, чего на известной
степени развития человечества люди
могут уже не делать. Заповеди эти суть
как бы заметки на бесконечном пути
совершенства. ..”. Они не могут не быть
отрицательными, поскольку речь идет об
осознании степени несовершенства. Они
не более чем ступень, шаг на пути к
совершенству. Они, эти заповеди, составляют
в совокупности такие истины, которые
как истины не вызывают сомнений, но еще
не освоены практически, то есть истины,
по отношению к которым выявляется
свобода современного человека. Для
современного человека они уже являются
истинами, но еще не стали повседневной
привычкой. Человек уже смеет так думать,
но еще не
способен так поступать. Поэтому они,
эти возвещенные Иисусом Христом истины,
являются испытанием свободы человека.
По мнению Толстого, главной из пяти
заповедей является четвертая: “Не
противься злому”, налагающая запрет
на насилие. Древний закон, осуждавший
зло и насилие в целом, допускал, что в
определенных случаях они могут быть
использованы во благо как справедливое
возмездие по формуле “око за око”.
Иисус Христос отменяет этот закон. Он
считает, что насилие не может быть благом
никогда, ни при каких обстоятельствах.
Запрет на насилие является абсолютным.
Не только на добро надо отвечать добром.
И на зло надо отвечать добром.
Насилие является противоположностью
любви. У Толстого есть по крайней мере
три связанных между собой определения
насилия. Во-первых, он отождествляет
насилие с убийством или угрозой убийства.
Необходимость применения штыков, тюрем,
виселиц и других средств физического
разрушения возникает тогда, когда стоит
задача внешнего принуждения человека
к чему-либо. Отсюда второе определение
насилия как внешнего воздействия.
Необходимость внешнего воздействия, в
свою очередь, появляется тогда, когда
между людьми нет внутреннего согласия.
Так мы подходим к третьему, самому
важному определению насилия: “Насиловать
значит делать то, чего не хочет тот, над
которым совершается насилие”. В таком
понимании насилие совпадает со злом и
оно прямо противоположно любви. Любить
значит делать так, как хочет другой,
подчинять свою волю воле другого.
Насиловать значить подчинять чужую
волю своей.Непротивление больше чем
отказ от закона насилия. “Признание
жизни каждого человека священной есть
первое и единственное основание всякой
нравственности”. Непротивление злу
как раз и означает признание изначальной,
безусловной святости человеческой
жизни.
Через непротивление человек признает,
что вопросы жизни и смерти находятся
за пределами его компетенции. Он
одновременно вообще отказывается от
того, чтобы быть судьей по отношению к
другому. Человеку не дано судить человека.
В тех же случаях, когда мы как будто бы
судим других людей, называя одних
добрыми, других злыми, то мы или обманываем
себя и окружающих, Человек властен
только над собой. “Все, что не твоя душа,
все это не твое дело”, говорит Толстой.
Называя кого-то преступником и подвергая
его насилию, мы отнимаем у него это
человеческое право. Отказываясь
сопротивляться злу насилием, человек
признает эту истину, он отказывается
судить другого, ибо не считает себя
лучше его. Не других людей надо исправлять,
а самого себя.
Человек играет свою собственную роль
только тогда, когда он борется со злом
в самом себе. Ставя перед собой задачу
бороться со злом в других, он вступает
в такую область, которая ему не
подконтрольна. Люди, совершающие насилие,
как правило, скрывают это. Скрывают и
от других и от самих себя. В особенности
это касается государственного насилия,
которое так организовано, что “люди,
совершая самые ужасные дела, не видят
своей ответственности за них. …Одни
потребовали, другие решили, третьи
подтвердили, четвертые предложили,
пятые доложили, шестые предписали,
седьмые исполнили”. И никто не виноват.
Размытость вины в подобных случаях не
просто результат намеренного стремления
спрятать концы. Она отражает само
существо дела: насилие объективно
является областью несвободного и
безответственного поведения. Люди через
сложную систему внешних обязательств
оказываются соучастниками преступлений,
которые бы ни один из них не совершил,
если бы эти преступления зависели только
от его индивидуальной воли. Непротивление
от насилия отличается тем, что оно
является областью индивидуально
ответственного поведения. Как ни трудна
борьба со злом в самом себе, она зависит
только от самого человека. Нет таких
сил, которые могли бы помешать тому, кто
решился на непротивление.
Толстой подробно рассматривает
расхожие аргументы против непротивления.
Три из них являются наиболее
распространенными.
Первый аргумент
состоит в том, что учение Христа является
прекрасным, но его трудно исполнять.
Возражая на него, Толстой спрашивает:
а разве захватывать собственность и
защищать ее легко? А пахать землю не
сопряжено с трудностями? На самом деле
речь идет не о трудности исполнения, а
о ложной вере, согласно которой выправление
человеческой жизни зависит не от самих
людей, их разума и совести, а от Христа
на облаках с трубным гласом или
исторического закона. “Человеческой
природе свойственно делать то, что
лучше”. Нет объективного предопределения
человеческого бытия, а есть люди, которые
принимают решения. Поэтому утверждать
об учении, которое относится к человеческому
выбору, касается решимости духа, а не
физических возможностей, утверждать
про такое учение, что оно хорошо для
людей, но невыполнимо, значит противоречить
самому себе.
Второй аргумент состоит в том, что
“нельзя идти одному человеку против
всего мира”. Что, если, например, я один
буду таким кротким, как требует учение,
а все остальные будут продолжать жить
по прежним законам, то я буду осмеян,
избит, расстрелян, напрасно погублю
свою жизнь. Учение Христа есть путь
спасения для того, кто следует ему.
Поэтому тот, кто говорит, что он рад бы
последовать этому учению, да ему жалко
погубить свою жизнь, по меньшей мере не
понимает, о чем идет речь. Это подобно
тому, как если бы тонущий человек,
которому бросили веревку для спасения,
стал бы возражать, что он охотно
воспользовался бы веревкой, да боится,
что другие не сделают того же самого.
Третий аргумент является продолжением
предыдущих двух и ставит под сомнение
осуществление учения Христа из-за того,
что это сопряжено с большими страданиями.
Вообще жизнь человеческая не может быть
без страданий. Весь вопрос в том, когда
этих страданий больше, тогда ли, когда
человек живет во имя Бога, или тогда,
когда он живет во имя мира. Ответ Толстого
однозначен: тогда, когда он живет во имя
мира. Рассмотренная с точки зрения
бедности и богатства, болезни и здоровья,
неизбежности смерти жизнь христианина
не лучше жизни язычника, но она по
сравнению с последней имеет то
преимущество, что не поглощается
полностью пустым занятием мнимого
обеспечения жизни, погоней за властью,
богатством, здоровьем. В жизни сторонников
учения Христа меньше страданий уже хотя
бы по той причине, что они свободны от
страданий, связанных с завистью,
разочарованиями от неудач в борьбе,
соперничеством. Опыт, говорит Толстой,
также подтверждает, что люди главным
образом страдают не из-за их христианского
всепрощения, а из-за их мирского эгоизма.
Учение Христа не только более нравственно,
но оно и более благоразумно. Оно
предостерегает людей от того, чтобы они
не делали глупостей.
Таким образом, обыденные аргументы
против непротивления являются не более
чем предрассудками. С их помощью люди
стремятся обмануть самих себя, найти
прикрытие и оправдание своему
безнравственному и гибельному образу
жизни, уйти от личной ответственности
за то, как они живут.
Почитай отца твоего и мать твою: пятая заповедь
Первые четыре заповеди определяют, как Бог хочет, чтобы мы проявляли любовь к Нему. Эта пятая заповедь, в которой говорится, что мы должны чтить своих родителей, открывает серию из шести заповедей, которые показывают нам, как любить других людей, начиная с самых ранних лет в семье.
Почитание нашего Небесного Отца
Пятая заповедь в некотором смысле связывает эти два раздела, поскольку Бог открывает Себя как наш любящий Отец. Ни один отец не заслуживает такой чести, как наш Небесный Отец! Тем не менее, Библия показывает, что человечество, и даже те, кто избран быть Божьим народом, часто не проявляли этой чести и уважения к нашему Богу-Творцу.
Бог указал на эту слишком распространенную проблему в Малахии 1:6: «Сын чтит своего отца, и слуга — своего господина. Если же Я Отец, то где Моя честь? А если Я Мастер, то где Мое благоговение?»
Эта Пятая Заповедь помогает нам увидеть, как уважение и почтение в семейной обстановке помогает нам проявить уважение к нашему высшему Отцу.
Библейское значение чести
В Исх. 20:12 еврейский глагол, переведенный как «честь», имеет вид кабад . Согласно Zondervan Expository Dictionary of Bible Words, это основано на корне, означающем «быть тяжелым», который в хорошем смысле «стал обозначать честь и славу». В Новом Завете «словами, переведенными как «честь», являются timao и его производные…
«Слушать, уважать и повиноваться — все это подразумевается в понятии чести. То же самое касается поддержки нуждающихся родителей, которая вызвала упрек Иисуса законникам, прибегавшим к Корбану, чтобы отказать в такой поддержке».
Корбан — слово, используемое в Евангелии от Марка 7:11 как оправдание того, что вы не поддерживаете родителей. Это слово древнееврейского происхождения означало «дар, который нужно принести Богу». Люди посвящали деньги, чтобы позже отдать их Богу, чтобы не поддерживать своих родителей в финансовом отношении.
Первая заповедь с обетованием
В Евангелиях записано, что Иисус Христос несколько раз повторял Пятую Заповедь, включая Матфея 15:4 и 19:19.
Апостол Павел также повторил Пятую Заповедь, подчеркнув, что это «первая заповедь с обетованием: ‘да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле’» (Ефесянам 6:2-3).
«Повинуйтесь родителям вашим»
Павел добавляет к этому в Колоссянам 3:20: «Дети, во всем слушайтесь родителей ваших, ибо это благоугодно Господу». Все Божьи заповеди даны для нашего блага, но эта заповедь особо отмечена Богом за те благословения, которые она приносит человеку, семье и обществу в целом.
В серии комментариев к Новому Завету IVP отмечается: «Греческое слово, которое Павел использует для обозначения «детей», — текна, , которое относится к маленьким детям, живущим дома. Хотя, конечно, нет ничего необычного в том, чтобы найти инструкции для детей-иждивенцев в древних семейных кодексах, версия Павла довольно необычна, потому что он относится даже к детям-иждивенцам как к ученикам Христа. Очевидно, что именно в этом заключается цель поощрительной статьи 9.0015 за то, что угодно Господу, , что, я думаю, в равной степени относится и к отцам. Отношения между родителем и ребенком основаны на их общей преданности Господу».
Павел расширяет тему семейных отношений заповедями как детям , так и родителям: «Дети, повинуйтесь родителям вашим в Господе, ибо это справедливо» (Ефесянам 6:1).
Что означает повиноваться «в Господе»? Комментарий Мэтью Генри дает три возможности или аспекта: «Некоторые принимают это как ограничение и понимают так: «насколько это совместимо с вашим долгом перед Богом». Мы не должны ослушаться нашего Небесного Отца в послушании земным родителям; ибо наша обязанность перед Богом важнее и выше всех остальных. Я принимаю это скорее как причину: «Дети, слушайтесь родителей; ибо так повелел Господь: повинуйтесь им ради Господа и с оком к Нему. » Или это может быть частным уточнением общего долга: «Повинуйтесь своим родителям, особенно в том, что касается Господа.
Безупречное функционирование общества и счастливые отношения основаны на уважении и послушании властям. Гораздо проще, если мы научимся этому в раннем возрасте, не требуя суровых надсмотрщиков учебного лагеря, тюрьмы или увольнения.
Научиться «почитать всех людей»
Бог хочет, чтобы мы научились «почитать всех людей» (1 Петра 2:17). Мы должны подчиняться власти: «Потому что нет власти не от Бога» (Римлянам 13:1). Это не означает, что Бог потворствует репрессивному, деспотичному руководству. Он требует от родителей, учителей и других лидеров более строгого осуждения (Иакова 3:1).
Честь не должна заканчиваться, когда мы покидаем дом
Семья — это обязательство на всю жизнь, отражающее постоянство семейных отношений, к которым мы призваны стать детьми Божьими. Как писал апостол Иоанн: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими!» (1 Иоанна 3:1).
Семья – это обязательство на всю жизнь, отражающее постоянство семейных отношений, к которым мы призваны стать детьми Божьими.
Бог хочет, чтобы мы продолжали проявлять уважение и почтение к нашим родителям еще долгое время после того, как мы покинем дом, и, возможно, даже больше, когда они стареют и могут нуждаться в поддержке и заботе. Подробнее о почитании родителей во взрослом возрасте читайте в нашей статье «Как уважать своих родителей во взрослом возрасте» и в записи блога «Чти наших матерей».
Иисус Христос показал лицемерие тех, кто пытался уклониться от почитания и поддержки своих престарелых родителей:
«Почему и вы преступаете заповедь Божию из-за вашего предания? Ибо Бог заповедал, говоря: почитай отца твоего и мать твою; и: «Кто злословит отца или мать, да будет предан смерти». отца своего и матери своей не чти». Так вы упразднили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:3-6).
Бог хочет, чтобы наша честь распространялась на всю жизнь наших родителей.
Важнейшая родительская роль
Апостол Павел также заповедал родителям: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4). К Колоссянам Павел добавил: «Чтобы они не унывают» (Колоссянам 3:21). Родители не должны уклоняться от своей роли учителя, но должны делать это таким образом, чтобы поощрять и не провоцировать своих детей.
«Обучение и увещевание Господа» более подробно разъясняются в книге Второзаконие.
Бог сказал родителям: «Возлюби ГОСПОДА Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всею крепостью твоею. И эти слова, которые я заповедую тебе сегодня, будут в твоем сердце. Внушай им детей твоих и говори о них, сидя в доме твоем, идя дорогою, ложась и вставая» (Второзаконие 6:5-7).
Родительская роль жизненно важна и сложна. Это достойно уважения.
Для дальнейшего изучения применения Пятой заповеди и укрепления наших семей сегодня см. полезные статьи в разделах «Семья: ключи к созданию крепкой семьи» и «Практические советы по позитивному воспитанию».
Подробнее об остальных 10 заповедях читайте в статье «Что такое 10 заповедей?»
6 вещей, которые нужно знать о пятой заповеди
Некоторое время после колледжа я работал в доме престарелых. Эта работа была, вероятно, одной из самых тяжелых, которые у меня когда-либо были, потому что я работал с пожилыми людьми, для которых я был не только опекуном, но также другом и компаньоном. Я работала в отделении слабоумия и поначалу ожидала, что дети этих милых людей будут часто навещать меня. К сожалению, всего через пару недель я вскоре понял, что этих пожилых людей редко посещают их дети, большинство из которых все еще живут поблизости. Мой опыт убедил меня никогда не забывать любящую заботу моих родителей, когда однажды им может понадобиться такая же забота и внимание.
Пятая заповедь говорит нам почитать отца и мать. Но как эта команда проявляется в реальной жизни, когда дети находятся под присмотром родителей, а также когда они становятся взрослыми? Давайте посмотрим, что Библия говорит о пятой заповеди.
1. Пятая заповедь уходит корнями в Божью структуру творения.
Бог дал власть различным должностям в структуре сотворенного им порядка, и одна из этих должностей — должность родителя. Семья была встроена в ткань творения с самого начала, с Адама и Евы. Им было дано наказ «плодиться и размножаться» (Бытие 1:28). Это было повторено после потопа, когда Ною также было приказано вновь заселить землю. Структура семьи не только обеспечивает население мира, но и служит на благо детей и общества в целом. Таким образом, нам крайне важно изучить и понять пятую заповедь, потому что она напрямую связана с тем, как Бог устроил и упорядочил этот мир.
2. Почитание родителей — это один из способов чтить и любить Бога.
Послушание родителей — это один из способов, которым дети чтут и слушаются Бога. Пятая заповедь содержит обещание, а именно: «чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:21). Почитание родителей было связано с обещанием земли, которая будет принадлежать как родителям, так и их потомкам. Для ветхозаветных верующих жизнь и процветание в земле обетованной зависели от повиновения Божьим заповедям (Лев. 26:3-13). Дети были включены в завет Бога с Израилем, поэтому они тоже были призваны повиноваться Богу, чтобы жить в земле обетованной.
Дети, чтящие своих родителей, будут вознаграждены миром и долгой жизнью на земле, которую Бог дал Израилю. Наказанием для детей, которые постоянно и нераскаянно не слушались своих родителей, была смерть через побивание камнями (Исх. 21:15; Втор. 21:18-21). Когда Павел напоминает ефесянам о пятой заповеди, он намеренно опускает ссылку на землю, данную Израилю (Еф. 6:2-3). Это потому, что сегодня христиане не имеют обетования конкретной земли, которую Господь дает им на этой земле, а скорее ожидают обетования новых небес и новой земли (Евр. 12:18-24).
Соблюдение пятой заповеди является частью призыва христианина любить Бога и любить ближнего как добрый плод веры во Христа. Тем не менее, семья остается в основе своей одним из даров Божьего провидения для процветания человечества. По мудрости Божьей, повиновение пятой заповеди в целом принесет пользу детям (1 Тим. 4:7-8). Почитание родителей часто приводит к хорошим и мирным отношениям в семье, а слушание хороших советов родителей может уберечь ребенка от ошибок в жизни, которые он или она мог бы совершить в противном случае.
3. Уважать наших родителей значит больше, чем выполнять работу по дому.
Гейдельбергский катехизис помогает конкретизировать, что значит почитать своих родителей. Вопрос 104 спрашивает: «Что Бог требует в пятой заповеди?»
Ответ: Я проявляю всю честь, любовь и верность моему отцу и матери и всем, кто имеет власть надо мной, и подчиняюсь их добрым наставлениям и исправлениям с должным послушанием; а также терпеливо сносить их немощи и немощи, так как Богу угодно управлять нами их рукой.
Почитание наших родителей не прекращается, когда нам исполняется восемнадцать или двадцать один год. Пятая заповедь — это пожизненная заповедь, которая включает в себя уважение, любовь и верную заботу о наших родителях. Хотя то, как ребенок почитает своих родителей, со временем меняется, заповедь остается. Вот несколько стихов, которые показывают нам, что значит почитать родителей:
Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай наставления матери твоей. (Притчи 1:8)
Слушайся своего отца, который дал тебе жизнь, и не презирай свою мать, когда она состарится. (Притчи 23:22)
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо это правильно. (Еф. 6:1)
Эти стихи не означают, что мы должны повиноваться нашим родителям, даже когда они приказывают нам делать что-то грешное. Наше послушание в первую очередь Богу. Однако, если родители правильно выполняют свою работу, они воспитывают детей по наставлению Господа, и это то, к чему мы должны внимательно прислушиваться.
4. Пятая заповедь касается и родителей.
Как объясняет Павел: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). Бог дал родителям власть над своими детьми; однако плохо обращаться со своими детьми — значит злоупотреблять властью, данной Богом. Родители даны детям для их наставления и защиты, особенно для обучения их заповедям Божьим (Втор. 6:7). Любое поведение, противоречащее этой данной Богом роли, является злоупотреблением властью и искажением того, что Бог задумал для блага детей и общества в целом. Мудро слушать добрые советы родителей ради нашего собственного благополучия (Притчи 1:8).
5. Семейные отношения были непростыми и трудными с момента грехопадения Адама (Бытие 3).
Малыши кричат и закатывают истерики, подростки восстают против правил, установленных их родителями, а родители злятся и несправедливо относятся к своим детям. Это относится не только к отношениям между родителями и детьми, но и к любой структуре власти, которую привел в действие Бог. Как грешники, мы не любим делать то, что нам говорят, и подчиняться авторитетным фигурам в нашей жизни трудно для нашей стремящейся к независимости воли.
Лучшим примером этого является история о блудном сыне (Луки 15:11–32). В истории о блудном сыне своенравный сын обесчестил своего отца, рано попросив наследство и сбежав его растратить. Это свидетельствовало об отсутствии уважения и любви к его семье, людям, которые заботились о нем и кормили его, когда он не мог прокормиться или позаботиться о себе. Разве не все мы в чем-то похожи на блудного сына? Мы принимаем наших родителей как должное, требуя, чтобы они заботились о нас, давали нам деньги, а затем оставляли нас в покое, чтобы мы могли делать с ними все, что хотим. Мы поворачиваемся и отказываемся от тех самых рук, которые работали и заботились о нас. В конечном счете, это отражение бунта человечества против Бога, нашего Небесного Отца. В Адаме мы все убежали от его любящей заботы и обеспечения и начали действовать самостоятельно. Мы растратили свое богатство на грех и теперь остались ни с чем.
6. Христос был совершенным ребенком, чтя своих земных родителей и небесного Отца.
Иисус родился в семейной структуре, и он полностью повиновался этой заповеди, даже будучи воплощенным Богом. Он чтил своих земных отца и мать, подчиняясь их заботе и власти (Луки 2:51). Когда он вырос, Иисус позаботился о будущей заботе о своей матери прямо перед своей смертью, сказав своему ученику Иоанну относиться к ней как к своей матери (Иоанна 19:26). Иисус повиновался своему небесному Отцу, в совершенстве соблюдая весь закон и подчиняясь его воле даже до самой смерти. Его смерть на кресте была последним актом послушания Иисуса своему Отцу. Послушание Христа предоставило возможность каждому сыну и дочери быть усыновленными в Божией семье, где они приветствуются так же, как блудный сын был встречен своим отцом, когда тот вернулся домой с покаянием.
Несмотря на то, что мы все не соблюдаем эту заповедь, Бог дал нам возможность примириться с Ним и принять его в свою семью. Христос был совершенным сыном, чтобы все, кто кается и верит в Него, могли быть покрыты Его совершенством и слышать, как Отец говорит: «Ибо этот сын Мой был мертв и ожил.