Аквинский августин: В доступе на страницу отказано
Содержание
Эстетика как наука. Основные этапы развития эстетической мысли.
Страница 15 из 45
Августин Блаженный. Фома Аквинский.
Первыми эстетиками в период средневековья стали отцы и учителя церкви: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и другие. Они разработали основные эстетические принципы, которые позднее легли в основу средневекового официального искусства и послужили отправным пунктом для эстетических трактатов .
В основе идейного комплекса лежало учение о невысокой ценности всего земного, земного существования человека по сравнению с вечной жизнью его души. Искусство пропагандировало аскетическую доктрину, исходило из того, что земная жизнь – лишь слабый отблеск небесной (отсюда и пренебрежение к чувственному миру). В искусстве преобладал символ и аллегорический взгляд. Народное и светское искусство не получило теоретического осмысления именно потому, что отцы церкви понимали все возможности искусства, силу его воздействия на человека. Отношение теоретиков к искусству носит противоречивый характер. Особенно остро это противоречие проявляется в учении Аврелия Августина, прозванного Блаженным (Августин Блаженный, Аврелий (354–430) – христианский богослов и философ, признанный в католицизме как святой).
Согласно Августину, Бог – высочайший художник, который дает и образ, и красоту, и строй всему по своим законам. Он называет Бога “истиной всякой красоты и высочайшей красотой”. Однако Августин постоянно восхищается красотой чувственных вещей и тут же кается в этом, просит Бога избавить его от “похоти очес”. Он замечает, что сама его мысль часто бывает занята только чувственными образами, и понятия прекрасного и пригодного в его трудах часто определяются “по образцам, заимствованным из мира чувственного”. Но греховный чувственный мир всюду подстерегает философа: при определении эстетических понятий он вынужден обращаться к свойствам чувственного мира. Так, в качестве признаков красоты он называет единство, пропорциональность, соответствие частей вместе с некоей приятностью цвета.
Августин находится под влиянием неоплатонизма, в частности, он воспринимает идею Плотина о красоте мира в целом, несмотря на наличие в нем частных уродств. Мир прекрасен потому, что сотворен Богом. Бог –сверхчувственная, вечная и абсолютная красота. Созерцаемая красота, по Августину, есть символ метафизического единства, ритмического членения и смысла вещей. В своей глубокой сущности красота есть добро и истина, но добро и истина чувственно воспринимаются в форме созерцаемой красоты. Однако не сама по себекрасота имеет значение, а тот смысл, который в ней заключен. Точка зрения Августина в одном пункте существенно отличается от плотиновской. По Плотину, сверхчувственная красота воплощается в конечные вещи в силу естественного, внутренне необходимого процесса развития. У Августина же проникновение гармонического ритма в мир чувственных вещей осуществляется в силу Божественного соизволения.
Таким образом, по Августину, Бог есть красота в себе, абсолютная красота, как живой ритм, чистая духовная форма и единство необъятного мирового творения. Но если внимание заслуживает не сама по себе созерцаемая красота, а лишь заключенный в ней, умом постигаемый смысл, то естественно определенное пренебрежение к форме художественного произведения. Это теоретическое обоснование схематизма, символичности, аллегоризма средневекового официального искусства.
В XII–XIII вв. в средневековом обществе наблюдается рост эстетического сознания, который отразился в высказываниях теолога-схоласта Фомы Аквинского (1225–1274) – средневекового философа и богослова, решавшего проблемы эстетики искусства с позиций средневекового аристотелизма. Он делает шаг вперед по сравнению с Августином и другими представителями эстетики раннего средневековья: он пытается отличить прекрасное от доброго, в чем проявляется тенденция к выяснению специфики эстетического принципа.
Фома Аквинский живет в тот период, когда средневековый аллегоризм постепенно утрачивает свое безраздельное господство, поэтому философ пытается реабилитировать красоту чувственного мира, найти объективные признаки прекрасного. К ним он относит, во-первых, цельность, или совершенство, во-вторых, должную пропорцию, или созвучие, а в-третьих, ясность. Определяя специфику эстетического чувства, Фома Аквинский отмечает его бескорыстный характер. Например, человек восхищается гармонией звуков, что не имеет отношения к поддержанию жизни.
Вслед за Аристотелем Фома рассматривает искусство как подражание и видит его назначение в познании. Прекрасным будет тот образ, который наиболее полно отражает вещь, даже если бы она сама была безобразной.
<< Предыдущая — Следующая >>
Августин Блаженный и Фома Аквинский. — Студопедия
Поделись
Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
План:
1. Основные идеи средневековой философии.
2. Августин Блаженный и Фома Аквинский.
3. Проблема соотношения общего и отдельного.
4. Основные особенности эпохи Возрождения.
5. Социальные теории и Реформация.
Основные идеи средневековой философии.
Средневековая европейская философия охватывает временной отрезок примерно в тысячу лет: с 4 до примерно 14 в. Главной особенностью средневековой философии является ее тесная связь с христианским религиозным мировоззрением и поэтому она была религиозной.
Основные идеи средневековой философии:
1. Теоцентризм (от греч. Theos — Бог) — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений.
2. Моноцентризм — Бог един, а не множествен.
3. Креационизм (от лат. сreatio — создавать) — учение о сотворении мира Богом из ничего.
4. Провиденциализм (от лат. providentio – предвидение, предзнание) предполагает, что событие совершается по воле бога, предопределено им.
5. Средневековый антропоцентризм (от греч. аnthropos-человек): человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали в античности, а тремя. К первым двум добавляется «дух» (духовность) – причастность к божественному посредством веры. Суть человека — вера, надежда, любовь, «но любовь из них больше» (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди.
6. Концепция линейного времени. Идея историзма.
Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Первоначальная фаза (4-8 вв.) христианской философии — период патристики (от лат. pater — отец) — общее название литературы, написанной отцами церкви, защищавшими христианство от «язычников», евреев, государственной власти и античной философии. Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин, или Августин Блаженный (354-430). Его мировоззрение было теоцентрическим. Бог — высшая сущность, единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, первопричина любого существования и всех изменений в мире. Человек ничего не может изменить в своей судьбе.
Августин признавал превосходство человеческой души над телом. Душа есть только у человека, душа, а не тело познает Бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения. Августин так же обосновал концепцию «Теодицеи» (оправдания Бога): Бог творит только добро. Зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. К добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю.
По Августину, чувственное познание не может нас привести к истине. Человек воспринимает божественные идеи. Отсюда Бог является наиважнейшим предметом познания и в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. В проблеме о соотношения веры и разума Августин провозгласил формулу «верю, чтобы понимать». Вера предшествовала пониманию. Истину о Боге может познать не разум, а вера.
Августин Блаженный — родоначальник христианской философии истории. Все происходящее в мире определяется борьбой двух царств — Царства Божьего и Царства земного. В первом царстве обитают праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором — те, которые забывают о Боге. Августин подверг критике в обществе все, что связано с земным царством. Смысл и предназначение истории — победа христианства во всемирном масштабе. Этот тезис фактически обосновывал линейную концепцию времени (прогресс) как преодоление его циклического понимания в период античности.
Этап средневековой философии от VIII до XIV-XV столетий называют эпохой схоластики (от lat. schola — школа). Задачей философии было поиск рациональных путей доказательства всего того, что провозглашала вера. Философия стала «служанкой теологии». Метод схоластической философии — не в поиске истины, которая якобы уже дана в откровении, а в том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т. е. философии. Наиболее ярким и крупным представителем средневековой западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225-1274).
Главная заслуга томизма (от lat. Thomas — Фома) — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании. В период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Фома создал учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума: и вера, и разум не исключают, а дополняют друг друга.
Однако вера принимает истину, прежде всего истину о существовании Бога-творца, разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже таких истин, как бытие Бога, таинств христианской веры (например, триединство, воскресение и т. д.). Хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все.
Истины сверхъестественные, такие, как божественное откровение, благая весть содержатся только в вере. Поэтому вера выше разума. Тем не менее, Фома Аквинский по сути оправдывает разум (разум подкрепляет веру), отмечая, что у неграмотного и дремучего человека и вера неистинная, ненастоящая. Особое внимание Фома Аквинский уделял рациональным доказательствам существования Бога.
Главный труд Фомы «Сумма теологии» содержит пять доказательств, которые взаимно связаны друг с другом:
1. Мир есть движение, каждая вещь имеет свой источник движения, но эта цепь не может быть бесконечной. Первопричина движения — Бог.
2. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Исходная, начальная первопричина — Бог.
3. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность, которой подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Случайное зависит от необходимого. Существует первая необходимость — Бог. Творец законов — Бог.
4. В мире наличествуют разные степени совершенства. Должна существовать наивысшая степень совершенства. Образец, мерило совершенства — Бог.
5. Мир целесообразен, исполнен глубинного смысла. Все в мире имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи и цели. Таким источником может быть только Бог.
Согласно томистской этике, предпосылкой нравственного поведения Аквинат считает свободу воли. Смысл жизни видится им в счастье, которое в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как познание и созерцание Бога.
Проблема соотношения общего и отдельного.
Активное обсуждение в средневековой философии предельно широкой категории-бытия Бога, вывело на проблему соотношения общих, абстрактных понятий — универсалий, и единичных вещей: «Что такое общее? Это только слово, термин? Или же общее существует реально, само по себе?» Номиналисты (от лат. nomen — имя) — Иоанн Росцеллин, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, — считали, что истинны, значимы только конкретные понятия, отражающие отдельные, единичные вещи. Так, например, существуют отдельные белые вещи — кролик, сахар, простыня, но понятие «белизна» — лишь шевеление губ, сотрясение воздуха. Поэтому номинализм представляет собой учение, полагающее, что общее существует только в уме человека.
Философы-реалисты (от лат. realis — реальный, действительный), в частности, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, напротив, считали, что реальны, первичны, наиболее значимы общие понятия — универсалии, а единичные вещи и соответствующие им понятия вторичны, производны от понятий общих. Универсалии существуют всюду и везде. Цвет вообще выше отдельного цвета. Человечество выше человека. Святость выше отдельного святого.
Бог выше всякого отдельного существа.Позиция Фомы Аквинского, как и всей католической церкви, была обусловлена тем, что для господствующей философии исходным, базовым было общее, универсальное, предельно абстрактное понятие «Бог». Номинализм же, принижая значение универсалий, ставил под сомнение существование и роль Бога. Поэтому номиналисты жестоко преследовались католической церковью. Особую позицию в споре номинализма и реализма занимал Пьер Абеляр, утверждая, что универсалии существуют в вещах. Такую позицию назвали концептуализмом.
Theological Approaches Comparison: Thomas of Aquinas and Saint Augustine
Table of Contents
Introduction
Attitudes Towards Philosophy
Approaches to Establishing the Existence of God
Views of Happiness
Критика Августина Аквинским
Заключение
Процитированные работы
Введение
Взгляды Фомы Аквинского и святого Августина содержат много общего. Однако между двумя мыслителями существует некоторая разница. Аквинский и Августин по-разному относились к философии. В то время как
Наши специалисты могут предоставить индивидуальное эссе
с учетом ваших инструкций
всего за 13,00 $ 11,05 $/страница
308 квалифицированных специалистов в Интернете
Augzequine предложили индивидуальные способы
03 логические доказательства того, что Бог существует. В отличие от Августина Аквинский признавал земное счастье. Критика Фомы Августину была мягкой, поскольку Августин был известным теологом, которого уважал Фома Аквинский.
Отношение к философии
Фома Аквинский и Святой Августин по-разному относились к философии. По мнению Фомы Аквинского, философия — это наука, которая, в отличие от других наук, получает свои принципы через откровение Божие, не заимствуя принципов и не завися от других наук. Философия вынуждена использовать другие науки как своих «служанок» из-за недостатка человеческого разума (Фома Аквинский 5-12).
Фома считает богословие частью философии, но богословие, содержащееся в священном учении, отличается от богословия, являющегося частью философии, т.е. священное учение не является частью философии. Другими словами, для Фомы Аквинского философия — это высшая наука, включающая богословие.
Для Августина философия — это инструмент. Хотя большинство философов были язычниками, их сочинений и взглядов «не следует бояться» (Св. Августин «О христианском учении» 48-49). Вместо этого то, что утверждали эти философы, должно быть изъято у них и обращено для использования христианами, поскольку многие из их утверждений были разумными, несмотря на то, что они были язычниками.
Это знание, по словам Августина, «окажется полезным в поклонении единому Богу» (Св. Августин О христианской доктрине 49). Итак, в то время как Фома считает философию универсальной наукой, Августин считает ее инструментом для христианских теологов.
Подходы к установлению существования Бога
Способы, которыми св. Августин и Фома Аквинский представили доказательства существования Бога, также были разными. Августин считал, что у людей есть три способа узнать о существовании Бога. Во-первых, через мистический опыт, который могут получить лишь немногие.
Своевременная доставка! Получите ваш Бумага 100% заказная
сделано в
всего за 3 часа
Начнем
Во-вторых, через веру, т. е. человек должен был поверить утверждениям других, которые имели мистический опыт (Святой Августин Исповедь святого Августина 111). Таким образом, человек получает широкие знания. В-третьих, через разум, т.е. человек должен прийти к логическому выводу, что Бог есть.
Последний путь, по мнению Августина, был доступен большинству людей. Фома Аквинский в своей « Summa » предлагает три статьи по этой проблеме. В первом он утверждает, что утверждение «Бог существует» самоочевидно, но не для людей. Во втором он говорит, что можно доказать людям существование Бога. В третьей статье Аквинский приводит пять логических доказательств того, что Бог существует:
все вещи находятся в движении, значит, есть кто-то, кто начнет движение;
у всего есть причина, поэтому должна быть первопричина;
существование вещей случайно, поэтому должна быть вещь, необходимая сама по себе, чтобы вызвать их;
вещи обладают характеристиками в разной степени (хорошо, лучше). Всегда найдется что-то более высокое. Следовательно, должно быть что-то высшей степени.
все живые существа стремятся к лучшему, значит кто-то их направляет (Фома Аквинский 22-29).
По сути, разница между подходами Августина и Фомы заключается в том, что первый предлагает людям способы узнать о существовании Бога, тогда как последний представляет логические доказательства.
Представления о счастье
Существуют некоторые различия в понимании счастья двумя мыслителями. Согласно Фоме Аквинскому, счастье состоит в «благом души», а не в благе тела или каких-то сотворенных благ.
Кроме того, счастье — это деятельность спекулятивного интеллекта. Только в видении божественной сущности человек может обрести свое окончательное счастье. В отличие от Августина, Фома считает, что на Земле можно достичь некоторого несовершенного счастья, но единственный способ обрести совершенное счастье — это развить свои природные силы, такие как интеллект и воля (Фома Аквинский 1330-1344).
Августин считает, что единственное счастье, которого человек может достичь, находится в Боге, и считать, что все земное может принести счастье, — ошибка (Святой Августин Град Божий пар. 4). В целом Фома и Августин сходятся во мнении, что истинное счастье связано с Богом, но Фома различает некое «несовершенное» земное счастье.
Критика Августина Аквинским
Фома Аквинский часто цитирует Августина и выражает свое несогласие с его взглядами, особенно в Сумма теологии . Например, Фома цитирует мнение Августина, который сказал, что библейские слова о сотворении мира за семь дней были метафорическими. Томас мягко опровергает это мнение.
Мы поставим специальную бумагу с учетом ваших требований.
Скидка 15% Ваш первый заказ
Воспользуйтесь скидкой
Некоторые представления Августина о счастье подвергаются такой же мягкой критике. По-видимому, Фома Аквинский не хотел резко критиковать Августина по двум причинам. Во-первых, Августин был известным богословом, пользующимся большим уважением в церкви. Во-вторых, Фома во многом соглашался с Августином, и некоторые разногласия не были для него достаточным основанием для резкой критики Августина.
Заключение
Фома Аквинский и Святой Августин по-разному понимали некоторые важные проблемы. Их отношение к философии было разным. Подходы этих мыслителей к установлению существования Бога не совпадали. Хотя их взгляды на счастье были схожими, Аквинский признавал земное счастье, в отличие от Августина. Критика Фомы по отношению к Августину была тонкой из-за уважения церкви и его собственного к этому мыслителю.
Процитированные работы
Святой Августин. Исповедь святого Августина . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Open Road, 2014. Печать.
Святой Августин. Город Божий (Книга XIX). н.д. Веб.
Святой Августин. нд О христианском учении. PDF-файл. Веб.
Фома Аквинский. нд Сумма теологии. PDF-файл. Веб.
Фома Аквинский VS Святой Августин
Святой Августин: политика как Град Божий (теократия)
Какое крупное изменение принесло Политическая мысль святого Августина с момента откровения? Простой ответ: Представляя Бога как основу политики, как ее передний план .
Начало онтотеологии Августина таково: люди равны, но созданы Богом как субъекты .
Августин различал два царства человека и Бога, светскую и духовную власть. Временная власть, поскольку она основана на естественном законе, составляющем часть неравенства физических людей, несовершенна. Светская власть должна подчиняться власти духовной, и только совершенной. Государство вместе с Августином должно быть гарантом божественного порядка, служить интересам Церкви (что опровергает Оккама Вильгельма Святого Августина)
Таким образом, целью политики будет создание «папской теократии», то есть утверждение всеобщего господства, с точки зрения времени как духовного, верховенства пап, принцев, императоров или президентов
Так что насчет демократия?
Политическая автономия людей — иллюзия, люди должны полагаться на Бога. Именно эта причина оправдывает теократию: Бог, нет, люди, живущие в обществе, не могут распространять, по Августину, эту несправедливость.
Августин полностью переворачивает происхождение силы. В то время как для греков Аристотель и Платон черпали силу из рациональности, сила у Августина берет свое начало в творении Бога. И, несмотря на свое равенство, мужчины поставлены в положение гетерономии. Мы проводим имманентный порядок, в котором люди являются хозяевами своей политической судьбы, к трансцендентному порядку, в котором господствует Бог.
Таким образом, если Августин на самом деле не является проблемой лучшего питания, его онтотеология говорит нам о его позиции, согласно которой демократия может быть только несправедливым режимом без легитимности.
[ad#ad-1]
Фома Аквинский (или св. Фома): политико-религиозный синкретизм (религиозная монархия)
Томизм, вероятно, оказал большее влияние на историю, чем августинский. Он является авторитетом во всех религиозных кругах.
Чтобы ответить на вопрос об идеальном режиме у Фомы Аквинского, ответьте на вопрос: что есть добро?
Фома Аквинский излагает свои мысли в множественном контексте. Он знает все произведения греческого языка и всю жизнь будет стараться примирить достижения греческой философии (особенно Аристотеля) и Божественного Откровения.
Фома Аквинский берет идею Аристотеля о том, что сообщества естественны, то есть удовлетворяют потребность во взаимной защите. Отсюда Фома Аквинский различал четыре вида правил:
– право божественное, недоступное человеческому разуму
– естественное право, доступное человеческому разуму
– Божественный положительный закон, закон Церкви
– Человеческий положительный закон, установленный людьми
Конечно, божественный закон является объективным. Но так же непонятно, чтобы Церковь, через божественный положительный закон, доступ к людям и их законам (человеческий положительный закон), чтобы привести их в соответствие с законом естественным.