Андрей боголюбский первый русский царь: Андрей Боголюбский – первый русский царь — Великий Устюг
Содержание
Первый русский некоронованный царь | Журнал Русский Дом
17 июля 1702 года, 310 лет назад были открыты св. мощи благоверного князя Андрея Боголюбского
Подобно тому, как некогда во Влахернском храме был удостоен видения Божией Матери святой Андрей, Христа ради юродивый, так 18 июня 1155 года Царица Небесная явилась святому князю Андрею Боголюбскому, обещая Свой вышний Покров и защиту ему и всей великой Русской земле. Явление Богородицы святому князю запечатлено на Боголюбской иконе.
С той поры святой князь в молитвенном дерзновении к Богородице неизменно взывал: «Аз же, раб Твой, имею Тя — Стену и Покров». Через несколько лет, в 1164 году, в ознаменование безчисленных милостей, явленных Пресвятой Богородицей Русской Церкви и Русской земле, был установлен на 1 (14 н. ст.) октября церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Установлено празднование было именно властью св. князя Андрея и владимирского епископа, даже без согласования с киевским митрополитом. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал национальным на Русской земле и одним из самых почитаемых нашим народом.
Усердный почитатель Божией Матери св. князь Андрей воздвиг на Руси много храмов, Ей посвящённых. При нём, как сказано в службе на праздник Покрова, Владимирская земля «украсишася многоименитыми церквами Твоих, Богородице, праздников». За восемь лет своего правления св. Андрей Боголюбский построил больше каменных храмов, чем его отец князь Юрий Долгорукий в своё тридцатидвухлетнее правление.
Будучи не только выдающимся полководцем, но и верным сыном Православной Церкви, св. великий князь Андрей обратился в Царьград (Константинополь) к Патриарху Луке Хрисоверху с сыновней просьбой об учреждении особой митрополии в Северо-Восточной Руси. Но Патриарх категорически отказал. Дальнейшая история открывает нам, что замысел святого князя осуществился в точности, но через три века — и после больших потерь для обоих православных государств.
Непонимание политики князя Андрея, направленной на утверждение самодержавия, росло не только в Константинополе, но и в отчей земле — в боярской и княжеской среде. Увы, то, чего не хотели понимать друзья, прекрасно поняли недруги Руси православной, поняли и «приняли меры»: летом 1174 года против него был составлен заговор.
Исполнители заговора сегодня достаточно хорошо известны. В летописи Свято-Боголюбова монастыря сообщается, что всех заговорщиков было около двадцати человек, причём никто из них не был лично обижен князем, а многие, наоборот, были им облагодетельствованы, в особенности же два инородца — некий Амбал и Ефрем Мойзач. Князь Андрей, к сожалению, охотно приближал к себе иностранцев, стараясь обратить их в Православие. Ловкие люди, конечно, пользовались этим, чтобы войти к нему в доверие. Так, Амбал стал ключником, а Ефрем Мойзач — советником. Незадолго перед этим «странной» смертью умерли в расцвете сил его два сына. Двадцатилетний святой Глеб — за восемь дней до гибели отца. Предательское убийство святого князя Андрея совершилось в княжеском тереме села Боголюбова в ночь с 29 на 30 июня (ст. ст.) 1174 года. Он был зарублен мечами.
Так окончил свою земную жизнь святой князь Андрей Боголюбский — человек, который ещё при жизни сподобился видения Самой Пресвятой Богородицы. Он был убит, повторяя судьбу своих предков св. кн. Бориса и Глеба и прообразуя будущую судьбу вечно гонимой врагами Святой Руси, в основание которой он положил столько сил и самую жизнь свою.
Спустя восемь столетий со дня гибели князя, прозванного в народе первым русским некоронованным царём, в такую же тёплую летнюю ночь в день памяти святого князя Андрея Боголюбского будет убит и последний русский царь — святой страстотерпец Николай II…
Уместно вспомнить, что стало с убийцами князя. Смерть их была страшной. И до сих пор хранится народное предание, что в одном из лесных озёр недалеко от Ямской слободки плавают колоды с останками злодеев, а в ночь, когда был убит князь, из этих колод доносятся протяжные тяжкие стоны, пугающие одиноких путников. И ещё: в семи верстах от Владимира есть озеро с мутной чёрной водой под названием Поганое или Поганец. Своё название оно получило с того дня, когда в глубине его с камнем на шее была утоплена жена святого Андрея, соучастница в его убийстве.
Последние слова великого князя были: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Тело его, положенное во Владимирском Успенском соборе, который он воздвиг по велению Богородицы, прославлено нетлением и чудесами. Завещание князя нам, потомкам: «Русь, храни веру Православную, в ней же твоё утверждение».
Русь Православная с благодарностью чтит память святого Андрея Боголюбского. Благоверный князь стал одним из самых почитаемых в истории нашей Церкви и отечественной истории. Сравнивали его современники с кротким царём Давидом и мудрым Соломоном. Деятельность его, по неизреченному Промыслу Божию, явилась основой для становления Северо-Восточной Руси.
Андрей Боголюбский своей деятельностью положил начало и показал образец своим потомкам, которым предстояло завершить то, что намечено было их прародителем. Благоговело пред ним потомство, и Церковь в царствование императора Петра I причислила его к лику небесных своих заступников.
1. Краткая биография Андрея Боголюбского, согласно романовской версии. Царь славян.
1. Краткая биография Андрея Боголюбского, согласно романовской версии
Начнём с того, что, следуя, в частности [154], вкратце напомним романовскую версию биографии Андрея Юрьевича Боголюбского. По ходу дела мы сразу наметим узловые точки обнаруженного нами соответствия с Иисусом Христом, которые ниже обсудим подробнее.
Андрей Юрьевич Боголюбский — великий князь суздальский и владимирский, второй сын Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого от половецкой княжны, дочери хана Аэпы. Андрей убит в 1174 году, на 63 или 65 году жизни, следовательно, родился в 1109 или 1111 году. О жизни Андрея Боголюбского до 1146 года ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО кроме того, что он женился после 1130 года на дочери богатого боярина Кучки, владельца берегов реки Москвы. Андрей Боголюбский РОДИЛСЯ И ПРОВЁЛ БОЛЕЕ 35 ЛЕТ ЖИЗНИ В РОСТОВСКО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ, которую получил в удел его отец Юрий, младший сын Владимира Мономаха.
Юрий (Георгий) Долгорукий, деятельный и честолюбивый князь, живя в Суздальской земле, мечтал о столе киевском. Удобный случай предъявить свои права на старший русский стол представился Юрию в 1146 году, когда киевляне пригласили к себе в князья его племянника Изяслава Мстиславича. МЕЖДУ ДЯДЕЙ И ПЛЕМЯННИКОМ НАЧАЛАСЬ УПОРНАЯ БОРЬБА, В КОТОРОЙ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ ПОЧТИ ВСЕ РУССКИЕ ОБЛАСТИ И ПОЧТИ ВСЕ ВЕТВИ КНЯЖЕСКОГО ДОМА, А ТАКЖЕ СОСЕДИ РУСИ — ПОЛОВЦЫ, УГРЫ И ПОЛЯКИ. Два раза Юрий занимал Киев и был изгоняем, и только в 1155 году, уже по смерти Изяслава в 1154 году, он овладел окончательно Киевом и стал киевским князем в 1157 году. (Вероятно, в данном фрагменте русских летописей Юрий Долгорукий — это евангельский царь Ирод, а Изяслав — Иса+Слав, Иисус — Слава, — это Иисус Христос — Авт.).
В восьмилетней борьбе из-за Киева Андрей Боголюбский был деятельным помощником отцу и имел случай не раз выказать свою замечательную храбрость. Впервые он появляется на исторической сцене в 1146 году. В 1149 году Андрей получил от отца город Вышгород, в 7 верстах от Киева.
В 1152 году Андрей участвовал в походе Юрия на Чернигов, предпринятом в союзе с князьями рязанскими, муромскими, северскими и половцами, причём показал пример союзным князьям самим водить дружину на приступы.
Но в Киевской земле, видимо, не нравилось Андрею, и он ТАЙНО, БЕЗ ВОЛИ ОТЦА, ушёл в Суздальскую землю, в которой и жил с тех пор постоянно. Андрей взял с собою из Вышгорода важную святыню, икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукой и известную ныне под именем Владимирской (это, вероятно, евангельское бегство Иисуса Христа в библейский Египет вместе с Марией Богородицей — Авт.). Когда везли икону, конь остановился в 11 верстах от Владимира. Это обстоятельство было сочтено за знамение, и на этом месте Андрей заложил село Боголюбово, которое сделалось его любимым местопребыванием и дало ему в истории прозвание Боголюбского. Отец, Юрий Долгорукий не хотел признавать симпатий Андрея к Ростовско-Суздальской земле [154].
Но едва скончался Юрий Долгорукий, в 1157 году, крестное целование было нарушено, ростовцы и суздальцы «задумавше вси, пояша Андрея, сына его старейшего и посадиша и в Ростове на отни столе и Суждали, занеже бе любим всеми за премногую его добродетель, юже имяше преже к Богу и ко всем сущим под ним». Деятельность Андрея как самостоятельного князя Ростовско-Суздальской земли весьма важна в историческом отношении: ЗДЕСЬ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАЧИНАТЕЛЕМ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ПЕРВЫМ РУССКИМ КНЯЗЕМ, КОТОРЫЙ ЯСНО И ТВЁРДО СТРЕМИТСЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ЕДИНОДЕРЖАВИЯ И САМОДЕРЖАВИЯ.
Стольным городом он избрал пригород Владимир на Клязьме, а жил большею частью в близлежащем от него Боголюбове. Андрей желал не только возвысить Владимир над старыми городами своего княжества, но и создать из него второй Киев. Почти сразу после избрания в князья Андрей заложил во Владимире, в 1158 году, каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, одарил её сёлами и дал десятину от стад и от торговых пошлин. В Боголюбове Андрей также построил великолепный храм Рождества Богородицы.
В 1162 году Андрей сделал попытку основать митрополию во Владимире, имея готового кандидата в митрополиты в лице какого-то Феодора или Феодорца (возможно сведения о Фёдоре = Тео + Дар = Божьем Даре вошли и в евангельскую биографию Иоанна Крестителя — Авт.). С просьбой об этом он обращался к константинопольскому патриарху, но получил отказ. Летописи сообщают, что епископ Феодор (он был посвящён в ростовские епископы, но жил во Владимире) не хотел признавать власти киевского митрополита, несмотря на увещания своего князя, и что своею гордостью и жестокостью возбудил всеобщую ненависть. Андрей в конце концов выдал Феодора на суд киевскому митрополиту, где ФЕОДОР ПОДВЕРГСЯ ЖЕСТОКОЙ КАЗНИ (гибель Иоанна Крестителя? — Авт.). Дело это представляется не вполне ясным [154].
Мы имеем известия, что Андрей был довольно самовластен в церковных делах: ИЗГНАЛ СУЗДАЛЬСКОГО ЕПИСКОПА ЛЕОНА за то, что тот не разрешал есть мяса в Господни праздники, если они придутся в среду или в пятницу.
По всей вероятности, нежелание епископа Феодора (евангельского Иоанна Крестителя? — Авт.) признавать киевского митрополита, объясняется желанием князя иметь автокефального епископа [154].
В 1164 году Андрей ходил войной на камских болгар, взял их город Бряхимов и сжёг три другие города. Успех похода был приписан образу Владимирской Божией Матери, который был взят в поход. (Вероятно, Мария Богородица была ещё жива в то время и лишь потом летописцы задним числом истолковали факты из её биографии как деяния «образа», то есть будто бы иконы Божьей Матери — Авт.).
АНДРЕЙ ЖЕЛАЛ ДАТЬ ПЕРВЕНСТВО РОСТОВСКО-СУЗДАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НАД ВСЕМИ РУССКИМИ ЗЕМЛЯМИ; первенство же думал основать на подчинении своей власти Новгорода и Киева. Андрей стал вмешиваться в дела новгородские, требуя, чтобы новгородцы принимали угодных ему князей.
Политика по отношению к Новгороду и Киеву привела Андрея к столкновению с князьями Южной Руси. В 1169 году Андрей отправил огромное войско против киевского князя Мстислава Изяславича.
Киев впервые был взят на щит и разграблен в 1169 году. Андрей не пожелал сам жить в Киеве, а отдал его младшему брату Глебу. Это пренебрежение к Киеву было событием первостепенной важности, событием поворотным в русской истории, показавшим, что ЦЕНТР РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ПЕРЕМЕСТИЛСЯ НА СЕВЕР, В ОБЛАСТЬ ВЕРХНЕЙ ВОЛГИ. После взятия Киева Андрей решил сломить Новгород.
Андрей двинул на Новгород огромное войско, состоявшее из ростовцев, суздальцев, смольнян, рязанцев и муромцев. Но этот поход кончился неудачно: во время приступа суздальцев к Новгороду, в 1170 году, осаждённые сделали вылазку и обратили в бегство осаждавших. Своё спасение Новгород приписал чуду от иконы Божией Матери и в память этого события установил праздник Знамения Пресвятой Богородицы, принятый впоследствии всею русскою церковью [154].
Влияние Андрея на юг казалось потерянным. 28 июня 1174 года в Боголюбове его постигла смерть. Среди приближённых князя, недовольных его строгостью, составился заговор (заговор Иуды и евангельских фарисеев? — Авт. ), во главе которого стали: Яким Кучков, шурин Андрея по 1-й жене (мстивший князю за казнь брата), Пётр, зять Якима, и Анбал ключник, родом ясин (с Кавказа). Заговорщики в числе 20 человек пришли к ложнице (то есть в спальню, опочивальню — Авт.) князя и выломали дверь. Князь хотел схватиться за меч, который принадлежал некогда св. Борису, но меча не было: Анбал заблаговременно убрал его (предательство Иуды? — Авт.). Несмотря на свой преклонный возраст, князь был ещё очень силён и безоружный оказал убийцам значительное сопротивление. «Горе вам нечестивые! сказал Андрей, зачем уподобились Горясеру (убийце Бориса)? какое зло я сделал вам? Если кровь мою прольёте, Бог отомстит вам за мой хлеб». Наконец Андрей пал под ударами. Заговорщики думали, что князь убит, взяли тело своего сотоварища, нечаянно убитого ими в схватке, и хотели удалиться, но услышали стон князя, КОТОРЫЙ ПОДНЯЛСЯ НА НОГИ И ПОШЁЛ ПОД СЕНИ (воскресение Иисуса после казни? — Авт.). Они воротились и добили князя, ПРИСЛОНИВШЕГОСЯ К ЛЕСТВИЧНОМУ СТОЛПУ (распятие Иисуса на столбе или кресте? — Авт. ).
Утром заговорщики убили княжеского любимца Прокопия и пограбили казну. Они опасались было мщения со стороны владимирцев. Но владимирцы встретили равнодушно совершившийся факт. За убийством князя и грабежом его дворца последовали убийства княжеских посадников и тиунов и грабёж домов их; пограбили также и иностранных мастеров храма. В первый день после убийства Андрея киевлянин Кузьма, преданный слуга покойного, взял обнажённое тело своего господина, лежавшее в огороде, завернул в корзно (плащ) и ковёр и хотел внести в церковь. Но пьяные слуги не хотели отпереть церкви, и пришлось положить тело на паперти. Тогда Кузьма стал причитать над телом князя: «Уже тебя, господин, и холопи твои знать не хотят… а эти не пускают тебя и в церковь положить». Два дня тело лежало на паперти, пока не пришёл козьмодемьянский игумен Арсений, внёс тело в церковь и отслужил панихиду. На 6-й день, когда волнение улеглось, владимирцы послали за телом князя в Боголюбов. Увидав княжеский стяг, который несли перед гробом, народ заплакал, припомнив, что за убитым князем было много добрых дел. ЦЕРКОВЬ ПРИЧЛА КНЯЗЯ АНДРЕЯ К ЛИКУ СВЯТЫХ. «Андрей был первый ВЕЛИКОРУССКИЙ князь» [154].
Теперь ещё раз пройдёмся вдоль романовской версии биографии Андрея Боголюбского, но уже подробнее.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3.1. В чем отличие нашей версии от миллеровско-романовской
3.1. В чем отличие нашей версии от миллеровско-романовской
Миллеровско-романовская история окрашивает эпоху XIII–XV веков в мрачные краски лютого иноземного ига на Руси. С одной стороны, нас призывают поверить в то, что раздавленная и покоренная Русь влачит в эту эпоху
Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
Понимая, что все несчастья России происходили от ее разделения на многие удельные княжества, и желая видеть ее под властью одного государя, Андрей Боголюбский доказал нам, что был умным князем. Храбрость его была также известна с самых
2. Что известно о матери Андрея Боголюбского и о его детских годах?
2. Что известно о матери Андрея Боголюбского и о его детских годах?
Ответ на вопрос, сформулированный в заголовке, весьма прост: практически ничего не известно. Романовская версия русской истории глухо сообщает здесь только имя матери: некая половецкая княжна, дочь хана
3.1. В чем отличие нашей версии от миллеровско-романовской
3.1. В чем отличие нашей версии от миллеровско-романовской
Миллеровско-романовская история окрашивает эпоху XIII–XV веков в мрачные краски лютого иноземного ига на Руси. С одной стороны, нас призывают поверить в то, что раздавленная и покоренная Русь влачит в эту эпоху
Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
Убиение Андрея Боголюбского
1174 год
Понимая, что все несчастья России происходили от ее разделения на многие удельные княжества, желая видеть ее под властью одного государя, Андрей Боголюбский доказал нам, что он был князь умный. Храбрость его была также известна с
«Повесть об убиении Андрея Боголюбского»
«Повесть об убиении Андрея Боголюбского»
Одним из знаменитых потомков Мономаха был Великий князь Владимирский, сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский. (О его отце вы узнаете далее, когда речь пойдет о возникновении Москвы, точнее, о причине ее первого упоминания в
Заговор против Андрея Боголюбского (1174 год)
Заговор против Андрея Боголюбского (1174 год)
Но прежде этого случились события южные. Сначала умер посаженный Андреем киевский князь Глеб, потом недолго побыл князем Роман, потом Владимир, затем – Рюрик, потом Андрей послал туда брата Михаила, но тут возмутились все южные
2. Полный перечень обнаруженных нами отражений (всего их уже 91) Андроника-Христа = Андрея Боголюбского в скалигеровской версии истории
2. Полный перечень обнаруженных нами отражений (всего их уже 91) Андроника-Христа = Андрея Боголюбского в скалигеровской версии истории
На рис. 7.38 приведены скалигеровские датировки всех обнаруженных нами к настоящему моменту многочисленных отражений (всего их 91!)
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО, СОГЛАСНО РОМАНОВСКОЙ ВЕРСИИ
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО, СОГЛАСНО РОМАНОВСКОЙ ВЕРСИИ
Начнем с того, что, следуя, в частности [154], вкратце напомним романовскую версию биографии Андрея Юрьевича Боголюбского. По ходу дела мы сразу наметим узловые точки обнаруженного нами соответствия с
2. ЧТО ИЗВЕСТНО О МАТЕРИ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО И О ЕГО ДЕТСКИХ ГОДАХ?
2. ЧТО ИЗВЕСТНО О МАТЕРИ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО И О ЕГО ДЕТСКИХ ГОДАХ?
Ответ на вопрос, сформулированный в заголовке, весьма прост: практически ничего не известно. Романовская версия русской истории глухо сообщает здесь только имя матери: некая половецкая княжна, дочь хана
ПОХОД АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО НА КИЕВ
ПОХОД АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО НА КИЕВ
Андрей БоголюбскийВо второй половине XII в. политический центр Руси перемещается на север. Постоянные усобицы и нашествия половцев ослабили традиционно сильные Киев, Чернигов, Переяславль. Дети Мономаха еще до Любечского съезда
ПРАВКА в МАКЕТЕ ВТОРОГО ИЗДАНИЯ КНИГИ «ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН, КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ» ИНСТИТУТ МАРКСА — ЭНГЕЛЬСА — ЛЕНИНА при ЦК ВКП(б) ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН Краткая биография
ПРАВКА в МАКЕТЕ ВТОРОГО ИЗДАНИЯ КНИГИ «ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН, КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ» ИНСТИТУТ МАРКСА — ЭНГЕЛЬСА — ЛЕНИНА при ЦК ВКП(б) ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН Краткая биография
Второе издание, исправленное и дополненное (линейкой подчеркнуты слова, внесенные
12.
Согласно романовской версии, хан Симеон правил совсем недолго, после чего был отстранен от верховной власти. Санчо Панса тоже правил недолго и был смещен с престола
12. Согласно романовской версии, хан Симеон правил совсем недолго, после чего был отстранен от верховной власти. Санчо Панса тоже правил недолго и был смещен с престола
Романовско-миллеровская версия русской истории считает, будто Симеон Бекбулатович, возведенный,
38. УБИЕНИЕ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО
38. УБИЕНИЕ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО
По «Ипатьевской летописи» «Ипатьевский летописный свод», сохранившийся в списке конца XIV или начала XV века, получил название от костромского Ипатьевского монастыря, где хранился. В нем уделяется внимание событиям южной Руси. Это говорит о
Повесть об убиении Андрея Боголюбского
Повесть об убиении Андрея Боголюбского
Подготовка текста и перевод В. В. Колесова
Андрей Боголюбский (ок. 1110–1174 гг.), второй сын Юрия Долгорукого от половецкой княжны, с 1158 года великий князь владимирский и суздальский, в истории известен деятельностью
12 век |
Владимир Мономах и основание Владимира
В 1108 впервые упоминается в русских летописях город Владимир на реке Клязьме. Город был основан Владимиром Мономахом предположительно на месте, где когда-то в IX веке стоял лагерь святого Владимира с миссией по обращению язычников Северо-Восточной Руси в православие. Поэтому новый город был назван в честь двух Владимиров. По смерти великого князя Святополка II в 9 г.0010 1113 Владимир Мономах, уже самый видный из князей Рюриковичей того времени, наконец стал великим князем. Это было сделано в нарушение надлежащего порядка престолонаследия, так как еще были живы более старшие двоюродные братья, но киевляне протестовали после смерти Святополка II и требовали отдать престол Владимиру Мономаху, который был популярен благодаря своим победоносным походам против половцы. Всего Мономах и его сыновья контролировали около трех четвертей русских земель, и этот период был назван Золотым веком Киевской Руси, благодаря мудрому управлению и воинскому мастерству Владимира Мономаха.
Мстислав Великий
Владимир Мономах был настолько сильным и уважаемым вождем, что после своей смерти в 1125 смог передать киевский престол своему сыну Мстиславу, не обращая внимания на своих более старших двоюродных братьев — детей Святополка II, которые были еще бессильны игнорировать нарушение их более законных прав на престол над Мономахом, а теперь и его сыновьями. Очевидно, этому переходу способствовало то, что Мономах выкупил Мстислава из Новгорода в соседний Белгород-Киевский в качестве своего рода соправителя. Мстислав правил так же, как его отец, и даже стал известен как Мстислав Великий. На его величие намекали во время его правления в Новгороде, которое примечательно своей продолжительностью, поскольку новгородские дворяне славились избавлением от неугодных им князей. Мстислав оставил свой след в Новгороде в виде Никольского собора, который сохранился до наших дней. Как и его отец до него, Мстислав видел важность размещения своих сыновей в различных русских княжествах и при своих сыновьях контролировал Новгород, Курск и Смоленск. Ему даже удалось захватить Полоцкие княжества и сослать первых полоцких князей в Константинополь в 9 г.0010 1130 . Дочери Мстислава были выданы замуж за датских, норвежских и византийских королей, а также за русских князей Новгород-Северского и Волынского.
Ярополк II, Мономаховичи, Мстиславичи и Ольговичи
Мстислав мирно скончался в 1132 и ему наследовал его брат Ярополк Владимирович (Ярополк II). Сила характера как Владимира Мономаха, так и Мстислава Великого объединила большинство русских княжеств, и оба их правления были свидетелями беспрецедентных мирных времен в Киевской Руси. Однако смерть Мстислава положила конец всему этому, поскольку различные князья увидели возможность действовать в соответствии со своими недовольствами нарушениями линии престолонаследия. Было три основных фракции, с которыми Ярополку II приходилось иметь дело: его младшие братья, известные как Мономаховичи, его племянники, сыновья Мстислава Великого, известные как Мстиславичи, и сыновья Олега Гореславича, известные как Ольговичи.
Борьба за Переяславль
Первый вызов пришел сразу же, когда Ярополк II подарил князю Изяславу Мстиславичу Полоцкому (сыну Мстислава Великого) Переяславское княжество, которое традиционно считалось вотчиной Мономаховичей. Самый деятельный Мономахович — Юрий Владимирович Ростово-Суздальский, известный как Юрий Долгорукий (Юрий Длиннорукий) из-за своего вмешательства в Киев из далекой Ростово-Суздальской губернии, — воспринял это как оскорбление для себя. Он также считал это попыткой брата лишить младших братьев Мономаховичей наследства в пользу детей Мстислава Великого. Юрий Долгорукий возглавил поход на Переяславль и изгнал Изяслава Мстиславича. В этот период бывшие полоцкие князья смогли вернуть себе прежнее княжество, освобожденное Изяславом Мстиславичем. Ярополк II сделал своего младшего брата князя Туровского Вячеслава Владимировича князем Переяславским, но менее чем через два года в 9 г.0010 1134 Вячеслав покинул Переяславль и вернулся в свое прежнее, более спокойное, Туровское княжество. Затем Ярополк II предпринял еще одну попытку сделать сына Мстислава Великого князем Переяславским, посадив там новгородского князя Всеволода Мстиславича. Опять Юрий Долгорукий выгнал его.
После изгнания Всеволода Мстиславича из Переяславля он вернулся в Новгород. В 1135 к нему присоединился его брат Изяслав Мстиславич, потерявший все свои прежние княжества. С новгородским войском выступили два брата Мстиславичи против своего врага Юрия Долгорукого. Новгород, хотя и был богат торговлей, полностью зависел от Ростова-Суздаля в плане хлеба и сильно пострадал от завышенных цен, взимаемых Ростовом-Суздалем. Новгородская и ростово-суздальская армии встретились у Жданой Горы, и, несмотря на большие человеческие потери, решающей победы не было, и, как говорят, Всеволод Мстиславич бежал с поля боя. Наконец компромисс был достигнут в 1135 , чтобы положить конец этому конфликту. Младшему брату Мономаховичей — князю Волынскому Андрею Владимировичу — был отдан Переяславль, а его прежняя территория отдана взамен Изяславу Мстиславичу.
Возникновение Новгородской республики
Когда Ярополк II сделал сына Мстислава Великого князем Новгородским Всеволода Мстиславича князем Переяславским, он вызвал недовольство не только Мономаховичей, но и новгородцев. Поместное новгородское собрание (известное как «вече») со времен правления Ярослава Мудрого пользовалось некоторыми дополнительными привилегиями и не любезно переходило от князя к другому городу. Плохое выступление в битве на Жданой Горе стало последней каплей для новгородцев. Они арестовали своего князя, а затем выслали его из города. Новгородское вече признало растущее влияние Ольговичской ветви князей, извлекавших выгоду из вражды между Мстиславичами и Мономаховичами. Они пригласили Святослава Ольговича стать их новым князем. Всеволод Мстиславич попытался вернуться в город, но безуспешно. Вместо этого он поселился в Пскове, городе-побратиме Новгорода, где и умер в 9 г.0010 1138 . Еще с 1136 новгородцы проявляли большую самостоятельность в выборе своих князей и часто изгоняли князей, не оправдавших их ожидания, Святослав Ольгович был изгнан в 1138 , когда Новгород пытался заключить мир с Ростово-Суздальским. Богатство княжества означало, что различные ветви Рюриковичей считали важным основать свою собственную в Новгороде.
Ольговичи у власти
После смерти Ярополка II в 9 г.0010 1139 , ему наследовал его брат Вячеслав (Вячеслав I), бывший ранее князем Туровским. Однако князь Всеволод Ольгович Черниговский, сын Олега Гореславича, продолжил отцовские погони за киевским престолом и добился больших успехов. Всеволод без труда изгнал Вячеслава I и стал великим князем (Всеволодом II). Это отразило его успех в 1127 , когда он вытеснил из Чернигова своего дядю Ярослава Святославича. Мстислав Великий, который был в то время великим князем, позволил Всеволоду взять Чернигов, получив от Всеволода Курск и некоторые другие территории. Всеволод был женат на дочери Мстислава Великого Марии, что тоже должно было помочь. Ярославу Святославичу ничего не оставалось, как довольствоваться землей, оставшейся ему от Черниговского княжества – Муромо-Рязанской, которая впоследствии разделилась на Муромскую и Рязанскую.
Всеволод II понял значение Новгорода и попытался восстановить свое влияние на важный торговый город. Его шанс представился, когда новгородцы отказались следовать за своим князем Ростиславом Юрьевичем — сыном князя Юрия Долгорукого Ростово-Суздальского — в походе против Всеволода II и изгнали его. Всеволод II отправил своего брата Святослава Ольговича обратно в Новгород, но новгородцы хотели сына Всеволода II Святослава Всеволодовича, а не его брата. Всеволод II согласился, но Святослав Ольгович уехал из Новгорода до прибытия своего племянника, а это означало, что Святослав Всеволодович не мог занять свое место новгородского князя. Вместо этого Всеволоду II пришлось договориться с представителем Мстиславичей в Новгороде, который во всяком случае был лучше, чем представитель Мономаховичей. В 1142 Шурин Всеволода II Святополк Мстиславич стал князем Новгородским по предложению Изяслава Мстиславича – старшего представителя рода Мстиславичей.
Царствование Изяслава II и борьба за Киев
Всеволод II умер в 1146 и оставил свой престол младшему брату Игорю, однако киевлянам надоели Ольговичи. Они изгнали Игоря и вместо этого пригласили Изяслава Мстиславича, старшего оставшегося в живых сына Мстислава Великого, править как великий князь. Изяслав II был способным полководцем и имел потенциал стать таким же великим, как его отец и дед, если бы не непрерывные междоусобицы на протяжении всего его правления, охватившие почти все русские княжества. Сразу после того, как он стал великим князем, Изяслав II встретился в бою с двумя оставшимися в живых братьями Ольговичами — бывшими Игорем II и Святославом Ольговичами Новгород-Северскими — и их двоюродными братьями Давыдовичами — князем Владимиром Давыдовичем Черниговским и его братом Изяславом Давыдовичем. Изяслав II одержал победу, а Игорь Ольгович (Игорь II) был взят в плен после того, как несколько дней скрывался в обмене. Похоже, что время Ольговичей закончилось и ветвь разделилась с ветвью Давыдовичей, перешедшей на сторону Изяслава II.
Святослав Ольгович хоть и обратился к сильнейшему противнику Изяслава II — князю Юрию Долгорукому Ростово-Суздальскому. После нескольких лет борьбы Изяслав вышел с боем на землю Долгорукого и разорил Ростово-Суздаль в 1149 . Затем Юрий продемонстрировал свои длинные руки и двинулся на Переяславль. Долгорукий победил. Он захватил Переяславль, а затем Киев, так как жители обоих городов не хотели воевать против сына Владимира Мономаха. Своих союзников и детей Долгорукий сразу расставил по разным княжествам, однако старшего брата Вячеслава упустил из виду. Сначала Долгорукий подумывал отдать Вячеславу киевский престол, принадлежащий ему по праву, но по совету киевлян передумал, сказав, что Вячеслав не сможет закрепить это положение. Престол действительно был в опасности, и даже Долгорукий ненадолго лишился своего киевского престола в 9 г.0010 1150 как Изяслав II вернулся и отбил город с помощью черных клобуков — тюркского народа, поселившегося за пределами Киева. Долгорукий вернул его с помощью своего могущественного союзника князя Владимирко Волдаревича Галицкого, сумевшего объединить все галицкие земли в 1144 после смерти своих братьев и изгнания племянника Ивана Берладника.
Изяслав II вернулся в 1151 с помощью венгерских войск, посланных венгерским королем Гезой II, женатым на сестре Изяслава II Евфросинье Мстиславне. На этот раз у Изяслава II была новая тактика удержания киевского престола — он пригласил своего дядю Вячеслава Владимировича (Вячеслава I), старшего князя, в соправители. Вячеслав в конце концов согласился и снова правил как великий князь Киевский, но только номинально; Реальная власть принадлежала Изяславу II.
Долгорукий не оставлял попыток править в Киеве, но возможность вернулась только в 1154 , когда умер Изяслав II. Вячеслав I знал, что он не чета своему брату, и поэтому пригласил брата Изяслава II, князя Смоленского Ростислава Мстиславича, быть своим соправителем. Когда-то на Руси разразилась полномасштабная война против Руси. Когда Ростислав Мстиславич услышал известие о том, что Вячеслав I умер и что Долгорукий идет на Смоленск, он решил помириться с Долгоруким и отдать ему Киев. В 1155 Долгорукий вернулся в Киев в третий и последний раз и правил там до своей скоропостижной смерти в 1157 . Многие подозревают, что Долгорукого отравили киевские бояре, не имевшие любви к князю издалека, так вмешивавшемуся в киевские дела.
Освоение Северо-Восточной Руси
Преследуя свои интересы в Киеве, Долгорукий не оставлял своей базы в Ростово-Суздале. Особенно известен он основанием новых городов, наиболее известен рассказ о том, как Долгорукий отобрал имение у одного из своих бояр (дворянина) по имени Степан Кучко и построил там новую деревянную крепость. Кучко был казнен, а его дочь Улита вышла замуж за сына Долгорукого Андрея (позже Боголюбского). Сын Кучко поступил на службу к Долгорукому. Усадьба стояла на Москве-реке, притоке Оки, и вскоре была переименована в Москву по названию реки — по-английски она больше известна как Москва. Москва впервые упоминается в 1147 , когда Долгорукий пригласил туда своего соратника Святослава Всеволодовича для переговоров и этот год теперь считается официальным годом основания российской столицы. Кроме Москвы, Долгорукому приписывают основание Дмитрова, Дубны, Кснятина, Переславля-Залесского, Костромы и Городца. Также возможно, что он основал важный город Тверь.
Андрей Боголюбский и Владимирская икона Божией Матери
Когда Долгорукий стал великим князем Киевским, он посадил своего сына Андрея Юрьевича в соседний Вышгород – в знак того, что Андрей будет наследником отца. В 1155 хотя Андрей устал от Вышгорода и вернулся во Владимир в отцовское Ростово-Суздальское княжество. Андрей привез с собой из Вышгорода чтимую икону Богородицы, якобы написанную святителем Лукой и подаренную византийским патриархом Юрию Долгорукому в 1131 . Первоначально Андрей намеревался поставить икону в Ростове, но по преданию, отдыхая в пути, Андрей увидел в видении Богородицу, которая велела ему заложить здесь на месте явления церковь, а также поставить Вышгородскую икону во Владимире. где для этого должен быть построен собор. Андрей повернулся спиной к Владимиру и сделал то, что ему было приказано. Он начал строительство Успенского собора во Владимире и поместил там икону. Со временем она стала известна как Владимирская икона Божией Матери и сегодня остается одной из самых священных реликвий России. На месте явления Богородицы было основано Боголюбово, служившее новой резиденцией Андрея. Название Боголюбово образовано от русского слова «бог» — «болото» и «любовь» — «любовь», а сам Андрей вошел в историю как Андрей Боголюбский. После смерти Юрия Долгорукого в 9 г. 0010 1157 Андрей Юрьевич Боголюбский стал князем Ростово-Суздальским, но тут же перенес столицу княжества во Владимир и княжество стало называться Владимирским княжеством.
Разграбление Киева и восстание Владимира
В 1169 Андрей Боголюбский решил пойти по стопам отца и продемонстрировать, что его руки тоже достаточно длинны, чтобы ввязываться в киевские дела. Он организовал большой поход, который возглавил его сын Мстислав Андреевич. Коалиция начала осаду Киева, которым тогда правил великий князь Мстислав II (сын Изяслава II и внук Мстислава Великого). Союзники Мстислава II не явились на освобождение города, и Киев пал. Два дня войска коалиции грабили город. Многие его граждане, в том числе монахи, были обращены в рабство, а из монастырей, соборов и церквей были украдены их золотые иконы и другие реликвии. Боголюбский завоевал Киев, но великим князем киевским не стал, а поставил в Киеве своего брата Глеба Юрьевича. У Боголюбского были другие планы. Не желая быть великим князем киевским, он назвал себя великим князем владимирским и создал Владимирское великое княжество. Центр Руси был перенесен из Киева в северо-восточный город Владимир, и возникло ядро современной России. Боголюбский намеревался сделать свой город Владимир настоящим соперником Киева. Центральным элементом был Успенский собор, а также город, окруженный стенами, включая Золотые ворота. Боголюбский также основал в Боголюбове монастырь и уцелевшую церковь Покрова на Нерли. Не довольствуясь тем, что во Владимире находится самая почитаемая святыня, он также хотел, чтобы во Владимире был свой митрополит. Однако патриарх в Константинополе отказал Боголюбскому в просьбе, и епископ Ростовский остался в подчинении митрополита Киевского.
Убийство Андрея Боголюбского
Андрей Боголюбский был популярен в простонародье, но нажил себе много врагов среди бояр, особенно в Суздале и Ростове, которые увидели, что их древние города отодвинуты на второй план выскочкой Владимиром. В 1174 Боголюбский был убит в своей резиденции в Боголюбове во время боярского заговора, которым руководил его зять — Яким Кучко. Группа заговорщиков проникла в его спальню, предварительно забрав у него шпагу. Боголюбский был сильным человеком и сумел даже убить одного из заговорщиков, но численность была против него. Заговорщики даже почти не справились со своей задачей, когда Боголюбский, брошенный умирать, встал и начал убегать вниз по лестнице. В конце концов его прикончили на лестнице его резиденции.
Борьба за господство в Северо-Западной Руси
Как и в случае с киевскими делами, то же самое стало и с восхождением на владимирский престол, и за убийством Андрея Боголюбского последовала междоусобная война. Двумя основными фракциями были племянники Боголюбского — Мстислав Ростиславич и Ярополк Ростиславич, сыновья его старшего брата Ростиславича, известные как Ростиславичи, и младшие братья Боголюбского — Михаил Юрьевич и Всеволод Юрьевичи, которые вместе были известны как Юрьевичи. Боголюбскому сразу же наследовал во Владимире его младший брат Михаил Юрьевич, но бояре Суздальские и Ростовские отдали предпочтение братьям Ростиславичам и пригласили их княжить во Владимире. Возникшая враждебность вынудила Михаила бежать в Чернигов в том же году, и Мстислав Ростиславич стал великим князем. Однако Мстислав Ростиславич обосновался в Суздале, а его брат Ярополк отправился в Ростов. В 1175 Михаил Юрьевич смог вернуться во Владимир и на этот раз Суздаль и Ростов также признали его великим князем, но в 1176 Михаил быстро ушел и умер. Михаилу наследовал его брат Всеволод Юрьевич (позже известный как Большое Гнездо), а Мстислав и Ярополк потерпели поражение в битве на реке Липице под Юрьевом-Польским в 1176 .
Братья Ростиславичи бежали в Рязань, где великим князем был их шурин Глеб Ростиславич. Это привело к тому, что Всеволод возглавил армию, поддержанную его черниговскими и переяславскими союзниками, против Рязанского княжества. Армии встретились у реки Кокошки в 9 г.0010 1177 . Всеволод снова добился успеха, и Мстислав Ростиславич, Глеб Ростиславич Рязанский и его сын Роман Глебович и другие рязанские дворяне были взяты обратно во Владимир в плен. Ярополк Ростиславич также позже был схвачен и отправлен во Владимир. Двое братьев Ростиславичей были ослеплены, хотя считается, что им просто вырезали над глазами, которые на самом деле не были удалены. В любом случае, как говорят, зрение к Ярополку чудесным образом вернулось позже во время молитвы в монастыре в Смоленске. Мстислав умер в 1178 . Глеб Ростиславич Рязанский тоже умер в 1178 в остроге, отказавшись от предложения освободиться с условием, чем сослался на Южную Русь. Княжение Всеволода во Владимире было окончательно закреплено.
Большое Гнездо
Великий Князь Владимирский Всеволод вошел в историю как Всеволод Большое Гнездо, так как имел не менее двенадцати детей, из которых четверо сыновей стали великими князьями. При Всеволоде Большое Гнездо с 1176 9 гг.С 0011 по 1212 , что является необычайно длинным для правителей Руси, Владимирское Великое Княжество укрепляло свои позиции в качестве ведущего Русского княжества по мере роста значения городов, основанных отцом Всеволода Юрием Долгоруким. Всеволод оставил свой след в столице в виде прекрасного Дмитриевского собора, который был построен около 1197 . Его супруга Мария Шварновна основала в городе Успенский Княгинин женский монастырь. Всеволоду удалось закрепить Новгород, поставив там марионеточных правителей, и вести успешные походы против половцев и Волжской Булгарии.
|