Андрей рублев иконописец: Преподобный Андре́й Рублев, иконописец

Разное

Иконописец Андрей Рублев | Иконы преподобного (фото)

Содержание статьи

  • Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?
  • Загадка иконописца Андрея Рублева
  • «Троица» Андрея Рублева
  • Иконы Андрея Рублева

Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?

О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам — его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

«Троица» Андрея Рублева

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона «Троица». Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это — дом, дерево и гора. Дом — это палаты Авраама, дерево — Мамврийский дуб, а гора — гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид  приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб — то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Русский паломник, игумен Даниил писал о нем — Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Сюжет «Гостеприимство Авраама» заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство «Троицы» не вызывает сомнений.

Существуют два списка иконы.

  1. Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 годах.
  2. Копия Баранова и Чирикова 1926—1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче «Троицы» епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.

(по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении)

Иконы Андрея Рублева

Читайте также — Он просто видел иной мир

Троица

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Спас, Звенигородский чин

Спас, Звенигородский чин, фрагмент

Архангел Михаил, Звенигородский чин

Архангел Михаил, Звенигородский чин, фрагмент

Читайте также — Андрей Тарковский. Ностальгия по настоящему

Апостол Павел, Звенигородский чин

Апостол Павел, Звенигородский чин, фрагмент

Царские врата

Царские врата, фрагмент

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Спас в силах

Апостол Павел

Иоанн Креститель

Преображение Господне

Крещение Господне

Апостол Павел

Владимирская Богородица

Читайте также:

  •  Два Андрея
  •  «Страшный Суд» Андрея Рублева: призыв к Встрече
  •  Троица Андрея Рублева — 4 дня в храме

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Андрей Рублев, преподобный иконописец

Преподобный Андрей Рублев

Андрей Рублев (1365-1430) ныне является одним из наиболее известных древнерусских иконописцев. О жизни его сохранилось крайне мало сведений. Наиболее вероятной датой рождения называют середину шестидесятых годов. Вероятно, при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392), Андрей подвизался в Троицкой лавре, где, скорее всего, он и был пострижен в иночество. Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405 г.; сообщается, что в это время он «подписывает» (т.е. украшает иконами и фресками) Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Из летописи 1408 года узнаем, что Андрей был учеником своего «сопостника» Даниила Черного: «Мая начата бысть подписывати великая и соборная церковь Володимирская, повелением великого князя Василия Дмитриевич: а мастеры Данила иконник да Ондрей Рублев».

Первое упоминание о преп. Андрее Рублеве как об «иконописце преизрядном, всех превосходящем» и о подписании им Спасского собора Андроникова монастыря было помещено в III редакции Жития преп. Сергия Радонежского, выполненной афонским иеромонахом Пахомием Сербом ок. 1442 г., одновременно с указанием на особые заслуги в построении Троицкого собора.

Летописные источники свидетельствуют, что в 1425–1427 преподобные Андрей и Даниил расписывал храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Пригласил их туда ученик Сергия Радонежского – преп. Никон. По свидетельству Макариевской Четьи-Минеи одна из последних работ Андрея и Даниила была сделана в московском Андрониковом монастыре, где ок. 1428 был расписана церковь во имя Всемилостивого Спаса. Преп. Андрей cкончался в Андрониковом монастыре, а по другим данным — в Троице-Сергиевой лавре 29 января 1430. Он оказал решающее воздействие на многих иконописцев, включая знаменитого Дионисия.

К сожалению, большинство из указанных произведений Рублева было утрачено в период с конца XVII до начала XIX веков. В эту новую культурную эпоху произведения древнерусской иконописи были признаны примитивными и «безыискусными». На место иконам Рублева пришли произведения художников пишущих в стиле итальянской живописи. Многие древние фрески были закрашены или срублены, а старинные иконостасы переданы в деревенские храмы.

Только в начале XX века стараниями комиссии под руководством знатока древнерусской иконописи И. Э. Грабаря икона Рублева, да и само его имя, было вновь открыто для российского общества. Были расчищены фрески владимирского Успенского собора. С большим трудом удалось найти иконы из Рублевского иконостаса в селе Васильевском, где они «долгое время оставались под открытым небом, заливаемые дождем, засыпаемые снегом». В Звенигороде под грудою дров были найдены три доски «случайно неипользованные для топки печей». Так миру стали известен Звенигородский Спас, Архангел Михаил и апостол Павел. «Рядом с ними тускнеют и мельчают даже наиболее сильные и известнейшие из памятников древней живописи», — писал впоследствии И. Э. Грабарь.

В искусстве Рублева органически соединились две традиции – возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека, и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Известный старообрядческий исследователь И. Н. Заволоко отмечает, что от Византии преп. Андрей принял «изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков. Содержание же было вложено подлинно русское самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублева является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далекому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода».

Князь С. Щербатов, рассуждая о рублевской «Троице», отмечает: «Более духовной красоты, более совершенно стиля, музыки и ритма, большей певучести линий, более мистической глубины и изысканной гармонии красок иконопись не знает». Важно свидетельство о почитании иконописца оставил преподобный Иосиф Волоцкий (+1515; память 15/28 сентября). В «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях, кото¬рые в Русской земле» он писал со слов старца Спиридона, что преподобные Даниил и Андрей были так добродетельны и ревностны в постниче¬стве и иноческой жизни, что сподобились Божественной благодати. Они были так исполнены Божественной любви, что никогда не упраж¬нялись в земном, но всегда ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводили к написанным вещественными красками образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых. В самый праздник Светлого Воскресения они, сидя на седалищах и имея пред собою всечестные и Божественные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь Божественной радости и светлости. И не только в этот день так творили, но в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил. И находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство.

Имеется еще одно важное свидетельство об преп. Андрее Рублеве, оно находится в деяниях Стоглавого собора 1551 года. В результате Собором было принято решение в виду надвигающейся угрозы западно-европейских безрелигиозных веяний писать иконы: «как писал Андрей Рублев и прочие пресловутые живописцы… а от своего замышления ничтоже претворяти».

Андрей (Рублевым) и Даниил Черный были причислены народным почитанием к числу «чудотворцев Радонежских». Посему почитание в Древней Руси было усвоено им двоим совместное. Уже до церковного раскола появляются первые иконописные изображения преп. Андрея, известен также и ряд старообрядческих икон, где изображен святой.
Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви 2009 года установил празднование преп. иконописцам в день преставления Андрея — 29 января по ст. ст.

Андрей Рублев: Возникает икона | Текущее

Когда мрачный, поразительный Андрей   Рублев впервые материализовался на международной арене в конце 1960-х годов (впервые фильм был показан в Советском Союзе в 1966 году, но был отложен от международного проката до нескольких лет спустя), он была явной аномалией — досоветским театром жестокости, заряженным возрождающимся славянским мистицизмом. Сегодня второй фильм Тарковского словно предвещает надвигающуюся бурю.

Его величие кино сразу бросается в глаза, Андрей   Рублев был самым исторически смелым фильмом, снятым за двадцать с лишним лет после Сергея Эйзенштейна Иван     Грозный . Эпическая и во многом выдуманная Тарковским биография величайшего русского иконописца Андрея Рублева (около 1360–1430 гг.) была идеологически обезумевшей суперпродукцией. Жестокий, даже кровавый, для советского фильма, Андрей   Рублев противопоставлен резне татарских вторжений в Россию в средние века и принимает форму хронологически прерывистого театрализованного представления. Потусторонний герой бродит по заброшенному великолепию — наблюдая за страдающими крестьянами, галлюцинируя Священное Писание, работая на жестоких дворян, пока, убив человека в разграблении города Владимира, не дает обет молчания и не бросает живопись.

Одновременно скромный и космический, Рублев был описан Тарковским как «пленка земли». Снятый на широкоформатном экране и четко очерченный черно-белый, фильм в высшей степени тактильный — четыре классических элемента предстают здесь в виде тумана, грязи, оплывших свечей и снега. Панорама на 360 градусов вокруг примитивной конюшни передает чудо существования. Такие длинные извилистые кадры подобны экспрессионистским мазкам; в результате получается своего рода повествовательный импасто. На крупном плане, запечатлевшем удар копыт лошади по поверхности мутной реки, камера Тарковского поворачивается, показывая татарский полк, несущийся по голому холму. В других случаях камера парит, как ангел, над страдающей местностью. Блестящий, никогда не объясняемый пролог фильма показывает средневекового Икара, бросающего вызов разъяренной толпе, чтобы штурмовать небеса. Поднявшись на церковную башню, он взлетает на примитивном воздушном шаре — волнующая панорама — прежде чем рухнуть на землю.

Тарковский начал производство фильма Андрей   Рублев в сентябре 1964 года, через два года после своего первого полнометражного фильма Иваново детство, получил Золотого льва в Венеции и за месяц до свержения Никиты Хрущева. К тому времени, когда основная фотосъемка остановилась из-за погоды в ноябре 1965 года, культурная оттепель уже закончилась. Когда в июле 1966 года фильм « рублев » был наконец завершен, государственное агентство по вопросам кино потребовало значительных сокращений. Фильм был слишком негативным, слишком суровым, слишком экспериментальным, слишком пугающим, слишком обнажённым и слишком политически сложным, чтобы его выпустили — особенно накануне пятидесятой годовщины русской революции. После единственного показа в Москве (кинотеатр «Дом Кино» якобы окружен конной полицией) эта версия под названием « Страсть По словам Андрея, был отложен. Обрезанный на четверть часа вариант, который позднее одобрил Тарковский, Андрей   Рублев должен был быть показан на Каннском кинофестивале 1967 года, но Советы выдернули его в последнюю минуту. Спустя два года, отчасти благодаря агитации Коммунистической партии Франции, « Рублева » показали в Каннах, правда, вне конкурса. Несмотря на то, что он был показан в четыре часа утра в последний день фестиваля, он, тем не менее, был удостоен Международной премии критиков. Советские власти были в ярости; Сообщается, что Леонид Брежнев потребовал частного показа и ушел на середине фильма.

С сомнительной законностью и решительными возражениями со стороны советского посольства во Франции в конце 1969 года в Париже открылся фильм « Андрей Рублев ». на Нью-Йоркском кинофестивале, а затем его американский дистрибьютор Columbia Pictures. Time неблагоприятно сравнил фильм с Doctor   Живаго; те другие нью-йоркские рецензенты, принявшие к сведению, умоляли не пытаться объяснить фильм, ссылаясь на Рублев видимое усечение.

Что тут было сказать? Представлен художник Рублев вместе с двумя братьями-монахами, укрывающимися от бури в конюшне, где крестьян развлекает похабный шут. Таких шутов, как замечает один монах, создает дьявол; последовательность заканчивается арестом клоуна. В следующем кадре два монаха обсуждают эстетику, а за пределами церкви заключенного пытают на дыбе. (В конце концов, в приступе ревности один из монахов покинет свой монастырь, проклиная преданность искусству, развратившую его братьев. ) Позже Рублев отказывается терроризировать верующих, рисуя сцену Страшного суда. Его принципы вредят его карьере; ирония, которую, конечно же, не ускользнула от внимания Тарковского, заключалась в том, что через столетие после смерти художника православная церковь наделила его иконы абсолютным авторитетом, эталоном, «которому следует следовать во веки веков».

Первый (и, возможно, единственный) советский фильм, в котором художник рассматривается как всемирно-историческая фигура, а соперничающая с христианством религия как аксиома исторической идентичности России. это положило начало национальному возрождению, культурным символом которого стали картины Рублева. Действительно, именно почитание икон стало отличать русское искусство от западного. По мере того как Ренессанс набирал обороты, священные изображения превращались в светские произведения искусства; Однако русская живопись оставалась не столько изображением мира, сколько воплощением духа. 9Андрей Рублев — 0007

Троица, 1421, 114×141 см: Описание произведения Через столетие после его создания, затемненную от свечного дыма, покрытую олифой, ее впервые «поновили», то есть поверх нанесли новый слой краски.

А потом еще три-четыре, один другого темнее и доброжелательнее. Сохранился образ, а не живопись.

Павел Флоренский увидел настоящую «Троицу» Андрея Рублева одним из первых людей за последние несколько столетий. Уникальная возможность для священника, философа и искусствоведа. В самом начале существования Советского государства, в 1919 августа он входил в состав Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой Лавры и присутствовал при снятии золотого оклада, при расчистке позднейших наслоений, веками ложившихся на Рублевскую роспись. «Есть «Троица» Рублева, значит, есть и Бог», — напишет Флоренский через несколько лет в книге «Иконостас».

Эта мистическо-богословская, на первый взгляд, фраза написана в весьма конкретном философско-искусствоведческом контексте. Есть художники, утверждал Флоренский, которые пишут библейские сюжеты, возвращаясь к своему вдохновению в иной, духовный мир, — и тогда их образы основаны на земных видениях, на человеческих лицах и поступках. Они только отрываются от земли и не всегда доходят до истины. А есть художники, которые создают картины, уже возвращаясь из мира высшего, — и тогда образы строятся исключительно на образах этого мира, увиденных духовным зрением. А Андрей Рублев (как и Рафаил, например) — один из художников, видевших Бога и видевших правду.

Троица никогда не была чудотворной или целительной иконой, многие списки с нее не составлены, как, например, Владимирская икона Божией Матери. Его удивительное действие на человека не объясняется чудесами, это чудо само по себе. Чистая живопись. Советские искусствоведы и историки, написавшие к 600-летию Рублева в 60-х годах сотни монографий, Андрей Тарковский, показавший в своем фильме «Троица» только цветные кадры, реставраторы, верующие, священники, посетители Третьяковской галереи, наконец — каждый, кто видел икону, испытывал неземное спокойствие и тихий восторг.

Но наряду с мистическими переживаниями советские реставраторы, открыв «Троицу», сделали возможным и ее художественное изучение. И восторг искусствоведов был сродни благоговению верующих. Даже комментируя композиционное совершенство или колористическое решение иконы, рано или поздно их путают с терминами об эмоциях: «прелесть», «таинственный творческий скачок», «откровение», «внутренняя гармония». И все же «Троицу» за прошедший век изучили достаточно.

Краски. Византийские иконы, которые видел и изучал Рублев, были совершенно другого цвета. Гармония цветовых сочетаний в них достигалась за счет выбеливания красок, приглушенных благородных, смешанных красок. В них не было чистого цвета и уж тем более контраста чистых цветов. Рублев первым выразил чистоту и неземное сияние цвета. Ярко-синий, использованный в «Троице», до сих пор называют «рублевскими голубцами».

Участок. Канонический ветхозаветный сюжет об Аврааме и Сарре, угостивших трех странников и понявших, что сам Бог находится с ними за одним столом, Рублев также исполнил по-новому. На гостеприимном столе осталась одна миска, но хозяев просто нет, как нет даже действия угощения. Это мы, стоя лицом к иконе, принимаем Бога вместо Авраама и замираем от бессловесного общения трех ангелов, открывшихся нашим глазам.

Персонажи Обычные для иконографии этого сюжета элементы пейзажа — Мамврийский дуб, дом Авраама, гора — у Рублева становятся многозначными символами, о которых до сих пор спорят критики. Дерево за средним ангелом, скорее всего Христос, символизирует воскресение, а его изогнутый ствол, как и зигзагообразный вырез хитона, говорит о тяжелой, мученической судьбе, ожидающей божьего сына на земле. Гора — символ восхождения на небо, «восхищения духа», а значит, правый ангел — Святой Дух. Над ангелом, воплотившим Бога-Отца, возвышаются чертоги, являющиеся символом «домостроения», творения и созидания.

Состав. Круговая композиция иконы есть все тот же образ единства, нераздельности, троичности Божией и в то же время символ единства в любви. Очень важное значение для периода раздоров, битв и тушения костров.

Но даже когда раскрываются тысячи смыслов, символов, особенностей композиции и ритмов, «Троица» остается произведением, несущим в себе необъяснимое «прелесть», «таинственный творческий скачок», «откровение» и «внутреннюю гармонию», произведение человек, видевший Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts