Ангел хранитель православие: Как правильно общаться с Ангелом Хранителем? / Православие.Ru

Разное

Ангелы Хранители — кто они?

сайт Горловской и Славянской епархии

К сожалению, далеко не все люди признают бытие добрых и злых духов как реальных представителей невидимого мира, воспринимая их лишь как метафорические литературные образы, олицетворяющие начала добра и зла. Между тем, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, как и история Церкви, в особенности жития святых, свидетельствуют об обратном. Иные хотя и верят в реальность невидимого мира, но считают, что он существует как бы отдельно, обособленно от мира людей, а значит, и знание этого мира для нас не важно, поскольку ни на что не влияет.

Конечно, это не так, и дело вот в чём. Хочет человек или не хочет, он уже давно стал целью борьбы между духами добра и зла. В этой борьбе бранное поле — человеческое сердце. А поскольку никакое человеческое действие или даже бездействие никогда не остаётся без последствий, всегда склоняя человека либо к добру, либо ко злу, он не может оставаться нейтральным в этой борьбе и вынужден участвовать в ней всю свою жизнь.

Что мы знаем об ангелах?

Божественное Откровение не сообщает нам деталей и подробностей сотворения небесных духов. Однако из Предания Церкви известно, что невидимый ангельский мир создан прежде видимого. Ангелы — бесплотные личные духи, наделённые разумом и свободной волей, способностью к творчеству, богообщению и взаимообщению. В отличие от людей, произошедших от единого родоначальника Адама, ангелы созданы сразу в несметном количестве. А поскольку они ещё и бессмертны, то лишены некоторых потребностей, свойственных людям — в вещественной пище, питье. Они отличаются другим характером взаимоотношений и предметами радости. Это бестелесные духи, которые находятся здесь, с нами, но главная цель их — служение Богу.

У кого есть Ангел Хранитель?

Он даётся каждому крещёному человеку. Но мы не знаем весь замысел Божий. Церковное Предание не даёт ответа на вопрос, есть ли Хранители у христиан других конфессий, у некрещёных детей. Вполне возможно, что есть.

Как имя нашего Хранителя?

Нередко оккультные сайты пестрят заманчивыми предложениями узнать, какого пола ваш ангел, какой у него нрав и как его имя. Для этого предлагается сложить все цифры своей даты рождения, погадать, пройти тесты или воспользоваться какими-то таблицами.

Нужно ли пытаться узнать имя своего Ангела или что-то о нем? Православный человек не должен задумываться о таких вопросах. В том, что предлагают оккультисты, много догматических ошибок: например, у ангелов нет пола.

Можно ли выбрать себе Ангела?

Оккультисты учат, что у каждой стихии есть свой ангел. Они утверждают, что если вашим хранителем станет ангел радуги, света, воздуха или металла, вы будете неуязвимы для неприятностей.

Из Предания Церкви мы знаем о девяти ангельских чинах. Это серафимы, херувимы, престолы, силы, господства, власти, начала, архангелы и ангелы. Духов поднебесных очень много. Но мы не можем выходить за рамки Предания и придумывать свои человеческие классификации — говорить, что есть ангелы воды, металла и так далее. Какой-либо дух чего-то не может стать Ангелом Хранителем. Его человеку даёт Господь. Ангела Хранителя нельзя поменять. Он всегда находится с человеком, никуда не уходит, у него нет «отпуска».

Подобные предложения узнать что-то о своём Ангеле с помощью каких-то вычислений или «выбрать» себе ангела — либо просто мошенничество, либо оккультизм, когда человека пытаются вовлечь в общение с бесом, а не ангелом.

Где находится наш Ангел Хранитель?

Поскольку ангельская бестелесность не абсолютна, она всё же зависит от условий пространства. Например, они не могут одновременно находиться в разных местах. Часто приходится встречаться с мнением, что наши Ангелы непременно стоят по правую сторону от нас, поэтому нужно с осторожностью поворачиваться вправо, и даже спать только на левом боку, иначе небесным силам будет неудобно нас охранять. Отсюда и поверье, что вставать нужно непременно с правой ноги, а если встанешь с левой, то день не задастся — Ангел не сможет тебя охранять, а также убеждение, что поплевать через левое плечо — значит поплевать на беса.

Это суеверия, которые берут начало от убеждения, что правая сторона — благочестивая, а левая — якобы от бесов. Очень неправильное восприятие. Мы должны понимать, что ангел — бестелесный дух. И всерьёз рассуждать о том, что он находится всегда справа, а бес — всегда слева — не приходится. Ангел невидимо находится рядом с человеком — но в духовном мире, мире невидимом. Поэтому для православного христианина главное — всегда слышать голос своего Ангела Хранителя, а не думать, где именно он сейчас стоит. На какой бок ты лёг, какой ноги встал, через какое плечо поплевал — не имеет никакого значения. Лучше вообще не плевать, потому что это некультурно и можно в кого-то попасть.

Как узнать, что наш Ангел с нами?

Я очень мало встречал людей, которые действительно видели ангелов. Чаще всего те, кто так утверждает, — просто мнительные люди, которые во всём отыскивают какие-то знаки.

Неприятности, случающиеся в жизни — потекла ручка, оторвалась пуговица, упала со стола ложка — они приписывают действию Ангела Хранителя: мол, это знаки, которые он подаёт, чтобы предупредить о чём-то. Приятный запах, источник которого нельзя сразу объяснить, неожиданное затишье на улице, внезапная вспышка света, искры в закрытых глазах, покалывания в теле, давление в голове или в затылке мнительные люди воспринимают как физические проявления присутствия ангельских существ.

Не нужно этим заниматься. Надо во всём полагаться на волю Божию. Если вы увидели падающую звезду, это не приход ангела — это просто маленькое космическое тело, астероид, который, падая, раскаляется из-за трения о земную атмосферу…

Перестаньте в своей жизни искать знаки, просто молитесь, трудитесь, и вы увидите, что Господь Сам подскажет путь, по которому нужно идти. Даже если мы ничего не замечаем, мы всё равно узнаем путь, который подскажет Господь. А если человек начинает всюду искать тайные смыслы, это ведёт к оккультизму.

Подсказки Ангела

Нельзя действие Ангела Хранителя заключать в какие-либо рамки. Зачастую бывает, ты просыпаешься, что-то делаешь, и у тебя всё валится из рук, день не задался. Говорить о том, что это действие Ангела Хранителя, я бы не стал. Ведь человек обладает свободной волей. Ангел Хранитель — не какой-то рычаг, который направляет её в ту или другую сторону. Он может незримо подсказать, как правильно.

Мне вспоминается случай, описанный в мемуарах участника Великой Отечественной войны. Идёт бой, солдат лежит в окопе. И его как будто что-то подталкивает: встань и уйди. Он, вопреки приказу, вскакивает, перебегает в другое место, и туда, где он только что лежал, падает снаряд. Здесь мы можем наблюдать прямое действие Ангела Хранителя, когда он буквально заставляет человека поменять местоположение, чтобы сохранить ему жизнь.

Такие же истории есть и у строителей, работников МЧС, когда какой-то внутренний голос требует что-то сделать. Человек чувствует ужасный дискомфорт, если он не подчинится. Но такие случаи очень редки.

Если же мы начинаем прислушиваться к разговорам других, песням, звучащим по радио, читать все рекламные бигборды и вывески, чтобы узнать «послания» ангелов, недалеко до психического расстройства. Так поступают очень мнительные люди. Этим пользуются оккультисты. Они говорят: если настало внезапное затишье или вы ощутили аромат, то к вам пришёл ангел. Оккультисты человека напрямую подталкивают к бесу.

Если что-то не получается, можно отложить свои дела. Возможно, это действие Ангела Хранителя. Но нельзя говорить о том, что абсолютно всё, происходящее вокруг, подстроил ангел. Так мы будем постоянно искать себе отговорки, чтобы ничего не делать. Ангел не будет вмешиваться буквально в каждое наше действие. Действие Ангела Хранителя — другое. Он проявляет себя в более экстремальных моментах, ключевых событиях жизни, когда человек может совершить действительно серьёзный грех. Он подталкивает человека поступать по совести. В свою очередь, злой дух подталкивает человека ко греху. Но это не имеет отношения к бытовым вопросам. Думать, что если день не задался, ручка потекла, машина не завелась, снега много выпало, значит, так со мной общается ангел, было бы ошибкой.

Сны

Церковь очень неоднозначно относится к сновидениям. Святые отцы, как правило, не советуют верить снам. В Библии, особенно в Ветхом Завете, уделяется внимание пророческим и вещим снам. Ангелы предупреждают праведников во сне о чём-то и предсказывают грядущие события. Но мы не должны забывать, что наряду с добрыми ангелами есть злые духи, которые пытаются ввести нас в искушение. Именно через сновидения очень легко это сделать. Бесы могут являться даже в обличье добрых ангелов или святых угодников Божиих.

Очень много людей верит снам. Однако прежде чем поверить совету, данному во сне, мы должны задать себе вопрос: «Достоин ли я, чтобы мне явился Ангел? Неужели я живу настолько праведной жизнью?» Чаще всего снам верить не надо — очень велика вероятность того, что человек будет обманут бесами. Чтобы слышать Ангела, нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Слышать голос Ангела

Часто люди говорят, что слышат голос совести. Это, наверное, и есть голос Ангела Хранителя. Когда человек живёт по совести, поступает по законам Божиим, исполняет заповеди, Ангел Хранитель ему помогает. Но когда человек грешит, нарушает заповеди, Ангел от него отступает — человек сам его как бы отталкивает.

Не нужно пытаться услышать какие-то особенные «голоса». Если человек слышит голоса в своей голове, я как медик по первому образованию посоветовал бы ему обратиться к психиатру. Если ему кто-то таким образом что-то приказывает, советует, это, безусловно, психическое расстройство. Здоровый человек никаких голосов в своей голове не слышит.

Голос совести — совсем другое: когда мы чувствуем, что так поступать правильно или, наоборот, неправильно. У каждого человека он есть. Чем более христианскую жизнь мы ведём, тем этот голос отчётливее.

Ты торопишься на автобус, а впереди тебя упал пожилой человек. Голос совести говорит: «Подойди, помоги, протяни руку». Но ты сам себя успокаиваешь и говоришь: «Но я же спешу. Пусть кто-то другой подойдёт». И совесть начинает тебя мучить. Ты понимаешь, что поступил неправильно, чувствуешь внутренний дискомфорт. Совесть никогда не обманывает, она всегда подсказывает. Но здесь не идёт речи о каких-то голосах, которые мы могли бы ясно услышать.

Внушение ангелов и наша свобода

Когда Господь создавал человека по Своему образу и подобию, Он вложил в нас свободную волю — самое главное, что уподобляет нас Ему. Неверно говорить, что все добрые мысли нам внушает Ангел-Хранитель, а злые — бес. Где же тогда свободная воля человека? Господь создал нас, чтобы мы были наполнены радостью, любовью.

Я часто слышу рассуждения христиан о том, что в нашей жизни не должно быть никакой радости, мы не должны улыбаться, смеяться, а нужно каяться и оплакивать наши грехи. Я очень сильно сомневаюсь, что Господь хотел бы видеть таким человека — не улыбающимся, не радующимся жизни, природе вокруг себя, который всё время скорбит, а любое радостное чувство приписывает действию Ангела Хранителя. Не надо путать Божий дар и человеческое. Здесь действие ангелов абсолютно ни при чём. Наши мысли и чувства зависят от нашего внутреннего устроения и состояния.

Человек-оптимист благодарит Бога за то, что Он создал для него, за то, что у него есть возможность пойти в храм помолиться, сотворить добро, поделиться своей радостью с другими. Пессимист ходит и говорит всем, что мир погряз в грехе, что мы не должны радоваться и смеяться, шутить. Рядом с таким человеком находиться просто невыносимо, потому что он не сеет вокруг себя добро и радость, не приумножает их. Человек должен быть радостным. Тогда и Ангелу Хранителю с ним будет радостно.

Чей Ангел сильнее?

Если мы будем жить благочестиво, по тем законам, которые даёт Господь, тогда наши Ангелы Хранители будут становиться «сильнее». Это метафора, которую надо понимать так, что духовно сильнее становимся мы, получая их помощь. Ангел Хранитель ближе, и его голос мы слышим отчётливее. Если человек живёт во грехе, творит зло, его Ангел не становится «слабее» — он просто отступает. Человек его сам отталкивает от себя и остаётся наедине со своей жизнью. Слабее и духовно беднее становимся мы, а не Ангел. Это очень тяжело и страшно — остаться без поддержки своего Ангела Хранителя.

Какие изображения небесных духов можно иметь?

Сегодня очень распространены изображения ангелочков, всевозможные статуэтки. Некоторые считают, что иметь их у себя дома — привлекать небесные силы. Как относиться к ним христианину? Можно ли устанавливать такие статуэтки, например, на даче? Я считаю, с этим шутить не надо. На первый взгляд безобидные открытки с неканоническим изображением ангелов — таких себе амурчиков — могут послужить греху. Если ты ходишь в храм, не стоит их приобретать или принимать как подарок. Недолго впасть в грех.

Дети и ангелы

Могут ли дети видеть ангелов и общаться с ними? У меня трое детей. Со всеми тремя была одна и та же история. Когда им было по несколько месяцев, неоднократно я наблюдал одну и ту же картину. Ребёнок играет, потом поворачивается к святому углу и начинает смеяться. Он сидит спокойно, агукает, ничто его не смешит, но вдруг он поворачивается в сторону святого угла и на что-то реагирует. Я не знаю, что он видит. До двух-трёх лет у ребёнка незамутнённое сознание. Он не отягчён житейскими проблемами. Возможно, он действительно видит небесных духов.

Духовный мир разлит вокруг нас. Нам, взрослым, не дано его видеть, но не исключено, что дети умеют это делать.

Некоторые родители ищут признаки общения с ангелами у своего ребёнка. Например, они говорят, что веснушки — это следы от поцелуя небесного гостя. Но это всего лишь пигментация кожи, она передаётся по наследству и не имеет никакого отношения к ангелам.

Детей часто сравнивают с ангелами. Но они никогда не становятся ими — они остаются людьми. Если, не дай Бог, ребёнок умер, он не становится ангелом. Но у того, кто попал в рай, есть возможность молиться за своих сродников, оставшихся на земле.

Спасёт ли Ангел Хранитель из ада?

Часто приходится слышать благочестивые христианские истории о том, что Ангел Хранитель вытаскивает грешников из ада за косу или бороду, которые в таких историях советуется отрастить при жизни, либо за предметы, послужившие добрым делам, например, — луковичку, поданную нищему. Давайте будем относиться к ним как к сказкам и притчам, а не всерьёз. Для Ангела Хранителя важны не волосы или борода, а жизнь, которую ведёт человек, поступки, которые он совершает, и вера, которая есть в его сердце.

Если бы всё было так просто, достаточно бы было мужчинам отрастить бороду по колено, женщинам — волосы по пояс и говорить: «Мы спасены». Я знаю многих священников, у которых в силу наследственности борода просто не растёт. Это абсолютно нормальное явление, так бывает. Они прекрасные священники, внимательные пастыри, заботливые мужья и отцы. Те, кто поддается таким суевериям, сразу осуждают на ад этих людей. Давайте не будем веру в Бога упрощать до каких-то примитивных предрассудков.

В день памяти святых Небесных Сил бесплотных предлагается совершить особую молитву Архангелу Михаилу — якобы тогда он спустится во ад и окунёт своё крыло в огненную реку, на перьях вытащив тех умерших, о которых совершена молитва. Делать это советуется непременно ровно в полночь…

На иконе «Страшный Суд» мы видим изображение мучения грешников в аду. Грамотные люди понимают, что это метафора. Ад — это место без Бога, как рай — место, где пребывает Бог, Его благодать и Его любовь. Люди, которые стараются вести благочестивую жизнь, молятся, каются, живут с Богом. Но есть люди, которым Бог не нужен. Они не знают, что такое храм Божий, таинства Исповеди, Святого Причастия, любовь и прощение. Свою жизнь на земле они проживают без Бога. Соответственно, когда наступает смертный час, их душа к Богу не идёт. Она идёт в то место, где Бога нет. Оно и называется адом. Это место человек сам сознательно выбирает при своей жизни. Не Господь его наказывает и посылает в ад, а человек своей жизнью сам выбирает это место своего вечного пребывания.

Говорить, что там текут огненные реки, кипят-шкварчат сковородки, на них жарятся грешники, нельзя. Это может быть метафорой мучений, которые постигают душу в аду. Человек мучится без Бога, без любви Божией. Рассказы, что он там плавает в огненной реке или шкварчит на сковородке, относятся к церковному фольклору. Сказание о том, что Архангел Михаил сходит во ад, опускает перья в огненную реку, по ним вылезают грешники — также церковный фольклор.

Человек может быть спасён только Господом Богом. Только Христос может вывести душу из ада. Когда человек умирает, Бог выносит о нём временный суд и определяет место, где душа будет ждать Второго Пришествия Христова. За этого человека, если он был христианином, молится Церковь, молятся его родные и близкие. По их молитвам Господь может простить согрешения человека. Рассказы об этом мы часто встречаем в житиях святых. Это происходит только по усердной молитве и после множества добрых дел ради этого человека. А разговоры о том, что в какой-то определённый день и час, в полнолуние будут такие грешники прощены, конечно же, церковный фольклор.

 

В своих рассуждениях об аде и рае мы должны опираться на Святое Евангелие и учение отцов Церкви. Мы помним притчу о богаче и Лазаре, где звучат слова: «Между нами и вами пропасть очень велика». Просто так грешник, находящийся в аду, не может попасть в рай. Только по продолжительной молитве, творимой на земле, Господь может помиловать грешника и Сам его вывести из ада. Но не в определённый день и час и не после определённой молитвы.

Если мы будем говорить, что после такой-то молитвы Господь помилует, а после другой не помилует, мы скатимся в оккультизм, где практикуются заговоры. Заговор — это определённый набор слов, от которого нельзя отступить ни влево, ни вправо. Молитва Богу творится сердцем. Я сам часто молюсь своими словами. В храме, конечно, звучат определённые молитвы. Но любое наше прошение к Богу должно быть сердечным. Если мы произносим набор заученных фраз, это не молитва. Молиться надо сердцем и умом. А если мы твердим одно и то же в надежде, что Господь нас услышит, и в этом не участвуют наш разум, наше сердце, мы просто занимаемся заговорами.

Не нужно гоняться за «тайными молитвами». Есть молитвы, данные в молитвослове — если человек не знает, как молиться, молитвослов предлагает готовые шаблоны. Но молиться Богу и святым ангелам всегда нужно душой и сердцем.

Беседовала Мария Цырлина

Ангел Хранитель или небесный покровитель?

Человек рождается в мир, и все вокруг радуются, выбирают имя новорожденному и день, когда по обычаю понесут его в церковь крестить. Так принято у христиан. Принято давно, но путаница в понятиях Ангела Хранителя и небесного покровителя существует и поныне.

Ангелы — это существа выше или ниже человека?

— «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1.1). Так начинается библейский рассказ о сотворении мира. Под словом «небо» здесь подразумевается творение ангельской сущности, невидимого мира бесплотных духов. «Ангел» есть «вестник». Это значит, что бестелесные духи призваны сообщать людям волю Божию, выполнять Его распоряжения в попечении о мире видимом. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14).

В таинстве Крещения после запретительных молитв священник обращается к Богу с прошением послать крещаемому Ангела: «сопрязи животу его Ангела светла». Таким образом, каждому христианину при крещении Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека в течение всей его земной жизни, наставляет на добрые дела, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти и после смерти препровождает душу к Богу.

Говорят, что у ангелов нет имен. А как же Архангел Михаил?

— Учение Православной Церкви говорит о существовании Небесной иерархии. Она состоит из трех триад: первая: серафимы, херувимы, «престолы», вторая — «господства», «силы», «власти», третья — «начала», Архангелы, ангелы. Но в обиходе все Небесные чины называются ангелами. Нам не известны имена бесчисленного Небесного воинства, но мы знаем из Писания имена архангелов: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Каждый из них исполняет свое назначение. Архангел Михаил («кто как Бог»), о котором мы знаем больше, чем о других Небесных силах, является вождем всего Небесного воинства. Архангел Гавриил («муж Божий») является носителем радостных благовестий. Архангел Уриил («огонь Божий»), согласно преданию, был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания прародителей. По учению святых отцов, он является просветителем неверующих сердец. Архангел Рафаил («помощь Божия») — врач человеческих недугов. Архангел Селафиил («молитва к Богу») призывает людей к молитве. Имя Архангела Иегудиила («хвала Божия») известно только по преданиям, в Библии оно не встречается. Архангел Варахиил — благословение Божие на всякое доброе дело. Архангел Иеремиил («высота Божия») — возвращает падшего человека к Богу. Таким образом, Архангелы являются благовестниками о великом и преславном, открывают пророчества, волю Божию, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом познания Божества.

Своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство. Пророк Моисей говорит израильскому народу: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (Втор 32:8).

Как дух бесплотный, Ангел Хранитель не имеет имени. В своих молитвах мы обращаемся к нему так: «Ангеле Божий, хранителю мой».

Ангел Хранитель и небесный покровитель — это одно и то же?

— В строгом смысле слова нет. Небесным покровителем христиане называют святого, имя которого носят при земной жизни. По учению Православной Церкви, всякому вступающему в нее дается христианское имя, носитель которого был прославлен Церковью и причислен к лику святых. Таким образом, христианин имеет двух невидимых защитников: Ангела Хранителя и небесного покровителя. Днем Ангела является день нашего крещения, а днем небесного покровителя или именинами — день памяти святого, имя которого носим. Оба эти дня православные христиане отмечают посещением храма, исповеданием и причащением Святых Христовых Таин, добрыми делами.

Чем усерднее мы стараемся подражать в своей жизни небесному покровителю, чье имя носим, тем сильнее его невидимое предстательство за нас пред Богом. Следует понимать, что если мы живем далеко не по-христиански, то напрасно требуем от Ангела Хранителя и небесного покровителя помощи, напрасно ропщем на них и на Бога, якобы не помогающих нам в наших делах.

Какое значение имеет имя человека для Бога?

— Имя человека имеет значение прежде всего для него самого. Господь, надо думать, знает нас и все о нас и без имени. Но тем не менее уже первые люди имели имена, а к Адаму подводились животные, чтобы он давал имена и бессловесным тварям, тем самым обозначая их в земной жизни. В христианстве принято давать имя ребенку в честь того или иного святого, который становится его небесным покровителем. Традиционно еще с ветхозаветных времен имя младенцу нарекается на восьмой день после его рождения, по примеру Христа Спасителя, а во время крещения (сороковой день и позже) оно произносится как уже существующее.

Скажем, родился мальчик в десятых числах декабря. Родители выбрали для него имя по церковному календарю — Николай, так как 19 декабря по новому стилю совершается память святителя Николая Чудотворца. С этим именем он принял святое крещение. Отныне святой Николай Угодник — его небесный покровитель. Именно к нему обращаются с молитвой родители и восприемники, а позже и он сам, надеясь на предстательство пред Богом этого святого заступника. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его — к молитве их» (1 Пет 3:12). В этом смысле имя имеет значение и для человека, и для Бога.

Меня зовут Римма, родилась 23 ап­ре­ля. Есть ли у меня небесный покровитель и когда его день в церковном календаре?

— Есть два мужских имени, Инна и Римма, которые, видимо, из-за женского окончания стали на Руси даваться при рождении девочкам. Так что ваш небесный покровитель — святой мученик Римма, ученик апостола Андрея. Он жил в I веке, был родом из Малой Скифии. За распространение веры Христовой был заморожен в реке вместе с мучениками Инной и Пинной. Их память — 2 февраля и 3 июля по новому стилю.

Мою дочку зовут Виктория. В церк­ви батюшка отказался ее причащать под этим именем, сказал, что в церковном календаре нет такого имени, есть только, например, Вероника. Что же нам делать? Влияет ли выбор имени ребенка на его судьбу?

— До недавнего времени в православном календаре не было имени Виктория, и девочкам чаще всего при крещении нарекали имя Ника. Но с 2011 года Виктория включена в календарь Московской патриархии: память святой Виктории Кордубской — 30 ноября по новому стилю.

Судьбы наши в руках Божиих. Понятие судьбы — не из христианского лексикона. Господь сотворил человека свободным, и этот дар не отнимает никогда, поэтому христианское учение утверждает, что мы участвуем в своем спасении — «Бог спасает нас не без нас». Но мы носим имена, и обычно это имена святых мучеников, преподобных, святителей, одним словом, угодников Божиих. Иногда же (чаще это случается в нерелигиозных семьях) ребенка называют именем, которого действительно нет в святцах, например, Снежана. Но при крещении, если таковое было, имя все равно дается православное. Вот и получается, что человек имеет как бы два имени: обиходное и церковное, с которым он исповедуется, причащается, вступает в брак и т. д.

Наши предки славяне до принятия христианства носили языческие имена, после же Крещения Руси получили имена от Византийской Церкви, которые мы имеем и сейчас. Долго на Руси, особенно в среде низшего класса, сохранялся обычай давать при рождении младенца два имени: языческое и христианское. Второе имя хранили в тайне, во избежание колдовства. Пережиток этого обычая жив еще и поныне: некоторые родители из суеверия дают малышу одно имя при рождении, другое — при крещении. Понятно, что ничего общего с православием это суеверие не имеет.

Мои знакомые говорят, что мое имя Руфина не русское, а ведь меня крестили в православной церкви. Какой же у меня небесный покровитель и когда его день в церковном календаре?

— Мы все в большинстве случаев носим не чисто русские имена, а греческие, римские, персидские и так далее, потому что христианство пришло к нам с Востока. Ваше имя в переводе с греческого означает «рыжеватая», а ваша небесная покровительница — святая мученица Руфина Кесарийская (Каппадокийская). Она была матерью святого мученика Маманта и пострадала в третьем столетии. Ее память, а значит, ваши именины — 15 сентября по новому стилю.

Могу ли я сменить свое имя или заново покреститься, так как дурные люди отпели меня живую в церкви и положили мою фотографию в могилу?

— Успокойтесь, ничего страшного для вас не произошло. Для нас, христиан, «Бог есть любовь» (1 Ин 4:16), а это значит, что Он не творит зла, хотя попускает его существование среди людей, чтобы мы добровольно обращались к добру. Дурные люди, которые заказали церковное отпевание живого человека, сотворили зло, и потому получат по заслугам. Господь исполняет просьбы людей полезные им, направленные на их благо, но никогда во зло. Таинство же Крещения совершается один раз и не повторяется, по словам апостола: «Един Бог, едина вера, едино крещение» (Еф 4:5).

В самый канун Рождества у меня родилась внучка. Назвали ее Марией. Теперь Сама Богородица будет ее Небесной Покровительницей?

— Нет, непосредственной небесной покровительницей у вашей внучки будет одна из святых жен по имени Мария, память которой ближе всего к дню рождения девочки (это вы должны выбрать по церковному календарю). В православии существует правило, что имена Иисус и Мария никогда не даются в честь Спасителя и Его Пречистой Матери. Хотя, разумеется, Пресвятая Богородица является Заступницей вашей внучки, как и всех верующих христиан.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Вера Церкви в ангелов-хранителей

Перейти к навигации

Автор о. Патрик Рирдон

Вера Церкви в служение Ангелов-Хранителей вполне подтверждается предупреждением нашего Господа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что на небесах ангелы их всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матфея 18:10). Точно так же Лука, говоря об ангеле Петра, свидетельствует об этой вере среди первых
Христиане (Деяния 12:15). Эти упоминания указывают на то, что ангелы-хранители уже были хорошо известны читателям Матфея и Луки; идея не требовала объяснений.
 
Как и в других примерах христианской веры (на ум приходит эффективность молитвы за умерших), именно от евреев Церковь унаследовала эту веру в служении Ангелов-Хранителей. Псалмопевец провозгласил: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 34 [33]:7). И еще: «Ангелам Своим поручит тебя охранять тебя на всех путях твоих» (9).1 [90]:11).
 
Самая яркая иллюстрация еврейской веры в ангелов-хранителей содержится в Книге Товита, сохраненной в Септуагинте. Это история изгнанной израильской семьи, жившей в Месопотамии в конце восьмого века до Рождества Христова, и центральная часть рассказа касается долгого путешествия, которое молодой человек Тобиас совершает от имени своего недавно ослепшего отца Товита. В этом повествовании первоначальная цель поездки Тобиаса — собрать долг, чтобы спасти семью от нищеты — превзойдена и обогащена различными способами, не последним из которых является открытие молодым человеком благочестивой жены.
 
Однако перед тем, как отправиться в это путешествие, Тобиаса и его родителей посещает незнакомец, который предлагает проводить его в пути, и в конце истории незнакомец идентифицируется как Рафаил, «один из семи святых ангелов, которые представляют молитвы святых и которые входят и выходят перед славой Святого» (Товит 12:15; ср. Откровение 1:4).
 
Однако это откровение не происходит до конца книги, когда путешествие завершено. Таким образом, Товит и его семья, как Авраам в Бытие 18, Гедеон в Судей 6 и родители Самсона в Судей 13, принимают ангела «незаметно» (Евреям 13:2). Даже не зная об истинной личности Рафаила, тем не менее, Товит дважды делает ироническую ссылку на «доброго ангела», который будет сопровождать его сына в пути (Товит 5:16,21). Точно так же, когда путешествие закончилось, но до того, как он узнает личность Рафаила, Товит благословляет Божьих «святых ангелов» (11:14). Тобиас путешествовал в компании с ангелом, даже не подозревая об этом.
 
Путешествие, в которое Рафаэль предложил провести Товию из Ниневии в Рагес, было довольно долгим, около 200 миль, и большая его часть проходила в гору. Тем не менее, в старейшей из сохранившихся рукописей, содержащих Книгу Товита (Синайский кодекс), рука переписчика поместила замечание, что их путешествие заняло всего два дня! Вспоминая, что быстрой армии Александра понадобилось десять дней, чтобы пройти такое же расстояние (ср. Плутарх, *Жизнеописания* «Александра» 42), напрашивается мысль о до сих пор не подозревавшихся преимуществах путешествия с ангельским спутником.
 
Они также взяли с собой семейную собаку, поэтому мы видим, как Тобиас путешествует с ангелом и животным-компаньоном, представляющим близнецовые миры духа и биологии, те две области опыта, в которых человек путешествует по этому миру.
 
Святой Иероним, который рассказывает нам, что за одну ночь перевел Книгу Товита с греческого на латынь, был заинтригован этой собакой. Хотя он, должно быть, сильно устал, когда подошел к концу своей работы при свечах в утренние часы той ночи, Джером все еще был достаточно бдительным, чтобы сделать что-то довольно изобретательное с собакой Тобиаса. Он фактически изменил текст Книги Товита, что он мог сделать, так как не считал эту книгу канонической (следует отметить явно эксцентричный взгляд среди латинских отцов). Иероним вставил деталь — или, точнее, «хвост» — в описание возвращения Тобиаса в Вульгате: «Тогда собака, которая была с ними на пути, побежала впереди, и подойдя, как будто она принесла весть, выражал свою радость, подмигивая и виляя хвостом». Этого виляния нет в тексте Септуагинты, и даже хвоста нет. Джером выдумал.
 
Нетрудно понять, почему проказник Джером решился на эту небольшую остроту. Пораженный сходством этой истории с «Одиссеей» Гомера, в которой также рассказывается о путешествии человека обратно к дому своего отца, Иероним вспомнил Аргуса, пса Одиссея, первого друга, узнавшего этого древнего путешественника по возвращении на Итаку. Гомер писал, что старый и ослабленный Аргус, узнав голос своего хозяина, «пытался вилять хвостом» («Одиссея» 17.302).
 
Однако здесь была замешана не только шутка. Иероним справедливо рассматривал путешествие Тобиаса, как и путешествие Одиссея, как символ путешествия человека по этому миру, возвращения в отчий дом. Иероним видел, что Тобиас занимает свое место рядом с Гильгамешем, Тесеем, Ясоном и аргонавтами, Энеем и другими великими путешественниками литературы. Библия учит, что мы не совершаем это путешествие длиною в жизнь в одиночку. Нас сопровождает «ангел мира, верный проводник, хранитель душ и тел наших».

Первоначально эта статья была проповедью, прочитанной 12 октября 2003 г. в Антиохийской православной церкви Всех Святых в Чикаго, штат Иллинойс.

Роль Ангела-хранителя в нашей жизни

Протопресвитер о. Джордж Папаварнавас

Ангелы – это служебные духи, посланные служить нам для нашего будущего спасения (Евр. 1:14). Бог «дал народам удел их, когда разделил все человечество, поставил пределы народам по числу Ангелов Божиих» (Втор. 32:8, LXX). Они были созданы до физического мира и человечества.

Архангелы Михаил и Гавриил служат делу Божественного Домостроительства для спасения человечества, и в Священном Писании упоминаются их явления конкретным лицам, для передачи им послания. Таких, например, как Архангел Михаил Судии в Ветхом Завете по имени Гедеон, и Архангел Гавриил Богородице и Захарии, отцу Благородного Предтечи и т. д.

При Крещении Бог посылает каждому верующему Ангела для их защиты, чтобы напомнить им о воле Бога и обличать их, когда они грешат, чтобы привести их к покаянию. То есть помочь им вернуться на путь, ведущий к общению с Богом, когда они сбились с пути. Это создает радость, так как покаяние связано с вечной божественной жизнью, и поэтому небо празднует, когда человек искренне раскаивается (Лк. 15:7). Святой Иоанн Синаит, автор «Лествица » в беседе о различении пишет о совести: «Совесть есть слово и обличение Ангела-Хранителя нашего, данное нам от времени Крещения. Вот почему мы находим, что некрещеные не испытывают таких острых мук раскаяния в их душе за свои дурные дела».

Истина о присутствии и действии Ангела-Хранителя в жизни верующих упоминается в Священном Писании, в писаниях святых отцов (безошибочных толкователей Священного Писания) и в житиях святых. В двенадцатой главе Деяний апостольских евангелист Лука повествует о чудесном спасении апостола Петра, заключенного в темницу Иродом после мученической кончины апостола Иакова. Апостол Петр был скован двумя цепями в темнице, и внезапно предстал перед ним Ангел Господень, который освободил его и вывел из темницы. Затем он понял, что видит не видение, а явь, поэтому пошел в дом матери евангелиста Марка, где собралось множество верующих, молящихся о его спасении. Апостол Петр постучал в дверь и стал ждать ответа. Служанка, однако, по имени Роди, не открыла дверь из воодушевления, когда услышала голос Петра, а побежала сообщить радостную весть собравшимся там. Когда она сказала им, что апостол Петр стучит в дверь, они подумали, что она сошла с ума. Однако, когда она настаивала, они вместе сказали, что это из-за его Ангела-Хранителя (Деяния 12:1-16).

Отсюда видно, что ранние христиане имели личный опыт существования Ангелов-Хранителей, радуясь их присутствию и защите. Однако то же самое происходит сегодня, как и в прежние времена, со Святыми и теми, кто борется за достижение своего личного освящения. Они чувствуют присутствие своего Ангела-Хранителя, а некоторые, в зависимости от внутренней чистоты, видят его и беседуют с ним. Действительно, внутренняя чистота достигается не магическим образом, а предполагает подвижническую и молитвенно-таинственную жизнь. Когда кто-то благодатью Божией и своим личным подвигом овладевает своими страстями, то просветляется его ум, который есть око его души, и он может видеть то, чего не могут очи его телесные. Они способны видеть славу Бога, Ангелов, Святых, а также своего Ангела-Хранителя, которого они всегда чувствуют рядом с собой, защищая их.

В Великом Часослове , который содержит ежедневные церковные службы, есть чудесный Канон нашему Ангелу-Хранителю, который мы можем читать и петь. Также в конце службы малого повечерия совершается Молитва Ангелу-Хранителю нашему. Когда мы читаем это каждую ночь на малом повечерии, мы также можем, в меру своих возможностей, ощущать их присутствие и любовь, так как призываем их для своей ежедневной защиты. Ниже молитва:

Ангеле Христов, хранитель мой святой и покровитель души и тела моего, прости мне все, в чем я согрешил ныне, и избавь меня от всякого противного зла врага моего, да не прогневаю Бога моего. любым грехом. Умоли меня, грешного и недостойного раба, явить меня достойным благости и милости Пресвятой Троицы, и Матери Господа моего Иисуса Христа, и всех святых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts