Ангел израиль: Как забирает души ангел смерти Азраиль?
Содержание
MediaGlagol
Кроме Михаила и Гавриила скажем несколько слов об ангельских именах, применяемых к Логосу в иудео-христианстве. В списке имен Логоса, приводимом Иустином, читаем следующее: «(Слово) еще называется Израилем и Оно присвоило это имя Иакову» (LXXV, 2, также CXIV,2). Иустин комментирует это по-разному. «Я хотел бы, просит Трифон, чтобы вы объяснили мне силу (dynamis) имени Израиль» (CXXV,1). Иустин отвечает, что ангел, явившийся Иакову, «как Рожденный прежде всех творений, был Бог… Его имя изначала было Израиль, в это имя Он и переименовал блаженного Иакова» (CXXV,3-5).
Итак, явившийся Иакову ангел называет себя Израиль[13]. Это не один из ангелов, но рожденный прежде всякой твори, то есть Сам Логос. Здесь перед нами классическая линия богословия Иустина, который видит Логоса в явлениях ангелов в Ветхом Завете. Израиль есть просто имя Логоса. Иустин кажется, зависит здесь от Филона, у которого написано: «Логос первородный является самым древним (presbytatos) из ангелов; он архангел и носит многие имена; он назван началом, именем Бога, словом, человеком по образу, видящим, Израилем» (Conf. , 146-147). У Филона как и у Иустина говорится о первородном, о Логосе, одно из имен которого есть Израиль.
Отметим лишь, что этимология слова «Израиль» различна у того и другого: для Иустина это «тот, кто победил Бога», для Филона «тот, кто видит Бога». Но Иустину это известно. Впрочем, для Филона Израиль означает не ангела, встретившего Иакова, но самого Иакова, который есть аллегория Логоса.
Это встречается в замечательном апокрифе, о котором мы знаем через Оригена под названием Молитва Иосифа. Иаков говорит: «Тот, кто говорит вам, я Иаков и Израиль, я ангел Бога и начальный дух (archikon). Я, Иаков, названный людьми Иаковом, мое имя — Израиль, я назван Богом Израиль, человеком, зрящим Бога, потому что я перворожденный (protogonos) всего живого, приявший свою жизнь от Бога» (Com.Io., II,31). Замечательно обнаружить здесь те же выражения, что и у Филона и Иустина. Израиль — это перворожденный, Он — начало, он есть тот, кто зрит Бога. Трудно не увидеть здесь кого-то больше, чем ангел. У Израиля те же атрибуты, что и у филоновского Логоса.
Продолжение цитаты Оригеном подтверждает это: «Когда, говорит Иаков, я достиг сирийской Месопотамии, ангел Божий Уриил предстал и говорит: Я сошел на землю и устроил свое жилище (кущу) между людьми, и Я получил имя Иаков. Он вошел в соперничество со мной и нанес мне рану. И он боролся со мной, говоря, что его имя, которое есть имя того, кто есть прежде всякого ангела, перешло на меня. Я сказал ему свое имя и какова его величие среди сынов Божиих: Не ты ли Уриил, восьмой после меня, а я Израиль, архангел силы Господа и архистратиг сынов Божиих? Не я ли Израиль, первый служитель пред лицом Господа? И я призвал Бога моего его вечным именем» (id.).
Я не настаивал на странности этого текста. Два персонажа взаимно получают имя Иаков. Но это не истинное имя ни того, ни другого. Имя ангела? боровшегося с Иаковом Уриил. Настоящее имя Иакова есть Израиль. Но что для нас важно, это эпитеты, которые его квалифицируют: он архангел силы Господа; итак, параллельное выражение «архистратиг силы Господа» всегда означает постоянно у Евсевия Логос[14]; добавим, что параллелизм с «ангелом Святого Духа» в Вознесении Исайи позволяет думать, что это выражение равнозначно выражению «сила Господа». Он тот, кто служит перед лицом и архистратиг: это может подойти к архангелу Михаилу, но также и к Логосу иногда, мы видели; он первый (протос) ангел. Итак, это выражение означает Логоса в новацианской надписи. Но часто если Уриил есть лишь восьмой после него, он находится вне группы семи архангелов. Та же схема что и у Климента Александрийского — а не у Ерма.
Таким образом, Израиль — здесь это Логос. Возникает вопрос, как узнать, Логос ли это Филонов или Логос христиан, то есть текст еврейский или христианский. Иудео-христианский характер очевиден, как отметил Resch (Agrapha, p.297)[15]. Действительно, Уриил, ангел, создавший себе кущу (kateskinosa) среди людей и который противостал Израилю, когда тот прибыл в Иудею, кажется ангелом еврейского народа, о котором Иосиф говорит, что он был приставлен к куще для охраны. Он претендует быть настоящим Иаковом, на что не согласен ангел Израиля, который идет его вытеснить.
Сопоставление с текстом Иустина, который мы еще не цитировали, еще более усиливает такое понимание: «Когда Писание говорит: Я Господь Бог, Святой Израиля, который показал Израиля царем вашим (Ис. 43,15), то не следует ли вам поистине разуметь Христа вечного царя? Ибо вы знаете, что Иаков, сын Исаака, никогда не был царем; поэтому Писание, изъясняя нам, кого оно разумеет под Иаковом и Израилем Царем, говорит так: Иаков, раб Мой, Израиль избранный Мой.. на имя его будут уповать народы (Ис.42,1).. Неужели на патриарха Иакова, а не на Христа уповают язычники, да и вы сами? Как поэтому Писание называет Христа Израилем и Иаковом, так и мы составляем истинный израильский род… два дома Иакова: один рожденный по плоти, другой — от веры и Духа» (42,1-6).
Интерес этого текста во-первых в том, что он видит в Израиле имя Христа как вечного царя. Но он как раз особо противопоставляет и два Иакова: одного патриарха, другого — Христа. Второй — это ангел самого Израиля, то есть Логос; о первом не сказано, что он ангел. Молитва Иосифа добавляет, отождествляя его с Уриилом. Но в целом параллелизм делает очень вероятным сходство концепций и делает христианское происхождение более вероятным. Конфликт двух Иаковов трудно объясним в иудейском контексте. Нужно добавить, что заявление Оригена о том, что у него есть текст Евреев, не препятствует его иудео-христианскому происхождению. Ведь Ориген часто называет «евреями» иудео-христиан, традиции которых он сообщает.
к оглавлению
ангелы — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ
А́НГЕЛЫ, по традиционным религиозным представлениям, существа, обладающие сверхчеловеческими знаниями и силой, но сотворенные Богом и подчиненные Ему.
Содержание:
- В Библии
- В апокрифах и псевдоэпиграфах
- В талмудический период
- В Аггаде
- В Каббале
- В еврейской философии
- В современном иудаизме
Библия не содержит единого термина для обозначения этого понятия. Чаще всего ангел — это מַלְאָךְ (мал’ах, что на иврите означает `посланец`; см. Быт. 19:1; Ис. 63:9; Зх. 1:9, 13, 14, 19; Мал. 3:1), как и греческое а́нгелос, использованное в греческом переводе Библии; отсюда же и латинское angelus и слово angel в современных европейских языках.
Однако этим же словом называются иногда в Библии и люди в функции посланцев (см. Быт. 32:4, 7; Суд. 9:31; II Ц. 6:32, 33). Поэтому для уточнения того, что речь идет именно об ангелах, Библия часто присоединяет к данному слову в качестве уточняющего определения тетраграмматон или какое-либо другое обозначение Бога (см. Быт. 32:2; Зх. 1:11, 12; 12:9). Впрочем, иногда и это сочетание выступает лишь в качестве обозначения человека, исполняющего функцию вестника или посланца Божия (Хаггай 1:13; Мал. 2:7). Только в послебиблейском иврите слово мал’ах стало терминологическим обозначением понятия ангел.
Иногда ангелы называются в Библии элохим (буквально `боги`; I Сам. 28:13), бней элохим (`сыны Бога`; Быт. 6:24; Иов 1:6) или бней элим (буквально `сыны богов`; Пс. 29:1; 89:7), кдошим (`священные существа`; Пс. 89:6, 8; Иов 5:1) или просто анашим (`мужи`; Быт. 18:2; 16; 22). Библия упоминает также о крылатых существах со свойствами ангелов, называемых херувимами (Быт. 3:24; I Сам. 4:4; Пс. 80:2) или серафимами (Ис. 6:2, 3). Выражением «воинство небесное» называются группы ангелов, сопровождающие Бога и прислуживающие Ему. Последнее можно рассматривать как отрицание языческой идеи независимых от Бога сверхчеловеческих существ.
В повествовательных книгах Библии часто упоминается один ангел, редко два или более, передающие послание или совершающие определенное действие, причем появляются они в образе человека, и в них не сразу можно распознать небесное существо (Авраам и три ангела /Быт. 18/, акеда /Быт. 22:11–18/, сон Иакова /Быт. 28:12/, возложение на Гид‘она миссии править Израилем /Суд. 6:11–22/, гибель армии Санхерива /II Ц. 19:35/ и т. д.).
В книге Псалмов упоминания об ангелах встречаются по всему тексту. В ряде мест ангелы призываются славить Господа, как славят Его и другие Божьи создания. В книге Иова друзья утешают его, говоря, что даже ангелы не безупречны, а человек, естественно, тем более далек от совершенства. Пророки, за исключением Иехезкеля и Зхарии, мало говорят об ангелах. Крылатые серафимы играют значительную роль в видении Исайи (Ис. 6:2), когда он посвящается в пророки, но в дальнейшем о них больше не упоминается. Примечательно, что Хаггай называет себя посланцем Господним к людям, то есть смертным (хотя и пророком), а не сверхъестественным существом. Вероятно, об этом свидетельствует и само имя другого пророка Мал’ахи (буквально `мой посланец`), которое, по-видимому, было псевдонимом. Божественное присутствие представляется пророку Иехезкелю (Иех. 1:26, 27) огненным подобием человека, которое восседает на престоле, поддерживаемом четырьмя фантастическими существами (хайот; `живые существа`). Впоследствии (Иех. 8–11) эти существа отождествляются с херувимами. К категории ангелоподобных представляется возможным отнести шестерых мужей, на которых возложено разрушение Иерусалима и одному из которых, одетому в льняную одежду, Бог повелевает помечать особым знаком чела праведников, подлежащих спасению, и бросить на Иерусалим пригоршни горящих углей (Иех. 9–10). В видениях о восстановленном Храме (Иех. 40–48) пророка сопровождает человек, блистающий, как медь, в котором также следует видеть ангелоподобное существо.
В книге Зхарии ангелы присутствуют почти постоянно: ангел Господень заступается перед Богом за Израиль, от имени Бога возвещает об оправдании первосвященника Иехошуа, порицает Сатану за клевету на него. В книге Зхарии ангелы впервые появляются как самостоятельно существующие личности, а не только как существа, действия которых обусловлены определенной ситуацией.
Книга Даниэля повествует о бесчисленных служителях вокруг Божественного престола и об ангеле, который спас трех отроков из печи, а Даниэля — от львов. В этой же книге ангелы не только выполняют приказания, они проявляют также некоторую инициативу. Они обладают собственными именами. Это единственная библейская книга, в которой ангелы приобретают совершенно отчетливую индивидуальность. Здесь впервые высказывается мысль, что каждый народ имеет своего ангела-покровителя.
В апокрифах и псевдоэпиграфах ангелы также предстают часто как существа, имеющие индивидуальные черты и даже собственные имена. Отчетливо ощущается в них воздействие мифов народов, с которыми евреи находились в постоянных контактах, и прежде всего ряда мифологических концепций вавилонян и персов-зороастрийцев. В книге Юбилеев народ Израиля, благодаря своему союзу с Богом, приравнивается к ангелам (талмудическая трактовка этого взгляда утверждает, что Израиль обладает привилегией участия в небесном хоре).
Весьма разработанная ангелологическая система представлена в книге Эноха (Ханоха). Согласно этой книге, существуют семь высших ангелов или архангелов: Уриэль (Уриил) — властелин светил и загробного мира — Шеола; Рефаэль (Рафаил) — властелин над душами людей; Ре‘уэль — подвергающий наказаниям мир светил; Михаэль (Михаил) — архангел евреев; Сариэль — владыка сил, соблазняющих людей; Гавриэль (Гавриил) — смотритель рая; Иерахмиэль, который будет надзирать за воскресением из мертвых. Ангелы властвуют над всеми стихиями и силами природы, и имена многих ангелов образованы от имен тех сил природы или стихий, которые им подвластны, например Барадиэль — ангел града (барад — `град`), Галгалиэль — ангел солнечного круга (галгал — `кольцо`, `колесо`), Кохавиэль — ангел звезд (кохав — `звезда`), Метариэль — ангел дождя (матар — `дождь`).
Ангелологическая доктрина нашла широчайшее распространение среди ессеев. Кумранские рукописи свидетельствуют о стройной ангелологической системе, согласно которой «князь света» и прочие небесные князья должны были в «последний день» сражаться на стороне «сыновей света». В этой борьбе за власть между силами добра и зла можно распознать определенный дуализм. Фарисеи мало интересовались ангелологией. Будучи противниками всякой мистики, саддукеи, однако, едва ли всецело отрицали само существование ангелов.
В период Талмуда не только простонародье, но и ученые верили в существование ангелов. Но в Мишне нет упоминания о них, ибо ученые того времени умаляли значение ангелов и их роль в человеческой жизни. В более поздних аггадических (см. Аггада) текстах Талмуда, особенно в Мидраше, ангелы неоднократно упоминаются. Они делятся на множество добрых и злых, высших и низших. Как и апокрифы и псевдоэпиграфы, Аггада рассматривает Гавриэля, Михаэля, Рефаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения (мал’ахей ха-шарет). Мидраш придает большое значение в иерархии ангелов Метатрону. Обязанности ангелов дифференцированы, одни ведают молитвами, другие градом, дождем, гневом, беременностью и рождением, адом и т. п. Аггада развивает далее представление об ангелах — хранителях народов и отдельных царей. Начиная с 3 в. н. э. в источниках встречается слово памалъя (буквально `свита`), обозначающее целую группу ангелов, творящих небесный суд.
Из злых ангелов (ангелов разрушения — мал’ахей хаббала) особую роль играет ангел смерти (мал’ах ха-мавет). Он отождествляется со страшными великанами и демонами, бытующими в устных легендах, в литературе древнего Ближнего Востока и средневековой Европы (`дьявол`, `сатана`). В Талмуде (ББ. 16а) ангел смерти идентичен Сатане (Самаэлю) и иецер ха-ра (злому помыслу). В фольклоре ангел смерти часто изображается аллегорически: у него множество глаз, он усердный жнец или старик с мечом, с которого стекает яд, и т. д. Но чаще всего ангел смерти является в образе беглеца и бродяги, нищего, странствующего торговца или араба-кочевника. В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к библейскому повествованию (Быт. 6) о сынах Божьих (бней элохим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов. Однако библейское предание не содержит при этом элемента морального обличения, характерного для более поздних легенд о павших ангелах. Впервые этот элемент выступает в упомянутой выше книге Эноха. Здесь исполины, потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей и обучать их употреблению оружия и другим изобретениям, способствующим распространению безнравственности и злодейства. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов. Легенда о падших ангелах, прельщенных смертными женщинами и творивших зло на земле, повторяется в той или иной вариации в апокрифической и талмудической литературе и в еще более красочной форме — в мидрашах.
В Аггаде высказываются разные мнения о том, следует ли считать ангелов высшими существами по сравнению с простыми смертными. По одним высказываниям, праведники выше ангелов, а по другим — и те, и другие занимают одинаковое положение в иерархии бытия. Некоторые законоучители высказывали мнение, что каждый человек способен стать равным ангелу; другие — приписывали эту способность только исповедующим иудаизм. Однако и последние могут достигнуть этого равенства лишь после смерти. В аггадической эсхатологии преобладает мнение, согласно которому в «конце дней» праведники будут возведены на более высокую ступень, чем ангелы. Развитые в Аггаде ангелологические представления были также включены и в литургию. Однако в среде еврейских религиозных авторитетов существовала и противоположная тенденция, стремившаяся полностью исключить упоминания ангелов из литургии. В средние века одним из самых резких противников почитания ангелов был Маймонид.
Каббала различает несколько категорий ангелов: ангелы служения и разрушения, ангелы милосердия и наказания и даже ангелы мужского и женского пола (Зохар). Сила ангелов, по мнению каббалистов, основывается на проявляющейся в них эманации божественного света. В каждом человеческом существе, по их мнению, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения (мал’ахей хаббала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью Нечистого, дьявола — олицетворение оборотной, «левой» стороны божественного бытия.
В еврейской философии представления об ангелах прошли разные этапы эволюции. Филон Александрийский (1 в. н. э.) отождествлял ангелов, упомянутых в Библии, с демонами греческой философии. Для Са‘адии Гаона (10 в.) ангелы являлись телесными существами, хотя и более совершенной субстанции, чем человек. По мнению Аврахама Ибн Эзры (12 в.), ангелы тождественны нематериальным или простейшим формам идеального бытия, постулируемым неоплатонической онтологией. В целом в средние века в еврейской философии превалирует аристотелевская концепция, наиболее ярким представителем которой был Маймонид. Ее приверженцы рассматривали ангелов как «обособленные разумы» (схалим нифрадим), существующие отдельно от человеческой плоти. Однако Маймонид считал, что термином ангел обозначается не только обособленный разум, но и все природные и физические силы.
В современном иудаизме в таких его течениях как реформизм и консервативный иудаизм наблюдается тенденция рассматривать традиционные описания ангелов как поэтические символы. Упоминания ангелов почти полностью изъяты из реформистской литургии и из литургии некоторых групп приверженцев консервативного иудаизма. Отношение к ангелам среди большинства евреев, исповедующих ортодоксальный иудаизм, двойственно: хотя существование их полностью не отрицается, имеется тенденция к демифологизации представлений об ангелах и к интерпретации их как символов. Тем не менее, степень веры в ангелов различается среди различных групп ортодоксов. Вера в ангелов в полном соответствии с традиционными представлениями о них сохраняется лишь среди хасидов (см. хасидизм) и традиционалистов из среды членов восточных еврейских общин.
Израиль (Иаков/Иаков), архангел, созданный раньше всего остального творения – Вридар
28.10.2010
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.
Нила Годфри
Изображение из Википедии
Если христианство мутировало из еврейских верований, полезно понять, насколько разными были многие еврейские верования до того, как раввинистический иудаизм стал доминировать. (Этот пост следует за божественными человекоподобными фигурами в эллинистическом иудаизме.)
Ориген сохранил для нас еврейский текст, который предлагает нам взглянуть на верования об ангелах и природе библейских героев среди евреев в конце второго века / начале третьего века, и это, кажется, согласуется с тем, что мы знаем о еврейских сектантах. воззрений на протяжении всего периода Второго Храма (то есть во время возникновения христианства). Хотя у нас нет свидетельств того, что сама эта молитва старше второго века, она, безусловно, еврейская, а не христианская, и действительно служит иллюстрацией того, как Ранние еврейские верования отличались от того, что большинство из нас склонно предполагать. В заключение я задам несколько вопросов, которые можно задать в связи с ранним христианством.
Молитва говорит об архангеле, который отождествляется с библейским патриахом Израилем (Иаковом). Алан Ф. Сигал в своей книге Две силы на небесах приводит некоторые важные детали:
- Архангел силы народа Божьего называется Израилем и отождествляется с патриархом Иаковом
- Он был создан раньше всех произведений творения
- Он претендует на превосходство над Уриэлем в результате личного боя
- Благодаря той личной битве за Уриэля он теперь обладает божественным именем
.
Израиль здесь отождествляется с
- ангелом Божьим
- правящий дух
- человек, который видит Бога
- первенец всей жизни
- архангел силы Господней
- небесный главный капитан
- первосвященник перед лицом Бога
Израиль также показан как ангел, который спускается, чтобы стать человеческим патриархом в Книге Бытия. Ориген использует эту иудейскую молитву, чтобы поддержать свой аргумент о том, что Иоанн Креститель также был ангелом, спустившимся на землю, чтобы явиться в человеческом обличье.
Поскольку тот же самый архангел по имени Израиль был создан раньше любого другого творения, мне вспоминается тот любопытный отрывок, который мы читаем в Евангелии от Фомы:
Ученики сказали Иисусу: «Мы знаем, что Ты отступишь от нас. Кто будет нашим лидером?»
Иисус сказал им: «Где бы вы ни были, вы должны идти к Иакову праведнику, ради которого небо и земля возникли ».
Этот Иаков — апостол и глава церкви, но мы не должны забывать, что Иаков — это англизированная форма Иакова. Я ничего не читал, чтобы связать их, поэтому этот комментарий — не более чем непрофессиональное наблюдение того, что выглядит как возможность. Поначалу такая идея может показаться совершенно нелепой, но если вспомнить учения некоторых ранних христиан о том, что человек должен стать «как Христос», по возможности даже превзойти учителя, и если вспомнить, что имя ученика Фома означало «Близнец» и предназначалось для обозначения характера-близнеца Иисуса, возможно, может быть разрешена небольшая мера терпимости, чтобы хотя бы задать вопрос.
Вот Молитва Иосифа из комментария Оригена к Иоанна 2:31:
Если кусок; под названием «Молитва Иосифа», одно из апокрифических сочинений, бытовавших среди евреев, сочтите заслуживающим доверия, в нем найдется ясное выражение этого догмата. Те, что в начале, как показано, имели некоторое заметное отличие от людей и были намного выше других душ, потому что они были ангелами, они низошли до человеческой природы.
Так говорит Иаков: « Я, Иаков, говорящий с тобою, есмь Израиль, я ангел Божий, правящий дух, и Авраам и Исаак были сотворены прежде всякого дела Божия; и я Иаков, называемый людьми Иаковом, но мое имя Израиль, называемый Израилем от Бога, человек, видящий Бога, потому что я первородный из всех созданий, которых Бог оживил ». И добавляет: «Когда я шел из Месопотамии Сирийской, Уриил, ангел Божий, вышел и сказал: я сошел на землю и поселился среди людей, и имя мне Иаков. Он разгневался на меня, и боролся со мной, и боролся против меня, говоря, что его имя и имя Того, Кто перед каждым ангелом, должно быть перед моим именем. И я назвал ему его имя и то, какой он великий среди сыновей Божьих; Разве ты не Уриэль мой восьмой, и Я Израиль и архангел силы Господней и военачальник среди сынов Божьих? Не я ли Израиль, первый служитель в глазах Бога , и я призывал моего Бога неизгладимым именем?» . . . . . . . . . . . . .
Мы сделали некоторое отступление, представляя эту историю об Иакове и обращаясь к писанию, к которому мы не можем относиться с пренебрежением; но это, безусловно, добавляет веса нашему аргументу об Иоанне, поскольку голос Исаии заявляет, что он ангел, принявший тело, чтобы свидетельствовать о свете. Так много о Джоне, как о человеке.
Разве такая сектантская иудейская вера не бросает другой взгляд на самые ранние синоптические евангельские повествования (Евангелия от Марка и Матфея), которые изображают Иисуса как представителя или олицетворение Израиля, уходящего в пустыню на 40 дней/лет после прохождения через нее? воды крещения/Красного моря? Евангелие от Матфея использует пророка Осии, чтобы связать имя Израиля с Иисусом, когда он ссылается на младенца Иисуса, возвращающегося в Иудею после бегства в Египет, спасаясь от Ирода. Мы знаем, что многие ранние христиане верили, что Иисус существовал до всего творения. Немного поразительно видеть доказательства того, что некоторые еврейские сектанты считали самого Израиля таким предсуществующим ангелом.
В другом контексте Алан Сигал пишет:
Это наводит на мысль, что христианство было первым, кто синтезировал различные божественные агенты при творении, отождествив их всех с христианским мессией. (стр. 190)
Изображение из Википедии
Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.
- Биография
- Последние сообщения
Нил является автором этого сообщения. Чтобы узнать больше о Ниле, посетите нашу страницу «О нас».
Нравится:
Нравится Загрузка…
Если вам понравился этот пост, рассмотрите возможность сделать пожертвование Вридару. Спасибо!
Автор Нил ГодфриОпубликовано Категории Апокрифы и псевдоэпиграфыТеги Ангелы, Иаков
Кто такой Таинственный Ангел Господень?
Слово «ангел» на иврите — малах, , что означает «посланник». Мы видим это в Псалме 102:20-21…9.0005
Благословите Господа, ангелы Его, сильные, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его! Благословите Господа, все воинство Его, служителей Его, исполняющих волю Его!
Ангелы посланы исполнять волю Бога и выполнять Его слово. Но вся тема ангелов и демонов в Библии довольно загадочна. Время от времени в Писании нам даются проблески в эту невидимую сферу, но нам не дается очень много информации. У Даниила мы видим архангелов с высокой ответственностью, сражающихся с бесовскими сущностями в Персии, и целое небесное воинство, радостно возвещающее хвалу Богу по прибытии Мессии в Вифлеем. И то и дело появляется этот персонаж по имени Ангел Господень. Не ангел , заметьте, но Ангел .
Что это за ангел?
Много раз кажется, что этот ангел (возможно, мы должны использовать заглавную букву «Ангел») несет в себе характеристики Самого Бога. Здесь этот Ангел говорит так, как будто Он и есть Бог:
Ныне ангел Господень вознесся из Галгала в Бохим. И сказал он: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, которую клялся дать отцам вашим. Я сказал: «Я никогда не нарушу моего завета с вами, и вы не должны заключать завета с жителями этой земли; жертвенники их разрушьте». Но вы не послушались голоса Моего…» Как только ангел Господень сказал эти слова всему народу Израиля, народ возвысил вопль и заплакал. И нарекли имя месту тому Бохим. И приносили там жертвы Господу. (Судей 2:1-5)
Здесь Иаков говорит о милости Бога к нему взаимозаменяемо с Ангелом. Между прочим, даже в некоторых еврейских переводах буква «А» в слове «Ангел» в этом стихе написана с большой буквы.
И он [Иаков] благословил Иосифа и сказал:
« Бог , пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак,
Бог , Который был моим пастырем до сего дня всю мою жизнь ,
ангел избавивший меня от всякого зла, благослови мальчиков;
и пусть будет в них имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака;
и пусть они разрастутся во множество посреди земли». (Бытие 48:15-16)
В других местах ангелу поклоняются, чего не сделал бы ни один обычный ангел.
Представьте, что родители Самсона (Судей 6:11-16) приносили жертву упомянутому Ангелу и называли его «Господь», а затем боялись умереть, потому что видели Бога! Обычный ангел никогда не принял бы поклонения, но, несомненно, отреагировал бы так же, как тот, который говорил с Иоанном, когда тот поклонился в Откровении 22:8-9. Это больше похоже на реакцию ангела, когда кто-то пытается поклоняться ему:
Я, Джон, слышал и видел все это. И когда я услышал и увидел их, я пал поклониться в ноги ангелу, который показал мне их, но он сказал мне: «Ты не должен этого делать! Я сослуга вам и вашим братьям пророкам и тем, кто соблюдает слова книги сей. Поклонение богу.»
Иисус наотрез отказывается поклоняться Сатане, цитируя Божью заповедь поклоняться Ему одному. Действительно, Писание несколько раз предупреждает нас поклоняться только Богу. Послание к Римлянам 1:25 оплакивает нечестие поклонения Божьим творениям, а не Творцу, а Колоссянам 2:18 конкретно предостерегает от поклонения ангелам:
Пусть никто не дисквалифицировал тебя, настаивая на подвижничестве и поклонении ангелам, подробно рассказывая о видениях, безосновательно надмеваясь своим чувственным умом.
Ангел сказал Иоанну: «Поклонись Богу!» Так, что происходит?
Небесная загадка для раввинов
Это приводит раввинов в немалый ужас. Признается, что происходит что-то необычное, но трудно понять, как это примирить с уникальностью Бога. Раввин тринадцатого века Бахья Бен Ашер указал, что в Бытии 22 Ангел Господень, кажется, имеет власть и статус, которые выше ранга обычного ангела. 1 В истории о связывании Исаака Бог велит Аврааму принести в жертву своего сына, но внезапно появляется Ангел Господень и говорит ему этого не делать. 2 Рабби Бахия Бен Ашер отмечает, что, конечно, Авраама не смог бы отговорить от неповиновения Богу простой ангел. Нифредим , как он их называет (бестелесные духи), не имеют такой власти. Но у этого ангела, похоже, уникальные отношения с Богом, обладающие не меньшей властью.
Раши был еще одним известным раввином, который увидел, что в Ангеле Господнем есть что-то божественное. Его комментарии к Еврейским Писаниям до сих пор наиболее известны в еврейских кругах. Вот его комментарий к Исходу 23:20-21:9.0005
Вот, я посылаю ангела перед тобой, чтобы охранять тебя на пути и привести тебя в место, которое Я приготовил. Обратите на него пристальное внимание и слушайтесь его голоса; не восставай против него, ибо он не простит твоего преступления, ибо имя Мое в нем. (Исход 23:20-21)
Раши: «Ибо Имя Мое внутри него: [Это предложение] связано с началом стиха: Остерегайтесь его, потому что Имя Мое связано с ним. Наши Мудрецы, однако, сказали: Это [ангел] Метатрон, чье имя подобно имени его Учителя (Трактат Синедрион 38b). Числовое значение 431 [מֵטַטְרוֹן – Метатрон] равно значению 314 [שַׁדַּי – Шаддай] – из Тикуней Зохар 66б. 3
Как отмечает главный раввин Иерусалима семнадцатого века, раввин Исайя Горовиц, этот Ангел «Метатрон», который использует божественный голос, похоже, также принимал активное участие в вопросах творения:
«Тот факт, что Раши упоминает что числовое значение Метатрона Ша-дай = 314, ясно устанавливает, что Метатрон активен в делах Йецира [творение], деятельность, требующая атрибута Ша-дай [Всемогущий Бог] ». 4
Таким образом, даже раввины, которых пугает любой намек на то, что природа Бога может быть более сложной, чем они думали, могут видеть, что это не обычный ангел. Он обладает властью вместе с Самим Богом, с радостью принимает поклонение и был вовлечен в процесс творения, требующий атрибута Всемогущего Бога. Это какой-то ангел.
Ангел Господень — это предвоплощенный Мессия
Много раз в Писании этот Ангел говорит так, как будто Он Бог. Как учит д-р Майкл Браун, Ангел — это предсуществующее Слово Божье, действующее от имени Господа, но к нему обращаются как к Господу, обладающему властью и характером Бога.
И сказал ангел стоявшим перед ним: «Снимите с него запятнанные одежды». И ему сказал: «Вот, Я снял с тебя беззаконие твое и облечу тебя в одежды чистые»… И ангел Господень торжественно заверил Иисуса Навина: «Так говорит Господь Саваоф: Если ты будешь ходить путями Моими и будешь охранять Меня, то будешь править домом Моим и владычествовать над дворами Моими, и я дам тебе доступ к тем, кто здесь стоит». (Захария 3:4,6, см. также ст.7-10)
Ангел говорит так, как будто Он Бог и, более того, говорит, что именно Он устранил беззаконие Иисуса Навина! Нечто подобное мы видим во встрече Агари с Ангелом Господним в Бытие 16, которого она позже называет Эль Рои, Богом видящим, после того как Он увидел ее бедственное положение и спас ее и ее сына (Бытие 16:7–13). Очевидно, она была убеждена, что встретила Бога. Этот Ангел также явился Гедеону, приведя его к тому же заключению, к его большому ужасу:
Тогда Гедеон понял, что он был ангелом Господним. И сказал Гедеон: «Увы, Господи Боже! Ибо теперь я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «Мир тебе. Не бойся; ты не умрешь». И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Господь есть мир. До сих пор он стоит в Офре, принадлежащей Авиезритам. (Судей 6:22-24)
Родители Самсона вместе с Гедеоном думали, что раз они увидели Бога, то умрут. Они верили, встретившись с Ангелом Господним, что видели Самого Бога и что теперь у них большая беда. Но кого они видели?
Мессия есть Бог
Итак, если Ангел Господень был предвоплощенным Мессией, т.е. Иисус, значит ли это, что Иисус является каким-то возвышенным ангелом? Точно нет! Автор Послания к Евреям делает все возможное в первых двух главах своей книги, чтобы объяснить различия между Иисусом и ангелами. Евреям 1 и 2 стоит прочитать, если у вас есть сомнения по этому поводу. Иисус не только не обычный ангел, но и совсем другое существо. Он божественен. Он Бог.
Мы видим божество Ангела Божьего, появляющееся в столпе облачном и огненном, который защитил и вывел Израиль в пустыню (Исход 14:19,24, 33:9-10, Числа 12:5, 14:14). , Второзаконие 31:15) и в начале приключения Исхода, в горящем кусте, где раскрывается Его божественная личность:
Там ангел Господень явился ему в пламени огня из куста. Моисей увидел, что куст хотя и горит, но не сгорает… Когда Господь увидел, что он подошел посмотреть, Бог воззвал к нему из куста: «Моисей! Моисей!»
И Моисей сказал: «Вот я».
«Не подходи ближе», — сказал Бог. «Сними сандалии твои, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Затем он сказал: «Я Бог отца твоего, [а] Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». у Бога. (Исход 3:2, 4-6)
Библия говорит нам, что мы умрем, если увидим Бога: «Вы не можете видеть лица Моего, ибо человек не увидит Меня и не будет жить» (Исход 33:20) . Однако точно так же, как мы видим Седраха, Мисаха и Авденаго, трех друзей Даниила, таинственным образом не сожженных в пылающей печи, потому что та таинственная четвертая личность «подобная сыну богов» , Ангел Господень, находилась там с ними, чтобы мы не были поглощены Божьей славой благодаря Иисусу, нашему Мессии. Он является видимым образом нашего невидимого Бога. Он — лицо Бога, нашего Мессии, нашего Спасителя. Он удалил наше беззаконие, очистил нас от всякого греха и дал нам одежды праведности, чтобы мы могли стоять перед нашим святым Богом и жить.
Он образ невидимого Бога, первенца всего творения. Ибо Им создано все, что на небе и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все чрез Него и для Него создано. И Он есть прежде всего, и в Нем все держится вместе. И он глава тела, церкви. Он есть начало, первенец из мертвых, дабы быть во всем превосходным. Ибо в нем угодно было обитать всей полноте Божией и через него примирить с Собою все, и на земле, и на небе, умиротворив кровью креста Его.