Английская церковь: АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия
Содержание
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия
АНГЛИКА́НСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (англ. Anglican Church, лат. Ecclesia Anglicana), общеупотребительное название нац. церкви Англии (The Church of England), офиц. протестантской церкви Великобритании; в обобщающем смысле – все церкви, исторически связанные с церковью Англии, разделяющие англиканское вероучение (доктрину А. ц.), допускающие евхаристическое общение и признающие авторитет архиеп. Кентерберийского.
Вероучение
Доктрина А. ц. является сочетанием положений, присущих как католическому, так и протестантским (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Наиболее важными источниками, излагающими осн. положения англиканского вероучения, являются Книга общих молитв [The Book of Common Prayer (ВСР), 1549; 2-я ред. – 1552] и «Тридцать девять статей» [Articles of Religion (AR)].
Осн. источник вероучения в А. ц. – Священное Писание (ст. 6 AR). Как таковое учение о Священном Предании в «Тридцати девяти статьях» не содержится, однако в ст. 34 AR говорится о «преданиях Церкви», под которыми подразумеваются разные литургич. обычаи, осн. критерием правильности которых служит «непротиворечие Слову Божию». Принципиальным положением англиканского вероучения является необходимость проповеди и совершения таинств на нац. языке (ст. 24 AR).
В соответствии с католич. традицией А. ц. признаёт исхождение Святого Духа и «от Сына» (Filioque) (ст. 5 AR). В целом А. ц. не имеет в христологии отступлений от католического и православного учений. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, пострадавший, распятый, умерший во искупление «всех действительных грехов людей» (ст. 2 AR), сошедший во Ад и воскресший. Англиканское вероучение не содержит понятия о церкви как Теле Христовом. А. ц. принимает только «два таинства, установленные Христом Господом нашим в Евангелии, а именно Крещение и Вечеря Господня» (т. е. Евхаристия) (ст. 25 AR). Об оставшихся таинствах говорится, что они не имеют подтверждения или прообраза в Евангелии. Сформулированная в эпоху Реформации англиканская доктрина в принципе отрицала почитание мощей, икон и статуй святых как не находящее подтверждения в Священном Писании; отрицалось также учение о заслугах святых, пополняющих «сокровищницу благодати», хранимую церковью. Однако в 19 в. под воздействием Оксфордского движения, чья деятельность привела к сближению с католичеством и возникновению англокатолицизма, в практике «Высокой церкви» стало допускаться наличие в храмах икон некоторых святых.
История
Англ. Реформация опиралась на нац. традицию критики Римско-католич. церкви, изложенной на рубеже 15–16 вв. в теологич. трактатах и проповедях Дж. Уиклифа, в произведениях Дж. Фишера, Дж. Колета и др. Впервые идеи лютеранской Реформации стали проникать в Англию в нач. 16 в. С 1529 по 1536 созванный по инициативе короля Генриха VIII Парламент Реформации принял ряд законов, ограничивших юрисдикцию, финансовые права и влияние папы Римского в Англии: акты «Об ограничении аннатов» (1532), «Об ограничении апелляций к Риму» (1533), «О подчинении духовенства» (1534), «О церковных назначениях» (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (1536). Принятый Парламентом Реформации Акт о супрематии (1534) провозгласил короля верховным главой церкви и впервые узаконил независимую от Рима нац. Англиканскую церковь, управляемую примасом – архиеп. Кентерберийским. Земельные владения церкви перешли к королю в результате проведённой им в 1535–39 секуляризации имущества церкви. В результате «королевской реформации» А. ц. превратилась в один из институтов государства. Право утверждать её доктрину, обряды и внутреннюю структуру было юридически закреплено за королём и англ. парламентом. В 1536 К-т Реформации под председательством архиеп. Кентерберийского Томаса Кранмера, гл. идеолога англ. Реформации в 1-й пол. 16 в., сформулировал осн. принципы англиканского вероисповедания – «Десять статей». В кон. 1530-х гг. появились англ. переводы Библии [в 1539 вышло 1-е изд. т. н. Большой Библии (Greate Bible)]. Восшествие на престол короля Эдуарда VI (1547–53) ознаменовало начало нового, более радикального этапа Реформации. Были сняты ограничения на чтение Библии для мирян (введены в 1543), создана комиссия для выработки англиканского символа веры. Важнейшим шагом в англ. Реформации стало издание Книги общих молитв (1549), а также «Актов о единообразии», унифицировавших литургич. практику англиканства. В правление королевы Елизаветы I Тюдор (1558–1603) были приняты новый «Акт о супрематии» и «Тридцать девять статей», тогда же был окончательно определён компромиссный характер вероучения А. ц. – выбран срединный путь (via media) между католицизмом и протестантизмом. Однако это не удовлетворяло как англ. католиков, так и пуритан – сторонников радикальной реформы церкви. Пуритане перешли в это время к критике офиц. А. ц., главными её объектами были епископат, церковная иерархия и пышность богослужения. В пуританском движении выделились умеренное пресвитерианское (см. Пресвитериане) и радикальное индепендентское (см. Индепенденты) направления. При первых Стюартах критика епископального устройства А. ц. со стороны пуритан усилилась.
Новым явлением в А. ц. 17 в. стало распространение арминианства. Король Карл I назначил в 1633 архиеп. Кентерберийским У. Лода – видного теоретика арминианства, начавшего возрождать традиции католич. богослужения. Эти реформы не были приняты как умеренными англиканами, так и пуританами. В 1640 т. н. Долгий парламент подверг Лода импичменту. В 1642 парламентом был принят «Билль об исключении епископов», запрещавший не только епископам, но и любым духовным лицам занимать светские гос. должности. В 1643 была упразднена система епархиального управления в Англии и Уэльсе и секвестирована собственность всех капитулов, архиепископов, епископов, деканов и духовных лиц, поддержавших короля в его войне с парламентом. В июне 1643 по решению парламента была созвана Вестминстерская ассамблея богословов, на которой доминировали пресвитериане; результатом её работы стало составление Вестминстерского исповедания. В 1646 процесс разрушения епископального устройства А. ц. был завершён решением (ордонансом) об уничтожении архиепископств и епископств.
В период Республики и протектората О. Кромвеля сформировалась пресвитерианская церковь, но она не смогла вытеснить офиц. А. ц. на территории всей страны. В процессе реставрации монархии король Карл II (1660–85) восстановил А. ц. с её прежним епископальным устройством.
На рубеже 17–18 вв. вошли в употребление понятия «Высокая» и «Низкая» церковь. Термин «Высокая церковь» применяется к сообществу тех членов А. ц., которые склонны подчёркивать её общность скорее с католической, чем с протестантской традицией.В нач. 18 в. возник термин «Низкая церковь» – течение в англиканстве, идейно близкое к радикальному протестантизму. С сер. 19 в. к этому направлению стали относить евангеликов (см. Евангелические церкви). Заметным явлением в жизни А. ц. стало зарождение в 18 в. методизма. Его возникновение явилось реакцией широких слоёв общества на распространение скептицизма и атеизма. В 1795 методисты, создавшие собственную, хорошо организованную церковную структуру, выделились из церкви Англии.
Стремление укрепить позиции А. ц., которым, с одной стороны, угрожало «наступление католиков», с другой – интеллектуальный либерализм, дало начало Оксфордскому движению. Одной из проблем, возникших перед А. ц. в 19 в., стала необходимость определить её отношение к новейшим достижениям естеств. наук. Результатом дискуссий и признания необходимости новых интерпретаций в оценке картины мира стало оформление в Англии либеральной теологии. В 1860 сторонники усиления рационалистич. начала в богословии (Б. Джоуэтт, Ф. Темпл, М. Паттисон) изложили свои взгляды в сб. «Опыты и обзоры» («Essays and Reviews», 1860), который вызвал критику представителей всех течений в А. ц. К либеральным теологам, стремившимся интерпретировать англиканское вероучение с учётом историко-культурных исследований, психологии, сравнительной лингвистики и т. о. сгладить противоречия «высокого» и «низкого» направлений, стали применять определение «Широкая церковь». Позднее его распространили и на идейных наследников либеральной теологии – модернистов кон. 19 – нач. 20 вв.
Кризис в конституционных отношениях светского государства и церкви на рубеже 19–20 вв. был вызван тем, что церковь практически не имела возможности принимать самостоят. решения по вопросам вероучения, внутр. устройства и богослужебной практики. Попытки изменить ситуацию привели к созданию в 1919 Нац. ассамблеи церкви Англии (The Church of England National Assembly), которая получила полномочия подготавливать законодательные предложения по вопросам церковной жизни, но они по-прежнему должны были утверждаться парламентом и монархом. Активизация приходской жизни, участие мирян в просветительской и благотворительной деятельности церкви обусловили появление системы представительства от мирян в органах церковного управления всех уровней. В 1921 была проведена реформа церковного самоуправления: в приходах в обязательном порядке создавались советы с участием мирян. В 1947–67 Нац. ассамблея получила функции верховного апелляционного суда по вопросам доктрины церкви, богослужения и церковной дисциплины, принадлежавшие ранее светскому органу – юридич. к-ту Кабинета министров. По Акту о синодальном управлении (Synodical Government Measure Act, 1965), одобренному парламентом, Нац. ассамблея в 1969 была преобразована в Генеральный синод церкви Англии, получивший право законодательной инициативы в церковных вопросах.
Церковно-административное устройство
А. ц. насчитывает ок. 26 млн. членов (2003). Её главой является правящий монарх, которому принадлежит исключительное право назначать архиепископов, епископов и настоятелей кафедральных соборов (это право закреплено «Актом о назначении епископов», 1533). По согласованию с премьер-министром правящий монарх назначает архиепископов (2 чел.), епископов (108 чел.), настоятелей соборов (42 чел.). Территориально в юрисдикцию А. ц. входят: Англия, о. Мэн; острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш; о-ва Силли, часть Уэльса, диоцез, включающий конгрегации во всех странах Европы, а также Марокко, Турцию и некоторые территории быв. СССР. Церковь Англии делится на 2 провинции: южную возглавляет архиеп. Кентерберийский, северную – архиеп. Йоркский. В состав сев. провинции входят 14 диоцезов, юж. провинция насчитывает 40 диоцезов. Диоцезы состоят из 13 тыс. приходов в Англии и 260 европ. конгрегаций.
Англиканские епископы являются духовными лордами королевства, оба архиепископа и 24 епископа входят в состав Верхней палаты парламента. Влияние государства на дела церкви выражается в том, что подбор кандидатов на вакантные епископские кафедры осуществляется премьер-министром, независимо от того, принадлежит ли он к А. ц., и его спец. секретарём. В отношении поставления на должность священников в Англии продолжает действовать ср.-век. традиция – во многих случаях священник выдвигается патронами, в числе которых могут быть монарх (контролирующий в этом качестве неск. сотен приходов), министры правительства, авторитетные представители местной аристократии, а также корпорации – университеты и кафедральные соборы. А. ц. разрешает вступать в брак клирикам как до поставления (ординации), так и после него.
С кон. 20 в. А. ц. допускает также женское священство. С 1977 женщин посвящают в диаконы, с 1990 – в пресвитеры. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в А. ц. и в Англиканском содружестве, в связи с чем в резолюциях 13-й Ламбетской конференции (1998) разъясняется, что и те, кто одобряют ординацию женщин, и те, кто не принимают её, являются истинными англиканами.
В 1704 началось возрождение церковной собственности с т. н. «дара королевы Анны» (1702–14), пожаловавшей церкви дотацию «на поддержание бедного духовенства». С 1809 А. ц. стала получать постоянные гос. субсидии, расходование которых контролировалось парламентом. С 1936 упразднена церковная десятина, в связи с чем парламент Англии выплатил церкви единовременную компенсацию в 70 млн. фунтов стерлингов. Осн. часть доходов церкви Англии составляют пожертвования. В 1998 в собственности А. ц. находились 42 кафедральных собора и 16 тыс. церквей, из них 13 тыс. считаются архитектурно-историческими памятниками. В ведении церкви находится около 5 тыс. школ.
Англиканское содружество
Англиканское содружество (англ. Anglican Communion) объединяет церкви, исповедующие англиканское вероучение, придерживающиеся практики богослужения, определяемой Книгой общих молитв, допускающие евхаристическое общение и признающие в той или иной степени историч. связь с Кентерберийской епархией, а также авторитет архиеп. Кентерберийского.
Совместное богослужение. Март 2001. Слева направо: архиепископ Кенийский Дэвид Джитари, глава Епископальной церкви США епископ Фрэнк Гризуолд и архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри.
Во 2-й пол. 17–18 вв. влияние церкви Англии вышло за пределы Британских о-вов. Диоцезы А. ц. были образованы в Североамериканских колониях Великобритании и в Канаде, позднее на их месте возникли независимые Протестантская епископальная церковь Америки и Англиканская церковь Канады. По мере расширения Брит. империи в 19 в. учреждаются новые диоцезы в Африке, Индии, Австралии и Новой Зеландии; благодаря миссионерской деятельности диоцезы появляются также на территориях, не входящих в состав империи, – в Японии, Китае, Египте, Иране, на о-вах Полинезии, на о. Мадагаскар, в Юж. Европе, в Иерусалиме, Гибралтаре (территории с особым статусом) и др. Увеличение числа заморских диоцезов и повышение статуса церковных иерархов в колониях привело к созданию в 1841 Совета колониальных епископств (Colonial Bishoprics’ Council). В кон. 19 – нач. 20 вв. заморские провинции и диоцезы обретали всё большую независимость как от Британской империи, так и от Кентерберийского престола. Этот процесс стал необратимым после завершения 2-й мировой войны и окончательного отказа Британии от её колониальных владений в 1960-х гг.
Возникновение Англиканского содружества относится к 1867, когда разногласия между сторонниками «высокого» и евангелического направлений в Англиканской церкви Канады поставили епископов колониальных церквей перед необходимостью обсудить ряд общих теоретич. и юридич. вопросов. С этой целью в 1867 в лондонской резиденции архиеп. Кентерберийского – Ламбетском дворце – была созвана 1-я Ламбетская конференция. С тех пор Ламбетские конференции англиканских епископов проходят под председательством архиеп. Кентерберийского каждые 10 лет (за исключением периода 1930–48, когда регулярным встречам помешала война). Конференции являются неформальным собранием иерархов англиканских церквей, резолюции которого не считаются законодательными актами и необязательны для выполнения членами Англиканского содружества. Тем не менее резолюции Ламбетских конференций пользуются большим авторитетом. Решения и отчёты о Ламбетских конференциях регулярно публикуются («Lambeth Conference. Resolutions and Reports»). Офиц. печатным органом Англиканского содружества является также ж. «Англиканский мир» («Anglican World»).
Членами Англиканского содружества одновременно являются как отд. диоцезы, так и провинции, автономные нац. церкви, региональные объединения церквей и междунар. церковные организации. Поч. главой является архиеп. Кентерберийский, который, однако, не имеет особых полномочий за пределами церкви Англии, Кентерберийской епархии и ряда диоцезов, находящихся в прямом подчинении ему, рассеянных по всему миру. Тем не менее он обладает моральным авторитетом и всеми признанным лидерством. Сохраняя преданность (loyalty) Кентерберийскому престолу, члены содружества действуют автономно.
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — Древо
Англика́нство — одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом.
Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно — так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь — более типичный протестантизм. Широкая Церковь — более экуменична.
Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.
Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.
В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения — «высокое», тяготеющее к католицизму, и «низкое», протестантское. Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями.
Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберрийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Высшие иерархи этих фактически независимых церквей встречаются на периодических Ламбертских конференциях.
Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента.
Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) — около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.
История
Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Его именем подписан богословский трактат против Лютера. Тогдашний папа даже наградил его титулом «Вернейшего чада Апостольского Престола».однако это «верное чадо» хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа Климент VII не согласился — у него были свои обязательства перед испанской короной. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас Кранмер (В старых книгах пишут Фома Кранмер) сделал то, что отказался сделать папа: разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в 1532 году. Кранмер, в отличии от Генриха, был человеком с некоторыми богословскими убеждениями.
В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы.
В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений.
В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.
После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. Он был английским королем с 1547 по 1553 год. В это время архиепископ Томас Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая «Книга общих молитв», в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия.
В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения. Их тоже составил Томас Кранмер. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. При ней все повернулось назад — английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал — запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и в 1556 году был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.
Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор (1558 — 1603). В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив в 1559 году Мэтью Паркера (в нашем произношении — Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.
При Мэтью Паркере 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ [1].
Вероучение
В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ.
От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.
От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств — Крещения и Евхаристии. Но англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины «священный обряд» или «священнодействие». Иногда их называют «малыми таинствами». В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.
В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам [2].
В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали «житиями святых». Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.
Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства — это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.
В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины — епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина — епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина — епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: «община ищет пресвитера (пресвитершу)». И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин — епископов нет, но это только вопрос времени [3]. Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.
От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus — чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти нонконформисты, или пуритане, образовали свое сообщество , которое называется пресвитерианской церковью (от слова “пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение — индепенденты, или независимые. Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. Индепенденты есть в Англии, но больше их в США, где они очень подходят самому духу общества…
Статистика
- По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 92 млн. англикан [4].
Использованные материалы
- Свящ. Максим Козлов. Англиканство
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=305
- http://engchurch.fromru.com/
[1] На очередной Ламбетской конференции, в 70-е годы нашего века, было принято решение рекомендовать английскому парламенту отменить обязательность требования от членов англиканской церкви исповедания веры в содержащиеся в 39 членах догматические положения, тем самым процесс размывания христианства в англиканской церкви продолжается и сегодня
[2] В последней четверти 20 века западные христиане “открыли” для себя православную икону и теперь весьма часто украшают свои храмы Владимирскими, Казанскими и другими прославленными на Православном Востоке иконами; причем их можно встретить не только в католических или англиканских храмах, но и в храмах тех конфессий, которые в начале своего становления отталкивались от всякого присутствия изображений в местах богослужения, например у лютеран.
[3] Данные 1995 года
[4] Каждый третий житель Земли – христианин, новость портала Седмица.RU, 30.01.2014: http://www.sedmitza.ru/text/4442843.html
Англиканская церковь | Определение, история, религия, англиканство, верования и факты
Кентерберийский собор
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Елизавета I
Генрих VIII
Томас Мор
Сент-Джон Генри Ньюман
Сент-Джон Фишер
- Похожие темы:
- англиканство
Созывы Кентербери и Йорка
не присяжный
Высокая церковь
Низкая церковь
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Англиканская церковь , английская национальная церковь, история которой восходит к приходу христианства в Британию во 2 веке. Это была первоначальная церковь англиканской общины со времен протестантской Реформации 16 века. Как преемник англо-саксонской и средневековой английской церкви, она ценила и сохраняла большую часть традиционных рамок средневекового римского католицизма в церковном управлении, литургии и обычаях, в то время как она также обычно придерживалась основ веры Реформации.
История и организация
Обращение англосаксов, начавших вторгаться в Британию после того, как Рим перестал управлять страной в V веке, было предпринято св. Августином, римским монахом, избранным Папой Григорием I для руководства миссией. к англо-саксам. Он прибыл в 597 году, и в течение 90 лет все саксонские королевства Англии приняли христианство. Архиепископство Августина в Кентербери вскоре стало символическим центром английской церкви, которая под его руководством установила важные связи с Римом. Последующая миссионерская работа, например, миссионерская работа св. Эйдана в северной Англии около 634 года, помогла укрепить английскую церковь. На синоде Уитби в 664 году церковь Нортумбрии (одного из северных английских королевств) разорвала свои связи с кельтской церковью и приняла римский обычай, приведя английскую церковь в более полное соответствие с римскими и континентальными обычаями.
За столетия до Реформации английская церковь переживала периоды подъема и упадка. Ранняя церковь в Англии представляла собой своеобразный сплав британских, кельтских и римских влияний. Несмотря на то, что она приняла епископальную структуру, излюбленную римской церковью, она сохранила мощные центры в монастырях, которые были основаны под влиянием ирландского христианства. В 8 веке английская ученость высоко ценилась, и несколько английских церковников работали в Европе учеными, реформаторами и миссионерами. Представители церкви, такие как великий историк и ученый Беде, сыграли важную роль в развитии английской культуры. Впоследствии датские вторжения разрушили монастыри и ослабили науку. Однако политическое единство в Англии было установлено при королях Уэссекса в 10 веке, и произошли церковные реформы.
В XI веке норманнское завоевание Англии (1066 г.) еще больше сплотило Англию с культурой Латинской Европы. Английская церковь реформировалась по римским идеям: возродились местные синоды, потребовалось безбрачие духовенства, в Англии было введено каноническое право Западной Европы.
В средние века английское духовенство и миряне внесли важный вклад в жизнь и деятельность Римско-католической церкви. Однако английская церковь разделяла религиозные волнения, характерные для позднего Средневековья. Джон Уиклиф, реформатор и теолог 14-го века, стал революционным критиком папства и считается оказавшим большое влияние на протестантскую Реформацию 16-го века.
Разрыв с римским папством и создание независимой англиканской церкви произошло во время правления Генриха VIII (1509–1547). Когда папа Климент VII отказался утвердить аннулирование брака Генриха с Екатериной Арагонской, английский парламент по настоянию Генриха принял ряд актов, отделивших английскую церковь от римской иерархии и в 1534 г. английская церковь. Монастыри были запрещены, но сразу же было внесено несколько других изменений, поскольку Генрих намеревался, чтобы английская церковь оставалась католической, хотя и отделенной от Рима.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
После смерти Генриха во время шестилетнего правления Эдуарда VI были проведены протестантские реформы церкви. Однако в 1553 году, когда сводная сестра Эдуарда, Мария, католичка, унаследовала трон, ее репрессии и преследования протестантов вызвали сочувствие к их делу. Когда Елизавета I стала королевой в 1558 году, независимая англиканская церковь была восстановлена. Книга общей молитвы (1549 г., окончательная редакция 1662 г.) и Тридцать девять статей (1571 г.) стали стандартами литургии и доктрины. (В 2000 году церковь представила Common Worship , сборник служб и молитв, в качестве официальной альтернативы Книге общих молитв для конгрегаций, выступающих за более «современную» литургию.)
В 17 веке пуританское движение привели к Гражданским войнам в Англии (1642–1651) и Содружеству (1649–60). Монархия и англиканская церковь подверглись репрессиям, но обе были восстановлены в 1660 г.
Влияние церкви на английскую религиозную жизнь начало ослабевать в 18 веке, несмотря на усилия по проведению реформ. Джон Уэсли, Чарльз Симеон, Джон Ньютон и другие священнослужители, связанные с евангелическим возрождением, вызвали всплеск нового религиозного рвения и подчеркнули протестантское наследие церкви. Евангелические миряне, такие как Уильям Уилберфорс и секта Клэпхема, боролись с рабством и поощряли социальные реформы. В начале 19 века англо-католическое Оксфордское движение, возглавляемое Джоном Генри Ньюманом, Джоном Кеблом и Э.Б. Пьюзи подчеркнул римско-католическое наследие церкви и попытался восстановить древнюю литургию и ответить на социальные проблемы. Эти два отношения сохранились в церкви и иногда называются Низкой церковью и Высокой церковью соответственно. С 20-го века церковь активно участвовала в экуменическом движении и предприняла впечатляющие усилия, чтобы охватить разнообразие современной английской жизни, сохранив при этом свою традиционную идентичность.
Англиканская церковь сохранила епископальную форму правления. Он разделен на две провинции, Кентербери и Йорк, каждую из которых возглавляет архиепископ. Архиепископ Кентерберийский имеет преимущество перед архиепископом Йоркским как самый старший священнослужитель церкви. Провинции делятся на епархии, каждая из которых возглавляется епископом и состоит из нескольких приходов. Верховный правитель англиканской церкви, титульный глава национальной церкви, по-прежнему принадлежит британскому монарху.
Гендер и сексуальность
Женщины-дьяконы, первоначально известные как диакониссы и служившие в основном помощниками священников, были впервые рукоположены Англиканской церковью в 1987 году, что позволило им выполнять практически все церковные функции, кроме совершения Евхаристии. В 1992 году церковь проголосовала за рукоположение женщин в священники, и первое рукоположение 32 женщин состоялось в 1994 году в Бристольском соборе. После напряженных дебатов в 2008 году церковь проголосовала за рукоположение женщин в епископы, и это решение было поддержано церковным синодом в 2010 году. женщин епископами. Однако в 2014 году все три палаты Генерального синода приняли законопроект, разрешающий назначение женщин епископами. Позднее в том же году законопроект был одобрен высшими должностными лицами церкви — архиепископом Кентерберийским и архиепископом Йоркским. Первая женщина-епископ англиканской церкви, преподобная Либби Лейн, была рукоположена в январе 2015 г.
гомосексуалы, состоящие в целомудренных гражданских союзах, впервые были рукоположены в священники в 2005 году, а в 2013 году им было разрешено стать епископами. Позже в том же году Палата общин приняла закон, легализовавший однополые браки, но запрещавший Англиканской церкви заключать их. Служителям также не разрешается благословлять такие браки.
Редакторы Британской энциклопедии
Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
Английская церковь – Епископальная церковь
Со времен Реформации англиканская церковь следовала за исследователями, торговцами, колонистами и миссионерами в дальние уголки известного мира. Колониальные церкви обычно пользовались административной автономией в историческом и вероучительном контексте материнской церкви.
Как преемник англо-саксонской и средневековой английской церкви, она ценила и сохраняла большую часть традиционных рамок средневекового католицизма в церковном управлении, литургии и обычаях, в то же время обычно придерживаясь основ веры Реформации.
Обращение англосаксов, начавших вторгаться в Британию после того, как Рим перестал управлять страной в V веке, было предпринято св. Августином, римским монахом, избранным папой Григорием I для возглавления миссии к англосаксам. . Он прибыл в 597 году, и в течение 90 лет все англо-саксонские королевства Англии постепенно приняли христианство.
В XI веке норманнское завоевание Англии (1066 г.) еще больше сплотило Англию с культурой Латинской Европы. Английская церковь реформировалась по римским идеям: возродились местные синоды, потребовалось безбрачие духовенства, в Англии было введено каноническое право Западной Европы.
Английская церковь разделяла религиозные волнения, характерные для позднего Средневековья. Джон Уиклиф , реформатор и теолог 14 века, стал революционным критиком папства и считается оказавшим большое влияние на протестантскую Реформацию 16 века.
Разрыв с римским папством и создание независимой англиканской церкви произошло во время правления Генриха VIII Английского (1509-47). Когда папа Климент VII отказался одобрить аннулирование брака Генриха с Екатериной Арагонской, английский парламент по настоянию Генриха принял ряд актов, отделивших английскую церковь от римской иерархии, и в 1534 г. глава английской церкви. Монастыри были запрещены, но сразу же было внесено несколько других изменений, поскольку Генрих намеревался, чтобы английская церковь оставалась католической, хотя и отделенной от Рима.
После смерти Генриха во время шестилетнего правления Эдуарда VI были проведены протестантские реформы церкви. Однако в 1553 году, когда сводная сестра Эдуарда, Мария, католичка, унаследовала престол, ее репрессии и преследования протестантов вызвали сочувствие к их делу.
Когда Елизавета I, дочь Генриха, стала королевой в 1558 году, была восстановлена независимая англиканская церковь. Книга общей молитвы (1549 г., окончательная редакция 1662 г.) и Тридцать девять статей (1571 г.) стали стандартом для литургии и доктрины.
ДВИЖЕНИЯ ВНУТРИ ЦЕРКВИ
Евангелическое движение в 18 веке делало упор на протестантское наследие церкви, в то время как Оксфордское движение в 19 веке делало упор на католическое наследие. Эти два взгляда сохранились в Церкви и иногда характеризуются как «низкая церковь» и «высокая церковь». С 19 века Церковь активно участвует в экуменическом движении.
ПОЛИТ ЦЕРКВИ АНГЛИИ
Англиканская церковь сохранила епископальную форму правления. Он разделен на две провинции, Кентербери и Йорк, каждую из которых возглавляет архиепископ, причем Кентербери имеет приоритет над Йорком. Провинции делятся на епархии, каждая из которых возглавляется епископом и состоит из нескольких приходов.
Англиканская церковь отличается приверженностью к тройственному служению епископов, священников и дьяконов, а также общей формой богослужения, описанной в Книге общей молитвы. Церковь также характеризуется общей верностью христианской традиции, стремясь при этом приспособиться к широкому кругу людей и взглядов. Он держит в напряжении авторитеты традиции, разума и Библии, но утверждает примат Библии. Таким образом, он стремится объединить католические, гуманистические и реформаторские элементы, исторически представленные англо-католиками (высокая церковь), либералами (широкая церковь) и евангелистами (низкая церковь).
ВСЕМИРНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА
Вероятно, только на первом собрании Ламбетской конференции в 1867 году среди различных церквей и советов возникло взаимное осознание англиканства. Хотя ее решения не связывают автономные церкви Англиканского Сообщества, Ламбетская конференция представляет собой главный объединяющий фактор англиканства.