Английская церковь: АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия

Разное

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия

АНГЛИКА́НСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (англ. An­gli­can Church, лат. Ec­cle­sia An­gli­cana), об­ще­упот­ре­би­тель­ное на­зва­ние нац. церк­ви Анг­лии (The Church of Eng­land), офиц. про­тес­тант­ской церк­ви Ве­ли­ко­бри­та­нии; в обоб­щаю­щем смыс­ле – все церк­ви, ис­то­ри­че­ски свя­зан­ные с цер­ковью Анг­лии, раз­де­ляю­щие анг­ли­кан­ское ве­ро­уче­ние (док­три­ну А. ц.), до­пус­каю­щие ев­ха­ри­сти­че­ское об­ще­ние и при­знаю­щие ав­то­ри­тет ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го.

Вероучение

Док­три­на А. ц. яв­ля­ет­ся со­че­та­ни­ем по­ло­же­ний, при­су­щих как ка­то­ли­чес­ко­му, так и про­тес­тант­ским (лю­те­ран­ско­му и каль­ви­нист­ско­му) вероуче­ни­ям. Наи­бо­лее важ­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми, из­ла­гаю­щи­ми осн. по­ло­же­ния анг­ли­кан­ско­го ве­ро­уче­ния, яв­ля­ют­ся Кни­га об­щих мо­литв [The Book of Com­mon Prayer (ВСР), 1549; 2-я ред. – 1552] и «Три­дцать де­вять ста­тей» [Ar­ti­cles of Re­lig­ion (AR)].

Осн. ис­точ­ник ве­ро­уче­ния в А. ц. – Свя­щен­ное Пи­са­ние (ст. 6 AR). Как та­ко­вое уче­ние о Свя­щен­ном Пре­да­нии в «Три­дца­ти де­вя­ти стать­ях» не со­дер­жит­ся, од­на­ко в ст. 34 AR го­во­рит­ся о «пре­да­ни­ях Церк­ви», под ко­то­ры­ми под­ра­зу­ме­ва­ют­ся раз­ные ли­тур­гич. обы­чаи, осн. кри­те­ри­ем пра­виль­но­сти ко­торых слу­жит «не­про­ти­во­ре­чие Сло­ву Бо­жию». Прин­ци­пи­аль­ным по­ло­же­ни­ем анг­ли­кан­ско­го ве­ро­уче­ния яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость про­по­ве­ди и со­вер­ше­ния та­инств на нац. язы­ке (ст. 24 AR).

В со­от­вет­ст­вии с ка­то­лич. тра­ди­ци­ей А. ц. при­знаёт ис­хо­ж­де­ние Свя­то­го Ду­ха и «от Сы­на» (Filio­que) (ст. 5 AR). В це­лом А. ц. не име­ет в хри­сто­ло­гии от­сту­п­ле­ний от ка­то­ли­чес­ко­го и пра­во­слав­но­го уче­ний. Ии­сус Хри­стос есть ис­тин­ный Бог и ис­тин­ный Че­ло­век, по­стра­дав­ший, рас­пя­тый, умер­ший во ис­ку­п­ле­ние «всех дей­ст­ви­тель­ных гре­хов лю­дей» (ст. 2 AR), со­шед­ший во Ад и вос­крес­ший. Анг­ли­кан­ское ве­ро­уче­ние не со­дер­жит по­ня­тия о церк­ви как Те­ле Хри­сто­вом. А. ц. при­ни­ма­ет толь­ко «два та­ин­ст­ва, ус­та­нов­лен­ные Хри­стом Гос­по­дом на­шим в Еван­ге­лии, а имен­но Кре­ще­ние и Ве­че­ря Гос­под­ня» (т. е. Ев­ха­ри­стия) (ст. 25 AR). Об ос­тав­ших­ся та­ин­ст­вах го­во­рит­ся, что они не име­ют под­твер­жде­ния или про­об­ра­за в Еван­ге­лии. Сфор­му­ли­ро­ван­ная в эпо­ху Ре­фор­ма­ции анг­ли­кан­ская док­три­на в прин­ци­пе от­ри­ца­ла по­чи­та­ние мо­щей, икон и ста­туй свя­тых как не на­хо­дя­щее под­твер­жде­ния в Свя­щен­ном Пи­са­нии; от­ри­ца­лось так­же уче­ние о за­слу­гах свя­тых, по­пол­няю­щих «со­кро­вищ­ни­цу бла­го­да­ти», хра­ни­мую цер­ко­вью. Од­на­ко в 19 в. под воз­дей­ст­ви­ем Окс­форд­ско­го дви­же­ния, чья дея­тель­ность при­ве­ла к сбли­же­нию с ка­то­ли­че­ст­вом и воз­ник­но­ве­нию анг­ло­ка­то­ли­циз­ма, в прак­ти­ке «Вы­со­кой церк­ви» ста­ло до­пус­кать­ся на­ли­чие в хра­мах икон не­ко­то­рых свя­тых.

История

Англ. Ре­фор­ма­ция опи­ра­лась на нац. тра­ди­цию кри­ти­ки Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, из­ло­жен­ной на ру­бе­же 15–16 вв. в тео­ло­гич. трак­та­тах и про­по­ве­дях Дж. Уик­ли­фа, в про­из­ве­де­ни­ях Дж. Фи­ше­ра, Дж. Ко­ле­та и др. Впер­вые идеи лю­те­ран­ской Ре­фор­ма­ции ста­ли про­ни­кать в Анг­лию в нач. 16 в. С 1529 по 1536 со­зван­ный по ини­циа­ти­ве ко­ро­ля Ген­ри­ха VIII Пар­ла­мент Ре­фор­ма­ции при­нял ряд за­ко­нов, ог­ра­ни­чив­ших юрис­дик­цию, фи­нан­со­вые пра­ва и влия­ние па­пы Рим­ско­го в Анг­лии: ак­ты «Об ог­ра­ни­че­нии ан­на­тов» (1532), «Об ог­ра­ни­че­нии апел­ля­ций к Ри­му» (1533), «О под­чи­не­нии ду­хо­вен­ст­ва» (1534), «О цер­ков­ных на­зна­че­ни­ях» (1534), «Об от­ме­не пап­ской юрис­дик­ции в от­но­ше­нии анг­лий­ско­го ду­хо­вен­ст­ва» (1536). При­ня­тый Пар­ла­мен­том Ре­фор­ма­ции Акт о су­пре­ма­тии (1534) про­воз­гла­сил ко­ро­ля вер­хов­ным гла­вой церк­ви и впер­вые уза­ко­нил не­за­ви­си­мую от Ри­ма нац. Анг­ли­кан­скую цер­ковь, управ­ляе­мую при­ма­сом – ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ским. Зе­мель­ные вла­де­ния церк­ви пе­ре­шли к ко­ро­лю в ре­зуль­та­те про­ве­дён­ной им в 1535–39 се­ку­ля­риза­ции иму­ще­ст­ва церк­ви. В ре­зуль­тате «ко­ро­лев­ской ре­фор­ма­ции» А. ц. пре­вра­ти­лась в один из ин­сти­ту­тов го­судар­ства. Пра­во ут­вер­ждать её док­три­ну, об­ря­ды и внут­рен­нюю струк­ту­ру бы­ло юри­ди­че­ски за­кре­п­ле­но за ко­ро­лём и англ. пар­ла­мен­том. В 1536 К-т Ре­фор­ма­ции под пред­се­да­тель­ст­вом ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го То­ма­са Кран­ме­ра, гл. идео­ло­га англ. Ре­фор­ма­ции в 1-й пол. 16 в., сфор­му­ли­ро­вал осн. прин­ци­пы анг­ли­кан­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния – «Де­сять ста­тей». В кон. 1530-х гг. по­яви­лись англ. пе­ре­во­ды Биб­лии [в 1539 вы­шло 1-е изд. т. н. Боль­шой Биб­лии (Greate Bi­ble)]. Вос­ше­ст­вие на пре­стол ко­ро­ля Эду­ар­да VI (1547–53) оз­на­ме­но­ва­ло на­ча­ло но­во­го, бо­лее ра­ди­каль­но­го эта­па Ре­фор­ма­ции. Бы­ли сня­ты ог­ра­ни­че­ния на чте­ние Биб­лии для ми­рян (вве­де­ны в 1543), соз­да­на ко­мис­сия для вы­ра­бот­ки анг­ли­кан­ско­го сим­во­ла ве­ры. Важ­ней­шим ша­гом в англ. Ре­фор­ма­ции ста­ло из­да­ние Кни­ги об­щих мо­литв (1549), а так­же «Ак­тов о еди­но­об­ра­зии», уни­фи­ци­ро­вав­ших ли­тур­гич. прак­ти­ку анг­ли­кан­ст­ва. В прав­ле­ние ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты I Тю­дор (1558–1603) бы­ли при­ня­ты но­вый «Акт о су­пре­ма­тии» и «Три­дцать де­вять ста­тей», то­гда же был окон­ча­тель­но оп­ре­де­лён ком­про­мисс­ный ха­рак­тер ве­ро­уче­ния А. ц. – вы­бран сре­дин­ный путь (via me­dia) ме­ж­ду ка­то­ли­циз­мом и про­тес­тан­тиз­мом. Од­на­ко это не удов­ле­тво­ря­ло как англ. ка­то­ли­ков, так и пу­ри­тан – сто­рон­ни­ков ра­ди­каль­ной ре­фор­мы церк­ви. Пу­ри­та­не пе­ре­шли в это вре­мя к кри­ти­ке офиц. А. ц., глав­ны­ми её объ­ек­та­ми бы­ли епи­ско­пат, цер­ков­ная ие­рар­хия и пыш­ность бо­го­слу­же­ния. В пу­ри­тан­ском дви­же­нии вы­де­ли­лись уме­рен­ное пре­сви­те­ри­ан­ское (см. Пре­сви­те­риа­не) и ра­ди­каль­ное ин­де­пен­дент­ское (см. Ин­де­пен­ден­ты) на­прав­ле­ния. При пер­вых Стю­ар­тах кри­ти­ка епи­ско­паль­но­го уст­рой­ст­ва А. ц. со сто­ро­ны пу­ри­тан уси­ли­лась.

Но­вым яв­ле­ни­ем в А. ц. 17 в. ста­ло рас­про­стра­не­ние ар­ми­ни­ан­ст­ва. Ко­роль Карл I на­зна­чил в 1633 ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ским У. Ло­да – вид­но­го тео­ре­ти­ка ар­ми­ни­ан­ст­ва, на­чав­ше­го воз­ро­ж­дать тра­ди­ции ка­то­лич. бо­го­слу­же­ния. Эти ре­фор­мы не бы­ли при­ня­ты как уме­рен­ны­ми анг­ли­ка­на­ми, так и пу­ри­та­на­ми. В 1640 т. н. Дол­гий пар­ла­мент под­верг Ло­да им­пич­мен­ту. В 1642 пар­ла­мен­том был при­нят «Билль об ис­клю­че­нии епи­ско­пов», за­пре­щав­ший не толь­ко епи­ско­пам, но и лю­бым ду­хов­ным ли­цам за­нимать свет­ские гос. долж­но­сти. В 1643 бы­ла уп­разд­не­на сис­те­ма епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния в Анг­лии и Уэль­се и се­к­ве­сти­ро­ва­на соб­ст­вен­ность всех ка­пи­ту­лов, ар­хи­епи­ско­пов, епи­ско­пов, де­ка­нов и ду­хов­ных лиц, под­дер­жав­ших ко­ро­ля в его вой­не с пар­ла­мен­том. В ию­не 1643 по ре­ше­нию пар­ла­мен­та бы­ла со­зва­на Вест­мин­стер­ская ас­самб­лея бо­го­сло­вов, на ко­то­рой до­ми­ни­ро­ва­ли пре­сви­те­риа­не; ре­зуль­та­том её ра­бо­ты ста­ло со­став­ле­ние Вест­мин­стер­ско­го ис­по­ве­да­ния. В 1646 про­цесс раз­ру­ше­ния епи­ско­паль­но­го уст­рой­ст­ва А. ц. был за­вер­шён ре­ше­ни­ем (ор­до­нан­сом) об унич­то­же­нии ар­хи­епи­скопств и епи­скопств.

В пе­ри­од Рес­пуб­ли­ки и про­тек­то­ра­та О. Кром­ве­ля сфор­ми­ро­ва­лась пре­сви­те­ри­ан­ская цер­ковь, но она не смог­ла вы­тес­нить офиц. А. ц. на тер­ри­то­рии всей стра­ны. В про­цес­се рес­тав­ра­ции мо­нар­хии ко­роль Карл II (1660–85) вос­ста­но­вил А. ц. с её преж­ним епи­ско­паль­ным уст­рой­ст­вом.

На ру­бе­же 17–18 вв. во­шли в упот­реб­ле­ние по­ня­тия «Вы­со­кая» и «Низ­кая» цер­ковь. Тер­мин «Вы­со­кая цер­ковь» при­ме­ня­ет­ся к со­об­ще­ст­ву тех чле­нов А. ц., ко­то­рые склон­ны под­чёр­ки­вать её общ­ность ско­рее с ка­то­ли­чес­кой, чем с про­тес­тант­ской тра­ди­ци­ей.В нач. 18 в. воз­ник тер­мин «Низ­кая цер­ковь» – те­че­ние в анг­ли­кан­ст­ве, идей­но близ­кое к ра­ди­каль­но­му про­тес­тан­тиз­му. С сер. 19 в. к это­му на­прав­ле­нию ста­ли от­но­сить еван­ге­ли­ков (см. Еван­ге­ли­че­ские церк­ви). За­мет­ным яв­ле­ни­ем в жиз­ни А. ц. ста­ло за­ро­ж­де­ние в 18 в. ме­то­диз­ма. Его воз­ник­но­ве­ние яви­лось ре­ак­цией ши­ро­ких сло­ёв об­щест­ва на рас­про­стра­не­ние скеп­ти­циз­ма и ате­из­ма. В 1795 ме­то­ди­сты, соз­дав­шие соб­ст­вен­ную, хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ную цер­ков­ную струк­ту­ру, вы­де­ли­лись из церк­ви Анг­лии.

Стрем­ле­ние ук­ре­пить по­зи­ции А. ц., ко­то­рым, с од­ной сто­ро­ны, уг­ро­жа­ло «на­сту­п­ле­ние ка­то­ли­ков», с дру­гой – ин­тел­лек­ту­аль­ный ли­бе­ра­лизм, да­ло на­ча­ло Окс­форд­ско­му дви­же­нию. Од­ной из про­блем, воз­ник­ших пе­ред А. ц. в 19 в., ста­ла не­об­хо­ди­мость оп­ре­де­лить её от­но­ше­ние к но­вей­шим дос­ти­же­ни­ям ес­те­ств. на­ук. Ре­зуль­та­том дис­кус­сий и при­зна­ния не­об­хо­ди­мо­сти но­вых ин­тер­пре­та­ций в оцен­ке кар­ти­ны ми­ра ста­ло оформ­ле­ние в Анг­лии ли­бе­раль­ной тео­ло­гии. В 1860 сто­рон­ни­ки уси­ления ра­цио­на­ли­стич. на­ча­ла в бо­го­словии (Б. Джоу­этт, Ф. Темпл, М. Пат­тисон) из­ло­жи­ли свои взгля­ды в сб. «Опы­ты и об­зо­ры» («Es­says and Re­views», 1860), ко­то­рый вы­звал кри­ти­ку пред­ста­ви­те­лей всех те­че­ний в А. ц. К ли­бе­раль­ным тео­ло­гам, стре­мив­шим­ся ин­тер­пре­ти­ро­вать анг­ли­кан­ское ве­ро­уче­ние с учё­том ис­то­ри­ко-куль­тур­ных ис­сле­до­ва­ний, пси­хо­ло­гии, срав­ни­тель­ной лин­гвис­ти­ки и т. о. сгла­дить про­тиво­ре­чия «вы­со­ко­го» и «низ­ко­го» на­прав­ле­ний, ста­ли при­ме­нять оп­ре­де­ле­ние «Ши­ро­кая цер­ковь». Позд­нее его рас­про­стра­ни­ли и на идей­ных на­след­ни­ков ли­бе­раль­ной тео­ло­гии – мо­дер­ни­стов кон. 19 – нач. 20 вв.

Кри­зис в кон­сти­ту­ци­он­ных от­но­ше­ни­ях свет­ско­го го­су­дар­ства и церк­ви на ру­бе­же 19–20 вв. был вы­зван тем, что цер­ковь прак­ти­че­ски не име­ла воз­мож­но­сти при­ни­мать са­мо­стоят. ре­ше­ния по во­про­сам ве­ро­уче­ния, внутр. уст­рой­ст­ва и бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ки. По­пыт­ки из­ме­нить си­туа­цию при­ве­ли к соз­да­нию в 1919 Нац. ас­самб­леи церк­ви Анг­лии (The Church of Eng­land Na­tional As­sembly), ко­то­рая по­лу­чи­ла пол­но­мо­чия под­го­тав­ли­вать за­ко­но­да­тель­ные пред­ло­же­ния по во­про­сам цер­ков­ной жиз­ни, но они по-преж­не­му долж­ны бы­ли ут­вер­ждать­ся пар­ла­мен­том и мо­нар­хом. Ак­ти­ви­за­ция при­ход­ской жиз­ни, уча­стие ми­рян в про­све­ти­тель­ской и бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти церк­ви обу­сло­ви­ли по­яв­ле­ние сис­те­мы пред­ста­ви­тель­ст­ва от ми­рян в ор­га­нах цер­ков­но­го управ­ле­ния всех уров­ней. В 1921 бы­ла про­ве­де­на ре­фор­ма цер­ков­но­го са­моуправ­ле­ния: в при­хо­дах в обя­за­тель­ном по­ряд­ке соз­да­ва­лись со­ве­ты с уча­сти­ем ми­рян. В 1947–67 Нац. ас­самб­лея по­лу­чи­ла функ­ции вер­хов­но­го апел­ля­ци­он­но­го су­да по во­про­сам док­три­ны церк­ви, бо­го­слу­же­ния и цер­ков­ной дис­ци­п­ли­ны, при­над­ле­жав­шие ра­нее свет­ско­му ор­га­ну – юри­дич. к-ту Ка­би­не­та ми­ни­ст­ров. По Ак­ту о си­но­даль­ном управ­ле­нии (Syn­o­di­cal Gov­ern­ment Mea­s­ure Act, 1965), одоб­рен­но­му пар­ла­мен­том, Нац. ас­самб­лея в 1969 бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Ге­не­раль­ный си­нод церк­ви Анг­лии, по­лу­чив­ший пра­во за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы в цер­ков­ных во­про­сах.

Церковно-административное устройство

А.  ц. на­счи­ты­ва­ет ок. 26 млн. чле­нов (2003). Её гла­вой яв­ля­ет­ся пра­вя­щий мо­нарх, ко­то­ро­му при­над­ле­жит исклю­чи­тель­ное пра­во на­зна­чать ар­хи­епи­ско­пов, епи­ско­пов и на­стоя­те­лей ка­фед­раль­ных со­бо­ров (это пра­во за­кре­п­ле­но «Ак­том о на­зна­че­нии епи­ско­пов», 1533). По со­гла­со­ва­нию с пре­мьер-ми­ни­ст­ром пра­вя­щий мо­нарх на­зна­ча­ет ар­хи­епи­ско­пов (2 чел.), епи­ско­пов (108 чел.), на­стоя­те­лей со­бо­ров (42 чел.). Тер­ри­то­ри­аль­но в юрис­дик­цию А. ц. вхо­дят: Анг­лия, о. Мэн; ост­ро­ва, рас­по­ло­жен­ные в пре­де­лах про­ли­ва Ла-Манш; о-ва Сил­ли, часть Уэль­са, дио­цез, вклю­чаю­щий кон­гре­га­ции во всех стра­нах Ев­ропы, а так­же Ма­рок­ко, Тур­цию и не­ко­то­рые тер­ри­то­рии быв. СССР. Цер­ковь Анг­лии де­лит­ся на 2 про­вин­ции: юж­ную воз­глав­ля­ет ар­хи­еп. Кен­тер­берий­ский, се­вер­ную – ар­хи­еп. Йорк­ский. В со­став сев. про­вин­ции вхо­дят 14 дио­це­зов, юж. про­вин­ция на­счи­ты­ва­ет 40 дио­це­зов. Дио­це­зы со­сто­ят из 13 тыс. при­хо­дов в Анг­лии и 260 ев­роп. кон­гре­га­ций.

Анг­ли­кан­ские епи­ско­пы яв­ля­ют­ся ду­хов­ны­ми лор­да­ми ко­ро­лев­ст­ва, оба ар­хи­епи­ско­па и 24 епи­ско­па вхо­дят в со­став Верх­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та. Влия­ние го­су­дар­ст­ва на де­ла церк­ви вы­ра­жа­ет­ся в том, что под­бор кан­ди­да­тов на ва­кант­ные епи­скоп­ские ка­фед­ры осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пре­мьер-ми­ни­ст­ром, не­за­ви­си­мо от то­го, при­над­ле­жит ли он к А. ц., и его спец. сек­ре­та­рём. В от­но­ше­нии по­став­ле­ния на долж­ность свя­щен­ни­ков в Анг­лии про­дол­жа­ет дей­ст­во­вать ср.-век. тра­ди­ция – во мно­гих слу­ча­ях свя­щен­ник вы­дви­га­ет­ся па­тро­на­ми, в чис­ле ко­то­рых мо­гут быть мо­нарх (кон­тро­ли­рую­щий в этом ка­че­ст­ве неск. со­тен при­ходов), ми­ни­ст­ры пра­ви­тель­ст­ва, ав­то­ри­тет­ные пред­ста­ви­те­ли ме­ст­ной ари­сто­кра­тии, а так­же кор­по­ра­ции – уни­вер­си­те­ты и ка­фед­раль­ные со­бо­ры. А. ц. раз­ре­ша­ет всту­пать в брак кли­ри­кам как до по­став­ле­ния (ор­ди­на­ции), так и по­сле не­го.

С кон. 20 в. А. ц. до­пус­ка­ет так­же жен­ское свя­щен­ст­во. С 1977 жен­щин по­свя­ща­ют в диа­ко­ны, с 1990 – в пре­сви­те­ры. Это ре­ше­ние вы­зва­ло не­од­но­знач­ную ре­ак­цию в А. ц. и в Анг­ли­кан­ском со­дру­же­ст­ве, в свя­зи с чем в ре­зо­лю­ци­ях 13-й Лам­бет­ской кон­фе­рен­ции (1998) разъ­яс­ня­ет­ся, что и те, кто одоб­ря­ют ор­ди­на­цию жен­щин, и те, кто не при­ни­ма­ют её, яв­ля­ют­ся ис­тин­ны­ми анг­ли­ка­на­ми.

В 1704 на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние цер­ковной соб­ст­вен­но­сти с т. н. «да­ра ко­ро­ле­вы Ан­ны» (1702–14), по­жа­ло­вав­шей цер­к­ви до­та­цию «на под­дер­жа­ние бед­но­го ду­хо­вен­ст­ва». С 1809 А. ц. ста­ла по­лу­чать по­сто­ян­ные гос. суб­си­дии, рас­хо­до­ва­ние ко­то­рых кон­тро­ли­ро­ва­лось пар­ла­мен­том. С 1936 уп­разд­не­на цер­ков­ная де­ся­ти­на, в свя­зи с чем пар­ла­мент Анг­лии вы­пла­тил церк­ви еди­но­вре­мен­ную ком­пен­са­цию в 70 млн. фунтов стер­лин­гов. Осн. часть до­хо­дов церк­ви Анг­лии со­став­ля­ют по­жерт­во­ва­ния. В 1998 в соб­ст­вен­но­сти А. ц. на­хо­ди­лись 42 ка­фед­раль­ных со­бо­ра и 16 тыс. церк­вей, из них 13 тыс. счи­та­ют­ся ар­хи­тек­тур­но-ис­то­рическими па­мят­ни­ка­ми. В ве­де­нии церк­ви на­хо­дит­ся около 5 тыс. школ.

Англиканское содружество

Анг­ли­кан­ское со­дру­же­ст­во (англ. An­gli­can Com­mun­ion) объ­е­ди­ня­ет церк­ви, ис­по­ве­дую­щие анг­ли­кан­ское ве­ро­уче­ние, при­дер­жи­ваю­щие­ся прак­ти­ки бо­го­слу­же­ния, оп­ре­де­ляе­мой Кни­гой об­щих мо­литв, до­пус­каю­щие ев­ха­ри­сти­че­ское об­ще­ние и при­знаю­щие в той или иной сте­пе­ни ис­то­рич. связь с Кен­тер­бе­рий­ской епар­хи­ей, а так­же ав­то­ри­тет ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го.

Совместное богослужение. Март 2001. Слева направо: архиепископ Кенийский Дэвид Джитари, глава Епископальной церкви США епископ Фрэнк Гризуолд и архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри.

Во 2-й пол. 17–18 вв. влия­ние церк­ви Анг­лии вы­шло за пре­де­лы Бри­тан­ских о-вов. Дио­це­зы А. ц. бы­ли об­ра­зо­ва­ны в Се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ко­ло­ни­ях Ве­ли­ко­бри­та­нии и в Ка­на­де, позд­нее на их мес­те воз­ник­ли не­за­ви­си­мые Про­тес­тант­ская епи­ско­паль­ная цер­ковь Аме­ри­ки и Анг­ли­кан­ская цер­ковь Ка­на­ды. По ме­ре рас­ши­ре­ния Брит. им­пе­рии в 19 в. уч­ре­ж­да­ют­ся но­вые дио­це­зы в Аф­ри­ке, Ин­дии, Ав­ст­ра­лии и Но­вой Зе­лан­дии; бла­го­да­ря мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти дио­це­зы по­яв­ля­ют­ся так­же на тер­ри­тори­ях, не вхо­дя­щих в со­став им­пе­рии, – в Япо­нии, Ки­тае, Егип­те, Ира­не, на о-вах По­ли­не­зии, на о. Ма­да­га­скар, в Юж. Ев­ро­пе, в Ие­ру­са­ли­ме, Гиб­рал­та­ре (тер­ри­то­рии с осо­бым ста­ту­сом) и др. Уве­ли­че­ние чис­ла за­мор­ских дио­це­зов и по­вы­ше­ние ста­ту­са цер­ков­ных ие­рар­хов в ко­ло­ни­ях при­ве­ло к соз­да­нию в 1841 Со­ве­та ко­ло­ни­аль­ных епи­скопств (Co­lo­nial Bish­op­rics’ Coun­cil). В кон. 19 – нач. 20 вв. за­мор­ские про­вин­ции и дио­це­зы об­ре­та­ли всё боль­шую не­за­ви­си­мость как от Британской им­пе­рии, так и от Кен­тер­бе­рий­ско­го пре­стола. Этот про­цесс стал не­об­ра­ти­мым по­сле за­вер­ше­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны и окон­ча­тель­но­го от­ка­за Бри­та­нии от её ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний в 1960-х гг.

Воз­ник­но­ве­ние Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва от­но­сит­ся к 1867, ко­гда раз­но­гла­сия ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми «вы­со­ко­го» и еван­ге­ли­че­ско­го на­прав­ле­ний в Анг­ли­кан­ской церк­ви Ка­на­ды по­ста­ви­ли епи­ско­пов ко­ло­ни­аль­ных церк­вей пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью об­су­дить ряд об­щих тео­ре­тич. и юри­дич. во­про­сов. С этой це­лью в 1867 в лон­дон­ской ре­зи­ден­ции ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го – Лам­бет­ском двор­це – бы­ла со­зва­на 1-я Лам­бет­ская кон­фе­рен­ция. С тех пор Лам­бет­ские кон­фе­рен­ции анг­ли­кан­ских епи­ско­пов про­хо­дят под председательством ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го ка­ж­дые 10 лет (за ис­клю­че­ни­ем пе­рио­да 1930–48, ко­гда ре­гу­ляр­ным встре­чам по­ме­ша­ла вой­на). Кон­фе­рен­ции яв­ля­ют­ся не­фор­маль­ным со­б­ра­ни­ем ие­рар­хов анг­ли­кан­ских церк­вей, ре­зо­лю­ции ко­то­ро­го не счи­та­ют­ся за­ко­нода­тель­ны­ми ак­та­ми и не­обя­за­тель­ны для вы­пол­не­ния чле­на­ми Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва. Тем не ме­нее ре­зо­лю­ции Лам­бет­ских кон­фе­рен­ций поль­зу­ют­ся боль­шим ав­то­ри­те­том. Ре­ше­ния и от­чё­ты о Лам­бет­ских кон­фе­рен­ци­ях ре­гу­ляр­но пуб­ли­ку­ют­ся («Lam­beth Con­fe­rence. Reso­lu­tions and Re­ports»). Офиц. пе­чат­ным ор­га­ном Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва яв­ля­ет­ся так­же ж. «Анг­ли­кан­ский мир» («An­gli­can World»).

Чле­на­ми Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва од­но­временно яв­ля­ют­ся как отд. дио­це­зы, так и про­вин­ции, ав­то­ном­ные нац. церк­ви, ре­гио­наль­ные объ­е­ди­не­ния церк­вей и ме­ж­ду­нар. цер­ков­ные ор­га­ни­за­ции. Поч. гла­вой яв­ля­ет­ся ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ский, ко­то­рый, од­на­ко, не име­ет осо­бых пол­но­мо­чий за пре­де­ла­ми церк­ви Анг­лии, Кен­тер­бе­рий­ской епар­хии и ря­да дио­це­зов, на­хо­дя­щих­ся в пря­мом под­чи­не­нии ему, рас­се­ян­ных по все­му ми­ру. Тем не ме­нее он об­ла­да­ет мо­раль­ным ав­то­ри­те­том и все­ми при­знан­ным ли­дер­ст­вом. Со­хра­няя пре­дан­ность (loy­alty) Кен­тер­бе­рий­ско­му пре­сто­лу, чле­ны со­дру­же­ст­ва дей­ст­ву­ют ав­то­ном­но.

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — Древо

Англика́нство — одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом.

Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно — так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь — более типичный протестантизм. Широкая Церковь — более экуменична.

Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.

В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения — «высокое», тяготеющее к католицизму, и «низкое», протестантское. Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями.

Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберрийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Высшие иерархи этих фактически независимых церквей встречаются на периодических Ламбертских конференциях.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента.

Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) — около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.

История

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Его именем подписан богословский трактат против Лютера. Тогдашний папа даже наградил его титулом «Вернейшего чада Апостольского Престола».однако это «верное чадо» хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа Климент VII не согласился — у него были свои обязательства перед испанской короной. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас Кранмер (В старых книгах пишут Фома Кранмер) сделал то, что отказался сделать папа: разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в 1532 году. Кранмер, в отличии от Генриха, был человеком с некоторыми богословскими убеждениями.

В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы.

В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений.

В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.

После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. Он был английским королем с 1547 по 1553 год. В это время архиепископ Томас Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая «Книга общих молитв», в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия.

В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения. Их тоже составил Томас Кранмер. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. При ней все повернулось назад — английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал — запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и в 1556 году был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.

Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор (1558 — 1603). В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив в 1559 году Мэтью Паркера (в нашем произношении — Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

При Мэтью Паркере 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ [1].

Вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ.

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.

От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств — Крещения и Евхаристии. Но англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины «священный обряд» или «священнодействие». Иногда их называют «малыми таинствами». В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.

В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам [2].

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали «житиями святых». Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства — это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.

В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины — епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина — епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина — епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: «община ищет пресвитера (пресвитершу)». И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин — епископов нет, но это только вопрос времени [3]. Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.

От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus — чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти нонконформисты, или пуритане, образовали свое сообщество , которое называется пресвитерианской церковью (от слова “пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение — индепенденты, или независимые. Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. Индепенденты есть в Англии, но больше их в США, где они очень подходят самому духу общества…

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 92 млн. англикан [4].

Использованные материалы

  • Свящ. Максим Козлов. Англиканство
    • http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=305
  • http://engchurch.fromru.com/


[1]  На очередной Ламбетской конференции, в 70-е годы нашего века, было принято решение рекомендовать английскому парламенту отменить обязательность требования от членов англиканской церкви исповедания веры в содержащиеся в 39 членах догматические положения, тем самым процесс размывания христианства в англиканской церкви продолжается и сегодня

[2]  В последней четверти 20 века западные христиане “открыли” для себя православную икону и теперь весьма часто украшают свои храмы Владимирскими, Казанскими и другими прославленными на Православном Востоке иконами; причем их можно встретить не только в католических или англиканских храмах, но и в храмах тех конфессий, которые в начале своего становления отталкивались от всякого присутствия изображений в местах богослужения, например у лютеран.

[3]  Данные 1995 года

[4]  Каждый третий житель Земли – христианин, новость портала Седмица.RU, 30.01.2014: http://www.sedmitza.ru/text/4442843.html

Англиканская церковь | Определение, история, религия, англиканство, верования и факты

Кентерберийский собор

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Елизавета I
Генрих VIII
Томас Мор
Сент-Джон Генри Ньюман
Сент-Джон Фишер
Похожие темы:
англиканство
Созывы Кентербери и Йорка
не присяжный
Высокая церковь
Низкая церковь

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Англиканская церковь , английская национальная церковь, история которой восходит к приходу христианства в Британию во 2 веке. Это была первоначальная церковь англиканской общины со времен протестантской Реформации 16 века. Как преемник англо-саксонской и средневековой английской церкви, она ценила и сохраняла большую часть традиционных рамок средневекового римского католицизма в церковном управлении, литургии и обычаях, в то время как она также обычно придерживалась основ веры Реформации.

История и организация

Обращение англосаксов, начавших вторгаться в Британию после того, как Рим перестал управлять страной в V веке, было предпринято св. Августином, римским монахом, избранным Папой Григорием I для руководства миссией. к англо-саксам. Он прибыл в 597 году, и в течение 90 лет все саксонские королевства Англии приняли христианство. Архиепископство Августина в Кентербери вскоре стало символическим центром английской церкви, которая под его руководством установила важные связи с Римом. Последующая миссионерская работа, например, миссионерская работа св. Эйдана в северной Англии около 634 года, помогла укрепить английскую церковь. На синоде Уитби в 664 году церковь Нортумбрии (одного из северных английских королевств) разорвала свои связи с кельтской церковью и приняла римский обычай, приведя английскую церковь в более полное соответствие с римскими и континентальными обычаями.

За столетия до Реформации английская церковь переживала периоды подъема и упадка. Ранняя церковь в Англии представляла собой своеобразный сплав британских, кельтских и римских влияний. Несмотря на то, что она приняла епископальную структуру, излюбленную римской церковью, она сохранила мощные центры в монастырях, которые были основаны под влиянием ирландского христианства. В 8 веке английская ученость высоко ценилась, и несколько английских церковников работали в Европе учеными, реформаторами и миссионерами. Представители церкви, такие как великий историк и ученый Беде, сыграли важную роль в развитии английской культуры. Впоследствии датские вторжения разрушили монастыри и ослабили науку. Однако политическое единство в Англии было установлено при королях Уэссекса в 10 веке, и произошли церковные реформы.

В XI веке норманнское завоевание Англии (1066 г.) еще больше сплотило Англию с культурой Латинской Европы. Английская церковь реформировалась по римским идеям: возродились местные синоды, потребовалось безбрачие духовенства, в Англии было введено каноническое право Западной Европы.

В средние века английское духовенство и миряне внесли важный вклад в жизнь и деятельность Римско-католической церкви. Однако английская церковь разделяла религиозные волнения, характерные для позднего Средневековья. Джон Уиклиф, реформатор и теолог 14-го века, стал революционным критиком папства и считается оказавшим большое влияние на протестантскую Реформацию 16-го века.

Разрыв с римским папством и создание независимой англиканской церкви произошло во время правления Генриха VIII (1509–1547). Когда папа Климент VII отказался утвердить аннулирование брака Генриха с Екатериной Арагонской, английский парламент по настоянию Генриха принял ряд актов, отделивших английскую церковь от римской иерархии и в 1534 г. английская церковь. Монастыри были запрещены, но сразу же было внесено несколько других изменений, поскольку Генрих намеревался, чтобы английская церковь оставалась католической, хотя и отделенной от Рима.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

После смерти Генриха во время шестилетнего правления Эдуарда VI были проведены протестантские реформы церкви. Однако в 1553 году, когда сводная сестра Эдуарда, Мария, католичка, унаследовала трон, ее репрессии и преследования протестантов вызвали сочувствие к их делу. Когда Елизавета I стала королевой в 1558 году, независимая англиканская церковь была восстановлена. Книга общей молитвы (1549 г., окончательная редакция 1662 г.) и Тридцать девять статей (1571 г.) стали стандартами литургии и доктрины. (В 2000 году церковь представила Common Worship , сборник служб и молитв, в качестве официальной альтернативы Книге общих молитв для конгрегаций, выступающих за более «современную» литургию.)

В 17 веке пуританское движение привели к Гражданским войнам в Англии (1642–1651) и Содружеству (1649–60). Монархия и англиканская церковь подверглись репрессиям, но обе были восстановлены в 1660 г.

Влияние церкви на английскую религиозную жизнь начало ослабевать в 18 веке, несмотря на усилия по проведению реформ. Джон Уэсли, Чарльз Симеон, Джон Ньютон и другие священнослужители, связанные с евангелическим возрождением, вызвали всплеск нового религиозного рвения и подчеркнули протестантское наследие церкви. Евангелические миряне, такие как Уильям Уилберфорс и секта Клэпхема, боролись с рабством и поощряли социальные реформы. В начале 19 века англо-католическое Оксфордское движение, возглавляемое Джоном Генри Ньюманом, Джоном Кеблом и Э.Б. Пьюзи подчеркнул римско-католическое наследие церкви и попытался восстановить древнюю литургию и ответить на социальные проблемы. Эти два отношения сохранились в церкви и иногда называются Низкой церковью и Высокой церковью соответственно. С 20-го века церковь активно участвовала в экуменическом движении и предприняла впечатляющие усилия, чтобы охватить разнообразие современной английской жизни, сохранив при этом свою традиционную идентичность.

Англиканская церковь сохранила епископальную форму правления. Он разделен на две провинции, Кентербери и Йорк, каждую из которых возглавляет архиепископ. Архиепископ Кентерберийский имеет преимущество перед архиепископом Йоркским как самый старший священнослужитель церкви. Провинции делятся на епархии, каждая из которых возглавляется епископом и состоит из нескольких приходов. Верховный правитель англиканской церкви, титульный глава национальной церкви, по-прежнему принадлежит британскому монарху.

Гендер и сексуальность

Женщины-дьяконы, первоначально известные как диакониссы и служившие в основном помощниками священников, были впервые рукоположены Англиканской церковью в 1987 году, что позволило им выполнять практически все церковные функции, кроме совершения Евхаристии. В 1992 году церковь проголосовала за рукоположение женщин в священники, и первое рукоположение 32 женщин состоялось в 1994 году в Бристольском соборе. После напряженных дебатов в 2008 году церковь проголосовала за рукоположение женщин в епископы, и это решение было поддержано церковным синодом в 2010 году. женщин епископами. Однако в 2014 году все три палаты Генерального синода приняли законопроект, разрешающий назначение женщин епископами. Позднее в том же году законопроект был одобрен высшими должностными лицами церкви — архиепископом Кентерберийским и архиепископом Йоркским. Первая женщина-епископ англиканской церкви, преподобная Либби Лейн, была рукоположена в январе 2015 г.

гомосексуалы, состоящие в целомудренных гражданских союзах, впервые были рукоположены в священники в 2005 году, а в 2013 году им было разрешено стать епископами. Позже в том же году Палата общин приняла закон, легализовавший однополые браки, но запрещавший Англиканской церкви заключать их. Служителям также не разрешается благословлять такие браки.

Редакторы Британской энциклопедии

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Мелиссой Петруцелло.

Английская церковь – Епископальная церковь

Со времен Реформации англиканская церковь следовала за исследователями, торговцами, колонистами и миссионерами в дальние уголки известного мира. Колониальные церкви обычно пользовались административной автономией в историческом и вероучительном контексте материнской церкви.

Как преемник англо-саксонской и средневековой английской церкви, она ценила и сохраняла большую часть традиционных рамок средневекового католицизма в церковном управлении, литургии и обычаях, в то же время обычно придерживаясь основ веры Реформации.

Обращение англосаксов, начавших вторгаться в Британию после того, как Рим перестал управлять страной в V веке, было предпринято св. Августином, римским монахом, избранным папой Григорием I для возглавления миссии к англосаксам. . Он прибыл в 597 году, и в течение 90 лет все англо-саксонские королевства Англии постепенно приняли христианство.

В XI веке норманнское завоевание Англии (1066 г.) еще больше сплотило Англию с культурой Латинской Европы. Английская церковь реформировалась по римским идеям: возродились местные синоды, потребовалось безбрачие духовенства, в Англии было введено каноническое право Западной Европы.

Английская церковь разделяла религиозные волнения, характерные для позднего Средневековья. Джон Уиклиф , реформатор и теолог 14 века, стал революционным критиком папства и считается оказавшим большое влияние на протестантскую Реформацию 16 века.

Разрыв с римским папством и создание независимой англиканской церкви произошло во время правления Генриха VIII Английского (1509-47). Когда папа Климент VII отказался одобрить аннулирование брака Генриха с Екатериной Арагонской, английский парламент по настоянию Генриха принял ряд актов, отделивших английскую церковь от римской иерархии, и в 1534 г. глава английской церкви. Монастыри были запрещены, но сразу же было внесено несколько других изменений, поскольку Генрих намеревался, чтобы английская церковь оставалась католической, хотя и отделенной от Рима.

После смерти Генриха во время шестилетнего правления Эдуарда VI были проведены протестантские реформы церкви. Однако в 1553 году, когда сводная сестра Эдуарда, Мария, католичка, унаследовала престол, ее репрессии и преследования протестантов вызвали сочувствие к их делу.

Когда Елизавета I, дочь Генриха, стала королевой в 1558 году, была восстановлена ​​независимая англиканская церковь. Книга общей молитвы (1549 г., окончательная редакция 1662 г.) и Тридцать девять статей (1571 г.) стали стандартом для литургии и доктрины.

ДВИЖЕНИЯ ВНУТРИ ЦЕРКВИ

Евангелическое движение в 18 веке делало упор на протестантское наследие церкви, в то время как Оксфордское движение в 19 веке делало упор на католическое наследие. Эти два взгляда сохранились в Церкви и иногда характеризуются как «низкая церковь» и «высокая церковь». С 19 века Церковь активно участвует в экуменическом движении.

ПОЛИТ ЦЕРКВИ АНГЛИИ

Англиканская церковь сохранила епископальную форму правления. Он разделен на две провинции, Кентербери и Йорк, каждую из которых возглавляет архиепископ, причем Кентербери имеет приоритет над Йорком. Провинции делятся на епархии, каждая из которых возглавляется епископом и состоит из нескольких приходов.

Англиканская церковь отличается приверженностью к тройственному служению епископов, священников и дьяконов, а также общей формой богослужения, описанной в Книге общей молитвы. Церковь также характеризуется общей верностью христианской традиции, стремясь при этом приспособиться к широкому кругу людей и взглядов. Он держит в напряжении авторитеты традиции, разума и Библии, но утверждает примат Библии. Таким образом, он стремится объединить католические, гуманистические и реформаторские элементы, исторически представленные англо-католиками (высокая церковь), либералами (широкая церковь) и евангелистами (низкая церковь).

ВСЕМИРНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА

Вероятно, только на первом собрании Ламбетской конференции в 1867 году среди различных церквей и советов возникло взаимное осознание англиканства. Хотя ее решения не связывают автономные церкви Англиканского Сообщества, Ламбетская конференция представляет собой главный объединяющий фактор англиканства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts