Античное наследие и христианство: Егоров А.Б. Античное христианство — Институт истории СПбГУ
АНТИЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО И АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ
© Казаков М.М.
Христианство возникло на развалинах античного мира и было результатом крушения полисных и общинных структур классической античности. Будучи новой религией и новой системой мировосприятия, отвечавшей изменившимся условиям развития античного мира в рамках Римской империи, христианство несло в себе элементы новой культуры и новой цивилизации.
Христианство, таким образом, объективно выступало как историческое явление, отрицавшее античную цивилизацию, но в то же время, как историческое явление, христианство основывалось на синтезе всех достижений античного мира — Древнего Востока, Древней Греции, эллинизма и Древнего Рима. В силу этого в самом христианстве существовали две тенденции, одна из которых отвергала и отрицала классическую античность и ее достижения, а другая стремилась использовать античность для обогащения плодами античного гения самой христианской религии. Эти две тенденции нашли отражение как в борьбе христианства и язычества, шире, античности, так и в синтезе и сближении христианства античной культуры. Причем эти тенденции проявлялись на уровне обыденного сознания населения Римской империи и на уровне лидеров церкви II-IV вв.
На уровне обыденного сознания сохранение античных традиций у последователей христианской религии находило свое выражение в сочетании языческих представлений с христианскими символами в искусстве (например, на надгробиях), в литературе (использование образов античной мифологии даже отцами церкви), в философии (неоплатонизм), в бытовой сфере и даже в самой религии (возрождение античного политеизма в культе христианских святых).
На уровне христианской церкви и ее лидеров следование античным традициям можно наблюдать в церковной политике: следование античным моделям — император руководитель религиозного культа (доктрина цезарепапизма), в возникновении арианского спора (попытка рационального истолкования христианского триединства), в стремлении приспособить церковные структуры к административно-территориальному устройству Римской империи.
Одна из самых сложных проблем — вопрос об отношении лидеров христианства и церкви в целом к античному наследию. Были ли они гонителями язычества, а с ним и всей античной культуры или, напротив, стремились сохранить античное наследие?
Изучение церковной истории II-V вв. и патристической литературы позволяет увидеть весь спектр такого отношения — от ярой нетерпимости ко всему, что хоть каким-то образом ассоциируется с язычеством до прямого заимствования из языческих авторов и стремления использовать античную мудрость для обогащения самого христианства. Особый интерес в этом отношении представляет IV в. и начало V в. — время христианизации Римской империи и победы христианства над язычеством.
В начале IV в., когда христианство было легализировано в результате Миланского эдикта императора Константина, в трудах христианских апологетов Арнобия и Лактанция можно увидеть стремление соединить христианство с античной культурной традицией. Так, Арнобий полагал, что христианство должно использовать те ценности, которые произвел античный мир, и передать их потомкам. Лактанций считал, что следует соединить христианскую религию с античной образованностью и доказал, что никакая религия не может поддерживаться без мудрости и никакая мудрость не может быть достигнута без религии.
В середине IV в. в трудах Илария и Викторина прослеживается стремление перенести в христианство основные идеи греческой философии и делаются попытки перенести в христианство основные идеи греческой философии и делаются попытки синтеза христианства и неоплатонизма. Эта традиция получила свое дальнейшее развитие в трудах Григория Нисского, которого можно назвать создателем христианского неоплатонизма.
В конце IV в. появляются идеи о том, что языческие авторы не были наделены истинной мудростью, а черпали ее из Ветхого Завета. Так, Амвросий Медиоланский находил возможным доказать заимствования из Библии у таких светочей античной мудрости как Сократ, Платон, Аристотель, Пифагор, Цицерон. Эта идея вытекала, с одной стороны, из понимания, что на просвещенных римлян невозможно воздействовать путем голого отрицания христианскими истинами всех достижений античной культуры, а с другой стороны, из возможно подсознательного стремления приобщить христиан к лучшим ценностям античного гения, приостановить процесс начинавшегося разрушения античной культуры, сохранить преемственность древней языческой и новой христианской культуры. Именно такое отношение позволило сохранить многие произведения языческих писателей и философов и обеспечить определенную преемственность античной и христианской культуры.
Впрочем, существовала и другая, разрушительная тенденция, от которой пострадали в конце IV — начале V вв. прежде всего языческие храмы и статуи, но порой уничтожались и произведения языческой литературы и подвергались насилию сами носители античной культуры, как это было с Александрийской библиотекой и знаменитой Ипатией.
В целом отношение христианской церкви к античной культурной традиции определялось в IV в. в значительной степени образованностью ее лидеров и их личным отношением к прошлому. Пока сохранялось языческое образование и пока лидерами церкви становились люди, воспитанные в рамках античных культурных традиций, сохранялось в целом терпимое отношение к этим традициям. С появлением же христианских школ и династий клириков изменяется и отношение к античному наследию, что было одной из причин культурного упадка V в. и последующего раннего средневековья на западе. Византия в силу исторических обстоятельств сохранила большую преемственность с античной культурой, но и там отношение церкви к античному наследию стало более нетерпимым, чем в период христианизации IV в.
|
Античное наследие и христианство в Византии
Цель | Восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 г. |
Законодательство | Создан Свод Юстиниана — собрание законов римских императоров и комментариев к ним, упорядоченное лучшими знатоками права |
Внешняя политика | Разгромлены королевства вандалов в Северной Африке и остготов в Италии, отвоевана часть Испании у вестготов |
Церковное строительство | создан храм Св. Софии в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне с мозаичными портретами Юстиниана и Феодоры |
Отношение к подданным | Зависть, подозрительность, доверие к доносам, быстрые жестокие расправы по непроверенным обвинениям |
Итог | Восстановление на краткий срок власти императора над частью территорий Западной Римской империи. Пустая казна, разоренное население, обескровленная армия, сильные враги на всех границах; прекрасные храмы в Константинополе и Равенне; свод законов, на века ставший главным источником сведений о римском праве |
Сегодня мы продолжим путешествие в блистательную Византию. Тема урока: Культура Византии.
План
1. Античное наследие и христианство в Византии. Если византийцы ощущали себя римлянами, то какого отношения к культурному наследию Рима мы вправе от них ожидать? В условиях уничтожения античной культуры на Западе Византия оставалась главной наследницей культурных достижений античного мира. Культурное наследие Античности воспринималось в Византии в полной мере как «свое», несмотря на языческое вероисповедание его создателей, оно очень быстро заполнялось новым христианским содержанием, приобретая новый смысл.
Особенно сильны были античные традиции в образовании. Ведь даже читать дети учились по поэмам Гомера и басням Эзопа. К тому же, Византия сохранила традиции светского образования, в отличие от Западной Европы, где большинство школ были церковными и монастырскими. Получение классического образования открывало путь и к карьере чиновника, и к церковной карьере и служило реальным способом улучшить свое благосостояние и положение в обществе. Далеко вперед ушли от Западной Европы и византийские ученые. Высокого уровня достигла медицина — врачи делали сложные операции. Для подготовки медиков в 11 в. было открыто медучилище. В Византии развивались химия (производство стекла, красок, «греческого огня»), география (составлялись карты), история (писались хроники и другие сочинения. )
2. Развитие византийского храма. Христианская церковь, в отличие от античного храма, считалась не жилищем Бога, а местом, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов. Поэтому при создании храма особое внимание уделялось интерьеру, т.е. внутреннему убранству. Внешний же вид здания считался менее важным. Первоначально для храмов использовали уже имеющиеся здания – базилики, которые раньше служили залами суда или торговли.
Базилика (сл. 3) – это прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на 3 или 5 проходов. Эти проходы называют нефами (от лат. – корабль). Считалось, что только корабль церкви может провести верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу. Воплощением такого корабля и был неф. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечным – трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста – главного символа христианства.
В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом – апсидой, находился алтарь – наиболее почитаемая часть храма (сл. 4). На востоке, по христианским представлениям, находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники.
Для полного совершенства базилике не хватало купола, напоминающего небо. Зодчие попытались соединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал константинопольский храм Святой Софии – Премудрости Божией (сл. 5). При каком императоре он был построен? Юстиниан.
Этот храм воплощал идею могущества государства и торжества христианской веры. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. Огромный купол диаметром 31,5 м казался парящим над зданием. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером (сл. 6).
Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.
Это уже современный вид этого храма (сл. 7). Сейчас это мусульманская мечеть. Об этом свидетельствуют четыре минарета, построенные уже в 16 веке (минарет — башня для призыва мусульман на молитву, ставится рядом или включается в здание мечети).
С IX—X вв. в Византии стала преобладать крестовокупольная форма храма (сл. 8), тогда как на Западе несколько видоизмененная базилика очень долго оставалась основной архитектурной формой храма. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединенные арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырех сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название подобному типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, вместительными и прочными. Много таких храмов строилось и на Руси.
Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, о чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой.
Например, огромное водохранилище (сл. 9), построенное по распоряжению византийского императора Юстиниана и прозванное народом «Дворцом, провалившимся под землю». Эта цистерна — одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя (в настоящее время в городе найдено более 40 цистерн), имеющее внешнее сходство с дворцовым комплексом. Здесь хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам.
Большая часть колонн цистерны (сл. 10) взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны. Цистерна активно использовалась до XVI века, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно загрязнено, и только в 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей.
3. Храм как образ мира. Византийский храм представлял собой образ мира. Так как христианство видело в устройстве мира определенный порядок, то это обязательно проявлялось в устройстве и оформлении церквей. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения внутри храма. Чем важнее было то, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.
Прежде всего, глаза и мысли входящего в церковь обращались к куполу (сл. 11), олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в окружении ангелов. От купола взгляд падал на алтарь, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. Дальше следовали эпизоды земной жизни Богоматери и Христа, затем те, чья деятельность связана с Христом: пророки, апостолы, ученики, мученики, цари, епископы. Все фигуры изображались лицом к зрителю: куда бы ни обращал верующий свой взор, всюду он встречал обращенные к нему лики святых.
Человек, знакомый со Священным Писанием и хотя бы с самыми общими правилами расположения в христианском храме мозаик и фресок, легко найдет основные сюжеты в любом храме и будет лучше понимать ход богослужения.
4. Мозаика, фреска, икона. В интерьерах храмов использовались мозаики, фрески, и иконы. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоемкую технику мозаики (сл. 12). Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты (сплав стекла с минеральными красками).
Фрески – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.
Иконы – изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких, деревянных досках. В иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон — условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Так появился характерный для русских церквей иконостас.
В 8-9 веках вспыхнула острая борьба вокруг икон. Представители иконоборцев считали, что, поклоняясь иконам, человек поклоняется идолу, поскольку Бог есть дух, а дух изобразить невозможно. Их противники – иконопочитатели – полагали, что почитая икону, человек приближается к Богу. В ходе этой борьбы иконоборцы уничтожили множество икон, поэтому до нас дошло так мало икон первых христиан. Но победили в этой борьбе все же иконопочитатели.
Крупнейшим произведением византийской иконописи является икона Владимирская Богоматерь (сл. 13), исполненная в 12 в. в иконографическом типе «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты. Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу, она смотрит проникновенным взглядом, в нем безграничная любовь омрачена предвидением скорбной судьбы сына. Икона была привезена на Русь и сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Сл. 14. Византийская культура оказала огромное влияние на всю Средневековую Европу, страны Азии и Русь. Византии, даже став христианской, удалось сохранить многие традиции римской государственности и античной культуры. Это определило ее отличие от других стран и глубокое влияние на них. Для южных и восточных славян, которые обязаны Византии принятием христианской религии, возникновением письменности, развитием литературы, иконописи и архитектуры, это влияние было особенно значительным.
Д.з. § 6, вопросы.
Аравийский полуостров имеет древнее христианское наследие
В то время как Папа Франциск отправляется с первым папским визитом на Аравийский полуостров, мало кто может знать, что этот преимущественно мусульманский регион несет в себе древнее христианское наследие.
Христиане, поклоняющиеся там сегодня, ведут свое происхождение от церквей и монастырей, восходящих к самым ранним временам христианства. Святой Павел служил в Аравии, как записано в Новом Завете.
Когда Папа Франциск посетит Абу-Даби, один из семи эмиратов, входящих в состав Объединенных Арабских Эмиратов, он пойдет по проторенным христианами в прошлые века следам.
ОАЭ могут похвастаться историческим христианским монастырем на острове Сир-Бани-Яс, построенным около 600 г. н.э. В церкви были частные хижины для монахов и молитвенные комнаты. По словам бывшего государственного министра ОАЭ по вопросам толерантности шейхи Лубны Аль-Касими, археологи обнаружили около 15 видов гончарных и стеклянных изделий, некоторые из которых использовались в религиозных церемониях.
Археологические находки в монастыре освещают историю различных религий и культур, населявших остров на протяжении тысячелетий, сказал Мохамед Халифа Аль Мубарак, председатель Управления по туризму и культуре Абу-Даби. По его словам, монастырь отражает богатство истории страны.
Еще один доисламский христианский монастырь и церковь были обнаружены в Мараве на юге ОАЭ, датируемые седьмым веком. Считается, что оба были построены Ассирийской церковью Востока, ранее известной как несторианские христиане.
Хотя ислам является государственной религией и верой почти всех граждан ОАЭ, существует множество современных церквей, и христианам разрешено исповедовать свою веру. Однако колоколов, призывающих верующих к молитве, не звонят, а с улицы не видно крестов.
Тем не менее, в соседней Саудовской Аравии публичные богослужения представителей других религий, не относящихся к исламу, запрещены, а исповедовать христианство можно только в частных домах. В этой огромной стране, доминирующей над территорией Аравийского полуострова, в прошлые века также располагалось множество христианских церквей и епископств.
Одна из старейших церквей страны, построенная в четвертом веке, находится недалеко от восточного города Джубайль. Он тоже изначально принадлежал Ассирийской церкви Востока.
Обнаруженное в 1986 году сооружение из сырцового кирпича было покрыто песком, когда, как сообщается, багги врезался в него, а последующие раскопки обнаружили древнее место поклонения, украшенное крестами.
Хотя сохранились лишь частичные остатки некоторых стен древней постройки, а кресты были покрыты цементом, церковь Джубайль представляет собой важную часть исторического христианского присутствия в Аравии.
В Саудовской Аравии есть множество других руин церквей, в том числе за пределами столицы Эр-Рияда и в Джидде. Археологи также обнаружили христианские памятники пятого и шестого веков и надписи в Наджране.
наше великолепное древнее наследие; наше иудео-христианское наследие
Республика писем
Ричард К. Манро (Олд Манро)
Термин » Иудео – Христианин Ценности » в цивилизационно-этический смысл не был распространен почти до середины 20-го века. Даже во время Второй мировой войны Черчилль и Рузвельт обычно говорили о христианской цивилизации. Джордж Оруэлл использовал эту фразу в 1939 очерк. Я полагаю, что «иудео-христианство» стало популярным как успокоительное, чтобы воспрепятствовать антисемитизму после ужасов Холокоста. Конечно, западная цивилизация или иудео-христианская цивилизация всегда означали греко-римское/христианское или греко-римско-иудео-христианское наследие. Я припоминаю, что в старых книгах и эссе вместо слова «иудео-христианская» использовалось слово «Библия» или «библейская культура», но обычно этический смысл тот же. И не может быть и речи о том, что у нас, в США, на Западе, есть «великолепное древнее наследие» веры и свободы. Линкольн так считал. Рузвельт так считал. Джон Ф. Кеннеди так считал. Кеннеди уверенно сказал:
«И все же те же самые революционные убеждения, за которые боролись наши предки, все еще актуальны во всем мире — вера в то, что права человека исходят не от щедрости государства, а от руки Бога. | 2 |
Сегодня мы не смеем забывать, что мы наследники той первой революции. Пусть из этого времени и места разойдется весть, как друзьям, так и врагам, 90 058, что эстафета передана новому поколению американцев— рожденный в этом столетии, закаленный войной, дисциплинированный суровым и горьким миром, гордящийся нашим древним наследием — и не желающий стать свидетелем или допустить медленное уничтожение тех прав человека, которым всегда была привержена эта Нация, и которому мы привержены сегодня дома и во всем мире». Что это, как не защита иудео-христианского наследия и естественного права? Мы должны гордиться «нашим древним наследием» свободы и веры. |
https://www.jns.org/opinion/is-it-still-permitted-to-speak-of-a-judeo-christian-heritage/
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Ищи:
Спасибо, что посетили наш сайт, посвященный изучению искусства и культуры — художественной литературы, музыки, биографий, литературы, истории и кино — во всей их красоте, правде и доброте.
Мы верим в достоинство и свободу каждого человека в прошлом, настоящем и будущем, и мы считаем, что способность воображения является нашей высшей способностью.