Апологетика христианства: Апологетика — православная энциклопедия «Азбука веры»
Содержание
Апологетика как духовное возрастание — Science and apologetics
Статья впервые была опубликована в «Christian Research Journal», том 42, № 3/4 (2019).
Нередко приверженцы апологетики с некоторым пренебрежением относятся к тем, кто на первое место ставят необходимость духовного возрастания в вере, и те отвечают апологетам взаимностью. Однако такое противопоставление этих двух сфер христианской жизни вряд ли правомерно. Соотносятся ли логические доводы в пользу веры – и духовно-эмоциональное сближение с Богом? Способствует ли ваш духовный рост вашему становлению и совершенствованию в качестве апологета? Ответ на оба этих вопроса: «Да, во всех отношениях!»
После выхода книги Ричарда Фостера «Торжество дисциплины» (1978) в евангельском мире сформировалась концепция христианского возрастания посредством определенных духовных упражнений: поста, церковных служений, ведения духовного дневника, изучения Библии, размышлений над библейскими текстами, «божественного чтения» (lectio divina 1) и, конечно же, молитвы. И в то же самое время произошел подъем в сфере христианской философии и апологетики: об этом свидетельствует основание Общества христианских философов и Евангелического философского общества. Впечатляющий успех книги Ли Стробела «Христос под следствием» дал толчок популяризации апологетики. С тех пор апологетические программы, конференции, веб-сайты и форумы начали расти повсюду, подобно грибам.
Хотя я и не согласен с отдельными аспектами, предлагаемыми сторонниками движения духовного возрастания (в частности, с некоторыми практиками сосредоточенной молитвы), но в целом оно добавило глубины и серьезности нашей евангельской духовности 2. Мы призваны на протяжении всей нашей христианской жизни сообразовываться со славным образом Христа, и следует приветствовать любую библейски оправданную практику, которая помогает в этом. Наши жизни формируются, создаются подобно произведениям искусства, как об этом сказал Фрэнсис Шеффер:
«Ни одно произведение искусства не важнее личной жизни христианина, и в этом смысле каждый христианин призван быть художником. У него может не быть дара писателя, композитора или певца, но у каждого человека есть дар творчества в зависимости от того, как он проживает свою жизнь. В этом смысле жизнь христианина должна быть произведением искусства. Жизнь христианина должна быть предметом истины, но также – и предметом красоты среди заблудшего и отчаявшегося мира» 3.
Мы – Божье искусство в нашем нуждающемся мире. Духовное возрастание означает, что Святой Дух формирует в нас дары благодати, делая нас носителями божественной любви. Бог превратил ненавидящего христиан фарисея Савла в Христова апостола, ставшего автором большей части книг Нового Завета (Деяния 9). Павел из собственного опыта знал, что христиане становятся «невинными и непорочными детьми Божьими среди испорченных и развращенных людей», которые сияют «среди них подобно звездам» (Филлипийцам 2:15) 4.
Но каким образом апологетика, предположительно сухая и высокомерная интеллектуальная дисциплина, может способствовать этой славной трансформации? Ответ прост. Апологетика – это защита христианства как объективно истинного, убедительно рационального и экзистенционально относящегося ко всей жизни. И мы, как Христовы последователи, обладаем привилегией и ответственностью заниматься апологетикой, чтобы иметь основание для внутренней надежды, и делать это с кротостью и с уважением, наполняясь Святым Духом истины (1 Петра 3:15-16).
Иисус как апологет
Апологетика для Иисуса из Назарета была неотделимой частью Его служения. И поскольку Он является нашим духовным образцом, нам следует Ему подражать. Всякий, «кто говорит, что живет в Боге, должен жить так, как жил Иисус» (1 Иоанна 2:6). Христос рационально защищал Свои убеждения и отстаивал их. Например, он проявляет Свои апологетические навыки, отвечая на вопросы об уплате налогов кесарю (Матфея 22:15-23), о браке и загробной жизни (22:23-33). Да иначе и быть не могло: Тот, Кто сказал, что наибольшая заповедь – любить Бога всем сердцем, душой, силой и разумом, безусловно, любил Своего Небесного Отца всем Своим Существом – то есть, помимо прочего, и Своим разумом (22:37-40).
Поэтому, хотя Иисус и являлся Богом во плоти, нет причин думать, что Он не развивал Свои интеллектуальные способности, чтобы использовать их для защиты Своего учения. Примерно от двенадцати до тридцати лет «Иисус рос, постигал всё новые премудрости и удостаивался одобрения Бога и людей» (Луки 2:52). Будучи не только истинным Богом, но и истинным человеком, Христос продолжал учиться на протяжении всей Своей жизни (хотя формально и не получил образования в учебных учреждениях Своего времени).
Два ведущих евангельских философа и апологета, Дж. П. Морленд и Даллас Уиллард, являются одновременно и сторонниками движения духовного возрастания. Морленд в книге «Люби своего Бога всем своим разумом» (2014) посвятил много места теологическим и духовным аспектам рассудочного процесса. Уиллард написал много книг как о духовном становлении, так и по вопросам апологетики (например, «Познание Христа сегодня», 2014).
Однако, невзирая на всё сказанное выше, многие христиане не считают апологетику дисциплиной, способствующей духовному возрастанию. Даже Клайв Льюис, величайший христианский апологет ХХ века, обращаясь к Богу в молитве, просил об избавлении от духовных опасностей апологетики:
«От всех моих убогих поражений, но гораздо больше от того, что кажется мне моими победами; От остроумия, заряды которого я расстреливаю в честь Тебя, Над которым плачут ангелы, а зрители смеются; От всех моих доказательств Твоей Божественности, – Ты, не пожелавший дать знамения, избавь меня. Мысли являются лишь монетами. Не позволяй мне уповать вместо Тебя на эти потертые изображения Твоей главы. От всех моих мыслей, даже от моих мыслей о Тебе, о благородная Тишина, снизойди и освободи меня. Господь узких ворот и игольного ушка, отними от меня всю мою мишуру, чтобы мне не погибнуть» 5.
Действительно, разработка и представление веских аргументов в пользу христианства может привести человека к гордыне и высокомерию – эта опасность грозит при любом повышении своей компетентности в какой бы то ни было области. Но у нас имеются «защитные механизмы»: это опека Святого Духа и жизнь внутри церковной общины. Если мы осознаем, что пребываем в долгу перед благодатью, то в смирении принимаем любые Божьи дары, включая веские логические аргументы в пользу истинности христианства. Сам Клайв Льюис обладал могучим разумом, которые он не покорил суете и не забил той мишурой, которых опасался, произнося свою молитву.
Духовное возрастание включает в себя множество элементов, необходимых для того, чтобы преобразить нас в образ Иисуса Христа. Апостол Павел пишет: «Дорогие дети мои! Ради вас я снова прохожу через муки рождения, пока вы не станете подобны Христу» (Галатам 4:19). Один из таких крайне важных элементов – чтобы мы «преобразовывались обновлением ума» (Римлянам 12:2, СП). Петр также пишет: «препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Петра 1:13, СП).
Ведомый Духом разум избавлен от греховных соблазнов, он подчинён Христу и посвящён распространению Евангелия. В книге Деяний мы неоднократно наблюдаем этот разум в действии через проповедь и учение апостолов Павла и Петра. Оба они обращались к своей аудитории с мужеством и знаниями, используя свой интеллектуальный потенциал. Первый мученик Церкви, Стефан, был убит во время разъяснения и защиты христианской веры перед первосвященником и синедрионом. И в свои последние минуты жизни перед тем, как его побили камнями, Христос явил ему высокую оценку его действий, о которых этот служитель и засвидетельствовал: «Но Стефан, исполненный Святого Духа, устремил взгляд к небесам и, увидев славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога, сказал: “Вот, я вижу небеса разверстые и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога”» (Деяния 7:55-56).
Разумеется, все эти вдохновенные апологетические послания не возникали в разуме Стефана и апостолов уже полностью сформированными: они формировались в процессе их овладения знаниями, молитвы и социального служения.
Апологетика и обучение
Никто не ставит под сомнение, что усердие в учёбе является для христиан интеллектуальной добродетелью. Фостер рассматривает учебу как духовную дисциплину: «Обучение – это процесс, посредством которого наш разум обретает порядок, соответствующий порядку того, что мы изучаем… Что делает процесс обучения христианской дисциплиной, так это его содержание, а также дух, с которым мы берёмся за учёбу. Содержание нашего обучения включает всё, что ведет к славе Божьей»6. Очевидно, что изучение апологетики может и должно вести именно к этой цели – к славе Божьей, поскольку истина защищается от заблуждений силой Святого Духа (Деяния 1:8).
Мы находим похвалу обучению в книге Деяний: «Здесь люди были более открытых взглядов, чем в Фессалонике: они приняли слово с полным желанием и изучали Писание каждый день, чтобы убедиться, что Павел и Сила говорят правду, так что многие иудеи уверовали, а также немало знатных греков, женщин и мужчин». (Деяния 17:11-12).
Лука усердно занимался исследованиями, необходимыми для написания его Евангелия, которое, среди прочего, представляет собой апологию Христа и Его евангелия:
«Многие уже пытались описать события, произошедшие среди нас, рассказанные нам очевидцами, от начала видевшими происходившее и служившими Богу, провозглашая слово Его. Тщательно изучив все от начала и до конца, я решил записать для тебя, достопочтенный Феофил, последовательное изложение всех событий, чтобы ты был уверен в достоверности того, чему учили тебя». (Деяния 1:1-4).
И поскольку книга Луки – это богодухновенное Писание, мы можем быть совершенно уверены, что прилежное обучение и божественное вдохновение ничуть не противоречат друг другу.
Можно и должно старательно изучать всё, что является морально приемлемым. Например, учителя-христиане призваны правильно обращаться с Писанием, что требует старательного его изучения. Павел увещевает Тита: «В поучениях своих будь честен и серьезен. Пусть речь твоя будет благотворной, чтобы нельзя было о ней сказать ничего худого и чтобы те, кто выступает против тебя, оказались посрамленными, ибо нечего им сказать плохого против нас». (Титу 2:7-8; см. также Малахии 2:7-8; Иакова 3:1-2).
Учителю всегда следует стремиться преображаться в образ Иисуса, величайшего из всех учителей – будь то процесс самообразования, проповеди, наставления, преподавания апологетики или любого другого предмета.
Апологетика и молитва
После Иисуса величайшим апологетом является апостол Павел. Чтобы оценить его мастерство, можно долго размышлять над его великолепной проповедью в Афинах (Деяния 17:16-34). Но не следует забывать, что за этой апологетической убедительностью стояла духовная дисциплина постоянной молитвы. Павел часто просит молитв о своих трудах в распространении Евангелия:
«Предавайтесь молитвам, усердствуйте в них и возносите благодарения. И за нас молитесь в то же время, чтобы Бог даровал нам возможность проповедовать Слово Его и рассказывать о тайной истине – о Христе. За проповеди эти я нахожусь в тюрьме. Молитесь, чтобы мог я говорить открыто и ясно, как должно. Ведите себя разумно с посторонними и извлекайте из всякой возможности наибольшую пользу» (Коллосянам 4:2-6).
Сфера христианской молитвы столь же безмежна, как и ученичество христианина, протекающее под водительством Иисуса: ведь именно Он научил нас молиться и всегда ходатайствует за нас (Матфея 6:9-13; Евреям 7:25). Павел, после призыва облачиться во «всеоружие Божие» в нашей духовной битве, подводит итог своей жизни в молитве – и снова просит молиться за его усилия в благовестии: «И в каждой молитве просите, что нужно вам. Молитесь при всяком случае Духом Святым. А посему всегда будьте наготове и молитесь настоятельно за всех людей Божьих и за меня, чтобы было мне послание, так что, когда открою я рот свой, я мог бы смело оповещать о тайной истине благовествования. Ему я служу, как посланец в цепях. Молитесь, чтобы я смог проповедовать смело, как и следует мне говорить» (Ефесянам 6:18-20).
Подобно Павлу, мы нуждаемся в мужестве и мудрости, чтобы заниматься евангелизмом и апологетикой. Поэтому духовная дисциплина молитвы жизненно важна для нас – как для евангелистов, так и для апологетов.
Спустя несколько лет после распада СССР я в составе команды приехал в Россию проповедовать в церквях и общественных местах. В составе нашей группы были братья и сёстры, которые осуществляли нашу молитвенную поддержку. Один из них спросил меня, как я молюсь о том, чтобы мои слова были восприняты слушателями. Я ответил: «Прошу Бога сделать меня как можно умнее».
Конечно же, я молюсь и о многих других вещах, касающихся моего преподавания, но я всегда прошу Святого Духа оживить мой интеллект, чтобы я всегда мог ясно излагать истину, отвечать на вопросы и мудро опровергать ложь. Также я молюсь о способности представлять истину в смирении и с любовью, не хвастаясь своими знаниями, а используя их для распространения Евангелия и созидания Церкви (1 Коринфянам 8:1). Поскольку тьма ненавидит свет, я также молюсь о Божьей защите против демонических вмешательств и влияний (см. Деяния 13:6-12; 1 Петра 5:8-11). И я никогда не отделяю духовное возрастание, переживаемое через молитвы (как мои собственные, так и молитвы других людей за меня), от моих апологетических усилий. Зачем разделять то, что тесно связано друг с другом?
Давайте следовать за Иисусом, Павлом и Петром, а также за Далласом Уиллардом, Дж. П. Морлендом и всеми теми, кто учат нас развивать апологетические навыки в качестве жизненно важного аспекта духовного возрастания. Пусть наши головы будут холодны, сердца горячи, а жизнь пылает огнём живой веры.
1. См.: Юджин Петерсон. Искусство духовного чтения. – Мирт, 2015. Отмечу, что некоторые варианты «lectio divina» представляются мне сомнительными.
2. Douglas Groothuis and Sarah Geis, “A Critique of Centering Prayer” – Bibliotheca Sacra 172 (January – March 2015): 12–23.
3. Фрэнсис А. Шеффер Искусство и Библия. – Мирт, 1998.
4. Цитаты из Библии приведены по переводу Международной библейской лиги, за исключением снабжённых пометкой СП (Синодальный перевод).
5. Клайв С. Льюис «Вечерняя молитва апологета».
6. Richard J. Foster, “Understanding Study” – Renovaré, https://renovare.org/articles/understanding-study.
Apologetics as Spiritual Formation by Douglas Groothuis
Религия и наука: христианская апологетика — ФГН
Лега Виктор Петрович,
выпускник МФТИ 1978 г. (ФФКЭ), кандидат богословия,
доцент
Введение
Предмет и задачи курса
Характер взаимодействия науки и религии в разное время. Христианская дисциплина, изучающая взаимодействие науки и религии, — основное богословие, или христианская апологетика. Предмет основного богословия. Восстановление целостной истины как главная задача основного богословия. Взаимоотношение основного богословия и частных наук, а также философии. Отличие основного богословия от философии и других богословских дисциплин. Структура предмета «основное богословие». Обзор основных источников и пособий. Необходимость определения религии и науки.
Раздел I
Сущность и возникновение религии
Сущность религии
Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Лактанций, Августин, Сервий Сульпиций. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Виды религий: теизм, деизм, пантеизм. Отличие религии от секты.
Происхождение религии
Два типа нехристианских концепций происхождения религии. Учения о возникновении религии во времени вследствие обмана, страха, обожествления великих людей, классовой притесненности, незнания сути явлений, развития сознания до уровня абстрагирования. Общие и частные ошибки этих теорий. Учение Фейербаха о сущностной врожденности религии человеку, ее критика. Прамонотеизм и возникновение политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма.
Раздел II
Философские проблемы апологетики
Вера и разум
Философская апологетика: основные проблемы, методы их решения. Философия и христианство. «Философия — служанка богословия» (Климент Александрийский). Возможность использования различных философских систем для нужд христианской апологетики. Вера и разум. Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин, Тертуллиан, Пьер Абеляр, Сигер Брабантский. Достоинства и недостатки каждого решения. Учение Лейбница о сверхразумности веры. Психологическое и онтологическое понимание веры. Вера как онтологическое свойство души.
Проблема истины. Различные определения истины. Критерий истины. Классическая, когерентная, прагматическая, марксистская, позитивистская концепции истины. Недостаточность и противоречивость философского и научного понимания истины. Метафизический, логический и этический смысл истины. Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.
Доказательства бытия Бога
Вопрос о доказательствах бытия Бога. Суть проблемы, ее сложность, противоречивость и актуальность. Отцы Церкви о возможности и ограниченности доказательств бытия Бога. Смысл фразы «доказательство бытия Бога». Классификация известных доказательств бытия Бога по двум группам: априорные и апостериорные. Анализ априорных (онтологического и нравственного) и апостериорных (космологического и физико-теологического) доказательств, их достоинства и недостатки. Православное решение проблемы.
Проблема свободы человека
Свобода человека — и всемогущество Бога и Его промысел. Христианское учение о человеке как образе Божием как основа решения проблемы свободы. Свобода и грехопадение. Учение преп. Максима Исповедника о двух свободных волях в человеке: природной и рассудочной, гномической. Свобода как выбор и свобода как независимость. Что означает выражение «раб Божий»? Смысл монашеского обета послушания как отказа от своей свободы. Свобода и познание истины. Свобода и необходимость. Критика нехристианских учений о свободе человека.
Вопрос о смысле страдания праведников (теодицея)
Суть проблемы, ее сложность и актуальность. Нехристианские и еретические способы решения проблемы, их ошибочность и противоречивость. Христианское решение проблемы: причина зла — в относительной самостоятельности тварного мира, свободной воле человека и первородном грехе. «Теодицея» Лейбница. Онтологический смысл грехопадения Адама и необходимости страданий в падшем мире. Онтологический смысл страданий Иисуса Христа и искупления Им грехов человечества.
Христианское учение о душе
Учение о душе, ее бессмертии. Проблема телесности и бестелесности души. Полемика свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника по вопросу о телесности души. Опора на ошибочные научные гипотезы XIX в. (флогистон, эфир) как причина неправильного решения свт. Игнатием вопроса о сущности души. Бестелесность души как основной аргумент в защиту ее бессмертия. Доказательства бессмертия души (Платон, Плотин, Максим Исповедник, Фома Аквинский, Декарт, Лейбниц).
Отношение к человеческому телу в христианстве
Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого — воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных религий. Необходимость заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (свт. Василий Великий, преп. Максим Исповедник, авва Фалассий). Отношение христианской Церкви к физкультуре и спорту.
Раздел III
Естественнонаучные проблемы апологетики
Наука и христианство
Необходимость определения науки. Сущностные черты науки: общезначимость, системность, доказательность, проверяемость и др. Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Вера в Бога — Творца и Законодателя мира как необходимая предпосылка возникновения науки. Иные постулаты, лежащие в основе современной науки: учение о человеке как образе Божием, Боговоплощение как освящение мира, математизация естествознания, его теоретичность, разрушение античного Космоса. Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Суд над Галилео Галилеем, трактовка суда В. Гейзенбергом. Отношения науки и христианства в последующие века. Отсутствие конфликта Церкви с наукой в православии.
Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Коши, Мендель, Пастер, Эйнштейн, Гейзенберг и др. Причины отхода современных ученых от Церкви.
Православное учение о чудесах
Проблема определения чуда. Чудо как событие, противоречащее законам природы. Природа чудес. Онтологическое обоснование возможности чуда. Спор Ньютона и Лейбница о природе и причине чудес. Примеры чудес: уникальные (в т. ч. евангельские) и постоянно действующие. Жизнь как чудо с точки зрения физики. Попытка Шредингера объяснить сущность жизни с точки зрения физики. Евхаристия как наиболее наглядное чудо. Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.
Библия и наука
Историческая уникальность библейского описания сотворения мира. Соответствие Библии положениям современных наук: физики, геологии, биологии. Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения мира и возникновения жизни. Христианство и частные науки: физика, математика. Возникновение вселенной. Большой взрыв. Антропный принцип. Проблема возникновения жизни, отношение к эволюции, происхождение человека.
Раздел IV
Исторические проблемы апологетики
Уникальность Библии. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические данные, кумранские рукописи, тщательность переписывания ветхозаветных книг как гарантия подлинности текста. Историчность евангельских событий. Свидетельства нецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший, Светоний). Надежность евангелий как исторических документов. Критика учений о «естественности» воскресения Христа (обморок и т. п.). «Туринская плащаница».
Библия как богооткровенная книга. Критерии богооткровенности: историческая истинность и сверхразумность ее положений (чудеса, пророчества).
Заключение
Христианство в современном мире
Христианство и культура
Определение понятия «культура»: узкий (искусство) и широкий (всё созданное человеком). Истинное понимание культуры как синтеза высших ценностей человечества — Истины, Добра и Красоты. Духовные основы культуры. Учение отцов Церкви о трехчастности души как основа духовности и культуры. Культурологический смысл православного учения об обожении человека. Христианское понимание прогресса.
Причины и особенности современного атеизма. Гносеологические и психологические корни материализма, неверия и атеизма.
Темы семинарских занятий
Занятие 1. Сущность и происхождение религии
Необходимость решения вопроса о сущности религии. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Виды религий: теизм, деизм, пантеизм.
Учения о возникновении религии во времени: просветительская, марксистская, психоаналитическая концепции. Общие и частные ошибки этих теорий. Учение Фейербаха о сущностной врожденности религии человеку, ее критика. Православное учение о прамонотеизме и возникновении политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма.
Контрольные вопросы к занятию:
1. Можно ли дать определение религии?
2. Атеистическое определение религии, его недостатки.
3. Необходимые элементы религии.
4. Каковы отличия теизма от деизма и пантеизма?
5. Почему вопрос о времени возникновения религии является столь принципиальным?
6. Сущность просветительской концепции происхождения религии, ее ошибочность.
7. Сущность марксистской концепции происхождения религии, ее ошибочность.
Занятие 2. Вера и разум. Доказательства бытия Бог Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин, Тертуллиан, Пьер Абеляр, Сигер Брабантский. Учение Лейбница о сверхразумности веры. Психологическое и онтологическое понимание веры. Вера как онтологическое свойство души.
Вопрос о доказательствах бытия Бога. Отцы Церкви о возможности и ограниченности доказательств бытия Бога. Классификация известных доказательств бытия Бога по двум группам: априорные и апостериорные. Анализ априорных (онтологического и нравственного) и апостериорных (космологического и физико-теологического) доказательств, их достоинства и недостатки. Православное решение проблемы.
Контрольные вопросы к занятию:
1. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?
2. Какие можно назвать варианты решения вопроса об отношении веры и разума?
3. Какова роль доказательств бытия Бога в христианском богословии?
4. В чем суть онтологического доказательства бытия Бога?
5. В чем суть нравственного доказательства бытия Бога?
6. В чем суть физико-теологического доказательства бытия Бога?
7. Какие доказательства бытия Бога более убедительны?
Занятие 3. Возникновение науки и христианство
Необходимость определения науки. Сущностные черты науки: общезначимость, системность, доказательность, проверяемость и др. Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Суд над Галилео Галилеем, трактовка суда В. Гейзенбергом. Отношения науки и христианства в последующие века. Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Коши, Мендель, Пастер, Эйнштейн, Гейзенберг и др.
Чудо как событие, противоречащее законам природы. Онтологическое обоснование возможности чуда. Спор Ньютона и Лейбница о природе и причине чудес. Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.
Контрольные вопросы к занятию:
1. Существовал ли конфликт между христианством и наукой в XVII веке?
2. В чем отличие аристотелевской науки от галилеевской?
3. Какие положения лежат в основании современной науки?
4. Каким было отношение к чудесам у физиков XVII века?
5. Философско-религиозное обоснование чудес.
Интернет-ресурсы:
Персональный сайт Лега Виктора Петровича
Апологетика | Определение, история, христианство, ключевые цифры и факты
Св. Павел в Афинах
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Ориген
Блез Паскаль
Святой Климент Александрийский
К. С. Льюис
Тертуллиан
- Похожие темы:
- христианство
богословие
Апологет
пари Паскаля
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
апологетика , в христианстве интеллектуальная защита истины христианской религии, обычно считающаяся ветвью богословия. В протестантском использовании апологетику можно отличить от полемики, в которой защищаются убеждения конкретной христианской церкви. Однако католики используют этот термин для обозначения защиты католического учения в целом и отождествляют апологетику с фундаментальным богословием.
Апологетика традиционно была положительной в своих прямых аргументах в пользу христианства и отрицательной в своей критике противоположных верований. Его функция состоит в том, чтобы укрепить верующего от личных сомнений и устранить интеллектуальные камни преткновения, препятствующие обращению неверующих. Апологетика прошла трудный путь между догматизмом, который не принимает всерьез возражения нехристиан, и искушением подорвать силу защиты, предоставив слишком много скептику. Апологетику редко рассматривали как убедительное доказательство христианства; многие апологеты считают, что настаивать на таком доказательстве — значит жертвовать сверхъестественным элементом ради чисто рациональных соображений. Некоторые богословы скептически относятся к ценности апологетики для религии, основанной на вере.
Подробнее по этой теме
Христианство: апологетика: защита веры
Первое послание Петра сообщает своим адресатам, что они должны «всегда быть готовыми к защите (апологии) всякому, кто зовет. ..
В Новом Завете упором апологетики была защита христианства как кульминации еврейской религии и ее пророчеств о мессии. В ранней церкви апологеты, такие как св. Иустин Мученик и Тертуллиан, защищали моральное превосходство христианства над язычеством и указывали на исполнение христианством пророчеств еврейской Библии. Ориген, александрийский богослов-философ II–III веков, подчеркивал сверхъестественное свидетельство Святого Духа в христианской вере. Платонический богослов св. Августин на рубеже 4-го века представил христианство как Божий ответ на падение Римской империи, вызванное грехом людей.
В позднем Средневековье апологеты сосредотачивались на превосходстве христианства над соперничающими религиями иудаизмом и исламом. Однако в 13 веке святой Фома Аквинский разработал до сих пор влиятельную защиту веры в Бога, основанную на аристотелевских теориях первопричины Вселенной.
В период протестантской Реформации апологетика была существенно заменена полемикой, в которой многие церкви стремились защитить свои отдельные убеждения, а не христианство в целом. В 18 веке Джозеф Батлер, английский епископ, ответил на растущий вызов деизму на волне развития науки, утверждая, что сверхъестественное христианство столь же разумно и вероятно, как и открытия науки. Более поздний англичанин Уильям Пейли утверждал, что вселенная, демонстрирующая дизайн, должна иметь Создателя, подобно тому, как часы предполагают наличие часовщика.
В 18-м и 19-м веках историческая достоверность Евангелий подвергалась нападкам, и апологеты подчеркивали сложность объяснения Воскресения Иисуса и быстрого распространения христианства, если отрицать сверхъестественное. Моральные аргументы в пользу христианства, основанные на философии религии немецкого философа Иммануила Канта, также приобрели известность по мере усиления нападок на традиционную историческую и метафизическую апологетику. Дальнейшие возражения против христианства, основанные на теории эволюции, взглядах немецкого философа Фридриха Ницше, марксизме и психоанализе, были встречены апологетами либо попытками опровергнуть фундаментальные положения, на которых они основаны, либо обращением некоторых аспектов критики в новые доводы в пользу христианства.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
В ХХ веке такие протестантские богословы, как немцы Рудольф Бультманн и Пауль Тиллих, отказались от попыток сохранить буквальную историческую истину Евангелий и сосредоточились на представлении христианства как наилучшего ответа на экзистенциальные потребности и вопросы человечества. Другие протестанты подчеркивали необходимость сделать древние истории и символы христианства значимыми для современников в «постхристианскую» эпоху, в которой доминируют материалистические идеологии. Однако немецкий ученый Карл Барт, один из самых влиятельных теологов века, скептически относился ко всей задаче апологетической системы, настаивая на том, что христианство должно основываться исключительно на вере. Римско-католическая апологетическая система, система Аквината и его интеллектуальных преемников, в 20 веке находилась под сильным влиянием Второго Ватиканского собора. Некоторые апологетические функции были поглощены «фундаментальной теологией». Современная апологетика в римском общении сосредоточена главным образом на сообществе верующих, чья вера постоянно подвергается сомнению со стороны многочисленных конкурирующих взглядов и систем ценностей.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
Христианская апологетика – InterVarsity Press
«Дуглас Гротуис – мастер христианской апологетики. В этом исчерпывающем руководстве он помещает апологетику в христианское мировоззрение, отвечая на щекотливые вопросы, которые вдумчивые люди на самом деле поднимают о достоверности веры. — это не просто академические вопросы, но вопросы, на которые людям нужны ответы, если они хотят твердо противостоять нападкам скептицизма и агностицизма. Мы можем добиться большего, чем просто надеяться, что христианство истинно. Как показывает Гротуис, веские доказательства и здравая философия делают убедительный довод в пользу того, что христианство действительно истинно. Эта книга основана на многолетнем обучении и написании автором апологетики, в которой собраны наиболее эффективные аргументы в защиту христианской веры».
Уильям А. Дембски, автор The Design Inference. обширная, тщательная и точная в своей аргументации и легкодоступная для широкой аудитории, эта книга является незаменимой в христианской апологетике.Поскольку она полностью обновлена и дополнена важными новыми темами, если у вас есть первое издание, вам действительно нужно чтобы получить это. Спасибо Гротуису за то, что он приложил такие геркулесовы усилия, чтобы привести нас в соответствие с современными требованиями и служить Божьему народу».
Дж. П. Морленд, выдающийся профессор философии в Школе теологии Талбота Университета Биола и автор книги «Простое руководство по переживанию чудес»
« «Христианская апологетика » Дугласа Гротуиса — содержательный и чрезвычайно ценный источник. Впечатляющие, всеобъемлющие доводы в пользу христианской веры, но в них переплетены важные личные, культурные и экзистенциальные соображения и приложения, встроенные в контекст прочного взаимодействия с Писанием и теологией. Результатом является удивительно многогранное и целостное рассмотрение апологетики. рекомендовать!»
Пол Копан, заведующий кафедрой философии и этики Pledger Family Атлантического университета Палм-Бич и соавтор книги «Евангелие на рынке идей» защита веры. Это понятно и интересно для студентов, но также имеет глубину для тех, кто уже обучен апологетике. Я использовал его в качестве учебника для старших школьников, а также аспирантов. Я рекомендовал его в течение многих лет, а это обновление еще лучше.»
Шон МакДауэлл, адъюнкт-профессор христианской апологетики в Школе теологии Талбота Университета Биола и соавтор книги «Доказательства, требующие вердикта»
«Работа Дугласа Гротуиса была неоценима для меня как верующего христианина и «собирателя дел». Я немедленно купил первое издание этой отмеченной наградами книги и с готовностью проглотил ее, страница за страницей, как краткую, доступную и тщательную защиту истины и христианства. к его писанию неоднократно, чтобы понять отношения между надеждой и истиной.