Апологетика кратко: Апологетика.

Разное

Апологетика.

АО
«Медицинский Университет Астана»

Кафедра
истории Казахстана и философии.

СРС

На
тему: « Философия средневековья :
апологетика и патристика»

Выполнила:
Нугуманова Ф.А

Студентка
245 гр факультета ОМ

Проверила:
Даулбаева Ж.И.

Астана
2015

Содержание:

1.Введение.
Общая характеристика эпохи.

2.Апологетика.

3.Патристика.

4.
Использованная литература.

Введение.
Общая характеристика эпохи.

Сформировавшись
в классическую эпоху античности как
регулятор всех форм духовного освоения
действительности, философия успешно
выполняла функции трансляции, хранения
и умножения теоретического знания в
последующее тысячелетие.

Однако
после того, как христианство стало
распространяться в пределах Римской
империи, античная философия подверглась
переработке. Осуществляя грандиозную
работу по осмыслению христианства, в
первую очередь текстов Ветхого и Нового
Заветов, апологеты христианства и отцы
христианской церкви заложили основы
средневековой философии, которая
формировалась на протяжении целого
тысячелетия, и, несмотря на различные
направления и борьбу идей, представляла
собой к концу XIV века целостную систему
знания. В ее основание были заложены
евангельская и апостольская идеология
в органическом синтезе с греческой по
преимуществу рационалистической
философией.

В
процессе переработки античного духовного
наследия отцы церкви почти не тронули
многие концептуальные допущения античной
философии, нормы познавательного
отношения к миру, понятия знания и
ценностной окраски познавательной
деятельности. Не только теология влияла
на средневековую философию, но и философия
в свою очередь определила специфику
религиозного освоения действительности,
художественное творчество, средневековую
словесность, а также школы, университеты
и научные дисциплины.

Религиозное
и светское, мистическое и рациональное,
иерархически организованное философское
знание средних веков может быть условно
разделено на несколько периодов:
апологетика, патристика, схоластика. В
свою очередь патристика весьма условно
может делиться на восточную и западную;
в схоластической философии выделяют
ранний (XI-XII вв.) и поздний (XIII-XIV вв.)
периоды; в схоластике можно также условно
выделить рационалистическое и мистическое
направления.

Характерные
черты средневековой философии:

теоцентризм
– важнейшим предметом познания является
Бог, человеческая душа;

креационизм
– учение о сотворении мира Богом из
ничего;

провиденциализм
– понимание истории как проявления
воли Бога;

эсхатология
– учение о конечных судьбах мира и
человека;

сотериология
– учение о спасении, т. е. о путях обретения
райского блаженства и приближения к
Богу;

теодицея
– объяснение, почему в мире существует
зло, если Бог добр и справедлив;

экзегетика
– искусство толкования религиозных
текстов.

Апологетикой
называется течение в христианской
теологии и философии, выступавшее в
защиту христианского вероучения – в
основном в период формирования
христианства и борьбы с язычеством.
Время наиболее интенсивного развития
апологетики – II – V вв. Собственно
философские идеи в первую очередь можно
обнаружить в апологиях, направленных
против язычников. Центральная проблема
– отношение между разумом и верой,
языческой философией и христианским
вероучением.

Осовение
христианскими мыслителями элементов
греческрй филоофии начинается с Юстина
Мученика(100-166г.г). Он считал, что между
христианством и греческой филосовией
много точеск соприкосновения. Юстин
полагал, что лучшие среди философов
говорят о высшем существе,которому
обязана своим бытием все остальное. Он
упоминает, что и другие философы допускают
жизнь после физической смерти, так как
знают, что за пределами видимого,
чувственного мира существует иная,
подлинная реальность. Юстин доказывал,
что свои лучшие идеи по космогонии и
свободе воли Платон, будучи в Египте,
заимствовал из учения Моисея, а потому
его можно считать в какой- то мере
христианским мыслителем. Согласно ему,
во многих вышеперечисленных вопросах
философы по существу правы, хотя он сам
не разделяет отдельные положения их
учений о душе. Несмотря на это, Юстин
утверждал, что в работах философов
«есть проблески истиы», которые невозможно
объяснить случайным совпадением. Он
усматривал истоки этого совпадения в
учении о Логосе. Согласно традиционным
представлениям греческой философии,
человеческий ум способен понимать
реальность благодаря Логосу или
всеохватывающему разуму, пронизывающему
всю реальность. По Юстину, воплощение
означает пришествие в плоти Логоса или
Божьего Слова.

Ученик
Юстина Татиан (ум.около 175 г) гордился
«варварскими» истоками христианства.
В « Слове к грекам» он превозносил
христианство и противопостовлял его
философии греоков. Как известно,
«варварами» греки называли всех, кто
говортл на другом наречии. В связи с
этим Татиан указывал, что « у них самих
нет согласия относительно правильного
греческого языка, ибо в разных областях
Греции на нем говорят по-разному». Кроме
того, он утверждал: люди,заявляющие, что
их язык представляет собой величайшее
из человеческих творений, придумали
также риторику, то есть «искусство
продавать слова тому, кто дает наивысшую
цену», и таким образом отстаивать
неправду и несправедливость. Еще
критичнее Татиан высказывается в
отнощении языческих богов: Гомер и
другие греческие поэты рассказывают
ою их позорных делах, таких как
прелюбодеяние, детоубийство. «Нельзя
поклоняться таким богам,которые ниже
людей». Наконец,- говорит Татиан,- не
надо заюывать, что многие статуи, которым
поклоняются язычники, по сути, изображают
блудниц, послуживших скульпторам
моделями. Из этого он заключает, что «те
самые язычники, которые утвержадют, что
христиане принадлежат к низшим социальным
группам, фактически поклоняются людям
из низших слоев».

Наибольший
интерес в истории философии вызывает
автор приписываемого ему знаменитого
парадокса «верю, потому что абсурдно»,
хотя именно такой формулировки в его
текстах нет. Это был Квинт
Септимий Флорент Тертуллиан

(ок. 160— после 220 н. э.). Он известен как
латиноязычный апологет, который поначалу
получил прекрасное античное образование
в городе Карфагене, занимался адвокатской
практикой в Риме и в это время был
язычником. Впоследствии он принял
христианство и стал священником.

Тертуллиан
уже нападает на языческую философскую
мудрость, утверждая, что не только
античный разум, но и вся античная культура
извращает человеческую жизнь, подчиняя
ее ложным целям и ценностям. Тертуллиан
— противник изощренной философии,
изнеженного искусства и развратных
культов, существующих в языческом Риме.
Вступив на этот путь, язычники, по мнению
Тертуллиана, отказались от естественного
образа жизни, подавили естественные
человеческие стремления, а среди них и
веру в Бога в ее чистом и неискаженном
разумом виде. Если неискушенная душа
приемлет христианскую веру сразу и безо
всяких доказательств, то человеку,
развращенному культурой, необходимо
пройти путь опрощения и аскетизма.
Естественным состоянием человека
Тертуллиан считает здравый смысл,
искренние желания и чистую, искреннюю
веру. Все это можно обнаружить в глубинах
души, освобождаясь от культуры как
тяжелой болезни. Такого рода самопознание,
согласно Тертуллиану, есть путь к
истинной вере, который прошел он сам,
будучи поначалу язычником.

Итак,
у Тертуллиана вера — антипод разума. А
в результате он не допускает разум в
святая святых и противится исследованию
основ христианского вероучения. Не
стоит искать логику в том, считает
Тертуллиан, что кажется нам абсурдным.
Тем более, не нужно искать скрытые смыслы
в том, что должно пониматься буквально.
Для того и дана человеку вера, утверждает
он, чтобы воспринимать буквально то,
что выше человеческого разумения. А
потому, чем абсурднее то, что сказано в
Писании, чем оно непостижимее и
невероятнее, тем больше у нас оснований
для веры в его божественное происхождение
и смысл.

Бог
является человеку, доказывает Тертуллиан,
самым невероятным и неразумным способом.
Именно так являлся людям Христос. Он
предстал перед иудеями в качестве
униженного и смертного Бога, и иудеи не
приняли его. Но для христианской души,
утверждает Тертуллиан, в этом абсурде
заключены метафизическая тайна и высший
смысл. Широко известны рассуждения
Тертуллиана о том, что унижение Христа
не является постыдным, ибо достойно
стыда. Смерть Сына Божьего достоверна,
так как нелепа. Его Воскресение несомненно,
ибо невозможно. Впоследствии Тертуллиану
будет приписана формула: «Верую, ибо
абсурдно». Справедливости ради отметим,
что подобного утверждения в сочинениях
Тертуллиана нет. Но общий пафос его
творчества в этой формуле выражен верно.
И надо сказать, что его страстная
проповедь чистой веры, несовместимой
с разумом, оказала влияние на многих
христианских мыслителей. Но хотя
Тертуллиан отказывает разуму в
исследовании основ вероучения, он
говорит о том, что его можно использовать
в деле защиты христианства от нападок.

Апологетика — православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Очерки хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики Н. Н. Фио­ле­тов
  • Апо­ло­ге­тика прот. В. Зень­ков­ский
  • Хри­сти­ан­ская апо­ло­ге­тика В.П. Лега
  • Вве­де­ние в основ­ное бого­сло­вие архиеп. Михаил (Мудью­гин)
  • Поня­тие об апо­ло­ге­тике А.И. Осипов
  • Пра­во­слав­ная апо­ло­ге­тика И.М. Андреев
  • Апо­ло­ге­ти­че­ские заметки Сергей Худиев
  • Апо­ло­ге­ти­че­ские заметки про­топр. Михаил Пома­зан­ский
  • Руко­вод­ство по основ­ному бого­сло­вию еп. Авгу­стин (Гуля­ниц­кий)
  • Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики Н.Л. Гай­слер
  • Все труды по апо­ло­ге­тике

Апологе́тика (от греч. ἀπολογία – защита, заступ­ни­че­ство, оправ­да­ние) или Основ­ное бого­сло­вие – направ­ле­ние бого­сло­вия, ори­ен­ти­ро­ван­ное на:
1) отста­и­ва­ние досто­ин­ства хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, как един­ственно истин­ного, перед отри­ца­ю­щими это досто­ин­ство;
2) рас­кры­тие и защиту хри­сти­ан­ского веро­уче­ния при помощи средств, при­ни­ма­е­мых ино­вер­цами и неве­ру­ю­щими.

В общей апо­ло­ге­тике можно выде­лить три само­сто­я­тель­ных направ­ле­ния, условно обо­зна­ча­е­мых, как бого­слов­ская, исто­рико-фило­соф­ская и есте­ственно-науч­ная апо­ло­ге­тика.

Пер­во­на­чально гре­че­ским словом апо­ло­гия назы­вали речь защит­ника на суде в ответ на речь обви­ни­теля. С рас­про­стра­не­нием хри­сти­ан­ства стала акту­аль­ной задача глу­бо­кого обос­но­ва­ния хри­сти­ан­ской веры перед лицом язы­че­ского мира, а также ее защита от напа­док и извра­ще­ний.

Эту задачу взяли на себя те хри­сти­ане, кото­рые были пре­красно зна­комы с фило­со­фией и рито­ри­че­ским искус­ством язы­че­ского мира. Во 2–4 вв. н. э. ими была осу­ществ­лена гран­ди­оз­ная работа по рас­кры­тию основ хри­сти­ан­ской веры перед обра­зо­ван­ными и вли­я­тель­ными слоями греко-рим­ского обще­ства. К ним отно­сят имена Ари­стона, Кодрата, Мели­тона, Ари­стида, Иустина Фило­софа, Тати­ана, Афи­на­гора, Мину­ция Феликса, Мель­ти­ада, Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, Лак­тан­ция, Орозия, Авгу­стина и Тер­тул­ли­ана.

Одна из важ­ней­ших целей ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов была достиг­нута, когда Рим­ское госу­дар­ство, при Кон­стан­тине Вели­ком, при­знало закон­ность хри­сти­ан­ства (см.: Милан­ский эдикт 313 г.) Оно прочно вошло в хри­сти­ан­ское бого­сло­вие и стало опорой в борьбе с иска­же­ни­ями хри­сти­ан­ства (ере­сями) и анти­хри­сти­ан­скими лже­уче­ни­ями.

«Апо­ло­ге­тика есть защита хри­сти­ан­ства, его свя­щен­ных книг и пре­да­ний ору­жием разума, дан­ными науки и фило­со­фии, а также поло­же­ни­ями юрис­пру­ден­ции против кри­тики и дей­ствий власть имущих. […] Апо­ло­гет для защиты и про­по­веди хри­сти­ан­ской веры исполь­зует данные свет­ского знания, а самую кри­тику хри­сти­ан­ства – для его разъ­яс­не­ния».
про­то­и­е­рей Глеб Каледа

«Надо пом­нить, что доб­ро­со­вест­ная кри­тика в наших руках не страшна, но та же кри­тика “про­ле­за­ю­щая инуде” может легко раз­ру­шить и то, что пыта­ется пуг­ливо еще обе­ре­гать гно­си­ма­хия. Надо пом­нить, что науч­ная и кри­ти­че­ски обос­но­ван­ная апо­ло­ге­тика, хорошо защи­щает хри­сти­ан­ство, но плохая апо­ло­ге­тика, осно­вы­ва­ю­ща­яся на шатких леген­дах и сомни­тель­ных аргу­мен­тах, только помо­гает без­бож­ным напад­кам».
архи­манд­рит Киприан (Керн)

«Не тот, кто гово­рит поло­жи­тельно, но тот, кто спра­ши­вает и реше­ние предо­став­ляет суду слу­ша­те­лей, вопро­сом своим делает дока­за­тель­ство более зна­чи­тель­ным и силь­ным. Ибо утвер­жда­ю­щих что-либо реши­тельно многие обви­няют в само­уве­рен­но­сти, а спра­ши­ва­ю­щих почи­тают дале­кими от опро­мет­чи­во­сти и с удо­воль­ствием увен­чи­вают тем, что всегда при­ни­мают и под­твер­ждают ска­зан­ное. А решив одна­жды, сты­дятся отвер­гать, что сами при­су­дили».
прп. Исидор Пелу­сиот

Краткая история апологетики

Наш Господь сам участвовал в апологетическом споре, когда ссылался на свои чудеса как на доказательство того, что он был послан Отцом и обладал сверхъестественными способностями. Его дела, по его словам, свидетельствуют о том, что Отец послал его (ср. Ин. 5:36), и, обращаясь к апостолу Филиппу, он ссылался на его чудеса как на основание требовать веры в него: «Не верите ли, что Я в Отце и Отец во мне? . . . Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во мне; или же верьте мне ради самих дел» (Иоанна 14:10, 11).

Из первых стихов Евангелия от Луки видно, что евангелист, сочиняя свое Евангелие, преследовал апологетическую цель: «Мне показалось хорошо. . . составить отчет о тебе, достопочтенный Феофил, дабы ты познал истину о том, что тебе известно» (Луки 1:3–4).

Действительно, утверждалось, что все Евангелия носят апологетический характер, будучи написанными для верующих, чтобы показать им, что их вера во Христа была обоснованной, и для евреев и язычников, чтобы привести их к вере во Христа.

В Деяниях Апостолов Лука записал только две проповеди, которые Павел адресовал слушателям-язычникам, и обе носят апологетический характер. В Листре апостол апеллирует к свидетельству о том, что видимое творение свидетельствует о существовании предусмотрительного Творца (ср. Деян. 14:14–16), а в Афинах он доказывает, что, духовная природа, Бог должен быть духом; как Творец, дающий жизнь и дыхание всему живому, Он сам должен быть живым существом, а не золотым или серебряным идолом (ср. Деян. 17:23–29).). Поскольку евреи были монотеистами, не было нужды приводить им доводы в пользу существования единого истинного Бога. В чем их нужно было убедить, так это в том, что Иисус из Назарета, распятый по приказу Понтия Пилата, и есть долгожданный Мессия. Соответственно, христианская апологетика, обращенная к евреям, стремилась показать, что различные ветхозаветные пророчества о Мессии исполнились во Христе. Он сам заложил основы этой линии рассуждений, когда наставлял учеников на пути в Эммаус: «Начав с Моисея и всех пророков, Он возвещал им о Себе во всех Писаниях» (Луки 24:27).

Распятый Мессия, которого проповедовали апостолы, был настолько непохож на Мессию, которого ожидали евреи, что мы можем быть уверены, что существовала потребность в верительных грамотах, подтверждающих истинность апостольской вести. Они были предоставлены, и они были двух видов: (а) свидетельство апостолов, которые были в обществе Господа во время Его общественной жизни, и (б) свидетельство Писания, которое исполнилось в Нем.
Мы находим оба элемента доказательства в авторитетном предании, которое Павел получил и передал коринфянам (ср. 1 Кор. 15:3 и далее).

Апологетика в ранние века

Со времен Нерона (68 г. н.э.) христианская вера рассматривалась гражданскими властями как незаконная религия, а христиане клеветали языческими пропагандистами как атеисты, принимавшие участие в каннибальских пиршествах и предавался половой распущенности. Таким образом, перед апологетами стояла двоякая задача: опровергнуть обвинение в атеизме и безнравственности и во имя справедливости призвать римских императоров к терпимости к христианской религии.

Юстин Мученик написал два извинения  в Риме, первое около 150, а второе между 155 и 160 годами. Оба в первую очередь озабочены достижением гражданской терпимости к христианам. Первая апология  обращена к императору Антонину Пию и утверждает, что христиан не следует осуждать только за то, что они христиане. Он описывает их верования и обычаи, чтобы показать, что в них нет ничего, заслуживающего смерти. Вторая апология  обращена к римскому сенату и призывает к справедливости для христиан. Христос, заявляет он, есть полнота истины, и в его учении можно найти все, что есть истины в учениях таких людей, как Сократ и Платон.

В  Диалог с Трифоном, евреем , Юстин рассказывает, как после изучения различных философских систем он принял христианскую веру как истинную философию. Далее он показывает, что с пришествием Христа закон Моисея был отменен и что в нем исполнились различные пророчества Ветхого Завета.

Ближе к концу первого века Ириней опубликовал свой великий труд  Против ересей . Он состоит из пяти работ, первые две из которых посвящены изложению и опровержению различных гностических ересей, распространенных в то время; последние три книги содержат глубокое богословское изложение христианской веры.

В том же десятилетии была опубликована Истинная доктрина , в которой Цельс, языческий философ, подверг критике сверхъестественный характер христианства. Он отрицал, что Христос творил чудеса, и аргументы, которые он приводил, чтобы показать, что свидетельства Евангелий ненадежны, нашли отклик в трудах рационалистов восемнадцатого и девятнадцатого веков. Книга Цельса утеряна, но ее текст можно восстановить по подробному опровержению, опубликованному Оригеном семьдесят лет спустя под заглавием 9.0022 Против Цельса .

Климент Александрийский (ум. 214), который был главой катехизической школы Александрии, в своей книге Protrepticus , призыве к обращению, свидетельствует о широком и глубоком знании греческой культуры. Сам испытав привлекательность греческой мифологии, философии и мистериальных культов, он может показать, как все ценное в них в высшей степени исполнено во Христе, верховном Учителя мудрости и Толкователе таинств.

Все работы, которые мы до сих пор упоминали, были написаны на греческом языке. К концу второго века стали появляться произведения на латыни. Среди них — Октавий Минуция Феликса, римского юриста, обращенного в христианство. Это в форме диалога, в котором один оратор, Цецилий, излагает доводы в пользу языческой религии, а другой, Октавий, — доводы в пользу христианства, а Минуций выступает в качестве председателя. Обсуждение ограничивается такими темами, как единство Божие, божественное провидение и жизнь после смерти, и нет упоминания о христианских таинствах Троицы, Воплощения и Искупления. Автор заботился только о том, чтобы устранить предрассудки язычников и показать, насколько серьезно можно относиться к христианским притязаниям.

Тертуллиан, римский юрист, обращенный в христианскую веру около 193 года, опубликовал свою Апологию  в 197 году. В этом труде он с непреодолимой логикой доказывает, что гонения на христиан полностью противоречат правилам римской юриспруденции. ибо, хотя с христианами обращались как с преступниками, император Траян приказал, чтобы гражданские власти не разыскивали их. После опровержения обычных обвинений в атеизме, распущенности и детоубийстве Тертуллиан продолжает восторженно описывать христианский образ жизни, источник многих благ для общества в целом.

В начале четвертого века Лактанций, ритор по профессии, опубликовал работу в семи книгах,  Божественные установления , в которой он систематически извинял христианство. Он указывает на нелепость языческих мифов и показывает, что истинный Бог может быть только один. Затем он приводит доводы в пользу божественности Христа, ссылаясь на Его чудеса и исполнение в Нем ветхозаветных пророчеств, а затем переходит к описанию христианского морального кодекса. Его работа, несомненно, способствовала обращению многих образованных римлян.

Евсевий Кесарийский, первый великий церковный историк, писавший по-гречески примерно в то же время, что и Лактанций, опубликовал монументальный апологетический труд, состоящий из двух частей: Подготовка Евангелия и Доказательство Евангелия . Книга, по-видимому, была написана в ответ на работу Порфирия, ученика философа-неоплатоника Плотина, озаглавленную « Против христиан ». В первой части Евсевий опроверг философские доводы Порфирия, а во второй — его исторические доводы против чудес и Воскресения Христова.

Августин часто вступал в апологетические споры с язычниками и еретиками. Его величайший апологетический труд –  Город Божий  , написанный в течение многих лет и законченный в 426 году. Язычники утверждали, что бедствия, недавно обрушившиеся на Римскую империю, такие как разграбление Рима Аларихом в 410 году, произошли из-за отказ от языческих богов. Чтобы опровергнуть это обвинение, Августин показывает, что языческая религия не была источником временного процветания Рима и еще менее способна привести человека к вечному блаженству; затем он открывает новые горизонты, предлагая христианскую интерпретацию истории человечества.

Апологетика в Средние века

В Средние века христианские апологеты стремились ответить на возражения иудеев и мусульман и аргументированными аргументами убедить их в истинности христианской веры. На Западе существовали еврейские группы, жившие по закону Моисея и Талмуда. Мусульмане контролировали большую часть Испании и побережье Северной Африки и представляли постоянную угрозу Византийской империи.

На Востоке Иоанн Дамаскин опубликовал в 750 году свой Разговор между сарацином и христианином , в котором он выдвинул аргументированные доводы в пользу христианства.

Теодор Абу Курра, ученик Иоанна, в своей книге Бог и истинная религия показывает, что христианство превосходит другие религии, претендующие на божественное откровение — зороастризм, самаритянскую религию, иудаизм, манихейство, гностицизм и ислам. — поскольку оно лучше удовлетворяет религиозные потребности человека и к тому же обеспечивается чудесами.

Ансельм (ум. 1109) стремился к более глубокому пониманию истин христианской веры и писал не только для наставления своих единоверцев, но и для опровержения неверующих.

Величайшим апологетическим произведением этого периода является « Summa Contra Gentiles » Фомы Аквинского. Он начинает с указания на то, что христианское откровение содержит два вида истины. Некоторые из них могут быть открыты человеческим разумом с использованием его природных ресурсов, в то время как другие находятся за пределами разума и могут быть познаны только через божественное откровение. В первых трех книгах он имеет дело с истинами первого рода, а в четвертой обсуждает положения веры, выходящие за пределы разума, показывая, что хотя они и превосходят разум, но не противоречат ему. Учения еретиков, напротив, противоречат либо известным разуму истинам, либо основным учениям христианской веры.

Апологетика в Новое время

В шестнадцатом веке католический апологет столкнулся с новым вызовом, поскольку теперь он должен был защищать католическую веру от нападок протестантских реформаторов. Среди первых в этой области были Джон Фишер с книгами, опровергающими ошибки Лютера и Эколампадия, и Томас Мор, который был вовлечен в полемику с Лютером и различными английскими еретиками. За ними последовали такие люди, как Томас Стэплтон (ум. 1598) и Роберт Беллармин (ум. 1621). Великолепная работа Беллармина Дискуссии о спорах о христианской вере  был арсеналом, из которого католические апологеты могли черпать средства с конца шестнадцатого века. Он был дополнен Церковными анналами кардинала Барония (ум. 1607), написанными для опровержения лютеранской версии церковной истории, изложенной тридцатью годами ранее магдебургскими центуриаторами.

С появлением рационализма в семнадцатом веке и его распространением в восемнадцатом основные тайны христианской веры подверглись нападкам, и ортодоксальные протестанты, а также католики бросились на их защиту. Блез Паскаль (ум. 1662) довольно рано осознал угрозу рационализма и запланировал систематическую работу по апологетике. Он умер, не успев написать книгу, но материал, собранный им для проекта, — ряд разрозненных, но часто глубоких размышлений — был опубликован под названием «9».0022 Pensees , неполное издание 1670 года.

В 1794 году Уильям Пейли опубликовал A View of the Evidence of Christian , ставшую популярной работой по апологетике благодаря эффективному изложению фактов в энергичной английской прозе. Вслед за этим в 1802 г. он опубликовал свою книгу « Естественное богословие », в которой подробно развил аргумент в пользу существования Бога, исходя из присутствия замысла в природе.

В своей книге Грамматика согласия , опубликованном в 1870 году, кардинал Джон Генри Ньюман очень тонко обсудил процесс, с помощью которого люди приходят к уверенности, и в заключительном разделе книги приводит мощный апологетический аргумент в пользу истинности христианской религии. На протяжении всей своей взрослой жизни, сказал он в 1879 году, он защищал христианскую веру от духа либерализма, доктрины, согласно которой религия не связана с истиной, а является делом чувств и вкуса.

В начале двадцатого века наиболее выдающимся католическим апологетом был Г. К. Честертон (ум. 19 г.).36). В 1908 году появилась блестящая защита христианской веры от заблуждений дня с названием Православие . В этой книге Честертон принял в качестве критерия ортодоксальности Апостольский символ веры. В The Everlasting Man (1925) он выступал за уникальность человека и христианства против натуралистического эволюционизма, вдохновившего Герберта Уэллса на Очерк истории .

В последнее время христианскую веру умело защищал К. С. Льюис (ум. 19 г.).63). Воздерживаясь от дебатов по вопросам, по которым ортодоксальные христиане расходятся во мнениях, он написал — в защиту центральных тайн христианства — Чудеса, Упразднение Человека и Простое Христианство .

Естественная теология и христианская апологетика: краткий курс

Темы апологетики и натуральной теологии, мягко говоря, сложны и противоречивы. Тем не менее, как христиане, мы должны иметь с ними дело. Итак, давайте постараемся быть информированными Словом Божьим и историей Церкви.

Мы должны дать определение нашим терминам, и хотя те, кто знаком с этими темами, обычно могут согласиться с общими краткими определениями, общие краткие определения часто малоэффективны. Тем не менее, мы должны начать широко, ища конкретики. Термин теология происходит от двух греческих терминов теос или Бог и логос или слово, дело или слово о, и поэтому этот термин в широком смысле определяется как изучение Бога или слово о Боге. Некоторые утверждали, что, поскольку сам термин имеет греческое происхождение, предприятие, основанное на нем, с самого начала искажается нехристианским характером. Этот аргумент совершает так называемую генетическую ошибку, полагая, что происхождение термина или понятия автоматически дискредитирует его использование или навсегда устанавливает его значение. Но слова не определяют себя, и предыдущие определения, используемые другими, не обязывают нас определять термины только в том виде, в каком они были определены и использовались ранее.

Христианская апологетика обычно считается защитой христианской веры и жизни. Наш термин «апологетика» происходит от греческого термина apologia , который можно определить как защиту, причину или объяснение. Итак, в данном случае «защита» означает рационально связное объяснение, точно выражающее истину написанного слова Божия. Таким образом, эталоном рациональности является Бог, как он сообщил о себе через свое написанное слово. Ряд истин подразумевается, укореняется или предполагается в способности дать рационально последовательное объяснение, которое точно выражает слово Божье.

Это определение апологетики подразумевает, что Бог эффективно сообщает некоторую истину всем людям, что все люди обладают некоторой способностью понимать и рассуждать в соответствии с Божьей истиной или откровением, и что существует неизбежная объективность и субъективность реальности и человека. прием и понимание истины. Под «объективностью» я подразумеваю, что у реальности есть аспект, который является тем, чем она является, независимо от того, что кто-либо думает или чувствует по этому поводу; она одинакова для всех людей во все времена и во всех местах. Под «субъективностью» я подразумеваю, что существует аспект реальности, который является личным, и в отношении человеческого знания он подчеркивает опыт и восприятие реальности отдельным человеком.

Псалом 19 и Римлянам 1:16-32, в частности, говорят нам, что в творении и через творение Бог открывает себя. В частности, Римлянам 1:20 говорит нам, что невидимые атрибуты Бога, его вечная сила и божественная природа ясно видны через то, что было сделано (им), так что все люди не имеют оправдания (в их грехе). Поскольку в истории христианского богословия некоторые использовали термин естественное как синоним физического творения, некоторые говорили о естественном богословии —что люди могут знать или знают о Боге через физическое творение. В истории христианского богословия есть принципиально два пути понимания естественного богословия.

Один из способов — использовать термин естественное богословие для обозначения того, что люди (несмотря на грех) могут и знают о Боге в силу того факта, что они созданы по образу Божьему и, как утверждают Псалом 19 и Римлянам 1, чтобы Божье откровение стало известно им через Бога. Они имеют истинное, подлинное знание Бога, потому что Бог дал им это . Они могут отрицать, что они у них есть, но они все равно это имеют. Когда естественное богословие используется в этом смысле, оно используется как отдельная категория, хотя и не обязательно отделенная от того, что можно по праву назвать сверхъестественным богословием. Последнее — это то, что дается грешнику, спасенному от его или ее греха благодаря тому, что совершает Иисус, и Святой Дух применяет к нему или к ней в их спасении. Это спасение есть вечная жизнь и описано Иисусом как познание Бога (Иоанна 17:3). Таким образом, спасение грешника по праву считается сверхъестественным познанием Бога, или, можно сказать, сверхъестественное теология, которая недоступна только через физическое творение. Таким образом, если кто-то придерживается использования естественного богословия , как определено выше, он должен отличать этот вид естественного богословия от сверхъестественного богословия , которое является синонимом спасения или вечной жизни, которую Бог дает, когда открывает истину об Иисусе. как Господь и Спаситель (Мф. 11:28-30; Ин. 8:31-34).

Тем не менее, есть некоторые трудности в понимании связи между этим естественное богословие как описано выше в сверхъестественное богословие которое приравнивается к спасению или вечной жизни.

Одна из этих трудностей заключается в том, что в истории христианского богословия этот термин естественное богословие использовался не только для обозначения того, что нехристианин может и действительно знает о Боге через физическое творение, но также и для того, что христианин способен познать. узнавать, рассуждать в соответствии с и знать о Боге через физическое творение, когда он или она сверхъестественно освещаются Святым Духом в гармонии с написанным Богом словом. Богословы Старого Принстона (1812-1919 гг.)21) использовал термин «правильный разум» для обозначения этого сверхъестественно просвещенного рассуждения, которым христианин обладает благодаря Святому Духу и написанному слову Божию.

Здесь мы видим стирание границ между двумя категориями естественного и сверхъестественного богословия. Есть ли в этом какая-то законность? Абсолютно есть. В конце концов, не сделал ли это тот же Триединый Бог, сотворивший физическую вселенную, Своей силой и ради Своей славы, которые по праву могут считаться сверхъестественными? Итак, в каком смысле термины естественное и сверхъестественное , а реальности, к которым относятся эти термины, различать или не различать?

Б. Б. Уорфилд (1851–1921) в своей трактовке библейского учения об откровении утверждал, что категории, по которым мы можем правильно определить откровение или знание о Боге, можно классифицировать в соответствии с тремя двустишиями, которые он назвал видами откровения: 1) общие и специальные; 2) естественное и сверхъестественное, или 3) творческое и сотериологическое. В своем эссе на эту тему Уорфилд продолжил объяснение того, как можно описать и различить эти виды Божьего откровения в соответствии с этими терминами.[1]

Обосновывая надежду, которая есть в нас, как христианах, мы не можем не обратиться к вопросам, которые находятся в Божьем творении или природе, и выражаем особое толкование тех вопросов, которые требуются и раскрываются в написанном слове Божьем через Святого Духа. просветление для нас. Эта защита или объяснение должны быть в некотором смысле понятны нехристианину. Если нет, то какой смысл с ними разговаривать? У нехристианина есть в каком-то смысле то, что можно с полным правом назвать естественное богословие , но его нужно заменить спасительным сверхъестественным богословием, только тогда у грешника может начаться богославляющее естественное богословие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts