Архиепископ феофан: архиепископ Феофан Полтавский (Быстров)
Содержание
архиепископ Феофан Полтавский (Быстров)
Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник, хорошо известен в России как духовный отец Царской Семьи.
Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года (ст. ст.) под Петербургом, в с. Подмошье Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей.
Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» (Пс.33:9), вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. По бедности родителей Василий, который был младшим сыном в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии.
Здесь, в Петербурге, его жизнь была тесно связана с именами блистательных профессоров Духовной Академии В. В. Болотова, А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. Он также лично знал святого праведника Иоанна Кронштадтского, который формально не был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, но фактически являлся ее доктором и профессором. Будущий архиепископ Феофан был удостоен великой чести совершить с отцом Иоанном совместное служение Божественной литургии.
Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории.
В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника, епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный митрополит Антоний (Вадковский) рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох.
В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем ІІ и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи.
Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора –– он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью.
1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая ІІ, Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, – с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя.
Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца – отец Исидор и отец Варнава.
В 1910 году Владыка заботами Царского Семейства с Петербурга был переведен в Крым – на Симферопольскую кафедру, поскольку его слабому здоровью не подходил климат северной столицы. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла.
В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи – в Полтаву – с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874– 1940)” рассказывается так:
“Очень печальным было первое впечатление новоназначенного в Полтаву Архипастыря. Кафедральный собор при богослужениях был пуст. И Архипастырь обращается с усердной молитвой к Господу Богу, дабы Господь возбудил в новой пастве его ревность духовную, возжег в душах жажду покаянной молитвы.
И молитва Святителя была услышана. Храм наполнялся молящимися с каждым днем все больше. Молитвенная сосредоточенность Архиерея передалась духовенству. Народ сразу почувствовал это, люди стали усердно молиться. Огромное впечатление производили на верующих тихие проповеди Владыки, сказанные в пророческом духе, но не от себя, а от лица угодников Божиих, предвозвещавших о страшных событиях в России и в мире, которые наступят очень скоро. Слова Владыки Феофана действовали подобно ударам грома. Богослужение в Успенском кафедральном соборе в Полтаве преобразились.
Главное внимание владыка Феофан обратил на архиерейский хор. Он подыскал особого регента, с детских лет певшего в хоре и понимающего, каким должно быть церковное пение. Это был священник Виктор Клемент, который организовал архиерейский хор в пятьдесят человек, из тридцати мальчиков и двадцати взрослых. Помощником регента был диакон Никита Милодан, с исключительным по благолепию высоким тенором.
Но, кроме архиерейского соборного хора, был еще иной, малый архиерейский хор, певший ежедневно в храме архиерейского дома, в Крестовой церкви. Этот хор состоял из семи человек, трех мальчиков, все – альты, и четырех взрослых. В этом храме службы совершались по монастырскому уставу. Владыка Феофан непременно присутствовал на службах, кроме воскресных и праздничных дней, когда он был в кафедральном соборе. В домовой церкви, как и в соборе, всегда было много молящихся.
Владыка Феофан обратил особое внимание на подготовку хористов. Для этого в епархии было организовано Певческое училище, в котором учились правильно, церковно петь с детского возраста. Ученики жили при архиерейском доме и были на полном обеспечении епархии. Общие науки они проходили по программе средних школ. Детские голоса Полтавы считались лучшими в России.
Трудами нового Архиерея в короткий срок преобразился кафедральный собор с его богослужением, и паства ответила на эти заботы трогательной любовью и преданностью. Известно стало, что молитвами Владыки ко Господу совершались исцеления больных и другие благодатные знамения.
Добрый и снисходительный, он становился совсем иным, когда находился в алтаре: здесь он был строгим, даже суровым и внушал трепет. Однажды, при большом стечении причастников некий А. П. вошел в алтарь вместе с церковными прислужниками, надеясь причаститься вне очереди. На всю жизнь он запомнил тот грозный шепот, с которым Владыка выпроводил его вон.
Обычный день у владыки Феофана в ту пору в Полтаве распределялся так. Вставал он от сна во второй половине ночи и совершал свое молитвенное правило. Утром, по колокольному звону, он шел в домовую церковь, где очередной иеромонах совершал утреннюю службу и Божественную литургию. После Литургии Владыка пил кофе и удалялся в свой кабинет, где занимался епархиальными делами, а затем переходил к излюбленному чтению Святых Отцов. Много писал. По полудни – обед. Если позволяла погода, выходил кратко в сад и, гуляя, совершал непрестанную молитву Иисусову. Затем снова удалялся в кабинет.
По звону к Вечерне шел в церковь. После Вечерни – прием посетителей. Посетителей бывало так много, что Владыка очень уставал. После ужина – свободное время для собеседований с причтом и кабинетной работы.
Обстановка его кабинета была самая простая. В углу стояла железная кровать с досками вместо матраца, на которой Владыка иногда немного спал. Было много икон, Владыка молился пред ними подолгу, со свечой в руке, несмотря на зажженные лампады. Трапеза его была самой простой, и ел он очень мало. Изредка выходил в сад подышать свежим воздухом. Когда сильно переутомлялся, изнемогши от приемов, уединялся на несколько дней в Лубненский (Лубенский. –– Прим. ред.) Спасо-Преображенский монастырь. Отдохнув немного, снова принимался за тот же труд”.
В июле 1914 года Россия вступила в войну с Германией и ее союзниками. Военные действия, конечно же, сильно волновали Владыку. По призыву архиепископа Полтавского и Переяславского Полтава с готовностью открыла военные госпитали для раненых. Сам Владыка даже перешел жить в семинарию, а свой переоборудованный дом передал под военный госпиталь.
Страну обуревали нарастающие страсти накануне великих и необратимых эсхатологических событий. Архиепископ Феофан был глубоко потрясен отречением Государя Николая ІІ от престола. Он ясно понимал, что этот шаг Царь сделал не только под давлением своего окружения – для Государя он был последним шагом на пути служения народу, который он обещал защищать.
Как епархиальный архиерей, архиепископ Феофан был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, а в 1920-ом, как свидетельствует вышеупомянутый источник, вошел в состав Высшего Церковного Руководства, созданного по распоряжению Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода.
В стране началась гражданская война. Архиепископу Феофану пришлось пережить большие неприятности и от чекистов, и от столкновения с украинскими самостийниками, петлюровцами. Он был заключен в тюрьму и вышел оттуда только тогда, когда в Полтаву вошла Добровольческая армия. Но через несколько месяцев ей пришлось отступать. Группа эвакуированных архипастырей с остатками Белой армии отошла в Крым. Там духовные лица ютились в Георгиевском монастыре в Севастополе. Спустя три месяца владыка Феофан вместе с другими русскими иерархами перебрался в Константинополь. Архиепископу Полтавскому и Переяславскому пришлось принять скорбный жребий изгнанничества.
Из Константинополя русские иерархи выехали в основном в Югославию. Владыка Феофан стал игуменом Петковицкого монастыря, но позже, по состоянию здоровья, поселился в небольшом монастыре на фактически пустом побережье Адриатического моря, в котором службы не совершались. Здесь Владыка перенес тяжкую болезнь, от которой исцелился только чудом.
Позже он служил в одном из русских монастырей Югославии. Нелегко было ему в этой стране, но он безропотно переносил все, уповая только на милость Божию.
В середине 20-х годов владыка Феофан получил предложение от Святого Синода Болгарской Православной Церкви (его Председателем в 1925 году был митрополит Климент, учившийся в свое время в Санкт-Петербургской Духовной Академии у Владыки) переехать на жительство в Софию. В столице Болгарии Владыке были предоставлены две комнаты в Синодальной Палате. Переезду архиепископа Феофана способствовал, кстати, и Правящий архиерей Русскими Церквями в Болгарии епископ Лубенский Серафим (Соболев), который 1 октября 1920 года был рукоположен архиепископом Феофаном в викария Полтавской епархии.
Пять лет прожил архиепископ Феофан в Болгарии, в Софии и Варне (в этот город он приезжал летом восстанавливать свое здоровье). 16/29 апреля 1931 года он навсегда покинул гостеприимную Болгарию и переехал во Францию, в Париж, где жил очень замкнуто, поскольку время было неспокойное. Прожив несколько лет практически в условиях постоянной слежки и желая обрести безопасное жилище, он вместе с семьей Пороховых, в парижском доме которых он укрывался, переехал в маленькое местечко Моун. После вскоре последовавшей смерти четы Пороховых Владыка принял предложение бывшей полтавской помещицы Марии Васильевны Федченко и переехал к ней в городок Лимерэ, где та жила в своем небольшом поместье. Он поселился там 1 сентября 1939 года.
В усадьбе Марии Васильевны было три пещеры. Одну из них приспособили под церковь, вторая стала служить кельей для архиепископа Феофана (в ней он жил последние месяцы своей жизни, сделавшись настоящим затворником), а в третьей пещере поселилась племянница Пороховых.
В этой своей пещере-келье святитель Феофан и отошел к Господу около трех часов ночи 6/19 февраля 1940 года, причастившись запасными дарами. Отошел, как и жил, тихо и скромно. Как он умирал, никто не знает.
На его отпевании и погребении в пещере присутствовали только четыре православных человека. Покойный иерарх был в полном архиерейском облачении, митре и с панагией – даром Императора Николая ІІ. Отпевал его и хоронил православный иеромонах Варнава, его духовник, живший в селении неподалеку.
Великий Святитель был похоронен очень скромно. Его одинокая могила находится на общественном кладбище на окраине Лимерэ, под номером 432.
Святитель Феофан Полтавский – великий богослов нашего времени, истинный подвижник веры и благочестия, ревнитель чистоты Православия – был канонизирован Российской Зарубежной Церковью.
Труды святителя были изданы отдельным изданием: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Произведения (Санкт-Петербург: Изд-во Общества Святителя Василия Великого, 1997).
Подробное жизнеописание, отдельные проповеди и письма Феофана Полтавского можно найти в книге:
Бэттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874–1940) (Москва: Братство прп. Германа Аляскинского –– Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 1994)*.
* По этому изданию подан и наш текст. – Прим. ред.
|
|
|
Феофан Прокопович | Русско-украинский богослов и писатель
- Дата рождения:
- 18 июня 1681 г.
Киев
Украина
- Умер:
- 19 сентября 1736 г. (55 лет)
Санкт-Петербург
Россия
- Предметы изучения:
- лютеранство
церковь и государство
Просмотреть весь связанный контент →
Феофан Прокопович , (род. 18 июня 1681, Киев, Украина, Российская империя — ум. 19 сентября 1736, Санкт-Петербург), русский православный богослов и архиепископ Псковский, который своим управлением, ораторским искусством и сочинениями сотрудничал с Царь Петр I Великий (1672–1725) в вестернизации русской культуры и централизации ее политической структуры. Он также руководил реформацией Русской православной церкви в соответствии с лютеранской моделью и осуществил политическую интеграцию церкви и государства, которая продлилась два века.
После православного образования Прокопович под латинизированным влиянием поляков в Киеве стал католиком и в 1698 г. поступил в греческий колледж Сан Анастасио в Риме. Отказавшись от возможности вступить в Общество Иисуса (иезуитов), он вернулся в Киев в 1701 году, вернулся к своей православной вере, а позже стал настоятелем Киевского монастыря и ректором его знаменитой духовной академии, где преподавал богословие, литературу и риторика. После огласки хвалебных заявлений о культурно-политической реформе Петра Великого в 1716 году он был вызван ко двору в Петербург и сделан советником царя по церковным и просветительским делам. Как главный теоретик перестройки русской церкви как политического органа государства, Прокопович содействовал замене патриаршества Святейшим Синодом, или высшим церковным собором, составив в 1720 г. 0027 Духовный устав, новая конституция для Православия. Назначенный синодальным первым вице-президентом, он отвечал за законодательную реформу всей русской церкви, подчинение ее светской и духовной власти царя Петра, а также за осуществление церковно-государственных отношений, иногда называемых протестантским цезаропапизмом, которые должны были продолжаться. до русской революции 1917 года. Такая теория была получена путем объединения концепций английского политического философа 17 века Томаса Гоббса с византийской теократической мыслью.
Как богослов Прокопович выступал за автономию доктринального богословия от нравственного и аскетического учения. Основывая свое богословие в основном на либеральных протестантских источниках, он сформировал корпус доктрины, явно лютеранской по ориентации, особенно в ее упоре на Священном Писании как на единственном источнике христианского откровения и в его описании благодати, свободы воли и оправдания. Его разработка богословской программы для Санкт-Петербургской духовной академии была создана по образцу лютеранского факультета Галле, Германия, и стала центром распространения его православной реформы.
По его основному труду систематическое латинское изложение всего корпуса доктринального богословия, включая трактаты De Deo («О Боге»), De Trinitate («О Троице»), De Creatione et Providentia («О творении и божественном промысле») — и в богословской антропологии учение Прокоповича господствовало примерно до 1836 г., когда началась реакция на традиционные православные верования. Сам Прокопович придерживался более консервативных взглядов, чем его прежний взгляд на папство как на антихриста. Его надгробная речь царю Петру отразила его преданность своему монарху и считается классическим образцом русского ораторского искусства. Чтобы продвигать петровскую культурную революцию, Прокопович помогал в организации Российской академии наук и написал несколько дидактических стихов и пьес, восхваляющих новую Россию.
Архиепископ Новгородский Феофан | Encyclopedia.com
гейл
просмотра обновлено 21 мая 2018 г.
(1681–1736), святитель, философ, писатель, посредник между Русской православной церковью и протестантизмом.
Родившийся в Киеве в купеческой семье, но рано осиротевший, Феофан получил образование в Киевской академии, одном из немногих в то время духовных учебных заведений. Как и другие одаренные студенты того времени, он номинально обратился в униатскую (восточно-католическую) веру, чтобы получить право на обучение в Риме — в его случае, в иезуитском учреждении, колледже св. Афанасия. В 1701 году он покинул Рим, проникнутый глубокой неприязнью к католицизму и, как позднее обвинят его критики, в некритическом пристрастии к протестантизму. Во всяком случае, в 1702 г. он вернулся в Киев с исключительно сильной подготовкой в области философии и богословия. Отказавшись от своей католической веры по расчету, он начал блестящую карьеру в Русской православной церкви. Впервые он проявил себя в Киевской академии, где стал не только ее ректором, но и плодовитым писателем, среди его произведений — пятиактная «трагикомедия» 9. 0052 Владимир , высмеивающий язычество и суеверия. В 1709 году в присутствии Петра он произнес проповедь, посвященную победе русских под Полтавой; такие рассуждения привлекли внимание императора, вызвали его в Петербург и привели к возведению в епископы (сначала в 1718 г. как епископа Псковского, а затем в 1720 г. как архиепископа Новгородского).
В эти годы Феофан стал одним из наиболее эрудированных идеологов и пропагандистов Петра. Опираясь на европейскую политическую теорию и превознося справедливую и творческую силу правителя, Феофан был главным архитектором новой петровской концепции динамического самодержавия. Феофан сыграл ключевую роль в составлении ряда государственных документов, от «Предисловия» до Морская хартия (1719 г.) на знаменитую Правда о завещании монарха (1722 г.), защищающая право — и обязанность Петра — отвергать обычаи и назначать наиболее квалифицированного человека своим преемником. Феофан также служил ключевым связующим звеном с протестантским миром, усиливая подозрения современников и побуждая православных историков отвергать его как простого «протестанта». Безусловно, наиболее важной его работой было Церковное Положение (1721 г.), составленное по велению Петра. Примечательно, что этот критический документ, служивший уставом Русской Церкви до 19 г.17 — содержала гораздо больше, чем простое обоснование решения Петра заменить патриаршество коллегиальной коллегией (сначала называвшейся Духовной коллегией, но переименованной в Священный Синод). А именно, в Церковном уставе была намечена амбициозная программа по просвещению и искоренению суеверия в Церкви, главным образом путем улучшения церковного управления, учреждения семинарий для обучения приходского духовенства и искоренения суеверия среди мирян. Феофан играл ключевую роль в новом синодальном управлении и одновременно написал несколько важных работ, в том числе трактат о патриаршестве, катехизис и трактат с критикой монашества.
Смерть Петра в 1725 году сначала сделала Феофана уязвимым для согласованных нападок консерваторов, но в 1730 году проницательный прелат снова добился благосклонности, встав на сторону нового монарха Анны, против группы магнатов, стремящихся ограничить ее власть. Таким образом, он пользовался значительным влиянием в церковных делах вплоть до своей смерти 8 сентября 1736 года.
См. также: святой синод; Петр I; протестантизм
библиография
Кракрафт, Джеймс. (1973). «Феофан Прокопович». В Восемнадцатый век в России, изд. Дж. Г. Гаррард. Оксфорд: Кларендон.
Кракрафт, Джеймс. (1975). «Феофан Прокопович: Библиография его произведений». Oxford Slavonic Papers 8:1–36.
Делла Кава, Ольга. (1971). «Феофан Прокопович: Его жизнь и его проповеди, 1681–1736». Кандидат наук. дисс. Колумбийский университет, Нью-Йорк. Фриз Григорий Л.0023 11 мая 2018
ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН (1681–1736), самый влиятельный церковный деятель России петровской эпохи, дослужился до архиепископа Новгородского и вице-президента нового Священного Синода, из которого он пользовался огромным авторитетом в интересах реформ Петра Великого. Один из нескольких выдающихся украинских священнослужителей (он родился в Киеве) на службе у Петра, он впервые привлек внимание Петра как привлекательный проповедник в 1708 году и произнес драматический панегирик Петру после победы под Полтавой в 1709 году. .
Феофан наиболее известен своими панегирическими проповедями и окончательными трактатами в защиту петровских реформ, наиболее известными из которых являются его обоснование нового петровского закона о престолонаследии 1722 года, Право воли государя, и положение об учреждении Синодальной церкви , Духовный регламент года. Хотя авторство Феофана этих и ряда других произведений вызывало сомнения, большинство историков приписывают их ему. После заключения сына Петра Алексея за измену и его последующей смерти в 1718 году у царя не осталось взрослых наследников мужского пола. В ответ он изменил закон, позволив действующему монарху назначить преемника. Феофан защищал это решение как соответствующее православным принципам, воле Божией и здравому смыслу.
Духовный регламент кодифицировал новую административную структуру церкви, упразднение патриаршества (остававшегося вакантным после смерти патриарха Адриана в 1700 г.) и его замену коллегиальным органом, Священным Синодом, состоящим из смесь духовенства и мирян, назначаемых царем. В Духовном регламенте объяснялось, что это изменение означало для церкви и духовенства, особенно приходских священников, которые теперь стали де-факто функционерами государства, и монашеского духовенства, численность и ресурсы которого резко сократились.
Феофан также связан с катехизацией прихода и приходского духовенства через распространение своей брошюры Первый урок для ребенка. Задуманный как учебник грамотности и катехизис Десяти Заповедей, Первый Урок Ребенка был предписан для использования в церковной службе, заменяя другие необязательные тексты, такие как тексты Эфраима Сирина. Этот текст нес в себе черты подхода Феофана к языку. Здесь и в меньшей степени в своих проповедях он сознательно принял простой и прямолинейный тон вместо декоративного барокко высокой церковнославянской прозы. Писая на народном языке, он старался использовать язык повседневной речи, чтобы смысл текста, произнесенного вслух или прочитанного, был непосредственно доступен мирянам. Хотя остается неясным, является ли Первый урок для ребенка широко использовался для обучения грамоте, он действительно очень широко распространялся в восемнадцатом веке, выдержав более дюжины изданий и десятки тысяч экземпляров.
В последние годы Петра и после его смерти Феофан играл важную роль в придворной политике и, возможно, сыграл решающую роль в содействии возведению на престол жены Петра, Екатерины, положив тем самым начало длительному периоду (до 1796 г.), когда женское правление было скорее нормой, чем исключением в России. Феофан составил официальный отчет о смерти и престолонаследии Петра, элегии и первичные панегирики, восхваляющие послепетровское политическое устройство. Он также работал за кулисами среди капризных российских придворных и гвардейских полков во имя политической стабильности.
См. также Самодержавие ; Православие, русский ; Петр I (Россия) ; Русская литература и язык .
БИБЛИОГРАФИЯ
Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Stanford, 1971.
Лентин, А., пер. и изд. Петр Великий. Его закон об имперском престолонаследии: Официальный комментарий. Оксфорд, 1996.
Мюллер, Александр В., пер. и изд. Духовный регламент Петра Великого. Сиэтл, 1972.
Гэри Маркер
Европа, 1450 по 1789: Энциклопедия раннего современного мирового маркера, Гэри
Гейл
Просмотр Обновлен 27 июня 2018
. ) был русским православным архиепископом, который сотрудничал с Петром Великим в деле подчинения управления Русской православной церкви имперскому правительству. Инструментом подчинения был Духовный Регламент (Церковное Положение), самое известное писание Прокоповича, провозглашенное Петром 25 января 1721 г.
Духовный устав добился подчинения церковного управления царскому государству вплоть до падения царизма в 1917 году. Он упразднил Московскую патриархию, заменив ее Духовной коллегией по образцу коллегиальной системы, которая только что была введена в гражданскую администрацию. Российской империи. Духовная коллегия немедленно и успешно попыталась переименовать себя в Святейший Правительствующий Синод. Изменение названия символизировало начало почти двухсотлетней борьбы церковников и сторонников церкви за восстановление административной автономии церкви.
Одной из наиболее обременительных черт Церковного устава было подчинение духовенства полицейскому надзору. Священники были обязаны свидетельствовать против своих кающихся, иначе им грозили суровые юридические санкции. Постановление имело немедленный эффект усиления старообрядческого раскола и долгосрочный эффект отчуждения духовенства от их паствы.
Карьера Прокоповича знаменовала секуляризационное и протестантское развитие русской церкви. Как и Петр, Прокопович считал, что концепция симфония , в которой церковь и государство определялись как два автономных, но взаимосвязанных явления, служила ослаблению политической власти, поощрению непримиримости старообрядцев и поощрению политической нелояльности.
Воспитанный дядей, Прокопович учился в иезуитских коллегиях на Польской Украине и в Риме, где по необходимости принял католицизм (униат). В Киеве он снова обратился в православие; он был назначен ректором Киевской духовной академии (1711 г.), епископом Псковским (1718 г.) и архиепископом Новгородским (1720 г.).
Когда царь умер в 1725 году, Прокопович подвергся нападкам со стороны традиционалистских церковников, решивших восстановить каноническое равновесие между церковью и государством. Прокопович контратаковал. Он был ключевым сторонником кандидатуры на русский престол Анны Ивановны Курляндской (годы правления 1730–1740), тем самым сыграв важную роль в наложении на русскую церковь так называемого немецкого ига.
Последние годы жизни Прокоповича застали его в аномальной ситуации защиты традиционной иерархической организации и апостольской преемственности Православной церкви от дальнейших реформ курляндской администрации. Сборник религиозно-политических произведений Прокоповича под названием Слова и речи (Санкт-Петербург, 1765) появился посмертно.
Библиография
Кракрафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого . Стэнфорд, Калифорния, 1971.
Кертисс, Джон С., изд. Очерки истории России и СССР в честь Героида Танкуари Робинсона . Нью-Йорк, 1963.
Мюллер, Александр В., изд. Духовный регламент Петра Великого . Сиэтл, 1972.
Смолич, Игорь. Geschichte der russischen Kirche, 1700–1719 гг.17 . Лейден, 1964.
Виттрам, Райнхард. Петр I, царь и кайзер: Zur Geschichte Peters des Grossen in seiner Zeit . 2 тт. Göttingen, 1964.
Джеймс У. Каннингем (1987)
Энциклопедия религии Каннингем, Джеймс
Гейл
виды Обновлено мая 2018
2020 Russian Orthodop orthodop orthodop orthodop orthodopop, архинговой; б. Киев, 8 июня 1681 г.; д. Санкт-Петербург, 9 сентября 1736 года. После изучения богословия в Киевской академии он стал католиком (169 г.8) и присоединился к василианским монахам. Во время учебы в аспирантуре в Риме он был принят в члены Общества Иисуса. Однако вместо вступления в орден он вернулся в Киев и обратился в православие. В 1704 г. он стал профессором Киевской академии и был ее ректором (1711–1716). Хотя Стефан обвинил его в кальвинизме, он стал епископом Псковским (1720 г.) и архиепископом Новгородским (1725 г.). Он был близким советником императора Петра I (Великого), который использовал его как своего главного теоретика церковной политики. Прокопович поддержал создание Петром святейшего синода (1721 г.) и стал его первым вице-президентом. Священный Синод заменил патриаршество в качестве руководящего органа Русской Православной Церкви, которую он почти полностью подчинил государственному контролю. За его роль в этом изменении Прокоповича называют отцом русского цезарепапизма. Он опубликовал множество литературных, философских и богословских работ, в основном на латыни. Их влияние продолжалось до 1836 года, когда началась реакция в пользу традиционных православных верований.