Архитектура при екатерине 2: Петербург: как строился и менялся. Екатерина II: архитектура просвещенного абсолютизма
Содержание
Петербург: как строился и менялся. Екатерина II: архитектура просвещенного абсолютизма
При Екатерине II государство развивает интеллектуальные и духовные качества человека, а архитектура ему в этом помогает. Рассмотрим, как Петербург стал инструментом просвещения.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.
1. Дмитрий Левицкий. Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия, 1783 (Русский музей)
2. Наказ Екатерины II — концепция просвещенного абсолютизма, где в 506 статьях сформулированы основные принципы политики и правовой системы
3. Медный всадник, 1768 — на постаменте написано «Петру Первому от Екатерины Второй»
4. Сатирический журнал «Всякая всячина», издаваемый Екатериной II в 1769–1770 годы
5. Титульный лист либретто оперы «Начальное управление Олега», автор — Екатерина II
Санкт-Петербург при Екатерине II — это новый этап Просвещения, новая концепция государства и человека — и, следовательно, новая архитектура.
Давайте выясним, чем эпоха Екатерины отличалась от предыдущей 👇
📚 Начинается эпоха просвещенного абсолютизма. Это не только просвещенный, то есть образованный монарх на троне, но и просвещение как основная цель власти. Предпочтительный метод правления — убеждение, развитие, образование, а не насилие. Все в государстве, включая архитектуру, нужно для того, чтобы люди становились лучше, разумнее, благороднее.
✍️ Идея государства, которое развивает интеллектуальные и духовные качества человека, наполняется конкретным содержанием. Это справедливый суд, образование, воспитание, искусство, долг, справедливость, милосердие — и другие ценности, которые должны утверждаться. Все искусства, в том числе архитектура, доносят и развивают эти ценности, воспитывают их в людях.
🏫 В чем роль архитектуры? Это уже не инструмент для решения конкретных задач, как при Петре, и не декорация для сцены, как при Елизавете. Просвещенный монарх строит учреждения для просвещения людей и заботе об их нравственном облике. Предпочтительным стилем архитектуры становится рациональный классицизм — сначала французский, а потом английский. А уже благодаря этим учреждениям и стилю возвышенные люди будут законопослушны и предприимчивы.
🛀 На этом фоне совершенно по-новому осознается роль частной жизни. Благодаря философам Просвещения, особенно Жан-Жаку Руссо, формируется концепция индивидуальности: у человека, в том числе у монарха, есть частная жизнь — и она тоже интересна, наполнена смыслом, важными интеллектуальными и духовными событиями. Екатерина как частное лицо была интеллектуалом, писала басни, пьесы, либретто к операм, переписывалась с европейскими философами.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. План Санкт-Петербурга, 1776
2. Старо-Калинкин мост, Санкт-Петербург, 1786–1788
3. Дом Сафонова (Невский проспект, 8)
4. Дом Веймара (Невский проспект, 10)
5. Фрагмент Панорамы Невского проспекта (дома 8 и 10). Литография И. А. Иванова с рис. В. С. Садовникова, 1830–е годы
6. Новая Голландия — два рукотворных острова в дельте Невы, застроенных Жаном-Батистом Валлен-Деламотом
7. Арка Новой Голландии, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот, 1779–1787
При Екатерине II продолжилось развитие Санкт-Петербурга. Давайте посмотрим, как изменился подход к градостроительству.
💼 Создается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Екатерина как бы говорит, что Санкт-Петербург — хоть и важный город, но не единственный. Позже эта же комиссия разработает больше 200 планов для губернских и уездных городов — мы об этом еще поговорим. Архитектор Андрей Квасов разрабатывает генеральный план Петербурга. Этот план города 1769 года — последний в 18 веке. Таким образом, признается, что город сформирован и больше расти не должен, а должен меняться в качестве.
📏 Систематизируется то, что уже сделано. Появляется больше постоянных мостов, активно используются типовые проекты, оформляются площади. Возникают регламенты застройки — ширины улиц, высота застройки. Например, главные здания в центре должны были быть не ниже 10 саженей (21 метра). Образцовые чертежи для строительства зданий обновляют ближе к классицизму.
🏛 Классицизм не только транслирует ценности рационального мышления и ясной, осознанной жизни. Из-за его строгости внутри классицизма возможно больше регистров и интонаций (как ни странно). В елизаветинском барокко трудно сделать обычный дом, а не дворец, а в классицизме — пожалуйста. Можно даже промышленное здание (такое, как Новая Голландия). Город постепенно получает уже не только отдельные яркие акценты, но и ровный фон для них.
🌲 Снова о частной жизни. Ее ценности особенно хорошо проявляются в парке. От регулярной французской планировки переходят к английской, ландшафтной: холмы, речки, деревья, редкие павильоны живописно стоят на опушках. Это совершенно искусственный ландшафт, он только имитирует природу. Парк — культурный антипод классицистического города, как будуар — антипод парадной залы. Они и разные, и при этом тесно связанные.
1. Академия Художеств, Санкт-Петербург, арх. Александр Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот, 1764–1788
2. Академия художеств, план здания
3. Мраморный дворец, Санкт-Петербург, арх. Антонио Ринальди, 1768–1785
4. Московский императорский воспитательный дом, Москва, 1764–1781
5. Сенат, Москва, арх. Матвей Казаков, 1776–1787
Теперь обратимся к архитектурному стилю при Екатерине II. Императрица, восхищенная французской культурой мысли, приветствует появление в России французской версии классицизма.
🏛 Классицизм — строгое развитие Ренессанса, для него характерны логичность, ясность и рациональность. Рациональность открывает архитекторам путь к зданиям, в которых польза играет не менее важную роль, чем красота. В барочных зданиях у комнат часто очень сложная геометрия, чтобы создать интересные «декорации». В классицизме помещения чаще простых форм, зато планы зданий бывают сложными, чтобы удовлетворить разные потребности.
🎨 Хороший пример — Академия художеств. Спроектирована Александром Кокориновым и французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом. Кокоринов стал первым ректором Академии художеств. А Валлен-Деламот был родственником и учеником Жака-Франсуа Блонделя, одного из крупнейших архитекторов французского классицизма. В Академии сложный план из двух простых фигур, которые дают интересные внутренние дворы. В классах много солнца, особенно в круглом классе-коридоре. Фасады — ясный и простой ордер, и только в центральном ризолите акцент, там овальный зал.
🧩 Мраморный дворец. Антонио Ринальди спроектировал здание строгих форм. По сравнению с барочными дворцами фасад практически плоский, боковые и центральная части только немного выдаются вперед. Крупный ордер объединяет два верхних этажа, превращая их в единую сущность. Сравните с дворцами Растрелли, который четко выделял каждый горизонтальный слой. Самый главный эффект — не цвет, как в барокко, а материал — несколько видов мрамора.
👥 Здания с отчетливой функцией просвещения: Сенат в Московском Кремле Матвея Казакова (тоже сложный план, совмещающий рабочие кабинеты чиновников и зал заседаний, символически важная часть здания) и Воспитательный дом, интернат для сирот и брошенных детей.
1. Жан-Жак Руссо (1712–1778)
2. Английский парк в Версале, гравюра Франсуа Дени
3. Английский парк Stowe Landscape Gardens в Букингеме
4. «Примитивная хижина» из эссе французского философа и теоретика архитектуры Марка Антуана Ложье — Ложье рассуждает о красоте и естественности такого жилища
5. Джованни Баттиста Пиранези, Храм Сатурна (из серии «Виды Рима»)
Чтобы лучше понимать, как идеи Просвещения изменили архитектуру, давайте посмотрим, как они влияли на цивилизацию не в политическом, а в общекультурном смысле.
Для этого отметим несколько важных тенденций 👇
📖 В год восшествия Екатерины на трон (1762) выходит книга Жан-Жака Руссо «Эмиль, или о воспитании». Она посвящена воспитанию идеального человека, который реализует заложенные в нем естественные добрые качества. Эта идея появляется в противовес тому «театру», который так любило французское общество (и Елизавета). Руссо в него не очень вписался и ругал со страшной силой — от чего становился только популярнее и популярнее!
🌳 Один из способов раскрыть в себе лучшие природные качества, посчитало цивилизованное общество, гулять в английском парке. В отличие от французских парков с ровными аллеями и подстриженными деревьями, они имитируют реальную природу. Весь пейзаж придуман, деревья, холмы, реки созданы искусственно, но это искусственное пространство создает среду для естественного человека. А парковая архитектура напоминает о присутствии человека среди природы.
🗿 Меняется отношение к истории. В 18 веке открываются Помпеи и Геркуланум, Пальмира и другие восточные эллинистические памятники. Европейцы получили возможность попасть в Афины и своими глазами увидеть Парфенон. Оказалось, что представление о древнегреческой культуре, полученное по римским копиям, было весьма неточным. Разгорается целый спор о том, кто лучше — греки или римляне. Люди начинают больше размышлять об истории, давать новые оценки событиям прошлого. В 1755 году страшное землетрясение почти полностью уничтожает Лиссабон — событие, которое заставляет многих разочароваться в возможностях разума.
🏛 Возникает так называемый «культ руин». Путешествуя по Европе и тем более по Италии, человек Просвещения лучше понимал разницу между древностью и современностью, между разными странами. Никто не пытался превратить Россию в Италию, а современную архитектуру — в античность, зато развивалась идея истории как движения вперед, с разными событиями, разными судьбами и путями. У архитекторов даже появляется манера рисовать свои здания или их части в виде руин, размышляя о том, как они выглядят на фоне истории.
1. Китайский дворец, арх. Антонио Ринальди, Санкт-Петербург, 1762–1768
2. Китайская деревня, арх. Антонио Ринальди и Чарльз Камерон, Царское Село, конец 18 века
3. Китайская деревня, план
4. Александровский дворец, арх. Джакомо Кваренги, Царское Село, 1792–1796
5. Александровский дворец в разное время года
6. Генеральный план Гатчинского парка
7. Гатчинский дворец в 1944 году
8. Карпин мост в Гатчинском парке
9. Петровский путевой дворец, арх. Матвей Казаков, Москва, 1776–1780
10. Руина Большого Царицынского дворца. Открытка начала 20 века
Чем больше классицизм через стиль и функциональность определяет жизнь человека, тем больше хочется чего-то другого. Интерес к частному, индивидуальному расширяет культурный диапазон — и пространство архитектуры.
Растет интерес к архитектурной экзотике 👇
🌏 Это началось еще с Версаля: экзотические элементы вплетаются в европейские стили — барокко, рококо, классицизм. Причина в растущей роли колоний и возбуждающей запретности чужого. Америка, Китай, Восток становятся частью европейского сознания. Появляется стиль «шинуазри», «китайщина», как развитие интерьерного игривого рококо. В России он реализуется, например, в Китайском дворце Ринальди.
🧧 Китайская деревня в Александровском парке. Ринальди и Камерон создали более близкую к классицизму архитектуру. Китайские элементы реализуются более тщательно, чем в Китайском дворце — но это все еще воображаемый Китай. В целом Китайская деревня показывает интерес не только к экзотическому стилю, но и к образу жизни, культуре.
🏛 Александровский дворец. Вариация на тему виллы Палладио с центральным домом и крыльями. Обратите внимание, что часть этого дома — двор за торжественной колоннадой коринфского ордера. Несмотря на крупный размер (еще бы, это ведь императорский дворец, а не усадьба), здание не кажется слишком крупным для своего окружения и прекрасно смотрится в любое время года.
🌳 Гатчинский парк и Гатчинский дворец. Дворец напоминает то ли английский средневековый замок, то ли итальянскую виллу эпохи маньеризма, а привычные черты классической архитектуры (колонны, пилястры) найти уже трудно. План Гатчинского парка (как и Александровского) выражает идею английского ландшафтного парка. Редкие архитектурные объекты — мост, ротонда, грот — призваны подчеркнуть контраст, конфликт истории и природы. Это была одна из любимых тем позднего классицизма и романтизма.
🔷 Местный вариант экзотики и переплетения культур — псевдоготика. В ней сочетаются готические элементы — стрельчатые окна, арки — и элементы древнерусской архитектуры, узорочья, нарышкинского барокко. Этот стиль развивали в Москве Матвей Казаков и Василий Баженов. Но приглядитесь к Петровскому путевому дворцу или к Царицыно — и увидите классицистическую структуру фасада с четкими горизонталями карнизов и вертикальными осями окон и колонн.
1. Вилла Фоскари, арх. Палладио, Мира, Италия, 1558–1560
2. Обложка книги Чарльза Камерона «Термы римлян, их описание и изображение», 1775 — как многие английские архитекторы-палладианцы, Камерон серьезно изучал историю античной архитектуры.
3. Камеронова галерея, арх. Чарльз Камерон, Царское Село, 1780–1794
4. Софийский собор, арх. Чарльз Камерон, Царское Село, 1782–1788
5, 6. Ассигнационный банк, арх. Джакомо Кварнеги, Санкт-Петербург, 1783–1799
7. Собор Борисоглебского монастыря, арх. Николай Львов, Торжок, 1785–1796
8. Церковь Святой Екатерины, арх. Николай Львов, Мурино, 1786–1790
9. Невские ворота Петропавловской крепости, арх. Николай Львов, Санкт-Петербург, 1784–1787
Постепенно Екатерина II охладевала к французской культуре, а случившаяся Великая французская революция поставила последнюю точку. Одновременно Англия с ее экономическими успехами все больше нравилась императрице и многим дворянам, и интеллектуалам тоже.
Вот к чему это привело 👇
🏛 Растет интерес к английскому классицизму — палладианству. Палладио — архитектор эпохи Ренессанса, который выработал гибкую и строгую систему, основанную на античном наследии. Он отработал эту систему на виллах, но постепенно она выросла в целую программу для разных типов зданий — во многом благодаря англичанам. Архитектура в стиле палладианства появляется в России.
✨ Камеронова галерея. Проект англичанина Чарльза Камерона в Екатерининском парке Царского Села. Здание состоит из двух частей. Нижняя, тяжелая и грузная, представляет историю. Верхняя, легкая, с очень легким ордером, как бы напоминающим греческую архитектуру в ярком солнце — это современная цивилизация.
☦️ Софийский собор. Постройка Камерона и Ивана Старова в городке София, рядом с Царским Селом. Здание сочетает сразу три программы. Ее прообраз — вилла Ротонда. В плане она напоминает пятиглавый православный храм. А плоские купола отсылают к Собору Св. Софии в Константинополе. Собор иллюстрирует греческий проект Екатерины: Россия должна освободить Константинополь от Турции и вернуть туда православие — а также упрочить свое положение на Черном море.
🏦 Ассигнационный банк, Джакомо Кваренги. В России по примеру Англии вводятся бумажные деньги. Банк — важнейшая для развития экономики, торговли, производства институция, для которой нужна сложная архитектура. Поэтому получается очень крупное здание. Кваренги решает сложную задачу: фасады по-разному выходят на Садовую улицу и на канал Грибоедова. На узкую улицу — воротами, красивой оградой, завершениями полукруга. А на канал — обратной стороной полукруга, масштабной композицией, хорошо видной издалека.
👤 Главный российский палладианец — Николай Львов. Это один из интереснейших людей своего времени, достойный отдельного разговора. Он дворянин, который занимается архитектурой, потому что ему это интересно, а не ради денег. Львов изобретал новые строительные технологии, переводил Палладио — а еще много путешествовал, писал стихи, рисовал. При этом был настоящим англоманом и аристократом — и много строил в родном Торжке. В духе Просвещения он считал, что забота о родных землях — его долг. Увы, многие его постройки там — в ужасном состоянии.
1. План Твери, 1845
2. Пожарная каланча, Кострома, 1824–1827
3. План Ярославля, 1799
4. Исторический центр Ярославля
5. План Перми, 1871
6. Исторический центр Иркутска
Давайте разберем градостроительные реформы Екатерины II в масштабах всей страны. Московские и петербургские архитекторы занимались не только столицами: они выполнили важнейшую работу по перепроектированию генпланов сотен городов в России.
Таким образом Екатерина решала сразу четыре задачи:
▫️ Равномерное развитие страны. Просвещенный монарх не ограничивается своими столицами и двором, а думает о всей стране.
▫️ Рост экономики и развитие среднего класса, без которого невозможно процветание, промышленность, и будет увеличиваться культурный и экономический разрыв между Петербургом, Москвой и провинцией.
▫️ Развитие страны от аграрной к индустриальной. В Англии уже вовсю промышленная революция, надо догонять. Город, а не деревня — центр развития торговли, промышленности и даже грамотного сельского хозяйства.
▫️ Продолжение колонизации страны. Покорение Сибири началось в 16 веке, но работы было еще много. Многие города за Уралом было основаны или превратились из крепостей в города как раз в это время.
Какими инструментами решались эти задачи 👇
🏘 Регулярная сетка. Большинство городов, включая Москву, было хаотично застроено домами внутри дворов. Такая застройка не соответствовала городскому образу жизни и приводила к пожарам (многие города выгорали целиком по несколько раз), не позволяла сделать нормальные мостовые, канализацию и многое другое. Регулярные кварталы обеспечивали пожарную безопасность, цивилизованную инфраструктуру — «комфортный город» XVIII века. К тому же четкое разделение участков уменьшало число имущественных споров, и было проще собирать налоги.
🏫 Здания, представляющие Просвещение. Должно быть понятно, кто в городе главный и как представлена власть: дом губернатора — еще и культурный центр, где устраивают балы; тюрьма нужна не для наказания, а для исправления; различные ведомства выражают функции образования, здравоохранения, судебной власти. Хорошо бы иметь театр.
🏰 Древние памятники — кремли, монастыри — должны органично вписываться в новое пространство. Несмотря на общую концепцию, в каждом городе строили свое. Что-то из построек становилось символом — как Пожарная каланча в Костроме.
🏗 Заметная часть российских городов, чья история началась в XVIII веке или раньше, в основе имеют планы екатерининских времен. Если не было больших пожаров или других разрушений, то ключевые здания тоже относятся к этому периоду.
курс Level One
Как разбираться в архитектуре
Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
История России. Архитектура периода правления Екатерины II. (1762-1796).
Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena. ru
История России.
Архитектура периода правления Екатерины II. (1762-1796).
Особенности:
- основной архитектурный стиль – классицизм,
- ориентация на античные традиции,
- строгость, симметрия, ясность,
- сдержанный колорит,
- рациональность, простота и естественность,
- несколько зданий построено в стиле неоготики,
- сочетание барокко и классицизма.
СОДЕРЖАНИЕ.
- Гостиный двор в Санкт-Петербурге (1761–1785).
- Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге (1764–1788).
- Малый Эрмитаж. 1764-1775.
- Большой Гатчинский дворец (1766–1781).
- Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768–1785)
- Старый Эрмитаж. 1771-1787.
- Решётка Летнего сада. 1773-1784.
- Петровский путевой дворец в Москве (1776–1780)
- Троицкий собор в Александро-Невской лавре. 1776-1790.
- Сенатский дворец в Москве (1776–1787).
- Чесменская церковь в Санкт-Петербурге (1777–1780)
- Холодная баня с Агатовыми комнатами. Царское Село. 1780-е годы.
- Камеронова галерея. Царское Село.1780-1794.
- Казаковский корпус Московского университета (1782–1786)
- Здание Главного почтамта в Санкт-Петербурге. 1782-1789.
- Эрмитажный театр. 1783-1787.
- Таврический дворец в Санкт-Петербурге (1783–1789).
- Здание Академии наук в Санкт-Петербурге (1783–1789).
- Пашков дом в Москве (1784–1786).
- Здание Благородного собрания. 1784.
- Большой Царицынский дворец в Москве (1786–1796)
- Владимирская церковь в селе Быково (1789)
- Здание Царскосельского лицея. 1789-1792.
- Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796)
Гостиный двор в Санкт-Петербурге (1761–1785).
Архитектор – Жан Батист Валлен-Деламот.
Архитектурный стиль – классицизм.
Гостиный двор — это старейшее торговое предприятие Санкт-Петербурга.
Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге (1764–1788). Архитекторы – Жан-Батист Валлен-Деламот, Александр Кокорин, Юрий Матвеевич Фельтен.
Архитектурный стиль – классицизм.
Торжественная церемония закладки здания состоялась 7 июля 1764 года — в годовщину вступления на престол Екатерины II.
В настоящее время в здании расположена Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина.
Малый Эрмитаж. Санкт-Петербург.1764-1775.
Архитекторы – Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен.
Архитектурный стиль – классицизм.
Здание является связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем.
Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.
Эрмитаж — от фр. hermitage — парковый павильон, место уединения, малый сельский дворец:
Информация.
Эрмитаж включает в себя здания:
- Зимний дворец (1754-1762),
- Малый Эрмитаж (1764-1775),
- Большой (Старый) Эрмитаж (1771-1787),
- Новый Эрмитаж (1842).
Большой Гатчинский дворец (1766–1781).
Архитектор – итальянец Антонио Ринальди.
Архитектурный стиль – классицизм.
Построен для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова. Дворец сочетает в себе темы средневекового замка и загородной резиденции. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768–1785).
Архитектор – Антонио Ринальди.
Архитектурный стиль – классицизм.
Дворец построен по приказу Екатерины II в качестве подарка фавориту Григорию Григорьевичу Орлову за помощь в возведении Екатерины на трон.
Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.
В настоящее время с 1992 года – это филиал Государственного Русского музея.
Старый Эрмитаж. Санкт-Петербург. 1771-1787.
Архитектор – Ю. Фельтен.
Архитектурный стиль – классицизм.
В 1770 году Екатерина II приказала построить вдоль Дворцовой набережной новое каменное здание «в линию с Эрмитажем». Оно возводилось с февраля 1771 года по проекту Ю. Фельтена и под руководством Джованни Джеронимо Руска. Так как уже существовал Малый Эрмитаж, новая постройка получила название Большого Эрмитажа. Здесь разместились дворцовая художественная коллекция и библиотека.
Адмиралтейство. Царское Село (Пушкин),1773-1777.
Архитектор – И.В. Неелов.
Архитектурный стиль – классицизм.
Адмиралтейство — группа зданий из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами.
Симметричный ансамбль из трёх садово-парковых павильонов в голландском стиле, расположенный на берегу Большого пруда в пейзажной части Екатерининского парка.
Здесь хранились лодки, на которых императрица и придворные катались по пруду, в «птичниках» содержались птицы, подчас заморские (павлины, фазаны), но преимущественно обычные лебеди и утки, которые в тёплое время года разнообразили своими силуэтами гладь пруда, а в холодное время зимовали в специально оборудованном бассейне.
Решётка Летнего сада. 1773-1784.
Архитекторы – Ю. Фельтен, П.Е. Егоров.
Архитектурный стиль – классицизм.
На высоком гранитной цоколе установлены 36 гранитных колонн, между которыми закреплены кованые звенья решётки. Колонны венчают вазы, высеченные из красного гранита. Главное достоинство- безупречная пропорция и простота рисунка.
Петровский путевой дворец в Москве (1776–1780).
Архитектор – Матвей Казаков.
Архитектурный стиль –неоготика.
Екатерина II отдала приказ на строительство дворца в связи с успешным завершением Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, он служил резиденцией для знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название — «путевой»).
В настоящее время – это элитная гостиница.
Троицкий собор в Александро-Невской лавре. 1776-1790.
Архитектор – И.Е. Старов.
Архитектурный стиль – классицизм.
Ныне действующий собр.
Сенатский дворец в Москве (1776–1787).
Архитектор – Матвей Казаков.
Архитектурный стиль – классицизм.
Здание расположено на территории Московского Кремля.
Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой.
По первоначальному замыслу здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи – Правительствующего сената, откуда и получило своё название.
При советской власти во дворце располагался кабинет В.И. Ленина, позднее он стал зданием Совета министров СССР.
В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента РФ.
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге (1777–1780).
Архитектор – Ю.М. Фельтен.
Архитектурный стиль –псевдоготика.
Здание церкви было построено в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году.
В настоящее время – действующий православный храм.
Холодная баня с Агатовыми комнатами. Царское Село (Пушкин).1780-е годы.
Архитектор – Чарльз Камерон.
Архитектурный стиль – классицизм.
На нижнем этаже находилось несколько купальных бассейнов для водных процедур, а верхний этаж, где находятся Агатовые комнаты, служил для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.
Камеронова галерея. Царское Село.1780-1794.
Архитектор – Ч. Камерон.
Архитектурный стиль – неоклассицизм.
Летняя резиденция Екатерины Великой.
В настоящее время залы предназначены для временных экспозиций.
Казаковский корпус Московского университета (1782–1786).
Архитектор – Матвей Казаков, реконструирован – Доменико Жилярди.
Архитектурный стиль –псевдоготика, после реконструкции в 1817 году – стиль ампир.
Старое здание Московского университета (Московский университет на Мохово́й, Казаковский корпус.
Строение сильно пострадало при пожаре 1812 года, и пять лет спустя было реконструировано по проекту архитектора Доменико Жилярди в стиле ампир.
В настоящее время комплекс занимают фонды библиотеки, Антропологический музей и Музей истории университета, Институт Азии и Африки, основанный в 1956 г.
Здание Главного почтамта в Санкт-Петербурге. 1782-1789.
Архитектор – Н.А. Львов.
Архитектурный стиль – классицизм.
Здание было построено как вспомогательное служебное помещение почтового управления, а с 1801 года ставшее основным местом размещения Санкт-Петербургского почтамта.
Эрмитажный театр. 1783-1787.
Архитектор – Джакомо Кваренги.
Архитектурный стиль – классицизм.
Здание придворного Императорского театра построено по указу императрицы Екатерины II.
Эрмитажный театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры конца XVIIII века. На сцене театра шли многие оперные, балетные и драматические постановки, в том числе пьесы, написанные императрицей. В этом здании устраивали маскарады и балы, разыгрывали любительские спектакли.
Таврический дворец в Санкт-Петербурге (1783–1789).
Архитектор – И.Е. Старов.
Архитектурный стиль – классицизм.
Петербургская резиденция князя Григория Потёмкина -Таврического. Шикарный дворец Екатерина II подарила всесильному фавориту за взятие турецкой крепости Исмаил.
Свое современное название Таврический дворец получил после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II, желавшей увековечить память о присоединении Тавриды к России.
Из истории дворца.
- В 1906—1910 годах – в здании размещалась Государственная дума.
- С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов.
- В Таврическом дворце проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 3—24 июня 1917 года.
- 5 (18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.
- Сегодня дворец – штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ.
- В наши дни здесь открыты временные и постоянные экспозиции. Проводятся экскурсии, научные конференции. Регулярно проходят концерты органной и оркестровой музыки.
Здание Академии наук в Санкт-Петербурге (1783–1789).
Архитектор – Джакомо Кваренги.
Архитектурный стиль – классицизм.
Санкт-Петербургская академия наук – первое высшее научное учреждения Российской империи, основанная по указу Петра I в 1724 году.
В настоящее время – Российская академия наук (с 1991 года).
Пашков дом в Москве (1784–1786).
Архитектор – Василий Баженов.
Архитектурный стиль – классицизм.
Пашков дом был построен по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I.
В настоящее время – Российская государственная библиотека.
Здание Благородного собрания. Москва. 1784.
Архитекторы – Матвей Казаков, Алексей Никитич, Александр Мейснер.
Архитектурный стиль – классицизм.
Изначально — усадьба князя Василия Долгорукова-Крымского. Было выкуплено Благородным собранием в 1784 году и перестроено Матвеем Казаковым.
После революции в доме находился Центральный совет московских профессиональных союзов, а здание было переименовано в Дом Союзов.
В настоящее время В Колонном зале Дома Союзов проходят концерты, праздничные мероприятия, конференции и семинары.
Большой Царицынский дворец в Москве (1786–1796).
Архитектор – Матвей Казаков.
Архитектурный стиль – псевдоготика с чертами классицизма.
Дворец был главной постройкой для несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины II.
В настоящее время дворец используется для размещения экспозиций музея-заповедника «Царицыно», для проведения художественных выставок и концертов.
Владимирская церковь в селе Быково (1789).
Архитектор – Василий Баженов.
Архитектурный стиль – русская готика.
В настоящее время – действующая церковь.
Здание Царскосельского Лицея. Царское Село (Пушкин). 1789-1792.
Архитектор – И.В. Неелов, перестроил в 1811 – В. Стасов.
Архитектурный стиль – классицизм.
Первоначально здание Лицея предназначалось для детей цесаревича Павла и называлось Великокняжеским корпусом.
В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения
В 1843 году Лицей был переименован в Александровский.
В настоящее время – музей. Открытие музея-Лицея в г. Пушкине в 1974 году.
Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796).
Архитектор – Джакомо Кваренги.
Архитектурный стиль – классицизм.
Дворец по распоряжению императрицы Екатерины II
в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича.
В начале XX века при императоре Николае II Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались послы, праздновались 300-летие Дома Романовых и 200-летие Царского Села.
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
История Санкт-Петербурга в царствование Екатерины Великой
В течение длительного царствования Екатерины Петербург окончательно обрел статус великой европейской столицы. Преображая и благоустраивая столицу Российской империи, Екатерина следовала принципам философов-просветителей, а также стремлению запомниться с любовью и задним числом оправдать переворот, который выдвинул бывшую немецкую принцессу на роль просвещенной русской Императрица.
Екатерина продолжила многолетнюю традицию приглашения лучших зарубежных художников, архитекторов и других деятелей культуры для работы в России. Так, французский скульптор Этьен Морис Фальконе приехал в Петербург и по просьбе Екатерины создал то, что впоследствии стало известно как Медный всадник, величественный конный монумент Петру Великому на берегу Невы. Екатерина по рождению не принадлежала к династии Романовых, а потому старалась укрепить свою практически несуществующую связь с предшественниками на престоле: так, на пьедестале памятника и латинским, и русским языками начертана судьбоносная фраза: » Петру Первому от Екатерины Второй».
В екатерининское царствование берега Невы и других более мелких водотоков – Мойки и Фонтанки – были превращены в мостовые, облицованные гранитом (там, где раньше здания стояли прямо на берегу реки, входы в них были доступны только с вода). Первой частью набережной Невы, «одетой» таким образом, был участок от Летнего сада до Зимнего дворца. Знаменитая изящная кованая ограда Летнего сада была построена в это время по проекту архитектора Юрия Фельтена. Чтобы не портить вид Екатерины из окон Зимнего дворца, южные стены Петропавловской крепости были облицованы темно-красным гранитом (невидимая из дворца противоположная сторона крепости осталась такой, какой была: голой кирпич).
Эпоха Екатерины Великой повлияла на облик Петербурга прежде всего переходом от барокко и рококо к неоклассицизму. Екатерина приказала построить величественный Мраморный дворец для своего фаворита Григория Орлова, сыгравшего ключевую роль в перевороте, приведшем ее к власти. Точно так же Орлов приказал построить в Гатчине Большой дворец. Однако строительство Мраморного дворца затянулось, и Орлову так и не удалось переехать в этот новый дворец. Императрица решила не выходить замуж за своего фаворита, и ее чувства к нему охладели, хотя у них был внебрачный сын по имени Алексей Бобринский.
При Екатерине была основана образовательная резиденция для девочек, которая впоследствии переросла в Институт благородных девиц и была одной из первых прогрессивных образовательных организаций для молодых женщин. Сегодня он известен как Смольный институт. Также была основана Публичная библиотека (ныне Российская национальная библиотека, одна из двух крупнейших библиотек России) на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Примерно в то же время на противоположной стороне Садовой улицы по упрощенным планам архитектора Валлена де ламота был построен Центральный Гостиный двор, обеспечивший городу его главный центральный торговый пост.
В течение долгого царствования Екатерины полным ходом шло строительство царских резиденций в Царском Селе и Петергофе. В первом к Екатерининскому дворцу пристроили Камеронову галерею и построили павильон «Агатовая комната». Соседний Александровский дворец был построен с множеством павильонов, разбросанных по его большому парку, включая необычные «Большой каприз» и «Малый каприз». В Петергофе рядом с Монплезиром был построен Екатерининский корпус (жилые помещения). А дворцовых интерьеров было переделано столько, что всех и не перечислить.
Память Екатерины Великой увековечена в грандиозном монументе, установленном на площади между Невским проспектом и Александринским театром, получившей название Екатерининский сад или Екатерининский сад. В этом памятнике, задуманном архитектором Михаилом Микешиным, изображена мудрая, благожелательная императрица, возвышающаяся над самыми именитыми сановниками, военными и литераторами своего времени.
Екатерина Великая, Москва и Кремль
[bsa_pro_ad_space id=4]
При перечислении великих строек Екатерины в первую очередь вспоминается знаменитый Екатерининский дворец в Пушкине или Китайский дворец в Ломоносове (бывший Ораниенбаум). Для Григория Орлова императрица построила Мраморный дворец в Петербурге, для Потемкина — Таврический дворец, а для своего сына Павла — дворец в Павловске. У всех этих зданий было одно общее: они были расположены не в Москве, а в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Юная Екатерина II в возрасте ок. 16 лет. Картина Георга Кристофа Гроота.
Ведь Москва не входила в число любимых мест Екатерины. Это напомнило ей о приезде в Россию, когда ее вызвали из дома в Штеттине в возрасте всего лишь 16 лет, чтобы проверить, действительно ли она является подходящей женой для цесаревича. Ее брак еще не был заключен; Во-первых, маленькой Софии — так звали в то время Екатерину — пришлось перейти из лютеранства в православие: решение совести, которое далось ей нелегко и привело к экзистенциальному кризису, от которого она пыталась избежать, заболев.
Сегодня мы, вероятно, назвали бы это психосоматическим; тогда же придворные заговорили, что Софья больна туберкулезом и никак не возможная невеста для Петра III. В течение нескольких недель Екатерина балансировала между жизнью и смертью, а ее мать держалась подальше от постели больного. Йоханна Анхальт-Цербстская не выносила вида крови, и ослабленная девушка подвергалась кровопусканию до 16 раз в день.
Москва конца XVI века. Акварель Аполлинария Васнецова.
В конце концов, Екатерина выздоровела, сделала выбор в пользу православного крещения и вышла замуж за Петра III; тем не менее ей надоела Москва. Ровно восемь раз она посетила город, который называла «Городом тупика», за все время своего 34-летнего правления. Для Екатерины Москва была метрополией, находящейся под азиатским влиянием, где, по ее мнению, чувствовалось монгольское влияние. Никаких признаков просвещения там не было, только самые темные суеверия, как писала Екатерина: «Никогда народу не приходилось встречать больше предметов фанатизма, больше чудотворных образов на каждом шагу, больше церквей, больше клириков, больше монастырей, больше верующих, больше нищих, больше воров…» По сравнению с Москвой, которую она любила называть «Исфаханом», после столицы персидского шаха Санкт-Петербург казался ей раем.
Коронация Екатерины II. Картина Стефано Торелли.
И еще: Москва была сердцем России, старым царским городом. Екатерина не могла игнорировать его, если хотела завоевать любовь своих русских подданных. Ведь Петр III был так непопулярен главным образом потому, что хотел перестроить Россию по образцу Пруссии. Наоборот, Екатерине нужно было показать, что она более русская, чем сами русские. Так, она демонстративно переехала в Москву на коронацию 22 сентября 1762 г. и жила очень неуютно в тогда сильно разрушенном Кремле, чтобы по старинным обычаям быть коронованной императрицей Российской в Троицком соборе.
План старого Кремля около 1600 года.
Воскрешение центра старой России в новом великолепии, должно быть, казалось Екатерине идеальным замыслом, чтобы выразить свою русскую убежденность. Таким образом, она строила свои первые планы перестройки Кремля вскоре после своей коронации. Ответственным архитектором она назначила Василия Ивановича Баженова, москвича, который учился за границей и должен был стать самым значительным русским архитектором-неоклассиком.
Проект реконструкции Кремля Баженовым.
Его первый набросок датирован 1767 годом. Его последняя модель, которая должна была стать основой для перестройки, превратила бы Кремль в крупнейший неоклассический комплекс во всей Европе. Только три собора остались бы нетронутыми.
Работы по сносу уже начались, когда в 1771 году в Москве разразилась чума и разъяренная толпа напала на Кремль. Говорят, что сам Баженов охранял свой образцовый дворец, стоивший к тому времени около 60 000 рублей.
Екатерина II. Золотая медаль Т. Иванова по случаю строительства нового Кремлевского дворца. Вероятно, отчеканены позже оригинальными штампами 18 века. Очень редкий. Чрезвычайно хорошо для FDC. Эстимейт: 80 000 евро.
Именно эта модель была перевезена в Петербург на 120 санях в 1772 году. Екатерина осмотрела ее, дала разрешение, и 1 июня 1773 года состоялась церемония закладки камня. Последнее увековечено очень редкой золотой медалью, предложенной Кюнкером. На нем показано здание, которое в то время все еще находилось в стадии планирования и существовало только в виде модели, уже полностью завершенной.