Аристотель философские взгляды: Философия Аристотеля – кратко — Русская историческая библиотека
Содержание
Философия Аристотеля – кратко — Русская историческая библиотека
Содержание:
Философия Аристотеля и учение Платона
Разделы философии Аристотеля
Логика Аристотеля — кратко
Метафизика Аристотеля
Физика Аристотеля — кратко
Аристотель о душе
Аристотель о природе
Этика Аристотеля
Политическая философия Аристотеля
«Поэтическая философия» Аристотеля
читайте также статьи Философия Сократа – кратко, Философия Платона – кратко, Аристотель – биография, Аристотель – краткая биография, Платон – биография, Платон – краткая биография
Философия Аристотеля. Кратко. Слушать аудиокнигу
Философия Аристотеля и учение Платона
Подробнее — см. в статьях Философия Платона и Аристотеля, Платон и Аристотель – сравнение, Критика Платона Аристотелем
Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона, однако их сразу разделило важнейшее теоретическое отличие. По системе Платона, общие понятия нашего сознания (идеи) имеют самостоятельное существование вне призрачного мира материальных вещей. По Аристотелю же, идеи неотделимы от вещей и имеют свое бытие в них. Аристотель полагает, что идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании. Идея – только форма, дающая материи смысл.
Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях о мире идей, который душа созерцала до своего «телесного рождения». Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Затем она постепенно заполняется «отпечатками», приобретаемыми из опыта. Аристотель, в отличие от Платона, убеждён, что мир явлений не есть «ложный призрак», а обладает подлинной реальностью и содержит в себе истину. Получая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи индукции переходит к более сложным общим понятиям.
Рафаэль. Афинская школа, 1509. В центре изображены Платон и Аристотель
Источник изображения
В соответствии со всеми этими взглядами, эмпирическое исследование, маловажное для Платона, делается у Аристотеля краеугольной основой философии. Платон считает путем к истинному знанию диалектику понятий, Аристотель – рациональную логику. Эта отрасль знания образует краеугольный камень его философии. Аристотель разработал её в такой полноте, что впоследствии к ней не было сделано почти никаких дополнений.
Разделы философии Аристотеля
Подробнее – см. в статьях Сочинения Аристотеля и Труды Аристотеля
Учение Аристотеля чаще всего подразделяют на четыре раздела.
I. Логика (излагается в группе трудов, получивших общее название «Органон»).
II. Теоретическая философия. Она в свою очередь делится на: 1. «Первую философию» – учение об основах истинного бытия. В своде сочинений Аристотеля «первая философия» была размещена после его сочинений по физике и из-за этого чисто случайного обстоятельства получила название «метафизики», получившее затем у философов гораздо более важный смысл. 2. Математику – учение о количестве и протяжении; 3. Физику – учение о движении предметов. Понятие «движения» Аристотель толкует весьма широко, понимая его как любое изменение качества.
III. Практическая философия – учение о принципах человеческой жизни и деятельности. Она состоит из: 1. Этики (науки о цели жизни отдельного человека). 2. Экономики (науке о домашнем хозяйстве). 3. Политики (науки о государстве).
IV. Поэтическая философия: трактаты Аристотеля о поэзии и риторике.
Логика Аристотеля – кратко
Подробнее – см. в отдельных статьях Логика Аристотеля и Логика Аристотеля – кратко
В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий» – наиболее общих понятий, обозначающих самые общие характеристики бытия. Их перечень и число различны в разных его сочинениях. Чаще всего он называет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Категория сущности – то есть, ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком, лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую роль.
Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. Высказывания могут обладать различными типами модальности (возможность и невозможность, случайность и необходимость). Чтобы содержать в себе истину, они должны подчиняться законам логического мышления (закону тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего).
Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми логическими выводами. Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен. В своей философской логике Аристотель подробно разбирает различные виды силлогизма, различая в нём три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы могут давать как общие, так и частные выводы.
В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки отдельных их видов.
Метафизика Аристотеля
См. также статьи Метафизика Аристотеля – кратко и Критика метафизики Аристотеля
Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского учения об обособленности мира идей от мира вещей. Аристотель доказывает, что «идея» – лишь конкретная форма материи, которую последняя приобретает при помощи «движения» (то есть, любого изменения). Материя и форма нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной, неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой возможности осуществление. Материи всегда присуще внутреннее (а не получаемое извне) стремление воплотить содержащиеся в ней возможности – получить тот или иной конкретно-предметный вид. Эта присущая материи внутренняя тяга к «оформлению» в философии Аристотеля именуется энтелехией.
В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме получает расширенную трактовку. Понятие «формы» рассматривается там с трёх различных сторон: не только как идея предмета «в настоящем времени», но и как совокупность возможностей, которые могут реализоваться из неё в будущем, а также как итог некоего создавшего её творческого акта. Таким образом, получается, что реальная вещь, с учётом ещё и её материи, имеет не два, а целых четыре основополагающих начала – «четыре причины», по выражению самого Аристотеля.
Аристотель. Голова Статуи работы Лисиппа
Любой переход возможности в действительность, в осуществление, по философии Аристотелю, есть движение. Благодаря порождаемому энтелехией движению, из простых материальных форм создаются всё более и более сложные, постепенно восходя к первоисточнику всякого движения – «Первому двигателю», Богу. Бог есть «форма форм» – чистое мышление, чьим предметом может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только он сам. Мышление Бога о самом себе не сопровождается никаким развитием, ибо он – законченная «высшая форма», последняя ступень совершенства, которую уже невозможно превзойти. Деятельность Бога, таким образом, состоит лишь в блаженном теоретическом самосозерцании, без практических актов. Бог Аристотеля, по сути, безличен. Он является не столько источником, сколько конечной целью природного движения, которое создается не его собственным деятельным усилием, а лежащей внутри материальных вещей тягой обрести более высокую идею и тем самым приобщиться к красоте и блаженству Божественного Разума. В философии Аристотеля Вселенная стремится к Божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно. Важно, что как никакая форма не может существовать без материи, так, по мнению Аристотеля, и Бог не может существовать без материального мира.
Физика Аристотеля – кратко
Подробнее – см. в отдельных статьях Физика Аристотеля и Физика Аристотеля – кратко
Аристотель признаёт четыре первоначальные «стихии», образуемые четырьмя возможными сочетаниями двух главных материальных противоположностей: холода – тепла и сухости – влажности. Стихия теплая и сухая – огонь; теплая и влажная – воздух; холодная и влажная – вода; холодная и сухая – земля. Понятия о силе тяжести у Аристотеля нет. По его мнению, огню и воздуху просто изначально свойственно стремление вверх, а воде и земле – вниз. Путём этого своего разнонаправленного движения стихии смешиваются, порождая всё многообразие предметов и мира.
Вселенная Аристотеля
Земля и Вселенная, по Аристотелю, имеют форму шаров. Вселенная ограничена небом, образованным из пятой, божественной, вечной и неизменной стихии – эфира. Небо состоит из нескольких концентрических сфер. Одна из них, звездное небо, искони пребывает в совершеннейшем виде движения – круговом. Расположенные на ней звёзды – вечные, блаженные, живые существа, которые по своей организации неизмеримо превосходят человека. На других небесных сферах находятся планеты (включая Солнце и Луну), чей ранг ниже звёздного. Наглядно это подтверждается тем, что движение планет не чисто круговое. Их орбиты имеют не совсем правильное, косое положение. Шарообразная земля образует центр вселенной.
Аристотель о душе
Подробнее – см. в статье Учение Аристотеля о душе
Все живые существа земли обладают собственной энтелехией – душой. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Впрочем, последнее утверждение Аристотель, судя по всему, относил лишь к первым двум видам души, а третью, разумную, её сторону, сопричастную Богу, он в некоторых отрывках признаёт бессмертной.
Человеческую волю Аристотель решительно полагает свободной.
Аристотель о природе
Вследствие вечного стремления материи ко всё более совершенному «оформлению» неорганический мир мало-помалу переходит в органический, а растительное царство – в животное. Таким образом, вся природа составляет одно целое, и жизнь, развиваясь вся ярче, достигает высшей ступени совершенства в человеке. Все эти «эволюционные» идеи подробно развиваются в научно-философских трактатах Аристотеля «О животных», «О душе» и др.
Этика Аристотеля
Подробнее – см. в отдельной статье Этика Аристотеля – кратко
Добродетель состоит не в знании добра, ибо это знание само по себе не удерживает от дурных поступков. Философская этика призвана через многократное упражнение выработать в человеке сознательную тягу к доброму, сделав её постоянным качеством воли.
Суть добра – в господстве разумного элемента души над чувственными страстями. Истинное этическое поведение состоит в том, чтобы занимать разумную средину между противоположными крайностями, которые и есть пороки. Без добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни. Аристотель признаёт важность наслаждения, но считает высшей его разновидностью чувство довольства, вызываемое в человеке сознанием, что его поступки нравственны и хороши.
Добродетель является совокупностью целого ряда нравственных качеств. Каждый класс людей имеет свои особые этические обязанности, но некоторые из них – в первую очередь, справедливость – являются долгом всех. Истинная нравственность теснейшим образом связана с идеей блага государства, потому Аристотель считает этическую философию очень близкой к общественной – «политике».
Политическая философия Аристотеля
Подробнее – см. в статье Аристотель «Политика» – краткое содержание
В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой. Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. То, что греки держат варваров в рабстве, справедливо, ибо дикие племена являются существами низшей природы. Отношение между ними и эллинами – то же, что между телом и духом.
Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.
Аристотель полагает, что это совершенное устройство не должно основываться на крайнем идеализме, как в «Государстве» Платона. В своей «Политике» Аристотель отстаивает те же средние, умеренные принципы, что и в «Этике». Он отвергает призывы Платона к общности женщин и имуществ, отстаивает семью и частную собственность, лишь с некоторым государственным вмешательством в экономические отношения и в дело воспитания юношества. Для выработки добродетели необходим досуг. Поэтому полноправных граждан следует освободить от физической работы, переложив её на рабов и неполноправных метеков.
В трактате «Политика» Аристотель даёт также обзор форм государственного правления, сводя их к трём: монархии (правление одного лица), аристократии (правление немногих лиц) и демократии (общенародное правление; законную, умеренную демократию Аристотель чаще именует «политией»). Каждая из этих трёх политических форм имеет свои преимущества и недостатки. Когда последние получают преобладание над первыми, три возможных формы государства переходят в свои «испорченные» разновидности – тиранию, олигархию и охлократию (власть буйной толпы). Аристотель затрудняется отдать ясное предпочтение одному из трёх типов государственности, ратуя лишь за то, чтобы они не впадали в испорченность. Наилучшим ему кажется некое сочетание аристократии с демократической политией, где власть принадлежит не тёмным низам, а разумному среднему сословию.
Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.
«Поэтическая философия» Аристотеля
Подробнее — см. в статьях Аристотель «Поэтика» – краткое содержание и Аристотель «Поэтика» – анализ
Трактат Аристотеля «Риторика» состоит из трёх книг, посвящённых трем видам ораторских речей: политическим, судебным и праздничным (эпидиктическим).
Трактат «Поэтика» не сохранился полностью. Он посвящён более всего искусству драмы. Согласно Аристотелю, трагедия должна возбуждать в зрителях чувства ужаса и сострадания, чтобы путём сильных впечатлений производить катарсис (очищение) души. В греческих пьесах действие обычно охватывало краткий период времени. Это обстоятельство склонило Аристотеля проповедовать необходимость «трех драматургических единств» – времени, места и действия. В Новое время теория аристотелевская «трёх единств» легла в основу искусства классического стиля, однако в европейском театре он господствовал не всегда, а лишь время от времени.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.
Читайте также статьи Философия Иоанна Скота Эриугены, Философия Фомы Аквинского — кратко, Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Декарта – кратко, Философия Паскаля – кратко, Философия Спинозы – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Просвещения — кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля — кратко, Философия Шопенгауэра – кратко, Философия Фейербаха – кратко, Философия Огюста Конта – кратко, Философия Ницше – кратко
Философские взгляды Аристотеля
Среди учеников Платона наибольших высот достиг Аристотель. Свое обучение в академии он начал в семнадцатилетнем возрасте. В ее стенах Аристотель пробыл двадцать лет, вплоть до смерти Платона. После смерти учителя Аристотель оставил академию и уехал из Афин. Какое-то время он был воспитателем Александра Македонского. Аристотель не стремился сделать из Александра философа. Он считал, что «хороший правитель вовсе не должен сам быть философом, дабы не подменять благие дела красивыми речами (достаточно, чтобы он пользовался советами философов)». Главное средство воспитания будущего великого полководца он нашел в поэзии и особенно в эпосе Гомера, его бессмертных произведениях – «Илиаде» и «Одиссее». Вернувшись в Афины, Аристотель в возрасте 50 лет открыл свою философскую школу. Поскольку она находилась за чертой города, в Ликее, то и получила название «ликей», или по современному «лицей».
Многие произведения Аристотеля дошли до наших дней. Как и прежде, они поражают широтой поставленных вопросов и оригинальностью решения проблем. Коснемся наиболее важных моментов.
Будучи учеником Платона, Аристотель принял его учение об идеях. Но, в отличие от Платона, Аристотель выступил против отрыва идеи от самой вещи. “Вся основа аристотелизма в том и заключается, что Аристотель мыслит себе идею вещи не как-нибудь отдельно от вещи и не где-нибудь в другом месте, чем то, которое занимает данная вещь, но в самой же вещи. Ведь идея вещи есть сущность этой вещи. Как же сущность вещи может находиться вне самой вещи?”. Образно говоря, Аристотель спустил на землю идеальный мир Платона, сохранив главное в нем: важность идей в понимании сущности мира. Философская традиция донесла до нас высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Постижению истины Аристотель и посвятил всю свою жизнь. Им было сделано много крупных открытий.
Аристотеля по праву считают отцом логики. Им были заложены основы этой науки. Он сформулировал законы (запрещения) противоречия и исключенного третьего.
Кроме того, можно сказать, что Аристотель стоял у истоков создания биологии как области научного знания. Начиная с Аристотеля, европейские философы обратили внимание на человека как живое существо. Шагом вперед стало и другое положение, выдвинутое философом, о том, что не следует пренебрегать изучением незначительных животных, ибо в каждом из них найдется нечто, достойное удивления.
Перу Аристотеля принадлежит первый в истории науки психологический трактат «О душе». В нем он провозгласил тезис о единстве души и тела. Согласно Аристотелю, душа неотделима от тела, более того: каково тело, такова и душа. При этом душа присуща лишь живому существу. Критерием живого выступает способность к питанию, росту, закату. Этим обладают растения, животные и человек. Исходя из этого, были выделены три типа души: растительная душа (преобладает у растений), чувственная душа (преобладает у животных) и разумная душа (присуща только человеку).
Другим важным направлением философских размышлений Аристотеля явилась этика. Для него этика есть философия, касающаяся человека. Аристотель полагал, что нельзя быть хорошим человеком от рождения. Добродетель приобретается в процессе жизни человека. Это долгий и трудный путь, требующий усилий и времени. Человек становится справедливым, поступая беспристрастно, мужественным – действуя смело.
Очевидно, что Аристотель обратил внимание на важную особенность человеческого бытия: как воспитывается человек, как он поступает в жизни, таким он и становится. Все это так. На языке современной науки это называется социализацией человека, т. е. приобщением человека к миру общественных ценностей, нормам поведения и формам общения. Но современная наука обращает внимание и на тот факт, что многое человек получает от рождения. Скажем, человек родился мальчиком или девочкой и путь жизни мужчины или женщины изначально задан ему. В этой связи показателен и другой пример. Так, во время беседы человек может как бы машинально скрестить руки на груди. На языке жестов это означает «блок»: человеку что-то не понравилось, он закрылся, ушел в себя, как улитка. Но для нас в данном случае важно другое: запястье какой руки находится сверху – левой или правой? Если запястье левой руки сверху, то это говорит о том, что у человека доминирует правое полушарие коры головного мозга. А оно «отвечает» за эмоциональную сферу. Для такого человека эмоции важны при оценке ситуации и принятии решения. Если же сверху запястье правой руки, то можно говорить, что у человека доминирует левое полушарие коры головного мозга. А оно «отвечает» за логику, речь. Для такого человека при оценке ситуации и принятии решения важны уже другие вещи – логичность суждений, наличие причинно-следственных связей, но никак не эмоции. Что примечательно: все это дано фактом рождения. В чреве матери одна рука ребенка совершенно случайно нашла на другую, и это оказало на него формирующее воздействие. В течение всей жизни человеку будет удобнее скрещивать руки на груди определенным образом: либо запястье левой, либо правой руки будет сверху. И это не зависит от воспитания человека. Поэтому, соглашаясь с Аристотелем в том, что многое зависит от поведения человека, отметим, что есть вещи, которые предопределены фактом его рождения. Неслучайно специалисты говорят о рождении детей с повышенной агрессивностью, которая, безусловно, оказывает свое воздействие на их формирование.
В «Никомаховой этике» Аристотеля мы находим россыпи оригинальных идей. В частности, в этом произведении он раскрывает «счастье как цель действий» человека. В таком подходе обращают на себя внимание два важных момента. Во-первых, действия человека должны иметь своей целью достижение счастья. Во-вторых, счастье невозможно без действий. Это взаимосвязанные моменты. Счастье рассматривается как продукт деятельности человека, деятельность полагается как средство достижения счастья. Это, безусловно, – сильная сторона учения Аристотеля. Раскрывая ее, он пишет: «Дело человека – некая жизнь, а жизнь эта – деятельность души и поступки при участии суждения, дело же добропорядочного мужа – совершать это хорошо и прекрасно в нравственном смысле… если все это так, то человеческое благо представляет собою деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько – то сообразно наилучшей и наиболее полной [и совершенной]». Как следует из сказанного, не всякие действия ведут к достижению счастья, а только те, которые основаны на подлинных добродетелях. Поэтому, согласно Аристотелю, человек должен стремиться к тому, чтобы совершать правильные поступки, которые только и могут привести его к счастливой жизни.
Основополагающая роль в этом отводилась уму человека. Аристотель писал: «Человеку присуща жизнь, подчиненная уму, коль скоро человек и есть в первую очередь ум. Следовательно, эта жизнь самая счастливая». Жить по уму – это значит избегать крайностей, стремясь к достижению середины, а следовательно, – к достижению счастья.
Даже перечисленных моментов достаточно, чтобы высоко оценить вклад Аристотеля в теоретическую мысль. Можно согласиться с мнением А. Ф. Лосева, который считал, что «в древней Греции, кажется, не было мыслителя большего энциклопедического размаха, чем Аристотель». Не удивительно, что произведения Аристотеля остаются по сей день весьма читаемыми философскими произведениями.
Аристотель
Аристотель
Здесь изображены все основные философы эллинистической культуры.
Картина «Афинская школа» Рафаэля.
В центре картины Аристотель и Платон, рука Аристотеля
уровень до Земли, символизирующий его реалистический взгляд на природу; рука Платона
указал на небо, символизирующее мистическую природу его взгляда
Вселенной.
Аристотель :
Аристотель стоит в греческой философской традиции, которая утверждает
что природа понятна. Эта традиция, противостоящая идее
что природа находится под контролем своенравных божеств, которые должны
быть умиротворенным, а не понятым, является одним из корней науки.
Аристотель построил свой взгляд на Вселенную на основе интуитивного
чувство целостной гармонии. Центральным элементом этой философии было
понятие телеологии или конечной причинности. Он предполагал, что индивидуум
объекты (например, падающий камень) и системы (например, движение
планеты) подчиняют свое поведение общему замыслу или судьбе.
Особенно это проявилось в живых системах, где компонент
части функционируют сообща для достижения конечной цели или завершения
товар.
Платон основал в Афинах философскую школу, известную как Академия.
Здесь Аристотель (384-322 до н.э.), младший современник Платона и единственный
соперником по влиянию на ход западной философии, явился
учиться. Аристотель часто яростно критиковал Платона, и его
письма очень разные по стилю и содержанию, но время их
проведенное вместе, отражается в значительном количестве общих
земля. Таким образом, Аристотель вместе с Платоном считает, что жизнь в добродетели
вознаграждает добродетельных, а также приносит пользу обществу.
Аристотель также соглашается с тем, что высшая и наиболее удовлетворяющая форма
человеческое существование есть то, в чем человек упражняет свои разумные способности
в полной мере. Одно из основных отличий состоит в том, что Аристотель
не принимать теорию Платона о
формы, или универсальные идеи, существующие независимо от конкретных
вещи. Таким образом, он не утверждает, что путь к добру лежит через
знание универсальной формы или идеи «хорошего».
Этика Аристотеля основана на его взгляде на Вселенную. Он видел это
как иерархия, в которой все имеет свою функцию. Высшая форма
существования есть жизнь разумного существа, а функция
низшие существа должны служить этой форме жизни. Это привело его к защите
рабство, потому что считал варваров менее рациональными, чем греки.
и по своей природе подходят для того, чтобы быть «живыми орудиями» — и убийство
нечеловеческих животных для еды или одежды. Отсюда же возникло представление о
человеческая природа и вытекающая из нее этическая теория. Все живое
вещи, считал Аристотель, имеют врожденные возможности, и это их
природы, чтобы полностью раскрыть этот потенциал. Это форма
жизнь должным образом подходит им и составляет их цель. Какие,
однако, потенциал человека? Для Аристотеля это
вопрос оказывается эквивалентным вопросу о том, что это такое
отличительной чертой человека, и это, конечно же, способность
рассуждать. Следовательно, конечной целью человека является развитие
их мыслительные способности. Когда они это делают, они живут хорошо, в
соответствии со своей истинной природой, и они найдут это наиболее
возможно полезное существование.
Таким образом, Аристотель соглашается с Платоном в том, что жизнь
интеллект — высшая форма жизни; хотя и имеет больший смысл
реализма, чем Платон, он смягчил этот взгляд предположением, что
наилучшая возможная жизнь для людей должна также иметь блага
материальный достаток и тесная дружба. аргумент Аристотеля в пользу
относительно жизни интеллекта так высоко, однако, иное
от того, что использовал Платон; и разница существенна, потому что
Аристотель совершил ошибку, которую часто повторяли.
заблуждение состоит в предположении, что какая бы то ни было способность отличает человека от
других существ именно по этой причине является высшим и лучшим из их
емкости. Возможно, способность рассуждать — лучшая из наших
способности, но мы не можем быть вынуждены сделать этот вывод из
тот факт, что это то, что наиболее характерно для человеческого вида.
В основе теории Аристотеля лежит более широкое и еще более распространенное заблуждение.
этика. Это идея о том, что исследование человеческой природы может
показать, что мы должны делать. Для Аристотеля исследование ножа
показало бы, что его отличительным качеством является резка, и отсюда мы
мог сделать вывод, что хороший нож должен быть ножом, который хорошо режет. В
точно так же исследование человеческой природы должно выявить
отличительное качество человека, и исходя из этого мы должны быть в состоянии
сделать вывод, что значит быть хорошим человеком. Эта линия
мысль имеет смысл, если мы думаем, как это делал Аристотель, что Вселенная
в целом имеет цель и что мы существуем как часть такого
целенаправленная схема вещей, но ее ошибка становится вопиющей, как только мы
отвергнуть эту точку зрения и прийти к выводу, что наше существование является результатом
слепой процесс эволюции. Тогда мы знаем, что стандарты
качество ножей является результатом того, что ножи сделаны с
с определенной целью, и что хороший нож тот, который заполняет
эта цель хорошо. Однако строго из разума мы не можем заключить
что люди созданы с какой-то конкретной целью. Их
природа может быть результатом случайных сил естественного отбора и
таким образом, не может без дополнительных моральных предпосылок определить, как они должны
жить.
Именно Аристотелю мы обязаны понятием конечного конца, или, как оно
позже средневековые ученые назвали summum bonum — общее
хорошо для человека. Это можно найти, писал Аристотель, задав вопрос
почему мы делаем то, что делаем. Если мы спросим, почему мы рубим дрова,
ответ может заключаться в том, чтобы разжечь огонь; и если мы спросим, зачем мы разводим огонь, это
может быть, чтобы согреться; но, если мы спросим, почему мы согреваемся, ответ будет
скорее всего просто в том, что приятно быть теплым и неприятно
будет холодно. Мы можем задавать такие же вопросы о других
виды деятельности; ответ всегда указывает, думал Аристотель, на то, что он
называется эвдемония. Это греческое слово обычно переводится как
«счастье», но это верно только в том случае, если мы понимаем этот термин в
его самый широкий смысл означает жить полноценной, удовлетворяющей жизнью.
Счастье в более узком смысле радости или удовольствия, безусловно, было бы
спутник такой жизни, но не в этом счастье
узком смысле это цель.
В поисках общего блага Аристотель разделяет то, что может быть
называются инструментальными товарами из внутренних благ. Первые хороши
только потому, что они ведут к чему-то другому хорошему; последние
хороши сами по себе. Различие игнорируется в ранних списках
этических предписаний, которые были рассмотрены выше, но это первое
значение, если твердо обоснованный ответ на вопросы о том, как
должен жить должен быть получен.
Аристотель стоит в греческой философской традиции, которая утверждает
что природа понятна. Эта традиция, противостоящая идее
что природа находится под контролем своенравных божеств, которые должны
быть умиротворенным, а не понятым, является одним из корней науки.
Аристотель, его философские предшественники и последователи.
пытались осмыслить мир, не персонализируя его,
важный шаг в установлении объективности как цели науки.
Аристотель также дает хороший пример того, как
знает или верит, влияет на то, как человек понимает новую информацию.
Его теория движения вытекает из его понимания материи как
состоит из четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды. Объекты,
будучи твердым, как земля, имеет тенденцию слипаться с другими
твердые тела (земля), поэтому предметы имеют тенденцию падать на землю, их естественное
место. В этом случае естественное состояние объекта — покой. Безусловно, это
объясняет обычное наблюдение. Падение является примером естественного
движение в схеме Аристотеля.
Трудность возникает, когда мы думаем о горизонтальном движении. Аристотель
считал это примером неестественного движения, и это требовало
дальнейшее объяснение. В физике Аристотеля покоящиеся объекты
ожидаемо и не нуждается в объяснении. Движение объекта обычно
имеет довольно очевидную причину, так что это тоже не проблема. Что
трудно объяснить, почему что-то продолжает двигаться. Подумайте о
метают копье. Сначала он не движется, но затем
рука метателя дает толчок, который ускоряет ее (наш
словарь, а не Аристотель). Пока большой проблемы нет. Но тогда что
продолжает ли он работать после того, как он покидает руку метателя? Он должен упасть до
земля немедленно, так как нет ничего очевидного, толкающего его!
Ответ Аристотеля состоял в том, что когда копье летит по воздуху, оно
оставляет после себя вакуум. Воздух устремляется внутрь (источник клише
«природа не терпит пустоты») толкает копье вперед до естественного
движение (падение) в конце концов приводит его к земле.
Аристотель также думал о причинах, которые приводят вещи в движение. В
в сценарии с копьем легко сказать, что рука метателя двигает
копье, но что движет рукой метателя? Аристотель говорил, что другой
движение двигало рукой (сокращение мышц?), но он также понял, что
какое-то более раннее движение должно вызвать сокращение мышцы, и это
более раннее движение также должно иметь своего инициатора. Чтобы избежать идеи
что это бесконечная цепь причин, Аристотель утверждал, что
должен быть «неподвижный двигатель», что-то, что может инициировать движение
не приводя себя в движение.
Аристотеля почитали как величайшего мыслителя своего времени. С
ни Аристотель, ни кто-либо другой не считали нужным проверять теории
эксперимент, его идеи сохранялись почти 2000 лет. Рано
Христианская церковь включила эту идею в свою концепцию
Творец и тем самым сделал аристотелевскую физику частью своего мировоззрения.
Церковь категорически не одобряла вызовы Аристотелю.
на протяжении всего средневековья, что еще больше утвердило его идеи как
«правильно. » Когда эксперименты Галилея привели его к несогласию с
С точки зрения Аристотеля, его судили как еретика. Результаты экспериментов
не были убедительны против авторитета Аристотеля.
Выдержка из Британской энциклопедии без разрешения.
Введение в метафизику Аристотеля. Философская мысль
Часть 2: Метафизика
Хизер Уилберн, доктор философии.
Аристотель:
Аристотель рассматривает философию как продолжение науки, а это означает, что он пытается понять целое — вселенную, человечество и культуру. Он пытается найти основные принципы, раскрывающие основные закономерности во всех изменяющихся и противоречивых аспектах нашего мира. [1]
Современная наука основывается на нескольких основных понятиях: масса, сила, элемент, эволюция и тому подобное. Понятия Аристотеля — функция, классификация и иерархия; он использует эти понятия, чтобы объяснить все. В то время как современная наука делает упор на законы, Аристотель делает упор на поиске точных определений вещей с точки зрения их существенных свойств. Он считал, что философия может найти ответы на вопросы посредством наблюдения. Еще одно отличие состоит в том, что современная наука рассматривает мир как машину, тогда как Аристотель видит его как организм. У всего есть функция или цель, и его основная природа состоит в том, чтобы расти и достигать своей цели. Это относится к этике, политике, искусству и миру природы (там же).
Платон и Аристотель Отношения:
Согласно платоновской теории Форм, все остальное является несовершенной копией — иллюзией по сравнению с ней. Аристотель считал, что наблюдаемым является физический мир. Он отверг трансцендентализм Платона (то есть его представление о том, что существует высшая реальность, доступная только разуму).
Объясните возражения, выдвинутые Аристотелем в отношении Платоновских Форм :
Платоновские Формы не могут объяснить отношения между Формами и конкретными вещами. В частности, идея о том, что объект «участвует» в Форме, расплывчата и ничего не говорит нам о том, как эти вещи на самом деле взаимодействуют.
Формы Платона деградируют до конкретных вещей, которые мы переживаем в мире
Вечная природа Форм сделала их бесполезными для понимания того, как конкретные вещи могут измениться.
Кроме того, Аристотель хотел определить природу реальности, но Платон утверждал, что реальность есть нечто трансцендентное — за пределами нашего опыта. Аристотель считал, что этот мир и есть наш мир. Он соглашался с Платоном в том, что знание должно быть универсальным и касаться того, что общего между вещами, но отвергал мнение Платона о том, что формы могут быть отделены от отдельных вещей.
Что такое метафизика для Аристотеля?
Метафизика для Аристотеля была изучением природы и нас самих. В этом смысле он привносит метафизику в этот мир чувственного опыта, где мы живем, учимся, знаем, думаем и говорим.
Метафизика — это изучение бытия qua бытия, то есть, во-первых, изучение различных способов употребления слова «быть».
Первичный тип бытия — это «что», указывающее на субстанцию вещи. Например, когда я говорю, что человек хороший или что у него рост 6 футов, мы имеем в виду этого человека. Это вещество.
Все остальные вещи называются потому, что они являются количествами или качествами этой субстанции (6 футов или добро). Это вторично.
Следовательно, субстанция есть то, что стоит отдельно или в первую очередь. Я бы существовал, даже если бы у меня не было волос, но мои волосы не могли бы существовать без меня, поэтому волосы не являются субстанцией.
Он был учеником Платона, поэтому его отказ от платоновских форм был постепенным. Он начал с того, что задал несколько основных вопросов: что реально, какие типы вещей существуют, из чего состоит мир, является ли стол более или менее реальным, чем прямоугольность? Его решение состояло в том, чтобы изучить все, что можно было сказать о таблице, и классифицировать эти утверждения по категориям, которых существует 10: 9.0004
Рост Джо 6 футов: количество.
У Джо карие глаза и карие глаза: качество.
Джо на 2 года старше Джилл: родственник.
Джо в офисе: место.
Джо 18 лет: время.
Джо стоит: позиция.
Джо в хорошем состоянии.
Другими категориями являются действие (порез или сжигание), привязанность (порез или сожжение) и субстанция (стол или человек).
Что такое первичное вещество?
Вещество является уникальной категорией: оно является основным. Это то, к чему относятся все остальные категории. Итак, Джо (вещество) является… или обладает всеми вышеперечисленными качествами. Джо является первичным или самым основным, а остальные вторичными (там же). Это означает, что Джо может существовать без других категорий, но другие категории не могут существовать без субстанции. Например, без такого вещества, как Джо, нет условия, чтобы вещь была старше или здоровее.
Вещи, которые мы делаем (артефакты), не являются первичными существами, потому что первичные существа имеют свою собственную природу. То, что мы делаем, не может существовать без человека и, как таковое, имеет низшее существование.
Как материя + форма связаны с субстанцией?
Для Аристотеля субстанция – это определенная вещь и ее свойства. Субстанция — это материя, а вторичные категории или свойства — это форма. Субстанция состоит из материи и формы. Форма — это не отделимое царство, как это было у Платона; оно должно существовать вместе с материей.
В то время как Платон считает, что наиболее реальными являются более абстрактные Формы, Аристотель считает, что наиболее реальными являются более конкретные вещи. Например, люди более реальны, чем виды.
Аристотель дает четыре определения субстанции. Что это?
Вещество – это вещь, на которую ссылается существительное; предмет предложения. Джо высокий. Джо — это субстанция, независимая от всего остального, от всех других качеств.
Вещество – это то, что подчеркивает все свойства и изменения чего-либо. Джо есть Джо, несмотря на изменения, которые он претерпевает.
О субстанции можно думать как о существенном. «Например, частью сущности Сократа является то, что он человек, что он жил в четвертом веке до нашей эры. и что он мудр. Другие свойства, такие как его седые волосы, большой нос и тому подобное, скорее случайны, чем вторичны.
Субстанция представляет собой сочетание формы и материи. Форма здесь означает в основном то же, что и платоновское понятие Формы, но она не существует отдельно от материи (т. е. не трансцендентна). Это всегда информирует о каком-то вопросе. Материя — это то, из чего состоит вещь, а форма — это то, что придает ей форму и структуру.
Используйте маленькую букву «f», когда говорите о формах Аристотеля.
Сущность не меняется, тогда как случайные свойства могут.
Итак, мы не можем разделить форму и материю, но мы можем различить их. Глина — это материя, и ей можно придать форму чаши (форма — это форма). Мы можем говорить о материи и форме отдельно, что позволяет нам понять изменение и стабильность.
Вещество изменяется, но также остается стабильным (я).
Если мы пытаемся что-то понять, почему так важна возможность дать определение?
Учитывая важность вещи и тот факт, что Аристотель действительно верит в универсальность знания, важно понимать определения вещей (как у Платона).
Для организации наших наблюдений важно иметь систему. Аристотель классифицировал животных в соответствии с теми, которые откладывают яйца, и теми, кто рождает живых детенышей, по способу их передвижения и так далее. Этот тип классификации является способом понять природу вещи. Итак, у нас есть конкретное животное, тогда мы можем определить, к какой группе оно принадлежит.
Цель философии состоит в том, чтобы понять природу вещей, а понять природу вещи означает быть в состоянии определить ее. Мы можем попытаться дать определение чему угодно: людям, искусству, счастью и т. д. Мы должны быть в состоянии дать определение чему-то, если мы хотим это понять (Уошберн).
Если мы пытаемся понять что-то , чем может быть полезна расстановка приоритетов в иерархии?
Еще одно важное понятие Аристотеля — иерархия. Если мы хотим по-настоящему понять что-то, понимание его отношения и уровня важности по сравнению с другими вещами имеет решающее значение.
Иера rchy: Иерархия — это расположение вещей по шкале от наименее ценного к наиболее ценному. Аристотель считал, что природа представляет собой иерархию. Все имеет сущностную природу, выраженную в его определении, а самое главное — его функцию или цель. Например, существует четыре типа жизни: 1) питательная у растений, которые поглощают пищу и размножаются; 2) питательный плюс чувствительный для простых животных, которые поглощают пищу и размножаются, но также могут ощущать вещи; 3) локомоция для высших животных, которые помимо прочих способностей могут передвигаться; и 4) рациональность для людей, которые делают все, что ниже, но также могут использовать разум.
Он также применил иерархию к физическому миру. По мере того, как человек поднимается по шкале от растения к животному и к человеку, он видит увеличение силы разума. Высшим развитием на земле является человеческое рассуждение или интеллектуальное созерцание. Аристотель считал, что небесные тела были богами с большей силой понимания, чем люди. Они были сделаны из элемента, называемого эфиром, и не ели, не размножались, не воспринимали и не чувствовали ни удовольствия, ни боли. Они только думали.
Он верил, что в высшей точке есть бог, который был чистой мыслью, чистой действительностью (вместо потенциальности) и высшей стадией роста. Все действия — это попытки достичь чистой реальности бога (я пишу термин «бог» строчными буквами, потому что Аристотель предшествовал монотеистическим религиям Запада: иудаизму, христианству и исламу).
Все, что делает животное, направлено на максимально полное раскрытие его потенциала. Все стремится к этому состоянию чистого сознания. Аристотель назвал это неподвижным двигателем: конечной причиной всего, включая движение и изменение. Неподвижный двигатель притягивает все в том смысле, что он является целью всех изменений. Все притягивается к нему, и вещи меняются, потому что они пытаются достичь неподвижного движителя/бога (там же).
Идея о том, что все развивается в соответствии с потенциалом, подразумевает, что все вещи имеют цель или цель. Это отличается от нашей современной концепции науки и стремления к причинно-следственным объяснениям. Вместо того, чтобы спрашивать, почему, Аристотель спросил бы, как. Ответ на этот вопрос дается с точки зрения назначения вещи или рассматриваемой части.
Функция: Все в мире, по Аристотелю, имеет отличительную и существенную функцию. Деревья растут определенным образом в зависимости от их вида, здания строятся для определенных целей, у людей есть свои особые искусства. По мнению Аристотеля, эта функция или деятельность определяют превосходные качества или достоинства. Хорошие плотники, например, те, кто строит прочные и красивые вещи. Поэтому добродетель в плотниках — это глаз на меру, убийства пилой и другими инструментами и чувство того, что может и что не может сделать кусок дерева. В этом смысле добродетель исследуемой вещи означает, что она отлично функционирует в соответствии со своим назначением.
Функция тормозов в автомобиле — останавливать, а функция аккумулятора — обеспечивать электричеством. Чтобы понять автомобиль, мы должны понять, какова функция его частей. Это относится и к растениям, и к животным. Чтобы понять животное, нам нужно выйти за рамки описания частей или стадий роста и понять, для чего нужны эти части. Например, подушечки на лапах осьминога — функция всасывания. Корни растения нужны не только для ветвления; они также поглощают воду и обеспечивают питательными веществами (там же).
Что означает термин телос или телеологический?
Телос или телеологический: Аристотель считал, что вопрос о том, какова функция чего-либо, имеет основополагающее значение для объяснения и понимания мира природы. Функция означала естественное развитие. Когда что-то выполняет свою функцию, оно исполняет свою природу. Следовательно, вы можете думать о функции вещи как о ее естественном развитии. Рост универсален для всех живых существ. Желудь предназначен для того, чтобы стать дубом, и его рост можно объяснить слепой попыткой осознать свою истинную природу.
Телос от греческого означает выполнение, завершение или совершенство чего-либо. Для Аристотеля все имеет конечную цель или цель, и все направлено на какое-то благо. Существуют разные блага (вопреки Платону), которые соответствуют разным существам, искусствам или наукам, и некоторые из этих целей подчинены более высшим целям. Например, целью конкретного закона может быть получение налогов; однако более конечная цель для правительства состоит в том, чтобы предоставлять услуги, направленные на благополучие граждан (там же). Смотри его Никомахова этика , Кн I, разделы 1-2 и 5-10.
Функция человека: Поскольку растения и животные также испытывают рост, питание и ощущения, эти действия не могут быть репрезентативными в частности для человеческих функций. Только люди обладают способностью к рациональности, поэтому Аристотель заключает, что функция человека есть деятельность души в соответствии с разумом. Разум — это то, что делает нас уникальными, и если мы хотим понять, что такое люди, нам нужно понять, что мы разумные существа.
То, что значит быть рациональным существом, для Аристотеля включает в себя способности, привычки, мудрость и суждение, которые позволяют нам привести сложное «я» в порядок по мере его раскрытия — самоактуализации или процветания (Уошберн).
Аристотель объясняет четыре причины. Что это?
В телеологическом подходе Аристотель объясняет причину, но не так, как это делаем мы сегодня. Для него есть четыре типа причин, все из которых вместе объясняют, почему вещь такая, какая она есть в любой момент времени.
материальная причина: глина чаши или серебро ложки
формальная причина: чертеж, модель или план
действующая причина: человек или событие, благодаря которому что-то происходит
Чем телеологическое понимание мира Аристотелем отличается от того, как мы думаем о мире сегодня?
Одно из основных различий между тем, как мы думаем об этих проблемах, и тем, как это делал Аристотель, заключается в том, что когда мы думаем о цели, мы обычно имеем в виду человеческую деятельность (цель моего действия). Когда мы обсуждаем природу, мы обычно не думаем с точки зрения цели. Однако Аристотель считал, что все вещи (природные, человеческие или артефакты) имеют цель. Все, что существует, должно быть объяснено с точки зрения внутренней цели и общей цели, которой оно служит в природе. Это было мнение до 17 века и, очевидно, оказало большое влияние на развитие христианских верований (святой Фома Аквинский следовал за Аристотелем).
Какое отношение Аристотеля к бесконечному регрессу?
Телеологические объяснения не могут продолжаться вечно. У нас не может быть бесконечного регресса. Итак, если x существует для цели y, а y существует для цели z, должна существовать конечная цель, которая объяснит их все (конечная причина). Точно так же, если p вызывает q, а q вызывает r, должна быть цель (действующая причина). Мы не можем продолжаться вечно или бесконечно. Здесь снова вступает в действие главный двигатель Аристотеля; Бог.
Первичный двигатель Аристотеля, однако, отличается от христианского Бога в нескольких фундаментальных аспектах:
- первичный двигатель не создал вселенную и не имеет особого отношения к людям.