Ассирийская церковь востока: АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА • Большая российская энциклопедия

Разное

АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА • Большая российская энциклопедия

Авторы: Н. Н. Селезнёв

АССИРИ́ЙСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ ВОСТО́КА [Свя­тая апо­столь­ская ка­фо­ли­че­ская ас­си­рий­ская цер­ковь Вос­то­ка (до кон. 19 в. Цер­ковь Вос­то­ка)], древ­няя апо­столь­ская цер­ковь, воз­ник­шая в 1 в. н. э. в сре­де ара­ме­е­я­зыч­но­го на­се­ле­ния Ме­со­по­та­мии. Впо­след­ст­вии вклю­ча­ла в се­бя пред­ста­ви­те­лей мн. на­ро­дов Азии. В нач. 21 в. А. ц. В. на­счи­ты­ва­ет ок. 400 тыс. ве­рую­щих, гл. обр. ас­си­рий­цев. Гла­ва А. ц. В. – ка­то­ли­кос-пат­ри­арх.

Вероучение и литургика

В ос­но­ве ве­ро­уче­ния Церк­ви Вос­то­ка – син­тез ара­ме­е­я­зыч­ной бо­го­слов­ской тра­ди­ции, пред­став­лен­ной Аф­раа­том, Еф­ре­мом Си­ри­ном, Нар­са­ем и др. ав­то­ра­ми, и бо­го­слов­ской тра­ди­ции Ан­ти­охий­ской шко­лы. Учи­те­ля­ми Церк­ви Вос­то­ка, на­ря­ду с сир. ав­то­ра­ми, при­зна­ют­ся Дио­дор Тарс­ский, Фео­дор Моп­суе­стий­ский и Не­сто­рий (см. Не­сто­ри­ан­ст­во). Вслед­ст­вие по­чи­та­ния Цер­ко­вью Вос­то­ка Не­сто­рия, чьё уче­ние бы­ло осу­ж­де­но на 3-м Все­лен­ском со­бо­ре (431), а так­же Фео­до­ра Моп­суе­стий­ско­го, осу­ж­дён­но­го на 5-м Все­лен­ском со­бо­ре (553), за ней за­кре­пи­лось на­име­но­ва­ние не­сто­ри­ан­ской. А. ц. В. от­вер­га­ет та­кое на­име­но­ва­ние, ука­зы­вая, во-пер­вых, на своё апо­столь­ское про­ис­хо­ж­де­ние, во-вто­рых, на то, что уче­ние Не­сто­рия, из­ло­жен­ное в его апо­ло­ги­че­ском соч. «Кни­га Ге­рак­ли­да», не иден­тич­но уче­нию, име­нуе­мо­му не­сто­ри­ан­ст­вом и осу­ж­дён­но­му на 3-м Все­лен­ском со­бо­ре. В нач. 7 в. син­тез си­рий­ской ара­ме­е­я­зыч­ной и ан­ти­охий­ской гре­ко­я­зыч­ной бо­го­слов­ских тра­ди­ций был за­вер­шён в со­чи­не­ни­ях Бав­вая Ве­ли­ко­го. Им же бы­ла за­фик­си­ро­ва­на став­шая тра­ди­ци­он­ной для Церк­ви Вос­то­ка хри­сто­ло­гич. фор­му­ла: «две при­ро­ды, две кно­мы (ча­ст­ные дан­но­сти при­ро­ды. – Ред.) в од­ном ли­це и од­ной во­ле Хри­ста». Бо­го­слу­жеб­ная прак­ти­ка Церк­ви Вос­то­ка ос­но­ва­на на об­ря­де, ис­поль­зо­вав­шем­ся в об­лас­тях с цен­тром в г. Эдес­са; ли­тур­гич. язык – си­рий­ский, в Ин­дий­ской ми­тро­по­лии – ма­лая­лам. Ико­но­по­чи­та­ние А. ц. В. не свой­ст­вен­но. Кре­ще­ние и ев­ха­ри­стия счи­та­ют­ся осн. та­ин­ст­ва­ми. К чис­лу та­инств от­но­сят­ся так­же: ми­ро­по­ма­за­ние, свя­щен­ст­во, по­кая­ние (без ис­по­ве­ди), за­ква­ска (мал­ка), зна­ме­ние кре­ста. Тра­ди­ция мо­на­ше­ст­ва в Церк­ви Вос­то­ка пре­ры­ва­ет­ся в кон. 19 в.

История и устройство

Цер­ковь Вос­то­ка ве­дёт своё про­ис­хо­ж­де­ние от хри­сти­ан­ских об­щин, воз­ник­ших в Си­рии и Ме­со­по­та­мии в 1–2 вв. н. э. в ре­зуль­та­те про­по­ве­ди Еван­ге­лия, свя­зан­ной, по пре­да­нию, с име­на­ми апо­сто­лов Пет­ра, Фо­мы, а так­же Ад­дая и Мáрия. Ко­хэ, при­го­род пар­фян­ской сто­ли­цы Се­лев­кии-Кте­си­фо­на, где в нач. 80-х гг. 1 в. н. э. Ма­ри­ем бы­ла ос­но­ва­на хри­сти­ан­ская об­щи­на, стал впо­след­ст­вии од­ним из наи­бо­лее важ­ных ду­хов­ных цен­тров Церк­ви Вос­то­ка, а Се­лев­кия-Кте­си­фон – ис­то­рич. пре­сто­лом её ка­то­ли­ко­са. В пе­рио­ды столк­но­ве­ний ме­ж­ду Рим. им­пе­ри­ей и дер­жа­вой Са­са­ни­дов, при­няв­ших зо­роа­ст­ризм в ка­че­ст­ве гос. ре­ли­гии, хри­стиа­не Пер­сии под­вер­га­лись го­не­ни­ям, за­сви­де­тель­ст­во­ван­ным мно­го­числ. до­ку­мен­та­ми (т. н. ак­та­ми му­че­ни­ков). На со­бо­рах (410 и 420) по ини­циа­ти­ве ви­зант. по­соль­ст­ва Цер­ко­вью Вос­то­ка бы­ли при­зна­ны оп­ре­де­ле­ния Ни­кей­ско­го (325) и Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (381) Все­лен­ских со­бо­ров. Со­бор 424 под­твер­дил из­на­чаль­ную не­за­ви­си­мость Церк­ви Вос­то­ка от Ан­ти­охии.

Боль­шое зна­че­ние для рас­про­стра­не­ния влия­ния Церк­ви Вос­то­ка имел Ве­ли­кий шёл­ко­вый путь. Свя­зи об­щин «хри­сти­ан апо­сто­ла Фо­мы» в Ин­дии с ка­то­ли­ко­сом Церк­ви Вос­то­ка про­сле­жи­ва­ют­ся с сер. 4 в.; из­вест­но о су­ще­ст­во­ва­нии в 5–6 вв. епар­хий Церк­ви Вос­то­ка на тер­ри­то­рии совр. Йе­ме­на и Ка­та­ра. Ста­рей­шие хра­мы в гор­ных рай­онах совр. Кур­ди­ста­на да­ти­ру­ют­ся 4–5 вв. К 334 от­но­сит­ся упо­ми­на­ние епи­скоп­ской ка­фед­ры в Мер­ве (совр. Ма­ры). В 5–6 вв. влия­ние Церк­ви Вос­то­ка рас­про­стра­ня­ет­ся в Со­гдиа­не: в 8 в. уже су­ще­ст­ву­ют ми­тро­по­лия в Са­мар­кан­де и епар­хии в Бу­ха­ре и Таш­кен­те. Из над­пи­си на сте­ле, ус­та­нов­лен­ной в 781 в мо­на­сты­ре, при­над­ле­жав­шем Церк­ви Вос­то­ка, в Си­ань-Фу, из­вест­но о при­бы­тии в 635 мис­сии Церк­ви Вос­то­ка в тан­ский Ки­тай.

В рам­ках Церк­ви Вос­то­ка сло­жи­лась сис­те­ма бо­го­слов­ских школ; наи­бо­лее из­вест­ны бы­ли эдес­ская «шко­ла пер­сов» и шко­ла в Ни­си­ви­не, в ко­то­рой Фео­дор Моп­суе­стий­ский при­об­рёл без­ус­лов­ный ав­то­ри­тет. Тра­диц. об­ра­зо­ван­ность хри­сти­ан Церк­ви Вос­то­ка пре­до­пре­де­ли­ла их по­ло­же­ние куль­тур­ной эли­ты в Араб. ха­ли­фа­те. Боль­шим ав­то­ри­те­том поль­зо­ва­лись пред­ста­ви­те­ли Церк­ви Вос­то­ка, в осн. си­рий­цы и уй­гу­ры, в Монг. им­пе­рии. К 16 в., по­сле на­ше­ст­вий Ти­му­ра и ос­ман­ских за­вое­ва­ний, Цер­ковь Вос­то­ка со­хра­ни­лась лишь в не­при­ступ­ных го­рах Хак­кя­ри (совр. Юж. Тур­ция), в рай­онах Ур­мии и Сал­ма­са (Иран) и на юге Ин­дии. В 16 в. хри­сти­ан­ские об­щи­ны Ин­дии под­чи­ни­ли пор­туг. ко­ло­ни­сты, вы­ну­див­шие их при­нять ка­то­ли­че­ст­во. В Си­рии и Ме­со­по­та­мии су­ще­ст­во­ва­ние отдельной цер­ков­ной ие­рар­хии, при­знаю­щей унию с Ри­мом, бы­ло окон­ча­тель­но за­кре­п­ле­но в 1830 ос­но­ва­ни­ем Хал­дей­ской ка­то­ли­че­ской церк­ви. По­ми­мо ка­то­ли­че­ской, в 19 в. сре­ди ас­си­рий­цев дей­ст­во­ва­ли различные мис­сии: американская про­тес­тант­ская, анг­ли­кан­ская, германская лю­те­ран­ская, рус­ская пра­во­слав­ная.

В 1960-е гг. в А. ц. В. про­изо­шёл рас­кол, обу­слов­лен­ный её пе­ре­хо­дом на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь. Ре­зуль­та­том рас­ко­ла ста­ло ос­но­ва­ние церк­ви, су­ще­ст­вую­щей от­дель­но от А. ц. В. и име­нуе­мой Древ­ней цер­ко­вью Вос­то­ка.

В 1-й пол. 20 в. на­ча­лась мас­со­вая эмиг­ра­ция ас­си­рий­цев на Кав­каз, в Рос­сию, в США, ку­да пе­ре­се­ля­ет­ся и ка­то­ли­кос-пат­ри­арх Церк­ви Вос­то­ка. В СССР ор­га­ни­за­ция цер­ков­ной жиз­ни пе­ре­селен­цев бы­ла не­воз­мож­на. Об­щи­ны А. ц. В. в Мо­ск­ве бы­ли соз­да­ны и за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны лишь в 1992–93. За­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные об­щи­ны А.  ц. В. су­ще­ст­ву­ют так­же в Рос­то­ве-на-До­ну и Крас­но­да­ре. В 1996–98 в Мо­ск­ве воз­ве­дён при­над­ле­жа­щий А. ц. В. храм во имя Пре­свя­той Де­вы Ма­рии.

Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока – ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ ܒܪܘܣܝܐ

Опубликовано автором admin

Предстоятель Ассирийской Церкви Востока католикос-патриарх Мар Ава III Рувел (Ройел) направил послание по случаю празднования Рождества Христова и наступления Нового

Читать далее

Важное, Новости

Опубликовано автором admin

16 ноября 2022 года завершился первый официальный визит в Россию Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Авы III. Об этом сообщается на официальном

Читать далее

Uncategorized

Опубликовано автором admin

В субботу, 12 ноября 2022 года, глава Ассирийской церкви Востока католикос-патриарх Мар Ава III посетил московский Сретенский ставропигиальный мужской монастырь

Читать далее

Новости

Опубликовано автором admin

15 ноября 2022 года в гостинице «Покровская» прошло совещание членов Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью

Читать далее

Новости

Опубликовано автором admin

15 ноября 2022 года в Патриаршей резиденции московского Данилова монастыря состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Католикосом-Патриархом Ассирийской

Читать далее

Важное, Видео, Выбор редакции, Мультимедиа, Новости

Опубликовано автором admin

15 ноября 2022 года  в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония с Католикосом-Патриархом Ассирийской Церкви Востока

Читать далее

Важное, Новости

Опубликовано автором admin

В пятницу, 11 ноября 2022 года, по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Россию прибыл Католикос-Патриарх Ассирийской

Читать далее

Важное, Видео, Выбор редакции, Мультимедиа, Новости

Опубликовано автором admin

В понедельник, 7 ноября 2022 года, католикос-патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар-Ава III был принят главой Элладской Православной Церкви Блаженнейшим Архиепископом

Читать далее

Новости

Опубликовано автором admin

В понедельник, 7 ноября 2022 года, глава Ассирийской Церкви Востока католикос-патриарх Мар Ава III помолился у памятника ассирийским мученикам в

Читать далее

Новости

Опубликовано автором admin

С 23 по 25 октября 2022 г. предстоятель Ассирийской Церкви Востока католикос-патриарх Мар Ава III Риме принял участие в работе

Читать далее

Новости

Ассирийская церковь Восточной Калифорнийской епархии

Всем сыновьям и дочерям Святой Апостольской Католической Ассирийской Церкви Востока и братьям и сестрам по вере,

Священный Синод Ассирийской Церкви Востока желает информировать всех верующих Церкви о результатах Избирательного Собора, состоявшегося с 6 по 8 сентября 2021 года в Иоанно-Предтеченском соборе в Эрбиле, по избранию 122-го Католикоса-Патриарха.

Прелаты Церкви собрались со всех епархий мира, кроме Блаженнейшего Мар Апрема Митрополита Индии и ОАЭ, состояние здоровья которого не позволило ему присутствовать на заседании Священного Синода. Мы молим Всемогущего Бога о даровании ему доброго здоровья и надеемся увидеть его с нами на грядущих советах. С молением ко Всемогущему Богу и водительством Святого Духа, а также в духе любви и братства состоялись Синодальные собрания для избрания нового Патриарха Церкви на смену Святейшему Мар Геваргису III Сливе, подавшему отставку. в прошлом году по состоянию здоровья. Мы молим Всемогущего Господа о даровании Его Святейшеству Мару Геваргису III здоровья и полного выздоровления, и мы выражаем ему нашу благодарность и почтение за его святое и славное служение на Селевкийском Ктесифонском престоле в течение последних шести лет.

По милости и водительству Святого Духа мы рады в этот день, 8 сентября 2021 года, сообщить, что Его Преосвященство Мар Ава Ройел, епископ Калифорнийский, был избран 122-м Католикосом-Патриархом Ассирийской Церкви Восток, сменив Его Святейшество Мар Геваргиса III Сливу.

Освящение нового Патриарха состоится в праздник Святого Креста, в понедельник, 13 сентября 2021 года, в Иоанно-Предтеченском соборе, Эрбиль, в присутствии всех прелатов Церкви, представителей сестринских церквей, и официальные парламентские гости.

По этому святому случаю мы возносим славу и честь Богу Отцу, Вседержителю, Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, и Святому Духу, который направлял нас в избрании того, кто возглавляет нашу благословенную Церковь в море этого мира, к благословенной гавани вечности.

Священный Синод Ассирийской Церкви Востока выражает пастырскую благодарность всем верным Церкви и других сестринских церквей за поддержку в молитве и посте, когда мы собрались для избрания 122-го Католикоса Патриарха нашей Святой Церкви.

Мы выражаем нашу искреннюю благодарность и признательность региональному правительству Курдистана и правительству Ирака за все меры и возможности, предоставленные членам Священного Синода.

В этот благословенный духовный день мы возносим наши молитвы к нашему Искупителю и Спасителю, Иисусу Христу, чтобы сделать этот святой день торжеством любви и мира, которые восторжествуют в Ираке, Сирии и остальных странах Ближнего Востока, которые Да защитит Бог всех и всегда хранит, а любовь и милосердие да изольются на Своих детей, чтобы положить конец страданиям и позволить нашему народу жить достойной уважения и признания жизнью, будучи коренными собственниками земли, древнейшей цивилизации. известны человечеству.

От своего имени и от имени всех прелатов Священного Синода, а также от имени всех сыновей и дочерей нашей святой Церкви мы сердечно поздравляем Его Преосвященство Мар Ава Ройэля с этим благословенным избранием под руководством Святым Духом, и вместе мы надеемся продвигаться по пути, проложенному всеми великими Патриархами Церкви.

Просим Господа благословить всех вас во имя Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, Единого Живого Бога, аминь.

 

Мар Меэлис Зайя

Патриарший викарий Ассирийской церкви Востока

Архиепископия Австралии, Новой Зеландии и Ливана

Святая Апостольская Католическая Ассирийская Церковь Востока

Церковь Востока, которая является той древней церковью развивались в районах Ассирии, Вавилонии и Персии (современный Ирак и западный Иран), к востоку от Римско-Византийской империи. Это апостольская церковь, основанная апостолами св. Фомой, св. Фаддеем и св. Варфоломеем. Святой Петр, глава апостолов, присоединил свое благословение к Церкви Востока во время своего посещения престола в Вавилоне, в самые ранние дни церкви: «…Избранная церковь, которая в Вавилоне, и Марк, сын мой, приветствую тебя… приветствуют друг друга лобзанием святым…» (1 Петра 5:13-14). В течение первого века христианской эры Церковь Востока была основана в городе Эдессе, самом северном арамейскоязычном городе-государстве восточного региона. Упоминание об этом можно найти в трудах историка Евсевия («Церковная история»; кн. 1, гл. 13). В 280 году Церковь Востока была официально организована под руководством Католикоса-Патриарха Мар Папа бар Гаггая из Селевкии-Ктесифона, а в 410 году она отказалась от всякого подчинения Антиохийскому престолу. Движение церкви на восток привело к процветанию христианских общин на территории современного Афганистана и южно-центральной Азии.

Вдоль рек Тигр и Евфрат было основано множество церквей, следовавших по «пути шелка и пряностей» древних караванов. Великий субконтинент Индии был евангелизирован апостолом Фомой. К концу III века существовало 19 епископских городов, епископы которых духовно управляли верующими в святом предании апостолов и их учениях.

Церковь Востока подверглась гонениям со стороны персов из-за вражды между Персидской империей и Римско-Византийской империей, принявшей христианство. Церковь была и оставалась меньшинством в Персии, но была большой и активной, известной своими схоластическими достижениями, своими монашескими центрами, своими мучениками и учителями. Давление преследований способствовало экспансии на восток. Миссионеры из Церкви Востока распространились на азиатский континент, провозглашая весть Иисуса Христа в отдаленных районах монгольских племен. В 7 веке они проникли в Китай. Так называемая «Несторианская табличка», найденная в Сиане, свидетельствует об этом раннем христианском присутствии в Китае.

Мусульманское завоевание, начавшееся в 7 веке, затронуло церковь и принесло новые гонения. Монгольские ханы, открытые для христианства, попали под влияние ислама и восстали против церкви во время своих вторжений на Аравийский полуостров. Многие христиане были убиты или вынуждены принять ислам. Церковь Востока ушла в горы Хаккари (сегодняшний северный Ирак и восточная Турция), которые стали домом патриаршего престола и где она веками оставалась в изоляции. Когда британцы установили свою власть в Ираке после Первой мировой войны, патриарха сослали на Кипр. В конце концов он переехал в США, когда стало очевидно, что иракские власти не позволят ему вернуться к своему народу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts