Атеисты россии: В России за четыре года вдвое выросло число атеистов — РБК

Разное

В России за четыре года вдвое выросло число атеистов — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 12 ноября
EUR ЦБ: 61,54

(+0,54)

Инвестиции, 11 ноя, 16:05

Курс доллара на 12 ноября
USD ЦБ: 60,22

(-1,03)

Инвестиции, 11 ноя, 16:05

Блинкен оставил за Киевом решение, когда и о чем говорить с Россией

Политика, 20:55

Украинские власти ввели комендантский час в Херсоне

Политика, 20:36

«Венеция» проиграла в дебютном матче экс-тренера «Спартака» Ваноли

Спорт, 20:34

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Путин созвонился с президентом Ирана

Политика, 20:31

Трансплант-игры: какой стала жизнь людей, переживших пересадку органов

Партнерский проект, 20:29

Коляда выиграл короткую программу на этапе Гран-при в Москве

Спорт, 19:50

Депардье решил закрыть свой продюсерский центр в России

Технологии и медиа, 19:49

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подписаться

ЕК одобрила выкуп Германией 100% акций бывшей «дочки» «Газпрома»

Бизнес, 19:42

Почему климатические инвестиции быстрее всего растут не в ЕС и США

РБК и Сбер, 19:41

Китайский форвард «Куньлуня» в 37 лет сделал хет-трик в матче КХЛ

Спорт, 19:41

«Наполи» одержал 11-ю победу подряд и повторил рекорд «Ювентуса»

Спорт, 18:57

Настоятель собора в Кронштадте отверг сообщения о «ЧВК при РПЦ»

Политика, 18:51

Как дискаунтер «Победа» за один год открыл 123 новых магазина. Кейс

РБК и СберАналитика, 18:50

При ударе по Новой Каховке погиб человек и пострадали трое

Политика, 18:28

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Чаще других атеистами себя считают молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Больше всего в России православных, на их долю приходится 66% респондентов

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

В России с 2017 года вдвое выросла доля неверующих людей. Об этом по итогам своего исследования сообщил ВЦИОМ.

По данным исследования, если в 2017 году атеистами себя называли 7% россиян, то в 2021 году их число выросло до 14%. При этом в 2019 и 2020 годах о том, что они неверующие, говорили 12%.

Чаще других атеистами себя считают молодые люди от 18 до 24 лет (22%). Немногим меньше тех, кто старше: на долю тех, кому от 25 до 34 лет, приходится 18% атеистов. Кроме того, по 11% неверующих приходится на тех, кому 35–44 года, а также 45–59 лет. 15% неверующих приходится на опрошенных россиян, которые старше 60 лет.

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Число колеблющихся между верой и неверием почти не изменилось. В 2017 году так отвечали 5% опрошенных, в 2021-м — 6%.

Что же касается последователей различных религий, то о своей принадлежности к православию сообщили больше всего россиян — 66%. В 2017 году так говорили 75% опрошенных. На последователей ислама приходится 6% (с 2017 года ситуация не изменилась). По данным ВЦИОМа, по 1% опрошенных называли себя буддистами и протестантами.

Еще 4% опрошенных россиян, отвечая на вопрос: «Последователем какого мировоззрения или религии вы себя считаете?» — выбрали вариант: «Являюсь верующим, но какой-либо конкретной конфессии не принадлежу». В 2017 году их число было таким же (4%).

В исследовании приняли участие 1,6 тыс. россиян, которым старше 18 лет. Специалисты ВЦИОМа опрашивали их по телефону.

Летом 2020 года свое исследование опубликовали аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. По этим данным, за пять лет россияне стали меньше времени уделять спорту и религии и начали чаще посещать культурные мероприятия. Согласно исследованию, женщины сократили время молитвы и других религиозных практик на 21%, мужчины — на 27%. В среднем россияне стали молиться примерно на минуту в день меньше.

Авторы

Теги

Максим Ярыгин

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Число российских атеистов снизилось на 5 процентов за три года

Ученые из Института социологии РАН на веру не берут ничего и любую гармонию проверяют своей алгеброй: долями, процентами, статистикой, допустимыми пределами погрешности. Так получилось и в этом случае. Социологи ИС РАН попытались замерить «уровень религиозности» граждан России и сделали весьма любопытные выводы.

На первый взгляд кажется, что наше общество в последние годы становится все более и более религиозным. Хотя церковь, согласно Конституции, формально от государства отделена, на практике священнослужители разных конфессий оказывают на общество колоссальное влияние. Религиозные праздники (православные и мусульманские) отмечаются с размахом, на богослужениях присутствуют первые лица страны, а репортажи о таких событиях передают центральные телеканалы. Активно строятся новые храмы, хотя в некоторых случаях не обходится без локальных «выяснений отношений» между верующими и теми, кто их чувства не разделяет.

Не то чтобы повсеместно воцаряются принципы «не убий», «не укради», не сотвори себе кумира» и так далее — но хоть чаще стали говорить, что эти заповеди поважнее всех подведомственных актов вместе взятых…

Словом, наше общество уже готово «встать помолясь и пойти перекрестясь» в светлое будущее? Нет, говорят социологи, все не так просто и прямолинейно.

Молитва с переводом

Как показывают данные опросов, 79% жителей России причисляют себя к последователям православия, 4% — мусульмане, 9%, по их признанию, верят в некую «высшую силу», но ни к какой конфессии не принадлежат. 7% придерживаются атеистических взглядов. Если сравнивать с такими же данными трехлетней давности, то можно отметить, что число верующих «во что-то, но не знаю, во что» снизилось на 2%, атеистов стало меньше на 5%. А вот число тех, кто стал называть и считать себя православным, увеличилось на 7%.

Тем не менее, если сравнивать данные с результатами опросов в других странах, по уровню религиозности мы вовсе не впереди планеты всей и не «равняемся четырем Франциям». Мы в твердой (золотой, как купол?) середине. Согласно данным Европейского социального исследования ценностей, религиозность россиян находится на среднем уровне. Меньше всех остальных наших соседей по Старому Свету религиозность демонстрируют такие страны как Чехия, Франция, Израиль. Наибольшую — Польша, Кипр, Турция. В Чехии «совсем не религиозных граждан» насчитывается 39% от общего числа населения, во Франции и в Израиле — по 24%, в Швеции 22%, в Норвегии 17%, в России — каждый десятый. А вот в Турции и на Кипре не религиозен лишь один человек из сотни, в Польше — двое, в Португалии — четверо.

И наоборот, «очень религиозных» в Чехии всего один процент, во Франции 3%, в Израиле — 11%. В России глубоко верующих и соблюдающих все религиозные каноны насчитывается 4% (остальные «просто веруют», но не слишком себя этим обременяют). В Турции очень религиозна почти четверть граждан — 23%, в Польше столь серьезно подходит к вопросам веры каждый десятый.

Наибольшее число россиян (21%) на просьбу социологов определить степень своей религиозности по шкале от 0 до 10 уверенно поставили себя точно в центр, посередке. Так же, кстати, поступили и наши ближайшие соседи-украинцы.

Как интересно получается: религиозным людям никакая Конституция не указ. И наоборот в отношении стихийных атеистов. Турция, например, — светское государство и постоянно это подчеркивает. Вплоть до того, что не разрешает религиозным дамам заходить укутанными в паранджу в университет, в театр, в любое официальное и публичное место. А уровень религиозности общества там очень и очень высокий. И наоборот. В Скандинавских странах есть институт государственной церкви. Однако там атеист на атеисте и им же погоняет.

Социологи поясняют: дело не в законах. Церковь, как правило, сильна там, где люди чувствуют потребность в некоей силе и идее, способной сплотить граждан, особенно — перед лицом каких-то угроз и опасностей. Или в обществе, где остро не хватает положительных примеров для подражания, которое по разным причинам чувствует себя «на переломе», расколотым, униженным… Очень красноречивым выглядит в этом свете список религиозных и нерелигиозных стран.

За что свечку ставить

А кого вообще считать «истинно верующим» человеком? Вопрос непростой. Социологи не стали углубляться в дебри разных конфессий или устраивать людям мини-ЕГЭ на религиозные темы. Они всего лишь спросили, часто ли опрошенные ходят в Храм Божий (неважно, как он называется, — церковь, мечеть, синагога и т.д.). Выяснилось, что «дорогу к храму» россияне выбирают для себя как «главную» не так часто. Даже искренне считая себя верующими.

За последние 10 лет число тех, кто в свободное время считает обязательным для себя сходить в церковь, почти не изменилось: это примерно каждый десятый.Причем число тех православных, кто считает посещение церкви обязательным для верующего человека, с 2009 г. даже несколько сократилось: с 14% до 11%.

Если ходить в храм, то зачем? И для чего человеку вообще нужна вера? Хотя бы для того, чтобы осуществить свою заветную мечту. Мечтам и надеждам россиян ИС РАН посвятил отдельное исследование, в ходе которого выяснилось, что без мечты наши сограждане вне зависимости от их воззрений жить не хотят и не могут.

Но все-таки духовное начало сильно сказывается на том, о чем мы мечтаем и какими средствами свои желания готовы исполнять.

67% женщин обращаются за помощью к магам, гадалкам и экстрасенсам

Чаще других говорили, что «человеку без мечты нельзя», те верующие люди, которые не относят себя к какой-либо определенной конфессии. Среди них эту точку зрения поддерживал 81%. У православных такая позиция вызывала одобрение в 76% случаев. Жестче всего держались атеисты: только 68% из них думают, что людям обязательно надо «загадывать желание» в надежде, что оно исполнится. При этом треть атеистов уверена, что жить нужно только в реальном мире, никаких грез! В этой категории граждан самым большим оказалось и число тех, кому вообще никогда не было свойственно мечтать, — 14%. Среди православных суровых прагматиков набралось четверть, среди внеконфессиональных верующих — пятая часть.

Когда же речь заходила не о «людях вообще», а о них лично, 91% православных и 93% внеконфессиональных верующих признавались социологам, что у них-то есть личная заветная мечта. Атеисты говорили такие слова намного реже — в 85% процентах случаев. Почему — понятно. Религия сама по себе подразумевает стремление к духовному, нравственному идеалу. А уверенность, что после смерти «все только начинается», помогает человеку отрешиться от сиюминутного и определить свои главные цели в жизни. Правда, не стоит искать прямую связь между «духовностью» и посещением храмов. Чаще или реже респонденты туда ходили — это на наличие или отсутствие у них Великой мечты не влияло.

О чем мечтают верующие люди? Сильно ли их мечты отличаются от надежд атеистов? Да, показали опросы, разница все-таки есть.

Конечно, главная мечта россиян вне зависимости от их мировоззрения, — это «жить в достатке». Однако люди, которые посещают церковь, мечтают об этом в полтора раза реже. На втором месте в общем рейтинге — мечта о «справедливости» в обществе. Вот тут православные и атеисты проявляют редкостное единство мнений и солидарность: такой ответ дали 32% и 33% соответственно. Внеконфессиональные верующие о справедливом обществе грезят еще чаще — 39%. Словом, разумное и справедливое общество нужно всем.

Православные респонденты чаще мечтают о хороших детях и хорошем здоровье (25% и 34%), тогда как у атеистов в иерархии заветных желаний вслед за здоровьем (26%) идут самореализация (22% против 17% у православных) и желание открыть собственное дело (20% и 14% соответственно). А почти каждый седьмой атеист вообще не имеет мечты, тогда как среди православных таких «отказников» лишь каждый десятый, среди внеконфессионально верующих — каждый 15-й. Ученые связывают это с тем, что люди с разным мировоззрением по-разному понимают и «смысл жизни». Атеисты больше нацелены на решение повседневных практических вопросов. Православные чаще обращаются к традиционным семейным ценностям, говорят о сыновнем и родительском долге, о верности супругам и т.д. А у внеконфессиональных верующих буйным цветом расцветает индивидуализм: хотят иметь отдельную квартиру — 26%, хорошее здоровье — 32%, «интересно жить» — 29%, при этом чисто семейные ценности у них скорее на втором плане.

Отметили социологи и еще одну тенденцию. Религиозные люди все реже стали говорить об «общем благе» или о «нуждах Родины, государства». Они замыкаются либо на своем семейном круге, либо на себе одном. Такие результаты отмечены в ходе опросов во всех религиозно-мировоззренческих группах. Социологи видят в этом «эрозию гражданских и политических форм солидарности», и даже традиционные для религии общественные связи («скрепы») преодолеть ее не помогают.

Хотя память о подвижниках и «собирателях» России в памяти у людей живет прочно. Когда социологи спрашивали людей, кто из деятелей прошлого и настоящего лучше прочих может служить олицетворением массовых народных чаяний, сам подбор имен в этом списке был очень красноречивым. Треть россиян уже традиционно поставила во главу народного рейтинга Петра I. А вот второе место (14%) респонденты поделили между святыми подвижниками (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др.) и нашими современниками, прежде всего Владимиром Путиным.

При этом православные придают больше значения деятельности святых подвижников (19%), чем атеисты (4%) — но последние, надо сказать, вообще полны скепсиса насчет роли личностей в истории. Россияне, регулярно посещающие церковь, ставят святых подвижников даже вровень с царем Петром I (32% и 31% соответственно): историю они явно оценивают через призму «веруешь — не веруешь». С этим связано и особое восприятие российской истории. 53% православных считают, что у России есть некая особая великая миссия. В других мировоззренческих группах с таким утверждением согласны всего 40%.

На бога надейся и сам не плошай

О чем люди молятся? Обращаются ли они к Богу, чтобы их мечты поскорее исполнились, или предпочитают действовать как-то иначе? Как показали опросы, самая популярная в России стратегия — это наметить в жизни некий план и методично, самостоятельно его осуществлять. Так поступают 55% опрошенных, а среди молодого поколения — 62%. Каждый пятый (22%) просит о помощи своих близких — западный принцип «self-mаde» у нас приживается плохо.

«Свечку поставить» во исполнение желаний люди не отказываются. Но большой надежды на силы небесные в данном случае не возлагают. Хотя атеистов в России лишь 7%, а остальные 93% относят себя к последователям какой-либо религии (84%) или к верующим в некую высшую силу (9%), молят Бога об исполнении мечты только 20%. Совсем редко (в 6% случаев) люди применяют какие-то магические, эзотерические практики, рекомендации фэн-шуй и т.п. для осуществления желаний. А каждый десятый и вовсе сидит сложа руки и ничего не делает: само получится. Или нет.

От старшего поколения несколько отличается молодежь. Когда дело касается «земных» способов поймать за хвост птицу счастья и удачи, молодые люди ведут себя гораздо энергичнее прочих россиян. Активнее прилагают собственные усилия, теребят родственников и друзей. Оптимизм и надежды на чудо тоже больше свойственны юным. А вот молить Бога о помощи в исполнении мечты более типично для старшего поколения: в таких ситуациях к высшей силе обращаются 18% респондентов 16-25 лет и 24% опрошенных 46-55 лет.

Россияне вообще сторонники «комплексного подхода»: на бога надейся, а сам не плошай. Среди тех, кто возносит ему молитвы об исполнении желаний, 58% предпринимают к этому и самостоятельные шаги, 27% подключают к решению этой задачи родных и друзей. Церковь это вряд ли обрадует, но 10% россиян имеют привычку «подкреплять» молитву магией и обращением к различным эзотерическим действиям (вопрос о том, что за каша у них в головах, оставим за кадром). В целом же все логично. Кто верит в чудеса и магию, тот чаще и богу молится, а кто рассчитывает в первую очередь на себя, тот и молитвами пренебрегает. Причем разница между этими группами составляет около 10%.

Очень показательна в данном случае разница между ответами мужчин и женщин. Слабый пол не только чаще предается мечтам, но и гораздо более изобретателен, когда надо не мытьем, так катаньем добиться их осуществления. Планомерно и самостоятельно воплощают мечту в жизнь равные доли мужчин и женщин (по 55%). Но при этом женщины более деятельны и оптимистичны: активнее привлекают к решению проблем окружающих (19% мужчин и 24% женщин), чаще взывают к Богу (10% и 29%) и верят в удачу (25% и 32%). А еще женщины — главный «контингент» для гадалок и разных экстрасенсов, магистров магии и прочих эзотерических деятелей. К ним обращаются лишь 4% мужчин и целых 67% женщин!!! Понятно, почему женские мечты имеют куда больше шансов исполниться — даже к бабке не ходи…

Всегда считалось, что религиознее всех прочих жители малых провинциальных городов. Но жизнь вносит поправки даже в самые незыблемые стереотипы. Жители сегодняшних крупных городов — люди более одинокие и разобщенные, нежели обитатели мест, где «все со всеми здороваются». Поэтому респонденты из мегаполисов, как показали опросы, обычно реже рассчитывают на поддержку родных и друзей, чем сельские жители (18% и 24%), и меньше надеются на чудо или удачу (21% и 33%). При этом именно они чаще обращаются к услугам гадалок и экстрасенсов (8% и 6%), а также молят Бога о помощи (22% и 21%) соответственно. Жители других типов поселений обращаются к Богу реже.

Чем больше у людей реальный доход, тем меньше они надеются на Бога и тем реже сами плошают. В трудных случаях взывает к Богу каждый четвертый из тех, чьи доходы составляют меньше половины средней для его местности. И наоборот — если у людей материальный уровень вдвое превышает «средний», молиться они станут лишь в 17% случаев. Правда, обеспеченные россияне более суеверны, боятся свое богатство и счастье «сглазить» и в целом больше доверяют древним знаниям и ритуалам, чем люди бедные и откровенно нищие. Пользуются услугами экстрасенсов, астрологов, гадалок, рекомендациями фэн-шуй и другими аналогичными методами 2% россиян с низкими доходами и 7% — с высокими.

И еще одна неожиданность. Почему-то считается, что атеисты — люди активные и вообще «оголтелые» на пути к своим целям. Ничего подобного. Это наименее предприимчивые из россиян. Среди них 15% ни о чем не мечтают и еще 19% ничего не делают ради осуществления своей мечты. Православные и «просто верующие» сидят сложа руки гораздо реже: 9 и 7% соответственно.

А самые целеустремленные в нашей стране те, кто верит в некую высшую силу, но конфессии для себя выбирать не стал. Они и сами чаще что-то делают для реализации задуманного (62%), и близких просят о поддержке (28%). К Богу среди них обращаются 12%.

Самые чудеса — с православными россиянами. Данные опроса показали, что на чудо и удачу они надеются чаще, чем на Бога! Первый вариант выбрали 28%, второй — 22% последователей православия. Плюс к тому именно верующие чаще обращаются к гадалкам или магам, чем атеисты (6% против 2%). Язычники мы все-таки в некоторых вещах, даром что почти поголовно крещеные.

Есть ли рай на земле

Сильно ли отличаются представления верующих и неверующих россиян о том, каким должно быть идеальное государство и общество? Вопрос в эпоху модернизации далеко не праздный.

Как выяснили социологи, свобода вероисповедания у нас не считается «базовой» для гражданина. В общей иерархии прав и свобод россияне ставят ее лишь на 12-е место. Необходимым условием идеальной демократии свободу совести называет только каждый десятый — 11%. При этом среди православных активно выступают за свободу вероисповедания 12%, среди верующих вне конфессий — 9%, среди атеистов — 4%. Видимо, духовной свободы в России достичь легче, чем материальной, социальной или политической. А вопрос свободы совести оказался более злободневным не для атеистов, а для верующих — последние в два раза чаще говорили о необходимости такого права при развитой демократии.

Кстати, еще один интересный штрих. Среди тех, кто активно ратует за свободу совести, 30% обращаются к Богу с просьбой об исполнении мечты и 20% считают, что именно святые подвижники более всего способствуют народным чаяниям. В целом же и верующие, и атеисты сходятся во мнении о том, что мечта о демократии в России скорее или полностью не оправдалась. Так думают 73% православных, 77% внеконфессиональных верующих и 82% атеистов. Даже воцерковленность не спасает от разочарований — 80% посещающих церковь считают, что до демократии нам пока как до града небесного.

Что же касается выбора между личной свободой и обществом социального равенства, то люди верующие (особенно православные) чаще склоняются ко второму варианту общественного устройства — его выбирают примерно две трети или больше. В других группах респондентов показатели на 7-10% ниже. При этом последователи православия и атеисты чаще говорили социологам, что России нужно «жесткое» государство, построенное на коллективизме, а либеральные ценности нам подходят плохо (55% и 53%). А вот среди верующих вне конфессий либералов больше — с утверждением насчет жесткого правления согласны только 46%.

На вопрос же о том, что важнее — общественные интересы или личные дела, россияне вне зависимости от их веры или неверия выбирают второе. Три четверти граждан ставят во главу угла благополучие своих семей и себя лично. Идею «общей объединяющей цели» поддерживает четверть верующих людей. Атеисты несколько больше склонны заботиться об интересах коллектива — таких в их среде 30%. Возможно, за счет поколения, выросшего в суровую советскую эпоху.

В данном случае даже церковь с ее «возлюби ближнего своего» не в силах преодолеть распад социальных связей. Разве что слегка облагородить общество. Среди людей, которые регулярно ходят в храмы, 32% считают главным «общую цель». А «полезными обществу» хотели бы стать 54% православных, 43% верующих вне конфессий и 47% атеистов. Среди тех верующих, кто регулярно ходит в храм и молится Богу, таких людей еще больше — 64% и 61%.

Эгоистов здесь не любят. Впрочем, взаимно.

Воинствующий антиатеизм в России — Фонд Карнеги за международный мир

Публичное выражение атеизма теперь может привести к наказанию гражданина России государством. Заключение в тюрьму молодого блогера в Екатеринбурге является симптомом культуры нетерпимости, в которой церковь и государство работают рука об руку.

В современной России выражение антирелигиозных взглядов теперь равносильно тому, что двадцать пять лет назад называлось «антисоветской деятельностью».

Тревожным свидетельством этой новой реальности стала новость от 2 сентября о том, что Руслан Соколовский, 22-летний видеоблогер из Екатеринбурга, был приговорен к двум месяцам лишения свободы за игру в Pokémon Go в православном храме и выпуск откровенно антирелигиозных видеороликов. Соколовского обвинили в экстремизме и «оскорблении чувств верующих» (эта статья недавно была добавлена ​​в Уголовный кодекс и по ней лишали свободы участниц панк-рок-группы Pussy Riot).

Пресс-секретарь областного управления МВД Валерий Горелых поторопился и, не дожидаясь решения суда, с возмущением заявил, что люди, играющие в Pokémon Go в «святых местах», должны сесть в тюрьму на пять лет и не три.

Наказав юного блогера, российское государство сделало еще один шаг к тому, чтобы стать идеологической теократией. Это было ударом по молодому человеку, который соблюдал свои конституционные права на свободу слова, свободу вероисповедания и свободу не иметь религии, а также принцип отделения церкви от государства. В мае этого года глава Русской православной церкви патриарх Кирилл уже ясно выразил свое отношение к защищенной Конституцией концепции прав человека, когда осудил то, что он назвал «ересью» некоторых прав человека.

В России теперь привилегированы «чувства верующих», а не чувства атеистов, которые могут обидеться, например, когда областные администрации требуют от бюджетников «добровольно» вносить деньги на строительство храмов. Это лишь один из примеров того, как теперь церковь и государство соединяются в радостной гармонии — в нарушение Конституции.

Учреждение Русской Православной Церкви постепенно берет на себя функции государства, а охрана государства охраняет православный истеблишмент. Давным-давно в мировой истории церковное право было неотделимо от светского права. Кировский районный суд Екатеринбурга, арестовавший Соколовского, фактически вернул Россию в средневековье, применив светское право как церковное.

В результате этого дела покемоны невольно стали лакмусовой бумажкой свободы в России и превратились в символы антигосударственной деятельности.

В отличие от Православной церкви, в июле этого года Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге наградила удачливого охотника на покемонов бутылкой кошерного вина. Синагога тоже святое место, верно? Но никого не оскорбили и никого не арестовали.

Судя по всему, мстительный ветхозаветный бог иудеев более милостив, чем бог, почитаемый в стройной Русской Православной Церкви. Это не имеет ничего общего с оскорблением чьих-либо чувств. Это признак того, живет ли то или иное религиозное учреждение в современном мире или в средневековье.

Такой арест стал возможен потому, что с июня 2012 года в России принято более 30 законов, расширяющих полномочия правоохранительных органов и ограничивающих права гражданского общества. Но главное здесь то, что в последние годы в России культивируется атмосфера нетерпимости, в которой можно убивать политиков и сажать в тюрьму молодых людей, отстаивающих свои личные ценности. Культура доноса на других государству еще не вернулась в России полностью, но неизбежно вернется, потому что стала инструментом государственной политики, как это было на протяжении многих десятилетий истории страны.

Доносы вознаграждаются и используются государством. Когда Движение «Антимайдан» написало осуждение независимой избирательной организации, Левада-центра, Министерство юстиции уступило и провело расследование в отношении центра, который теперь объявлен «иностранным агентом» в соответствии с новым законодательством. Блогер Соколовский был арестован после того, как журналист интернет-портала Ура.ру предложил провести расследование о том, не оскорбляет ли его деятельность чувства верующих. Журналист «Ура.ру» не просто выполнял свою работу. он стучал.

В рассказе Соколовского есть четкий посыл: если открыто выражать атеистические взгляды, то теперь можно попасть в тюрьму. Соколовский беззащитен перед церковно-государственным бегемотом. Российский православный истеблишмент по большей части хранил молчание, хотя екатеринбургские священники предложили просветить видеоблогера на ошибках его пути. Молчит и политический класс — он смертельно боится таких людей, как Соколовский, считая каждого из них олицетворением феномена революционного Майдана.

Максимум, за что молодой блогер может быть благодарен, так это за то, что один церковный чиновник, Владимир Легойда, выступая от имени Московского Патриархата, объяснил, что Русская Православная Церковь «не жаждет крови».

Эта статья первоначально была опубликована на русском языке в «Газете».

Автор:

  • Андрей Колесников

Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

Россия становится самой боговерующей страной Европы

Москва

Спустя два десятилетия после распада СССР, самого атеистического государства в истории, подавляющее большинство россиян верят в Бога – больше, чем в любой другой европейской стране – согласно новому опросу общественного мнения.

Опрос, проведенный в апреле независимым фондом «Общественное мнение» (ФОМ), показал, что 82 процента россиян считают себя верующими, и только 13 процентов говорят, что не верят ни в какое божество.

Но могущественной Русской Православной Церкви в подробностях опроса нечего праздновать.

Церковь утверждает, что ее сторонниками являются 70 процентов россиян, и на этом основании она успешно оказывает давление на Кремль, чтобы тот вернул большую часть церковного имущества, захваченного большевиками почти столетие назад, в том числе обширные участки земли, церкви, монастыри и тысячи религиозные артефакты, ранее находившиеся в государственных музеях.

Но, по данным опроса, только 50 процентов россиян считают себя православными, а 27 процентов не причисляют себя к какой-либо конкретной организованной конфессии. Среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет число беспартийных верующих составило 34 процента.

«Правильно было бы назвать Россию страной верующих, но нельзя назвать ее страной верующих», — говорит Михаил Тарусин, руководитель отдела социологии независимого Института общественных проектов в Москве. «Мы были официально атеистическим государством в течение 74 лет, и может потребоваться некоторое время, чтобы оправиться от этого. Прямо сейчас я не думаю, что мы могли бы оценить долю действительно религиозных, посещающих церковь людей более чем в 20 процентов».

Эксперты говорят, что большинство россиян ведут преимущественно светский образ жизни и мало обращают внимания на все более частые попытки Православной церкви повлиять на общественную мораль, включая недавний призыв одного из ведущих священников к национальному дресс-коду и серию инициированных Церковью исков против художественного «богохульства».

«Нет никаких сомнений в том, что православие является традиционной конфессией в России, но лишь малая часть тех, кто называет себя православными, на самом деле регулярно посещают храм, отмечают праздники или совершают обряды», — говорит заместитель главного редактора журнала Владимир Гурболиков. «Фома» — миссионерский журнал, издаваемый Православной Церковью. «Проблема в недостатке информации в обществе. Люди не имеют нормальной связи с Церковью и не могут ее наладить, поэтому не знают православной христианской веры, даже если идентифицируют себя с ней».

Еще одним сюрпризом стало то, что опрос показал, что только 4 процента россиян являются признанными мусульманами, что намного меньше 15 процентов, которые приводит большинство социологов. Одна из причин, по мнению экспертов, заключается в том, что опрос ФОМ, в ходе которого было опрошено 1500 человек в 44 из 89 регионов России, мог не затронуть раздираемые повстанцами, но в основном мусульманские республики Северного Кавказа.

По российскому законодательству в стране признаются четыре «основополагающие конфессии»: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Опрос показал, что 1 процент россиян являются буддистами и менее 1 процента — евреями.

Но римо-католики, которые не признаются российским законодательством и иногда подвергаются юридическим преследованиям, составляют целых 7 процентов (цифра, которую также оспаривают эксперты), показал опрос ФОМ.

Результаты FOM несколько контрастируют с глобальным исследованием религиозных верований, проведенным в апреле международной компанией Ipsos, занимающейся исследованиями рынка. Опрос показал, что 51 процент людей во всем мире верят в «божественную сущность», по сравнению с 18 процентами, которые не верят, и 17 процентами, которые не уверены.

Согласно опросу Ipsos, 56 процентов россиян твердо верят в существование «божественной сущности», еще 18 процентов верят «иногда».

Но это по-прежнему ставит Россию на первое место в списке в Европе, где 51 процент поляков, 50 процентов итальянцев, 27 процентов немцев и всего 18 процентов шведов объявили себя определенно верящими в божественную сущность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts