Бес кто это: Бес — православная энциклопедия «Азбука веры»

Разное

Кто такие бесы, и нужно ли их бояться – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 18 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Что имеет в виду современный неверующий человек, когда говорит «я был взбешен» или «меня это бесит»? Наверное, в большинстве случаев — просто крайнюю степень раздражения. И хотя корневая основа подобных слов ясно указывает на их происхождение от слова «бес», в наше время это мало кого может смутить.

В рецензии на новый спектакль пресса восторженно сообщает, что премьера прошла «с бешеным успехом», тинэйджеры пишут в своих сетевых дневниках, как они «классно побесились» на рок-концерте, а ветеринары делают домашним животным прививки «от бешенства».

Столь безразличное отношение к употребляемым словам легко объясняется простым, но печальным фактом: к сожалению, люди сегодня очень плохо представляют себе, кто же это такие — бесы. Откуда они взялись, какими качествами обладают и стоит ли отождествлять себя и окружающих с этими существами, пусть даже всего лишь на уровне фигуры речи?

Для людей, не склонных к чтению религиозной или оккультной литературы, едва ли не единственным источником знаний о бесах становится литература художественная. И тут с некоторым недоумением приходится признать, что даже в произведениях классиков описание нечистых духов весьма противоречиво, неоднозначно и, скорее, сбивает читателя с толку, чем помогает разобраться в сути дела.

Писателями создана целая галерея различных образов, которые весьма непохожи друг на друга. С одного фланга в этом ряду стоят фольклорные изображения беса в произведениях Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. В этой версии бес представлен как достаточно нелепое и бестолковое существо с противной наружностью и настолько низким интеллектом, что даже простой деревенский кузнец легко подчиняет его себе, используя в качестве транспортного средства. Или же, вооружившись куском веревки и парой незатейливых мошеннических трюков, злого духа запросто обводит вокруг пальца известный пушкинский персонаж с красноречивым именем Балда.

На противоположном фланге галереи литературных бесов — булгаковский Воланд. Это уже едва ли не всемогущий вершитель человеческих судеб, средоточие интеллекта, благородства, справедливости и прочих положительных качеств. Человеку бороться с ним бессмысленно, поскольку, по Булгакову, он практически непобедим, ему можно только с благоговением подчиниться — как Мастер и Маргарита, или погибнуть — как Берлиоз, ну а в лучшем случае — повредиться рассудком, как поэт Иван Бездомный.

| Читайте также:

Главная хитрость дьявола: почему Воланд благодарит Берлиоза и Бездомного, когда узнает, что они атеисты

Две эти крайности в литературном изображении бесов, естественно, формируют у читателей такие же крайности и в отношении к изображаемому. От полного пренебрежения пушкинскими бесенятами-недотепами как безусловно сказочными персонажами до полной уверенности в реальном существовании Воланда-сатаны, суеверного ужаса перед его могуществом, а иногда и прямого поклонения духам тьмы.

Ничего удивительного тут нет, сила художественного произведения в том и заключается, что литературный герой начинает восприниматься нами как настоящий. В Лондоне, например, существует вполне реальный музей, посвященный вымышленному сыщику Шерлоку Холмсу, а в Советском Союзе настоящие городские улицы называли именем пламенного революционера Павки Корчагина, невзирая на его стопроцентно литературное происхождение.

Но в случае с художественным образом бесов мы имеем совершенно иную ситуацию. Дело в том, что даже в пространстве литературного произведения духовный мир существует не в рамках человеческой истории, а как бы параллельно ей — его обитатели не стареют, не умирают и не подвержены влиянию времени, они всегда рядом. И если предположить, что у вымышленных персонажей того же Михаила Булгакова существуют реальные прототипы в духовном мире, то следует признать, что читательский восторг и преклонение перед Воландом явно выходят за рамки литературной проблематики. Здесь возникают уже гораздо более серьезные вопросы — например, в какой степени образ беса, созданный художественным воображением писателя, соответствует духовной реальности? Или — насколько безопасно для человека отношение к бесам, сформированное их литературными образами? Очевидно, что на эти вопросы литературоведение ответить уже не может. И, поскольку в европейскую литературу бес перекочевал из христианской религиозной традиции, разумно было бы выяснить — что же говорит об этом существе христианство?

Люцифер

Вопреки распространенному заблуждению, сатана вовсе не является вечным антиподом Бога, а бесы — антиподами ангелов. И представление о духовном мире как о некоем подобии шахматной доски, где черные фигуры на равных условиях играют против белых, в корне противоречит учению Церкви о падших духах.

В христианской традиции существует понимание четкой границы между Богом-Творцом и Его творением. И в этом смысле абсолютно все обитатели духовного мира в равной степени относятся к категории творений Божиих. Более того, сама природа бесов изначально точно такая же, как и у ангелов, и даже сатана не является каким-то особенным «темным богом», равным по силе Творцу. Это всего лишь ангел, который когда-то был самым прекрасным и сильным творением Бога в созданном мире. Но само имя — Люцифер («светоносный») — не совсем правильно употреблять по отношению к сатане, поскольку это имя принадлежит не ему, а тому самому светлому и доброму ангелу, которым сатана когда-то был.

Густав Доре. Павший сатана

Церковное предание говорит, что духовный мир ангелов был создан Богом еще до сотворения материального мира. К этому во всех смыслах доисторическому периоду и относится катастрофа, в результате которой треть ангелов, возглавляемые сатаной, отпали от своего Творца: увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12:4).

Причиной этого отпадения стала неадекватная оценка Люцифером своего совершенства и могущества. Бог поставил его над всеми остальными ангелами, наделив его силой и свойствами, которых не было больше ни у кого; Люцифер оказался самым совершенным существом в сотворенной вселенной. Эти дары соответствовали его высокому призванию — исполнять волю Божию, начальствуя над духовным миром.

Но ангелы не были подобием автоматов, жестко запрограммированных на послушание. Бог создал их с любовью, и исполнение Его воли должно было стать у ангелов ответным проявлением любви к своему Создателю. А любовь возможна лишь как реализация свободы выбора — любить или не любить. И Господь дал ангелам эту возможность выбирать — быть с Богом или быть без Бога…

Невозможно с точностью сказать, как именно произошло их отпадение, но общий смысл его заключался в следующем.

Люцифер-Денница посчитал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним это роковое для них решение приняли третья часть всех ангелов.

Между мятежными и верными духами (которых возглавил архангел Михаил) произошел конфликт, описанный в Священном Писании следующим образом: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7-9).

Так прекрасный Денница стал сатаною, а соблазненные им ангелы — бесами. Нетрудно заметить, что здесь нет ни малейших оснований говорить о войне сатаны против Бога. Как может воевать с Богом тот, кто даже от своих собратьев-ангелов потерпел сокрушительное поражение?

Потеряв ангельское достоинство и место на Небесах, падшие духи оказались подобны воинам поверженной армии, сорвавшим с себя при отступлении ордена и погоны.

Сумасшедший почтальон

Само слово «ангел» — греческого происхождения, в переводе на русский язык оно означает буквально «вестник», то есть тот, кто приносит весть от Бога, сообщает Его благую волю остальному творению. Но чью волю может сообщить ангел, который не захотел служить своему Создателю, какую весть может принести такой «вестник» — и можно ли верить этой вести?

В книге Клайва Льюиса «Письма Баламута» бес Баламут наставляет своего племянника, как искушать человека, к которому тот «приставлен».

Предположим, в небольшом городке один почтальон ужасно обиделся за что-то на своего начальника и перестал приходить на почту за новыми письмами. Но званием почтальона он очень гордился, письма разносить любил и, что самое грустное, ничего, ну просто абсолютно ничего больше не умел делать. И началась у него странная жизнь. Целыми днями неприкаянно слонялся он по городу в своей почтальонской фуражке с опустевшей почтовой сумкой на плече, а вместо писем и телеграмм засовывал людям в почтовые ящики всякую дрянь, подобранную на дороге. Очень скоро он приобрел репутацию городского сумасшедшего. Сумку и фуражку у него отняли милиционеры, а жители начали прогонять его прочь от своих дверей. Тогда он ужасно обиделся и на жителей тоже. Но письма носить ему очень хотелось. И он придумал хитрую каверзу: темной ночью, когда его никто не видел, он потихоньку крался вдоль городских улиц и подкидывал в почтовые ящики письма, написанные… им самим. Он давно работал на почте, поэтому быстро научился подделывать почерк отправителей, их адреса и почтовые штемпели на конвертах. А в письмах писал… Ну что мог писать такой тип? Конечно же, только всякие гадости и вранье, поскольку он очень хотел досадить прогнавшим его жителям.

…Безусловно, эта грустная сказка про сумасшедшего почтальона — всего лишь очень слабая аналогия трагической истории превращения ангелов в бесов. Но для более точного описания глубины нравственного падения и безумия злых духов даже образ серийного маньяка оказался бы слишком светлым, мягким и неубедительным. Сам Господь назвал сатану — убийцей: он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин 8:44).

К самостоятельному творчеству ангелы не способны, они могут лишь выполнять творческий замысел Бога. Поэтому единственным способом существования для отказавшихся от своего призвания ангелов оказалось стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли хотя бы прикоснуться.

Завидуя Богу, но не имея ни малейшей возможности причинить Ему какой-либо вред, бесы всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творение. А поскольку венцом материального и духовного мира, самым любимым творением Божиим стал человек, на него и обрушилась вся неудовлетворенная мстительность и злоба падших ангелов-вестников, несущих людям вместо воли Божией — свою, страшную для всего живого волю.

И здесь возникает очень важный вопрос: как же человеку выстраивать отношения со столь грозной силой, стремящейся его погубить?

Шиш или свечка?

В сборнике народных русских сказок А. Н. Афанасьева есть любопытный сюжет на религиозную тему:

«Одна баба, ставя по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, завсегда показывала кукиш змею, изображенному на иконе, и говорила: вот тебе, святой Егорий свечка, а тебе, сатана, — шиш. Этим она так рассердила нечистого, что он не вытерпел; явился к ней во сне и стал стращать: „Ну уж попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки!“ После того баба ставила по свечке и Егорию, и змию. Люди и спрашивают — зачем она это делает? „Да как же, родимые! Ведь не знамо еще куда попадешь: либо в рай, либо в ад!“»

Икона Георгия Победоносца с поверженным сатаной в виде змия

В этой истории, несмотря на весь ее христианский антураж, очень лаконично и убедительно представлен языческий принцип одновременного налаживания отношений и со злыми божествами, и с добрыми. И сам путь к практическому решению проблемы указан здесь довольно ясно: каждому по свечке и — все довольны! Почему же так комично выглядит в этом народном анекдоте предусмотрительность наивной женщины? Да потому, что умилостивить беса может надеяться лишь тот, кто не понимает простой истины: наладить добрые отношения со злыми духами невозможно. Возненавидев все творение без исключений, бесы загнали себя в онтологический тупик, так как сами они тоже — творения Божии. Поэтому ненависть стала для них единственно возможной формой отношений друг к другу, и даже самих себя они могут только ненавидеть. Сам факт собственного бытия является для бесов мучительным.

Такое страшное мироощущение можно сравнить, наверное, лишь с состоянием несчастного животного, умирающего от вирусной инфекции, которую в просторечии не без оснований называют бешенством. Главным симптомом этой страшной болезни являются спазмы пищевода, не пропускающие в организм никакую жидкость. Вода может находиться совсем рядом, но животное умирает от жажды, не имея малейшей возможности ее утолить. Обезумев от этой пытки, больной зверь кидается на всех, кто имел неосторожность к нему приблизиться, ну а если никого рядом нет — уже в полном помрачении кусает сам себя. Но даже такая жуткая картина может дать лишь очень слабое и приблизительное представление о том, что же может испытывать существо, люто ненавидящее весь мир, не исключая себя самого и себе подобных.

А вот теперь — вопрос на засыпку: будет ли здравомыслящий человек пытаться завести дружбу с бешеной собакой? Или, к примеру, смог бы киплинговский Маугли выжить в стае бешеных волков, непрерывно рвущих друг друга? Ответ в обоих случаях очевиден. Но тогда неизмеримо более безнадежным предприятием является попытка умилостивить беса с тем, чтобы обеспечить себе комфортабельное местечко в аду.

Делать реверансы в сторону сил зла — бессмысленное и бесполезное занятие. В Священном Писании ясно сказано, что для сатаны люди представляют интерес исключительно в качестве потенциальной жертвы: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5:8).

И хотя тыкать кукишем в икону Георгия Победоносца, как это делала героиня афанасьевского анекдота, совсем не благочестивое дело, и заниматься этим, конечно, не стоит, но все же тем христианам, которые испытывают суеверный страх перед бесами, не худо было бы вспомнить, что в самом чине Таинства крещения каждый христианин не то что кукиш бесу показывает, но буквально — плюет на него троекратно, отрекаясь от сатаны.

Мало того, впоследствии христианин ежедневно вспоминает об этом отречении в молитве святителя Иоанна Златоуста, читаемой перед выходом из дому: «Отрицаюся тебе, сатано, и гордыни твоей и служения тебе; и сочетаюся Тебе, Христе Боже, во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Но откуда же берется у христиан подобное дерзновение? Ответ прост: плевать на таких опасных и сильных врагов может только тот, кто находится под надежной защитой.

Кто утопил свиней

Люди, впервые знакомящиеся с Евангелием, иногда обращают пристальное внимание на те детали евангельского повествования, которые для воцерковленного человека являются второстепенными и малозначительными. Один такой случай описывает Н. С. Лесков в повести «На краю света», где православный епископ, путешествуя по Сибири, пытается объяснить своему проводнику-якуту суть христианского вероучения:

«Ну а знаешь ли ты, зачем Христос сюда на землю приходил?

Думал он, думал — и ничего не ответил.

— Не знаешь? — говорю.

— Не знаю.

Я ему все Православие и объяснил, а он не то слушает, не то нет, а сам все на собак погикивает да оростелем машет.

— Ну, понял ли, — спрашиваю, — что я тебе говорил?

— Как же, бачка, понял: свинью в море топил, слепому на глаза плевал — слепой видел, хлебца-рыбка народца дал.

Засели ему в лоб эти свиньи в море, слепой да рыбка, а дальше никак и не поднимется…»

Елена Черкасова. Христос, исцеленный им бесноватый и свиньи, бросившиеся со скалы. Бесы сами попросили Христа, когда он выгнал из человека, вселиться в животных

Парадоксальным образом все те же свиньи, засевшие в лоб лесковскому безграмотному якуту, в наши дни иногда могут привести в смущение уже вполне цивилизованных людей с высшим образованием. Как кроткий и любящий Христос, который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», смог безжалостно утопить стадо свиней? Разве любовь Божия не распространяется и на животных тоже?

Вопросы вроде бы формально правильные (хотя возникнуть они могли, наверное, лишь у современного человека, который никак не связывает ветчину на своем столе со свиньей, из которой эту ветчину сделали). Но все же ошибка в подобном рассуждении есть. И дело даже не в том, что упомянутые в Евангелии свиньи рано или поздно все равно попали бы под нож мясника.

При внимательном прочтении этого места в Евангелии становится очевидным простой факт: Христос не топил несчастных животных. В их гибели виноваты… бесы.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло (Лк 8:27–33).

Здесь очень наглядно проявлена разрушительная сила ненависти бесов ко всему живому, заставляющая их действовать даже вопреки собственным интересам. Изгнанные из человека, они просят Христа позволить им войти в свиней, чтобы жить в них и не идти в бездну. Но как только Христос позволяет им это, бесы тут же топят всех свиней в море, снова оставшись без пристанища. Понять такое поведение невозможно, поскольку в ненависти нет ни логики, ни здравого смысла. Прогуливающийся по детскому саду сумасшедший с опасной бритвой в руке будет выглядеть на фоне бесов безобидным и мирным обывателем. И если бы такие жуткие существа могли беспрепятственно орудовать в нашем мире, то ничего живого в нем давно бы уже не осталось. Но в евангельской истории со свиньями Господь ясно показал, что бесы вовсе не свободны в своих действиях. Вот как говорит об этом преподобный Антоний Великий:

«Даже над свиньями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: повели нам идти в свиней. Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию».

Отрекаясь в крещении от сатаны, человек вверяет себя Тому, Кто имеет абсолютную власть над сатаной. Поэтому, даже если бесы нападают на христианина, это не должно его особо пугать. Такое нападение возможно при единственном непременном условии: если его разрешит Господь. Укус змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из змеиного яда лекарство. Так и Господь злую волю бесов может использовать как средство для исцеления человеческой души. По общему мнению отцов, беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения. «В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии…» — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Между тем, обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения» (святитель Иоанн Златоуст).

Искушение святого Антония

Бесы действуют лишь там, где им попускает это Господь, обращающий злые замыслы падших духов ко благу людей. Этим отчасти объясняется знаменитый парадокс Мефистофельского самоопределения у Гете: «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Хотя даже в литературном произведении бес все равно продолжает врать: никакого блага совершить он, конечно же, не в состоянии и, как всегда, приписывает себе чужие заслуги.

Иероним Босх. Искушение святого Антония

А что же может бес на самом деле? В этом вопросе мнение отца христианского монашества Антония Великого можно считать более чем авторитетным, поскольку бесы воевали с ним в пустыне несколько десятилетий. На знаменитом полотне Иеронима Босха «Искушение святого Антония» изображена жуткая картина: стая клыкастых и рогатых чудовищ нападает на одинокого монаха. Этот сюжет не придуман художником, он взят из реального жития преподобного Антония, и все эти страшные нападения святой пережил на самом деле. Но вот какую неожиданную оценку дает этим ужасам сам Антоний Великий: «Чтобы не бояться нам демонов, надо рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний, не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, но немедленно пользуется властью как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраков. Посему-то наипаче и должно их презирать, как — бессильных».

Чем дальше, тем хуже…

Бесы ненавидят Бога. Но чем Бог отвечает на эту ненависть? Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим».

Несмотря на всю глубину падения бесов, Бог не воюет с ними и всегда готов принять их обратно в ангельский чин. Но чудовищная гордость падших духов не дает им ответить на все проявления Божией любви. Вот как говорит об этом современный святой, афонский старец преподобный Паисий Святогорец:

«Если бы они сказали только одно: „Господи, помилуй“, то Бог что-нибудь придумал бы для их спасения. Если бы они только сказали „согреших“, но ведь они этого не говорят. Сказав „согреших“, диавол снова стал бы ангелом. Любовь Божия беспредельна.

Но диавол обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом. Он не хочет уступить, не хочет спастись. Это страшно. Ведь когда-то он был ангелом! Помнит ли диавол свое прежнее состояние? он весь — огонь и неистовство… И чем дальше, тем хуже он становится. Он развивается в злобе и зависти. О, если бы человек ощутил состояние, в котором находится диавол! Он плакал бы день и ночь. Даже когда какой-нибудь добрый человек изменяется к худшему, становится преступником, его очень жаль. А что же говорить, если видишь падение ангела!.. падение диавола не может быть уврачевано ничем иным, кроме его собственного смирения. Диавол не исправляется потому, что не хочет этого сам. Знаете, как был бы рад Христос, если бы диавол захотел исправиться!»

К сожалению, для подобной радости диавол не дает никаких поводов. И единственно правильное и безопасное для человека отношение к падшим духам, обезумевшим от злобы и гордости, — не иметь с ними ничего общего, о чем и просят Господа христиане в заключительных словах молитвы «Отче наш»: …не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

На заставке: фрагмент фото Mish Sukharev

БЕС — значение слова БЕС

значение, определение слова

БЕС, -а, м. 1. В религии и народных поверьях: злой дух. Умен (хитер)
как б. (очень умен, хитер; разг.). Б.-искуситель (о том, кто искушает,
соблазняет; шутл.). 6. попутал кого-н. (самому непонятно, как мог так
поступить; разг. шутл.). 2. перен. О живом, ловком, задорном человеке
(разг.). Б.-девка. * Мелким бесом рассыпаться (разг.) — угодливо льстить,
юлить, лебезить. Какого беса? (прост.) — то же, что какого дьявола? II прил.
бесовский, -ая, -ое. Бесовское…

Морфология

  • Существительное, одушевленное, мужской род

Книги

Бесы

…ждение Ф.М. Достоевского (1821–1881) «Бесы» и сейчас интересен современному поколению читателей и не только как литературный шедевр. Роман-памфлет о зарождающемся терроризме и анархизме раскрывает тра…

Комментарии к «Бесам»

…о на днях прочитал его последний роман „Бесы“, уже в отдельном издании, и по прочтении мне пришел в голову следующий вопрос: отчего г. Достоевский не напишет романа из европейской жизни XIV–XVI столет…

О любви и прочих бесах

…», и «Вспоминая моих несчастных шлюшек», и, разумеется, «О любви и прочих бесах»…
Юную маркизу Марию сочли одержимой бесами и заточили в монастырь. Спасать ее душу взялся молодой священник Каэтано. …

Буба

…есенье с приятелем, с закуской и зубровкой, занесет тебя весенний ветер в Медонский лес, бес откровенности толкнет человека под ребро – и покатишься… Хоть без зубровки, конечно, никакой бес ничего не …

Мелкий бес

…ях и я имел для моего романа достаточно “натуры” вокруг себя».
Герой «Мелкого беса» Передонов, ставший своего рода символом посредственности, и его мучитель – бес-недотыкомка и сегодня служат страшн…

Слова близкие по значению

  • БЕСИТЬСЯ
    , бешусь, бесишься; несов. 1. (1 и 2 л. не употр.). О животных:
    заболевать бешенством. 2. Быть в крайнем раздражении,…
  • БЕСИТЬ
    , бешу, бесишь; несов., кого (что) (разг.). Приводить в крайнее
    раздражение. II сов. взбесить, -ешу, -есишь; -ешенный (-ен,…
  • БЕС (2)
    , приставка. То же, что без…; пишется вместо «без» перед
    глухими согласными, напр. бесполезный, бессильный.
  • БЕСЁНОК
    , -нка, мн. -енята, -енят, м. Маленький бес. Не мальчишка, а б.
    (разг.).
  • БЕСОВСКИЙ
  • ВЗБЕСИТЬ
    , -СЯ см. бесить, -ся.
  • БЕСНОВАТЫЙ
    , -ая, -ое (устар.). Душевнобольной, ненормальный [по старым
    народным представлениям: такой, в к-рого вселился бес].
  • БЕСПУТНИК
    , -а, м. (разг.). Беспутный че- ловек. II ж. беспутница, -ы.
    II прил. бес-путническнй, -ая, -ое.
  • БЕСПОЛЫЙ
    , -ая, -ое. Не имеющий признаков пола. Бесполое существо.
    Бесполое размножение (без участия половых клеток, без …
  • БЕССРЕБРЕНИК
    , -а, м. Равнодушный к деньгам, богатству, бескорыстный
    человек.

    II ж. бессребреница, -ы. II прил….

Статьи и публикации

Почему в ДНР не любят «Беса» и кто это такой? — KP.UA

Один человек погиб и 21 попал в больницу из-за самодеятельности одного
из лидеров ополчения, известного по прозвищу Бес.

Определения слова «Бес» (Уголовный жаргон) — Словоново

Морально опущенный, человек, который совершил поступок который не
приветствуется в обществе. Бей беса спасай Россию!! ни чё ты бес, сам
пошел …

Вера православная — Бесы

Бес, бесы (или демоны, черти, нечистые духи, духи злобы, ангелы диавола)
— злые духи, служащие диаволу и вместе с ним составляющие царство …

Кто такие бесы? — Иудаизм и евреи

Кто такие бесы, и как их понимать, я нашел пророчество о Вавилонии, что на
… черти (бесы) обычно пребывают в безлюдных местах, материя которых . ..

Мифологическая энциклопедия: Бесы

Бесы — Враждебные человеку злые духи, христианской мифологии,
встречающиеся в легендах разных народов. Следы верований в бесов
уходят …

Алексей Ильич Осипов. Кто такой бес? — День-ТВ

Аналитический телеканал День-ТВ, официальный сайт. Архив
видеоматериалов. Алексей Ильич Осипов о существовании ангелов и …

Форум христианского общения. :: Кто такие бесы и демоны …

Начнем с банальностей: — Одни говорят что бесы это ангелы, другие что это
души умерших грешников, которые умерли либо до Христа, либо до потопа …

Игорь «Бес» Безлер, как двигатель АТО — Петр и Мазепа

Господин Бес тем временем изо всех сил пытается максимально озлобить
все мировое сообщество и настроить его против …

Рога и копыта. Кто такие бесы, и нужно ли их бояться

И хотя корневая основа подобных слов ясно указывает на их происхождение
от слова «бес», в наше время это мало кого может смутить. В рецензии на …

Алексей Ильич Осипов. Кто такой бес? — pravdoryb.info

Алексей Ильич Осипов о существовании ангелов и демонов, опыте святых и
жизни по совести.

КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛЮДЕЙ

Демоны, или бесы созданы из тонкой материи, невидимой для человека,
хотя их присутствие около себя можно ощутить по внезапному …

Ближайшие слова

  • БЕРЛИН
  • БЕРЛОГА
  • БЕРЛОЗГА
  • БЕРМА
  • БЕРНЕЦ
  • БЕРНО
  • БЕРЦЕ
  • БЕРЦОВЫЙ
  • БЕРЧАТЫЙ
  • БЕРШ
  • БЕС
  • БЕС (2)
  • БЕСВА
  • БЕСЕДА
  • БЕСЕДКА
  • БЕСЕДОВАТЬ
  • БЕСЁНОК
  • БЕСЕРМЕН
  • БЕСИТЬ
  • БЕСИТЬСЯ
  • БЕСКАБАЛЬНЫЙ
  • БЕСКАБЛУЧНЫЕ
  • БЕСКАЗНЕННАЯ
  • БЕСКАРНЫЙ
  • БЕСКАРУЖНЫЙ
  • БЕСКАЧЕСТВЕННЫЙ
  • БЕСКВАСНЫЙ
  • БЕСКЛАССОВЫЙ
  • БЕСКНИЖНЫЙ
  • БЕСКОВАРНЫЙ
  • БЕСКОЗНЕННЫЙ

Что такое ад? Библейский путеводитель по его существованию

«Ад — это место полного, сознательного, вечного отделения от благословений Божьих», — сказал в видео ниже Брайан Чапел, президент Теологической семинарии Завета. «И в каком-то смысле ад — это то, что люди получают именно то, что хотят». В том, что если человек всю жизнь отвергает Бога, ни разу не покорившись Ему в покаянии, то человек войдет в вечность после смерти без Бога.

Что такое ад?

Транскрипция видео Брайана Чапелла выше:

Ад — это полное, сознательное, вечное отделение от благословений Бога. Люди думают о нем как об огненном озере, и это, безусловно, библейский образ. Кроме того, Библия описывает ад как бичевание, или скорпионов, или тьму, где слышен великий скрежет зубов. Существует не один библейский образ ада. Ад — это место, где душа испытывает крайние муки, будучи отделена от благословений Божиих.

Вопросы, с которыми мы всегда сталкиваемся, справедлив ли ад? Это более сложный вопрос. Я думаю, что один из способов, которым богословы справились с этим, заключается в том, что в этом отношении это справедливо: люди получают то, что заслуживают. Они не хотят быть с Богом, и поэтому Бог в какой-то момент говорит: хорошо, ты будешь без меня. Так вот, гордость заставляет вас не хотеть Бога рядом, и есть смысл, в котором ад, если он описан не только образами, но теологическим пониманием, полным сознанием, вечным отделением от благословений Бога, и есть смысл, в котором ад — это люди получая именно то, что они хотят, (они говорят) «Я не хотел Бога».

В какой-то момент Бог говорит: хорошо, я показал тебе свою доброту и милость, а ты этого не хочешь. Так вы получите именно то, что хотите. Библия предупреждает, что это великая боль. Великая тяжесть для души — быть без Бога. Но в какой-то момент Бог говорит: хорошо, я дам тебе то, что ты хочешь. Те, кто хотят меня, они получают меня. Это Небеса. Те, кто не хотят меня, они меня не понимают. Они получают то, что хотят, и именно так, когда это в конечном счете доводится до своего основополагающего значения.

Что происходит после смерти?

Мы знаем из Римлянам 3:23, что все согрешили и поэтому предстают осужденными перед святым Богом. Но в Иоанна 3:16-17 говорится, что из-за великой любви Бога ко всему миру Он вмешался, чтобы спасти людей с этой беспомощной траектории, если они только уверуют во Христе Иисусе – Мессии (Иоанна 20:31), воплощенном Боге. (Матфея 1:23; Иоанна 1:1-3; Иоанна 1:14). Это спасение не принуждено, а получено по благодати через веру. И если кто-то умирает без веры в Бога, Библия говорит, что его грех обрек его на ад.

Библия не указывает на дальнейшую возможность получить спасение после смерти человека (Евреям 9:27). Иисус рассказал иллюстрирующую это притчу в Луки 16:19-31. В стихе 26 описывается «великая пропасть» между небом и адом (имеется в виду: место мертвых), которая «установлена ​​на месте», так что никто не может перейти с одной стороны на другую.

Существует ли ад?

Алистер Бегг задал вопрос: «Правдив ли Иисус Христос в том, что он говорит?» в видео ниже. «Если Иисус Христос — Господь, то я должен верить именно тому, чему он учил», — сказал Бегг. «Если мы начнем с этой предпосылки, то мы не сможем просто вырезать из нее жесткие части. Мы должны поверить ему на слово. Самый любящий человек, который когда-либо жил, так прямо говорил об ужасах ада».

Ад Значение: разница между геенной, шеолом и адом

геенна

В Новом Завете слово «ад» переводится с греческого слова «геенна», что на иврите означает «долина Еннома». (Стронг 1067). Это место к юго-западу от Иерусалима, где за много лет до того, как евреи заселили Израиль, язычники в этой земле поклонялись Молеку, принося в жертву детей (Левит 18:21; Левит 20:2-5; Второзаконие 12:31).

«Это было место за стенами Иерусалима, оскверненное поклонением Молеху и человеческими жертвоприношениями, превратившееся таким образом в свалку, где сжигали мусор и отбросы. Тлеющие костры и гноящиеся черви сделали его наглядным и эффектным изображением судьбы проклятых», — сказал Дэвид Гузик.

Шеол

В Ветхом Завете в версии Короля Иакова שְׁאוֹל переводится שְׁאוֹל как ад, но в большинстве других версий это более правильно переводится как Шеол, что означает подземный мир или «место, куда люди спускаются после смерти» (Strong’s 7585). .

В Новом Завете это слово переводится с греческого как аид, что также относится к месту мертвых.

Аид

«В аде, где он был в муках… он воззвал: ‘…Я мучаюсь в этом пламени’» (Луки 16:23-24).

В этом отрывке мы находим термин аид, который означает невидимый мир мертвых (Стронг, 86).

«Новозаветное использование слова «аид» основывается на его еврейской параллели, «шеол», который был предпочтительным переводом в Септуагинте», согласно евангелическому словарю Бейкера.

Ад, описанный в Библии 

Слово Божие предупреждает об аде, описывая его образами тьмы, скрежета зубов, огня и полного отделения от Бога.

1. Тьма

От древнейшей книги Библии (Иов) до последней книги (Откровение) тьма неизменно ассоциируется с адом. Иов пишет о «земле глубочайшей ночи, кромешной тьмы и беспорядка» (Иов 10:21-22), «царстве тьмы» (Иов 17:13), даже «дне мрака» (Иов 15:23). ). Другие ссылки в Библии включают:

  • «Царство тьмы» (Наум 1:8)
  • «Выброшен во тьму» (Матфея 8:12; Матфея 22:13; Матфея 25:30)
  • «Тьма чернейшая» (Иуды 1:13)
  • «Погрузился во тьму» (Откровение 16:10)

2. Скрежет зубов

Иисус, который больше всех в Библии говорил об аде использовал эту фразу для описания сильных страданий в аду. Согласно Стронгу 1030, скрежет означает связывание или измельчение.

Вот где Иисус предупреждал людей о месте, «где будет скрежет зубов»: Матфея 8:12; Матфея 13:41-43; Матфея 13:50; Матфея 22:13; Матфея 24:51; Матфея 25:30; и Луки 13:28.

3. Огонь

Исайя в Ветхом Завете пророчествовал об аде как о месте, где «огонь, сжигающий их, не угаснет» (Исайя 66:24). Этот неугасимый огонь также упоминается в Марка 9:43 и Марка 9:48.

Другие ссылки на огонь в Библии включают:

  • «Горящую печь» (Матфея 13:42; Матфея 13:50)
  • «Огонь ада» (Матфея 5:22; Матфея 18:9)
  • «Вечный огонь» (Матфея 18:8; Матфея 25:41)
  • «Мучены в огне и сере» (Откровение 14:10)

4. Отделение от Бога

Часто, сами того не зная, как искупленные, так и нераскаявшиеся переживают Божьи благословения на земле (Матфея 5:45; Луки 6). :35; Римлянам 2:4). Однако ад — это вечное отделение от присутствия Бога, любви и других благословений.

Вот отрывки из Библии, описывающие реальность ада как отделение от Бога:

  • «Отвергнуты от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фессалоникийцам 1:9).)
  • «И идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». (Матфея 25:41)
  • вечная жизнь.» (Матфея 25:46)

Этот раздел был адаптирован из «На что похож ад?» на сайте Christian.com.

Почему ад вечен?

В нескольких стихах, упомянутых выше (таких как: Матфея 18:8, Матфея 25:41, Марка 9:48), Библия включает поразительное уточнение к своему описанию ада – вечный.

«В Писании ясно сказано, что ад действительно вечен. Да, Писание говорит об аде как о «смерти» и «разрушении», но определяет их как место, где «они будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откровение 20:10). Почему это должно продолжаться вечно?» — спросил Рассел Мур в своей статье.

Затем он предложил две причины, по которым ад вечен.

1. Грех серьезнее, чем мы думаем.

Восстание человечества против Бога серьезнее, чем мы думаем. Восстание против бесконечно святого и достойного Творца есть бесконечно гнусное преступление.

2. Грех не исчезает.

Находящиеся в аду не любят Господа Бога своего всем сердцем, душой и разумом (Матфея 22:37), но всецело предаются полноте человеческого естества без благодати Божией. Осуждение продолжается вечно, потому что грех тоже. Ад — это окончательная «передача» (Римлянам 1) мятежника тому, кем он хочет быть, и это ужасно.

Этот раздел был адаптирован из «Почему ад вечен?» на сайте Christian.com.

Что такое огненное озеро?

«Озеро огненное» упоминается на протяжении всей книги Откровение (Откровение 19:20; Откровение 20:10, Откровение 20:14-15; Откровение 21:8). Это описывается как «вторая смерть» в Откровении 21:8, куда будут отправлены все неправедные. В Откровении 19:20 говорится, что «зверь» и его «лжепророк» (антихрист) будут брошены в озеро огненное для окончательного наказания зла.

«И после Божьего суда, сидящего на «великом белом престоле» (Откровение 20:11), всякий, чье имя [не] будет записано в книге жизни, [будет] брошен в озеро огненное» ( Откровение 20:15)

«Это место зарезервировано для сатаны и его демонов, не предназначенное для любимого Божия творения (Ин. 3:16-17, Ин. 10:10). 2 Петра 3:9 подтверждает, что Господь не хочет, чтобы кто-либо погиб на этом последнем суде, но хочет, чтобы все раскаялись в грехах и последовали за Иисусом».

«Время пришло, — сказал [Иисус]. «Приблизилось Царство Божие. Покайтесь и веруйте в благую весть!» (Марка 1:15)

Прочтите « Как я могу быть уверен в спасении? » за то, как сам Бог создал способ, способный уберечь любого от участи ада.

Фото: ©Pexels/Pixabay

Ад | Описание, история, типы и факты

ад

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Мадхва
Похожие темы:
небеса
Аид
проклятие
загробная жизнь
преступный мир

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

ад , во многих религиозных традициях, обитель, обычно под землей, неискупленных мертвецов или духов проклятых. В своем архаичном смысле термин ад относится к подземному миру, глубокой яме или далекой стране теней, где собраны мертвые. Из преисподней приходят сны, призраки и демоны, и в самых страшных ее пределах грешники расплачиваются — некоторые говорят, вечно — за свои преступления. Подземный мир часто представляют как место наказания, а не просто место тьмы и разложения из-за широко распространенного убеждения, что моральная вселенная требует суда и возмездия — преступление не должно платить. В более широком смысле ад фигурирует в религиозной космологии как противоположность небес, надир космоса и земля, где Бога нет. В мировой литературе путешествие в ад является вечным мотивом легенд о героях и историй о приключениях, а сам ад является выдающимся символом зла, отчуждения и отчаяния.

Древнеанглийское hel принадлежит к семейству германских слов, означающих «скрывать» или «скрывать». Хель — это также имя на древнескандинавском языке скандинавской королевы подземного мира. Многие английские переводы Библии используют hell как английский эквивалент еврейских терминов Sheʾōl (или Sheol) и Gehinnom или Gehenna (иврит: gê-hinnōm ). Термин «ад» также используется для обозначения греческих Аида и Тартара, которые имеют совершенно разные коннотации. Как следует из этой путаницы терминов, идея ада имеет сложную историю, отражающую изменение отношения к смерти и суду, греху и спасению, преступлению и наказанию.

Месопотамские цивилизации с 3-го по 1-е тысячелетие до н. фертильность зависит. В месопотамских традициях ад описывается как далекая земля, из которой нет возврата, дом праха, где обитают мертвые без различия ранга или заслуг, и запечатанная крепость, обычно с семью воротами, препятствующая вторжению или бегству.

В цикле шумерских и аккадских поэм царь-бог Гильгамеш, отчаявшись из-за смерти своего спутника Энкиду, путешествует на край света, пересекает океан смерти и претерпевает великие испытания только для того, чтобы узнать, что смертность — неизлечимое состояние. . Ад, согласно эпосу о Гильгамеше, — это дом тьмы, где мертвые «пьют грязь и едят камень». Более подробная информация об этом мрачном царстве раскрывается в поэмах о шумерском пастухе и боге плодородия Таммузе (аккадский: Думузи) и его супруге Инанне (аккадский: Иштар), которая в своих различных аспектах является хозяйкой финиковых гроздей и амбаров, покровительницей проститутки и пивные, богиня, связанная с планетой Венера и весенними грозами, и божество плодородия, сексуальной любви и войны. Инанна также является сестрой Эрешкигаль, королевы мертвых. Импульсивная богиня Инанна, согласно некоторым версиям мифа, угрожала в приступе досады сокрушить врата ада и позволить мертвым наводнить землю. В стихотворении Нисхождение Инанны , она отправляется посетить королевство Эрешкигаль в великолепном платье, только для того, чтобы у каждых из семи ворот лишиться части своих регалий. Наконец, Инанна падает обнаженной и бессильной перед Эрешкигаль, которая подвешивает ее, как кусок мяса, на сушильный крюк. В результате на землю обрушивается засуха, но боги помогают оживить Инанну, которая сбегает, предлагая своего мужа в качестве замены. Этот выкуп обеспечивает плодородие земли и целостность хранилищ зерна, укрепляя границу между адом и землей. Традиция предполагает, что лучшая часть мудрости для смертных — максимально использовать земную жизнь, прежде чем они будут унесены в долгое изгнание смерти.

Гробницы, пирамиды и некрополи Древнего Египта свидетельствуют о чрезвычайной заботе о состоянии мертвых, которые, в резком контрасте с месопотамскими верованиями, описываются как живущие во множестве форм и мест, соответствующих их рангу и достоинству. — в могиле или рядом с ней, в пустынных районах на западе, на плодородных полях Эру, на небе с полуденным солнцем и околополярными звездами или под землей, где солнце путешествует ночью. По мере того как развивался погребальный культ Осириса и прерогатива выживания после смерти распространялась от королевской семьи на простых людей, все больше внимания уделялось преступному миру. Такие тексты, как Книга Мертвых, Книга Амдуата и Книга Врат, исчерпывающе описывают опасное путешествие через 12 зон подземного мира (соответствующих 12 часам ночи) и мучительный суд, над которым председательствует Осирис.

Покойный нуждался как в магической, так и в моральной силе, чтобы оправдаться от проступков при появлении перед Осирисом. Поэтому были приняты тщательно продуманные ритуальные меры, чтобы перевести умершего из смертного в бессмертное состояние; они включали мумификацию тела, украшение гробницы молитвами и подношениями, а также оснащение умершего заклинаниями, амулетами и шаблонными показаниями о невиновности, чтобы добиться безопасного прохода и обеспечить успех в божественном трибунале. Те, кому это удалось, обрели бессмертие, отождествившись с Осирисом или с солнцем. Тех, кто потерпел неудачу, пожирало чудовище с головой крокодила, мучили демоны или того хуже; однако редко возникает мысль о вечном осуждении. Гробница оставалась местом, где мертвые могли утешиться или умилостивиться живыми, а погребальные тексты были постоянным напоминанием о необходимости подготовки к последнему переходу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts