Беседы с батюшкой дмитрием смирновым смотреть: Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым, смотреть онлайн
Содержание
Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым, смотреть онлайн
Аудио | Скачать .mp3 |
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с днем памяти преподобной Марии Египетской.
– Конечно, удивительная женщина – преподобная, явившая нам такой образец покаяния, к которому Господь призывает и каждого человека. Церковь уделила ей целое воскресенье Великого поста. А почему? Хотя есть в нашей истории тоже замечательные женщины-подвижницы, которые тоже именуются и преподобными, и блаженными, но именно ее Церковь избрала.
– Я думаю, что ее жизнь поразила всех. Потому что она прошла очень большой путь: от минуса до нуля, а потом от нуля в плюс и в бесконечность, если взять числовую ось. И, конечно, результат совершенно дивный. Поэтому она в этом смысле совершенно уникальна, никто таким не может похвастаться… Самое обычное, когда человек с детства стремился к Богу…
– Жил в благочестивой семье, был научен…
– Да, поэтому он уже с плюса начал действовать, то есть в нем накопилась память о научении отца, матери, он был поставлен на этот путь. А она вышла из самого низа общественной жизни. То есть ей приходилось сначала преодолеть все свои страсти, а уже потом собрать добродетели. Поэтому, думаю, ее поставили в Церкви столь высоко.
– Многие люди, как и она, начинали с минуса. Потому что советское общество не давало церковного воспитания, многие вышли из нецерковных семей, и людям пришлось этот путь пройти. Таких немало. И кто-то остановился и смутился: «А смогу ли я? А возможно ли это? А простит ли Бог те мои бесчисленные прегрешения, которые были в жизни?»
– Многие люди как-то за Бога принимают решения. На самом деле в этом есть только оправдание собственной лени…
– В продолжение нашей темы такой вопрос: «Истинный христианин, по моему мнению, должен отдать жизнь за ближнего не задумываясь, тем самым как бы обеспечив себе место в раю. Но не будет ли такой поступок эгоистичным по отношению к жене, детям, которые останутся без отца? Правильно ли ставить в приоритет спасение своей души, не задумываясь, как будет существовать семья, кто будет воспитывать детей?»
– Вообще «не задумываясь» – это не по-христиански. У христианина должны все время работать голова и сердце. Никаких автоматических поступков…
– Человек усмотрел в этом некий эгоизм.
– Во-первых, у Бога сирот нет. Так что если уж человек пострадал за Христа, Господь всегда поможет его ближним. И на них очень благотворно отражается, что у них папа герой.
– Вопрос телезрительницы: «Я в этом году первый раз в жизни соблюдаю пост, хотя мне уже 61 год. Прочитала Евангелие. Последние годы причащаюсь на Страстной седмице обычно в четверг. Но у меня с мужем постоянно нелады: слова не скажи – сразу бросается в скандал, нет в душе у меня спокойствия. Хочу спросить: не повредит ли мне, что я опять пойду на Страстной седмице исповедоваться и причащаться?»
– А в чем мотив такого его поведения?
Телезрительница: – Он в 2012 году закодировался от алкоголизма; может быть, это идет каким-то мотивом. Из-за всего скандал. Такой (может, и смешной для вас) бытовой пример. Стоит один электрический чайник – он второй рядом включил. Я говорю: «Мне он мешает около раковины». И началось! Из-за всего, что ни скажи. Человек неадекватный. Я говорю: «Тебе надо лечиться, давай сходим к психиатру». – «Нет, иди сама».
– Теперь понятно. Дело в том, что алкоголизм – это психическое заболевание. Если бы он пошел к врачу, ему бы прописали лекарства, которые ему реально помогли бы. А так, конечно, одно из проявлений алкоголизма – алкогольная агрессия. Она практически у всех бывает. Вам нужно как-то приспособиться, найти какие-то приемы, уйти на службу раньше, потихонечку. В некоторых храмах в Великий Четверг служат раннюю службу (например, в нашем). Пораньше встать, тихо одеться и выскользнуть. Не надо лишать себя Причастия. Чего ради?
– Такой вопрос: «Слова Патриарха, сказанные в проповеди в прошлое воскресенье, с призывом молиться дома, построены на заботе о людях. В то же время просьба не посещать храмы лишает нас возможности исповедоваться и причащаться в такой сложный период. Я хорошо помню Ваши слова (когда власти Италии закрыли храмы), что причащаться нужно обязательно, в этом спасение. Теперь я в замешательстве: как быть нам, мирянам, которые хотят посещать храм в этот период?»
– Во-первых, то, что я процитировал «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», – это, конечно, относится не к Италии, а к тому, что у нас нет никакой власти таким образом воздействовать на итальянское правительство. Но мы должны об этом знать. Потому что «Основы…» – это символическая книга Русской Православной Церкви. Но там еще сказано, что такое решение должен принять сам Патриарх. Ситуация меняется. Тогда было только начало эпидемии, Россию она практически не затронула – это одна ситуация. А другая ситуация, когда православный храм находится в какой-то стране, где наша Церковь храм просто арендует; в любой момент его могут отобрать навсегда, тогда прихожане вообще лишатся всякого храма. Поэтому всегда лучше все взвесить, подумать, не действовать по схеме.
Я давеча сказал, что голова должна работать, поэтому тут нет противоречия. Патриарх призвал к этому, потому что ситуация назрела и графическая экспонента по заболеваниям у нас пошла вверх. Стали заболевать священники (мой хороший друг-священник сейчас лежит в больнице на вентиляции легких, и мой старинный многолетний друг сейчас лежит в коме, в реанимации, в очень тяжелом состоянии, которое отягчено еще диабетом). Такого месяц назад не было. То есть я про то, как развивается эта инфекция, вообще ничего не знал. Сейчас я вижу по графику – нарастает. И еще будет нарастать. Та ситуация, которая у нас сейчас в стране возникла, требует очень большого внимания. Поэтому я даже отдал распоряжение, чтобы все священники исповедовали в масках тех людей, которые пришли в храм. Их очень небольшое количество, но риск существует, ибо самое лучшее средство – это сидеть дома. Лучше карантина нет никакой защиты.
– Впереди у нас Страстная седмица, на которой люди привыкли быть в храме. Многие даже брали отпуск, чтобы быть в храме.
– Да, для человека все привычно. Я в церковь хожу пятьдесят лет, и для меня привычен как пост, так и постоянное причащение на Страстной седмице. Но я тоже пересмотрел эту привычку. Мне помогло, что я полежал в больнице, немного ослаб, легче идти не на подвиг, а, наоборот, на отдых. Так что приспособлюсь к этой ситуации. Поэтому нужно обязательно взвешивать ситуацию, не брать с собой деточек. И то, что человек может высказать о Святых Христовых Таинах, я это знаю смолоду. Все, что говорили о Евхаристии святые отцы, я прочел еще тогда. А память была хорошая, я помню это до сих пор. Как сказал Иоанн Златоуст, Трапеза Господня – это пища орлов, а не галок. Как здорово сказано!
Поэтому надо относиться к этому со всей серьезностью и понимать, взвешивать, как в этом участвует наша семья, все оценивать. Потому что на самом деле все равно решение принимаем мы сами. И мы должны нести всю полноту ответственности, чтобы не говорили: «А нам не сказали, а мы не знали…» Всем всё сказали, и уже все всё знают. Пока я был в больнице, у меня был включен телевизор, я специально смотрел, о чем бурлит общество. Наелся всякой информации.
– Пока беда в стороне от семьи, от дома, человек считает, что обойдется…
– Может, и обойдется. Но наш национальный лидер говорит: надеяться на русское «авось», конечно, не очень солидно.
– Вопрос телезрителя: «У моего брата будет сорок дней на Страстную пятницу. Могу ли я пригласить батюшку или чтеца на сорок дней, как полагается?»
– Конечно. Сорок дней – это важный день. Если выпадает на девятый день, мы его пропускаем, а сорок дней – обязательно можно и батюшку пригласить. А почему бы Вам самому не почитать? Вы что – не разумеете по-славянски? А когда же Вы разберетесь с нашей древней грамотой? Как-то это странно.
– Почему тексты из Апокалипсиса не читаются в храмах во время служб?
– Апостол сказал, что всякое пророчество должно иметь толкователя, а у нас не так-то много толкователей. Еще с глубокой древности Апокалипсис перестал читаться в храмах.
– Из-за его непонятности для людей?
– Церковь увидела, что всякие толкования доходят чуть ли не до кощунственных вещей. Я знаю одну женщину, которая так толкует Апокалипсис, что у меня от этого волосы начинают выпадать (и без того редкие). Она уверена, что вот это и это написано прямо про нее. И ничего тут не сделаешь, это превращается в заболевание. Чтобы уметь толковать, нужно иметь духовное рассуждение. А духовное рассуждение могут иметь только такие люди (особенно из женщин), как Мария Египетская. А кто такого подвига не прошел, тот не стяжал такую меру Духа Святого.
– Не случайно Апокалипсис венчает книги Библии.
– Конечно, не случайно.
– То есть для того, чтобы к нему подойти и его уразуметь, нужно изучить всю Библию до него.
– Да, нужно это глубоко усвоить, а не отрывочно и только на основании слов, которые отражаются у человека в уме, и он начинает всякие свои представления озвучивать.
– Это все равно что прочитать эпилог к книге и по нему сделать выводы о самой книге.
– Да, совершенно верно, очень хороший образ.
– Следующий вопрос: «Поясните, пожалуйста, что такое борьба с грехом и как в этой борьбе не потерпеть поражение?»
– Борьба с грехом заключается в двух вещах. Это борьба с существами, которые были низвергнуты Архангелом Михаилом с небес: это враг рода человеческого дьявол и те, кто ему служит, бывшие ангелы небесные, а сейчас те, которые нас атакуют в воздушном пространстве. Род сей, как сказал Господь, изгоняется молитвой и постом. Каждый человек, который желает избавиться от греха, изо всех сил своей воли старается не поддаться на искушения, которые предлагают ему эти существа. Это первая часть. А вторая часть – он непрестанно молится Богу, чтобы Бог ему в этом помог. Из этих двух составляющих происходит борьба.
– Мы видим, что отдельные люди в этой борьбе вышли победителями, как Мария Египетская, а большинство из нас падает.
– Большинство из нас просто об этом не знают. Я заметил (почти каждому об этом говорю), что человек как бы не слышит. По своей гордыне он погружен в себя и просто не слышит. А если услышал – начинается процесс очищения. Это же не я придумал, а Сам Господь в Евангелии сказал.
– Но все-таки большинство людей, ходящих в храм, Евангелие читали хотя бы один раз и многие вещи знают.
– Многие вещи знают, но это то, что отразилось в уме как наиболее яркое. А это как бы сказано вскользь. Ученики подошли и говорят: «Почему мы не смогли?..» Господь отвечает: «Род сей изгоняется молитвой и постом».
И еще. В древних списках Евангелия слово «пост» отсутствует по какой-то причине. Так бывает: в древних рукописных текстах что-то отсутствует. Поэтому, может быть, и было мнение, что нужно вообще просто молиться Богу об избавлении – и этого достаточно, если не хватает сил самому человеку противодействовать силой своей воли против дьявола. Это вообще упрощает дело.
– Если человек себе позволяет грех, то как Бог может его в этом остановить? Это будет уже тогда насилие.
– По молитве. Насилие есть насилие, и не надо его делить на домашнее, трамвайное, ресторанное. Всегда милиция должна принимать меры. И не надо выделять домашнее насилие, разрушая семью. Иначе обязательно будут злоупотребления, какие есть во всех странах Европы и Америки.
– Тогда возникает такой вопрос: «Почему Бог меня не избавит от греха? Я Ему молюсь, прошу, плачу, мне плохо. ..»
– Чтобы сварить щи, нужно какое-то время. А духовная жизнь – это не щи варить. Надо явить Богу свое смирение, терпение, усердие и свое желание достичь Царства Небесного. Бог все видит, все оттенки движения души человека. И не надо Его подгонять.
– Как раз следующий наш вопрошающий спрашивает: «Почему человек не сразу освобождается от тех грехов, в которых кается, а порой на это уходит вся жизнь?»
– Да. А почему человек не сразу отбрасывает от себя грех, а кувыркается в нем десятилетиями?
– Потому что больше возлюбил тьму, чем свет.
– Вот, совершенно правильно. Бог же видит, как возлюбил, насколько сердце заполнено. Желание – это всё разговоры, а нужны действия.
– Вопрос телезрителя: «Как можно встречать Пасху дома во время карантина?»
– Многие мои знакомые во время Пасхи сидели в концентрационном лагере, их отпустили после смерти вождя народов и корифея всех наук. И они Пасху встречали. Не всегда в группе заключенных оказывался священник. Встречали с открытым сердцем, молились Богу, пели пасхальный тропарь. Вот так. По-всякому можно.
– А сейчас через телевизор или Интернет можно просто побыть на богослужении, принять участие в нем.
– Конечно. А можно взять пасхальное последование и всю Пасху пропеть. Разные существуют варианты.
– Вопрос: «Как поступить, если я обидела человека, сказав ему правду? Просила прощения, но так и не поняла, простил он меня или нет».
– Сделать какие-то усилия, чтобы это понять.
– Зачастую человек себя оправдывает: «Но я же правду сказал», – а эта правда вызвала такую обидную реакцию.
– Бывает.
– «За что я буду просить у него прощения? Я же не лгу».
– За то, что не подобрал к нему определенного ключика. Прежде чем сказать человеку что-то в лицо, всегда сперва нужно представить: если я скажу ему это, какая будет реакция? Если отрицательная, то сказанное не возымеет никакого действия.
– Вопрос: «Господь даровал мне веру. Подскажите алгоритм действий, чтобы и вся моя семья обратилась ко Христу».
– Если обращение к вере будет таково, что поведение, слова, чувства и мысли преобразятся (по-христиански), то, конечно, не может стоять город наверху горы и укрыться: обязательно заметят. Если все домашние это увидят и оценят как положительные изменения, то это будет служить для них стимулом тоже стать такими.
– Но люди чаще свидетельствуют о том, что обращение одного человека из семьи ко Христу вызывает сначала недоумение, потом недовольство, а иногда и ненависть.
– И такое бывает.
– И тут мы сталкиваемся с тем, что враги человеку – домашние его.
– Да.
– Начинается противостояние, и чем смиреннее ведет себя человек, тем агрессивнее его домашние.
– И так бывает. Эта ситуация называется антиномией.
– Здесь уже никакими увещеваниями не поможешь.
– «Терпение и труд все перетрут». Гениально сказал русский народ.
– Когда святитель Николай Японский, будучи еще молодым священником, приехал в Японию, один самурай поклялся его убить. Но святитель так его принял, что впоследствии этот самурай стал первым японским священником. Меня это потрясло. Любовь святителя к человеку превратила самурая из врага святого в одного из вернейших его последователей.
– Такие случаи бывали. С Макарием Великим, например.
– Такое ощущение, что это удел великих людей.
– Великих в своей благодатной святости.
– Если вера будет такова, что Дух Святой поселится в человеке…
– «Вокруг спасутся тысячи», по слову преподобного Серафима Саровского. И вокруг святителя Николая Японского тысячи спаслись и спасаются до сих пор.
– Батюшка, хочется достичь такого состояния души: чистоты, веры…
– «Хочется достичь» – это просто мечтательность. Этого, плывя на лодочке по течению и любуясь берегами, не достигнешь. Нужно грести против течения, против ветра, несмотря на плавающие коряги, рифы.
– На какое-то время тебя хватает, а потом руки начинают опускаться.
– Отдохнуть можно. Сам Господь Своим ученикам говорил, что они должны малость отдохнуть. Это есть в Евангелии.
– Но тут начинает колебаться вера.
– Когда ты спишь, у тебя вера колеблется?
– О нет, батюшка! Ничего не колеблется. (Смеется.)
– Вот. А это и имеется в виду: устал – поспи.
– Те, кто нападает, не просто ругают. Они приводят всякие аргументы, стараются разрушить веру.
– Эти аргументы смешные. Это равносильно тому, что какой-то человек будет доказывать музыканту, будто классическая музыка – скучнейший из шумов. Две совершенно разные области!
– Вопрос: «Какой вред душе может принести откладывание денег?»
– Симеон Новый Богослов однажды сказал: «…имеющий отложенные деньги не может надеяться на Бога». Сребролюбие – это идолопоклонство.
– Сейчас многие люди столкнулись с тем, что отсутствие каких-то накоплений ставит их в ситуацию «как выжить?» Работа потеряна, сбережений нет…
– Это всё мечты. Им кажется: бесы страшные картинки рисуют.
– Чтобы ввести их в уныние. И вот люди начинают рассуждать: «Хорошо бы был запасец. Мы бы пережили этот месяц».
– Хорошо бы. А можно и милостыньку попросить. Попросить не 800 долларов до следующего месяца, а горсточку крупы. Человек сжалится и скажет: «Сейчас я тебе вынесу».
– Особенно если в семье есть дети, можно даже и не просить: люди сами понесут. Мы сейчас это видим.
– Вопрос телезрительницы: «Известно, что гордыня – грех. Недавно я услышала, что гордость – это грех. Мне раньше казалось, что гордыня – смесь высокомерия и упрямства, а гордость может быть за армию, наших поэтов, архитекторов… Есть даже выражение: национальная гордость. Может быть, я ошибаюсь? Или действительно гордость и гордыня – одно и то же?»
– Мне кажется, гордость – начало роста гордыни в человеке, а гордыня – это венец гордости. В советское время в русском языке возникло новое значение слова «гордость»: как Вы сказали, гордость за армию, страну, ее историю и так далее. Это совсем другое чувство: мы испытываем очень сильную эмоциональную радость по поводу того, что родилось в нашей стране. Вот я, например, испытываю гордость за то, что вертолет изобрел русский человек или что Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. Очень симпатичный парень!
В контексте мы видим, о чем речь. Не то чтобы я нос задираю. Я хоть и освящал космические корабли, но в космос боюсь летать. Даже если бы мне предложили, я бы отказался. А моя жена вообще бы это не пережила.
Но за людей, создавших своим умом и руками такие аппараты, которые летают незнамо куда и еще и возвращаются, тому, что к этому причастны мои соплеменники, – я очень рад. Но это совсем другое чувство: у него другая окраска, хотя слова звучат одинаково.
– Батюшка, а гордость за своих детей – это греховное чувство?
– Здесь надо быть осторожнее: если дети хорошие, родители начинают приписывать себе то, в чем дети себя проявили. Этого все равно недостаточно.
– Каждый родитель считает, что это его воспитание, забота.
– А тут еще другие факторы: Сам Господь Бог, наши предки и так далее. От воспитания зависит не все. Недаром очень часто можно услышать в семье такую фразу: «Ну вылитый дед!» Значит, это уже не твое, а дедово.
– Да, порой в детях проявляется такое.
– Конечно. Поэтому в отношении детей нужно быть скромнее. Вообще чем скромнее, тем лучше.
– А собственные достижения в жизни? Человек хотел бы, чтобы это заметили другие…
– Для этого медали есть: повесь – и ходи.
– Вряд ли это будет полезно для души.
– Да, не очень. Я пару раз надевал (начальство велело) – как-то неловко себя чувствовал.
– Вопрос: «Апостол призывает все делать во славу Божию. Как это? Например, я мою полы, готовлю, убираю все-таки для себя, детей, семьи. А почему “во славу Божию”?»
– Моешь полы – оторвал от тряпки голову, поднял глаза: «Господи! Для Тебя тружусь, чтобы Ты посмотрел, как я усердно работаю». Я уже как-то говорил, что есть несколько степеней качества: для дяди, для отца родного, для себя любимого и для Господа Бога.
– Качество разное.
– Если качество приобретает силу «как для Господа Бога» – это то, что надо.
– Вопрос телезрительницы: «У моего мужа сороковины в Страстную Субботу. Я, конечно, помолюсь и прочитаю канон за единоумершего. Но на какое время мне перенести трапезу?»
– О, это самое простое! Трапезу можно перенести на какое угодно время, потому что она не входит в поминовение. Помянули усопшего. Все уже давно не были дома, а некоторые даже проголодались – можно их угостить, чтобы они – не объевшись и не обпившись, а в полной форме – вернулись домой. Вот и все. Трапеза – это дело не десятое, а одиннадцатое.
– Но так как люди забыли, что такое поминовение, трапеза оказалась в центре этого события.
– Да. Для человека «поесть» всегда играло очень большую роль. А на самом деле ровно никакой роли это не играет.
– За трапезой обычно собираются родственники, все, кто знал усопшего.
– Для этого делают коливо. Взял горсточку, съел – и пошел… А не то чтобы в этом было что-то сакральное.
– Вопрос: «Отец Димитрий, объясните, пожалуйста, что значит “незаконно подвизаться”?»
– Это значит: можно подвизаться, но в нарушение духовных законов спасения.
– То есть это своеволие, может быть, проявленное человеком?
– Не только. Своеволие, конечно, – излишние духовные упражнения, которые тебе еще не по зубам; всякое самочиние.
– Если человеку что-то не по силам, то это оказывается незаконным?
– Да.
– Но если не сделать некое сверхусилие над собой, будет ли движение вперед?
– Будет, если оно в меру.
– Насколько человеку нужно соотносить все свои духовные подвиги с советом священника?
– Это более спасительно, потому что священник может оценить возможности человека со стороны, задать вопрос: «Давно ли ты открыл молитвослов в первый раз?» И сразу ясно.
– До чего может довести такое незаконное подвижничество?
– Вплоть до сумасшедшего дома.
– То есть дьявол может нечто внушить человеку.
– Конечно. Тут и гордыня подкараулит: человек начнет высокомерничать, превозноситься над своими домашними. Или начнет поститься так, как ему еще весьма и весьма рано.
– Особенно перед постом люди задают вопросы о мере поста: как? сколько?
– Надо задать три-четыре вопроса, чтобы понять, кто перед тобой, – и всегда давать совет в пользу уменьшения.
– Пусть лучше человек поститься немножечко меньше.
– Конечно. Шапка должна быть по Сеньке. Лучше ее ушить, иначе она будет налезать на глаза.
– Вопрос: «Мне по душе молитва святителя Филарета (Дроздова), но меня смущают слова: “Сам во мне молись”. Как это понимать?»
– Придет время – и поймете, потому что истинная молитва – когда Дух Святой молится в нас. Мы становимся сосудами Святого Духа. Это еще называется самодвижной молитвой.
– О ней немало написано. Люди свидетельствуют о ее благодатном воздействии на душу. Возникает вопрос: как же к ней прийти? Непрестанными трудами?
– Непрестанными молитвенными трудами.
– И Бог это дарует.
– Да, если мы соблюдаем заповеди, живем по заповедям.
– То есть призыв: «Сам во мне молись», – это призыв Духа Святого?
– Конечно.
– Мы говорим: «Прииди и вселися в ны».
– Поэтому неудивительно, что подвижник такой высоты митрополит Филарет был знаком с этой молитвой. Он знал языки и мог читать в подлиннике «Добротолюбие».
– А мы можем дерзать просить у Бога такой молитвы?
– Мы – это кто?
– Грешные, падшие.
– Не-а. Нам чего попроще.
– «Отче наш»?
– «Отче наш» – это вообще-то не попроще: это высота высот. Но надо стараться так в нее углубиться, чтобы понять. .. Как обычно, скороговоркой, люди ее читают – так не годится.
– В этой молитве собрано все, о чем человек может сказать Богу.
– Конечно.
– Но, к сожалению, она действительно стала везде используема.
– Да, лишь бы прочитать. Так нельзя относиться к молитве, это неправильно.
– Вопрос: «Как не задавить детей своей авторитарностью? Как не испортить их чистые души? Как не отбить желание ходить в храм?»
– А не надо быть авторитарным – и все. Так просто. Если человек боится, что задавит авторитарностью, значит, надо ее убрать как орудие.
– Детей надобно учить, что-то подсказывать им. Это, оказывается, плохо?
– Подсказывать – это не авторитарность. Авторитарность – это уже занудство. Конечно, недаром и женщина спасается чадородием, и вообще главное дело семьи – это воспитание детей. Кто хорошо воспитал детей, тот близок к спасению.
– Дети уже подросли, но видишь в них недостатки – хочется эти недостатки исправить. И начинается давление.
– Нужно найти ключик. А ключик вот в чем: чтобы дети любили папу. Тогда папины слова будут для них важны. Они будут ценить общение с папой.
– Один человек мне как-то сказал: «Да пусть они только попробуют меня не послушать!» Хотя он уже в возрасте. Я предполагаю, что дети тоже не маленькие. Он именно таким образом себя поставил: его слово – всегда закон. И никак иначе.
– Законы бывают разные: справедливые и несправедливые. Законы бывают с любовью к человеку, а бывают с раздражением. Тут надо выбирать.
– Во времена патриархата слово главы семейства было законом для всего семейства, даже если дети уже сами имели семьи, были в возрасте (люди жили долго). Тот же Авраам: его слово было законом для всех в семье. Может быть, и сейчас люди порой пытаются главенствовать по образцу той семьи?
– Образец, формально взятый из древности, не принесет пользы. Нужно учитывать все реалии. Это очень сложное дело. Действовать по шаблону всегда проще, и это всегда провал.
– Ну что ж, батюшка, опять мы вернулись к началу: нужно думать, включать голову и советоваться с Богом.
Ведущий Александр Березовский, протоиерей
Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова
биография и причина смерти протоиерея
Батюшка Дмитрий Смирнов
Родился Димитрий Смирнов 7 марта 1951 года в Москве. Можно сказать, он пошел по стопам своих предков. Его прадед был священником, а вот дед служил белогвардейским офицером.
В детстве Дмитрий Николаевич учился в школе с физико-математическим уклоном. Затем поступил в педагогический институт в Москве, выбрав художественно-графический факультет заочного отделения.
Путем прадеда
В 1978 г. Дмитрий решает идти путем прадеда и поступает в Московскую духовную семинарию, которая находится в Сергиевом Посаде. Окончил семинарию за 2 года экстерном. Далее, за 1,5 года, была окончена Московская духовная академия, после чего и назначили священником в один из московских храмов.
В 1991 г. перешел служить настоятелем храма Святителя Митрофана Воронежского. По настоящее время он служит там. Батюшку сразу полюбили прихожане, их число все возрастало. С ростом численности прихожан он становится настоятелем еще в шести храмах Москвы.
С 2001 г. совмещает основную работу в храме с работой в Синодальном отделе, который занимается взаимодействием вооруженных сил и правоохранительных учреждений.
В 2009 г. Протоиерея Димитрия удостаивают права носить митру. Он получил множество наград и орденов. Из них самым главным можно назвать Орден преподобного Нестора Летописца. Получен он был 2004 г.
В 2013 г. оставляет должность в Синодальном отделе и получает новую – первый заместитель председателя и руководителя аппарата Патриаршей комиссии, где решаются основные вопросы по делам семьи и защите материнства.
К слову сказать, Димитрий Смирнов поддерживал и всячески пропагандировал и защищал традиционные семейные ценности.
Он выступал за целостность семьи и против абортов, всяческих проявлений нездоровых форм, таких как педофилия и гомосексуализм. Неоднозначное мнение у него и по поводу атеистов. Как он высказался однажды, их жизнь не имеет смысла.
Он был прямолинеен и непоколебим в своей вере. Но иногда его сарказм не всегда понятен людям, но тем, кто понимает, о чем он говорил, еще больше приятны эти высказывания.
Иногда он может высказываться несколько резко и эмоционально. Кому-то это может резать слух, но высказывания его всегда справедливы и шли от души.
Основная его цель — спасение душ своих прихожан и настрой их на праведные мирские дела. Например, его высказывание о сожительстве мужчины и женщины: «Женщина в гражданском браке — это бесплатная проститутка, а не жена».
Памяти о. Димитрия Смирнова
На семидесятом году жизни отошёл ко Господу почётный председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, сопредседатель церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской патриархии, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, декан факультета православной культуры Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого протоиерей Димитрий Смирнов.
ВК ЖИВОЙ | Международный конкурс скрипачей ARD 2021 в Германии [СМОТРЕТЬ СЕЙЧАС]
Все этапы конкурса, который пройдет в Мюнхене, Германия, с 7 по 12 сентября 2021 года, будут транслироваться в прямом эфире на канале The Violin Channel и будут доступны для воспроизведения.
27-летний японский скрипач, венчурный артист Сэйдзи Окамото получил 1-е место на Международном конкурсе скрипачей ARD 2021 в Мюнхене, Германия.
Seiji получит 10 000 евро, а также ему будет предложен ряд важных дебютных выступлений и возможностей для записи, которые помогут ему начать свою карьеру.
Вторую и третью премии получили Дмитрий Смирнов из России и Александра Тирсу из Молдовы/Румынии.
«Пандемия у нас уже 18 месяцев. Мы должны сейчас подать пример, дать молодым музыкантам шанс вернуться в музыкальную жизнь — снова представить себя публике, встретиться и сравнить, и найти цель, ради которой стоит упорно трудиться», — директор конкурса Элизабет. Об этом на этой неделе The Violin Channel рассказал Козик .
«Нам всем нужно видеть и верить, что сейчас жизнь продолжается», — сказала она.
В этом году в состав жюри конкурса скрипачей входят Михалеа Мартин (президент), Франк-Майкл Эрбен, Лиза Ферштман, Филипп Граффин, Рэйчел Поджер, Джон Сторгордс и Ханна Вайнмайстер.
ВОСКРЕСЕНЬЕ 13 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА | 10:00 (ET)
ARD МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС СКРИПАЧКОВ 2021
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ HERCULES, МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ
ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД
youtube.com/embed/4DeJ6LHTwnI?start=1432&feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Дмитрий Смирнов (Россия) | Радослав Шульц и Симфонический оркестр Баварского радио
- Франк Мартин Концерт для скрипки с оркестром
Александра Тирсу (Молдова/Румыния) | Радослав Шульц и Симфонический оркестр Баварского радио
- Концерт для скрипки с оркестром Хиндемита
Сэйдзи Окамото (Япония) | Радослав Шульц и Симфонический оркестр Баварского радио
- Концерт для скрипки с оркестром Хиндемита
ПЯТНИЦА, 10 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА | 10:00 AM (ET)
2021 ARD INTERNATIONAL VIOLIN COMPETITION
PRINZREGENTEN THEATRE, MUNICH, GERMANY
SEMI-FINAL ROUND
youtube.com/embed/bxrQoyO0EB4?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Seiji Okamoto (Japan) | Даниэль Гиглбергер и Мюнхенский камерный оркестр
- Моцарт | Концерт для скрипки с оркестром № 1 си-бемоль мажор
- Лиза Стрейх | Фальтер
Dayoon You (Южная Корея) | Даниэль Гиглбергер и Мюнхенский камерный оркестр
- Моцарт | Концерт для скрипки № 1 си-бемоль мажор
- Лиза Стрейх | Фальтер
Фумика Мори (Япония) | Даниэль Гиглбергер и Мюнхенский камерный оркестр
- Моцарт | Концерт для скрипки с оркестром № 4 ре мажор
- Лиза Стрейх | Фальтер
Александр Вон-Хо Ким | Даниэль Гиглбергер и Мюнхенский камерный оркестр
- Моцарт | Концерт для скрипки с оркестром № 4 ре мажор
- Лиза Стрейх | Фальтер
Дмитрий Смирнов (Россия) | Даниэль Гигльбергер и Мюнхенский камерный оркестр
- Гайдн | Концерт для скрипки с оркестром № 4 соль мажор
- Лиза Стрейх | Фальтер
Александра Тирсу (Молдова/Румыния) | Даниэль Гигльбергер и Мюнхенский камерный оркестр
- Гайдн | Концерт для скрипки с оркестром № 1 до мажор
- Лиза Стрейх | Фальтер
ВОСКРЕСЕНЬЕ 12 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА | 10:00 утра (ET)
2021 Международный конкурс скрипки
Hercules Hall, Мюнхен, Германия
Финальный раунд
сентябрь 8, 2021 | 2021 | 0002
сентябрь 8, 2021 | 2021 | 20002
9003 2 сентябрь 8, 2021 | 2021 | 20002
9003 2 сентябрь 8, 2021. 9:30 (ET)
ARD 2021 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС СКРИПАТНИКОВ
BAVARIAN BROADCASTING STUDIO, MUNICH, GERMANY
ROUND TWO DAY 2 — PART TWO
Dmitry Smirnov (Russia) & pianist Marco Scilironi
Александр Вон-Хо Ким (Южная Корея) и пианист Борис Кузнецов
Александра Тирсу (Молдова/Румыния) и пианистка Катажина Вечорек
СРЕДА, 8 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА | 4:00 AM (ET)
2021 ARD INTERNATIONAL VIOLIN COMPETITION
BAVARIAN BROADCASTING STUDIO, MUNICH, GERMANY
ROUND TWO DAY 2 — PART ONE
Durchgang Violine 2. Tag» src=»https://www.youtube.com/embed/65x9JRE3TMU?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Seiji Okamoto (Япония) и пианистка Катажина Вечорек
Бетховен | Соната для скрипки и фортепиано № 3 ми-бемоль мажор
Булез | ‘Anthemes’ I для скрипки соло
Шуман | Соната для скрипки и фортепиано № 2 ре минор
Филип Зайков (Чехия) и пианист Борис Кузнецов
Бетховен | Соната для скрипки и фортепиано № 3 ми-бемоль мажор
Видманн | Этюды для скрипки соло № 1 и № 3
Брамс | Соната для скрипки и фортепиано № 3 ре минор
Юдита Клужа (Польша) и пианистка Катажина Вечорек
ВТОРНИК, 7 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА | 9:30 (ET)
2021 ARD INTERNATIONAL SIOLIN CONCITITION
BAVARIAN RADIO STUDIO, МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ
ROUND TWO STWO STWO0038
Durchgang Violine 1. Tag» src=»https://www.youtube.com/embed/X5oSUTbwejc?start=23288&feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Фумика Мори (Япония) и пианистка Борис Куснезов
Фабиола Тедеско (Италия) и пианистка Катажина Вечорек
Юджин Ли (Южная Корея) и пианист Борис Куснезов
Луи Вандори (Германия) и пианист Татьяна Черничка
ВТОРНИК, 7 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА | 4:00 утра (ET)
2021 Международный конкурс скрипки
Баварская радио студия, Мюнхен, Германия
Круглый два дня 1 — Сессия 10038
9003 для открытия. ежегодного конкурса каждый кандидат представит 60-минутный сольный концерт с фортепиано.
Сольный концерт должен состоять из полной сонаты для скрипки и фортепиано Моцарта или Бетховена, полной романтической сонаты или сонаты для скрипки и фортепиано 20-го века и миниатюрной современной скрипичной сочинения Джорджа Бенджамина, Лучано Берио, Пьера Булеза, Изабель Мандри Сальваторе Шаррино или Йорг Видманн.
Луиза Стейплз (Великобритания) и пианист Борис Кузнецов
Dayoon You (Южная Корея) и пианистка Katarzyna Wieczorek
Ева Рабчевская (Украина) и пианист Борис Кузнецов
Хиу Синг Фан (Гонконг) и пианистка Катажина Вечорек
Конкурс проводится ежегодно с 1952 года. Категории конкурса 2021 года: скрипка, голос, валторна и фортепианный дуэт. Категория скрипки открыта для тех, кто родился между 1992 и 2004.
Победителями первой премии в предыдущей категории конкурса ARD были Юрий Башмет, Кристиан Тетцлафф, Антуан Таместит, Наталья Гутман, Кристоф Эшенбах, Нобуко Имаи, Джесси Норман и Мицуко Учида — все они сделали трамплин к крупной международной карьере.
Конкурс 2020 года был отменен из-за пандемии COVID.
РОССИЯ Русская Церковь против законопроекта о насилии в семье
Патриарх Московский критикует законопроект, который в настоящее время находится на рассмотрении Сената. По его мнению, данные о злоупотреблениях при информировании законопроекта «не соответствуют действительности», но эксперты считают их точными. Семья, по словам православного лидера, «является священным пространством любящих друг друга людей», которое необходимо защищать от внешнего вмешательства9.0003
Москва (AsiaNews) – Патриарх Московский Кирилл (Гундяев) высказался против законопроекта о борьбе с насилием в семье, который в настоящее время обсуждается в Совете Федерации (Сенате) России.
Во время торжественной литургии в Успенском соборе Кремля в среду Кирилл призвал к осторожности не из-за отсутствия заботы о насилии в семье, а потому, что «есть что-то опасное в последних тенденциях, даже в парламенте, когда в Название борьбы с семейным насилием и вмешательством внешних сил в семейную жизнь оправдано».
Патриарх предостерегает от общественных, государственных и даже добровольческих групп, пытающихся регулировать семейную жизнь. По словам православного лидера, «семья — это священное пространство любящих друг друга людей», и эту любовь нужно сохранить, без насилия и вмешательства. Внешнее вмешательство, даже добросовестное, может привести к разрушительным последствиям; хотя насилие является очень серьезным грехом, вмешательства все же следует избегать любой ценой.
Патриаршая комиссия по делам семьи повторила слова Патриарха в заявлении, опубликованном Интерфакс , согласно которому «законопроект содержит ряд правовых недостатков, делающих его неприемлемым», поскольку создаст систему правил, альтернативную действующей.
На родителей и других членов семьи могут распространяться аналогичные ограничения к преступникам, на основании презумпции виновности без реальных процессуальных гарантий.Согласно этим правилам любое лицо могло быть обвинено в домашнем насилии без каких-либо доказательств, только на основании подозрений и жалоб, поэтому к взрослым могли быть применены «меры пресечения» репрессивного характера
Это подтолкнет людей к использованию системы против своих соседей и врагов, что приведет к ситуации подозрительности и взаимной неприязни. По мнению Патриаршей комиссии, «они хотят убедить наш народ в том, что российская семья — это всего лишь мрачная пыточная для женщин и детей, используя статистику, не соответствующую действительности».
Согласно данным, 40 процентов насилия в отношении женщин и детей происходит в семье, и каждый год мужья убивают 14 000 женщин9.0003
Патриархат оспорил данные, утверждая, что их манипуляция приведет к активной поддержке организаций, связанных с «идеологиями, радикально противостоящими семье», продвигаемыми феминистками и ЛГБТ-активистами, которые, как утверждается, получают обширное финансирование из-за рубежа.
Эти обвинения разделили российское общество, противопоставив либертарианские движения более традиционалистским группам. Депутат Госдумы Оксана Пушкина сообщила об угрозах со стороны воинствующих защитников православия. Даже некоторые официальные представители православной церкви в последнее время делали весьма провокационные заявления по этому поводу.
Председатель Комиссии по делам семьи, протоиерей Дмитрий Смирнов в сентябре прошлого года заявил, что в воспитательных целях детей «можно шлепнуть», потому что это «очень эффективно». В прошлом году митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что женщины, пострадавшие от домашнего насилия, не должны говорить об этом публично, поскольку «обсуждение этих вопросов так или иначе является пропагандой греха».
Спикер Сената Валентина Матвиенко в ответ отметила, что основной целью законопроекта является создание «эффективной общественной системы предотвращения насилия в отношении людей, живущих вместе». Однако она признает, что в обществе существуют «различные позиции» по этому вопросу, поэтому законодатели ищут наилучший компромисс, чтобы остановить насилие в семье «без вмешательства и применения силы».