Бесовские князья: Глава 46. Поучение о различении напастей бесовских, Цветник

Разное

Содержание

Глава 46. Поучение о различении напастей бесовских, Цветник

Прилежно и внимательно наблюдай за собой ясным умом, о инок: как приходят бесы и каким образом улавливают, и чем их победить? И будь крайне осторожен. Ибо среди страстей и сетей ходишь все время, всюду окружают страсти, всюду натянуты сети, воздух пропитан и земля полна страстями и сетями. Чтобы как-нибудь и где-нибудь не поймал тебя враг себе с подчинение в эти страсти и сети. Много, много сил требуется чтобы плотскому бороться с безплотными, одному – с тысячами. Много слез, много терпения предстоит. Много опыта и осторожности требуется, тысячи глаз необходимы. Жестоко, по-львиному, восстают на нас коварные духи. И если б не было с нами Господа!.. Ибо многолетний опыт имеют в соблазнах – более семи тысяч лет. Не спят, не едят, не отдыхают, но постоянно ищут нашей погибели: всякий час, всеми способами, всеми злоумышлениями, с великой настойчивостью. Обессиливая в одном, уже умышляют другое, и едва что-то начав, уже выискивают новые способы и, кружа, ищут, где б найти дверцу и войти, чтоб успешней нанести удар боголюбивым. И причинить им вред и зло.

Или не знаешь, о человек, с кем борешься? О, какою мы обложены тучей супостатов, видимых и невидимых врагов, чувственных и мысленных, природных похотей и естественных желаний, и соблазнов суетного мира. Унижений и страданий, несчастий, болезней и бед. И каждая воюет по-своему, напускает безчисленные волнения и смущения, готовясь душу твою растерзать и поглотить, словно птенца. А ты не радеешь, пресыщаясь, спя, покоясь во всяких негах и удовольствиях: мол, победим страсти, научимся добродетелям, будем спасены и грядущую радость получим в Царствии Небесном. Нет, не так! Не сможем, не радея, победить ни греховные страсти, ни коварство бесов, ни сети их, ни жестокость, ни добродетелям научиться. И если не прислушаешься к этому, не избежишь их сетей.

Если хотим действительно быть воинами Царя Небесного и подлинными общниками Царствия Небесного, то стряхнем с себя все волнения и путы всех земных привязанностей, забот и попечений, от которых поднимается мысленный дым и, словно темной тучей, покрывает ум. Стряхнем с себя всякое нерадение, малодушие и женскую слабость и будем противостоять бесовским умыслам, страстям, различным похотям и желаниям и соблазнам суетного мира, унижениям и страданиям, и потрудимся в молениях и в остальных добродетелях от всего сердца своего и всем существом: и душой, и сердцем, и умом. Словно идущий по пути быстрым шагом и не озирающийся туда и сюда. Или же как какой земледелец трудящийся. Ибо словно в огонь прыгнуть – принять на себя подвиг.

Со всяким человеком борются страсти и сопротивляются добродетелям, от рождения и до могилы. Каждой добродетели противостоит своя страсть и борется с ней. А налагают их и понуждают к ним бесы, ибо каждая греховная страсть имеет своего духа – лукавого беса, который ею владеет и управляет, и налагает на человека. От рождения испытывают всякого человека. В чем он слаб, немужествен и нетерпелив, тем его постоянно и поражают.

Против веры, надежды и упования, борются страсти греховные: маловерие и сомнение, двоедушие, страх и отчаяние. А владеет ими и управляет бес – дух сомнения.

Против любви борются страсти греховные: ненависть, гнев, всякое злопамятство. А владеет ими и управляет бес – дух гнева и злопамятства.

Против милосердия борются страсти греховные: жестокосердие, безжалостность, себялюбие. А владеет ими и управляет бес – дух себялюбия и жестокосердия.

Против девства, чистоты и целомудрия борются страсти греховные: блуд и нечистота, и пленение непристойными мыслями. А владеет ими и управляет бес – дух блуда.

Против нестяжания и милостыни борются страсти греховные: сребролюбие, скупость, любовь к вещам, стяжательство. А владеет ими и управляет бес – дух сребролюбия.

Против кротости и смирения борются страсти греховные: наглость, жестокость, злоба, дерзость. А владеет ими и управляет бес – дух ярости.

Против трезвения утробы, то есть против поста и воздержания от пищи, борются страсти греховные: ненасытность, объедение, пьянство. А владеет ими и управляет бес – дух обжорства и чревоугодия.

Против трезвения ума борются страсти греховные: мечтательность, пленение ума, забвение, умопомрачение и все страсти. А владеет ими и управляет бес – дух многомыслия.

Против бодрости борются страсти греховные: дремота и сон. А владеет ими и управляет бес – дух сонливости.

Против бдения борются страсти греховные: нерадение, расслабленность, лень, отягощение, усталость. А владеет ими и управляет бес – дух Вельзевул, князь бесовский.

Против смиренномудрия, скромности и духовного самоукорения борются страсти греховные: гордыня, высокомерие, стремление первенствовать, честолюбие, человекоугодие, многословие, заносчивость, тщеславие. А владеет ими и управляет бес – дух гордыни, князь бесовский.

Против простоты в пище и питии и сухоядения борются греховные страсти: лакомство и сластолюбие. А владеет ими и управляет бес – дух сластолюбия.

Против памяти, разумения и поучения борются страсти греховные: забвение, глупость, неразумие и помрачение. А владеет ими и управляет бес – дух помрачения.

Против правды и истины борются страсти греховные: лицемерие, обман, ложь, клевета, упреки, ропот, ослушание, осуждение, зависть и всякая неправда. А владеет ими и управляет бес – дух лжи и лукавства.

Против приносящих радость подвигов благочестия, мужества и долготерпения борются страсти греховные: уныние, малодушие, печаль, нахальство и все греховные страсти. А владеет ими и управляет бес – дух печали, князь бесовский.

Против Закона Христова и заповедей Его, и всех отеческих добродетелей борется и сопротивляется всякое беззаконие. А владеет этим и управляет сам сатана с подручными своими.

И какой душевной или телесной страстью человек одержим, такой дух и входит в ту часть тела и в то место этого человека, владеет и управляет им, и печалит человека того. И какой дух в какой части тела пребывает, тот дух в той части тела ту и страсть поднимает, и сладостное желание вкладывает. И эти лукавые духи возбуждают в человеке греховные страсти, всяческие похоти, вожделения и сладости греховные. И поскольку осмеливаются духи проникать в части тела страстных людей, постольку и способны чинить всевозможный вред, препятствия и неудобства, безпокоить и раздражать нас.

Иногда духи и входят, и выходят совсем неощутимо, иногда же – ощутимо. А желающему очистить от этих духов душу, тело и ум, всего себя внутренне, и загородить им доступ, следует изнурять себя постом, голодом, жаждой и воздержанием, бодрым бдением, молитвой Иисусовой и молением непрестанным, бодрым и трезвым, и обязательными поклонами, и слезами, и постоянным терпением, чтобы все время ограждать все чувства и члены своего тела от темных и лукавых духов. А еще иметь память о смерти, смирение и смиренномудрие. А еще, помня о вечных муках, бояться и страшиться. А еще помнить и постоянно желать невыразимой и несказанной, неизреченной и безконечной радости Царствия Небесного, которой нет ни образа, ни подобия, ни объяснения в веке нынешнем. И которую невозможно сравнить ни с чем в этой жизни. А еще иметь любовь, одинаковую ко всем людям. Вот что следует иметь нам, желающим достичь совершенства и спастись, непрерывно, неотложно и постоянно, каждому по мере сил его. А кроме того, и остальные добродетели.

Все святые отцы говорят: ничто не изгоняет вон духов, не очищает душу и тело человеку, не закрывает доступ и не защищает нас так, как пост, голод и жажда, воздержание, бодрое бдение, молитва Иисусова и другие непрестанные моления, бодрые и трезвые, поклоны и слезы. А если не обретем этих добродетелей, будем лежать и спать, лениться и не радеть, что в таком случае помешает духам проникнуть, вонзить свое орудие, обнажить душу и насеять злых семян, и осквернить плоть человека того? Когда же изгонит из себя человек, желающий достичь совершенства и спастись, всех духов тьмы, что владеют каждой из страстей и противостоят спасительным духам, о которых говорит пророк: духу премудрости, духу разума, духу совета, духу крепости, духу веры, духу благочестия, духу страха Божьего и прочим добродетелям, – когда очистится от одержимости ими и преградит доступ, тогда достигнет совершенства, спасется и обретет благодать.

И прежде всего, не будь горделив и самомнителен, гневлив и злопамятен, себялюбив и сребролюбив, не осуждай, не отчаивайся, не предавайся ни похоти, ни сластолюбию, ни всяческим удовольствиям нынешнего века. И остальным страстям. В таких душах живет не Святой Дух Божий, а враждебный, дьявольский. Ибо такими людьми, любящими мир, сластолюбивыми и живущими в удовольствиях, горделивыми и самомнительными, гневливыми и злопамятными, сребролюбивыми и себялюбивыми, и склонными к отчаянию, владеют духи тьмы и входят в них. И кто не убережется от них, станет радостью лукавых духов и мрачным домом враждебных сил. И вовлекаем будет ими в непристойные помыслы и в постыдные поступки.

Каждый человек, в любой из страстей, сначала получает от дьявола прилог ее и мысленно соглашается с нею по собственной воле. А когда страсть утвердится в нем, тогда, и не желая, невольно подчиняется: со слезами и плачем, сетуя и рыдая, – одолеваемый ею. Потому что не в состоянии победить страсти и бесов человек, не устранивший причины страстей.

Но кто обрел спасительные добродетели: веру без сомнений, твердую надежду и непоколебимое упование, – тот явно победил страсти греховные: маловерие, сомнение, двоедушие, страх и отчаяние, и беса – духа сомнения.

Кто обрел спасительную добродетель – любовь, тот победил страсти греховные: ненависть, гнев и всякое злопамятство, и беса – духа гнева и злопамятства.

Кто обрел добродетель спасительную – милосердие, тот победил страсти греховные: безжалостность, жестокосердие, себялюбие, и беса – духа жестокосердия и себялюбия.

Кто обрел добродетели спасительные – пост, жажду, бдение, память смертную, девство, чистоту и целомудрие, тот победил страсти греховные: блуд, нечистоту и пленение непристойными мыслями, и беса – духа блуда и нечистоты.

Кто обрел добродетели спасительные – нестяжание богатства и милостыню, тот победил страсти греховные: сребролюбие и скупость, любовь к вещам и всяческое стяжательство, и беса – духа сребролюбия.

Кто обрел добродетели спасительные – смирение и кротость, тот победил страсти греховные: наглость, жестокость, злобу, дерзость, и беса – духа ярости.

Кто обрел добродетели спасительные – трезвение утробы, то есть пост и воздержание от пищи, тот победил страсти греховные: ненасытность, объедение и пьянство, и беса – духа чревоугодия.

Кто обрел добродетель спасительную – трезвение ума, тот победил страсти греховные: мечтательность, пленение ума, и беса – духа многомыслия.

Кто обрел добродетель спасительную – бодрость, тот победил страсть греховную: дремоту и частый сон, и беса – духа сонливости.

Кто обрел добродетель спасительную – бдение, тот победил страсти греховные: лень и расслабленность, нерадение, отягощение и усталость, и беса – духа Вельзевула, князя бесовского.

Кто обрел добродетели спасительные – смиренномудрие, скромность, самоукорение, смирение при упреках и унижениях от людей, тот победил страсти греховные: гордыню, самомнение, заносчивость, честолюбие, человекоугодие и тщеславие, и беса – духа гордыни, князя бесовского.

Кто обрел добродетели спасительные – сухоядение и непритязательность в пище питии, тот победил греховные страсти лакомства и сластолюбия, и беса – духа сластолюбивого.

Кто обрел добродетель спасительную – молчание, тот победил страсти греховные: многословие, осуждение, клевету, ложь и ропот, прекословие и брань, и всякое зло, порождаемое языком, и беса – духа многословия.

Кто обрел добродетели спасительные – молитву, трезвение и поучение, тот победил страсти греховные: забвение, помрачение и нечувствие, и беса – духа помрачения.

Кто обрел добродетель спасительную – правдивость и истину во всем, тот победил страсти греховные: всяческое лицемерие, ложь, клевету, упреки, ропот, ослушание и хулу, зависть и всякую неправду, и беса – духа лжи и лукавства.

Кто обрел добродетели спасительные – терпение и мужество, твердость и радость в подвиге, тот победил страсти греховные: уныние, малодушие, печаль и дерзость, и все страсти греховные, и беса – духа печали, князя бесовского.

Кто обрел святые заповеди Господни и апостольские предания, отеческие наставления и добродетели, исполнил Закон и победил все законопреступления и сатану с подручными его и со всем воинством и ополчением его.

Такое свойство у страстей и у лукавых бесов – пребывать возле нас постоянно, как стража. И прислушиваться к нашей воле, желаниям и прихотям: к чему мы сами склонны, чего хотим и желаем, что любим и к чему стремимся постоянно? Распознают каждую страсть в нас, и на это и побуждают, и подходящие сети приспосабливают, приносят, раскидывают и ловят нас. Но сначала мы сами себя побеждаем и бываем причиной всякой страсти. И поэтому ищут бесы причину в нас, поскольку по собственной воле и желанию мы скорее увязнем. Не очень принуждают нас бесы к тому, чего мы сами не хотим, трезвясь умом, и на что не соглашаемся по собственной воле. Ибо знают лукавые, что не послушаем их.

Но мало что нужно приложить лукавым, чтобы искусить нас, если сами принимаем какую-либо страсть. И тогда к нашему желанию и склонности прилагают свои хитрости. Ибо наша вина состоит только в страстности, расслабленности и безпечности, которые и есть начало любой страсти и об устранении которых мы не безпокоимся и не радеем, а конец и причина всякого греха – это бесы.

И в любой грех мы впадаем именно так: побежденные сначала страстными мыслями, расслабленностью и небрежностью, а потом – бесовским воздействием. И никакое зло не поднимется в нас без этого, ибо завершение и конец любого зла – это бесы. Именно так ввергают нас бесы во всякую страсть и впадаем мы во всякий грех, и во всякой сети их запутываемся. А сетями их называю греховные бесовские прилоги, похоти и желания, и нечистые помыслы. И, запутываясь в них, всегда впадаем во всякую страсть и во всякий грех. А еще можно назвать их дверями для страстей и бесов. Через них входят в нас и забирают сокровища духовные. Бывает, что лень и частый сон, объедение и прием пищи не вовремя – причина того, что входят бесы. А также и остальные страсти бывают этому причиной, как говорил и раньше.

Приходя, бесы прежде всего стучатся в двери сердца. То есть тайком вкладывают в ум страстные греховные мысли. Словно воры, втихомолку приходят: есть сторож или нет? То есть, воспримем какой-либо помысл или нет. И, если воспримем какие-либо помыслы, тогда начинают образовывать страсть и побуждать нас. И крадут богатство духовное. Если же обнаружат сторожа ума нашего бодрствующим в дверях сердца, то есть, если кто привык хранить ум свой, отгонять и презирать прилоги бесовские и разные помыслы, всегда отвращая ум от бесовского мысленного прилога, сделав его глухим и немым к их лаянию, постоянно смотрит в глубину сердца и ничуть не поддается – такому бесы не могут причинить вреда. Поскольку постоянно трезвится умом.

Тогда различные сети начинают закидывать бесы и улавливать в страсти, хитрить и злоумышлять. В первую очередь, вкладывают в ум забвение, гнев и неразумие. А потом – себялюбие, сребролюбие, а также гордыню, честолюбие, сластолюбие, объедение, чревоугодие, блуд, жестокость, гнев, злопамятство, хулу, неприязнь, наглость, тщеславие, многословие, уныние, сонливость, лень, отягощение, усталость, страхи, ужас, ревность, зависть, ненависть, лицемерие, обман, ропот, неверие, непослушание, лихоимство, любовь к вещам, корыстолюбие, малодушие, двоедушие, раздражительность, самомнение, властолюбие, человекоугодие, своеволие и насмешничество. А после этого великую бурю поднимают, то есть блудные помыслы и богохульство и непрерывно повергают в отчаяние. Рассчитывая, что подвижник так устрашится, что или отчается, или оставит труды свои и молитву.

Если же, всячески сотрясая и волнуя, не сумеют лукавые бесы удержать и отлучить от подвига твердую душу непобедимого воина Христова, твердо, как страстотерпец, заложившего основание свое на камне веры, которого ни быстротекущие реки страданий не подмоют, ни бурные ветры мыслей не расшатают. Тогда подкрадываются лукавые и лживые враги с чем-либо мнимо хорошим, рассчитывая под видом блага безпрепятственно привнести в нас, не понимающих, нечто, надежно спрятанное. И сильнейший ущерб нанести подлинной добродетели, молению и подвигу. Иногда понуждают нас лукавые бесы говорить поучения, как бы ради любви духовной, и наставлять людей, даже женщин. И понуждают нас прибавить сверх телесных потребностей что-нибудь к еде и питью ради друга или праздника – какую-нибудь вкусную снедь. Ибо знают лукавые, что Адам, праотец наш, пал от сластолюбия и нас им улавливают.

И, в первую очередь, начинают омрачать чистоту ума, ясность и способность наблюдать за собой, чтоб внезапно столкнуть в пропасть любодеяния или в какую-нибудь другую страсть. А если и этим не смогут поколебать нас, хорошо трезвящихся умом, тогда начинают соблазнять ложными видениями или подбивают злых людей причинить нам зло. И сами заодно с ними вооружаются различными скорбями, невзгодами и болезнями, огорчая и тревожа. Но опытный воин Христов пусть все это пропускает мимо и считает ничем, словно не ему это причиняется, зная, что все это – бесовские злоумышления.

А если и этим не возьмут, тогда уже одолевают самомнением, вкладывая в ум представление о собственной святости, и тайно нашептывая: «Сколько претерпел ты страданий, и каких!»

Ибо бесы, словно хитрые охотники: когда первая сеть их порвется, тогда бросают ее и отступают, притворяясь, будто действительно побеждены. Смотри, о человек, не оплошай! До могилы не отступят и будут ковать тебе оковы великие. Смотрят внимательно, когда снова начать, – и будут восставать без отдыха. И когда остынет жар духовный, либо изготовят они тайно какую-нибудь новую сеть, тогда снова приходят, раскидывают сети свои, улавливают, злоумышляют. И на всех путях благочестия препятствуют нам, если старательно совершаем любое дело ради своего спасения, а не ради чего-то земного.

Если же внутри нашей добродетели кроется некий порок: или гордыня, или тщеславие, или самомнение, – то не препятствуют нам, а даже побуждают, чтоб потрудились напрасно. Но ни к чему так не стремятся враги-бесы, как любым способом украсть у нас время праздностью.

И, причиняя все это, бесы три пропасти нам выкапывают. Во-первых, препятствуют добру во всех видах благочестия. Во-вторых, не допускают чтобы добро было в Боге, то есть, когда не могут удержать нас от доброго, тогда стараются погубить труды наши тщеславием. В-третьих, всегда ублажают нас тем, что мы-де во всем живем по-божески. То есть, когда и тщеславием не в состоянии удержать нас, тогда стараются погубить самомнением и лишить нас награды.

Тремя способами борются с нами бесы. Сначала помрачают человеческий ум, и человек становится забывчив и об одном и том же деле думает многократно. Снова и снова приводят ему на ум одно и то же, чтоб погубить время его спасительное. А еще привносят различные искушения. А кроме того, еще насылают различные скорби. И поэтому мы очень нуждаемся в том, чтоб все время трезвиться умом и утробой, потому что враги нападают на нас постоянно и жестоко одолевают. Кто-то много лет трудится, а бесы ждут своего часа, чтоб погубить его труды в один миг.

Воистину, мало кто из людей знает о безчисленных уловках и умышлениях, злокозненном коварстве и хитростях бесовских. Ибо духи эти безплотны, не нуждаются в отдыхе, в еде, в питье и имеют многолетний опыт хитро улавливать. И потому никто не победит их коварные и жестокие сети, злоумышления и козни, только пребывающий в немощи телесной от непрестанного подвига и живущий в нищете духовной, то есть в сокрушении сердца и вменяющий ни во что свое собственное разумение. Тот победит их, с помощью Божией, поддерживающей нас.

Первая причина всех страстей, как и прежде говорил: страстность, расслабленность и небрежность. Если в самом начале не отвращаемся и душой, и умом от привносимого бесами мысленного прилога каждой привходящей страсти и не отсекаем его, то бесы еще больше прикладывают. Поэтому ищи причину каждой страсти в себе и, отыскав, вооружись против нее и выкопай ее корень секирой страдания. Если же не искоренишь, то снова даст побеги и разрастется. А без этого врачевания не сумеешь победить страсти, достичь совершенства и чистоты, и спастись.

Желая достичь совершенства и чистоты и спастись, будем отсекать начало мысленного прилога, то есть с самого начала отказываться от возникшего помысла, желания и всякой страсти. Побеждай малое, чтоб не впасть в великое, и этим одним победишь все остальное. А очевидной бесовской напасти или какой-нибудь другой лютой страсти Бог попускает одолевать нас за гордыню и за самомнение, когда кто-нибудь считает себя святым и праведным, и за тщеславие. Или за то, что считает себя сильным, надеется только на себя и заносится перед немощными. Чтоб познал такой свою немощь и узнал помощь Божью и научение. Ибо без помощи Божьей не может делать ничего. И смирил свои мысли. Или еще за грехи попускается наказание, чтоб покаялся или стал искуснее в трудах. Или ради венца за победу.

Что одолевает тебя, от какой греховной страсти мучаешься, на ту и вооружайся прежде всех страстей и против нее одной прилагай все свои старания. И так победишь все греховные страсти и все страдания, заповедям Господним и добродетелям отеческим научишься ты верой без сомнений, мужеством и терпением, непрестанным подвигом и слезами, горячим усердием и стремлением восстать против наступающих страстей и греховных напастей. А чтоб научиться Господним заповедям и отеческим добродетелям, необходимы великая старательность и терпение. В этом и состоит искусство победоносной духовной брани святых отцов.

А всякая борьба и брань бесов против нас основывается и утверждается на этих четырех вещах: на нерадении, расслабленности, лени и безпечности. Или на себялюбии, сластолюбии и сребролюбии. Или на гордыне, презрении, самомнении, заносчивости и тщеславии. Или на зависти бесов. Однако за невежественными, слабыми, ленивыми и безпечными людьми следит, задерживает их и одолевает один лукавый бес. А за подвижником – такое множество, что, кажется, и воздух от них дрожит и трясется. Господь Бог да сохранит нас от всех страстей и напастей греховных, от всех сетей и козней, замыслов, коварств и жестокостей бесовских Своею благодатью. Ему же слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.

Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 12:24

Содержание

  • Толкования на Мф. 12:24

    • Свт. Иоанн Златоуст

    • Блж. Иероним Стридонский

    • Блж. Феофилакт Болгарский

    • Евфимий Зигабен

    • Анонимный комментарий

    • Прот. Иоанн Бухарев

    • Лопухин А.П.

    • Троицкие листки

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Свт.

Иоанн Златоуст

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского

См. Толкование на Мф. 12:22

Блж. Иероним Стридонский

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского

См. Толкование на Мф. 12:22

Блж. Феофилакт Болгарский

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского

Хотя Господь и удалился, но они, и издали, слушая, клевещут именно тогда, когда Он творит благодеяния людям. Таким образом, они были враги по природе, как дьявол.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Фарисее же слышавше реша: Сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле князи бесовстем

Они были уязвлены завистью к Его славе и потому не удержались от величайшей клеветы, приписывая веельзевулу дела Божественной природы и говоря: Он изгоняет бесов не собственною силою, а силою веельзевула, как родственного Ему и друга. И в другом случае они также говорили: веельзевула имать (Мк. 3:22).

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского

См. Толкование на Мф. 12:23

Прот. Иоанн Бухарев

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского

Сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле князе бесовстем (Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского). Это говорили фарисеи, когда слышали слова народа об Иисусе Христе: не это ли Христос, сын Давидов? Они сами не верили в Иисуса Христа, как Мессию, старались, чтобы и народ не верил. Но если не верить, то как же объяснить те чудеса, которые творил Иисус Христос? И вот они придумывают объяснение, что будто бы Иисус Христос творит чудеса силою злого духа, а чрез это, конечно, возбуждали в народе, вместо зарождавшейся веры в Него, страх и зависть к Нему. Чит. подобное в объясн. 34 ст. 9 гл. Объяснение слова веельзевул чит. в объясн. 25 ст. 10 гл.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского

(Мк. 3:22; Лк. 11:15-16). По Марку, это говорили не фарисеи, а книжники, пришедшие из Иерусалима. Так как многие книжники принадлежали к обществу фарисеев, то разноречия между евангелистами здесь нет. По Луке, не все фарисеи обвиняли Христа, а только “некоторые из них”. Дальнейшая речь по переводу: Он не изгоняет бесов, если не в Веельзевуле, князе бесовском (ср. 9:34). Таким образом, выражение “не через” и “не силою” (как в русск. подчеркнутое) Веельзевула, а “в Веельзевуле”, т.е. сообща с Веельзевулом. Обстоятельство, что упоминается не просто Веельзевул, но с прибавкой “князь бесовский”, достаточно ясно показывает, что здесь имеется в виду, если, может быть, и не самый главный, то по крайней мере один из главных демонов, у которого, по понятиям фарисеев, были в подчинении другие бесы. Веельзевул во всяком случае считался злейшим и вместе с тем грязнейшим из демонских начальников. Поэтому и обвинение Христа в связи с ним было грязным и, как кажется, в глазах фарисеев и книжников особенно язвительным. Оно имело целью отвлечь от Христа народ и вызвать в нем вражду к Его деятельности, учению и чудесам.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского

См. Толкование на Мф. 12:15

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Мефистофель | Демонический рай вики

Мефистофель

Стеклянный дьявол

Псевдонимы

Мефисто, Гюнтер О’Дим, Блэк Филлип

Титулы

Принц Обмана, Демон-Обманщик, Король Перекрёстков, Германский Дьявол, Посланник Дьявола, Стеклянный Человек

Раса

Демон

Пантеон

Авраамический/германский

Олицетворение

Обман, Ненависть, Отчаяние, Контракты

Родители

Бог (Творец)

Другие отношения

  • Люцифер (лидер)
  • Сатана (хозяин)
  • Хатгин, Бифронс, Марбас, Адонид, Беле (подчиненные)
  • Иоганн Георг Фауст (торговец)

Эквиваленты

Локи, Люцифер, Сатана

Принадлежности

Ад, Принцы Ада, Германия

Мировоззрение

Нейтральное Зло

» Есть старая поговорка. «Не поднимайте больше дьяволов, чем вы можете уложить». Сатана поднял слишком много.
~ Мефистофель.

Мефистофель , также известный как просто Мефисто , является Принцем Ада. Мефистофель считается посланником дьявола, который посылает его, чтобы привести и совратить любого смертного, достаточно глупого, чтобы заключить фаустовскую сделку, прежде чем затащить их в вечный огонь.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Внешний вид
  • 3 История
    • 3.1 Фон
    • 3.2 Призыв
    • 3.3 Раб Фауста
    • 3.4 Торговец адом
    • 3.5 Заговор против дьявола
  • 4 Личность
  • 5 Цитаты
  • 6 Галерея

Обзор

Первоначально появившись в литературе как имя Демона-Обманщика в легенде о Фаусте, с тех пор он появлялся в других произведениях как стандартная версия персонажа самого Дьявола.

Мефистофель уже заперт в собственном аду, служа дьяволу. Он предупреждает Фауста о выборе, который он делает, «продав свою душу» дьяволу: «Появляется Мефистофель, агент Люцифера, и сначала советует Фаусту не отказываться от обещания Небес для достижения своих целей».

Фарнхэм добавляет к своей теории: «…[Фауст] попадает в вездесущий частный ад, подобный аду Мефистофеля». Благодаря этому к Мефистофелю иногда относились как к слуге Бога, который пал и находился под контролем Люцифера и Сатаны в своих собственных планах. Как и другие демоны, Мефисто по своей природе либо конфликтен, либо хаотичен.

Внешний вид

Будучи оборотнем, Мефистофель может принимать разные формы, а Уильям Шекспир сказал, что у него есть сила принимать «приятные» формы. Мефистофель жаждал важности и элегантности, прежде чем превратился в демона. Эти стремления отражены в его демонической форме, которая гораздо более человечна и привлекательна, чем форма других демонов. Большую часть времени Мефисто также может появляться как случайный человек, которого можно принять за дружелюбного гражданина. Примером чего было то, что он предстал перед Геральтом как обычный торговец, но с тонким и скрытым темным подтекстом.

Мефистофель обычно описывается как бледный человек с темными волосами и очень резкими чертами лица. От остроконечной бороды до сужающихся ногтей и наклонных бровей черты лица демона одновременно деликатны и угрожающи. Его костюм подчеркивает его естественный вид. Он носит прекрасную одежду эпохи Возрождения — брюки и рукава с пышными рукавами, короткую накидку, кепку с перьями и колготки, которые исчезают в остроконечных туфлях — все это сделано из красного и черного шелка. Естественно, его образ завершает сверкающий меч, заткнутый за пояс.

История

Предыстория

Происхождение Мефистофеля в значительной степени неизвестно, а сам демон отвечает расплывчато и загадочно, когда его спрашивают о его происхождении. Из двух преобладающих теорий относительно его происхождения он либо был создан Дьяволом, чтобы служить своим посланником, либо когда-то был смертным, который был настолько злобным и коварным, что снискал расположение сатаны и назначил его в ряды легиона Ада.

По словам Преметина Шекслока, профессора и эксперта по оккультизму, существуют записи о встречах с Мефистофелем, датируемые тысячелетиями, во многих культурах и под разными именами. Он является архетипом дьявола-обманщика, поскольку он играет с жертвами и преуспевает в договорах больше всего на свете. Казалось бы, безобидные контракты, которые доводят их участников до безумия. Сам Мефистофель заявляет, что он любит заключать сделки со смертными, которые извратили мораль, и любая история, связанная с ним, следует естественно: встреча на перекрестке, желание, договор, подписанный кровью, и цена, которую нужно заплатить.

Мефистофель также считается королем перекрестков. Это означает, что он правитель демонов, которых можно вызвать на перекрестке, и эти демоны забирают душу человека, как только человек заключает сделку с демоном. Демоны перекрестка даже считаются «детьми» Мефистофеля.

Вызов

Когда Мефистофель впервые появляется перед Фаустом, он ясно излагает свою позицию. Во-первых, он сообщает Фаусту, что не бродит по земле в поисках душ, чтобы их развратить. Вместо этого он утверждает, что «просто проходил мимо» и почувствовал, что Фауст, который пытался магическим образом вызвать демонов, уже был на грани разложения.

Затем Мефистофель предупреждает Фауста, чтобы он изменил свой образ жизни, описывая ужасы своего собственного «личного ада», чтобы попытаться убедить Фауста, что сделка с дьяволом — плохое решение. К сожалению, предупреждения Мефистофеля не срабатывают. Фауст настаивает на том, чтобы Мефистофель был его рабом на двадцать четыре года, после чего он отдаст свою душу дьяволу. В конце концов, Мефистофель соглашается.

Раб Фауста

Будучи рабом Фауста, Мефистофель делает все возможное, чтобы оправдать жертву Фауста. Он приносит ему богатство, красивых женщин и всевозможные «земные удовольствия». Самое главное, он берет Фауста в великие приключения, даже путешествует во времени и летит с ним к звездам, чтобы он мог понять все творение. В конце концов Фауст провозглашает: «Если бы у меня было столько душ, сколько звезд, я бы отдал их все за Мефистофеля», доказывая, что демон — это чистое, нескончаемое наслаждение.

Конечно, Мефистофель не может разделить радость Фауста. Даже во время их самых ослепительных путешествий он продолжает напоминать Фаусту, что он пожалеет об их двадцатичетырехлетнем удовольствии, когда ему придется провести вечность в аду. Мефистофель также делает бесчисленные циничные замечания о человечестве и цивилизации, например, «все, что происходит, заслуживает жалкой гибели; «Лучше бы ничего не начиналось». Неизбежно, время Фауста вышло, и Мефистофель тащит его в глубины ада, чтобы страдать вечность.

Торговец адом

Будучи торговцем адом, Мефистофель на протяжении многих лет вызывался многими жаждущими власти, отчаявшимися и коррумпированными людьми, и души каждого из них были утащены в ад, когда истек срок их контрактов. Были времена, когда он сталкивался с сопротивлением, в том числе с Геральтом из Ривии, Призрачным гонщиком и даже с легендарным темным рыцарем Спардой, и такие люди несколько раз мешали ему.

Тем не менее, статус Мефистофеля стал не так уж и хорошо воспринят с появлением Адского Отродья. Отродья Ада были созданы, чтобы затащить грешных и испорченных людей в глубины Ада, чтобы они могли быть добавлены в армию Дьявола, когда наступит Конец Дней. Это привело к тому, что его работа устарела в том смысле, что сильно расстроила фаустовского дьявола, поскольку другие демоны считали его не более чем «неряшливым продавцом». Это особенно не помогло, когда его дважды перехитрили такие, как Геральт и Скупой Джек. Тем не менее Мефистофель продолжал свою работу, но не без замысла подняться по служебной лестнице.

Одно из его самых заметных дел было с семьей Кертисов. Ребенок Изуми Кертис трагически погиб во время родов из-за того, что Изуми постоянно болела. Смерть ее ребенка сделала ее глубоко подавленной и достаточно отчаянной, чтобы попытаться оживить своего мертворожденного ребенка, вызвав не кого иного, как самого Мефистофеля, хотя она не знала, что сам ритуал включал в себя вызов демона. Однако вместо того, чтобы сразу забрать ее душу, Мефистофель увидел, что ее болезнь сделает за него работу, и «плата», которую Изуми должна была заплатить за его вызов, привела к тому, что некоторые из ее внутренних органов были удалены, из-за чего она постоянно больна и совершенно неспособна снова забеременеть. Это создало ожесточенные антагонистические отношения между Изуми и Мефистофелем.

Заговор против Дьявола

С тех пор, как Вергилий вышел из ада, произошла последовательность событий, в результате которых были сломаны печати, удерживавшие Люцифера в его могиле. Это также беспокоило Мефистофеля, поскольку он был одним из немногих, кто знал об истинных намерениях Люцифера в отношении создания Нового Мирового Порядка. Кроме того, он также знал о том факте, что у самого Сатаны был скрытый план предательства Люцифера путем прямого уничтожения существования на заключительных этапах плана, чтобы не иметь дела с подобными человечеству, Небесами, а также Адом. Видя, что на кону стоит его жизнь, Мефистофель симулировал послушание и верность своим хозяевам, пытаясь собрать как можно больше информации, чтобы предотвратить эту катастрофу.

Однако он знал, что у него нет шансов против своих хозяев, и поэтому решил обратиться за помощью к Сыновьям Спарды, хотя это само по себе было не лучше, особенно учитывая, что у него есть история с Изуми Кертис, которая фактически является их суррогатной матерью. Близнецы задавались вопросом, почему Мефистофель вообще хотел, чтобы и Люцифер, и сатана исчезли из поля зрения, а фаустовский дьявол ответил, что и Люцифер, и сатана видят в демонах не что иное, как расходных слуг, и что, как только Люцифер переделает все творение, демоны будут удалены из картины. полностью. Хотя близнецы все еще сопротивлялись, Джон Константин убедил близнецов сделать Мефистофеля их информатором, поскольку они хотели знать любую информацию, которая принесла бы пользу им и их союзникам в попытке опередить Люцифера на два шага, более того, они согласились только на пусть он поможет им, если он вернет внутренние органы Изуми и аннулирует ее сделку с ним, на которую он неохотно согласился.

Несмотря на крайнюю опасность, Мефистофель был уверен, что это принесет ему большую пользу. Он знал, что если Сыны Спарды и Инициатива Темных Рыцарей смогут победить Люцифера, Сатану и предотвратить Апокалипсис, то троны Ада освободятся. Таким образом, он будет использовать это поражение в аду как способ подняться по служебной лестнице и стать великим принцем ада или даже недавно установленным императором ада, что позволит ему распространить свою силу и влияние гораздо больше, чем он мог бы. когда-либо мечтал. Однако ему нужно было дождаться своего времени и правильно разыграть свои карты, поскольку он знал, что в аду есть другие могущественные монархи, которые все еще верны Люциферу и попытаются заново начать Апокалипсис ради него. Он будет лежать в тени и позволит сыновьям Спарды убить этих адских дворян, чтобы проскользнуть на вершину демонической пирамиды.

Личность

Известный как штукатур лжи, он исключительно могущественный демон обмана и ненависти, ответственный за заключение сделок со смертными и не приносящий ничего, кроме вечных страданий тем, кто заключает сделки в обмен на их души. Несмотря на свое положение, Мефистофель обладает манерами, приветливым поведением, может быть дружелюбным, легко сближаться и довольно обаятелен. Хотя он использует эти качества, чтобы манипулировать другими в своих целях, эта приветливость не совсем акт, поскольку иногда он все равно будет вести себя вежливо, независимо от обстоятельств. У него нет проблем с перемещением в нормальном обществе и взаимодействием с населением в целом, отчасти для того, чтобы найти свои «метки» или «сообщников», но также и потому, что ему искренне нравится наблюдать за жизнью других и разворачивающимися событиями в мире.

Мефистофель учтив, но любит оскорблять, дерзить и подшучивать. Мефистофель — эффективный деловой человек, и, хотя он гордится своей честностью, он будет использовать любые предоставленные ему лазейки, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу, доказывая, что поговорка «будь осторожен со своими желаниями» более чем верна. У Мефистофеля есть стандарты и личная этика даже для демона. Он считает, что когда кто-то заключает сделку, он должен ее соблюдать. Он не выносит вопиющей нечестности и людей, которые нарушают свое слово. Как он сказал другим: «Я никогда не обманываю», хотя известно, что он вводит в заблуждение, поскольку он по-прежнему хитер, изворотлив и обладает высокой квалификацией в манипулировании другими, наравне с самим Локи, хотя и не в союзе с Сатаной или Люцифером.

Несмотря на свое высокомерие, он не отвергает возможные угрозы, как сыновья Спарды, как это делают другие демоны, а стремится устранить указанные угрозы, однако иногда он позволяет своему высокомерию взять верх над ним, особенно если он уверен, что сделает это. победить. Он уходит, как только понимает, что ситуация слишком опасна для него, чтобы рисковать, но решается сам, когда знает, что побег невозможен. Он придумал новые идеи о том, как следует управлять адом, и пытался реализовать новые идеи, когда стал его королем; когда другие демоны сопротивлялись этому, он называл их «злыми, лживыми придурками» и «глупыми», выражая желание временами убить их всех.

Мефистофель — существо крайнего садизма, жестокости, манипулирования и злобы. Он всегда будет соблюдать договор, но играет с формулировками соглашения в свою пользу и на боль тому, кто заключает сделку. Ученый, изучавший его, заявил, что «он дает вам то, о чем вы просите, но не то, что вы хотите», и что он любит загадки, словесные игры и вводящие в заблуждение утверждения. Хотя те, кто заключает сделки с Мефистофелем, не обречены на ад, а прокляты. Жадные не злятся на это, ибо они могут желать только власти. Ему нравится играть с эмоциями, особенно с негативными эмоциями, такими как жадность, вина и страх. Однако, даже будучи хитрым искусителем и агентом Ада, он не ищет людей для развращения, а приходит служить и в конечном итоге собирать души тех, кто уже проклят.

Котировки

Все миры падут перед огненными стандартами Ада. Я видел это.
~ Мефистофель.
» Я отрицающий дух. И правильно, ибо все, что будет, Заслуживает жалкой гибели; — Лучше бы ничего не начиналось. Таким образом, все, что представляют ваши термины, грех, Разрушение, зло — Это и есть моя собственная стихия.
~ Мефистофель.
» Ад не имеет границ и не ограничен В одном месте, ибо там, где мы, есть ад, И где ад, там должны быть и мы всегда.
~ Мефистофель.

Галерея

  • Мефистофеля, как он появляется в играх

  • Mephistopheles’s Human Form

  • Мефистофелы As Gaunter O’Dimm

  • Mephistopheles at Black Phillip

40900

ASM | Демонический рай вики

Асмодей

Асмодей, Король Демонов Похоти (Искусство Дугласа Дери)

Псевдонимы

Асмодель, Ашмедай, Асмодай, Асмодевс, Ашема Дева, Амиас, Асмодей, Осмодей, Осмодай, Хашмедай, Хаммадай, Шамдон, Шидонай

Титулы

Король Похоти, Повелитель Извращений, Преследователь плоти, Добытчик Удовольствий, Князь Демонов, Падший Херувим, Повелитель Игорных Домов, Сын Давида

Гонка

Падший ангел (херувим)

Пантеон

Авраамик

Воплощение

Похоть, Гнев, Прелюбодеяние

Оборудование

Огненный кнут

Супруги

Сара (не желает), Вирсавия, Лилит, несколько ведьм

Родители

Бог (создатель)

Братья и сестры

Ангелы

Потомство

Асмодей, Асмодей, Суккуб, Инкуб

Прочие отношения

Рафаэль (личный враг), Царь Соломон (бывший хозяин)

Род занятий

Король ада, управляющий игорными домами, владелец публичных домов

Эквиваленты

Сатана, Абаддон, Эшма

Принадлежности

Ад, Орден Мухи, Семь Принцев Ада, Ars Goetia

Мировоззрение

Зло

» Исследуя плоть, я беру все удовольствия от плоти и впитываю их в свои собственные. Жажда знаний и власти.
~ Асмодей.
» Я среди смертных зовусь Асмодеем, и мое дело — заговор против новобрачных, чтобы они не знали друг друга. И разъединяю их напрочь многими бедствиями, и истощаю красоту девственных жен, и отчуждаю сердца их.
~ Асмодей.

Asmodeus , formerly known as Asmodel , also known as Asmodee , Chammadai , Sydonai , Sakhr, Ashmadia , or Asmodai , is a king of demons and earthly spirits в основном известен из второканонической Книги Товита .

Содержимое

  • 1 Обзор
  • 2 История
    • 2.1 Падение с небес
    • 2.2 Встреча с Соломоном
    • 2.3 Желание Сары
  • 3 мифа и легенды

Обзор

Асмодей упоминается как один из Семи Принцев Ада. Он также представляет один из семи смертных грехов — похоть. Асмодей — это либо безжалостный жестокий монстр, либо озорной демон, наделенный игривым и сатирическим гением.

Некоторые богословы сравнивали его с Абаддоном. В Талмуде Асмодей менее злобный по характеру, он неоднократно появляется в свете добродушного и юмористического парня, хотя его желания обращены на жен Соломона и Вирсавию.

Его прежняя форма ангела — Асмодель, Ангел апреля и терпения, управляющий знаком зодиака Телец. У Асмодея также есть ребенок или клон, которого также зовут Асмодей, хотя обычно его зовут Асмодей. Говорят, что люди, попавшие под влияние Асмодея, будут приговорены к вечности на втором уровне ада, Похоти.

История

Падение с Небес

Асмодей изначально был ангелом, известным как Асмодель, и принадлежал к ордену херувимов. Прямо перед Войной на Небесах он присоединился к восстанию Люцифера против Господа только для того, чтобы лично потерпеть поражение от архангела Рафаила, но не раньше, чем Рафаэль жестоко вырвал львиную часть его тела и выбросил его с Небес вместе с мятежными ангелами на буксире. .

Асмодель едва пережил падение из-за травм, нанесенных ему Рафаэлем, но сумел восстановиться. Лев, который изначально был его частью, теперь разорван, стал чем-то вроде домашнего питомца и скакуна. Он также стал одним из Семи Королей Ада, олицетворяющих грех похоти, и был переименован в Асмодея. Будучи демоном похоти, он отвечает за искажение сексуальных желаний людей. Говорят, что люди, впавшие на путь Асмодея, будут приговорены к вечности на втором уровне ада.

Под его командованием сотни легионов демонов, он подстрекает к азартным играм и является надзирателем за всеми игорными домами во дворе Ада. Он также демон разврата, ревности, гнева и мести. Асмодей также стал мужем Лилит, хотя она не находит его присутствие приветливым или вообще терпимым. Тем не менее, после спаривания с Асмодеем Лилит произвела вторую партию демонов, но они были меньше по сравнению с Лилим, известными как Асмодай; первое поколение инкубов, но меньшие суккубы.

Встреча с Соломоном

Создавая свой храм, царь Соломон призывает Асмодея помочь в строительстве Храма. Появляется демон и предсказывает, что царство Соломона однажды будет разделено. Когда Соломон допрашивает Асмодея дальше, царь узнает, что Асмодею мешает ангел Рафаил, а также бараны, найденные в реках Ассирии. Он также признается, что ненавидит воду и птиц, потому что они напоминают ему о Боге.

В другой легенде Асмодей отбрасывает царя Соломона более чем на 400 лиг от столицы, положив одно крыло на землю, а другое вытянув ввысь. Затем он на несколько лет поменялся местами с царем Соломоном. Когда царь Соломон вернулся, Асмодей бежал от его гнева. В соответствии со своим статусом царя демонов похоти, Асмодей обращает свои желания на Вирсавию, а затем и на жен Соломона, что в конечном итоге приводит к падению Соломона и его разрыву с Богом.

Желание Сары

В Книге Товита Асмодей влюбился в Сару, дочь Рагуила, и убивает семерых мужей подряд в их брачные ночи, препятствуя сексуальному заключению браков. Его описывают как «худшего из демонов». Когда молодой Тобиас собирается жениться на ней, Асмодей предлагает ему ту же судьбу, но Тобиас благодаря советам своего сопровождающего ангела Рафаила может сделать его безобидным. Положив сердце и печень рыбы на раскаленные угли, Тобиас производит дымный пар, который заставляет демона бежать в Египет, где Рафаэль связывает его, хотя, согласно некоторым переводам, Асмодей задушен. Возможно, Асмодей наказывает женихов за их плотское желание, поскольку Тобиас молится, чтобы он был свободен от такого желания и был в безопасности.

Мифы и легенды

Он божество персидского мифологического пантеона и адская сущность в иудаизме. В аду он правит игорными заведениями. Говорят, что он создатель каруселей, музыки, танцев и драмы, а в настоящее время является правящим покровителем французских дизайнеров. В «Книге Священной Магии Абрамелина-Мага» говорится, что Асмодей — потомок кровосмесительного союза Тубал-Каина и Наамы; другие называют его «демоном нечистоты». В еврейских преданиях он тесть Бар Шалмона, товарища демона.

Себастьен Михаэлис сказал, что его противник – Святой Иоанн. Некоторые демонологи 16 века приписывали демону месяц и считали ноябрь месяцем, в котором сила Асмодея была наибольшей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts