Безверие и вера: чем страшно неверие, отсутствие веры, что такое вера православная 🙏 Православный клуб

Разное

Содержание

чем страшно неверие, отсутствие веры, что такое вера православная 🙏 Православный клуб

Содержание

  • 1 Безверие в Бога — это прагматичный взгляд человека на окружающую его реальность
  • 2 Вера в Бога — это не только вера в Его существование, но и отношения с Ним
  • 3 Православная вера — это следование заповедям Христа, любовь ко всем и принятие Иисуса как Спасителя
  • 4 Человек может утратить веру, если его ожидания не оправдаются
  • 5 Человек может приобрести веру из-за чуда или убедительных доводов, но важно, что у него в сердце
  • 6 Христианские проповеди учат, что к вере прийти тяжело, но она даёт силу

Неверие — это не всегда воинственный атеизм. Напротив, это просто позиция, когда человек заявляет: «Как же я могу верить, если я не видел?». Это прямой подход материалиста.

Безверие в Бога — это прагматичный взгляд человека на окружающую его реальность

Вера и безверие — два полюса, между которыми простирается духовная жизнь человека. Макс Фрай как-то написала:

«Все люди так устроены: они ничему не верят, пока не увидят собственными глазами». И он прав, ибо отсутствие веры — это не антирелигиозный позыв, а просто естественное состояние человека.

Макс Фрай

псевдоним писательницы Светланы Мартынчик

Вера же требует усилия, надежды глубокой внутренней работы.

О вере и неверии в контексте православного учения мы сегодня и порассуждаем».

Ибо не каждый человек способен взять и допустить существование чего-то внешнего по отношению к материальному миру.

Можно предположить, что у каждого человека есть внутренние качества — врождённые или приобретённые, — которые влияют на его способность включать в свою картину мира духовную сферу.

А.С.Пушкин был религиозным человеком, что не помешало ему написать трогательные строки о тяготах безверия. Фото: cdn.azbyka.ru

А.С.Пушкин был религиозным человеком, что не помешало ему написать трогательные строки о тяготах безверия:

«О вы, которые с язвительным упреком/ Считая мрачное безверие пороком/

Бежите в ужасе того, кто с первых лет/ Безумно погасил отрадный сердцу свет. /

Смирите гордости жестокой исступленье./ Имеет право он на ваше снисхожденье. /

С душою тронутой внемлите брата стон, Несчастный не злодей, собою страждет он./

Кто в мире усладит души его мученья? /Увы! он первого лишился утешенья!»

Александр Сергеевич Пушкин

великий русский поэт и писатель

Если её нет, то что человеку остаётся? Осязание, слух, зрение, вкус, обоняние и факты. Но ни один из этих источников не приводит к прямому доказательству существования Бога.

И тогда человек располагает только тем, до чего в силах дотянуться в рамках простой обывательской жизни:

  1. Объективная действительность. Еда, сон, магазины, походы на работу, общение с окружающими. Всё это, по мнению неверующих, вполне может существовать и без Бога. Есть общепринятые «реалистичные» теории о происхождении Вселенной, и то, что мы видим ежедневно, никак им не противоречит.
  2. Личный опыт. Проживая день за днём, человек не встречает ангелов, Иисуса Христа, Деву Марию и т. д. Чудеса не стучатся к нам на порог. Оттого у неверующих не возникает ни одного повода усомниться в своём мировоззрении.
  3. Факты, которые подтверждены сегодняшней наукой. Наука использует лишь те методы, которые доступны человеку. А все они — орудия материального мира. Доказать при помощи них реальность духовных сфер невозможно. Мы, конечно, читали про взвешивания души и фотографии призраков, но эти истории всегда можно поставить под сомнения, а некоторые даже разоблачены.

Вера в потустороннее — это ещё не вера в Бога.

И всё же есть брешь, в которую сучиться нечто постороннее. Религиозные издания, слухи об аномальных явлениях, задокументированные сверхъестественные случаи — всё это доступно человеку, при желании. Взять хотя бы случай явления Девы Марии в Фатиме. Тысячи свидетелей, и с этим не поспорить.

Это значит, что человек, даже опирающийся на факты, потенциально может впустить в жизнь веру в то, что нечто за пределами материального мира существует. Это ещё далеко не та вера, которая называется православие. Но всё же это шаг из чертогов безверия в нужном направлении.

Вера в Бога — это не только вера в Его существование, но и отношения с Ним

Люди, далёкие от духовной жизни, часто ставят равно «между» верой в Бога и верой в существование Бога. Но это не одно и то же.

Один верит в инопланетян, другой в снежного человека. Делает ли такое мировоззрение этого человека другом сих существ или их поклонником? А если мы верим в то, что где-то в США живёт Билл Гейтс? Это тоже вера?

Нет. Это просто омонимы — слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения.

Вера в существование чего-либо — убеждение, основанное на фактах, или принятое за данность.

Вера в Бога — это способность положиться на Него. Как бывает, когда мы просим человека помочь и добавляем: «Давай, друг, я верю в тебя».

Говорим ли мы в этот момент, что не сомневается в существовании этого друга? Нет, мы сообщаем, что он — наша надежда, и мы в нём не сомневаемся. То же самое вера в Бога — это доверие Богу.

Вера в Бога не поднимает вопрос о Его существовании, также как мы не сомневаемся в реальности отца или матери.

Даже сироты, которые их никогда не видели, не имеют оснований сомневаться, что родители — не выдумка, ибо их жизнь — прямое доказательство существования тех, кто её дал.

Если говорить строго, то этот шаман тоже во что-то верит: духи, ритуалы, связанные с ними легенды. Фото: pp.userapi.com

В ряде деградирующих религий вера профанируется и превращается в убеждённость в существовании чего-либо. Те же древние греки почитали далеко не каждое божество, а в поздние века и вовсе разочаровались в своей религии. Верили они, что есть какой-нибудь Гефест?

Да. Но это не означало, что его нужно почитать.

Вера — это духовный союз. Почти все христиане верят в то, что есть дьявол. Но вера в дьявола чем-то же отличается от веры в Бога? Да, наличием взаимоотношений.

Даже апостол Павел писал, что есть другие боги, то есть верил в их реальность:

«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, – так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».

(Коринф, 8:5–6).

Православная вера — это следование заповедям Христа, любовь ко всем и принятие Иисуса как Спасителя

Самое большое заблуждение о том, что такое вера православная, заключается в убеждении, будто это следование формальным правилам религии. Свечки, иконы, храм, молитвы, посты и таинства.

Но нет, не из этого складывается христианская религия. Может ли верующий человек, оставшись на необитаемом острове, вести праведную и благочестивую жизнь без храмов и церковных служб?

Конечно, разве не так поступали христианские подвижники? Вспомним апостолов Иоанна Богослова и Симона Зилота, которые, по преданиям, жили в пещерах.

А сколько православных подвижников вели подобную аскетическую жизнь в уединении! Это не мешало им быть верующими, религиозными людьми.

Библия — это главный источник сведений для верующего человека. Без Священного Писания христианство лишается фундамента.

Православная вера складывается из следующих элементов:

  1. Опора на Священное Писание. Библия — наш источник знаний о отношениях Бога и человека. Она содержит примеры праведности, законы Божии, массу информации для осмысления. Даже если христианин не читал Священное Писание, он всё равно какие-то вещи из него слышал. В противном случае нельзя быть христианином, если не знать, кто такой Иисус Христос.
  2. Опора на Священное Предание. Предание — древнее Библии. Собственно, сам текст Библии — это записанное Предание. Оно было до Ветхого Завета, оно продолжилось после Нового. Не всё Предание достоверно, потому верить ему можно только с рассуждением.

2 источника знаний о христианстве для верующего: Писание и Предание.

Праведная жизнь. Не причинять вреда никому и поступать из любви — это основа христианства. Тем же занимается любой праведник, даже не верующий.

Но к христианским благодетелям причисляют заповеди о преданности конкретному, христианскому Богу. Это отличает праведность христианина от просто человека с хорошими моральными качествами.

Почитание Троицы. Православный христианин почитает Отца и Сына, как единого Бога. А все святыни, иконы, святые — это вместилища третьей ипостаси Бога — Святого Духа, так что через них верующий соприкасается с Всевышним.

Соблюдение таинств, постов и других традиций. Важнее всего два таинства: Крещение и Причащение. Всё остальное — это второстепенные вещи, которые укрепляют в вере, но не так обязательны для религиозной жизни.

Принятие Христа Спасителем. Это самое главное в православии. Человек становится членом Церкви Христовой, потому что принимает Его искупительную жертву за себя и обретает жизнь вечную.

Человек может утратить веру, если его ожидания не оправдаются

Неверное представление о духовной жизни может привести к разочарованию. Не каждый понимает, в чём заключается вера в Бога. Бывают следующие причины.

Разрушение надежд. Есть масса христиан, которые пытаются включить в религию элемент мистики: пробуют молитвой принудить Бога что-то сделать, выполнить их желание.

Прочитал акафист — и ждёшь, когда выиграешь в лотерею машину. Так это не работает. Бог — это надежда, поддержка, защита, любовь. Но всё это лишь по воле Его.

Вера — это не страховка от неудач, и не вопрос о том, почему Бог допустил беду.

Часто допускает не Бог, а мы сами и люди из нашего окружения.

Бог создал этот мир, а то, что в нём происходит, это уже последствия человеческой деятельности. Ребёнок рождается больным не потому, что Бог решил от рождения сделать его ущербным, а потому, что родители довели своё здоровье до проблем с наследственностью.

Это православная позиция, и если её разделять, то…

Отсутствие ответов на вопросы. Бывает, у людей настаёт кризис веры. А есть ли Бог? А почему мир таков? И не каждый может найти ответы в христианстве, ведь даже авторитетные богословы формулируют их по-разному.

Безверие способно принимать разные формы. Одна из них — это сатанизм, идеология, отвергающая Бога и сосредоточенная не угождении себе. На фото — идеолог этой традиции Антон Шандор Ла Вей. Фото: ridus.ru

Кто-то обретает себя в других религиозных традициях. Их язык человеку понятнее. Но есть и те, кто находит в безверии наиболее удобное для себя мировоззрение.

Дистанцироваться от Бога и жить по своей морали — для многих это наиболее удобный выход.

Кстати, в этом и заключается философия сатанизма. Стереотипы приравнивают эту традицию к поклонению дьяволу, но на самом деле сатанизм — это именно идеология безверия и эгоцентризма.

Человек может приобрести веру из-за чуда или убедительных доводов, но важно, что у него в сердце

Самое очевидное, что может привести человека к вере, — чудо. Сколько раз мы слышали истории о том, как молитва или мощи кого-то исцелили, и тот человек уверовал.

Православная церковь на это смотрит скептично. Вот мнение протоиерея Александра (Шмемана):

«Так вера, ищущая только чудес и чудесного и на них основанная, — ненастоящая вера, так и отвержение чудес, некое брезгливое отталкивание от бесконечных рассказов о самых необыкновенных явлениях — еще не обязательно признак неверия».

Александр Шмеман

протоиерей

С другой стороны, сколько православных святых пришли к вере через чудо: апостолу Павлу исцелили зрение, святая Луция добилась выздоровления матери, а Симон Зилот, по одному преданию, пошёл за Христом, когда Тот превратил воду в вино.

Ни чудо, ни доводы, не помогут, если человек не расположен верить. Куда меньше споров у православных вызывает приход к вере через доводы и доказательства. Скажем, известные примеры логики:

  • если посреди поля лежат сложные часы, значит, их сделал некий мастер, сами они не появились;
  • если на стене висит красивая картина, значит, её нарисовал художник;
  • если мы имеем во много раз более сложную и красивую Вселенную, значит, её сотворил Бог.

Такие логические построения впечатляют далеко не каждого неверующего.

Истинная вера требует располагающего к ней внутреннего качества.

О подобных вещах говорил Христос в истории про пригодную и непригодную для семени почву.

Христианские проповеди учат, что к вере прийти тяжело, но она даёт силу

Христианские проповеди часто касаются вопроса веры. Священномученик Петр Дамаскин описывет, как тяжело прийти к вере:

«Желающий приобрести веру, которая есть основание всего благого, дверь тайн Божиих и беструдная победа над врагами, нужнейшая всякой добродетели, крыло молитвы и вселение Божие в душе, должен потерпеть всякий искус, каким будет искушаем от врагов и многих и различных помыслов, которых никто не может понять, ни сказать о них что-либо, ни изобрести их, как только изобретатель зла диавол.

Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти; ибо не он будет победивший, но пришедший в него верою Христос.

О таковых сказал Господь: аще имате веру яко зерно горушно и прочее. Но если помысл, изнемогши, и уступит немного, пусть не страшится и не отчаивается, и не приписывает своей душе говоримое злоначальником, но с терпением, по силе своей, старательно да совершает делание добродетелей и соблюдение заповедей в безмолвии и упразднении

по Богу от всего произвольно помышляемого, чтобы враг, исполнив всякие ухищрения и мечтания днем и ночью, и, найдя, что он вовсе не заботится о представляемых ему играх и образах, со всеми мыслями, которыми он его устрашал, выставляя за истину игралища, полные лжи, соскучит и отойдет.

А делатель заповедей Христовых, познав на опыте немощь врага, не ужасается более никакого его ухищрения; но с радостью все, чего хочет и желает по Богу, делает беспрепятственно, укрепляемый и вспомоществуемый чрез веру, Богом, в Которого уверовал, как Сам Господь говорит: вся возможна верующему (Мк. 9, 23), Ибо не он ведет брань с врагом, но Бог, промышляющий о нем ради веры».

Петр Дамаскин

священномученик

В притче о сеятеле Христос обратил внимание, что не на всякой почве может прорасти зерно. Так и вера присуща не каждому человеку, хотя каждый имеет доступ к одной и той же информации

Ещё одна интересная проповедь о вере оставлена нам преподобным Симеоном новым Богословом. Он говорит, что вера даёт нам силы для богоугодных дел:

«…Вера и добрые дела суть две вещи, которые неразрывно связуются между собою. Вера бывает для добрых дел, но добрые дела справляются не для веры, а посредством веры.

Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу, потому что ради веры приходит благодать Господа нашего Иисуса Христа в того, кто уверовал в Него.

По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и благодать великая; у кого мала вера, мала и благодать.

Но и то надлежит помнить, что вера одна, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто так верует, без добрых дел.

Явлением веры служит сила, исходящая от веры; силы же явлением служит ревностное делание заповедей Божиих и богоугодных дел. Ибо живодействование (энергия) происходит от силы, коею обладая может кто делать что-либо.

Итак, поелику невозможно угодить Богу без веры (благоугождается же Бог добрыми делами), то явно, что вера дает силу творить добрые и богоугодные дела по воле Божией.

Вера же… разумеется не та только, чтоб веровать во Христа и во все словеса Его, но паче та, чтоб дерзать о Христе и в сердце носить удостоверение, что силою Христовою можем и от зла освободиться, и всякую добродетель совершить…»

преподобный Симеон

новый Богослов

Религия и атеизм, вера и безверие

Содержание статьи

1. Понятие религии

2. Понятие атеизма

3. Соотношение веры и знания

Определение 1

Вера – это принятие каких-либо утверждений без их достаточного обоснования, переосмысления или критической оценки, в неизменном виде от внешнего источника.

Понятие религии

Религия один из важных компонентов жизни общества прослеживаемый практически на всех этапах его существования.

Определение 2

Религия – это форма общественного мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное и включающая в себя этические нормы, обряды и культовые действия, а также форму социальной организации людей.

Происхождение религии является одним из сложнейших вопросов религиоведения, который до сих пор не решен до конца. Существуют три основных подхода к его рассмотрению:

  • религиозный,
  • промежуточный,
  • эволюционный.

Религиозный подход основывается на беспрекословном принятии религиозных догм того или иного верования. В зависимости от конкретной религии ее основополагающий миф может варьироваться, однако общий его сюжет остается неизменным – боги или бог создает мир и людей, после чего являет им некоторые чудеса и посылает пророков, которые помогают установить связь между людьми и богом. В авраамических религиях в него включается также момент грехопадения человека, и потеря непосредственной связи с божеством.

Промежуточный подход берет за основу араамический миф, однако в определенной степени адаптирует его к научным сведениям о развитии общества и религиозных представлений. Так, согласно концепции В. Шмидта, изначально во всех обществах существовал монотеистический культ, однако со временем люди о нем забыли и создали политеистические культы, чтобы затем, посредством откровений и пророков вновь вернуться к монотеизму. Вся религиозная жизнь в данной концепции рассматривается как подготовительный период к становлению христианства.

Эволюционный подход исходит из научных представлений о развитии человека и общества. Зарождения религии связывается в нем с особенностями мировоззрения первобытных людей, которые были описаны в трудах Леви-Брюля и Леви-Стросса при изучении племен ведущих аналогичный первобытному образ жизни. Первобытный человек мыслил себя естественной частью природы, не выделяющей среди других ее частей (животных, птиц, деревьев, гор и т. д.). Его жизнь зависела от милости природы и события, на которые он не мог повлиять (какая будет погода, как будет ловиться рыба, куда откочуют стада животных и т.д.). Считая другие проявления природы равными себе человек приписывал им те же свойства, т.е. одухотворял их, и пытался установиться взаимодействие не на физическом, а духовном уровне с духами животных, лесов, озер, болезней и проч. Магические действия и ритуалы не только помогали человеку «договариваться» с духами природы, но также несли на себе функцию социальной организации и регуляции жизни самой общины, установления правил и норм поведения, взаимодействия с другими первобытными общностями и т.д. Существование подобных религиозных представлений делало общину более успешной в борьбе за выживание, в результате чего данные представления развивались вместе с социумом и закрепляли свое важное место в нем.

Важным этапом развития религиозности стало возникновение трех ее форм:

  • тотемизма – веры в происхождение человека от сверхъестественной сущности, например, зверя-первопредка;
  • анимизма – веры в существование души и одухотворенности окружающего мира;
  • фетишизма – веры в сверхъестественные силы особых магических или культовых предметов талисманов, идолов, реликвий и проч.

Возникнув вероятно независимо друг от друга данные явления лежат в основе любой современной религии. Так, например, в христианстве тотемизм выражен в вере, что все люди произошли от Адама и Евы, а те в свою очередь были сотворены богом. Анимизм выражается в вере в существование души человека, с которой в первую очередь ассоциируется сам человек, продолжающей существование после тела, а также иных одушевленных субстанций, существующих исключительно в идеальном плане бытия – ангелов, святых, покровителей и проч. Фетишизм проявляется в вере в сверхъестественную силу культовых предметов от нательного креста до мощей святых.

Понятие атеизма

Определение 3

Атеизм в широком смысле означает отсутствие веры в сверхъестественное, в более узком – убежденность в том, что богов не существует.

Также, как и религиозность, атеизм является социальным явлением сопровождающим человеческое общество на протяжении практически всей его истории. Первые упоминания описывающие атеистические взгляды относятся к периодам существования древнего Египта, Месопотамии, Индии. Сам термин атеизм имеет греческие корни и в своем изначальном варианте обозначает человека «разорвавшего отношения с богами», «безбожника». На протяжении веков термин «атеист» имел исключительно негативную окраску, считался уничижительным и использовался для обвинения человека, в том числе представителями различных конфессий по отношению друг к другу. Одним из наиболее известных случаев обвинения в атеизме, является обвинение в безбожии, которое граждане Афин выдвинули Сократу.

Конвертация «атеизма» в положительный термин, с помощью которого человек мог выразить свою мировоззренческую позицию происходит лишь в восемнадцатом веке в связи с ростом социальной и личностной свободы и свободомыслия в обществе, высвобождения его духовной жизни из религиозных оков.

Атеизм не представляет собой какого-либо конкретного и догматизированного движения, более того существуют разные подходы к пониманию и реализации атеизма в жизни. Исследователи выделяют выраженный и невыраженный атеизм водоразделом между которыми выступает знание человека о религиозных истинах и догмах и сознательность их отрицания. Так дети, которые еще не в состоянии осознать идею бога являются невыраженными атеистами.

Также рассматривают слабый и сильный атеизм. Сильный атеизм представляет собой принципиальное отрицание существования всех богов и сверхъестественных проявлений, в то время как слабый включает в себя прочие проявления атеизма. Таким образом все верующие одновременно являются слабыми атеистами, поскольку отрицают существование богов альтернативных конфессий.

Соотношение веры и знания

Вера и знание представляют собой два альтернативных способа формирования представлений человека о самом себе и окружающем мире. Вера базируется на принятии неких представлений в качестве истинных и поддерживается убежденностью человека. Знание базируется на изучении этих представлений, их подтверждении практическим опытом или доказательствами. При этом возможно взаимное перетекание представлений из сферы веры в сферу знания и обратно.

Вера и знание играют огромную роль в формировании мировоззрения человека, его психического развития, социализации. Существует огромный пласт убеждений и представлений, которые человек приобретает на веру, в особенности это относится к периоду детства, когда ребенок некритично воспринимает высказывания взрослых, копирует их образцы поведения и т.д., но усвоение на веру сохраняется и во взрослой жизни по отношению к авторитетным лицам, источникам информации, общественному мнению.

Одновременно в человеке существует, и врожденная потребность в познании и формировании собственного, осмысленного взгляда на мир, которая также начинает проявляться с первых лет жизни, через приобретение опыта и исследовательское поведение. Так ребенок формирует свое представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, размер, текстура, свойства звука, вкус и т.д.) на основании своего опыта. В более старшем возрасте именно приемы познавательной деятельности выступают флагманом интеллектуального и психического развития личности, становления ее нравственных свойств, Я-концепции, мировоззрения.

10 Различные различия между верой и неверием

$ 0,00 CART