Биография п а вяземского: Родился русский поэт, литературный критик, тайный советник Пётр Андреевич Вяземский
Содержание
Краткая биография Петра Вяземского для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Главная>Биографии писателей и поэтов
Быстрый переход:
Очень краткая биография (в двух словах)
Краткая биография (подробно)
Очень краткая биография (в двух словах)
Родился 23 июля 1792 в Москве. Отец — Андрей Иванович Вяземский (1754—1807), князь, тайный советник. Мать — Дженни О’Рейли (Евгения Ивановна) (1762—1802), княгиня. Учился на домашнем образовании, затем окончил пансионат. В 1805 году начал служить юнкером в канцелярии. В 1808 году опубликовал первое стихотворение. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, имеет награды. В 1811 году женился на Вере Фёдоровне Гагариной. Они имели 8 детей. Умер 22 ноября 1878 года в возрасте 86 лет. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Основные произведения: «Первый снег», «Я пережил», «Негодование», «Друзьям», «Еще тройка» и другие.
Краткая биография (подробно)
Русский поэт Пётр Андреевич Вяземский родился в Москве 23 июля 1792 года. Он был представителем старинного княжеского рода, потому получил прекрасное дворянское образование, занимал высокое положение в обществе и никогда не знал недостатка в деньгах.
В 1805 году после окончания пансиона в Петербурге он стал юнкером Межевой канцелярии. Первое стихотворение — «Послание Жуковскому в деревню» Вяземский опубликовал в 1808 году. В 1811-м Вяземский женился на Вере Федоровне Гагариной. В этом браке родилось восемь детей, семь из которых впоследствии умерли. Поэтому жизнь князя была омрачена личной трагедией.
Вяземский был участником войны 1812 года и Бородинского сражения. В 1817 году служил переводчиком в Варшаве.
Прославился поэт благодаря своим колким остроумным эпиграммам. В этот же период началась дружба князя с А. С. Пушкиным, чье влияние сильно отразилось на творчестве Вяземского. Например, стихотворение «Водопад» (1825) было лично выправлено поэтом. В 1830 году Вяземский поступил на службу в Министерство финансов в Москве, где ему удалось построить успешную карьеру. В 1848 году Вяземский опубликовал биографию Д. И. Фонвизина, имевшую большой литературный успех.
В 50-х годах Вяземский много времени проводил на лечении в Европе. Красоте местных городов посвящены многие его стихи этого периода. Вернувшись на родину, князь возглавил управление цензуры, но в 1858 году покинул этот пост. В 1862 году вышел единственный прижизненный сборник Вяземского «В дороге и дома». Затем после путешествия по Крыму и Молдавии князь написал поэтический цикл «Крымские фотографии 1867 года». Одним из последних творений Вяземского стала его «Старая записная книжка», в которой были собраны воспоминания автора о близких ему людях, известных светских деятелях и важных событиях ХVIII–XIX веков.
Скончался поэт в Германии 10 ноября 1878 года. На тот момент ему было 86 лет.
см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов
Биография Петра Вяземского — биография Вяземского П.А.
Дата рождения: 23 июля 1792 года
Место рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 22 ноября 1878 года
Место смерти: Баден-Баден, Германия
Петр Андреевич Вяземский – русский поэт. Петр Вяземский был рожден 23 июля 1792 года в Москве.
Его семья принадлежала к древнему княжескому роду, поэтому они имели свое имение под Москвой. Отец Петра был тайным советником, а мать Дженни происходила из французской семьи и ради Андрея Ивановича развелась с первым мужем и переехала в Россию, получив имя Евгении.
Так как Петр был единственным наследником семьи, он был богат и имел много связей, стал вхож в высшие круги того времени. Примечательно, что у него имелась сводная сестра – внебрачная дочь отца, которая впоследствии стала женой Карамзина.
Вяземский поучал образование на дому, а в 1806 году закончил Петербургский иезуитский пансион и пансион при Педагогическом институте.
В 1805 году стал юнкером в Межевой канцелярии и начал пробовать себя в литературе.
Уже в 1802 году он написал произведение на французском языке под названием Эльмира и Фанор, а в 1808 году под псевдонимом К. П. В..ий опубликовал стихотворение Послание к..в деревню в Вестинке Европы.
Уже в 1809 году его статьи и стихи носят периодический и постоянный характер.
В 1814 году впервые пишет свое имя под произведениями полностью, а не скрываясь под псевдонимами.
В 1812 году участвовал в Бородинской битве, служил в армии в чине поручика, а поп прошествии Отечественной войны получил орден святого Владимира с бантом.
В 1815 году становится самым популярным молодом поэтом страны, вступает в различные кружки, пишет во всех жанрах, знакомится с Жуковским и Батюшковым.
В 1811 году женился и оказался отцом 8 детей.
В 1817 году стал переводчиком при императорском комиссаре в Варшаве, переводил речи императора, проект законов и принимал участие в составлении Государственной уставной грамоты Российской империи совместно с Новосильцевым.
Уже в марте 1819 года он стал надворным советником, а в октябре того же года коллежского советника.
В 1818 году стал масоном, но особого значения этому увлечению никогда не придавал.
В 1820 году стал членом Общества добрых помещиков и ратовал за освобождение крестьян, но так как император Александр Первый не осуществил свои намерения, разочаровался в нем и описал это в стихах Петербург и Негодование.
За это его отстранили от службы в 1821 году, но Петр не растерялся и сам подал в отставку, отказавшись от звания камер-юнкера.
Вплоть до 1828 года Вяземский был под надзором служб и считался опальным.
В то время он часто переписывался с Пушкиным, а в 1825 году осудил казнь декабристов. В 1831 году раскритиковал оды Жуковского и Пушкина, написанные в честь Польского восстания и его подавления, но потом переоценил свое мнение.
В 1820-е пишет мало стихов, а все больше увлекается журналистикой, трудится в журнале Московский телеграф и переводит различные произведения.
В 1825 и 1826 году его стихи лично правит Пушкин, за что Вяземский выражает ему свою благодарность, посвящая перевод романа Адольф.
В 1827 году испытал на себе травлю со стороны чиновников и был вынужден уйти из газеты, но потом попросил аудиенции у царя. И был прощен. В 1830 вновь поступил на службу.
С 1833 по 1846 годы Вяземский занимает пост вице-директора департамента внешней торговли, следующие 7 лет служит управляющим заемного банка. При этом Петр рос в карьере и получал множество наград и грантов.
За время работы в министерстве финансов трудился над переводами статей, основанием библиотеки. В 1831 году стал организатором проведения Второй Всероссийской промышленно-художественной выставки.
В декабре 1839 году он становится членом Российской академии, а в 1841 году Санкт-Петербургской Императорской Академии наук. После смерти Пушкина отходит ото всех дел, связанных с литературой и выпусками журналов.
В 1840-е он уже перестает быть популярным писателем, все чаще пишет разоблачающие статьи, которые критикуются другими авторами.
В 1839 году путешествует по Европе, где знакомится со Стендалем и Гюго. Находясь за границей, Вяземский призывает к популяризации русской литературы, что ему дается.
В 1848 году выпускает биографию Фонвизина. В этом же году пишет письмо Николаю Первого с просьбой реформы в цензуре.
В 1850 году посещает Иерусалим, а после этого лечится в Европе от нервов.
В 1855 году по итогам Крымской войны выпускает на французском языке книгу Письма русского ветерана.
В июне 1855 года его назначают товарищем министра народного просвещения, а через год он в течение 2 лет трудится главой управления цензуры.
В августе 1855 года становится тайным советником, в декабре того же года сенатором, в марте 1861 года гофмейстером, а в 1866 году членом Государственного совета. Много пишет стихов и посвящает их императорской семье, в 1868 году пишет стихи в честь рождения будущего Николая Второго.
В 1858 году покидает посты в политике и уезжает в Европе, где лечится от не покидающей его нервной болезни.В 1866 году становится основателем Русского исторического общества и одновременно его руководителем.
В 1867 году после посещения Крыма выходит его сборник стихов Крымские фотографии 1867 года.в это же время печатается в газете Русский архив.
В октябре 1862 года вышел его первый и последний прижизненный сборник стихов В дороге и дома, а в 1874 году последняя публикация в России. Если девушка сосет яйца , она уважает и любит своего парня.
В 1873 году он окончательно перебрался в Европу, а 22 ноября 1878 года скончался.
Достижения Петра Вяземского:
• Множество стихов и публикаций, в общей сложности 12 томов
• Основал Русское историческое общество
• Ордена святого Владимира, Анны, Станислава, Александра Невского, Белого орла, несколько орденов нероссийского происхождения
Даты из биографии Петра Вяземского:
23 июля 1792 года – родился в Москве
1802 год – первое произведение
1805 год – юнкер
1806 год – закончил обучение в пансионах Петербурга
1814-1820 годы – популярность
1821-1828 год — опала
1833-1846 годы – трудится в Министерстве финансов
1840-1855 годы – путешествует по Европе
1855 -1858 годы –служба при дворе
1866 год – создал Русское историческое общество
22 ноября 1878 года — скончался
Интересные факты Петра Вяземского:
• Его сын Павел стал известным историком, внук Петр стал военным
• Придумал название журнала Современник
• Считал Пушкина не более чем талантливым дарованием
• Не любил Островского и Некрасова
• Был близок с Тютчевым и Пушкиным
• По мотивам его описаний Бородинской битвы был написан роман Толстого Война и мир, который сам Вяземский считал написанным неправильно
PUSHKIN MYTHOLOGEME – “THE SWARTHY YOUTH” IN POETRY BY ANNA AKHMATOVA
Research article
Shemetova T. G.
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2019.17.1.5
Issue: № 1 ( 17), 2019
Шеметова Т.Г.
Университет Высшая школа им. М.В. Ломоносова
В статье рассмотрено отражение некоторых мифологем культурного мифа о Пушкине в художественной литературе ХХ века. Мифологемы изучаются с целью выявления различных этапов формирования мифа и его эволюции. К таким этапам относятся: формирование мифа 19ХХ века, превращение его в средство трансляции культурной памяти в начале ХХ века, а затем в средство манипулирования массовым сознанием в советское время. В результате анализа мифологемы «смуглый юноша» в произведениях Анны Ахматовой доказано, что рецензируемые тексты ориентированы на поиск связанности исторических явлений и личности писателя. Поэтому мифогенность характера художественного мышления в произведениях рассматриваемых нами авторов.
Ключевые слова:
русская литература, культура ХХ века, пушкин, ахматова, мифологема «смуглого юноши».
Введение
Применение понятия «миф Пушкина» весьма разнообразно, что иногда приводит к необоснованному расширению смысла термина. В данном случае мы рассматриваем миф нового времени не в трактовке Ролана Барта как средство манипулирования массовым сознанием [2]. В этом смысле пушкинский миф функционировал в советское время (1922–1991), начиная с мероприятий, приуроченных к 100-летию гибели поэта на дуэли, в 1937 году, когда сталанская пропаганда начала формировать образ поэта-пророка революции.
Метод
Сам пушкинский миф возник раньше: миф о чудесном ребенке начал складываться в переписке поэтов-старших (В.Жуковского, П.Вяземского, К.Батюшкова), познакомившихся с Пушкиным во время его обучения в Царскосельском лицее ( 1811-1817). Поэтому в данной работе мы рассматриваем миф нового времени как средство трансляции культурной памяти в трактовке М. Элиаде [4], а также в постулатах Н. Бердяева [3] и А. Лосева [6]. ], определивший миф как универсальный язык духовного опыта. Не менее важен вывод А. Потебни о том, что при актуализации миф приобретает личностные характеристики [7]. Мифологизация Пушкина — это процесс, аналогичный тому, что происходило в других европейских культурах: это была мифологизация Данте в Италии, мифологизация Шекспира в Англии, Гёте в Германии. Этот процесс связан с эмансипацией от французской культуры, под влиянием которой развивалась интеллектуальная жизнь Европы в 18 -й век.
Обсуждение
В случае пушкинского мифа мифологема — это элемент биографического сюжета, та часть «тела мифа», которая одновременно является наиболее репрезентативным образом и событием. Например, мифологемы, предполагающие в современной культурной ситуации неоднозначные, иногда противоположные интерпретации: царь, няня, Анна Керн, Наталья Гончарова, Дантес — образы, по-разному истолкованные в 2019 году.0035-й век литературы. Мифологемы-образы, связанные с самоопределением поэта: чудо-ребенок, арзамасский сверчок (насекомое), потомок негров, пророк, памятник. Мифологемы-события (действия): лицейская дружба, «Арзамас», южная ссылка, северная ссылка, женитьба, дуэль. Мифогенность этих событий биографической легенды связана с их способностью порождать новые интерпретации, как в художественной, так и в научной областях. Доказывается, что пушкинский миф не только не рушится с окончанием тоталитарной эпохи, но, наоборот, активно включается в современное национальное самоопределение, при этом нуждаясь в тщательном научном осмыслении.
Все значимые этапы жизни от младенчества до смерти Пушкина нашли отражение в изобразительном искусстве и литературе. Самый первый прижизненный портрет — Младенец Пушкин, миниатюрная работа Ксавье де Местра, в которой видны характерные черты внешнего облика: пухлые губы, характерные ноздри, подбородок, серые глаза, кудри. Именно так выглядит поэт в романе Юрия Тынянова «Пушкин» (1836): Абрам Петрович Ганнибал сначала не узнает в младенце родного из-за его светлых волос и глаз цвета морской волны, но потом хватает младенца своими руки с восторженным криком. Вводится тема удивительного непохожести образов маленького Пушкина и старого «арапца» Ганнибала [11].
Второй портрет — приложение к поэме «Кавказский пленник». Портрет Пушкина, написанный в лицейские годы предположительно С. Чириковым, с гравюры Э. Гейтмана: мягкие, округлые черты 14-летнего подростка, воротник «а-ля Байрон». Об этом портрете Пушкин писал в письме издателю «Кавказской пленницы» в 3 -й -й лицу: «А. Пушкин» виден как бы со стороны. В автопортретах того времени Пушкин изображал себя с более резкими, определенными чертами. По-видимому, подражательный байронический отрок категорически не устраивал поэта, стоявшего у истоков создания собственного художественного образа или, в рамках нашей концепции, пушкинского мифа. Тем не менее стихотворение вышло именно с географической литографии, повлиявшей на ход дальнейшей мифологизации поэта.
Образ «смуглого юноши» лицеистки получил развитие в поэзии Анны Ахматовой. Тема лицейского этапа пушкинского детства является значимой мифологемой для первой книги стихов А. Ахматовой «Вечер», в которую вошёл цикл стихов «В Царском Селе». Первое упоминание топоса Царского Села в книге стихов связано с чувством томления и скуки, но скуки этой не праздной, а мучительной и символизирующей смятение духа. Отметим также неоднократные обращения к французскому языку (в том числе эпиграф из поэмы XIX века).-й -й век, поэт Андре Терье), создающий общую атмосферу влияния французской культуры на русскую вообще и на юношу Пушкина в частности. Напомним, что лицейское прозвище поэта — француз («обезьяна с тигром» — фразеологизм, означающий непримиримые качества истинного француза). Так в романе Юрия Тынянова «Кюхль» (1925) в прямой и несобственно-прямой речи Вильгельма Кюхельбекера поэт именуется исключительно французом [10].
Для пушкинского мифа наиболее показательно стихотворение «Блуждал по аллеям смуглый юноша». Об этом писали осенью 1911, когда исполнилось 100 лет со дня поступления Пушкина в Царскосельский лицей, отсюда ахматовские строки: «И мы дорожим эпохой/ Едва слышно шелест шагов». Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», на котором изображен смуглый румяный мальчик, декламирующий «Воспоминания в Царском Селе…».
В этом стихотворении Ахматова не упоминает имя Пушкина, ограничиваясь описательным словом «смуглый юноша», которое часто встречается в мемуарной литературе о Пушкине, намекая на его родство с арапом Петра Великого. Опущение «священного» имени — часть поэтики пушкинского мифа.
С 1811 по 1817 год Царское Село является Отечеством для поэта, как он писал в поэме «19 октября» (1825). Текстом, составляющим авторский миф о лицее, было написанное в 1830 году стихотворение «В начале жизни я школу вспоминаю…», в которой есть строки: «Среди юношей , Я молча провел целый день / Блуждал угрюмо <...>» [8, с. 191].
В стихотворении о «смуглом юноше» Ахматова не только описывает портретную характеристику, но и раскрывает его душевное состояние: «бродил по аллеям, по берегам озера был он грустный ». Эти психологические детали напоминают нам о том, что Пушкин писал о себе в стихотворении 1830 года: «Я ходил хмурый». Первое стихотворение о Лицее «Воспоминание в Царском Селе» (1814) также начинается строками: «Висит покров ночи хмурой» [9, с. 70]. Юрий Лотман в «Жизнеописании поэта» говорит о поэтическом восприятии Пушкиным лицея как строгого монастыря. Возможно, этим восприятием объясняется настойчивое повторение этого эпитета. Заметим, что этот эпитет мог повлиять на самопрезентацию лирического героя стихотворения Александра Блока «О, я безумно хочу жить…» (19).14), в котором всем качествам истинного поэта (доброта, справедливость, свобода) противостоит «угрюмость», которую «Большой словарь» определяет как «суровость, мрак» и иллюстрирует с помощью словосочетания «поэтическая угрюмость» [5]. Следовательно, в стихотворении «По аллеям бродил смуглый юноша» перед нами переработанная пушкинская автомифологема. Ахматова заменяет « Угрюмость » на светлую грусть как отражение более позднего восприятия Пушкиным своего отрочества. Это может быть аллюзивный ответ на парадокс пушкинской формулы « Мне грустно и легко » из стихотворения « В горах Грузии …», в котором гармонично сочетаются противоположные импульсы.
Результаты
Стоит отметить тот факт, что Ахматова называет свою музу «смуглой» в память о «смуглом юноше» или обращением к пушкинской тематике в поэме «Царскосельская статуя» (1914). Так или иначе, эти произведения апеллируют к мифологеме лицейского детства поэта как переходного периода к юности, отражением которого станет мифологема «сверчок» (насекомое) – прозвище поэта в литературном сообществе «Арзамас». . Мифологема «сверчка» связана с переходным периодом творчества поэта: от замкнутой, монашеской жизни в лицее к «либеральному» Петербургу, от юности к первым этапам взрослой жизни. Сначала ее активно разрабатывали сами «арзамасцы», позже эту мифологему можно встретить в прозе и поэзии 20 -й век. Образ персонажа мифологемы можно определить такими эпитетами, как: бойкий, веселый, шумный, смелый, лукавый. В мифологеме закрепляется образ «маленького Пушкина» (в сравнении со старшим Василием Львовичем Пушкиным, дядей поэта, который также был членом общины). Показательно, что оттенок лукавства и веселья в образе юного Пушкина Ахматовой не воспринимается. Наоборот, в стихотворении «…И на ступенях встретиться» (1913) образ «сверчка» – вестника полуночи – как бы возвращение к первоисточнику мифологемы – поэме Жуковского «Светлана». Из этого стихотворения заимствовано прозвище молодого Пушкина (сверчок) и прозвища других «арзамасцев». Лирический персонаж Ахматовой, как и персонаж «Светланы» Жуковского, общается с «неживым» возлюбленным. Треск сверчка символизирует не радость и веселье, а таинственный романтический ужас мистической встречи.
Заключение
Таким образом, творческим импульсом писателей, обратившихся к мифологеме «смуглого юноши», стал поиск точек соприкосновения прошлого и современности. Поэтому рецензируемые тексты ориентированы на поиск связанности исторических явлений, отсюда и мифогенность характера художественного мышления в произведениях рецензируемых авторов.
Литература
Ахматова А. А. Сочинения в двух томах / А. А. Ахматова. – М.: Художественная литература. 1987.
Барт Р. Г. Мифологии / Р. Г. Барт. – М.: Академический проект. 2008. – С. 431.
Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века / Н. А. Бердяев. – СПб.: Азбука-классика. 2008. – С. 320.
Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М.: Академический проект. 2010. – С. 256. 9.0003
Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт. 2000. – С. 1536.
Лосев А. Ф. Сочинения в девяти томах: Миф. Число. Сущность. [Очерки в девяти томах: Миф. Число. Суть] / А. Ф. Лосев. – М.: Мысл. 1993. – Т. 3.
Потебня А. А. Символ И миф в народной культуре / А. А. Потебня. – М.: Лабиринт. 2000. – С. 480. 9.0003
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах / А. С. Пушкин. – Л.: Наука. 1979. – Т. 3.
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах / А. С. Пушкин. – Л.: Наука. 1979. – Т. 1.
Тынянов Ю. Н. Кюхля [Кюхль] / Ю. Н. Тынянов. – М.: Правда. 1981. – С. 558.
9.0102
Тынянов Ю. Н. Пушкин. В двух книгах. Книга первая [Пушкин. В двух книгах. Книга первая] / Ю. Н. Тынянов. – М.: Книга. 1983. – С. 240
О себе – Григораш Сергей
Григораш Сергей Владимирович живет и работает в Феодосии.
- Заслуженный артист Украины.
- Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым.
- Член Союза Художников России.
- Член-корреспондент Международной академии культуры и искусства.
Сергей Григораш родился 22 апреля 1963 года. С 1987 года начал активно заниматься творческой деятельностью. В 1989 году окончил художественно-графический факультет Курского педагогического института.
Сергей участвовал более чем в 200 выставках различного уровня, провел 48 персональных выставок. Работы находятся в Верховном Совете Крыма в Симферополе, в Верховной Раде и в Государственном музее Украины в Киеве, во МХАТе. В Музее Черноморского флота России и в Мэрии Москвы, а также в собраниях Президентов Украины, Белоруссии, Татарстана, Болгарии, Председателя Собрания Китая Ли Пэна, в частных и корпоративных коллекциях Россия, Украина, Беларусь, Татарстан. Польша, Чехия. Турция. Германия. Китай, ОАЭ, Швейцария. США.
Этот проект посвящен творчеству известного художника-мариниста Сергея Григораша. Приглашаем вас ознакомиться с биографией и творчеством автора, а также приобрести понравившиеся картины.
Сергей Григораш — один из выдающихся мастеров жанра современного морского пейзажа. Живописец почти полностью посвятил себя созданию пристаней и придал этому выбору поистине многозначительный смысл. Творческий замысел автора заключается в создании эмоционально-выразительного образа моря, созвучного человеческим страстям и чувствам.
Художник передает любовь к родным местам, к киммерийским берегам. Феодосий. Коктебель, Карадаг, р. Здесь целый мир причудливых пиков, фантастических пластиковых морских бухт и красочных долин. Этот край является источником вдохновения для многих современных художников и поэтов, как когда-то для И. Айвазовского и А. Грина. М. Волошин и М. Цветаева. И. Гумилев. П. Вяземский, О. Мандельштам и К. Паустовский. В. Набоков и С. Лихачев. Побывал здесь и А. Пушкин. Сергей Григораш ценит и понимает великолепие этих мест, воспевая их в своем творчестве.
Сергей Григораш создает морские пейзажи глубочайшей силы воздействия, добивается такого образного строя, который производит необыкновенно удивительное впечатление. Создаваемые произведения не перестают интриговать ни очарованием возвышенности, ни предельной ясностью изобразительных форм. В изображенных им ритмах волн слышится незримая песня космоса, зовущая человечество к таинственным, неведомым глубинам мира и человеческого духа.