Бог един для всех религий: Один ли Бог в разных религиях?
Содержание
Один ли Бог в разных религиях?
иерей Даниил Сысоев
«Ну, зачем вы настолько узколобые фанатики? Почему утверждаете, что вне Православной Церкви нет спасения? Все равно ведь в одного Бога верят все – мусульмане, и христиане, иудеи и буддисты, а разница только в обрядах. Так зачем же настаивать на своей исключительности? Неужели вы думаете, что Всевышний не примет мусульман к Себе? Ему ведь все равно во что кто верит. Главное, чтобы человек был хороший!» – Такие слова слышал каждый христианин, наверное, не одну сотню раз. А часто приходится слышать это нечестие из уст тех, которых невнимательные священники почему-то допускают до святой Чаши.
И действительно, разве можно отвергать, что Бог – Един? Ведь еще апостол Павел сказал: «нет Бога кроме Единого» (1Кор. 8:4). Господь – единственный Правитель миров, Он – Бог и иудеев, и язычников (Рим. 3:29). Обычный здравый смысл показывает, что не могут быть два Вездесущих – Им просто не нашлось бы места, и Они ограничивали бы друг друга.
Но если очевидным является факт Единства Божественной Сущности, то из этого никак не следует, что все знают о Боге, а тем более знают Бога и верно почитают Его. Фраза «все в одного Бога верят» неверна хотя бы потому, что в мире много атеистов – и коммунистов, и буддистов, и шаманистов. Они вовсе ни в какого Бога не верят.
Если же говорить о других, то из факта существования Бога Творца вовсе не следует, что люди почитают Его.
Можно привести такой пример. Многие знают президента России, но разве из этого следует, что все к нему лояльно относятся, а тем более понимают все его действия? Так же многие миллиарды людей знают о существовании Бога. Но подавляющее большинство воспринимают Его как далекую и непонятную Силу. Например, в исламе не принято говорить, что Аллах – Личность. Он скорее Нечто, дающее Закон, карающее и награждающее по своей воле. Так же и в каббале Эйн-Соф не познаваем и не познает ничего. Это скорее Фемида римлян, чем Бог, открывший Себя в Библии. Это свет далекого костра, который не может согреть ничью душу.
И это представление на самом деле общечеловеческое. Не случайно «символ веры» обывателя звучит:
— Ну, так Что-то есть. Но что, не знаю.
При этом с этим «Что-то» обычно связывают понятие справедливости. Не случайно при всякой обиде говорят:
— Если бы Бог был, разве Он допустил бы такое?
Но разве такое знание можно назвать нормальным? Представьте себе, что вас приглашают жениться на невесте, о которой вы ничего не знаете. И когда вы спрашиваете «кто она такая?», вам отвечают: «она справедливая и никому неизвестная». Разве можно счесть этот ответ удовлетворительным?
А ведь большинство людей знают о Боге куда меньше, чем работодатель, принимающий к себе нового работника. Но при этом почему-то считается, что этого плохо скрываемого невежества достаточно, чтобы спастись. Причем невежество это связано вовсе не с тем, что у людей нет возможности узнать о Боге, а с тем, что просто нет желания.
Получается как в Евангелии – вместо того, чтобы идти на Божий пир, люди предпочитают копаться в огородах и заниматься семейными и национальными разборками. Особо же настойчивых приглашающих они предпочитают в худшем случае убить, а в лучшем выставить идиотами. И неужели они наивно думают, что Бог арканом затащит к Себе тех, кто Его не любил и ни во что ставил? «Незнание Отца всего такое же преступление, как и борьба против Него» – говорил Минуций Феликс.
Лишь в православном христианстве человек настолько сильно вовлекается в Божественную жизнь, что созерцает таинственное пламя Триединой любви.
Но часто говорят:
— Есть же искренние люди в других религиях? Неужели и они погибнут?
При этом забывается, что неверное знание о Боге ещё страшнее, чем невежество. Ведь невежда может осознать свой недостаток и быть посвященным в Божию тайну, а тот, кто верит в ложь – не склонен к поиску. Он считает, что у него уже всё есть.
Даже в обычной жизни тот человек, у которого нет карты, имеет больше надежды добраться до цели, чем тот, у кого карта фальшивая. Лучше беспечный врач, который просто не лечит, чем уверенный шарлатан. В последнем случае у больного просто нет шансов. Так и в деле богопознания, убежденный иноверец не способен без прямого Божия вмешательства увидеть свет. Так говорит Бог: «знаю дела твои; ты не холоден, ни горяч: о если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч, и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей; и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Апок. 3:15-18).
Так же обстоит дело и с ложными религиями. – Чем более человек укоренен в свою ложную традицию, тем сложнее ему из нее выбраться. Практика миссионерства показывает, что к Богу обращаются чаще те, кто с одной стороны не утратил чувства Истины, а с другой отошел от своей ложной веры. И Евангелие приняли не книжники и фарисеи, а простые рыбаки. Поэтому не стоит одобрять религиозное рвение мусульман или иудеев, а скорее показывать всю нелепость их заблуждения, как это делали святые. Злое дело делают те, кто поздравляют их с их праздниками, тем самым, поддерживая их греховное упорство.
В одной книжке приводится пример, когда к священнику обратился татарин с вопросом: «что ему делать, если братья мешают ему ходить в мечеть?» Что должен был бы сказать нормальный пастырь? Конечно, «бросай ислам – принимай крещение и иди в монастырь, если хочешь быстрее угодить Богу». Но тот ответил: «ходи в мечеть два раза в неделю и слушайся муллу». Автор книжки считает этот совет чуть ли не доблестью (не даром мулла положительно оценил этого псевдопастыря), а на самом деле это просто подлость. Из-за ложного гуманизма священник просто столкнул несчастного в еще большую бездну заблуждения, и обрек его на вечную гибель. Разве мог он не знать, что «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36)?
Тут стоит разобрать вопрос, можно ли говорить о том, что можно быть хорошим, не смотря на веру. А что значит «быть хорошим»?
Где критерии хорошести? Алкоголик считает хорошим такого же выпивоху, а его жена придерживается противоположной точки зрения. Говорят, что «хорош тот, кто другому плохого не делает», но это не определение. Мы же ещё не решили что такое «плохо» и «хорошо». С точки зрения пьяницы плохо делает тот, кто ему не наливает, а его родные думают наоборот. Где же правда? Да и обычный пень разве кому делает что-то плохо, но неужто он потому образец добродетели?
Совесть тоже часто обманывает. И особенно ей в этом «помогает» ложная религия. Господь Иисус Христос предсказал: «наступает время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3). И христиане видели примеры этому все время своей истории. Мы знаем, что те, кто не верит в Отца и Сына – иудеи, и мусульмане, с чувством религиозного долга умерщвляют верных Христу. Началось это со святого Стефана и продолжается и до наших дней. Пример протоиерея Анатолия и воина Евгения, убитых уже в наши дни в Чечне, показывает, что одинаковая причина (отвержение Святой Троицы) приводит к одинаковому результату. – Мусульмане убивают христиан так же усердно, как это делали иудеи. Так что и совесть и религия сама по себе не является критерием добра и зла.
Где же этот критерий? Ответ очевиден. Хорошо только то, что таковым считает Бог Творец. Ведь самая достоверная инструкция для прибора та, которая написана его конструктором. Для христиан же это еще более очевидно, ибо мы знаем, что добродетели – это безначальные свойства Бога. Потому то, что согласно с волей Господа – добро, а что противится ей – зло.
Но теперь вернемся к вопросу, «могут ли спастись искренние люди в других религиях?» Очевидно, что искренний маньяк-убийца, считающий, что все зло мира заключается в женщинах или в русских, вряд ли за эту «искренность» будет одобрен Великим Судьей. Но если это достаточно очевидно, то где можно найти ту меру искренности, которая в глазах Бога перевесила бы факт злодейства? Как определить – эта искренность хороша, а эта нет? Мы снова возвращаемся к тому, есть ли реальные критерии добра и зла, потому что искренность или неискренность – вещи достаточно субъективные.
Если же мы договорились, что добро – это воля Бога, а зло – ее нарушение, то ответ станет очевидным. Само нахождение человека в той религиозной традиции, которая не установлена Самим Богом – грех. Из Десяти Заповедей данных Моисею самая первая запрещает иные веры: «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20:1-2).
Так что те люди, которые утверждают, что мерило добра и зла – Декалог, должны задуматься о том, что ни один атеист и иноверец не избежит гнева Божия.
И Господь наш Иисус Христос на вопрос: «что нам делать, чтобы творить дела Божии?», ответил: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28-29).
Сам Христос повелел покаяться и веровать в Евангелие (Мк. 1:15), а кто не покается, сам виноват, что Божья секира срубит его (Лк. 3:9). Господь повелел всем народам принимать крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), а «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Сам Искупитель, а не фанатичные православные, засвидетельствовал: «кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
Господь вселенной сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53), а у нас думают спастись неопределенным добреньким состоянием без святого Причастия.
Пусть же ответят нам возражатели, кому нам верить – людям или Богу? Христос говорит одно, а гуманисты другое. Сын Божий говорит, что мусульмане и иудеи, эволюционисты и буддисты, отвергшие Бога Сына, пребывают под гневом Божьим, а наши либералы утверждают, что все спасутся. Почему мы должны им верить? Они разве стояли в совете Божием, чтобы им поправлять Творца? Это наглое восстание смертных глупцов против Бессмертной Премудрости! Это современные лжепророки, которым готовится наказание Божие.
Нет, пусть многие и верят в существование Бога, но лишь те спасутся, кто знает Бога, доверяет Ему, слушается Его, любит Его. Кратко сказать, чтобы спастись – надо, чтобы и человек знал Бога, и Бог узнал человека, как написано: «познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий исповедающий имя Господне» (2Тим. 2:19). А Бог узнает как Своих лишь тех, в ком видит Сына Своего (вошедшего по вере через Крещение и Причастие), и кто несет в себе освящение Его Духа.
Один ли Бог во всех религиях?.
– Один ли Бог во всех религиях?
– Это вопрос очень насущный, ведь сейчас идет очень сильный процесс внешнего объединения всех религий. И в этом отношении, к сожалению, очень большую роль сыграл Римский престол. В Ассизи, я не помню уже с какого года, с 86-го, по-моему, начали проходить, скажем так, съезды представителей всех религий. Этот городок, кстати, родина Франциска Ассизского. Сейчас в Португалии, в Фатиме построен общерелигиозный центр, не общехристианский, а общерелигиозный. Это огромнейший центр, где каждая из мировых религий имеет свой отсек. Идея такова, что в конечном счете все религии поклоняются одному Богу, и пусть каждый молится по-своему. В чем опасность этой точки зрения? В следующем: Кто такой Бог? Бог есть Дух. Как вы будете молиться Богу, Духу? Обязательно мы ищем формы, то есть некий образ, в котором мы представляем этого Бога. И образ Бога является тем идеалом, которому мы должны следовать. Так вот, в каждой религии свой образ Бога, соответственно, свои нравственные качества и свойства Его, которым человек верующий должен подражать. В христианстве даже Сам Господь Иисус Христос называется образом Бога невидимого, образом Отца. Посмотрите в язычестве, что это были за образы? С каким гневом христианство обличало религиозные верования язычников, – почему? Кажется, если одному Богу все молятся, зачем же бороться? А потому, что эти культы стимулировали самые разнузданные страсти. Оказывается, образы Бога могут носить прямо противоположный характер, даже апостол Павел писал: «Какое общение света со тьмой и Христа с велиаром?». А ведь и антихрист назовет себя Христом. Эта современная тенденция, что будто бы все религии следуют одному и тому же Богу, приведет нас к тому, что антихрист будет принят как единый царь и бог. Написано прямо у апостола Павла, что он сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога. Громадная опасность движется на сознание людей, которая может привести к страшной духовной катастрофе. Мы примем лжехриста за Христа – представляете, человечество примет обманщика, негодяя, лукавого, гордеца, за Христа! Поэтому повторяю еще раз: нет, не одному Богу поклоняются в разных религиях, каждая имеет свой образ Бога.
Поделиться:
Нравится:
Tweet
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Подписной индекс: 32475 Сайт газеты
28 ноября 2022 г.
Прогноз погодыПрогноз погоды. 29 ноября 2022
28 ноября 2022 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 28 ноября
28 ноября 2022 г.
«Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили«Православный на всю голову!». Материнское благословение
28 ноября 2022 г.
«День ангела»День ангела. 28 ноября
28 ноября 2022 г.
«Чистый образ» (Москва)Чистый образ. Писатель Василий Белов. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
Ответ:
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
Ответ:
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
Ответ:
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
Ответ:
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Все ли религии поклоняются одному и тому же Богу?
Большинство из более чем семи миллиардов человек на Земле исповедуют религию. Между многими из этих религий есть некоторые общие черты, но есть и существенные различия. На первый взгляд кажется, что три основные мировые религии — христианство, иудаизм и ислам — поклоняются одному и тому же Богу — Богу Авраама, древнего еврейского кочевника, жившего на Ближнем Востоке около 4000 лет назад. Но не все христиане разделяют эту точку зрения. Две другие основные религии по-разному относятся к идее Бога: в индуизме есть множество богов и богинь; В буддизме вообще нет бога – верующие следуют учению Будды.
‘ Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня» .
Центральное место в христианстве занимает то, что когда абсолютно любой взывает к Богу, он слышит и отвечает. Христиане говорят о Боге уникальным образом три-в-одном: Он Отец, Сын и Святой Дух — все одновременно. Это известно как Троица. Как Отец, он творец всего сущего, всемогущий и всезнающий; как Сын, он есть Иисус Христос – Бог в человеческом обличии, живший на Земле 2000 лет; как Святой Дух, он невидим, но присутствует в людях и во всем мире. Христиане верят, что, следуя за Иисусом Христом, можно познать Бога и получить прощение за все неправильные слова, которые они сказали и сделали. Близкие, личные отношения с Богом возможны только благодаря Иисусу Христу — это дар, а не то, что можно заслужить. Этот способ понимания и переживания Бога уникален для христианства. Библейская книга, Иоанн, цитирует Иисуса, говорящего, что он — единственный путь к Богу»9.0006 Я есть путь, правда и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня» .
Продолжение ниже…
Христианство выросло из иудейской веры – обе религии имеют общие корни. Мы также разделяем священный текст – то, что христиане называют Ветхим Заветом. Мы верим, что Бог, которому мы поклоняемся, открыт в Ветхом Завете, и, следовательно, это тот же Бог, которому поклоняются евреи. Однако иудаизм не признает Троицу и отвергает представление об Иисусе Христе как о Сыне Божием. Первыми обращенными в христианскую веру были евреи, которые стали следовать за Иисусом и его учением. Некоторые евреи, которые стали христианами, но сохранили свое еврейское наследие, известны как мессианские евреи, потому что они пришли к вере, что Иисус Христос — это Мессия, обещанный древними еврейскими писаниями Ветхого Завета Библии.
Христианство выросло из еврейской веры – обе религии имеют общие корни.
В исламе мусульмане признают Иисуса пророком и посланником Бога, но не Сыном Бога. В исламе ученые спорят о том, как их священная книга, Коран, изображает казнь и воскресение Иисуса. Таким образом, хотя христиане разделяют некоторые представления ислама о том, на что похож Бог (например, милостивый, всемогущий), существуют важные различия (христиане не стали бы называть Бога «удерживающим», «обманщиком», которые входят в число 99 «прекрасных имен» Аллаха). Что наиболее важно, мусульмане считают представление о Боге как о Троице серьезным искажением и серьезной ошибкой, а также не считают Иисуса Сыном Божьим.
Являются ли все религии просто разными путями к одному и тому же Богу?
В своей работе «Мировые религии» автор Хьюстон Смит выделяет индуистского святого Рамакришну, жившего в XIX веке, как иллюстрацию убежденности в том, что различные основные религии являются альтернативными путями к одной и той же цели. Рамакришна, познакомившись с каждой из основных религий, пришел к выводу, что между ними существовало существенное единство. Он писал: «Бог создал разные религии, соответствующие разным устремлениям, временам и странам. Все доктрины — это всего лишь несколько путей; но путь ни в коем случае не есть Сам Бог». Более современная версия этого аргумента звучит так: все религии подобны спицам колеса, которые заканчиваются в одном и том же центре. Вопрос, конечно, может ли это быть правильным?
Возвращение к древней мудрости
Обратимся к аристотелевскому закону непротиворечия при рассмотрении обоснованности универсализма или всеобщего спасения. Этот закон гласит, что противоположные утверждения об истине не могут быть одновременно истинными, и он остается поучительным, поскольку мы исследуем аргумент о том, что все религии в конечном счете являются разными путями к одному и тому же Богу.
Реальность такова, что каждая религия утверждает абсолютную истину о Боге. Например, католики и другие христиане заявляют, что Бог есть тринитарное общение Отца, Сына и Святого Духа. Ислам считает, что Бог просто один. Индуизм признает существование сотен божеств, в то время как буддизм, похоже, не верит в Бога, по крайней мере, в личного Бога.
С точки зрения логики, мы можем подтвердить обоснованность этого разнообразия утверждений об абсолютной истине о Боге с субъективной точки зрения. Нет причин сомневаться в серьезности верований, которых придерживаются верующие каждой религии. Однако закон непротиворечия, по-видимому, исключает возможность того, что понимание Бога каждой религией одинаково верно и истинно с объективной точки зрения.
Это, казалось бы, предполагает, что все религии в конечном счете не ведут к одному и тому же Богу, поскольку все религии не верят в одного и того же Бога. Исключением может быть ситуация, когда все религии одинаково ошибаются в том, кто такой Бог. Это, конечно, означало бы, что все религии одинаково недействительны и ложны, что в конечном итоге подрывает все религии, поскольку они основываются именно на своих утверждениях об абсолютной истине.
Что говорит Церковь?
28 октября 1965 г. Папа Павел VI издал документ II Ватиканского собора, озаглавленный Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям (Nostra Aetate). Оно определяет стремление и поиск Бога как один из основных факторов, способствующих единению всех народов. Он также признает, как другие религии понимают Бога и отношение человечества к Богу.
Что наиболее важно, Nostra Aetate заявляет: «Католическая церковь не отвергает ничего истинного и святого в этих религиях. Она с искренним благоговением относится к тем образам поведения и жизни, к тем заповедям и учениям, которые, хотя и отличаются во многих аспектах от тех, которых она придерживается и излагает, тем не менее часто отражают луч той Истины, которая все просвещает».
В то же время документ ясно дает понять, что Церковь «провозглашает и всегда должна провозглашать Христа «путь, истину и жизнь» (Ин. 14:6), в Котором [все] могут найти полноту религиозной жизни, в котором Бог примирил с Собою все».
Католики призваны утверждать и прославлять истину, где бы она ни встречалась. Однако это не то же самое, что объявлять все религии разными путями к одному и тому же Богу. Церковь придерживается утверждения об абсолютной истине, что полнота истины заключается в католической вере, ибо истина — это личность, Иисус Христос, а Церковь — это Его тело.
В заключение
Это правда, что все основные религии имеют некоторые общие черты: традиция мудрости, некоторая версия Золотого правила и символы веры. Однако, как отмечает Хьюстон Смит в своей последней главе, стоит выйти за пределы таких расплывчатых обобщений, как обнаруживается, что религии сильно различаются в том, что считается существенным. Он смотрит на расколы между индуизмом и буддизмом; между иудаизмом, христианством и исламом; и в самом христианстве, чтобы подчеркнуть этот момент.
Аргумент о том, что все религии — это разные пути к одному и тому же Богу, апеллирует к нашему стремлению к единству и общности.