Бог един для всех религий: Один ли Бог в разных религиях?

Разное

Один ли Бог в разных религиях?

иерей Даниил Сысоев

«Ну, зачем вы настолько узко­ло­бые фана­тики? Почему утвер­жда­ете, что вне Пра­во­слав­ной Церкви нет спа­се­ния? Все равно ведь в одного Бога верят все – мусуль­мане, и хри­сти­ане, иудеи и буд­ди­сты, а раз­ница только в обря­дах. Так зачем же наста­и­вать на своей исклю­чи­тель­но­сти? Неужели вы дума­ете, что Все­выш­ний не примет мусуль­ман к Себе? Ему ведь все равно во что кто верит. Глав­ное, чтобы чело­век был хоро­ший!» – Такие слова слышал каждый хри­сти­а­нин, навер­ное, не одну сотню раз. А часто при­хо­дится слы­шать это нече­стие из уст тех, кото­рых невни­ма­тель­ные свя­щен­ники почему-то допус­кают до святой Чаши.

И дей­стви­тельно, разве можно отвер­гать, что Бог – Един? Ведь еще апо­стол Павел сказал: «нет Бога кроме Еди­ного» (1Кор. 8:4). Гос­подь – един­ствен­ный Пра­ви­тель миров, Он – Бог и иудеев, и языч­ни­ков (Рим. 3:29). Обыч­ный здра­вый смысл пока­зы­вает, что не могут быть два Вез­де­су­щих – Им просто не нашлось бы места, и Они огра­ни­чи­вали бы друг друга.

Но если оче­вид­ным явля­ется факт Един­ства Боже­ствен­ной Сущ­но­сти, то из этого никак не сле­дует, что все знают о Боге, а тем более знают Бога и верно почи­тают Его. Фраза «все в одного Бога верят» неверна хотя бы потому, что в мире много ате­и­стов – и ком­му­ни­стов, и буд­ди­стов, и шама­ни­стов. Они вовсе ни в какого Бога не верят.

Если же гово­рить о других, то из факта суще­ство­ва­ния Бога Творца вовсе не сле­дует, что люди почи­тают Его.

Можно при­ве­сти такой пример. Многие знают пре­зи­дента России, но разве из этого сле­дует, что все к нему лояльно отно­сятся, а тем более пони­мают все его дей­ствия? Так же многие мил­ли­арды людей знают о суще­ство­ва­нии Бога. Но подав­ля­ю­щее боль­шин­ство вос­при­ни­мают Его как дале­кую и непо­нят­ную Силу. Напри­мер, в исламе не при­нято гово­рить, что Аллах – Лич­ность. Он скорее Нечто, дающее Закон, кара­ю­щее и награж­да­ю­щее по своей воле. Так же и в каб­бале Эйн-Соф не позна­ваем и не познает ничего. Это скорее Фемида римлян, чем Бог, открыв­ший Себя в Библии. Это свет дале­кого костра, кото­рый не может согреть ничью душу.

И это пред­став­ле­ние на самом деле обще­че­ло­ве­че­ское. Не слу­чайно «символ веры» обы­ва­теля звучит:

— Ну, так Что-то есть. Но что, не знаю.

При этом с этим «Что-то» обычно свя­зы­вают поня­тие спра­вед­ли­во­сти. Не слу­чайно при всякой обиде гово­рят:

— Если бы Бог был, разве Он допу­стил бы такое?

Но разве такое знание можно назвать нор­маль­ным? Пред­ставьте себе, что вас при­гла­шают жениться на неве­сте, о кото­рой вы ничего не знаете. И когда вы спра­ши­ва­ете «кто она такая?», вам отве­чают: «она спра­вед­ли­вая и никому неиз­вест­ная». Разве можно счесть этот ответ удо­вле­тво­ри­тель­ным?

А ведь боль­шин­ство людей знают о Боге куда меньше, чем рабо­то­да­тель, при­ни­ма­ю­щий к себе нового работ­ника. Но при этом почему-то счи­та­ется, что этого плохо скры­ва­е­мого неве­же­ства доста­точно, чтобы спа­стись. Причем неве­же­ство это свя­зано вовсе не с тем, что у людей нет воз­мож­но­сти узнать о Боге, а с тем, что просто нет жела­ния.

Полу­ча­ется как в Еван­ге­лии – вместо того, чтобы идти на Божий пир, люди пред­по­чи­тают копаться в ого­ро­дах и зани­маться семей­ными и наци­о­наль­ными раз­бор­ками. Особо же настой­чи­вых при­гла­ша­ю­щих они пред­по­чи­тают в худшем случае убить, а в лучшем выста­вить иди­о­тами. И неужели они наивно думают, что Бог арка­ном зата­щит к Себе тех, кто Его не любил и ни во что ставил? «Незна­ние Отца всего такое же пре­ступ­ле­ние, как и борьба против Него» – гово­рил Мину­ций Феликс.

Лишь в пра­во­слав­ном хри­сти­ан­стве чело­век настолько сильно вовле­ка­ется в Боже­ствен­ную жизнь, что созер­цает таин­ствен­ное пламя Три­еди­ной любви.

Но часто гово­рят:

— Есть же искрен­ние люди в других рели­гиях? Неужели и они погиб­нут?

При этом забы­ва­ется, что невер­ное знание о Боге ещё страш­нее, чем неве­же­ство. Ведь невежда может осо­знать свой недо­ста­ток и быть посвя­щен­ным в Божию тайну, а тот, кто верит в ложь – не скло­нен к поиску. Он счи­тает, что у него уже всё есть.

Даже в обыч­ной жизни тот чело­век, у кото­рого нет карты, имеет больше надежды добраться до цели, чем тот, у кого карта фаль­ши­вая. Лучше бес­печ­ный врач, кото­рый просто не лечит, чем уве­рен­ный шар­ла­тан. В послед­нем случае у боль­ного просто нет шансов. Так и в деле бого­по­зна­ния, убеж­ден­ный ино­ве­рец не спо­со­бен без пря­мого Божия вме­ша­тель­ства уви­деть свет. Так гово­рит Бог: «знаю дела твои; ты не холо­ден, ни горяч: о если бы ты был холо­ден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч, и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты гово­ришь: «я богат, раз­бо­га­тел и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несча­стен, и жалок, и слеп, и наг. Сове­тую тебе купить у Меня золото, огнем очи­щен­ное, чтобы тебе обо­га­титься, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была сра­мота наготы твоей; и глаз­ной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Апок. 3:15-18).

Так же обстоит дело и с лож­ными рели­ги­ями. – Чем более чело­век уко­ре­нен в свою ложную тра­ди­цию, тем слож­нее ему из нее выбраться. Прак­тика мис­си­о­нер­ства пока­зы­вает, что к Богу обра­ща­ются чаще те, кто с одной сто­роны не утра­тил чув­ства Истины, а с другой отошел от своей ложной веры. И Еван­ге­лие при­няли не книж­ники и фари­сеи, а про­стые рыбаки. Поэтому не стоит одоб­рять рели­ги­оз­ное рвение мусуль­ман или иудеев, а скорее пока­зы­вать всю неле­пость их заблуж­де­ния, как это делали святые. Злое дело делают те, кто поздрав­ляют их с их празд­ни­ками, тем самым, под­дер­жи­вая их гре­хов­ное упор­ство.

В одной книжке при­во­дится пример, когда к свя­щен­нику обра­тился тата­рин с вопро­сом: «что ему делать, если братья мешают ему ходить в мечеть?» Что должен был бы ска­зать нор­маль­ный пас­тырь? Конечно, «бросай ислам – при­ни­май кре­ще­ние и иди в мона­стырь, если хочешь быст­рее уго­дить Богу». Но тот отве­тил: «ходи в мечеть два раза в неделю и слу­шайся муллу». Автор книжки счи­тает этот совет чуть ли не доб­ле­стью (не даром мулла поло­жи­тельно оценил этого псев­до­пас­тыря), а на самом деле это просто под­лость. Из-за лож­ного гума­низма свя­щен­ник просто столк­нул несчаст­ного в еще боль­шую бездну заблуж­де­ния, и обрек его на вечную гибель. Разве мог он не знать, что «не веру­ю­щий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пре­бы­вает на нем» (Ин. 3:36)?

Тут стоит разо­брать вопрос, можно ли гово­рить о том, что можно быть хоро­шим, не смотря на веру. А что значит «быть хоро­шим»?

Где кри­те­рии хоро­ше­сти? Алко­го­лик счи­тает хоро­шим такого же выпи­воху, а его жена при­дер­жи­ва­ется про­ти­во­по­лож­ной точки зрения. Гово­рят, что «хорош тот, кто дру­гому пло­хого не делает», но это не опре­де­ле­ние. Мы же ещё не решили что такое «плохо» и «хорошо». С точки зрения пья­ницы плохо делает тот, кто ему не нали­вает, а его родные думают наобо­рот. Где же правда? Да и обыч­ный пень разве кому делает что-то плохо, но неужто он потому обра­зец доб­ро­де­тели?

Совесть тоже часто обма­ны­вает. И осо­бенно ей в этом «помо­гает» ложная рели­гия. Гос­подь Иисус Хри­стос пред­ска­зал: «насту­пает время, когда всякий уби­ва­ю­щий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут посту­пать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3). И хри­сти­ане видели при­меры этому все время своей исто­рии. Мы знаем, что те, кто не верит в Отца и Сына – иудеи, и мусуль­мане, с чув­ством рели­ги­оз­ного долга умерщ­вляют верных Христу. Нача­лось это со свя­того Сте­фана и про­дол­жа­ется и до наших дней. Пример про­то­и­е­рея Ана­то­лия и воина Евге­ния, убитых уже в наши дни в Чечне, пока­зы­вает, что оди­на­ко­вая при­чина (отвер­же­ние Святой Троицы) при­во­дит к оди­на­ко­вому резуль­тату. – Мусуль­мане уби­вают хри­стиан так же усердно, как это делали иудеи. Так что и совесть и рели­гия сама по себе не явля­ется кри­те­рием добра и зла.

Где же этот кри­те­рий? Ответ оче­ви­ден. Хорошо только то, что тако­вым счи­тает Бог Творец. Ведь самая досто­вер­ная инструк­ция для при­бора та, кото­рая напи­сана его кон­струк­то­ром. Для хри­стиан же это еще более оче­видно, ибо мы знаем, что доб­ро­де­тели – это без­на­чаль­ные свой­ства Бога. Потому то, что согласно с волей Гос­пода – добро, а что про­ти­вится ей – зло.

Но теперь вер­немся к вопросу, «могут ли спа­стись искрен­ние люди в других рели­гиях?» Оче­видно, что искрен­ний маньяк-убийца, счи­та­ю­щий, что все зло мира заклю­ча­ется в жен­щи­нах или в рус­ских, вряд ли за эту «искрен­ность» будет одоб­рен Вели­ким Судьей. Но если это доста­точно оче­видно, то где можно найти ту меру искрен­но­сти, кото­рая в глазах Бога пере­ве­сила бы факт зло­дей­ства? Как опре­де­лить – эта искрен­ность хороша, а эта нет? Мы снова воз­вра­ща­емся к тому, есть ли реаль­ные кри­те­рии добра и зла, потому что искрен­ность или неис­крен­ность – вещи доста­точно субъ­ек­тив­ные.

Если же мы дого­во­ри­лись, что добро – это воля Бога, а зло – ее нару­ше­ние, то ответ станет оче­вид­ным. Само нахож­де­ние чело­века в той рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, кото­рая не уста­нов­лена Самим Богом – грех. Из Десяти Запо­ве­дей данных Моисею самая первая запре­щает иные веры: «Я Гос­подь Бог твой, Кото­рый вывел тебя из земли Еги­пет­ской, из дома раб­ства; Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20:1-2).

Так что те люди, кото­рые утвер­ждают, что мерило добра и зла – Дека­лог, должны заду­маться о том, что ни один атеист и ино­ве­рец не избе­жит гнева Божия.

И Гос­подь наш Иисус Хри­стос на вопрос: «что нам делать, чтобы тво­рить дела Божии?», отве­тил: «вот дело Божие, чтобы вы веро­вали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28-29).

Сам Хри­стос пове­лел пока­яться и веро­вать в Еван­ге­лие (Мк. 1:15), а кто не пока­ется, сам вино­ват, что Божья секира срубит его (Лк. 3:9). Гос­подь пове­лел всем наро­дам при­ни­мать кре­ще­ние во имя Отца и Сына и Свя­того Духа (Мф. 28:19), а «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин. 3:5). Сам Иску­пи­тель, а не фана­тич­ные пра­во­слав­ные, засви­де­тель­ство­вал: «кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет, а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» (Мк. 16:16).

Гос­подь все­лен­ной сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53), а у нас думают спа­стись неопре­де­лен­ным доб­рень­ким состо­я­нием без свя­того При­ча­стия.

Пусть же отве­тят нам воз­ра­жа­тели, кому нам верить – людям или Богу? Хри­стос гово­рит одно, а гума­ни­сты другое. Сын Божий гово­рит, что мусуль­мане и иудеи, эво­лю­ци­о­ни­сты и буд­ди­сты, отверг­шие Бога Сына, пре­бы­вают под гневом Божьим, а наши либе­ралы утвер­ждают, что все спа­сутся. Почему мы должны им верить? Они разве стояли в совете Божием, чтобы им поправ­лять Творца? Это наглое вос­ста­ние смерт­ных глуп­цов против Бес­смерт­ной Пре­муд­ро­сти! Это совре­мен­ные лже­про­роки, кото­рым гото­вится нака­за­ние Божие.

Нет, пусть многие и верят в суще­ство­ва­ние Бога, но лишь те спа­сутся, кто знает Бога, дове­ряет Ему, слу­ша­ется Его, любит Его. Кратко ска­зать, чтобы спа­стись – надо, чтобы и чело­век знал Бога, и Бог узнал чело­века, как напи­сано: «познал Гос­подь Своих, и да отсту­пит от неправды всякий испо­ве­да­ю­щий имя Гос­подне» (2Тим. 2:19). А Бог узнает как Своих лишь тех, в ком видит Сына Своего (вошед­шего по вере через Кре­ще­ние и При­ча­стие), и кто несет в себе освя­ще­ние Его Духа.

Один ли Бог во всех религиях?.

– Один ли Бог во всех религиях?

– Это вопрос очень насущный, ведь сейчас идет очень сильный процесс внешнего объединения всех религий. И в этом отношении, к сожалению, очень большую роль сыграл Римский престол. В Ассизи, я не помню уже с какого года, с 86-го, по-моему, начали проходить, скажем так, съезды представителей всех религий. Этот городок, кстати, родина Франциска Ассизского. Сейчас в Португалии, в Фатиме построен общерелигиозный центр, не общехристианский, а общерелигиозный. Это огромнейший центр, где каждая из мировых религий имеет свой отсек. Идея такова, что в конечном счете все религии поклоняются одному Богу, и пусть каждый молится по-своему. В чем опасность этой точки зрения? В следующем: Кто такой Бог? Бог есть Дух. Как вы будете молиться Богу, Духу? Обязательно мы ищем формы, то есть некий образ, в котором мы представляем этого Бога. И образ Бога является тем идеалом, которому мы должны следовать. Так вот, в каждой религии свой образ Бога, соответственно, свои нравственные качества и свойства Его, которым человек верующий должен подражать. В христианстве даже Сам Господь Иисус Христос называется образом Бога невидимого, образом Отца. Посмотрите в язычестве, что это были за образы? С каким гневом христианство обличало религиозные верования язычников, – почему? Кажется, если одному Богу все молятся, зачем же бороться? А потому, что эти культы стимулировали самые разнузданные страсти. Оказывается, образы Бога могут носить прямо противоположный характер, даже апостол Павел писал: «Какое общение света со тьмой и Христа с велиаром?». А ведь и антихрист назовет себя Христом. Эта современная тенденция, что будто бы все религии следуют одному и тому же Богу, приведет нас к тому, что антихрист будет принят как единый царь и бог. Написано прямо у апостола Павла, что он сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога. Громадная опасность движется на сознание людей, которая может привести к страшной духовной катастрофе. Мы примем лжехриста за Христа – представляете, человечество примет обманщика, негодяя, лукавого, гордеца, за Христа! Поэтому повторяю еще раз: нет, не одному Богу поклоняются в разных религиях, каждая имеет свой образ Бога.

Поделиться:
Нравится:

Tweet

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать



Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

  • 28 ноября 2022 г.
    Прогноз погоды

    Прогноз погоды. 29 ноября 2022

  • 28 ноября 2022 г.
    «Этот день в истории» (Екатеринбург)

    Этот день в истории. 28 ноября

  • 28 ноября 2022 г.
    «Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили

    «Православный на всю голову!». Материнское благословение

  • 28 ноября 2022 г.
    «День ангела»

    День ангела. 28 ноября

  • 28 ноября 2022 г.
    «Чистый образ» (Москва)

    Чистый образ. Писатель Василий Белов. Часть 2

  • Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

    Ответ:

    — Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …

  • Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

    Ответ:

    — Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …

  • Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

    Ответ:

    — Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …

  • Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

    Ответ:

    — Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …

Все ли религии поклоняются одному и тому же Богу?

Большинство из более чем семи миллиардов человек на Земле исповедуют религию. Между многими из этих религий есть некоторые общие черты, но есть и существенные различия. На первый взгляд кажется, что три основные мировые религии — христианство, иудаизм и ислам — поклоняются одному и тому же Богу — Богу Авраама, древнего еврейского кочевника, жившего на Ближнем Востоке около 4000 лет назад. Но не все христиане разделяют эту точку зрения. Две другие основные религии по-разному относятся к идее Бога: в индуизме есть множество богов и богинь; В буддизме вообще нет бога – верующие следуют учению Будды.

Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня» .

Центральное место в христианстве занимает то, что когда абсолютно любой взывает к Богу, он слышит и отвечает. Христиане говорят о Боге уникальным образом три-в-одном: Он Отец, Сын и Святой Дух — все одновременно. Это известно как Троица. Как Отец, он творец всего сущего, всемогущий и всезнающий; как Сын, он есть Иисус Христос – Бог в человеческом обличии, живший на Земле 2000 лет; как Святой Дух, он невидим, но присутствует в людях и во всем мире. Христиане верят, что, следуя за Иисусом Христом, можно познать Бога и получить прощение за все неправильные слова, которые они сказали и сделали. Близкие, личные отношения с Богом возможны только благодаря Иисусу Христу — это дар, а не то, что можно заслужить. Этот способ понимания и переживания Бога уникален для христианства. Библейская книга, Иоанн, цитирует Иисуса, говорящего, что он — единственный путь к Богу»9.0006 Я есть путь, правда и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня» .

Продолжение ниже…

Христианство выросло из иудейской веры – обе религии имеют общие корни. Мы также разделяем священный текст – то, что христиане называют Ветхим Заветом. Мы верим, что Бог, которому мы поклоняемся, открыт в Ветхом Завете, и, следовательно, это тот же Бог, которому поклоняются евреи. Однако иудаизм не признает Троицу и отвергает представление об Иисусе Христе как о Сыне Божием. Первыми обращенными в христианскую веру были евреи, которые стали следовать за Иисусом и его учением. Некоторые евреи, которые стали христианами, но сохранили свое еврейское наследие, известны как мессианские евреи, потому что они пришли к вере, что Иисус Христос — это Мессия, обещанный древними еврейскими писаниями Ветхого Завета Библии.

Христианство выросло из еврейской веры – обе религии имеют общие корни.

В исламе мусульмане признают Иисуса пророком и посланником Бога, но не Сыном Бога. В исламе ученые спорят о том, как их священная книга, Коран, изображает казнь и воскресение Иисуса. Таким образом, хотя христиане разделяют некоторые представления ислама о том, на что похож Бог (например, милостивый, всемогущий), существуют важные различия (христиане не стали бы называть Бога «удерживающим», «обманщиком», которые входят в число 99 «прекрасных имен» Аллаха). Что наиболее важно, мусульмане считают представление о Боге как о Троице серьезным искажением и серьезной ошибкой, а также не считают Иисуса Сыном Божьим.

Являются ли все религии просто разными путями к одному и тому же Богу?

В своей работе «Мировые религии» автор Хьюстон Смит выделяет индуистского святого Рамакришну, жившего в XIX веке, как иллюстрацию убежденности в том, что различные основные религии являются альтернативными путями к одной и той же цели. Рамакришна, познакомившись с каждой из основных религий, пришел к выводу, что между ними существовало существенное единство. Он писал: «Бог создал разные религии, соответствующие разным устремлениям, временам и странам. Все доктрины — это всего лишь несколько путей; но путь ни в коем случае не есть Сам Бог». Более современная версия этого аргумента звучит так: все религии подобны спицам колеса, которые заканчиваются в одном и том же центре. Вопрос, конечно, может ли это быть правильным?

Возвращение к древней мудрости

Обратимся к аристотелевскому закону непротиворечия при рассмотрении обоснованности универсализма или всеобщего спасения. Этот закон гласит, что противоположные утверждения об истине не могут быть одновременно истинными, и он остается поучительным, поскольку мы исследуем аргумент о том, что все религии в конечном счете являются разными путями к одному и тому же Богу.

Реальность такова, что каждая религия утверждает абсолютную истину о Боге. Например, католики и другие христиане заявляют, что Бог есть тринитарное общение Отца, Сына и Святого Духа. Ислам считает, что Бог просто один. Индуизм признает существование сотен божеств, в то время как буддизм, похоже, не верит в Бога, по крайней мере, в личного Бога.

С точки зрения логики, мы можем подтвердить обоснованность этого разнообразия утверждений об абсолютной истине о Боге с субъективной точки зрения. Нет причин сомневаться в серьезности верований, которых придерживаются верующие каждой религии. Однако закон непротиворечия, по-видимому, исключает возможность того, что понимание Бога каждой религией одинаково верно и истинно с объективной точки зрения.

Это, казалось бы, предполагает, что все религии в конечном счете не ведут к одному и тому же Богу, поскольку все религии не верят в одного и того же Бога. Исключением может быть ситуация, когда все религии одинаково ошибаются в том, кто такой Бог. Это, конечно, означало бы, что все религии одинаково недействительны и ложны, что в конечном итоге подрывает все религии, поскольку они основываются именно на своих утверждениях об абсолютной истине.

Что говорит Церковь?

28 октября 1965 г. Папа Павел VI издал документ II Ватиканского собора, озаглавленный Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям (Nostra Aetate). Оно определяет стремление и поиск Бога как один из основных факторов, способствующих единению всех народов. Он также признает, как другие религии понимают Бога и отношение человечества к Богу.

Что наиболее важно, Nostra Aetate заявляет: «Католическая церковь не отвергает ничего истинного и святого в этих религиях. Она с искренним благоговением относится к тем образам поведения и жизни, к тем заповедям и учениям, которые, хотя и отличаются во многих аспектах от тех, которых она придерживается и излагает, тем не менее часто отражают луч той Истины, которая все просвещает».

В то же время документ ясно дает понять, что Церковь «провозглашает и всегда должна провозглашать Христа «путь, истину и жизнь» (Ин. 14:6), в Котором [все] могут найти полноту религиозной жизни, в котором Бог примирил с Собою все».

Католики призваны утверждать и прославлять истину, где бы она ни встречалась. Однако это не то же самое, что объявлять все религии разными путями к одному и тому же Богу. Церковь придерживается утверждения об абсолютной истине, что полнота истины заключается в католической вере, ибо истина — это личность, Иисус Христос, а Церковь — это Его тело.

В заключение

Это правда, что все основные религии имеют некоторые общие черты: традиция мудрости, некоторая версия Золотого правила и символы веры. Однако, как отмечает Хьюстон Смит в своей последней главе, стоит выйти за пределы таких расплывчатых обобщений, как обнаруживается, что религии сильно различаются в том, что считается существенным. Он смотрит на расколы между индуизмом и буддизмом; между иудаизмом, христианством и исламом; и в самом христианстве, чтобы подчеркнуть этот момент.

Аргумент о том, что все религии — это разные пути к одному и тому же Богу, апеллирует к нашему стремлению к единству и общности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts