Бог это христос: человек или Бог? – Православный журнал «Фома»
Содержание
человек или Бог? – Православный журнал «Фома»
Библия часто называет Иисуса Христа то Сыном Человеческим, то Сыном Божиим. Так кто такой Иисус Христос согласно православному вероучению? Об этом — в наших «Слайдах».
01
Кто же такой Христос?
Богочеловек — истинный Бог и истинный человек одновременно. В Новом Завете Христос называет себя и Сыном Божиим (Ин 10:36; 11:4;) и Сыном Человеческим (Ин 12:23).
02
Христос только после рождения от Девы Марии стал Богочеловеком?
Богом Он был всегда, еще до сотворения времени. Бог не меняется и не меняет свою природу. Это одно из свойств Бога — Неизменность, что отличает Его от сотворенных существ. Сын Божий предвечно (т. е. вне времени!) рождается от Бога Отца как Бог, а от Богородицы родился как человек. Воплощение происходит в определенный момент человеческой истории, эти два рождения несопоставимы.
03
Что об этом говорит Церковь?
Церковь говорит о Боговоплощении — одном из догматов православного вероучения. IV Вселенский Собор в 451 году принял догмат, который говорит о соединении в Иисусе Христе двух природ: человеческой и Божественной.
«Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси (εις εν πρόσωπον και μίαν υπόστασιν συντρεχούση) так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос; такой именно, как говорили о Нем пророки древних времен и как Сам Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов» — постановление IV Вселенского Собора.
04
Откуда мне знать эти богословские тонкости?
О Боговоплощении говорится во втором и третьем члене (части) молитвы Символ веры, которая поется за каждой литургией:
2. (Верую) И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Окончательный вариант Символа Веры утвердили на Втором Вселенском Соборе в 381 году, но принятый только через 70 лет догмат о Боговоплощении не противоречит этому.
05
Как во Христе соединились человеческое и Божественное начала?
• Неслитно — природа Бога и природа человека не смешиваются во Христе, создавая получеловека и полуБога.
• Неизменно — Божество и человеческая природа не изменились после соединения во Христе и продолжают обладать полнотой своих качеств.
• Нераздельно — Христос — единое Лицо, а не два отдельных.
• Неразлучно — естества Бога и человека во Христе после Воплощения никогда не разлучались и не будут разлучены.
06
И что, Христос как человек во всем подобен нам, людям?
Во всем, кроме одного — Он безгрешен, потому что совершенен не только как Бог, но и как человек.
07
Зачем нужно было Боговоплощение?
Для спасения всех людей от греха, которое Христос совершил Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением. Этим Спаситель восстановил пораженную грехопадением природу человека и воссоединил человечество с Богом, которое отпало он Него после грехопадения Адама и Евы в Раю (Ин 3:16–17).
08
Очень все сложно
Да, сложно. Но в первые века христианства верующим было еще сложнее — четко сформулированных догматов не было и люди часто впадали в ереси. Все время хотелось как-то упростить это учение, сделать более понятным. Например, некоторые отрицали человеческую природу во Христе (монофизиты). Для монофизитов Христос был Богом, а его человечество было так или иначе подчинено божеству. Все становилось понятно и логично. Ересь стала настолько популярна, что для ее опровержения пришлось созывать VI Вселенский Собор, постановлениями которого мы пользуемся до сих пор.
09
Что в итоге?
Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек. Это один из важнейших догматов православного вероучения. Это значит, что для нас, христиан, бесконечный и всемогущий Бог, непостижимый и абсолютно чуждый всем несовершенствам этого мира, оказывается близким и доступным в нашем единстве со Христом.
Является ли Иисус Христос Богом? — Новости
13 ноября 2018 | aktsent.info
Сердце христианской веры
Когда мы поднимаем тему личности Иисуса Христа, то оказываемся в самом сердце христианского богословия. Иисус Христос – центр и средоточие, сердце христианской веры и христианского учения. О Себе Он Сам говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Библия. Откровение 1:8).
Кто Он – Иисус Христос? Великий учитель нравственности? Мудрец? Философ? Основатель собственной философской школы? Величайший Реформатор? Борец с социальным неравенством?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно обратиться к источнику – Священному Писанию – Библии.
Иисус Христос не просто Великий Учитель, не просто основатель какого-то этического направления, основатель какой-то философской школы или великий реформатор. Он превосходит все знаменитости этого мира Своей исключительностью, Своей уникальностью.
Вопрос Божественного статуса Иисуса Христа – ключевой вопрос христианского богословия. Христианство, по большому счету, это исповедание полноты Божественности Сына, это основа основ христианской веры. В основу христианства положено признание и исповедание всей своей жизнью Божественного статуса Сына Божия Иисуса Христа.
Этот вопрос в истории христианской церкви не всегда был легок. Он вызывал огромнейшее количество богословских споров. Как правило, это было связано с тем, что смертному человеку трудно вместить в своем сознании великую тайну Божества Сына. Ведь если Бог един, как в то же самое время Он может включать в Себя личности: Отца, Сына и еще Святого Духа. Но христианская вера в Бога зиждется не на логических построениях и рациональных заключениях. Она основывается на Божественном Откровении. На том, что Сам Бог говорит о Себе. В Священном Писании множество указаний на полноту Божественности Иисуса Христа. Уместно будет коснуться основных утверждений.
Свидетельство Иисуса о Себе
Христос Сам однозначно утверждает Свою Божественность, когда говорит об исключительных, уникальных Своих отношениях с Небесным Отцом: «Я и Отец – одно» (Библия. Иоанна 10:30). «Видевший Меня», – говорит Иисус Христос одному из Своих учеников, – «видел Отца» (Библия. Иоанна 14:9).
Никто из тварных существ подобного заявить о себе не может. Иисус Христос открыто говорит о Своем предсуществовании, что, опять же, не характерно, не свойственно никакому тварному существу. В Евангелии от Иоанна записаны следующие слова: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ» (Библия. Иоанна 8:58). Как известно, после этих слов оппоненты Христа взяли камни, чтобы ими побить Его за богохульство. Они-то поняли явный прямой намек, который содержался в словах Иисуса о Себе. Фактически, то же самое было сказано Всевышним Моисею еще в далекой древности. Тогда Моисей спросил Бога, явившемуся ему: «Как Имя Твое?» На что Господь ответил: «Я ЕСМЬ Сущий» (Библия. Исход 3:14).
Власть и статус Иисуса
Вся спасительная активность Христа носит Божественный характер и не может быть присуща тварному существу.
Иисус Христос обладает правом прощать грехи, что Он и делал. Согласно библейскому учению, это прерогатива лишь Самого Бога. Иудеи во дни Христа это прекрасно понимали. Никто не имеет права прощать грехи, кроме Самого Бога.
Иисус Христос также обладает властью Законодателя. Представьте себе, Он говорит о Себе как о Господине Субботы! А Суббота – это Божие установление. Это четвертая из десяти заповедей, данная Самим Богом.
Иисус Христос утверждает Свое право на обладание Ангелами небесными и Царством Божиим. Он говорит об Ангелах Небесных, как о Своих. Он говорит о Царстве Божием, как о Своем, тем самым утверждая Свою Божественность.
Иисус Христос утверждает Свою власть над смертью, – что, опять же, не дано никому из тварных существ потому что, все тварные существа в своей жизни зависимы от Бога как источника жизни. И когда Христос говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь», Он тем самым утверждает Свою Божественность (См. Библия. Иоанна 14:6).
Апостольское свидетельство
Божественность Христа утверждают и Его последователи – Его апостолы и ученики.
Например, так евангелист и апостол Иоанн начинает свое Евангелие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Библия. Иоанна 1:1). О каком Слове здесь идет речь? С греческого – «Logos». Читая дальше Евангелие, мы узнаем, что речь идет об Иисусе Христе. Он назван Словом, которое было у Бога и которое было Бог. И это Слово стало плотью и обитало с нами, полное Благодати и Истины. И дальше, евангелист Иоанн в этой же главе, в 18 стихе называет это Слово следующим образом: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын», (а в большинстве греческих манускриптов – «Тэос» – единородный Бог) «сущий в недре Отчем, Он явил» (Библия. Иоанна 1:18).
Очень много свидетельств в пользу Божественного статуса Иисуса Христа можно найти в Послании к Евреям. Уже в первой главе мы встречаемся с такими выражениями, как Бог «говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Библия. Евреям 1:2).
В этой же главе повествуется о Сыне Божьем как о Боге Творце: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих». Там же говорится об Иисусе Христе, что Он «будучи сияние Славы и образ ипостаси Его» (Бога. – Прим. авт.). Ипостась – это греческое слово, которое буквально означает сущность. Слово «Образ» в этом тексте переведено с греческого – карактэр. Всем знакомо слово характер. Характер – это выражение самой сути того или иного человека. Каков человек сам по себе, таков и его характер. Сын Божий Иисус Христос представлен в Священном Писании как Характер, как Образ самой Сути Божества – Сути невидимой и непостижимой.
Став человеком, Сын Божий эту Божественную Суть раскрывал в Себе на нашем уровне восприятия. Об этом также пишет и апостол Павел в Послании к Филлипийцам: «Он, будучи Образом Божиим не почитал хищением быть равным Богу» (Библия. Филлипийцам 2:6). В этом отрывке используется уже другое древнегреческое слово, переведенное как «Образ» – «Морфе» и буквально означает суть той или иной вещи, того или иного явления. То есть буквально это означает: Он, будучи по Сути Богом, не почитал хищением быть равным Богу. То есть, если для любого тварного существа заявление, претендующее на равенство с Богом, является кощунством, является хищением, является посягательством на Божественный статус, то для Него подобное не было хищением потому, что Он по Сути – Бог.
Умаленный и униженный
В Священном Писании можно легко обнаружить и другие свидетельства, в которых некоторые усматривают более низкий статус Спасителя – Сына Божия Иисуса Христа, чем Божественный.
Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что в Священном Писании Сын Божий – Христос представлен одновременно и как Бог, и как человек. В плане нашего спасения Он становится таковым. Он становится человеком, Он является во плоти. И, что интересно, большая часть евангельского материала и апостольских посланий посвящены Сыну Божьему в человеческом естестве – в воплощенном состоянии. А воплощение для Божественной личности означает умаление, уничижение.
Поэтому, когда в Евангелии сказано что Сам Христос говорит о Своих отношениях с Отцом: «Отец Мой более Меня» нас это не должно смущать (См. Библия. Иоанна 14:28). Этими словами Иисус Христос вовсе не свидетельствует о том, что Он не Истинный Бог. Этими словами Он подчеркивает лишь Свою миссию, в которой Он добровольно подчиняется воле Небесного Отца, чтобы явиться в этом грешном мире и смертью заплатить за наши грехи. И сам факт того, что Сын Божий – Иисус Христос пошел на такое умаление, на такое уничижение – еще одно доказательство величия любви Божией, величия Его Божественности. Если Он, будучи Богом, согласился добровольно Себя лишить Небесной Славы, умалить, уничижить, Каков тогда наш Бог?! Он действительно заслуживает поклонения.
Единородный
Чтобы быть более объективным, нельзя обойти тексты Священного Писания о Христе, которые еще со времен ранней церкви смущали некоторых искренних читателей, а других заставляли усомниться в полноте Божественности Сына.
Например, самый текст, который любят все христиане: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Библия. Иоанна 3:16). В этом тексте по отношению к Иисусу употребляется слово «Единородный». Некоторые, почему-то, полагают, что «Единородный» – означает однажды рожденного, или единственного рожденного от Отца. Этот смысл не присущ греческому слову «Моногенез», которое переведено, как «Единородный». В этом слове вообще нет никакой идеи рождения. Никто не может приписывать этому тексту смысл, который ему совершенно чужд.
Вот другой Библейский текст, в котором используется то же самое слово: «Когда же Он (Христос. – Прим. авт.) приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, ЕДИНСТВЕННОГО сына у матери» (От Луки 7:12). «Единственного» – это перевод того же греческого слова, которое переведено в другом месте по отношению к Иисусу как «Единородного». «Единородный» и «Единственный» – это единственный в своем роде, потому дорогой и любимый! Другого значения не может и быть!
Обладающий первенством
Есть еще один отрывок Священного Писания, который на первый взгляд, если не разобраться, говорит якобы о рождении Сына Божьего до того, как появилось всякое Божье творение: «Который (Христос. – Прим. авт.) есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Библия. Колосянам 1:15). Если исследовать данную цитату, то любой искренний исследователь придет к выводу, что в ней нет идеи рождения как неком появлении во времени. К сожалению, переводчики Синодальной Библии упустили из виду саму суть текста. Греческое слово «Прототокос», которое перевели фразой «Рожденный прежде» буквально означает – «Первородный» или «Первенец». Это очень знаковое понятие для иудейской культуры, во времена которой совершал Свою миссию Иисус. Первородным считался ребенок мужского пола, который рождается первым в своей семье. Он получает особый статус. На него возлагается особая тройственная ответственность. Во-первых, он – законный представитель своего отца. Во-вторых, он священник своей семьи, рода, племени, колена. В-третьих, он – вождь, защитник, избавитель, спаситель в случае военной угрозы для своего семейства.
Что интересно, понятие «Первородство» не всегда используется в Священном Писании буквально. Иногда, оно используется фигурально, образно и метафорично.
К примеру, израильский царь Давид был последним – восьмым по счету ребенком в семье. Но вот, что Господь говорит о нем: «И Я сделаю его первенцем» (Библия. Псалом 88:28). В каком смысле Давид стал первенцем? А в том смысле, что Господь возложил на него особую ответственность. Давиду необходимо было выполнить особую Божественную миссию. И в глазах Божьих он – первенец. Никакого отношения к земному рождению в первую очередь это не имело.
Это не единственный текст в Священном Писании, где об идее первородства говориться не буквально.
Что это значит по отношению к Иисусу Христу? А то, что речь идет не о том, что Иисус Христос в буквальном смысле родился первым в Небесной Семье. Речь идет о подобной тройственной ответственности, которую на себе обязан был нести первенец в иудейской культуре. А именно: Иисус Христос – единственный в Божьем плане нашего спасения представляет Небесного Отца. Он, также, является единственным нашим Первосвященником (См. Библия. Евреям 9:11). Он является нашим Избавителем, Искупителем и Спасителем (См. Библия. Откровение 5:9).
Нельзя мыслить категориями земного родильного отделения, перенося это на Божественную реальность. Мы не можем творить Бога в своих представлениях по своему образу и подобию.
Кто такой Сын?
В каком смысле, вообще, представляются нам понятия «Сын» и «Отец»?
Многие представляют Сына всегда вторым после Отца. Если он Сын, то значит когда-то появился во времени. Но у Бога не так, как у нас здесь, на земле. И в Священном Писании тоже не так. Сын и Отец это тоже образные выражения, которые передают всю глубину отношений в Троице. И не всегда понятие «Сын» в Священном Писании употребляется буквально. Понятие «Сын» применительно к Иисусу Христу не указывает на какие-то родственные отношения в земном понимании этого слова, и это не указание на рождение во времени. Это указание на принадлежность к тому же самому. Это значит, что Сын отражает в Себе Отца. Он точно такой же, как Отец.
Знаковая аллюзия
Еще один отрывок Библии, который, пожалуй, является, на первый взгляд, самым явным и прямым доказательством того, что Сын Божий якобы был рожден Богом Отцом: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Евреям 1:5). Это заявление – не что иное, как прямая цитата из второго библейского Псалма Давида. Слова: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» изначально были адресованы Соломону – сыну царя Давида в контексте посвящения его на царство – так называемая, инаугурация. Авторы Нового Завета неоднократно применяли слова «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» по отношению ко Христу, хотя как уже упоминалось, они были изначально адресованы Соломону. Этим самым авторы Нового Завета под водительством Святого Духа подчеркивали некий знаковый статус и знаковую веху в миссии Иисуса.
Например, евангелист Лука в книге Деяния Святых Апостолов относит это заявление к такому знаковому событию, как воскресение Иисуса из мертвых: «Но Бог воскресил Его из мертвых… И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Библия. Деяния 13:30–33).
Конечно, читающий в Библии об Иисусе Христе может придавать ее текстам сугубо свое чуждое философское или рациональное значение. Но это будет только отдалять от истины. Библейский текст самодостаточен и не нуждается в том, чтобы его трактовали в отрыве от контекста через призму своей культуры и своих современных представлений. Священное Писание имеет уникальное свойство пояснять само себя.
В заключение хотелось бы привести вполне яркий библейский текст, который выражает исповедание веры ранней церкви об Иисусе Христе: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1-е Иоанна 5:20).
Автор: Евгений Зайцев доктор богословия, директор Института библейских исследований
Из журнала: Акцент 08/2017
Является ли Иисус Богом? Почему я должен верить, что Иисус есть Бог?
ГлавнаяМатериалыИисус ХристосПрирода Иисуса есть Иисус Бог
Вопрос
Ответ
Некоторые, отрицающие, что Иисус есть Бог, заявляют, что Иисус никогда не говорил, что Он Бог. Верно то, что в Библии никогда не записано, чтобы Иисус произносил точные слова: «Я Бог». Однако это не означает, что Иисус никогда не называл себя Богом.
Иисус Бог? — Иисус утверждал, что он Бог.
Возьмем, к примеру, слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 10:30: «Я и Отец — одно». Нам нужно только посмотреть на реакцию иудеев на Его заявление, чтобы понять, что Он называл себя Богом. Они пытались побить Его камнями именно по этой причине: «Ты, простой человек, называешь себя Богом » (Иоанна 10:33, курсив мой). Евреи точно понимали, о чем говорил Иисус, — о божественности. Когда Иисус провозгласил: «Я и Отец — одно», Он имел в виду, что Он и Отец — одной природы и сущности. Иоанна 8:58 — еще один пример. Иисус провозгласил: «Говорю вам истину… до рождения Авраама Я!» Это ссылка на Исход 3:14, когда Бог открыл Себя как «Я ЕСМЬ». Евреи, услышавшие это заявление, в ответ взяли камни, чтобы убить Его за богохульство, как повелел Моисеев закон (Левит 24:16).
Иисус Бог? — Его последователи провозгласили Его Богом.
Иоанн повторяет концепцию божественности Иисуса: «Слово [Иисус] было Богом» и «Слово стало плотью» (Иоанна 1:1, 14). Эти стихи ясно указывают на то, что Иисус есть Бог во плоти. Деяния 20:28 говорят нам: «Будьте пастырями церкви Божьей, которую Он купил Своей собственной кровью». Кто купил церковь Своей собственной кровью? Иисус Христос. И в этом же стихе говорится, что Бог купил Свою церковь Своей собственной кровью. Следовательно, Иисус есть Бог.
Ученик Фома сказал об Иисусе: «Господь мой и Бог мой» (Иоанна 20:28). Иисус не исправляет его. Титу 2:13 побуждает нас ожидать пришествия нашего Бога и Спасителя, Иисуса Христа (см. также 2 Петра 1:1). В Евреям 1:8 Отец говорит об Иисусе: «А о Сыне Он говорит: Твой престол, Боже, пребудет во веки веков, и правда будет жезлом царства Твоего». Отец имеет в виду Иисуса. как Бог, указывая на то, что Иисус действительно Бог.
В Откровении ангел велел апостолу Иоанну поклоняться только Богу (Откровение 19:10). Несколько раз в Писании Иисус получает поклонение (Матфея 2:11; 14:33; 28:9, 17; Луки 24:52; Иоанна 9:38). Он никогда не упрекает людей за поклонение Ему. Если бы Иисус не был Богом, Он бы сказал людям не поклоняться Ему, как это сделал ангел в Откровении. Помимо этого, есть много других отрывков Писания, которые доказывают, что Иисус был Богом.
Иисус Бог? — Причина, по которой Иисус должен быть Богом.
Самая важная причина, по которой Иисус должен быть Богом, заключается в том, что если бы Он не был Богом, Его смерти было бы недостаточно, чтобы заплатить за грехи мира (1 Иоанна 2:2). Сотворенное существо, которым был бы Иисус, если бы Он не был Богом, не могло бы понести бесконечное наказание, требуемое за грех против бесконечного Бога. Только Бог мог заплатить такое бесконечное наказание. Только Бог мог взять на Себя грехи мира (2 Коринфянам 5:21), умереть и воскреснуть, доказав Свою победу над грехом и смертью.
Иисус — Бог? Да. Иисус объявил Себя Богом. Его последователи считали Его Богом. Обеспечение спасения работает только в том случае, если Иисус есть Бог. Иисус — воплощенный Бог, вечные Альфа и Омега (Откровение 1:8; 22:13) и Бог, наш Спаситель (2 Петра 1:1).
Важные вопросы
Является ли Иисус Богом? Почему я должен верить, что Иисус есть Бог?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
Является ли Иисус Божьим Сыном? Как мог Аллах, будучи единым, иметь Сына?
Ответ
Мусульмане спрашивают: «Как мог Аллах, будучи единым, иметь Сына?» Не понимая Троицы, они иногда обвиняют христиан в поклонении трем богам. Однако христиане верят, что существует только один истинный Бог.
Сам Иисус поддерживал единобожие. Когда его спросили о наибольшей заповеди, Иисус ответил: «. . . Господь Бог наш, Господь един. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» (Марка 12:29). -30).
Иисус учил, что Бог един, и Иисус учил, что Он един с Богом (Иоанна 10:30). В ответ иудеи взяли камни, чтобы побить Иисуса, потому что они думали, что Он виновен в богохульстве. Точно так же мусульмане сказали бы, что человек, называющий себя Богом, виновен в «ширке». Однако Иисус не просто человек, называющий себя Богом. Он Сын Божий в человеческой плоти (Иоанна 10:36-38).
Титул «Сын Божий» не означает, что Иисус был буквально рожден от Бога. Библия не учит о физических отношениях между Богом и Марией, как иногда утверждают мусульмане. При рождении Иисуса ангел сказал деве Марии:
». . . «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот, ты зачнешь во чреве твоем и родишь сына, и наречешь ему имя Иисус. Он будет велик и будет называться Сыном Всевышнего. . . . Царству Его не будет конца». И сказала Мария ангелу: «Как это будет, если я девственница?» И ангел ответил ей: «Дух Святой сойдет на тебя, и сила Всевышний осенит тебя; посему и родившееся наречется святым, Сыном Божиим» (Луки 1:30–35).
Пастор Джон МакАртур объясняет эти стихи: «Поскольку сын несет в себе качества своего отца, то, называя человека чьим-то «сыном», это означало равенство. Здесь ангел говорил Марии, что ее Сын будет равен Всевышнему Богу» ( The MacArthur Study Bible ).
Свидетельство человека о том, что Иисус есть Сын Божий
Когда люди стали свидетелями чудес, учения, смерти, воскресения и вознесения Иисуса на небо, многие поверили, что Иисус — Сын Божий.
• Последователи Иисуса свидетельствовали после того, как Он успокоил бурю: «И когда они вошли в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Матфея 14:32-33).
• Петр свидетельствовал: «Иисус, придя в пределы Кесарии Филипповой, спросил учеников Своих: «За кого люди почитают Сына Человеческого?» Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию». а другие Иеремия, или один из пророков». Он сказал им: «А вы за кого почитаете меня?» Симон Петр ответил: «Вы Христос, Сын Бога живого». И Иисус ответил ему: «Благословен ты, Симон Бар-Иона! Ибо не плоть и кровь открыли это вам, но Отец Мой Небесный» (Матфея 16:13-17).
• Женщина, брата которой Иисус воскресил к жизни, свидетельствовала: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь. Кто верит в меня, хотя и умрет, но будет жить, и всякий, кто живет и верит в меня, никогда не умрет. Ты веришь этому?» Она сказала ему: «Да, Господи; Верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Иоанна 11:25-27).
• Даже демоны знают, что Иисус есть Сын Божий: «Всякий раз, когда злые духи видели Его, они падали перед Ним и кричали: Ты Сын Божий» (Марка 3:11).
• Офицер и солдаты, охранявшие Иисуса во время Его смерти на кресте, свидетельствовали: «Когда сотник и бывшие с ним, стерегли Иисуса, увидели землетрясение и то, что произошло, то исполнились благоговения и сказал: «Истинно Он был Сын Божий!» (Матфея 27:54).
• Фома свидетельствовал после того, как Иисус воскрес из мертвых: «Фома, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда пришел Иисус. Тогда другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа», а он сказал им: «Если я не увижу на руках Его раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в раны от гвоздей». Его сторона, я никогда не поверю.» Через восемь дней его ученики снова были внутри, и Фома был с ними. Хотя двери были заперты, Иисус подошел, стал среди них и сказал: «Мир вам». и протяни руку твою, и положи ее на мой бок. Не неверуй, но веруй». Фома ответил ему: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел меня? Блаженны не видевшие и уверовавшие». Сотворил же Иисус пред глазами учеников и многие другие знамения, о которых не написано в книге сей; но сие же написано для того, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанна 20:24-31).
Собственное свидетельство Иисуса о том, что Он Сын Божий
• «Вот почему иудеи тем более искали убить [Иисуса], что он не только нарушал субботу, но даже называл Бога Своим Отцом, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить от себя, но только то, что видит Отца творящего. Ибо что Отец делает, то и Сын делает. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что делает Сам. И большие дела, чем эти, он покажет ему, так что вы можете удивиться. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Отец никого не судит, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: всякий, слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную. на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоанна 5:18-24).
• На суде Иисус свидетельствовал: «. . . Снова спросил Его первосвященник: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» И Иисус сказал: «Я, и ты увидишь Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных». небеса’» (Марка 14:61-62).
• «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам разум, дабы мы познали истинного. И мы в том, кто истинен — даже в Своем Сыне Иисусе Христе, Он есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоанна 5:20) 9.0003
Божье свидетельство о том, что Иисус — Его Сын
• Бог сказал при крещении Иисуса: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (от Матфея 3:17).
• «Пока он говорил, явилось облако и окутало их, и они испугались, когда вошли в облако. Из облака раздался голос, говорящий: «Это Сын Мой, которого Я избрал; слушайте его» (Луки 9:34-35).
• «Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Бога больше, ибо это свидетельство Бога, которое Он принес о Своем Сыне. Всякий верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом. Кто не верит Богу, тот сделался лжецом, потому что не поверил свидетельству, которое Бог принес о Своем Сыне. И это свидетельство, что Бог дал нам вечную жизнь, и эта жизнь в Его Сыне. У кого есть Сын, у того есть жизнь; кто не имеет Сына Божия, тот не имеет жизни. Сие пишу вам, верующим во имя Сына Божия, чтобы вы знали, что имеете жизнь вечную» (1 Иоанна 5:9). -13).
• Раньше Бог говорил с человеком через Своих пророков, но затем Он послал Своего собственного Сына: «В прошлом Бог много раз и разными способами говорил с нашими праотцами через пророков. Но в эти последние дни Он говорил с нами через Своего Сына, Которого Он поставил наследником всего и через Которого Он сотворил вселенную. Сын — это сияние Божьей славы и точное представление Его существа, поддерживающее все Своим могущественным словом. Сотворив очищение от грехов, воссел одесную величия на небе» (Евреям 1:1-3).
Иисус — «точное представление» Бога. Хотя Иисус по сути един со Своим Отцом, Он также отличается в Личности как Божий Сын. Бог явил Себя как единый Бог, явившийся в трех Лицах: Отце, Сыне и Святом Духе.
Еще до начала мира Иисус всегда был с Богом и был Богом (Иоанна 1:1-2; 17:5). Бог сотворил все во вселенной через Иисуса (Иоанна 1:3; Колоссянам 1:15-20).
Несмотря на вечное единство с Богом, Иисус пришел на землю в образе человека (Филиппийцам 2:5-11). Рожденный девой Марией, Иисус является полностью Богом и полностью человеком одновременно (воплощение: Матфея 1:22-23; Иоанна 1:14; Римлянам 1:3-4; Колоссянам 2:9).; 1 Иоанна 4:1-3; 5:20).
Верь в Сына Божия
Мы должны верить Божьему Слову о том, что Иисус — Божий Сын, даже если это трудно понять. Мы умрем, оставив множество трудных вопросов без ответа. Но мы не смеем умереть, не ответив на Божье обещание суда и спасения через Его Сына (Иоанна 3:35–36; 5:25–29; Деяния 10:38–43; 17:30–31; 1 Иоанна 4:14). 15).
Как совершенный Сын Божий, Иисус не заслуживал наказания за грех, смерти (Римлянам 6:23). Но, умерев на кресте и воскреснув из мертвых, Иисус понес наказание за грех и разрушил власть греха над теми, кто был в Нем (Римлянам 8:1-3).
Бог призывает грешников свернуть со своего пути и следовать за живым Господом Иисусом в покаянии и вере (Луки 24:46-47). Мы не можем спасти себя. Только те, кто отворачиваются от греха и доверяют Сыну Божьему, спасаются от греха и вечной смерти.