Бог создал нас зачем: Зачем Бог создал нас?
Содержание
Зачем Бог создал нас? Сергей Худиев о смысле жизни – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Одна из величайших фигур в истории нашей цивилизации — Сократ, отличался тем, что задавал вопросы о вещах, которые все остальные считали само собой разумеющимися — например, «что есть справедливость?» или «что есть красота?». Некоторые из этих вопросов сильно раздражали сограждан — и Сократ оказался перед судом. Его защитительная речь дошла до нас; а в ней — знаменитые слова «Неиследованная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой». Эти слова стали девизом всей европейской философии. Что же такое «неисследованная жизнь»? Это жизнь, проходящая как бы в спячке, когда человек просто не задумывается о «больших вопросах» — как их, тысячелетия спустя, обозначил немецкий мыслитель Иммануил Кант, «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Можно жить повседневными радостями и огорчениями, мелкими конфликтами и страстями, как будто под наркозом перемещаясь от рождения к старости и смерти.
Можно проснуться и задуматься — что я здесь делаю? Для чего мне дана жизнь? Есть ли у меня надежда на что-то большее? Один из таких больших вопросов — вопрос о происхождении. Мы знаем, что мироздание существует. Мы знаем, что мироздание упорядоченно, в нем есть лад и устройство, которое ученые могут описать на языке математики. Мы знаем, что мироздание прекрасно — осенний лес, млечный путь, встающий над горами, бескрайнее море…
Уже очень давно — в той же Древней Греции — люди задумывались над причиной всего этого. Почему все это существует? В чем источник этого порядка и красоты? Люди видели за всем этим какой-то творящий Разум — не слепые силы, а Кого-то, кто привел вселенную в бытие (или, по крайне мере, упорядочил), кого-то, кто любит красоту, гармонию и порядок. Но, несмотря на эти прозрения философов, греки, как и другие народы были политеистами и поклонялись множеству богов, чаще всего связанных с силами природы.
Пока философы пребывали в догадках — иногда гениальных, иногда ошибочных — Бог, о котором они догадывались, открылся, заговорил, напрямую обратился к людям. Сначала — к одному человеку, по имени Авраам, о чем подробно повествует библейская книга Бытия. Это был не один из богов, а единый истинный Бог, сотворивший небо и землю. Бог установил с людьми определенные отношения — то, что Библия называет «Заветом». Так началась история Откровения.
То, о чем смутно догадывались лучшие из языческих философов, было открыто ясно. Мироздание существует, оно упорядочено и прекрасно, потому, что у него есть Создатель.
Бывают истины, которые никто особенно не оспаривает — потому что это никому не нужно. Они ни на что не влияют. Но одна истина — истина о Боге-творце — меняет все. Как мы живем и как мы умираем, что мы полагаем важным, а что нет, как мы видим себя, друг друга и мир в целом.
В наши дни довольно распространен взгляд, которому многих из нас учили в советской школе — Бога нет, есть только материя, которая вечно движется по своим неизменным законам.
Это взгляд хорошо выражает, например, французский ученый Жак Моно: «Человек должен наконец пробудиться от тысячелетнего сна, и, пробудившись, он окажется в полном одиночестве, в абсолютной изоляции. Лишь тогда он наконец осознает, что, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира. Мира, глухого к его музыке, безразличного к его чаяниям, равно как и к его страданиям или преступлениям… Человек наконец сознает свое одиночество в равнодушной бескрайности Вселенной, из которой он возник по воле случая». И, наверное, еще лучше — русский поэт Георгий Иванов:
Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.
Хорошо — что никого,
Хорошо — что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.
Все человеческие надежды, мечты, надежды и страхи — побочный продукт электрохимических реакций в коре головного мозга, которые навсегда прекратятся в момент физической смерти. Мироздание бесцельно и лишено какого бы то ни было смысла. Как сказал известный атеистический публицист Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия». Слепые и бессмысленные силы, приведшие нас в бытие, также слепо и бессмысленно нас уничтожат.
Библейское откровение прямо противоположную картину:
«Псалом хвалебный. Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род» (Пс. 99:1-5)
Мир сотворен Богом — инфузории и Архангелы, травинки и галактики, песчинки и люди, все, что мы видим — и что мы не видим. Бог замыслил и создал его, как писатель создает роман или композитор — симфонию. Разница тут в том, что писатель использует язык, и, как правило, образы, которые существовали до него, композитор не является создателем звуков — он только расставляет их определенным образом. Бог творит мир из ничего. Все, что существует только потому, что Бог так пожелал. Как поют спасенные в Книге Откровения, «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11)
Что это означает на практике? Очень много глубоко практических вещей, касающихся нашего достоинства, свободы, предназначения и надежды. Но об этом мы поговорим в следующих колонках.
Смотрите также:
Зачем Бог создал нас?
Кто лучше: гастарбайтер или нобелевский лауреат?
Зачем Бог меня сотворил? И в чем смысл создания Вселенной? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 14 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В наше время многие верят, что во Вселенной нет ни смысла, ни цели — только механическая работа бездумных природных сил, которые слепо привели нас в бытие и так же слепо уничтожат. Но христианская вера говорит о другом — во Вселенной разворачивается предвечный замысел любящего Создателя, направленный к нашей вечной жизни и вечной радости. Мы попробуем обозначить его основные этапы.
Творение
Вселенная, в которой мы живем, непредставимо огромна. Мы пользуемся разными единицами для измерения расстояний — в нашей квартире они измеряются метрами, в производственном помещении — десятками метров, в городе — километрами. Когда мы выходим за пределы нашей планеты, мерить километрами становится неудобно. Расстояние до Луны (среднее, потому что она обращается по эллиптической орбите) составляет 384400 километров; до Солнца — 149 600 000 километров. Поэтому астрономы за единицу измерения дальности приняли световой год. Это — расстояние, которое луч света — самое быстрое, что нам известно, — двигаясь со скоростью примерно триста тысяч километров в секунду, покрывает за год. До Солнца — восемь с половиной световых минут. До ближайшей к нам звезды (Альфы Центавра) — примерно четыре световых года. Размеры известной нам Вселенной составляют, насколько ученые могут подсчитать, десятки миллиардов световых лет.
В галактике — звездном скоплении, — к которой принадлежит наше Солнце, — несколько сот миллиардов звезд. Общее число галактик оценивается примерно в двести миллиардов. Древний псалмопевец говорит с благоговейным изумлением: Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс 8:4, 5). У нас еще больше оснований изумляться, чем у него, потому что мы разделяем его веру в то, что всё существующее — все эти бесчисленные звезды и галактики, всё, что мы видим и всё, что недоступно нашему взору, — создано Богом.
Бог, создающий Вселенную с помощью циркуля. Миниатюра из французской Библии. 1220—1230 гг. Австрийская Национальная библиотека, Вена
Мы, люди, созданы по образу Божию и наделены способностью к творчеству; мы примерно понимаем, что значит «творить». Писатель творит роман, художник — картину, композитор — симфонию. В каком-то отношении их творчество похоже на творчество Бога. Они вызывают к бытию то, чего не было раньше; их творения существуют только благодаря их воле и замыслу. Но есть и принципиальные отличия. Автор пишет на языке, который возник задолго до него; художник использует цвета и краски, которых он не создавал; композитор располагает в новом порядке звуки, которые не он придумал. Бог творит из ничего — Он не приводит в порядок какой-то уже существующий материал; абсолютно всё существующее в мироздании — время и пространство, цвета и звуки, мотыльки и архангелы — призвано в бытие из ничего Его творческой волей.
Роман или картина не исчезнут, если авторы про них забудут; материя холста и красок — как и книжных страниц — существует независимо от них. Но Вселенная каждое мгновение своего существования нуждается в Боге, и именно Он поддерживает в бытии каждый ее атом.
У людей бывают разные причины, чтобы творить, и нередко они просто пытаются восполнить какие-то свои нужды. Приобрести внимание других людей, социальный статус, просто заработать себе на хлеб. Это не обязательно плохо — многие изумительные шедевры были созданы потому, что художникам надо было кормить свои семьи. Однако даже в человеческом творчестве присутствует радость созидания как такового.
Бог творит не по необходимости — у Него нет нужд, которые Он искал бы восполнить. Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух — изначально обладает всей полнотой бытия, жизни, радости и любви.
Творение есть абсолютно свободный, ничем не вынужденный акт щедрости. Бог пожелал — при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости (Иов 38:7) — разделить благо бытия с другими — с ангелами, людьми, мирозданием в целом.
Он терпеливо выращивал этот огромный сад — кварки, элементарные частицы, молекулы, минералы, затем растения и животных, — чтобы в него вошел тот, кто должен возделывать и хранить его, — человек, созданный по образу Божию.
Таинственное существо, принадлежащее к двум мирам — к миру материальному и миру духовному.
Люди глубоко укоренены в этом материальном мире, но у них есть нечто радикально иноприродное — бессмертная душа. Человек занимает совершенно особенное, центральное положение в творении Божием, объединяя и скрепляя собой эти два мира.
Как сказал поэт,
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Но этим особенное положение человека в созданной Богом Вселенной не исчерпывается. Неживая материя неизменно повинуется законам, установленным Создателем; растения следуют своей генетической программе, животные — инстинкту. Человеку дано нечто гораздо большее — способность видеть себя со стороны, сказать «я», свобода — способность быть подлинным автором своих действий, способность к переживанию красоты и смысла, добра и правды, способность и стремление к познанию мира, и самое главное — способность вступить в доверительные, личные отношения с его Создателем, сказать Ему: «Ты, Господи!».
Все сотворенное по-своему отражает славу Божию, принимая благоволение Божие и питаясь Его благодатью; человек создан, чтобы отразить ее совершенно особым образом — не только принять Любовь Божию, но и вернуть Ему свою. Каждый мужчина и каждая женщина созданы, чтобы сделать это по-своему, и все вместе — чтобы познать и возлюбить Бога и возрадоваться Ему (и друг другу) вовеки. Мироздание приведено в бытие, чтобы быть домом и садом для вечной и бесконечно счастливой любви людей, ангелов и всех творений, семьи, глава которой — Бог.
Падение
Счастье в человеческой семье требует некоторых очевидных условий. Во-первых, люди должны согласиться быть счастливыми. Никого нельзя сделать счастливым в отношениях с другими помимо его (или ее) воли. Никто не может дать семейного счастья женщине, которая просто не хочет вступать в брак — каким бы идеальным ни был ее жених. Во-вторых, счастье предполагает личный рост — мы меняемся, делаемся другими, чтобы вместить это счастье. А растем мы, принимая решения, проявляя свою свободу; мы выбираем между верностью и изменой, заботой о других и капризным эгоизмом, доверием Богу или отказом Ему доверять.
Мы не станем честными и верными, пока у нас не будет возможности проявить честность (а значит, иметь возможность украсть — и не сделать этого) или верность (а значит, иметь возможность совершить предательство — и отказаться его совершать). Нельзя быть верным Государю, который ничего Вам и не доверял. Мы вырастаем в людей, способных к счастью — даже временному, тем более вечному — когда на каждом повороте добровольно избираем путь, который ведет к нему.
Но поскольку мы обладаем подлинной свободой и сами являемся авторами своих решений, мы можем выбрать и ложный путь. Мы можем выбрать несчастье. И наши прародители сделали именно это. И мы продолжаем это делать сейчас. Всё наше бытие несет на себе печать катастрофы космических масштабов, которую Церковь называет грехопадением. Именно эта катастрофа является причиной всего зла — всей боли, горя, потерянности и отчаяния нашего мира. Грех — не просто плохой поступок или совокупность плохих поступков; это глубокая порча самой человеческой природы, которая проявляет себя в конкретных актах зла, как, например, алкоголизм проявляет себя в конкретных актах выпивки. Иногда веру в испорченность человека и мира находят «мрачной». На самом деле, она полна светлой надежды — мы полагаем, что нынешнее состояние мира и нас самих ненормально, что мы созданы для чего-то намного лучшего, что в основании реальности лежит Божия любовь, создавшая нас для безграничного счастья, а несчастья, переживаемые людьми сейчас, есть проявление глубоко недолжного состояния мира. И мы верим в то, что это состояние будет исправлено.
Искупление
Искупление — очень обширное и многозначное понятие. Мы говорим, что кто-то искупил свою вину, когда он сделал — или претерпел — что-то, что позволяет исправить последствия его поступков и восстановить его отношения с людьми. Например, преступник отбыл положенное ему наказание, дурной человек исправился и приложил усилия к тому, чтобы загладить причиненное им зло, тот, кто нанес материальный ущерб, полностью за него расплатился. Но в искуплении, когда в него вмешивается Бог, появляется и другая сторона— оно не просто нейтрализует последствия совершенного зла, оно превращает их в почву, на которой растет какое-то новое добро. Один из примеров мы можем найти в Библии: это история Иосифа, которого братья из зависти продали в рабство вЕ гипет, где он после ряда событий занял высокое положение при дворе фараона и, благодаря свой вере и предусмотрительности, спас множество жизней, в том числе— своих братьев. Как говорит он своим братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей (Быт 50:20).
Распятие Спасителя
Испания, конец X века
Я знаю человека, который был героиновым наркоманом — он причинял великий вред себе и тяжкое горе своим родным. Он шел обычным в таких случаях путем: от редкого употребления ко все более частому, от меньших доз — к большим, от относительного житейского благополучия — к полному разорению и конфликтам с законом. Настал, однако, момент, когда он понял, что умрет, и очень скоро. Тогда он возопил к Богу о спасении и обратился за помощью — духовной и медицинской — в преодолении своего порока. Сейчас он уже давно не употребляет наркотики и работает в организации, которая оказывает помощь наркоманам. Его собственный страшный опыт дает ему возможность помогать другим людям, которые находятся в том же положении. Зло, которое он совершил в своей жизни, было не просто прощено и забыто после того как он покаялся и обратился к Богу, — опыт его преодоления оказался фундаментом для добра, которое иначе он не мог бы совершить. Бог одерживает победу над злом не тем, что совершенно не дает ему происходить (это значило бы лишить тварный мир самостоятельности, а людей — свободного произволения), а тем, что прекращает зло, а его последствия обращает в добро.
Бог трудится над искуплением падшего мира — многими, часто неизвестными нам и таинственными путями. Но центральные события истории спасения нам хорошо известны — они произошли около двух тысяч лет назад на Ближнем Востоке, в Палестине.
Им предшествует долгая подготовка — Бог избирает Себе народ, древний Израиль, общину верующих, которой Он открывается как единый и единственный Бог, Творец всего сущего. Он долго ведет этот народ и терпеливо учит его отвергать ложных языческих богов и хранить верность только Ему. Он также обещает через пророков приход Спасителя, который избавит людей от зла и греха и положит начало мессианской эре — эре восстановленной близости между людьми и Богом, эре мира и гармонии. Обо всем этом очень подробно повествует часть Библии, которую мы называем Ветхим Заветом; а Новый Завет начинается с события, ради которого все это совершалось. Вера ветхозаветного народа Божия достигает своей вершины в Деве по имени Мария, Той, которую, по Ее пророчеству, ублажат, то есть благословят и прославят, все поколения, потому что она станет Матерью Господа.
Через Нее сам Бог входит в сотворенный Им мир Человеком по имени Иисус из Назарета. Он становится эмбрионом, младенцем, ребенком, юношей, мужчиной. Бог-Сын становится Сыном Человеческим, человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Он входит в нашу историю изнутри, как один из нас, чтобы — как говорит Он сам — послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45). Мы не можем искупить себя, загладить свои грехи, восстановить наши отношения с Богом — это делает сам Бог в лице Иисуса Христа. Праведность проявляется в испытаниях; предельная праведность — перед лицом предельного зла. Любовь Божия сражалась за нас — и победила — когда мы возненавидели ее и распяли. Как говорит апостол, — Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим 5:6–8).
Величайший ужас и трагедия — предательство и убийство Сына Божия — оборачивается величайшим торжеством — Его воскресением.
Бог обращает смерть в жизнь, поражение в победу, безутешную скорбь — в вечное ликование. Силы греха и зла против своей воли служат лишь раскрытию любви Божией — теперь мы знаем Бога не только как Творца и Промыслителя, но и как Искупителя. Так, подобно ужасу Страстной Пятницы, все ужасы мира будут не просто изглажены — их преодоление послужит фундаментом для чего-то немыслимо радостного и прекрасного.
Царство
Царство Божие обычно понимается либо как место, куда спасенные отправляются после смерти, либо как полностью преображенное состояние мироздания, которое водворится после того, как весь этот мир переживет Суд Божий и окончательное разделение спасенных и погибших. То и другое не совсем верно. В притчах Господь описывает реальность Царства как посюстороннюю и уже присутствующую в мире.
Поклонение Агнцу
Испания, конец X века
Его присутствие описывается не как внезапная перемена, а как постепенный, долгий, даже незаметный для посторонних процесс роста — в притче о плевелах речь идет о том, как «взошла зелень и показался плод», в притче о горчичном семени — о том, как из маленького семени растет большое дерево, в притче о закваске — о том, как закваска постепенно меняет всё тесто.
Для тех, кто не хочет его видеть, Царство остается «неприметным», как говорит Господь: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:20,21). Царство — это реальность, уже присутствующая в мире, которая со времени прихода Господа долгое время (дерево не растет за одну ночь) растет и развивается. Царство (возможно, было бы лучше перевести как «царствование») — это Церковь, реальность, в которой Христос царствует в жизни своих верных. В этом отношении Царство уже пришло с Воплощением, Проповедью, Смертью, Воскресением, Вознесением Спасителя и Сошествием Святого Духа.
Мы решаем — здесь и теперь — хотим мы сделаться подданными Царства или нет, принять совершенное Христом Искупление или нет. Бог обратил наркоманский опыт моего знакомого ко благу, когда он покаялся и обратился к Богу — и, если бы он отказался это сделать, он бы погиб. Христос может обратить самые горькие, страшные и даже позорные моменты нашей жизни ко благу — если мы предадим нашу жизнь Ему; Он может сделать нас подданными Своего Царства, если мы только Его примем.
В благочестивой семье, где все любят друг друга, в церковной общине, где люди трудятся над созиданием подлинного братства, мы уже видим острова Царства, оно уже проступает через реалии падшего мира.
В начале ХХ века были богословы, которые полагали, что Царство постепенно и плавно утвердится в жизни человечества по мере того, как евангельская закваска изменит нравы сначала в развитых христианских странах, потом и во всем мире. Такой взгляд был, с одной стороны, слишком пессимистичным, с другой — слишком оптимистичным. Человеколюбивое общество, отмеченное мягкими и кроткими нравами — это очень хорошо, но Бог уготовал нам нечто неизмеримо большее. Евангелие много содействует улучшению нравов, но возвещает оно — вечную жизнь. С другой стороны, ужасы ХХ века показали реальность сил зла и греха в мире и поставили под вопрос наивную веру в неотвратимый постепенный прогресс. Да, в 1911 году любой, кто рассказал бы о событиях последующего полувека, показался бы мрачным, гротескным фантазером, если не безумцем. Но мы знаем, что последовало за этим — кровавые войны, революции, утверждение неслыханных в истории идеологических тираний, массовые преследования и геноцид.
Поэтому гораздо разумнее держаться того, что прямо возвещается в Писании и Предании — Царство сделается явным и утвердится над всею землею, но только после ряда катастрофических событий, когда силы зла и противления предпримут последнюю — и, даже, как покажется на какое-то время, успешную — попытку утвердить свою власть над миром, и, главное, над умами и сердцами людей.
Эти силы найдут себе главу в лице всемирного диктатора, который будет претендовать не только на политическую власть, но и на религиозное поклонение — того, кого святой апостол Павел называет «человеком греха» и «сыном погибели», а апостол Иоанн — Антихристом. Его правление, однако, продолжится недолго — Господь Иисус положит ему конец, когда вернется во славе, чтобы судить живых и мертвых и преобразить всё лицо мира.
Жизнь будущего века
Наступит день, когда человеческая история, какой мы ее знаем, завершится. Время борьбы и испытаний, сомнений и страданий останется позади. Истинный Царь, Господь и Спаситель наш Иисус Христос, явится во славе, и Его Царство утвердится уже совершенно явным образом. Мертвые воскреснут, и все мы пожнем плоды того выбора, который совершили при жизни. Но это будет не конец — это будет начало. Утро незаходящего дня наступит после долгой и бурной ночи; усопшие в надежде воскресения и жизни вечной пробудятся, чтобы увидеть осуществление этой надежды. Как говорит Писание, И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! …И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Ис 25:9, Откр 21:4).
Наши глубочайшие надежды осуществятся, наша жажда будет утолена, все творение будет исцелено. Мы увидим, как слава и радость спасенного мира будет больше, чем слава и радость первозданного.
Спасенное человечество будет вечно жить в доме своего Отца и с любовью возделывать Его сад. Мы не можем описать это в подробностях — наш язык неизбежно спотыкается при попытке говорить о реальности будущего века, но иногда Бог дает нам предчувствовать это; иногда нам помогает в этом красота природы или доброта людей, или творения великих композиторов и художников. Жизнь христианина — это жизнь в надежде и ожидании; мы знаем, что Божий замысел совершится, что любые скорби временны, а радость — вечна, и мы уже узнаем отблески этой радости в нашей душе.
Зачем Бог создал нас?
Аудиозапись
Для чего Бог создал нас? Это великий и славный вопрос, и он затрагивает самые большие вопросы в нашей жизни, о которых мы когда-либо могли спросить. Это также сегодняшний вопрос от слушательницы APJ по имени Натали. Она пишет: «Пастор Джон, большое спасибо за этот подкаст. Я слушаю каждую серию. Я мыслитель, наверное, слишком много думающий. И в последнее время мой разум останавливался на достаточности самого Бога, что Он не нуждается ни в ком и ни в чем, что он создает. Я подтверждаю Деяния 17:25 и Псалом 50:7–15. Но вот вопрос, на который я не могу ответить, пастор Джон: зачем Бог создал нас?»
Этот вопрос очень важен, как по теологическим и философским причинам очень высокого уровня, так и потому, что когда сегодня утром в 5:00, 6:00 или 7:00 прозвенит будильник, то, как вы ответите на этот вопрос, разница в том, почему вы встаете с постели.
Самодостаточный
Итак, на теологическом и философском уровне вопрос важен, потому что то, как вы ответите на него, оказывает огромное влияние на то, как вы понимаете природу самого Бога; то есть, что значит быть Богом? Технический термин, который люди здесь обсуждают, — это Божья девятка.0007 асити . Слово aseity построено на латинских словах a , что означает «от», и se , что означает «сам». Итак, слово означает «от самого себя».
Сущность Бога есть его существование из самого себя; то есть он существует без влияния, вклада, ресурсов, сил или чего-либо извне. Или, сокращенно говоря, aseity на обычном английском языке будет Божья самодостаточность . Это важно, потому что библейский образ Бога таков, что Он совершенен, достаточен и безупречен, без каких-либо дефектов или недостатков в себе самом. Это означает, что до того, как было какое-либо творение, и отдельно от любого творения, и независимо от любого творения, Бог был полностью и безупречно Богом.
«Творение не сделало Бога еще большим Богом и не улучшило его совершенство».
Подумайте, например, об Исходе 3:14, где Моисей спрашивает Бога, что ему следует сказать народу Израиля, когда они спросят его: «Кто послал тебя?» И Бог говорит Моисею: «Я есть тот, кто я есть». И он сказал: «Скажи это народу Израиля: «Я есмь послал меня к вам». Другими словами, само имя Бога, Яхве (которое построено на глаголе «Я есмь» и встречается более шести тысяч раз). в Библии) — каждый раз, когда вы читаете имя, обычно переводимое с большой буквы L-O-R-D в английских версиях, само это имя свидетельствует об абсолютном существовании Бога в себе самом. «Я. Это мое имя. Я есть: я ни от кого не завишу, чтобы быть тем, кто я есть. Я абсолютная реальность. У меня не было начала. У меня не будет конца. А по отношению к творению я не становлюсь тем, что я есть».
Многие люди, особенно теологи процесса, думают, что Бог становится Богом, что он все время становится лучше; он растет до того, что значит быть Богом. Создавая мир и взаимодействуя с миром, он становится лучше. Не так говорит Библия. Это не так, как я думаю. Я не думаю, что мы должны так думать о Боге. Мы не можем улучшить Бога. Он не может улучшиться. Он говорит: «Я есть. Я всегда был полностью, совершенно, безупречно Богом прежде и отдельно от всего творения». Вот что утверждает и защищает учение об асити, или самодостаточности Бога. И я думаю, что это библейская реальность, в которую мы должны верить и подчеркивать.
Тринитарная полнота
И я думаю, что библейская реальность и учение о Троице — Бог есть Отец, Сын и Святой Дух — необходимы для этой доктрины самодостаточности Бога. Потому что в отношениях между Отцом, Сыном и Духом Троица подразумевает, что Бог есть любовь и всегда был любовью. Библия говорит: «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:16). Он всегда был любовью. До того, как появился мир для любви, Бог был любовью.
Божественный Сын есть и всегда был, в общении Троицы, Божьим образом и Божьим наслаждением. В Библии он назван обоими. Иисус, прежде чем он стал воплощенным Иисусом Христом, был Сыном Божьим. И в общении вечной, вечной Троицы он был совершенным образом Бога, и он был наслаждением Бога. Богу не нужно было создавать мир, чтобы иметь полную, удовлетворяющую радость в общении Троицы.
Таким образом, доктрина асейти, или самодостаточности Бога, не только защищает самодостаточность и абсолютность Божественности Бога от любых предположений, что творение необходимо для его бытия (в этом опасность: думать, что творение является частью его бытие и его бытие совершенны), но асность также защищает Божью природу как Троицу полностью удовлетворенных личностей, вечно радующихся друг другу независимо от творения.
Нет случайности в Боге
Все это подразумевает отрицание: Бог сделал , а не создают мир из любого недостатка или дефекта. Творение не сделало Бога еще большим Богом и не улучшило его совершенство. Поэтому мы спрашиваем: «Есть ли способ ответить на вопрос, почему он создал вселенную? Описали ли мы сущностное бытие Бога, Его тринитарную полноту и Его блаженство таким образом, чтобы практически исключить любой мотив сотворения мира, любой мотив, который не скомпрометировал бы Его самодостаточность?»
«Бог делает все, чтобы сообщить и показать Своим творениям Свою славу».
Я думаю, что было бы большим бесчестьем для Бога, если бы мы сказали, что сотворение вселенной было просто случайным или причудливым, без цели, без мотива, без мудрого и целенаправленного замысла или мотива вообще, чтобы эта цель или мотив не были каким-то образом истолковывается как Бог, наконец, счастлив. «У него есть творение, которое он любит», или что-то в этом роде. «Через творение он завершает себя». Было бы большим бесчестьем для Бога сказать, что Он не мог творить с мотивом, мудростью и замыслом, не подвергая опасности Свою Божество .
Так что этот ответ на вопрос, почему он создал мир, я думаю, назвали бы ересью — как будто он был просто причудливым, не имел смысла, не имел в себе замысла, мотива, мудрости. Вот почему так важно учение об асиитии Бога, чтобы защитить нас от этой ереси.
Любовь переполняет
Как же тогда мы ответим на вопрос, зачем Бог создал? И я перехожу к такому отрывку, как Исайя 43:6–7 (и их гораздо больше), помня, между прочим, что каждое обетование Ветхого Завета для нас, христиан, да во Христе (2 Коринфянам 1:20). . Для всех, кто верит во Христа, ветхозаветные обетования верны. Исаия 43: 6–7 говорит: 9.0005
Приведи сыновей моих издалека
и дочерей моих от края земли,
всех, кто зовется именем Моим,
которых Я сотворил для славы Моей,
которых Я образовал и сотворил.
Теперь, на основании этого текста и многих подобных ему, я вижу, что через всю Библию пронизывает учение о том, что Бог делает все, чтобы сообщить и показать Своим творениям Свою славу, Своё величие, Свою красоту, Свою ценность. Всю панораму своих совершенств он сообщает, показывает своим творениям, как избыток своей любви.
И я очень быстро добавлю: причина того, что сообщение и проявление Божьей славы является избытком Его любви, заключается в том, что эта слава в высшей степени радует человеческое сердце и в высшей степени отражает величие Бога. Или сказать это моими любимыми словами, которые ты знаешь, Тони, и которые мы любим вместе: Бог больше всего прославляется в нас, когда мы больше всего удовлетворены в Нем. Вечная любовь Бога в общении Троицы была совершенно удовлетворяющей Бога, прославляющей Бога радостью. Прежде чем было какое-либо творение, Божья полнота была проявлена для Бога среди лиц Троицы. И полнота Божия была неувядаемым наслаждением Лиц Троицы.
«Природа полноты божественной любви состоит в том, чтобы делиться собой. Вот какова любовь в Боге».
И это то, что он сообщил в творении нам, своему народу. Он дал всем, кто хотел, всем, кто хотел получить это как свое сокровище, он дал нам долю в богопрославляющей, богопрославляющей радости, которую Бог имеет в Боге. А если еще сильнее надавишь на меня и скажешь: «Но почему? Зачем он это сделал, если был так сыт и счастлив без творения?» Я бы сказал, что природа полноты божественной любви состоит в том, чтобы делиться собой. Именно такова любовь в Боге. И это разделение не является завершением Бога или улучшением Бога. Джонатан Эдвардс, я думаю, сказал это наиболее памятно, когда сказал: «То, что фонтан склонен к переполнению, не является аргументом в пользу пустоты или недостаточности фонтана».
Божья цель — и наша
Когда будильник прозвенит сейчас в 5:00, или в 6:00, или в 7:00 завтра утром, вы можете знать, и это славно — индивидуально, лично, экзистенциально так важно — вы можете знать цель, для которой Бог создал вас и почему вы должны вставать с постели. Мы существуем, чтобы видеть, наслаждаться и показывать красоту, ценность и величие Бога в каждой сфере нашей жизни. Павел сказал: «Едите ли вы, или пьете [другими словами, в самых повседневных делах], или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Коринфянам 10:31).
Мы существуем, чтобы привести нашу жизнь в соответствие с целью Бога в творении, а именно с Его целью передать Свою славу в избытке Его прославляющей Бога и удовлетворяющей душу любви. И вот как выглядит это выравнивание: мы возвеличиваем Божью славу, находя, что Он — самая удовлетворяющая реальность во вселенной.
Зачем Бог создал нас?
Зачем Бог создал нас?
BY
ДЖОН Д. МОРРИС, доктор философии.
|
ПОНЕДЕЛЬНИК, 1 ИЮЛЯ 2002 ГОДА
Некоторые вещи невозможно полностью понять. Бесконечные вещи, вечные вещи, вопросы владычества Бога — они выходят за пределы нашего ограниченного и временного разума. Например, почему Он создал нас? Конечно, Он не нуждается в нас, ибо Он существовал в совершенной любви и единстве еще до того, как сотворил время. Более того, Он даже заранее знал, что Его образ, воссозданный в человеке, отвергнет Его и Его Царство над их жизнями, что приведет к немыслимой боли, страданию и смерти всего, что находится во власти человека. В качестве последствий он предвидел разрушительные мутации, изнурительные травмы, разрушительный рак и т. д. Мы можем приблизиться к ответу на этот неразрешимый вопрос, только следуя указаниям, данным в Писании.
В более глубоком смысле Бог знал, что грех человека заставит Его единородного Сына умереть немыслимо ужасной смертью в качестве жертвенной платы за грех человека, и что неблагодарный человек даже осуществит казнь, ибо Писание называет Его Сына «Агнцем». закланных от создания мира» (Откровение 13:8). Чтобы совершить эту вполне достаточную жертву, Сын добровольно отложил аспекты Своего божества и «принял образ раба и сделался подобным человекам» (Филиппийцам 2:7), навсегда ограничив Себя только телесная форма. Зачем Ему это делать? Если бы мы не были созданы, в этом не было бы необходимости. Почему Он создал нас?
Хотя мы никогда не сможем полностью ответить на этот вопрос, полезно признать, что ответ придет только тогда, когда мы узнаем характер и атрибуты Бога. Прежде всего, Бог есть Бог любви, и любовь должна проявляться, изливая ее на объект этой любви. Его благодать приходит только к тем, кто заслуживает наказания, и проявление Его любви, благодати и милосердия не имеет себе равных среди людей.
Но в Своей любви Он желал взаимной любви, поэтому Он создал человека по Своему образу. Человеку была дана возможность откликнуться на Божью любовь или отвергнуть ее. Вначале человек наслаждался полным общением с Богом, но вскоре отверг Его, что привело к гибели всего творения. Это не входило в намерения Бога, поэтому Он осуществил Свой план творения, чтобы выполнить его намеченную цель.
Возможно, самое грандиозное изложение Его замысла можно найти в Откровении 4:11, где мы видим, как небесные существа собираются в Его хвале, говоря: «Достоин Ты, Господи, принять славу, честь и силу, ибо Ты сотворил все сущее». , и для твоего удовольствия они созданы и были созданы». И вот оно! Бог создал нас для Своего удовольствия, для Своей конечной благой воли, потому что это лучшее, по Его мнению.
К сожалению, нынешний мир с грехом и наказанием за него, пронизывающим все вещи и процессы, временно испытывает отсрочку Его окончательного плана, но он не будет сорван навсегда. Снова будут «новые небеса и новая земля, на которых обитает правда» (2 Петра 3:13). Это Его план, цель и удовольствие.
Таким образом, имеет смысл, что Он сотворил вещи, как сказано в Писании, упорядоченно и быстро. Он не использовал бы миллиарды лет, чтобы творить по Своему образу, и уж точно не использовал бы смерть, боль, вымирание и выживание сильнейших. Это результаты греха и не приносят Ему никакого удовольствия.
Процитируйте эту статью: Джон Д. Моррис, к.т.н. 2002. Почему Бог создал нас? Акты и факты . 31 (7).
Последние
НОВОСТИ
АКТЫ И ФАКТЫ
ПОДКАСТЫ
НОВОСТИ
Топливо для вариации
В популяциях животных гораздо больше различий, чем предполагали эволюционисты. Исследование международной исследовательской группы и Лейбниц…
АВТОР: FRANK SHERWIN, D.SC. (HON.)
НОВОСТИ
Странное млекопитающее «нарушает и даже нарушает множество правил»…
Теория эволюции снова подверглась сомнению, на этот раз в отношении уникальной окаменелости млекопитающего, обнаруженной в Восточной Африке: «Команда из 14 международных…
АВТОР: ФРЭНК ШЕРВИН, Д.Ю.Н. (HON.)
ACTS & FACTS
Kids Edition: Created in God’s Image
Привет, дети! Специально для вас мы создали специальное приложение Acts & Facts! Мы надеемся, что вы получите удовольствие, выполняя задания и узнавая, как Бог создал творение. ..
ДЕЙСТВИЯ И ФАКТЫ
Детское издание: Погода
Привет, дети! Специально для вас мы создали специальное приложение Acts & Facts! Мы надеемся, что вы весело проведете время, изучая, как Бог создал творение…
АКТЫ И ФАКТЫ
Детское издание: Планета Златовласки
Привет, дети! Специально для вас мы создали специальное приложение Acts & Facts! Мы надеемся, что вы получите удовольствие, выполняя задания и узнавая, как Бог создал творение…
ДЕЙСТВИЯ И ФАКТЫ
Детское издание: Космос
Привет, дети! Специально для вас мы создали специальное приложение Acts & Facts! Мы надеемся, что вы весело проведете время, изучая, как Бог создал творение…
ACTS & FACTS
Kids Edition: Horses, of Courses
Привет, дети! Специально для вас мы создали специальное приложение Acts & Facts! Мы надеемся, что вы получите удовольствие, выполняя задания и узнавая, как Бог создал творение…
ДЕЙСТВИЯ И ФАКТЫ
Детское издание: Amazing Creatures
Привет, дети! Специально для вас мы создали специальное приложение Acts & Facts! Мы надеемся, что вы весело проведете время, изучая, как Бог создал творение.