Богоматерь одигитрия икона: Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери

Разное

Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери

10 августа Церковь установила праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Содержание статьи

  • Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности
  • Идея образа Одигитрии
  • История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»
  • Иконы

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что  образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Читайте также — Тихвинская икона Божией Матери

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал  Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

Читайте также — Владимирская икона Божией Матери

Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Иконы

Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1482 г. ГТГ, Москва

Дионисий (?). Богоматерь Одигитрия с Троицей и избранными святыми. Конец XV в. ГТГ, Москва

Богоматерь Одигитрия Смоленская. Ярославль. 1564 г. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей.

Смоленская икона. Палех. XVII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Богоматерь Одигитрия Смоленская. 2-я половина XIX в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва

Смоленская икона над могилой М.И. Кутузова в Казанском соборе, Спб.

1 Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6.


Вы прочитали статью Смоленская икона Божией Матери — Одигитрия. Мы предлагаем Вам ознакомиться со следующими материалами:

  • Казанская икона Божией Матери
  • Икона Богоматери «О тебе радуется»
  • Иерусалимская икона Божией Матери

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ОДИГИТРИЯ • Большая российская энциклопедия

ОДИГИ́ТРИЯ (греч. ‘Οδηγήτρια – Пу­те­во­ди­тель­ни­ца), ико­но­гра­фич. тип Бо­го­ро­ди­цы; чти­мая пра­во­слав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.

«Поклонение иконе Одигитрии. Акафист Богородице. 24-я строфа». Между 1366 и 1371. Фреска храма Великомученика Димитрия Маркова монастыря в Македонии.

Икона «Богоматерь Одигитрия». Мозаика. 1-я четв. XIV в. Национальный археологический музей (София).

Ико­но­гра­фич. тип О. пред­став­ля­ет со­бой об­раз Бо­го­ма­те­ри, дер­жа­щей на ле­вой ру­ке Мла­ден­ца Хри­ста и мо­лит­вен­но ука­зы­ваю­щей на Не­го пра­вой ру­кой; Мла­де­нец бла­го­слов­ля­ет пра­вой ру­кой, в ле­вой ру­ке дер­жит сви­ток. Са­мым рас­про­стра­нён­ным яв­ля­ет­ся по­яс­ной ва­ри­ант изо­бра­же­ния, час­то со­про­во­ж­дае­мый эпи­те­том ἡ ὁδηγήτρια. К это­му же ти­пу от­но­сят изо­бра­же­ния в рост, а так­же по­груд­ные (напр., Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри). По мне­нию Н. П. Кон­да­ко­ва, в ос­но­ве ико­но­гра­фии О. ле­жит изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем в рост, ко­то­рое встре­ча­ет­ся в па­мят­ни­ках с 6 в. (мо­заи­ка ц. Бо­го­ма­те­ри Ан­ге­лок­ти­сти на Ки­пре, 6 в.; ми­ниа­тю­ра Еван­ге­лия Рав­ву­лы, 586). Ико­ны Бо­го­ма­те­ри О. ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны на Бал­ка­нах, на Ру­си, на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке и За­па­де. Мно­гие из них про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. По­зы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца, смот­ря­щих пря­мо пе­ред со­бой или об­ра­щён­ных друг к дру­гу (по клас­си­фи­ка­ции серб. ис­сле­до­ва­тель­ни­цы М. Та­тич-Джу­рич, этот тип при­ня­то на­зы­вать Пе­рив­леп­та – «Пре­слав­ная» или «Пре­крас­ная»), мо­гут слег­ка варь­и­ро­вать, встре­ча­ет­ся разл. по­ло­же­ние свит­ка – пе­ре­хва­чен­но­го по­се­ре­ди­не или упи­раю­ще­го­ся в ко­ле­но. Ино­гда эти осо­бен­но­сти или де­та­ли, от­ра­жаю­щие ис­то­рию об­раза, ста­но­вят­ся при­зна­ком разл. ико­но­гра­фич. из­во­дов О. Напр., стро­го вер­ти­каль­ное по­ло­же­ние фи­гур ха­рак­тер­но для Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, скло­нён­ный лик Бо­го­ма­те­ри и осо­бое по­ло­же­ние пра­вой нож­ки Мла­ден­ца с вы­став­лен­ной по­дош­вой сто­пы – для Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­за при­встаю­ще­го Мла­ден­ца и по­ло­же­ние пра­вой ру­ки Бо­го­ма­те­ри у Его гру­ди – для Пи­ме­нов­ской ико­ны, оп­леч­ный ва­ри­ант то­го же ти­па – для Пет­ров­ской ико­ны, ши­ро­кие от­во­ро­ты ма­фо­рия с цвет­ной под­клад­кой на гру­ди у Бо­го­ма­те­ри – для Гру­зин­ской ико­ны, след от уда­ра ме­ча на ще­ке Бо­го­ро­ди­цы – для Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Воз­мож­ны так­же раз­ли­чия в жес­тах: на ико­не Бо­го­ма­те­ри «Ма­ти Мо­леб­ни­ца» (кон. 14 – нач. 15 вв., ГТГ) руч­ка Мла­ден­ца вло­же­на в пра­вую ру­ку Бо­го­мате­ри, на ико­не Бо­го­ма­те­ри «Salus popu­li romani» из ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Ри­ме (6 в.) и на спи­сках это­го чу­до­твор­но­го об­раза пра­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри пе­ре­хва­ты­ва­ет ле­вую, под­дер­жи­вая Мла­ден­ца. К ти­пу О. мож­но от­не­сти и т. н. ико­ны об­рат­но­го пе­ре­во­да, на ко­то­рых Мла­де­нец изо­бра­жён не спра­ва, а сле­ва, си­дя­щим на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри. Та­ко­вы ико­ны Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем из ц. Сан­та-Ма­рия-Нуо­ва в Ри­ме (6 в.), на­стен­ные рос­то­вые об­ра­зы Бо­го­ма­те­ри Ара­кио­тис­сы в ц. Па­на­гия ту-Ара­кос в дер. Ла­гу­дера (Кипр, 1192), в ц. Пор­та-Па­на­гия вбли­зи г. Три­ка­ла (Гре­ция, 13 в.), в мон. Хо­ра (Ках­рие-джа­ми, Стам­бул, ок. 1315–21), а так­же ико­ны Бо­го­ро­ди­цы Трое­ру­чи­цы.

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри О., на­пи­сан­ная, по пре­да­нию, ап. Лу­кой ещё при жиз­ни Бо­го­ро­ди­цы и по­лу­чив­шая Её бла­го­сло­ве­ние, по­чи­та­лась как од­на из ве­ли­чай­ших свя­тынь Кон­стан­ти­но­по­ля, пал­ла­ди­ум сто­ли­цы и всей Ви­зан­тий­ской им­пе­рии. Пре­да­ние, за­фик­си­ро­ван­ное в «Цер­ков­ной ис­то­рии» Ни­ки­фо­ра Кал­ли­ста (14 в.), от­но­сит по­яв­ле­ние этой ико­ны в Кон­стан­ти­но­по­ле к сер. 5 в., ко­гда имп. Ев­до­кия, суп­ру­га имп. Фео­до­сия II, при­сла­ла с Вос­то­ка (из Ие­руса­ли­ма или Ан­ти­охии) ико­ну Бо­го­ро­ди­цы пись­ма ап. Лу­ки в дар се­ст­ре Фео­до­сия имп. Пульхе­рии. Своё на­име­но­ва­ние ико­на по­лу­чи­ла по на­зва­нию кон­стан­ти­но­поль­ско­го хра­ма Оди­гон (Храм во­ж­дей; из­вест­но­го под та­ким на­зва­ни­ем с 9 в.), в ко­то­ром она на­хо­ди­лась. На­зва­ние хра­ма Оди­гон, воз­мож­но, бы­ло свя­за­но с по­во­ды­ря­ми (греч. ὁδηγός), при­во­див­ши­ми слеп­цов к ис­точ­ни­ку, во­да ко­то­ро­го об­ла­да­ла чу­дес­ным свой­ст­вом ис­це­лять бо­лез­ни глаз; близ не­го и был по­став­лен храм. Со­глас­но т. н. Ано­ни­му Мер­ка­ти (11 в.), строи­тель­ст­во хра­ма и его на­име­но­ва­ние объ­яс­ня­ет­ся чу­дом ис­це­ле­ния двух сле­пых, ко­то­рых при­ве­ла к ис­точ­ни­ку Са­ма Бо­го­ро­ди­ца. Цер­ков­ная по­эзия сим­во­ли­че­ски ис­тол­ко­вы­ва­ет эпи­тет Бо­го­ро­ди­цы О. как Пу­те­во­ди­тель­ни­цы, на­став­ляю­щей лю­дей ше­ст­во­вать к спа­се­нию (ка­нон Иг­на­тия, 9 в.). С за­ступ­ни­че­ст­вом Бо­го­ро­ди­цы че­рез ико­ну О. свя­зы­ва­лось не­од­но­крат­ное чу­дес­ное спа­се­ние Кон­стан­ти­но­по­ля от вра­гов. Ис­клю­чит. зна­че­ние в цер­ков­ной жиз­ни сто­ли­цы име­ло ус­та­нов­лен­ное, по пре­да­нию, в 5 в. еже­не­дель­ное, по втор­ни­кам, ше­ст­вие с ико­ной, во вре­мя ко­то­ро­го со­вер­ша­лось т. н. втор­нич­ное чу­до, за­фик­си­ро­ван­ное в за­пис­ках мн. па­лом­ни­ков: вы­но­си­мый из хра­ма на пло­щадь тя­жё­лый об­раз, ко­то­рый не мог­ли удер­жать нес­коль­ко че­ло­век, ста­вил­ся на пле­чи од­но­го, и тот с лёг­костью под­ни­мал ико­ну, а за­тем ико­на как буд­то са­ма но­си­ла че­ло­ве­ка по пло­ща­ди; так, сме­няя друг дру­га, «слу­жи­те­ли» ико­ны це­лый день но­си­ли её по ули­цам го­ро­да. Втор­нич­ная про­цес­сия с О. за­пе­чат­ле­на, напр., на фре­ске 13 в. в нар­тек­се ц. Бо­го­ро­ди­цы Влахер­ни­тис­сы в г. Ар­та (Гре­ция), в ил­лю­ст­ра­ции Ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­це на ико­не «По­хва­ла Бо­го­ма­те­ри с Ака­фи­стом» (14 в.) из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, на ши­той пе­ле­не (1498, ГИМ).

Судь­ба кон­стан­ти­но­поль­ской О. по­сле па­де­ния Ви­зан­тии в 1453 не­из­вест­на. Ско­рее все­го, она по­гиб­ла. Ут­ра­та про­слав­лен­ной древ­ней свя­ты­ни по­ро­ди­ла разл. ле­ген­дар­ные вер­сии её чу­дес­но­го спа­се­ния. Так, в од­ной из ре­дак­ций Ска­за­ния о Тих­вин­ской ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри др.-рус. книж­ни­ки 16 в. ото­жде­ст­ви­ли явив­шую­ся в 1383 в нов­го­род­ских пре­де­лах ико­ну с кон­стан­ти­но­поль­ской О., чу­дес­но ту­да пе­ре­нёс­шей­ся.

На Ру­си осо­бым по­чи­та­ни­ем поль­зо­ва­лась ико­на Смо­лен­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая, по пре­да­нию, бы­ла при­ве­зе­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля в 1046, а в нач. 12 в. ус­та­нов­ле­на в Ус­пен­ском со­бо­ре Смо­лен­ска. Ико­на не со­хра­ни­лась, но об­лик Бо­го­ро­ди­цы, за­пе­чат­лён­ный в спи­сках 15–16 вв., сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ико­на вос­хо­дит к кон­стан­ти­но­поль­ской О. Из­вест­но, что в 1382 ар­хи­еп. Суз­даль­ский Дио­ни­сий при­вёз из Кон­стан­ти­но­по­ля 2 спи­ска с кон­стан­ти­но­поль­ской ико­ны О. , ко­то­рые бы­ли по­став­ле­ны в хра­мах Суз­да­ля и Ниж­него Нов­го­ро­да. По­чи­та­ние в Мо­ск­ве ико­ны О. из крем­лёв­ско­го Воз­не­сен­ско­го мон. (ны­не в ГТГ) так­же свя­за­но с кон­стан­ти­но­поль­ской свя­ты­ней, по­сколь­ку, как от­ме­ча­лось в рус. ле­то­пи­сях, эта ико­на греч. пись­ма и вы­пол­не­на в ме­ру кон­стан­ти­но­поль­ской. Её, по­стра­дав­шую в по­жа­ре, в 1482 по­но­вил ико­но­пи­сец Дио­ни­сий и над­пи­сал на ней ἡ ὁδηγήτρια , как бы­ло на ви­зант. ори­ги­на­ле. Из опи­си Ио­си­фо-Во­лоц­ко­го мо­на­сты­ря, со­став­лен­ной в 1545, из­вест­но так­же, что в мо­на­стыр­ском Ус­пен­ском со­бо­ре в отд. кио­те на­хо­ди­лась бо­га­то ук­ра­шен­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри О. пись­ма Ан­д­рея Руб­лё­ва. С 17 в. на Ру­си по­чи­та­ет­ся при­ве­зён­ная с Афо­на в дар ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу чу­до­твор­ная рель­еф­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри О. – Влахерн­ская, вы­пол­нен­ная из вос­ко­ма­сти­ки (15 в., Му­зеи Мо­с­ков­ско­го Крем­ля), спи­ски ко­то­рой по­вто­ря­ют осо­бен­но­сти тех­ни­ки ори­ги­на­ла.

Наи­бо­лее по­чи­тае­мые ико­ны О. (напр., Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри), по­доб­но кон­стан­ти­но­поль­ской О., при­пи­сы­ва­ют­ся кис­ти ап. Лу­ки. Изо­бра­же­ния О. в сце­нах Ака­фи­ста, на ико­не «Тор­же­ст­во пра­во­сла­вия» (14 в., Бри­тан­ский му­зей), на ико­нах «Еван­ге­лист Лу­ка пи­шет ико­ну Бо­го­ма­те­ри» (15 в., Рек­линг­хау­зен, ФРГ) сви­де­тель­ст­ву­ют о вы­со­ком ав­то­ри­те­те это­го об­раза и его ис­клю­чит. зна­че­нии.

Богородица Одигитрия; Путеводитель – Институт иконографии Троицы

(По прообразу в Греции [Афон]; 1629 г. н.э.)

Эта икона является второй частью диптиха, установленного в часовне Троицкого епископского собора и написанного в память Избрание, освящение и интронизация епископа Джонси Итти, десятого епископа штата Орегон. Ее аналогом является икона Пантократора (на которую, пожалуйста, обратитесь).

ЗНАЧОК РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ

Термин «Одигитрия» является греческим и переводится как «Тот, кто указывает путь». Показана Богородица, представляющая Христа зрителю, а пальцы Марии, неестественно вытянутые, указывают на Христа как на «Путь». Хотя Богородица — самый крупный сюжет, но главное лицо на иконе — это, конечно же, Христос, изображенный в образе взрослого философа в миниатюре. Характерно, что Богородица никогда не изображается ни на одной иконе без присутствия Христа. Она «только» почитается как «Богородица», Родившая Бога.

ПРОТОТИП ИКОНЫ

Самый ранний прототип иконы Одигитрии датируется серединой VI века н.э. прототип имеет размеры примерно 19 дюймов в высоту и 13 дюймов в ширину. Этот значок имеет размеры 36 дюймов в высоту и 26,5 дюймов в ширину.

СИМВОЛИЗМ НА ИКОНЕ

Богородица изображена на троне и, как обычно, одета как императрица при византийском дворе. По бокам от головы Христа расположены греческие буквы «IC-XC» — это обычные сокращения греческих слов, обозначающих «Иисус Христос». На плечах Креста в нимбе Христа греческие буквы, аббревиатура «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). По бокам от головы Богородицы расположены греческие буквы, которые в аббревиатуре обозначают «Святая Мария» и «Богородица».

В то время как трон на иконе «Одигитрия» практически идентичен трону «Христос Пантократор», навершия трона Богородицы выполнены из белого золота, символизирующего чистоту. Богородица увенчана копией короны византийской императрицы; Корона Марии, также сделанная из белого золота, включает в себя сапфир, аметист, красные гранаты и перидот. Множество жемчужин в стиле барокко, использованных в короне Марии, намекают на ее чистоту. Большая рубиновая брошь на шее Богородицы символизирует Страсти и Кровь Христа.

Обычно на иконах Богородица всегда изображается со звездой на каждом плече (одна часто скрыта телом Христа) и одной на Ее лбу. Эти звездообразования символизируют провозглашение Церковью Ее девственности до, во время и после рождения Христа. На этой иконке каждый из этих звездообразований представляет собой драгоценный камень иолит; в древней мифологии говорится, что иолиты использовались викингами для преломления света и поэтому стали вспомогательными средствами навигации. Использование этих драгоценных камней намекает на титул Марии «Путевой душ».

На ореоле Марии в золоте вырезаны одиночные розы (Rosa Rugosa), что указывает на Ее титул «Роза без шипов». Пол под скамейкой для ног, на которой покоятся ноги Богородицы, сделан из чистого лазурита.

 

Авторские права на икону Богородицы Одигитрии являются собственностью Троицкого института иконографии.

Собор Пресвятой Богородицы Одигитрии

Панагия Одигитрия (праздник 20 июня)

Об иконе

На иконе Богородица Одигитрия или «Наставница» изображена Богородица, подносящая зрителю на левой руке Своего Сына, а рукою указующая на Него, указывая на Христа как на Путь’. Христос, с другой стороны, поднял правую руку в благословляющем жесте с соединенными указательным и средним пальцами (чтобы обозначить две природы Христа), а его большой палец сомкнулся над остальными пальцами (чтобы обозначить Святую Троицу).

Термин «Одигитрия» является греческим и переводится как «Та, что указывает путь», «Направительница» или «Путеводительница». В этой иконе, хотя Богородица является самым крупным сюжетом, основным образом на иконе является Христос. Его присутствие подобно взрослому.

Типичные черты Одигитрии включают звезды на одном или обоих плечах и на части синей мантии, закрывающей лоб. Бахрома на мантии указывает на имперский статус, как и трон, который иногда присутствует на изображении. Фронтальный взгляд Девы Марии также является ключевой чертой типа Одигитрии.

Нечетные буквы слева и справа и на уровне макушки Богородицы кажутся адаптацией обычной надписи, занимающей это место в других Одигитриях: «MP θY» — первая и последняя греческие буквы Греческие слова, означающие «Богородица».

История

Прототип, как говорят, был написан апостолом Лукой, согласно Мегалинарию Молитвенной службы к Богородице:

«Немолчи уста нечестивых, не чтящих Твоего великого икона, святая, именуемая Одигитрия и изображенная нам одним из апостолов, евангелистом Лукой».

Икона, на которой изображена Богородица в полный рост с Христом с одной стороны и Христом Распятым с другой, хранилась в Палестине и была привезена в Константинополь в царствование императора Феодосия II Младшего императрицей Евдокией в дар Святая Пульхерия (399-453), сестра Феодосия, получившая его, посвятила свою жизнь девственнице. Пульхерия основала монастырь Одегона и поместила в него образ. Там икона совершила множество чудес, в том числе спасла Константинополь в 717 году от арабов, но была разрушена османами, когда Константинополь пал в 1453 году (сегодня возле парка Гюльхане видны лишь несколько руин монастыря).

По одной из легенд икона получила свое название от чуда Пресвятой Богородицы. Богородица «явилась» двум слепым и, взяв их за руки, провела в знаменитый монастырь и святилище Одигитрии, где вернула им зрение. Святилище было построено императором Михаилом III (842-867) и называлось Церковью Путеводителя (Одегона), потому что перед этой иконой молились военачальники перед уходом в походы. С тех пор слепые и все, кто страдает заболеваниями глаз, приходили в эту церковь, чтобы промыть глаза и исцелиться. Это одна из легенд, благодаря которой икона Богородицы Одигитрии заняла привилегированное место не только в Восточной Православной Церкви, но и в западном мире.

Ко второй половине XI века Одигитрия стала самой известной иконой Константинополя. С 12 по 15 века паломники и путешественники из разных стран собирались каждый вторник, когда икона проносилась по улицам города, чтобы благословить город и совершить чудеса.

Икона Одигитрии в Ксенофонтском монастыре

Афонская Богородица Одигитрия имеет размеры примерно 19 дюймов в высоту и 13 дюймов в ширину и долгое время находилась в католиконе монастыря Ватопед, на колонне левого клироса. Однако в 1730 году он внезапно исчез со своего места, хотя ворота монастыря были заперты, и был найден в монастыре Ксенофонта. Все подумали, что кто-то тайно украл ее, и поэтому икону вернули на прежнее место, а отцы-ватопеды приняли более строгие меры предосторожности и заперли церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts