Богоматерь одигитрия икона: Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери
Содержание
Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери
10 августа Церковь установила праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».
Содержание статьи
- Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности
- Идея образа Одигитрии
- История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»
- Иконы
Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».
Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.
Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности
Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.
Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия
Идея образа Одигитрии
Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.
Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.
Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет
Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.
Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул
Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.
Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.
Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.
Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля
Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.
Читайте также — Тихвинская икона Божией Матери
Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва
История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»
Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.
Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.
Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.
В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.
В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.
Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля
В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.
Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва
В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.
В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.
Читайте также — Владимирская икона Божией Матери
Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Иконы
Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1482 г. ГТГ, Москва
Дионисий (?). Богоматерь Одигитрия с Троицей и избранными святыми. Конец XV в. ГТГ, Москва
Богоматерь Одигитрия Смоленская. Ярославль. 1564 г. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей.
Смоленская икона. Палех. XVII в. Государственный музей палехского искусства, Палех
Богоматерь Одигитрия Смоленская. 2-я половина XIX в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва
Смоленская икона над могилой М.И. Кутузова в Казанском соборе, Спб.
1 Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6.
Вы прочитали статью Смоленская икона Божией Матери — Одигитрия. Мы предлагаем Вам ознакомиться со следующими материалами:
- Казанская икона Божией Матери
- Икона Богоматери «О тебе радуется»
- Иерусалимская икона Божией Матери
Поскольку вы здесь. ..
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ОДИГИТРИЯ • Большая российская энциклопедия
ОДИГИ́ТРИЯ (греч. ‘Οδηγήτρια – Путеводительница), иконографич. тип Богородицы; чтимая православная икона Божией Матери.
«Поклонение иконе Одигитрии. Акафист Богородице. 24-я строфа». Между 1366 и 1371. Фреска храма Великомученика Димитрия Маркова монастыря в Македонии.
Икона «Богоматерь Одигитрия». Мозаика. 1-я четв. XIV в. Национальный археологический музей (София).
Иконографич. тип О. представляет собой образ Богоматери, держащей на левой руке Младенца Христа и молитвенно указывающей на Него правой рукой; Младенец благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Самым распространённым является поясной вариант изображения, часто сопровождаемый эпитетом ἡ ὁδηγήτρια. К этому же типу относят изображения в рост, а также погрудные (напр., Казанская икона Божией Матери). По мнению Н. П. Кондакова, в основе иконографии О. лежит изображение Богоматери с Младенцем в рост, которое встречается в памятниках с 6 в. (мозаика ц. Богоматери Ангелоктисти на Кипре, 6 в.; миниатюра Евангелия Раввулы, 586). Иконы Богоматери О. широко распространены на Балканах, на Руси, на христианском Востоке и Западе. Многие из них прославились как чудотворные. Позы Богоматери и Младенца, смотрящих прямо перед собой или обращённых друг к другу (по классификации серб. исследовательницы М. Татич-Джурич, этот тип принято называть Перивлепта – «Преславная» или «Прекрасная»), могут слегка варьировать, встречается разл. положение свитка – перехваченного посередине или упирающегося в колено. Иногда эти особенности или детали, отражающие историю образа, становятся признаком разл. иконографич. изводов О. Напр., строго вертикальное положение фигур характерно для Смоленской иконы Божией Матери, склонённый лик Богоматери и особое положение правой ножки Младенца с выставленной подошвой стопы – для Тихвинской иконы Божией Матери, поза привстающего Младенца и положение правой руки Богоматери у Его груди – для Пименовской иконы, оплечный вариант того же типа – для Петровской иконы, широкие отвороты мафория с цветной подкладкой на груди у Богоматери – для Грузинской иконы, след от удара меча на щеке Богородицы – для Иверской иконы Божией Матери. Возможны также различия в жестах: на иконе Богоматери «Мати Молебница» (кон. 14 – нач. 15 вв., ГТГ) ручка Младенца вложена в правую руку Богоматери, на иконе Богоматери «Salus populi romani» из ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме (6 в.) и на списках этого чудотворного образа правая рука Богоматери перехватывает левую, поддерживая Младенца. К типу О. можно отнести и т. н. иконы обратного перевода, на которых Младенец изображён не справа, а слева, сидящим на правой руке Богоматери. Таковы иконы Богоматери с Младенцем из ц. Санта-Мария-Нуова в Риме (6 в.), настенные ростовые образы Богоматери Аракиотиссы в ц. Панагия ту-Аракос в дер. Лагудера (Кипр, 1192), в ц. Порта-Панагия вблизи г. Трикала (Греция, 13 в.), в мон. Хора (Кахрие-джами, Стамбул, ок. 1315–21), а также иконы Богородицы Троеручицы.
Чудотворная икона Богоматери О., написанная, по преданию, ап. Лукой ещё при жизни Богородицы и получившая Её благословение, почиталась как одна из величайших святынь Константинополя, палладиум столицы и всей Византийской империи. Предание, зафиксированное в «Церковной истории» Никифора Каллиста (14 в.), относит появление этой иконы в Константинополе к сер. 5 в., когда имп. Евдокия, супруга имп. Феодосия II, прислала с Востока (из Иерусалима или Антиохии) икону Богородицы письма ап. Луки в дар сестре Феодосия имп. Пульхерии. Своё наименование икона получила по названию константинопольского храма Одигон (Храм вождей; известного под таким названием с 9 в.), в котором она находилась. Название храма Одигон, возможно, было связано с поводырями (греч. ὁδηγός), приводившими слепцов к источнику, вода которого обладала чудесным свойством исцелять болезни глаз; близ него и был поставлен храм. Согласно т. н. Анониму Меркати (11 в.), строительство храма и его наименование объясняется чудом исцеления двух слепых, которых привела к источнику Сама Богородица. Церковная поэзия символически истолковывает эпитет Богородицы О. как Путеводительницы, наставляющей людей шествовать к спасению (канон Игнатия, 9 в.). С заступничеством Богородицы через икону О. связывалось неоднократное чудесное спасение Константинополя от врагов. Исключит. значение в церковной жизни столицы имело установленное, по преданию, в 5 в. еженедельное, по вторникам, шествие с иконой, во время которого совершалось т. н. вторничное чудо, зафиксированное в записках мн. паломников: выносимый из храма на площадь тяжёлый образ, который не могли удержать несколько человек, ставился на плечи одного, и тот с лёгкостью поднимал икону, а затем икона как будто сама носила человека по площади; так, сменяя друг друга, «служители» иконы целый день носили её по улицам города. Вторничная процессия с О. запечатлена, напр., на фреске 13 в. в нартексе ц. Богородицы Влахернитиссы в г. Арта (Греция), в иллюстрации Акафиста Богородице на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» (14 в.) из Успенского собора Московского Кремля, на шитой пелене (1498, ГИМ).
Судьба константинопольской О. после падения Византии в 1453 неизвестна. Скорее всего, она погибла. Утрата прославленной древней святыни породила разл. легендарные версии её чудесного спасения. Так, в одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери др.-рус. книжники 16 в. отождествили явившуюся в 1383 в новгородских пределах икону с константинопольской О., чудесно туда перенёсшейся.
На Руси особым почитанием пользовалась икона Смоленской Божией Матери, которая, по преданию, была привезена на Русь из Константинополя в 1046, а в нач. 12 в. установлена в Успенском соборе Смоленска. Икона не сохранилась, но облик Богородицы, запечатлённый в списках 15–16 вв., свидетельствует о том, что икона восходит к константинопольской О. Известно, что в 1382 архиеп. Суздальский Дионисий привёз из Константинополя 2 списка с константинопольской иконы О. , которые были поставлены в храмах Суздаля и Нижнего Новгорода. Почитание в Москве иконы О. из кремлёвского Вознесенского мон. (ныне в ГТГ) также связано с константинопольской святыней, поскольку, как отмечалось в рус. летописях, эта икона греч. письма и выполнена в меру константинопольской. Её, пострадавшую в пожаре, в 1482 поновил иконописец Дионисий и надписал на ней ἡ ὁδηγήτρια , как было на визант. оригинале. Из описи Иосифо-Волоцкого монастыря, составленной в 1545, известно также, что в монастырском Успенском соборе в отд. киоте находилась богато украшенная икона Богоматери О. письма Андрея Рублёва. С 17 в. на Руси почитается привезённая с Афона в дар царю Алексею Михайловичу чудотворная рельефная икона Богоматери О. – Влахернская, выполненная из воскомастики (15 в., Музеи Московского Кремля), списки которой повторяют особенности техники оригинала.
Наиболее почитаемые иконы О. (напр., Ченстоховская икона Божией Матери), подобно константинопольской О., приписываются кисти ап. Луки. Изображения О. в сценах Акафиста, на иконе «Торжество православия» (14 в., Британский музей), на иконах «Евангелист Лука пишет икону Богоматери» (15 в., Реклингхаузен, ФРГ) свидетельствуют о высоком авторитете этого образа и его исключит. значении.
Богородица Одигитрия; Путеводитель – Институт иконографии Троицы
(По прообразу в Греции [Афон]; 1629 г. н.э.)
Эта икона является второй частью диптиха, установленного в часовне Троицкого епископского собора и написанного в память Избрание, освящение и интронизация епископа Джонси Итти, десятого епископа штата Орегон. Ее аналогом является икона Пантократора (на которую, пожалуйста, обратитесь).
ЗНАЧОК РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ
Термин «Одигитрия» является греческим и переводится как «Тот, кто указывает путь». Показана Богородица, представляющая Христа зрителю, а пальцы Марии, неестественно вытянутые, указывают на Христа как на «Путь». Хотя Богородица — самый крупный сюжет, но главное лицо на иконе — это, конечно же, Христос, изображенный в образе взрослого философа в миниатюре. Характерно, что Богородица никогда не изображается ни на одной иконе без присутствия Христа. Она «только» почитается как «Богородица», Родившая Бога.
ПРОТОТИП ИКОНЫ
Самый ранний прототип иконы Одигитрии датируется серединой VI века н.э. прототип имеет размеры примерно 19 дюймов в высоту и 13 дюймов в ширину. Этот значок имеет размеры 36 дюймов в высоту и 26,5 дюймов в ширину.
СИМВОЛИЗМ НА ИКОНЕ
Богородица изображена на троне и, как обычно, одета как императрица при византийском дворе. По бокам от головы Христа расположены греческие буквы «IC-XC» — это обычные сокращения греческих слов, обозначающих «Иисус Христос». На плечах Креста в нимбе Христа греческие буквы, аббревиатура «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). По бокам от головы Богородицы расположены греческие буквы, которые в аббревиатуре обозначают «Святая Мария» и «Богородица».
В то время как трон на иконе «Одигитрия» практически идентичен трону «Христос Пантократор», навершия трона Богородицы выполнены из белого золота, символизирующего чистоту. Богородица увенчана копией короны византийской императрицы; Корона Марии, также сделанная из белого золота, включает в себя сапфир, аметист, красные гранаты и перидот. Множество жемчужин в стиле барокко, использованных в короне Марии, намекают на ее чистоту. Большая рубиновая брошь на шее Богородицы символизирует Страсти и Кровь Христа.
Обычно на иконах Богородица всегда изображается со звездой на каждом плече (одна часто скрыта телом Христа) и одной на Ее лбу. Эти звездообразования символизируют провозглашение Церковью Ее девственности до, во время и после рождения Христа. На этой иконке каждый из этих звездообразований представляет собой драгоценный камень иолит; в древней мифологии говорится, что иолиты использовались викингами для преломления света и поэтому стали вспомогательными средствами навигации. Использование этих драгоценных камней намекает на титул Марии «Путевой душ».
На ореоле Марии в золоте вырезаны одиночные розы (Rosa Rugosa), что указывает на Ее титул «Роза без шипов». Пол под скамейкой для ног, на которой покоятся ноги Богородицы, сделан из чистого лазурита.
Авторские права на икону Богородицы Одигитрии являются собственностью Троицкого института иконографии.
Собор Пресвятой Богородицы Одигитрии
Панагия Одигитрия (праздник 20 июня) |
Об иконе
На иконе Богородица Одигитрия или «Наставница» изображена Богородица, подносящая зрителю на левой руке Своего Сына, а рукою указующая на Него, указывая на Христа как на Путь’. Христос, с другой стороны, поднял правую руку в благословляющем жесте с соединенными указательным и средним пальцами (чтобы обозначить две природы Христа), а его большой палец сомкнулся над остальными пальцами (чтобы обозначить Святую Троицу).
Термин «Одигитрия» является греческим и переводится как «Та, что указывает путь», «Направительница» или «Путеводительница». В этой иконе, хотя Богородица является самым крупным сюжетом, основным образом на иконе является Христос. Его присутствие подобно взрослому.
Типичные черты Одигитрии включают звезды на одном или обоих плечах и на части синей мантии, закрывающей лоб. Бахрома на мантии указывает на имперский статус, как и трон, который иногда присутствует на изображении. Фронтальный взгляд Девы Марии также является ключевой чертой типа Одигитрии.
Нечетные буквы слева и справа и на уровне макушки Богородицы кажутся адаптацией обычной надписи, занимающей это место в других Одигитриях: «MP θY» — первая и последняя греческие буквы Греческие слова, означающие «Богородица».
История
Прототип, как говорят, был написан апостолом Лукой, согласно Мегалинарию Молитвенной службы к Богородице:
«Немолчи уста нечестивых, не чтящих Твоего великого икона, святая, именуемая Одигитрия и изображенная нам одним из апостолов, евангелистом Лукой».
Икона, на которой изображена Богородица в полный рост с Христом с одной стороны и Христом Распятым с другой, хранилась в Палестине и была привезена в Константинополь в царствование императора Феодосия II Младшего императрицей Евдокией в дар Святая Пульхерия (399-453), сестра Феодосия, получившая его, посвятила свою жизнь девственнице. Пульхерия основала монастырь Одегона и поместила в него образ. Там икона совершила множество чудес, в том числе спасла Константинополь в 717 году от арабов, но была разрушена османами, когда Константинополь пал в 1453 году (сегодня возле парка Гюльхане видны лишь несколько руин монастыря).
По одной из легенд икона получила свое название от чуда Пресвятой Богородицы. Богородица «явилась» двум слепым и, взяв их за руки, провела в знаменитый монастырь и святилище Одигитрии, где вернула им зрение. Святилище было построено императором Михаилом III (842-867) и называлось Церковью Путеводителя (Одегона), потому что перед этой иконой молились военачальники перед уходом в походы. С тех пор слепые и все, кто страдает заболеваниями глаз, приходили в эту церковь, чтобы промыть глаза и исцелиться. Это одна из легенд, благодаря которой икона Богородицы Одигитрии заняла привилегированное место не только в Восточной Православной Церкви, но и в западном мире.
Ко второй половине XI века Одигитрия стала самой известной иконой Константинополя. С 12 по 15 века паломники и путешественники из разных стран собирались каждый вторник, когда икона проносилась по улицам города, чтобы благословить город и совершить чудеса.
Икона Одигитрии в Ксенофонтском монастыре
Афонская Богородица Одигитрия имеет размеры примерно 19 дюймов в высоту и 13 дюймов в ширину и долгое время находилась в католиконе монастыря Ватопед, на колонне левого клироса. Однако в 1730 году он внезапно исчез со своего места, хотя ворота монастыря были заперты, и был найден в монастыре Ксенофонта. Все подумали, что кто-то тайно украл ее, и поэтому икону вернули на прежнее место, а отцы-ватопеды приняли более строгие меры предосторожности и заперли церковь.