Богоматерь в городе: Богоматерь в городе на слова Блока А.. Свиридов, Г. — скачать ноты бесплатно, без регистрации. Нотный архив Бориса Тараканова.
Содержание
Любовь и смерть в Петербурге: Хворостовский исполняет Свиридова
Ирина Чайковская
Опубликовано: 12/23/2015 — 21:38
К 100- летию Георгия Свиридова (16 декабря 1915 — 6 января 1998) канал КУЛЬТУРА показал нам концерт Дмитрия Хворостовского, проходивший в январе 2015-го в Большом зале Московской консерватории. На концерте певец вместе с пианистом Ильей Ивари исполнили свиридовскую «Поэму для голоса и фортепиано на стихи Александра Блока «Петербург».
На сцене стоял портрет Ирины Константиновны Архиповой. Она, как известно, благославила молодого Хворостовского на конкурс в Кардиффе (1989) и даже послала с ним своего постоянного чудо-аккомпаниатора Илью Ивари. Хворостовский в Кардиффе победил, оттуда начались его международная певческая слава и карьера, а Архипову с тех пор он чтит как «крестную мать» своего успеха. В этот раз за фортепьяно сидел все тот же блистательный Илья Ивари.
Вообще-то первоначально этот вокальный цикл – последнее произведение композитора (1995) — писался Свиридовым для дуэта Дмитрий Хворостовский — Михаил Аркадьев. На интернете можно послушать эту запись. Исполнение блестящее, ничего не скажешь.
Тридцатитрехлетний певец находился тогда в самом расцвете своего таланта, а Аркадьев продемонстрировал, кроме поразительной виртуозности, еще и великолепный дар ансамблиста.
Сыграть клавир Свиридова, мне кажется, невероятно сложно. Премьера была исполнена этим дуэтом в Лондоне в 1996 году, в присутствии композитора. Кстати сказать, пианист Михаил Аркадьев впоследствии занялся сочинительством и дирижированием, стал Главным дирижером Тихоокеанского симфонического оркестра.
Совсем недавно мы услышали о нем в связи с его подписью в письме оппозиции против российского президента.Тут же были приняты меры по увольнению смутьяна. Я не удивилась, обнаружив, что дирижер, пианист и композитор Михаил Аркадьев преподает сейчас в Китае.
В интернете можно услышать, как маэстро Свиридов, показывает Аркадьеву свой «Петербург» — играет нотный текст и поет номер за номером старчески дребезжащим голосом.
Да, поет композитор плоховато, но играет как орган, так разнообразно и многоголосо звучит под его пальцами инструмент. При этом – тут уже я обращаюсь к видеозаписи концерта Евгения Нестеренко – Свиридов сохраняет абсолютно непроницаемый вид, словно все его эмоции спрятаны в музыке.
Бас Евгений Нестеренко в 1983-м, за 32 года до нынешнего концерта Хворостовского, пел романсы Свиридова в Большом зале Московской консерватории, и аккомпанировал ему сам автор. Певец спел две вещи из тогда еще не завершенного цикла «Петербург» — «Петербургскую песенку» и «Голос из хора». Мне важно было сравнить впечатление от этого исполнения с тем, что я услышала у Хворостовского. Спел Нестеренко прекрасно, но уж слишком победительно, даже там, где блоковский герой говорит о своей робости. Манера певца, стоящего на сцене прямо и неподвижно, в белой рубашке с бабочкой и черном концертном фраке, стопроцентно перекликалась с манерой Свиридова, сидящего за фортепьяно в костюме с галстуком и с каменным лицом. Второй романс цикла «Голос из хора» был исполнен замечательно, с великолепными басовыми нотами. Ничего не скажешь, большой певец.
Теперь о концерте Хворостовского.
Вначале мне показалось, что Дмитрий Александрович собственной персоной прибыл на 100-летний юбилей Свиридова, как он приезжал в Москву осенью на открытие нового помещения Геликон-оперы. Но нет, я ошиблась, концерт проходил за год до юбилея, в то время артист еще не был болен или скажем так: болезнь еще себя не обнаружила.
Говорю об этом, так как не могу не думать о том испытании, через которое проходит сейчас и сам певец, и его семья. Посылаю им пучок энергии, заряженной любовью и восхищением – держитесь!
Итак, девять романсов блоковского цикла «Петербург». В подобранных Свиридовым стихах – а они написаны поэтом в промежутке между 1901 и 1914-м и взяты из второго и третьего тома – явственно звучат две темы – любви и смерти.
Блоковский цикл стал последним произведением Свиридова. Мне кажется, композитор, провидчески предчувствуя свой конец, работал над ним как над своей «лебединой песней».
Приходит в голову 14-я симфония Шостаковича (1969), состоящая из вокально-оркестровых номеров и также написанная на стихи о смерти. Симфония Шостаковича – поединок человека со смертью, в котором человеку практически невозможно победить.
Георгий Свиридов родился под Курском, но музыке учился в Ленинграде. В Ленинградской консерватории его учителем был Шостакович. Ученик меняет конфигурацию поединка человека и всевластной смерти. Он дает в помощь человеку любовь. И его цикл, в отличие от симфонии Шостаковича, несет душе не только смятение и ужас, но и просветление.
Хворостовский в черной рубашке, в артистического покроя костюме, без галстука, со своими разделенными пробором белыми волосами, оттеняющими молодость лица, нисколько не напоминал застывшего в солдатской стойке певца, он стоял в свободной позе. На пюпитре перед ним лежали ноты, он к ним порой наклонялся, но смотрел, как мне кажется, не в ноты, а в текст. Блоковские стихи очень непростые, из головы легко может вылететь то или другое слово. Заметила, что вместо «да придет царствие твое» певец спел «да придет счастие твое», простительная оговорка, других не было.
Тридцать пять минут исполнения цикла – время подлинного наслаждения. Блоком написаны гениальные стихи, Свиридов нашел для них конгениальную музыку, а голос и талант певца и непередаваемо яркое звучание фортепиано донесли до нас это произведение во всех переливах чувств, эмоций и красок.
В отличие от исполнения Нестеренко, интерпретацию Хворостовского я бы назвала «лирической», «поэтической», при том что сантимента и «сладости» в нем не было. Романсы звучали местами драматично, временами необыкновенно лирично и проникновенно.
Все помнят страшные пророчества Блока из «Голоса из хора».
Как часто плачем — вы и я —
Над жалкой жизнию своей!
О, если б знали вы, друзья,
Холод и мрак грядущих дней!
Стихи эти были написаны поэтом в Германии за несколько месяцев до начала Первой мировой.
Меня поразило, какая тишина стояла в зале во время исполнения этого апокалиптического номера. Даже показалось, что люди примеряют на себя возможность этого катастрофического, вызывающего ужас будущего.
Такое же ощущение возникло при исполнении романса на стихотворение «Рожденные в года глухие». Никогда я не понимала его первого четверостишия:
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Сейчас пришло в голову: в России никто ничего не помнит, история почти для всех – темный лес. Но есть и такие, как Блок, как Зинаида Гиппиус, которой эти стихи посвящены, — немногие очевидцы, свидетели и летописцы «страшных лет». Они ничего не забывают. Может быть, в этом смысл четверостишия?
Все музыкальные куски цикла плотно пригнаны друг к другу, но два номера вызвали у меня восторг, если не слезы.
Это срединная, кульминационная «Петербургская песенка» («Хожу, брожу понурый») и завершающая, вызывающая катарсис «Богоматерь в городе». Они связаны, ибо в обеих над бытом, страхом, чернотой возвышается светлое и чудесное, неизвестно откуда пришедшее.
Это светлое можно назвать словом «любовь». Оба стихотворения — зимние, снежные – вспомним, что и Блок был поэтом «Снежной маски», завывающей вьюги из «Двенадцати», и Свиридов, родившийся, да и умерший зимой, к «метели» имел особое пристрастие. В «Петербургской песенке» робкий одинокий герой ждет появления «ее», она несет надежду и свет. Какие волшебные слова нашел для нее поэт, какие звуки – композитор:
Зачем она роняет
Веселые слова?
Зачем лицо склоняет
И прячет в кружева?
Голос певца теплеет и расцветает, когда он поет «что ветер веет снежный», и становится почти теноровым при заключительных словах «что в комнате светло». Это победа радости и счастья над мраком и холодом.
«Богоматерь в городе» («Ты проходишь без улыбки») — один из блоковских шедевров. Какая чудная мысль кончить этим стихотворением-романсом цикл! Вслушайтесь, как это сказано: «Как лицо твое похоже на вечерних богородиц»!
Нет, эти стихи нужно привести целиком:
Ты проходишь без улыбки,
Опустившая ресницы,
И во мраке над собором
Золотятся купола.
Как лицо твое похоже
На вечерних богородиц,
Опускающих ресницы,
Пропадающих во мгле…
Но с тобой идет кудрявый
Кроткий мальчик в белой шапке,
Ты ведешь его за ручку,
Не даешь ему упасть.
Я стою в тени портала,
Там, где дует резкий ветер,
Застилающий слезами
Напряженные глаза.
Я хочу внезапно выйти
И воскликнуть: «Богоматерь!
Для чего в мой черный город
Ты Младенца привела?»
Но язык бессилен крикнуть.
Ты проходишь. За тобою
Над священными следами
Почивает синий мрак.
И смотрю я, вспоминая,
Как опущены ресницы,
Как твой мальчик в белой шапке
Улыбнулся на тебя.
29 октября 1905
«Богоматерь в городе» — так назвал этот романс Свиридов. Эта женщина с опущенными ресницами, ведущая за собой мальчика в белой шапке, нет, не сочетается она со своим ребенком с «черным городом»! Так же не сочеталась с местом своего случайного пристанища та первая Богоматерь, давшая жизнь младенцу, приведшая его на землю. Колокольный звон, возникающий под чуткими пальцами Ильи Ивари, будит в нас тревогу, но одновременно создает ощущение, что свершается нечто великое и торжественное.
Как точно завершил Свиридов свой вокальный цикл и как точно этот цикл подошел к сегодняшнему дню, к близящемуся празднику христианского Рождества!
В дни праздника хочется слушать не только веселое и смешное, но и то, что возвышает и просветляет душу.
Рекомендую своим читателям вокальный цикл «Петербург» Георгия Свиридова в исполнении Дмитрия Хворостовского и Ильи Ивари.
А под конец хочу поблагодарить певца за доставленную радость и пожелать ему, чтобы 2016 год стал для него годом победы над коварной болезнью.
Георгий Свиридов, вокальный цикл «Петербург»: Дмитрий Хворостовский и Илья Ивари (2015)
***
Поздравляем всех – верующих и неверующих – с замечательными зимними праздниками!
В Америке к празднику люди украшают свои дома. Сегодня вечером мы сделали множество снимков таких домов, оформленных с любовью и изобретательностью. Все фотографии поместить не могу, вот только две из них.
Виталий Савельев — цикл «Петербург»
6+
Вокальная музыка
Филармония
ТГФ Органный зал
Добавить в планы
Описание
Георгий Свиридов Вокальный цикл «Петербург»
Виталий Савельев (баритон)
Денис Хуланхов (фортепиано)
Вокальная поэма «Петербург» писалась Георгием Васильевичем Свиридовым на протяжении почти 20 лет. В 1995 году она была закончена — специально для дуэта Дмитрия Хворостовского и Михаила Аркадьева. Мировая премьера состоялась в Лондоне, в Вигмор-холле в мае 1996 года в присутствии автора.
Поэма включает стихотворения Блока, написанные в период с января 1901 по сентябрь 1914 года. Стихотворения, таким образом, охватывают собой одну из самых поразительных эпох в русской истории. Эта эпоха включает в себя трагические, “испепеляющие” события революции 1905 года и заканчивается мировой войной, переломившей судьбу России и Европы, и инерцию ХIX века.
Кроме того, первые пятнадцать лет ХХ века — это эпоха расцвета русской культуры и русской экономики. Здесь берет начало Серебряный век русской поэзии, музыки, живописи, архитектуры, философии, меценатства. Этот расцвет был раздавлен и сметен мировой войной и революциями 1917 года. Предчувствиями и предсказаниями этих катастроф полна поэзия Блока.
Георгий Свиридов дал своему произведению имя, отсылающее нас к традиции романтического мифа о Петербурге. Это миф о черном городе-призраке, городе-убийце, городе послепетровской мрачной и одновременно монументально-помпезной государственности, городе Медного всадника, Пиковой дамы, городе Раскольникова. Но, одновременно, это город страстной любви, город великой архитектуры, город Невы и белых ночей! Вокальная поэма обращена к миру петербургской традиции во всей ее полноте.
Поэма представляет собой цикл, композицию из 9 песен.
Открывает сочинение песня “Флюгер”. Эта композиция служит прологом ко всей поэме и несет в себе образ непрестанно текущего Времени, бесконечного и туманного. Здесь Свиридов почти неосознанно напоминает нам о любви Блока к музыке Рихарда Вагнера.
Во второй песне — “Золотое весло” — появляется образ безымянной возлюбленной. Это, конечно, вариация на знаменитую “Незнакомку”. Георгий Свиридов в 1930-х годах был знаком с кругом людей, лично знавших Блока. При этом для композитора, по его собственным словам, важны воспоминания о прогулках в местах, любимых Блоком — юношеские воспоминания о туманных берегах Финского залива под Петербургом. Именно здесь разворачивается действие “Золотого весла”.
Третья песня проясняет промелькнувшие в “Золотом весле” ассоциации. Песня названа “Невеста” и несет в себе целый комплекс идей. Это реальная невеста, идущая за гробом реального жениха — умершего модного литератора. То есть, как бы за гробом самого Блока, увидевшего себя таким своеобразным образом. Следовательно, это та же дама, что и в “Золотом весле”, а также — Незнакомка. Но одновременно она Невеста Другого Жениха — то есть Христа. Этот мистический мотив, соединяющий в себе и символику Церкви как Невесты, и символику Марии Магдалины, но также и Богородицы, оказывается значим в дальнейшем. В этой песне он приводит к тому, что шествие за гробом поэта вырастает до масштабов шествия на Голгофу.
Четвертая песня — “Голос из хора” — грандиозная апокалиптическая картина, пророчество о грядущих бедах и России и человечества в целом. Поразительно, что стихотворение написано Блоком в феврале 1914-го года, за несколько месяцев до начала мировой войны.
Следующая песня -”Я пригвожден к трактирной стойке” — один из лирических центров сочинения. Написана она в предельно простой манере и отсылает нас к традиции городской песни. Фраза «А ты душа… душа глухая… пьяным пьяна, пьяным пьяна” звучат как возглас человеческого одиночества перед лицом смерти и богооставленности.
“Ветер принес издалека” — единственная песня в поэме, кроме “Флюгера”, написанная в мажоре. Это светлое интермеццо, но также и медленное вступление к “Петербургской песенке” — 7-ой песне. Для композитора здесь были важны слова “…где-то светло и глубоко неба открылся клочок”. Свиридов рассказывает, что в весеннем Петербурге это “открытие неба” — одно из самых сильных переживаний.
“Петербургская песенка”, единственная быстрая песня цикла — упоительный и одновременно трагический вальс. Одиночество, надежда, любовь и отчаянье слиты здесь в невообразимой, захватывающей простоте.
Две последние песни можно понять как эпилог всей вокальной поэмы. “Рожденные в года глухие” — знаменитое стихотворение Блока, звучащее сейчас до боли актуально. Мы слышим здесь возвращение апокалиптической темы.
Эта же тема Конца воплощена и в последней песне цикла — “Богоматерь в городе”, где простота выражения связывает позднего Свиридова с музыкальным минимализмом. Здесь, наконец, сплетаются обе главные символические идеи сочинения. Тема возлюбленной, тема прекрасной Дамы, Незнакомки, Невесты воплошаются в одинокий образ Богородицы.
“Петербург” Георгия Свиридова предстает произведением, которое с поразительной простотой, силой и ни с чем несравнимой самобытностью повествует о страдальческой судьбе России, о трагедии Города, Мира и человека, и тем самым венчает более чем двухвековую “петербургскую” традицию русского искусства.
Читать онлайн «Девственница в городе» Алексы Райли бесплатно
Автор: Алекса Райли
Категория:
Миллиардер Романтика
|
Эротический
|
Романтика
|
Взрослый
Всего страниц: 41
Начать чтение
Список страниц
Скачать полную книгу
Ссылка скопирована в буфер обмена
1.
Страница 1
2.
Страница 2
3.
Страница 3
4.
Страница 4
5.
Страница 5
6.
Страница 6
7.
Страница 7
8.
Страница 8
9.
Страница 9
10.
Страница 10
11.
Страница 11
12.
Страница 12
13.
Страница 13
14.
Страница 14
15.
Страница 15
16.
Страница 16
17.
Страница 17
18.
Страница 18
19.
Страница 19
20.
Страница 20
21.
Страница 21
22.
Страница 22
23.
Страница 23
24.
Страница 24
25.
Страница 25
26.
Страница 26
27.
Страница 27
28.
Страница 28
29.
Страница 29
30.
Страница 30
31.
Страница 31
32.
Страница 32
33.
Страница 33
34.
Страница 34
35.
Страница 35
36.
Страница 36
37.
Страница 37
38.
Страница 38
39.
Страница 39
40.
Страница 40
41.
Страница 41
Статьи, которые могут вам понравиться
Лучшие продукты и напитки, которые можно есть и пить, чтобы бороться с зимним ужасом
Преимущества роботизированной укладки на поддоны для вашего бизнеса
Есть ли у вас «фантомный вибрационный синдром»?
Вы в хороших руках, если ваш хирург был геймером!
Походные книги. ..
Беременная невеста грека
к
Мишель Смартсводный брат придурок
к
Наташа НайтШантаж Девственницы
к
Алекса РайлиМладенец его мести
к
Дженни ЛукасЖена миллиардера
к
Миа КолдуэллБосс встречает ребенка
к
Кэрол МаринеллиПробудить монстра (В объятиях монстров 1)
к
Сэм ПолумесяцСорок 2 дня (Банкир-миллиардер 2)
к
Джорджия Ле КарреИгра на деньги (Сосед из ада 1)
к
Р. Л. МэтьюсонРаспутная женщина
к
Ванесса ВейлЛука Витиелло (Born in Blood Mafia Chronicles 0.5)
к
Кора РейлиЗамужем за малышкой босса
к
Сьюзан КарлайлБлиже
к
Кассандра Ди, Кендалл Блейкшантажирует ее хулиган
к
Сэм ПолумесяцРомантика с мистером Бриджертоном (Bridgertons 4)
к
Джулия КуиннСекреты маленького городка
к
Кассандра Ди, Кендалл Блейк
Больше книг
Статьи, которые могут вам понравиться
Выявление физических симптомов депрессии и что с ними делать
Пчелиные матки могут откладывать более 1500 яиц в день!
Распространенные причины потери памяти
Реальна ли фотографическая память?
Рой Вирджин новый управляющий компании Miramar
Мирамар, штат Флорида – Городской менеджер Мирамар Рой Вирджин работает в этой должности более месяца, и, по данным городского совета, пока он добился значительных успехов.
Virgin была назначена временно исполняющим обязанности городского управляющего 4 мая, заменив Уиттингема Гордона, который был уволен после шести месяцев работы.
В этом месяце городские уполномоченные Мирамара предоставили Virgin работу на постоянной основе.
Комиссаров не впечатлила работа Гордона во время его краткого пребывания на посту городского менеджера, и они решили уволить его после полугодовой оценки. Гордон проработал в городе 27 лет.
Вирджин, который ранее был помощником городского управляющего по эксплуатации и инфраструктурным услугам, руководителем лаборатории коммунальных услуг и директором отдела коммунальных услуг, сказал, что он знает, что его работа должна быть звездной, чтобы он продержался дольше, чем его предшественник, начиная с создания планов по достижению целей города. и построение хороших отношений с 1150 сотрудниками, которыми он руководит.
«Наши сотрудники — наш самый ценный актив, поэтому моя цель — создать эффективное городское правительство, которое будет привлекать, обучать и удерживать высокоэффективных сотрудников, разделяющих видение города и предоставляющих наилучшие услуги нашей комиссии и жителям. », — рассказала Virgin газете South Florida Times.
«Мы будем способствовать сбалансированному, процветающему и инклюзивному городу, который продвигает, привлекает и удерживает бизнес».
Одним из главных приоритетов города является преодоление последствий кризиса доступного жилья в масштабах штата в Мирамаре.
Virgin, чей годовой оклад составляет 270 000 долларов, а годовой операционный бюджет составляет 282 463 627 долларов, сказал, что его сотрудники находятся на пути к тому, чтобы помочь городу достичь своей цели.
«Мы продолжим сотрудничать с застройщиками, чтобы обеспечить наших жителей доступным жильем».
Ямайский житель Дэви имеет опыт управления многомиллионными проектами по капитальному ремонту. На его предыдущей должности операционный надзор Virgin включал три основных мероприятия: модернизацию Восточной водоочистной станции, строительство поэтапного проекта по улучшению исторической инфраструктуры Мирамар и расширение завода по переработке очищенной воды. Проект стоимостью 32 миллиона долларов, 22 миллиона долларов и 7 миллионов долларов соответственно.
В Virgin заявили, что балансирование бюджета и достижение положительного сальдо поддерживает Miramar в хорошем финансовом состоянии. «Мы обеспечиваем долгосрочную финансовую стабильность города за счет надлежащего бюджетирования».
Управление городом площадью 31 квадратная миля с населением 134 721 человек ставит Virgin в число самых влиятельных неизбираемых городских лидеров в округе Броуард. Он объясняет свое восхождение на вершину своим образованием. Вирджин получил степень бакалавра в области государственного управления и магистра общественного здравоохранения в Международном университете Флориды, а также докторскую степень в области медицинских наук в Юго-восточном университете Нова.
Хотя мэр Уэйн Мессам не одобрял увольнение Гордона, он сказал, что его отношения с Virgin восходят к тому времени, когда он был членом правления Союза разнорабочих.
«Его профессиональный и академический рост, а также его работа в качестве руководителя лаборатории коммунальных услуг, директора отдела коммунальных услуг и помощника городского управляющего дают ему уникальный опыт и перспективу в качестве нашего городского менеджера», — сказал Мессам.
«Я буду тесно сотрудничать с доктором Вирджином, так как он должен быстро адаптироваться к своей новой роли лидера. Я считаю, что он способен хорошо служить и предоставит ему возможность стать лучшим городским менеджером, которым он может быть от имени наши жители, активное деловое сообщество и наш персонал».
Вице-мэр Иветт Колбурн сказала, что назначение одного из «наших долгосрочных сотрудников» дает городу преимущества институциональных знаний Virgin.
«Образование, квалификация и опыт доктора Вирджин сослужат хорошую службу городу», — сказал Колбурн. «Его способность общаться с сотрудниками, несомненно, повысит моральный дух сотрудников. Я с нетерпением жду возможности работать с г-ном Вирджином в качестве городского менеджера, чтобы продвигать наш город вперед на благо наших сотрудников, жителей и предприятий».
Комиссар Максвелл Б. Чемберс сказал, что верит в способность Virgin управлять городом.
«Мы рады видеть, как его достижения, видение и лидерство улучшат наш великий город Мирамар», — сказал Чемберс.