Богослужение в храме: Что нужно знать о богослужениях в православных храмах
Содержание
Что нужно знать о богослужениях в православных храмах
Максим Богодвид/ РИА Новости
Внимание к происходящему и собственная интуиция подскажут вам правила благочестия. Но главное все-таки внимание к службе. Как раз из нее можно многому научиться.
Выступая недавно на епархиальном собрании Москвы, патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание на то, что приходы сегодня разные и жизнь их разнообразна. «Одной будет жизнь прихода с богатой историей в центре столицы, иной — жизнь прихода с устоявшейся общиной в жилом районе, совершенно другой — прихода строящегося храма, община которого только формируется».
Но в жизни всех приходов общее и главное — это совершение богослужения. И в первую очередь — Божественной литургии.
Патриарх отметил, что сегодня многие прихожане, — «быть может, даже больше чем 20-25 лет назад, стремятся активно участвовать в богослужении, вникать в его смысл». Это, по словам патриарха, не может не радовать, ибо, как подчеркивал святитель Феофан Затворник, «наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг».
Но в храмы сегодня приходит взыскательное поколение.
-Те, кто относится к старшему и среднему поколению, помнят, как в 1990-е годы храмы наполнялись людьми, и для этого не требовалось сверхусилий со стороны духовенства, — напомнил патриарх. — Усилия нужны были в другом: в том, чтобы успеть всем уделить хотя бы малую толику внимания, чтобы ответить на все просьбы об исповеди или о совершении других Таинств.
Сегодня же многое изменилось. Значительно увеличилось и продолжает увеличиваться количество храмов, и рост числа прихожан на каждый храм уже не носит лавинообразный характер (хотя и остается значительным). Но при этом изменились ожидания христиан.,
«Они стали в хорошем смысле более требовательными к содержанию приходской жизни», — охарактеризовал новое поколение верующих патриарх.
Но приходящей взыскательной пастве все-таки лучше не забывать, что церковь не место оказания духовных услуг.
Потребительски к церкви обычно относятся те, кто лишь изредка заходит в храмы. Именно им свойственно рассматривать происходящее в церкви как некие «духовные услуги».
— Как переубедить таких людей? Мы можем и должны всегда подчеркивать и проповедовать сакраментальную составляющую жизни Церкви. Именно в том пресвитере, который главным делом своей жизни считает совершение Литургии, люди будут видеть священнослужителя, — подчеркнул патриарх.
Сакраментальный означает священный, заветный, священнодейственный. В церкви все собирается не вокруг церковной лавки, и не вокруг молодежных или библейских кружков, тоже иногда очень важных, а вокруг священнодействия — богослужения.
О том, как понять язык богослужения, и как его привыкли воспринимать современные люди в церкви, читайте в следующих рассказах.
Поделиться:
РелигияПразднование Православного Рождества
О БОГОСЛУЖЕНИЯХ
Что такое богослужение?
Богослужение Православной Церкви – это служение Богу чтениями молитвословий, песнопениями, проповедями и священнодействиями, совершаемыми по Уставу Церкви.
Для чего совершаются богослужения?
Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом.
Какова цель богослужения?
Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы: дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.
Что означают православные богослужения по названиям?
Литургия (общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии.
Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Повечерие – служба после вечерни.
Полунощница – служба, предназначенная для совершения в полночь. Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной
Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование».
Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?
Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трѐх богослужений слагается из трѐх частей:
Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия. Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа.
Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб.
Что изображается в Литургии?
В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо.
Что называется обедней?
В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесѐнных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма.
Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме?
Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма.
Почему не на каждой службе бывает каждение храма?
Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении.
Что символизирует каждение?
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму – оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и славу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных как носящих в себе образ Божий.
Почему священники служат в облачениях разного цвета?
Группам церковных праздников усвоен определѐнный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение.
Что обозначают различные цвета священнических облачений?
В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой. В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.
В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.
Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нѐм соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.
Тѐмно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.
В зелѐных облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зелѐный цвет – символ жизни. В зелѐных облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведѐт к вечной жизни.
В чѐрных облачениях обычно служат в будние дни Великого поста. Чѐрный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.
Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.
От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизречѐнную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.
Что означают две и три свечи в руках священника?
Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.
Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест?
Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится для поклонения верующих, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме?
Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу.
Кто такие оглашѐнные, которых призывают выйти из храма во время богослужения?
Это люди некрещѐные, но которые себя огласили, то есть объявили о своѐм намерении креститься. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства
Причащения – их призывают выйти из храма.
С какого числа начинается масленица?
Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощѐным Воскресеньем.
До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?
Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.
Когда уносят Плащаницу?
Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером.
Когда можно приложиться к Плащанице?
К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.
Бывает ли причащение в Страстную Пятницу?
Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принѐс Себя в жертву.
Бывает ли причащение в Великую Субботу, на Пасху?
Да, бывает.
До какого часа длится Пасхальная служба?
В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 4 до 6 часов утра.
Когда бывает крестный ход?
Первый пасхальный крестный ход бывает в пасхальную ночь. Затем в течение недели (Светлой седмицы) ежедневно после окончания Литургии совершается крестный ход, а до праздника Вознесения Господня – каждое воскресенье.
Крестные ходы также бывают в престольные (храмовые) праздники.
Что символизирует крестный ход на Пасху?
Крестный ход символизирует шествие жѐн-мироносиц к Гробу Иисуса Христа. Во время крестного хода молящиеся идут с зажжѐнными свечами.
Почему не на Пасхальной седмице на Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?
Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.
В какие дни бывает Литургия Василия Великого?
Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы.
Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?
Вряд ли найдѐтся нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы язык поэзии заменить языком канцелярии (потому что тот якобы точнее), или язык канцелярии заменить базарным языком (потому что тот «народнее»). Так и идею полной замены святого языка богослужения на повседневный разговорный большинство членов Церкви воспринимает как неоправданное упрощение.
Славянский язык – это благодатный одухотворѐнный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснѐтся сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка.
Место поклонения | Reformed Bible Studies & Devotionals на Ligonier.org
7 сентября 2017 г.
Христианская жизньЦерковь и служениеПоклонение
Иоанна 4:20–23
Жертвоприношения животных составляли основную часть ветхозаветного поклонения и место, где эти жертвоприношения могли совершаться. предложенное было строго регламентировано Богом. После поселения Израиля в Земле Обетованной израильтяне должны были искать у Господа место, куда они должны были приносить свои всесожжения и жертвы (Второзаконие 12:5–7), и Бог открыл Давиду, что храм и жертвенник должны были быть построены в Иерусалиме (1 Паралипоменон 21:1–22:1). После постройки храма любой, кто приносил жертвы в других местах, нарушал волю Господа, и книги 1 и 2 Царств часто осуждают царей, которые строили жертвенники в других местах, даже если они были жертвенниками Богу Израилеву.
Это учреждение центрального святилища для жертвоприношения не означает, что ветхозаветные святые вообще не могли поклоняться Богу за пределами Иерусалима. Участие Иисуса в синагогальных службах в Назарете, например, показывает нам, что Бог одобрял пение, молитвы, наставления и другие акты поклонения, проводимые в этих местах собрания (от Луки 4:16–27). Тем не менее, Иерусалим оставался единственным местом, где евреи могли законно приносить жертвы Богу.
При новом завете все изменилось. Больше нет ни одного святилища, в которое все верующие обязаны ходить для поклонения Господу. Поскольку Иисус исполнил храм и его систему жертвоприношений (Евр. 9–10), нет необходимости в центральном месте поклонения. Иисус сказал самарянке, что придет день, когда люди будут поклоняться не в Иерусалиме и не на горе Гаризим, а в другом месте, и что такое поклонение будет приемлемым, если оно будет проводиться в духе и истине (Иоанна 4:20–23). Конечно, в ветхом завете люди должны были поклоняться Богу в духе и истине, но тогда поклонение в истине означало принесение в жертву животных только в Иерусалиме.
В любом случае, сегодня нет единого места, куда все христиане должны ходить на совместное богослужение. Должным образом созданные церкви могут собираться для богослужений дома, в кинотеатрах, школьных столовых, на берегу моря или в любом другом месте. Это не означает, что создание специальных святилищ для поклонения запрещено. На самом деле есть великая мудрость в строительстве святилищ красоты, где церковь может собираться для поклонения Богу, а церковные святилища в лучшем виде помогают нам сосредоточить наши сердца и умы на Господе в поклонении. Но они совершенно не обязательны. Истинное поклонение происходит везде, где мы прославляем Бога в духе и истине (Иоанна 4:24).
Некоторые христиане осуждают практику строительства святилищ для поклонения. Тем не менее, в то время как церковные здания не требуются, поклонение необходимо, и специально отведенное место для поклонения позволяет людям лучше осознавать присутствие Бога и их потребность благоговеть перед Ним. Поскольку поклонение так важно, мы должны поддерживать наши церкви, поскольку они стремятся создать места, где мы можем поклоняться Богу в духе, истине и красоте.
Для дальнейшего изучения
Неемия 1 Деяния 16:13 Колоссянам 4:15 Откровение 1:9–10
Поклонение в духе и истине
Иоанна 4:24
Время поклонения
Откровение 1:10
Как Иерусалимский храм был «избран» в качестве единственного места поклонения
Второзаконие повелевает централизовать поклонение ЯХВЕ в Храме, как только будет достигнут мир. Когда это должно было произойти, согласно Второзаконной истории, и когда это произошло исторически?
Требование Второзакония к централизации поклонения
Второзаконие начинается со многих глав, в которых Моисей изображается как произносящий историческую ретроспективу и расширенные наставления людям, собирающимся перейти реку Иордан в землю Израиля. Только потом, в гл. 12, обращается ли оно к конкретным законам (Второзаконие), которые люди должны были соблюдать в стране. Это ядро Второзакония, охватывающее главы с 12 по 269.0003
Сборник начинается с требования, чтобы вся культовая деятельность, будь то жертвоприношение или обет, происходила исключительно в одном избранном Богом месте — понятие, именуемое учеными как «централизация культа». Израильтянам велено поклоняться ЯХВЕ не так, как это делали хананеи (ст. 4), то есть в нескольких местах (которые израильтянам велено разрушить), а только в одном избранном Им месте (ст. 5-7).
דברים יב: Ки: כִּי אִם אֶל הַמָּקוֹם אֲשֶׁר יִבְחַר יְהוָВО אֱלֹהֵיכֶם מִכָּל שִׁבְטֵיכֶם לָשׂוּם אֶת שְׁמוֹ שָׁם לְשִׁכְנוֹ אֱלֹוּ ּבָאתָ שִׁבְטֵיכֶם לָשׂוּם אֶת שְׁמוֹ שָׁם לְשִׁכְנוֹ תִדְרְשׁוּ ּבָאתָ שָׁמָּיכֶם לָשׂוּם אֶת שְׁמ שְׁמ לְשִׁכְנוֹ אֱלֹוּ ּבָאתָ שָׁמָּיכֶם לָשׂוּם שְׁמ שְׁמ שָׁם לְשִׁכְנוֹ אֱלֹוּ ּבָאתָ שָׁמָּיכֶם לָשׂוּם שְׁמ ְ שָׁם לְשִׁכְנוֹ ּבָאתָוּ ּבָאתָ שָׁמָּיכֶם. יב: ו וַהֲבֵאתֶם שָׁמָּה עֹלֹתֵיכֶם וְזִבְחֵיכֶם…
Втор. 12:6 Принесите туда ваши всесожжения и ваши жертвы… [1]
Только после того, как Израиль успокоится
Хотя эти стихи звучат так, как будто требование централизации должно было начаться сразу после вступления в землю, ст. 10–11 говорится, что централизация вступит в силу только после победы над врагами израильтян, после чего нация будет жить в безопасности: [2]
דברים יב: י וַעֲבַרְתֶּם ַ הַיַּרְדֵּן וִישַׁבְתֶּם בָּאָרֶץ ְ onְ-eтили וַעֲבַרְתֶּם ַ הַיַּרְדֵּן וִישַׁבְתֶּם בָּאָרֶץ ְ onְ-eмобильным зорем אֱלֹהֵיכֶם מַנְחִיל וְהֵנִיחַ ְ מִכָּל אֹיְבֵ אֱלֹיכֶם מַנְחִיל ְ וְהֵנִיחַ לָכֶם אֹ אֹיְבֵ אֱלֹיכֶם ִיל ְ וְהֵנִיחַ לָכֶם אֹ אֹיְבֵיכֶם ִיל ְ וְהֵנִיחַ לָכֶם אֹ אֹיְבֵ אֱלֹיב וִ ִ ְ otto. יב: יא וְробей по наследуй, и Он даст тебе покой от окружающих твоих врагов, и ты будешь жить в безопасности, 12:11 то место, которое изберет ЯХВЕ, Бог ваш, чтобы пребывало имя Его, туда принесете все, что Я повелю вам…
При прочтении вместе со ст. 10–12, ст. 9, что израильтяне еще не вошли «в покой и наследственное владение» (אֶל הַמְּנוּחָה וְאֶל הַנַּחֲלָה), которое дает им Бог, предполагает, что централизация требует не только физического присутствия на территории (т.е. земля обетованная), но спокойное состояние на этой территории. Это оставляет открытым вопрос о том, когда именно израильтяне достигнут этого идеального состояния бытия.
A. Кульминация завоеваний Иисуса Навина
Естественно предположить, что этот период начнется с завершения завоевания, описанного у Иисуса Навина.
Следуя расширенному описанию племенных частей, которые были выделены Джошуа различным племенам, Джошуа 21: 41–43 Суммирует:
onה Предоставлено כא: מא וַיִּתֵּן יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ יּ ו 9 oThotra בָ ַ onּ onּ otдолв. . כא: מב וַיָּנַח יְהוָВО לָהֶם מִסָּבִיב כְּכֹל נִשְׁבַּע נִשְׁבַּע לַאֲבוֹתָם וְלֹא עָמַד אִישׁ בִּפְנֵיהֶם מִכָּל אֹיְבֵיֶם אֵת כָּל אֹוְלֹא אִישׁ ְיהֶם מִכָּל אֹיְבֵיֶם אֵת כָּל אֹיְבֵיeֶם ְ יְהֶם מִכָּל אֹיְבֵיֶם אֵת כָּל אֹיְבֵיeֶם ְ יְהֶם מִכָּל אֹיְבֵיֶם אֵת כָּל אֹיְבֵיeֶם ְ יְ® מִכָּל בְּיָדָם אֵת כָּל אֹ אֹיְבֵיeֶם ְ יְהֶם בְּיָדָם אֵת כָּל אֹ אֹпя אִישׁ יְהֶם בְּיָדָם אֵת כָּל אֹ אֹיֶםישׁ ְ יְ ְ בְּיָדָם בְּ. כא: מג לֹא דָּבָר דָּבָר ַדָּבָר הַדָּבָר הַטּוֹב אֲשֶׁר ְ יְהוָה אֶל בֵּית יִשְׂרָאֵל הַכֹּל בָּא.
Нав. 21:41 ЯХВЕ дал Израилю всю землю, которую Он клялся отцам их, что отдаст им; они овладели им и поселились в нем. ЯХВЕ дал им покой со всех сторон, как клятвенно обещал их отцам. Ни один человек из всех их врагов не устоял перед ними; ЯХВЕ предал всех своих врагов в их руки. Не было недостатка ни в одном из благ, обещанных ЯХВЕ дому Израилеву; все исполнилось.
Следующие параллели предполагают связь с началом Parashat Re’eh , возможно, подразумевая, что пришло время централизации:
Deut 11-12 | Джош 21 |
וִירִשְׁתֶּם אֹתָהּ וִישַׁבְתֶּם בָּהּ | וַיִּרָשׁוּהָ וַיֵּשְׁבוּ בָהּ |
Когда вы овладеете им и поселитесь в нем (11:31) | они овладели им и поселились в нем (ст. 41) |
וְהֵנִיחַ לָכֶם מִכָּל אֹיְבֵיכֶם מִסָּבִיב | וַיָּנַח יְ-הוָה לָהֶם מִסָּבִיב |
и он дает тебе отдых от твоих врагов со всех сторон (12:10) | ЯХВЕ дал им покой со всех сторон (ст. 42) |
Шайло и жертвенник в Трансиордании
Следующий рассказ Иисуса Навина (глава 22), кажется, предполагает, что наступил этот новый, идеальный период. В нем рассказывается о близкой к гражданской войне, которая была вызвана тем, что племена Трансиордании построили жертвенник на своей земле, к востоку от Иордана (ст. 10-12). Эта гражданская война была предотвращена только после того, как заиорданские племена объяснили, что жертвенник на самом деле предназначался только как памятник их связи с ЯХВЕ, а не для жертвоприношения (ст. 26-28).
Реакцию израильтян в Кисиордании можно понять как связанную с нарушением централизации. Джошуа, в этот момент, уже установил палатку встречи в Шило:
יהושע יח: א וַיִּקָּהֲלוּ כָּל בְּנֵי יִשְׂרָאֵל שִׁלֹה וַיַּשְׁכִּינוּ אֶת אֹ אֹהֶל מוֹעֵד onִשְׂרָאֵל שִׁלֹה וַיַּשְׁכִּינוּ אֶת אֹ אֹהֶל מוֹעֵד וְ שִׁלֹ всем וַיַּשְׁכִּינוּ שָׁם אֹ אֹהֶל מוֹעֵד וְ שִׁלֹ Вор.
Нав. 18:1 Все общество израильского народа собралось в Силоме и поставило там скинию собрания. Теперь земля была под их контролем.
И все же, похоже, не в этом суть повествования. Скорее, оскорбление трансиорданцев заключается в том, что они выглядели так, как будто они планировали построить жертвенник и поклоняться ЯХВЕ в Трансиордании, которая не является частью собственно Земли Обетованной (Кисиордании). [3]
В других местах девтерономическая история не предполагает, что завоевание Иисуса Навина знаменует собой время централизации, и эта тема отсутствует в следующих главах книги Иисуса Навина, Судей и Самуила, пока мы не дойдем до описания царствования Давида. [4]
B. Правление Давида
Следующее ясное эхо Втор. 12:10 появляется в стихе, представляющем просьбу Давида о Пророке Натане построить постоянный храм для Бога (2 Царств 7: 1–2):
שמואל ב ז: א וַיְי כִּי יחַ ַמֶּלֶךְtַמֶּלֶךְ בְּבֵוֹ ַיהэйִ ВОТ ָשַׁביחַ יָשַׁב ַמֶּלֶךְtַמֶּלֶךְ ַמֶּלֶךְית יחַ יחַ יחַ יחַ יָשַׁב יָשַׁב ַמֶּלֶךְיחַ ַמֶּלֶךְית ית ַמֶּלֶךְיחַ יחַ יָשַׁב יָשַׁב יָשַׁב. ַמֶּלֶךְtַמֶּלֶךְ ַמֶּלֶךְית ַמֶּלֶךְיתיתוֹ.
0 מִסָּבִיב מִכָּל אֹיְבָיו . ז: ב וַיֹּאמֶר הַמֶּלֶךְ אֶל ַנָּבִ הַנָּבִיא רְאֵה נָא אָנֹכִי יֹשֵׁב בְּבֵית אֲרָזִים וַאֲרוֹן הָאֱלֹהִים יֹשֵׁב בְּתוֹךְ הַיְרִיעָe.
2 Сам 7:1 Когда царь поселился в своем дворце и ЯХВЕ даровал ему покой от всех окружающих его врагов , 7:2 царь сказал пророку Нафану: «Здесь я живу в кедровом доме, а Ковчег Божий в шатре!»
Продолжение текста, однако, ясно показывает, что описание покоя от врагов в ст. 1 является заблуждением Давида — настоящий покой от врагов еще не наступил. Хотя Нафан, отвечая Давиду от имени Бога, признает, что Бог «поразил пред тобою всех врагов твоих» (ואכריתה את כל איביך מפניך – ст. 9).), истинный период «отдыха» должен быть реализован только с преемником Давида, который будет тем, кто построит храм, что означает Божий выбор постоянного места, с которым будет связано Его имя (2 Цар. 7:10-13). ):
שמואל ב ז: י וְשַׂמְתִּי מָקוֹם לְעַמִּי לְיִשְׂרָאֵל וּנְטַעְתִּיו וְשָׁכַן תַּחְתָּי וְלֹא יִרְגַּז עוֹד… זיךָ ינֹתִ ינֹתִ ינֹתִ ינֹתִ ינֹתִ ינֹתִ ימֹתִ ימֹתִ ינֹתִ ימֹתִ ימֹתִ ימֹתִ. Onֵצֵאינֹתִ ימֹתִ ימֹתִ. Onֵצֵא ימֹתִ ימֹתִ. Onֵצֵא ימֹתִ. ז:יג הוּא יִבְנֶה בַּיִת לִשְׁמִי…
2 Цар 7:10 Я устрою место народу Моему, Израилю, и не устрою его более твердо: Когда закончатся дни твои и ты ляжешь с отцами твоими, Я воздвигну потомство твое после тебя, одного из твоего собственного потомства, и установлю его царствование. 7:13 Он построит дом имени Моему… [5]
C. Царствование Соломона
Второзаконная история представляет собственно централизацию как начинающуюся с Соломона и со строительства Храма. В начале его правления не было построено централизованный храм, поэтому (1 Царств 3: 2–3):
מלכים א ג: ב רַק הָעָם מְזַבְּחִים בַּבָּמוֹת כִּי נִבְנָ נִבְנָה בַיִת ְ יְ Въем ָים כִּיָּמִ ъем נִבְנָ Въем A. ג: ג וַיֶּאֱהַב שְׁלֹמֹה אֶת יְהוָה לָלֶכֶת בְּחֻקּוֹת דָּוִד אָבִיו רַק בַּבָּמוֹת הוּא ּמַקְטִ וּמַקְטִיר.
1 Kings 3:2 Однако народ продолжал приносить жертвы у открытых алтарей, потому что до того времени не было построено ни одного дома во имя ЯХВЕ. 3:3 И Соломон, хотя и любил ЯХВЕ и следовал обычаям своего отца Давида, также приносил жертвы и возносился в святилищах.
Хотя в Книге Царств поклонение в бамоте [6] обычно означает несоблюдение требования централизации (см. ниже), здесь эта практика явно не критикуется рассказчиком. Однако вскоре после этого Соломон начинает строительство Храма в Иерусалиме (3 Царств 5:16–19):
מלכים א ה:טז וַיִּשְׁלַח שְׁלֹמֹה אֶל חִירָם לֵאמֹר. ה: יז אַתָּה יָדַעְתָּ אֶת דָּוִד אָבִי כִּי ָכֹל יָכֹל לִבְניָדַעְתָּ בַּ דָּוִד אָבִי כִּיָכֹל לִבְנוֹת בַּיִת לְשֵׁם יְהוָה אֱלֹהָיו מִפְּנֵי ַמִּלְחָמָוֹת בַּ לְשֵׁם יְהוָה אֱלֹהָי מִפְּנֵי ъем ַמִּלְחָמָיִת לְשֵׁם יְהוָה אֱלֹ всем מִפְּנֵי ъем אֲשֶׁר אֲשֶׁר סְבָבֻהוּ ְ onְ Представлен אֱלֹהָיו מִפְּנֵי ъем אֲשֶׁר סְבָבֻהוּ ְ onְ Предоставлено אֱלֹ всем מִפְּנֵי ъем אֲשֶׁר סְבָבֻ סְבָבֻ всем ְ יְтек אֱלֹ всем מִפְּנֵי ъем אֲשֶׁריִת ְ יְтек אֱלֹ всем מִפְּנֵי ъем אֲשֶׁריִת עַד onָ Предо אֱלֹ אֹתָם כַּפּ ַמִּלְחָמָוֹת (רגלו) [רַגְלָי]. ה: יח וְעַתָּה הֵנִיחַ יְהוָה אֱלֹהַי לִי מִסָּבִיב אֵין שָׂטָן וְאֵין פֶּגַע רָע. ה: יט וְהִנְנִי אֹמֵר לִבְנוֹת בַּיִת לְשֵׁם יְהוָה אֱלֹהָי כַּאֲשֶׁר יְהוָдолю אֶל דָּוִד אָבִי אֱלֹ אֲשֶׁר תַּחְתֶּ יְтек ה ִבְנֶוִד אָבִי לֵאמֹר אֲשֶׁר אֶתֵּן תַּחְתֶּיךָ כִּסְאֶךָ הוּא ִבְנֶוִד אָבִילֵאמֹר בִּנְךָ אֲשֶׁר אֶתֵּן תַּחְתֶּיךָ כִּסְאֶךָ ה ה יִבְנֶ® ַבַּיִת בִּנְךָ אֲשֶׁר אֶתֵּן תַּחְתֶּיךָ כִּסְאֶךָ הוּא ִבְנֶוִד ַבַּי לֵאמֹר אֲשֶׁר אֶתֵּן תַּחְתֶּ ְ עַל הוּא ִבְנֶוִד ַבַּיִת לִשְׁמִ אֲשֶׁר אֶתֵּן תַּחְתֶּ ְ ה הtotpto -onִבְנֶtoַבַּיִת לִשְׁמִ אֲשֶׁר אֶתֵּן.
1 Царств 5:16 Соломон послал это сообщение Хираму: 5:17 Ты знаешь, что мой отец Давид не мог построить дом во имя ЯХВЕ, Бога своего, из-за врагов, окружавших его, пока ЯХВЕ не положил их под подошвы ног. 5:18 Но ныне ЯХВЕ, Бог мой, дал мне покой вокруг , нет ни противника, ни несчастья. 5:19 И поэтому Я намереваюсь построить дом во имя ЯХВЕ, Бога моего, как ЯХВЕ обещал Давиду, отцу моему, говоря: «Сын твой, которого Я посажу на престоле твоем вместо тебя, построит дом Моему имя. »
Стих 18, выделенный выше, является завершением периода покоя, который позволяет начать строительство Храма.
Идеал против реальности – Соломон через Езекию
Книга Царств, однако, предполагает, что Соломону не удалось централизовать богослужения в Иерусалиме. Не только сам Соломон впал в идолопоклонство в преклонном возрасте (3 Царств 11:1–6), но даже его самые достойные преемники, такие как Аса, Иосафат, Иоас, Амасия и Азария (Озия), как говорят, терпели места для жертвоприношений за пределами Иерусалима (3 Царств 15:14; 22:44; 4 Царств 12:4; 14:4; 15:4).
Согласно Книгам Царств, эта ситуация сохранялась до времен Езекии (конец восьмого века до н. э.), который удостоился чести быть первым царем, устранившим במות и מצבות (священные столпы), как мы читаем в 4 Царств 18. : 4:
מלכים ב יח: ד הוּא הֵסִיר אֶת הַבָּמוֹת וְשִׁבַּר אֶת הַמַּצֵּבֹת וְכָרַת אֶת הָאֲשֵׁרָה
2 Короли 18: 4 Он отменил шрани и разбил колонны и отрезал священные.
Нововведения Езекии в исторической перспективе
Какие изменения в конце восьмого века могут объяснить беспрецедентные действия Езекии? [7] Проще говоря, централизация оказалась порождением необходимости. Во время правления Езекии ассирийский царь Сеннахирим совершил массированное нападение на сельскую местность Иудеи, что привело к потере всех укрепленных городов царства, за исключением самого Иерусалима. [8] Как сообщается в 2 Царств 18:13:
מלכים ב יח: יג וּבְאַרְבַּע עֶשְׂרֵ Хорошо שָׁנָה לַמֶּלֶךְ חִזְקִיָּה עָלָה סַנְחֵרִיב מֶלֶךְ וּבְאַרְבַּע כָּל שָׁנָי ְיָּה עָלָה סַנְחֵרִיב מֶלֶךְ וּר כָּל עָרֵי יְה ַבְּצֻריב מֶלֶךְיִּתְפְּשֵׂם.
4 Kings 18:13 В четырнадцатый год царствования Езекии Сеннахирим, царь Ассирии, выступил против всех укрепленных городов Иудеи и захватил их.
Действительно, современник Езекии, Пророк Исаия, по -видимому, относится к этому опустошению в первом пророчестве своей книги (Исаия 1: 7–8):
. אֹתָהּ… א: ח וְנוֹתְרָה בַת צִיּוֹן כְּסֻכָּ Хорошо בְכָרֶם כִּמְלוּנָה בְמִקְשָׁה כְּעִיר נְצוּרָה.
Ис 1:7 Земля ваша пуста, города ваши сожжены; на глазах твоих плоды земли твоей съедают чужие… 1:8 Остается дочь Сион, как шалаш в винограднике, как шалаш в огуречном поле, как город осажденный.
Ассирийское нападение привело либо к разрушению, либо к вынужденному оставлению различных культовых мест. [9] По иронии судьбы, процесс централизации, который Второзаконие описывает как побочный продукт вновь обретенной национальной безопасности, фактически начался, в практическом смысле, как побочный продукт полного потеря безопасности.
Теологическое обоснование централизации
Страна Езекии осталась в руинах, но его столица уцелела. Как только армия Сеннахирима отступила и Иерусалим был спасен от разрушения, представление о том, что Бог специально избрал Иерусалим, — отличительная черта монархической идеологии Давида — еще больше укрепилось и усилилось. Таким образом, историческими обстоятельствами подтверждался особый статус иерусалимского храма как единственного центра поклонения Богу. [10]
Кодификация централизации
После смерти Езекии в книге Царств описывается период, когда запретные обычаи снова возобладали. Этому пришел конец с правлением его правнука Иосии (вторая половина седьмого века до н. э.), который предпринял аналогичные централизованные шаги после того, как на восемнадцатом году своего правления, т. е. в 622 году до н. э., нашел книгу законов в Храме. (см. особенно 4 Царств 23:1–3, 8, 14–15).
Этот свод законов обычно считается формой Второзакония, и описание того, что он «найден», предлагает косвенные доказательства того, что он был относительно новым в этот период. Таким образом, многие ученые предполагают, что Второзаконие — или, по крайней мере, ядро Второзакония, с его требованием централизованного богослужения, — было написано в период между реформой Езекии и реформой Иосии. [11]
Привлечение иудейских царей к ответу
Согласно этой реконструкции, на поставленный выше вопрос о том, почему праведные цари, такие как Аса и Иосафат, не применяли централизацию, будет поразительно простой ответ: они еще не знать такой закон! Но если это так, то как тогда Книга Царств может, с одной стороны, подразумевать, что Иосия был первым царем, который ввел централизацию на основе свода законов, а с другой стороны, обвинять предыдущих царей в неспособности соблюдать ту же заповедь?
Дело о потерянных и найденных
Все стихи в Книге Царств, связанные с темой централизации, как правило, считаются частью редакционного слоя историков, находящихся под влиянием Второзакония (отсюда и термин «Второзаконие» или DtrH). ), с 7 по -6 вв. Эти редакторы приписали сам Второзаконие Моисею, [12] , поэтому им пришлось осудить более ранних царей за то, что они не централизовали поклонение. Но поскольку книга утеряна ко времени Иосии, возникает вопрос, какие цари, согласно девтерономической истории, имели доступ к книге Моисея?
Некоторые цари, такие как Давид и Соломон, кажется, посвящены в это, поскольку Давид, как сообщается, перед своей смертью поручил Соломону следовать Божьим законам, заповедям, правилам и наставлениям, «как записано в Учении Моисея».