Борис годунов пушкин поэма: Дума XIII. Борис Годунов — Пушкин. Полный текст стихотворения — Дума XIII. Борис Годунов
Содержание
Дума XIII. Борис Годунов — Пушкин. Полный текст стихотворения — Дума XIII. Борис Годунов
Борис Федорович Годунов является в истории с 1570 года: тогда он был царским оруженосцем. Возвышаясь постепенно, Годунов сделался боярином и конюшим: титла важные при прежнем дворе российском. Сын Иоанна Грозного, царь Феодор, сочетался браком с его сестрою, Ириною Феодоровною. Тогда Годунов пришел в неограниченную силу: он имел столь великое влияние на управление государством, что иностранные державы признавали его соправителем сего кроткого, слабодушного монарха. По кончине Феодора Иоанновича (1598 г.), духовенство, государственные чины и поверенные народа избрали Годунова царем. Правление его продолжалось около осьми лет. В сие время Годунов старался загладить неприятное впечатление, какое оставили в народе прежние честолюбивые и хитрые его виды; между прочим ему приписывали отдаление от двора родственников царской фамилии (Нагих, кн. Сицких и Романовых) и умерщвление малолетнего царевича Димитрия, брата царя Феодора, в 1591 году погибшего в Угличе. Годунов расточал награды царедворцам, благотворил народу и всеми мерами старался приобрести общественную любовь и доверенность. Между тем явился ложный Димитрий, к нему пристало множество приверженцев, и государству угрожала опасность. В сие время (1605 г.) Годунов умер незапно; полагают, что он отравился. Историки несогласны в суждениях о Годунове: одни ставят его на ряду государей великих, хвалят добрые дела и забывают о честолюбивых его происках; другие — многочисленнейшие — называют его преступным, тираном.Москва-река дремотною волной
Катилась тихо меж брегами;
В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной
И златоверхими главами.
Умолк по улицам и вдоль брегов
Кипящего народа гул шумящий.
Всё в тихом сне: один лишь Годунов
На ложе бодрствует стенящий.Пред образом Спасителя, в углу,
10 Лампада тусклая трепещет,
И бледный луч, блуждая по челу,
В очах страдальца страшно блещет.
Тут зрелся скиптр, корона там видна,
Здесь золото и серебро сияло!
Увы! лишь добродетели и сна
Великому недоставало!. . Он тщетно звал его в ночной тиши:
До сна ль, когда шептала совесть
Из глубины встревоженной души
20 Ему цареубийства повесть?
Пред ним прошедшее, как смутный сон,
Тревожной оживлялось думой {1} —
И, трепету невольно предан, он
Страдал в душе своей угрюмой.Ему представился тот страшный час,
Когда, достичь пылая трона,
Он заглушил священный в сердце глас,
Глас совести, и веры, и закона.
«О, заблуждение! — он возопил: —
30 Я мнил, что глас сей сокровенный
Навек сном непробудным усыпил
В душе, злодейством омраченной! Я мнил: взойду на трон — и реки благ
Пролью с высот его к народу
Лишь одному злодейству буду враг;
Всем дам законную свободу.
Начнут торговлею везде цвести
И грады пышные и сёла;
Полезному открою все пути
40 И возвеличу блеск престола.Я мнил: народ меня благословит,
Зря благоденствие отчизны,
И общая любовь мне будет щит
От тайной сердца укоризны.
Добро творю, — но ропота души
Оно остановить не может:
Глас совести в чертогах и в глуши
Везде равно меня тревожит. Везде, как неотступный страж, за мной,
50 Как злой, неумолимый гений,
Влачится вслед — и шепчет мне порой
Невнятно повесть преступлений!..
Ах! удались! дай сердцу отдохнуть
От нестерпимого страданья!
Не раздирай страдальческую грудь:
Полна уж чаша наказанья! Взываю я, — но тщетны все мольбы!
Не отгоню ужасной думы:
Повсюду зрю грозящий перст судьбы
60 И слышу сердца глас угрюмый.
Терзай же, тайный глас, коль суждено,
Терзай! Но я восторжествую
И смою черное с души пятно
И кровь царевича святую! Пусть злобный рок преследует меня —
Не утомлюся от страданья,
И буду царствовать до гроба я
Для одного благодеянья.
Святою мудростью и правотой
70 Свое правление прославлю
И прах несчастного почтить слезой
Потомка позднего заставлю.О так! хоть станут проклинать во мне
Убийцу отрока святого,
Но не забудут же в родной стране
И дел полезных Годунова».
Страдая внутренно, так думал он;
И вдруг, на глас святой надежды,
К царю слетел давно желанный сон
80 И осенил страдальца вежды. И с той поры державный Годунов,
Перенося гоненье рока,
Творил добро, был подданным покров
И враг лишь одного порока.
Скончался он — и тихо приняла
Земля несчастного в объятья —
И загремели за его дела
Благословенья и — проклятья!..[1]1821 или 1822
«Борис Годунов» за 9 минут. Краткое содержание трагедии Пушкина
20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:
Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, […]
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится…
Продолжение после рекламы:
Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.
События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».
Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена:
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!
Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, — в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.
Брифли существует благодаря рекламе:
Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.
Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.
Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:
Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, […]
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им […]
Я выстроил им новые жилища…
Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят […], Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).
Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.
Продолжение после рекламы:
Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой».
Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела — три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал […], Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыпленный».
Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он — Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса — возмездие.
Брифли существует благодаря рекламе:
В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.
16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня — А на тебя, Борис-цареубийца!»
На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей […] на службу высылали». Но самое опасное — слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».
21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.
Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают […] Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит».
У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», — подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.
Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, — говорит Борис Басманову, — И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей».
Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»
После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.
Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».
Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»
Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса — Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».
О поэме А.С. Пушкина «Борис Годунов». Часть 1
Несомненно, власть в трагедии «Борис Годунов» имеет харизматическое измерение и осознается как связь с Божественным Промыслом, с Божественной волей, с Божественным благословением или Божественным гневом. И не случайно Борис, «приемля власть», обращается к покойному царю Феодору Иоанновичу.
Нельзя сказать, что трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» обделена вниманием исследователей, но неисчерпаемость заключенных в ней смыслов снова и снова заставляет обратиться к ней.
Говоря о философии власти в пушкинской трагедии, нельзя не вспомнить прекрасные слова митрополита Анастасия: «“Борис Годунов” с его Пименом – это не что иное, как яркое отображение древней святой Руси; от нее, от ее древних летописцев, от их мудрой простоты, от их усердия, можно сказать, набожности к власти царя, данной от Бога, Пушкин сам почерпнул эту инстинктивную любовь к русской монархии и русским государям»[1].
Несомненно, власть в трагедии «Борис Годунов» имеет харизматическое измерение и осознается как связь с Божественным Промыслом, с Божественной волей, с Божественным благословением или Божественным гневом. И не случайно Борис, «приемля власть», обращается к покойному царю Феодору Иоанновичу:
И ниспошли тому, кого любил ты…
Священное на власть благословенье.
Итак, власть осмысляется как дело великое, страшное и священное, как жребий, который может быть слишком тяжким: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». (Парадоксальным образом тяжелая шапка Мономаха ассоциируется – рифмуется – с «железным колпаком» юродивого.) Этот священный жребий может быть роковым для его недостойного носителя. С другой стороны, Божественный Промысл может не только щадить и сохранять, но и возвеличивать явно незаконного претендента, бессовестного Самозванца, если этот человек исполняет его волю. Вот что говорит о Самозванце Гаврила Пушкин:
Хранит его, конечно, Провиденье;
И мы, друзья, не станем унывать.
В финале трагедии посланный самозванцем Пушкин обращается к москвичам:
Не гневайте ж царя и бойтесь Бога.
Выстраиваются сложные диалогические и диалектические отношения между царем, народом и Богом. Как неправда царя, так и грех народа способны вызвать Божественный гнев и бедствия:
О страшное невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли, –
уверен отшельник Пимен. К его словам мы еще вернемся.
Власть, царство, судьбы царей для народа не являются чем-то внешним, но становятся важным элементом духовной жизни, принимаются внутрь народной души, внутрь молитвы:
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
У современного человека может возникнуть вопрос: почему следует смиренно умолять Спасителя за темные деянья прежних царей, к которым потомки как будто не имеют отношения и в которых они невиновны? С православной точки зрения, этот вопрос лишний: судьбы царя и народа неразрывно связаны, за беззакония правителей отвечает народ, и, наоборот, властители несут ответ за беззакония народа. И если их подвиги и добро становятся залогом благополучия державы, то их грехи могут привести к бедствиям для страны. И следовательно, молясь за «великих царей», потомки молятся о самих себе, в том числе и за свои грехи и «темные деянья». Это всеобщая связь царя и народа, прошлого, настоящего и будущего.
Эта всеобщая связь обусловлена в трагедии ощущением священной, богоданной истории, как позднее скажет Пушкин в ответе П.Я. Чаадаеву: «История, которую нам Бог дал». Ибо чувство ответственности государя и народа перед Богом и взаимоответственности народа и царя невозможно без ощущения сакральности жизни, ее освящения, всеобщего предстояния Создателю. Примечательно перечисление того, что заповедует описывать Пимен Отрепьеву:
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны.
Священный характер царства во многом определяется благочестием царей, их связью с монашеством и способностью ради Небесного Царства покинуть земное:
Подумай, сын, ты о царях великих.
Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет
Противу их? Никто. А что же? Часто
Златый венец тяжел им становился:
Они его меняли на клобук.
Ниже мы постараемся показать, что отношение к иночеству, к монашескому подвигу является одним из определяющих критериев для характеристики царей в трагедии.
В «Борисе Годунове» можно выделить несколько типов властителей, каждый из которых имеет свое отношение к Промыслу, свое участие в его судьбах. Их пять: «разумный самодержец» (Иоанн III), «кающийся грешник, кающийся мучитель» (Иоанн Грозный), «царь-молитвенник» (Феодор), «легитимный макиавеллист» (Борис Годунов) и «нелегитимный макиавеллист, революционер» (Самозванец).
Тип «разумного самодержца» – это те цари, о которых Пимен говорит:
Своих царей великих поминают,
За их труды, за славу, за добро.
Иоанн III – один из них. Борис Годунов дает ему краткую, но исчерпывающую характеристику:
Лишь строгостью мы можем неусыпной
Сдержать народ. Так думал Иоанн,
Смиритель бурь, разумный самодержец.
В этом определении емко оценивается блестящее правление Ин. 3 (1462–1505), в которое были присоединены к Москве Новгород, Тверь, Северские земли, свергнуто ордынское иго. Особенно подчеркивается разумность, то есть государственная трезвость, разумная осторожность, умеренность его политики. Иоанн III становится символом разумной строгости и жесткости, а также и государственной стабильности – того могущества, на котором почиет небесное благословение.
Гораздо более противоречивым является образ Иоанна Грозного. С одной стороны, он также вписан в эту череду великих царей. Но именно к нему относятся слова: «А за грехи, за темные деянья / Спасителя смиренно умоляют». В трагедии вспоминаются и славные дела Иоаннова царствия: взятие Казани, успешные войны с Литвой. Отрепьев говорит Пимену:
Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Но при этом Грозный назван «свирепым внуком разумного самодержца». И в трагедии присутствует страшная память об опричном терроре, кровавый пар которого не рассеялся и через 20 лет после смерти Грозного. Боярин Пушкин сравнивает правление Бориса с временами свирепого царя:
…Он правит нами,
Как царь Иван (не к ночи будь помянут).
Что пользы в том, что явных казней нет,
Что на колу кровавом всенародно
Мы не поем канонов Иисусу,
Что нас не жгут на площади, а царь
Своим жезлом не подгребает углей?
Пушкиным здесь использованы сообщение А. Курбского из «Истории Ивана Грозного» о смерти князя Дмитрия Шевырева, посаженного на кол и певшего канон Иисусу[2], и рассказ о пытке Михаила Воротынского, когда царь лично участвовал в дознании и подгребал угли под пытаемого[3]. Кстати сказать, Михаил Воротынский был знаменит тем, что в 1552 году первым ворвался в Казань и водрузил крест на башне, а в 1572 году спас Москву от татарского нашествия, разгромив Девлет-Гирея при Молодях. Всего через десять месяцев после этого он был взят по ложному обвинению в чародействе, пытан и умер на пути в ссылку. В трагедии «Борис Годунов» имя Воротынского становится символом чести, честности и прямоты, родового благородства, мужества и доверчивости. Именно такими чертами и наделен собеседник Шуйского Воротынский, которого в 1598 году уже не было в Москве.
Борис Годунов Пушкин А.С. — читательский дневник
1. Время и место сюжета
Пушкин написал «Бориса Годунова» в 1825 году. Действия происходят в Москве, в других городах России, в Самборе, Кракове, на Литовской границе. События, описанные в произведении охватывают период его правления конец XVI — начало XVII века (1598 – 1605 гг.)
2. Главные герои и их характеристика
Борис Годунов — русский царь, опытный политик, умелый государственный деятель. Среди его неблаговидных поступков — убийство малолетнего царевича Дмитрия, наследника престола.
Григорий Отрепьев — молодой монах, ровесник убитого царевича Дмитрия. Он – умен, хитер, амбициозен, образован, ощущает скуку жизни.
3. Краткий пересказ рассказа
После кончины Ивана Грозного царский трон занимает Борис Годунов. Стремясь привести Россию к благоденствию, он идет к своей власти напролом, убивая сына Ивана Грозного. Ставши царем, Борис чувствует себя несчастным. Несмотря на позитивные преобразования России, царь не получает всенародной любви. В этот же период появляется самозванец Гришка Отрепьев. Стремясь сделать свою жизнь незаурядной и яркой, он объявляет себя царевичем Дмитрием, чудом выжившим после расправы. Повесть заканчивается смертью Годунова и приходом к власти Самозванца.
Смотрите более подробный краткий пересказ исторической драмы Бориса Годунова Пушкина А.С.
4. Главная мысль, чему учит произведение
Зло, совершаемое человеком, не приносит счастья, результат которого — страх, раскаяние, возмездие. Если даже зло осуществляют «во благо» — это не дает желаемых плодов.
Борис Годунов шел на преступление ради благородных целей – сделать из России процветающую державу. Мудрое правление и достойные деяния царя-детоубийцы не были оценены людьми. Процарствовав совсем немного, он умирает, а его собственные дети погибают от рук его же подчиненных.
5. Вывод
Не стоит совершать зло, оправдывая его высшим предназначением, благородными целями. Посеяв зло, человек придет к еще большему злу. Его дальнейшая жизнь, благородные поступки, свершения не принесут радости и удовлетворения, угрызения совести будут разъедать изнутри. В итоге человеку вернется то зло, которое он совершил. Так произошло и с Борисом Годуновым. Ставши царем, он не испытывает счастья, финал его жизни по-настоящему трагичен.
Зло совершает и молодой монах, Григорий Отрепьев. Его тяготит бессмысленность своей жизни и ее однообразие. Такое чувство, что Гришка не отдает себе отчет в том, что делает, например, когда разбито целое войско, он плачет об убитом коне. Отрепьев стремится захватить царскую власть, что оборачивается трагедией для собственного же народа.
Мне возмущает поведение не только царя и Лжедмитрия, но и князей, бояр, их жестокость, безнравственность, подлость в отношениях. Приятно читать лишь о юродивом, говорящим правду. Жаль, что в те годы, в периоды авторитарной власти, только безумец мог искренне выражать свои мысли. Людям приходилось лицемерить и подстраиваться под обстоятельства.
Читая об этом времени, кажется, что выхода нет. Всюду обман, лицемерие, убийства. Позитивное направление, стремление к лучшему Пушкин вкладывает в реакцию народа. Толпа не принимает царя Годунова – убийцу Дмитрия. Отторгает она и новую власть, убивающую детей Бориса. Выражая свой протест, народ безмолвствует. Эта позиция простого люда говорит о лучшем будущем, о светлых побуждениях, заложенных в человеческой природе.
В истории много белых пятен, и до истины добраться не так уж легко. Какими были Годунов и Отрепьев, действительно ли Борис убил царевича Дмитрия? Мы воспринимаем ситуацию так, как ее описывает Пушкин.
Когда я читала о расправе над семьей Годунова, то вспомнился расстрел царской семьи Николая II. Не даром, чтобы понять настоящее, возвращаешься к прошлому. История повторяется.
6. Система образов произведения
Образы Бориса и самозванца Гришки противостоят образу людской толпы. Народ хочет видеть на троне законного царя, на не человека, убившего ребенка, захватившего власть обманом. Несмотря на то, что за годы правления царь сделал много полезного для России, его единения с народом не ощущается.
В противостоянии с Годуновым находятся и знать, служащая царю. Они связаны общими целями и делами, но единение их образов чувствуется слабо. В основном, ощущается конфронтация, апогеем которой становится убийство детей Годунова.
7. Словарь незнакомых слов
Пал ниц — поклон до земли.
Трапеза — процесс принятия пищи, общий монастырский стол.
Еретик — человек, пренебрегающий общепринятыми правилами и представлениями, следующий своим собственным чувствам и убеждениям.
Чернец — слово, аналогичное понятию «монах».
Полушка — русская монета, с достоинством в полкопейки.
8. Понравившиеся цитаты
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.
Твоя любовь… что без нее мне жизнь,
И славы блеск, и русская держава?
В глухой степи, в землянке бедной — ты,
Ты заменишь мне царскую корону…
Ну вот о чем жалеет!
Об лошади! когда все наше войско
Побито в прах!
Я слышу речь не мальчика, но мужа.
Лишь строгостью мы можем неусыпной
Сдержать народ…
Нет, милости не чувствует народ:
Твори добро — не скажет он спасибо;
Грабь и казни — тебе не будет хуже.
Magisteria
MagisteriaÐCreated using FigmaVectorCreated using FigmaПеремоткаCreated using FigmaКнигиCreated using FigmaСCreated using FigmaComponent 3Created using FigmaOkCreated using FigmaOkCreated using FigmaOkЗакрытьCreated using FigmaЗакрытьCreated using FigmaGroupCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using Figma��� �������Created using FigmaEye 2Created using FigmafacebookCreated using FigmaVectorCreated using FigmaRectangleCreated using FigmafacebookCreated using FigmaGroupCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaНа полный экранCreated using FigmagoogleCreated using FigmaИCreated using FigmaИдеÑCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaGroupCreated using FigmaLoginCreated using Figmalogo_blackCreated using FigmaLogoutCreated using FigmaMail. ruCreated using FigmaМаркер юнитаCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaРазвернуть лекциюCreated using FigmaГромкость (выкл)Created using FigmaСтрелкаCreated using FigmaodnoklassnikiCreated using FigmaÐCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaПлейCreated using FigmaДоп эпизодыCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСвернуть экранCreated using FigmaComponentCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaШÑрингCreated using FigmaГромкостьCreated using FigmaСкороÑÑ‚ÑŒ проигрываниÑCreated using FigmatelegramCreated using FigmatwitterCreated using FigmaCreated using FigmaИCreated using FigmavkCreated using FigmavkCreated using FigmaЯCreated using FigmaЯндексCreated using FigmayoutubeCreated using FigmaXCreated using Figma
Борис Годунов (Пушкин Александр) — слушать аудиокнигу онлайн
00:00 / 06:44
Boris Godunov_chastj01_fr1
08:26
Boris Godunov_chastj01_fr2
07:06
Boris Godunov_chastj02_fr1
06:44
Boris Godunov_chastj02_fr2
07:54
Boris Godunov_chastj03_fr1
05:36
Boris Godunov_chastj04_fr1
05:35
Boris Godunov_chastj04_fr2
05:13
Boris Godunov_chastj04_fr3
03:49
Boris Godunov_chastj05_fr1
04:59
Boris Godunov_chastj05_fr2
05:38
Boris Godunov_chastj06_fr1
05:11
Boris Godunov_chastj06_fr2
03:36
Boris Godunov_chastj06_fr3
03:58
Boris Godunov_chastj07_fr1
05:42
Boris Godunov_chastj07_fr2
06:13
Boris Godunov_chastj08_fr1
06:37
Boris Godunov_chastj08_fr2
04:43
Boris Godunov_chastj09_fr1
04:52
Boris Godunov_chastj09_fr2
04:48
Boris Godunov_chastj10_fr1
05:08
Boris Godunov_chastj10_fr2
05:01
Boris Godunov_chastj10_fr3
04:23
Boris Godunov_chastj11_fr1
05:10
Boris Godunov_chastj11_fr2
04:04
Boris Godunov_chastj11_fr3
«Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
История создания трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825 г. Пушкин писал её около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году.
В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашёл историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы — отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении самодержавия и отмене крепостного права, привели Пушкина к событиям Смутного времени начала 17 в. Он обратился к недавно изданной «Истории государства Российского» Карамзина, которому и посвятил пьесу. Пушкин, как и Карамзин, считал, что народный бунт, приведший к убийству сына Бориса Годунова Феодора, спровоцировал сам царь отменой Юрьева дня – единственного дня в году, когда крепостной мог поменять хозяина.
Тема трагедии – исторические события Смутного времени, которые начинаются согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчиваются воцарением Лжедмитрия. Пушкин хотел показать события наиболее объективно. Собственное отношение он вложил в уста разных героев, в том числе дяди и племянника Пушкиных. Афанасий Михайлович открывает причину конфликта между царём и дворянством: дворяне страшатся опалы, не властны в своих поместьях из-за отмены Юрьева дня. Он высказывает и сокровенную мысль Александра Пушкина о том, что народ – это великая сила: «А легче ли народу? Спроси его». Его племянник Гаврила Пушкин почти в финале объявляет Басманову, что Лжедмитрий силён народной поддержкой.
Среди внешних конфликтов исторические конфликты между разными сословиями. В начале трагедии среди людей царит мнимое единодушие: бояре, дворяне, народ и Патриарх зовут Бориса Годунова на царство. Но сцена возле Новодевичьего монастыря проявляет истинную позицию народа: он равнодушен к происходящему, перекладывает ответственность на бояр.
Неоднозначна позиция бояр и дворян. Они доносят друг на друга (Шуйский). Опальные дворяне (Хрущов) и бояре (Курбский) примыкают к Лжедмитрию. Его поддерживают ищущие своей выгоды донские казаки и польская шляхта.
Конфликт между сословиями перерастает в конфликт между сторонниками претендентов на трон (Борис Годунов, Феодор Годунов, Самозванец). Внешний конфликт затрагивает целые страны (Россия, Литва), превращается в межрелигиозный (между православной Москвой и католической Литвой).
Внутренние конфликты раскрывают мотивы поступков героев. В первом монологе царь перечисляет блага, сделанные для народа, и сетует, что чернь за это его проклинает. Но больше всего царя тревожит пятно на совести, сжигающее его душу – убийство царевича Димитрия.
Внутренние конфликты присущи и другим героям: воеводе Басманову, перешедшему на сторону Лжедмитрия ради выгоды и вопреки присяге. Сам Лжедмитрий не отягощён внутренними конфликтами: любовь Марины важнее для него, чем царская корона. Внутреннего конфликта нет и у Марины: она хочет быть женой не Самозванца, а царевича Димитрия и склоняет Самозванца к походу на Москву. Так внешний конфликт между Лжедмитрием и его возлюбленной приводит к войне народов.
Внутренний конфликт Бориса Годунова ведёт его к гибели. Этому невольно способствует юродивый, который велит зарезать отнявших копеечку детей, «как зарезал ты маленького царевича». Предпоследний монолог Бориса перекликается с его первым монологом о милостях, творимых царём народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ». Феодору на смертном одре Борис советует отменить опалы и казни, то же самое обещает Гаврила Пушкин народу от имени Димитрия.
Проблематика трагедии актуальна как для Пушкина, так и в наши дни. Основная проблема — взаимоотношения царя и народа. Проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах Бориса Годунова, Лжедмитрия, воеводы Басманова, Шуйского). Проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь Годунова). Проблема лжи во благо (Годунов, Лжедмитрий). Проблема чистой совести (Борис, Басманов). Проблема бремени историка и летописца (Пимен). Проблема любви ради выгоды (Марина Мнишек).
Героев трагедии можно разделить на три группы: исторические личности, такие как Борис Годунов, Шуйский, воевода Басманов, Феодор Годунов, Самозванец, Патриарх; вымышленные герои, прототипы которых были в истории: Гаврила Пушкин и Курбский, два беглых монаха, летописец Пимен. Третья группа героев – люди своего времени, не оставившие следов в истории: юродивый, представители разных сословий. Все герои действуют согласно замыслу и исторической канве драмы.
В трагедии есть образы, важные для раскрытия замысла. Конь, раненный в бою и разнузданный Лжедмитрием перед смертью – это символический образ едва живого народа, которому Лжедмитрий хочет дать освобождение. В этой сцене раскрывается авантюрный, но добросердечный характер Григория.
Своеобразна композиция поэмы. Действие занимает шесть лет (с 1598 по 1604 гг.) и распределено на 23 сцены. Начинается и заканчивается оно в Кремлёвских палатах. Первая и последняя сцены – это начало и конец правления Бориса Годунова — от замысла бояр до убийства жены и детей Бориса. Третья сцена зеркально соответствует второй сцене с конца. В них реакция народа на избрание Бориса Годунова и Лжедмитрия. Поведение народа меняется от покорности своей судьбе и воле царя в начале до бунта и призыва к убийству Борисова щенка в конце. Последнюю ремарку «Народ безмолвствует» Пушкин добавил не сразу. Это состояние раскаявшегося народа, бунт против нового царя, пришедшего путём убийства старого.
Жанр «Бориса Годунова» — историческая трагедия. В произведении Пушкин показал не только трагедию разных героев, убитых, как Димитрий или Феодор, умерших от раздираемых противоречий, как Борис Годунов, или тех, которых, как знает читатель, убьют вскоре (Лжедмитрий). В трагедии показана духовная смерть всего русского народа, начиная от царя и заканчивая последним крепостным.
Пушкин отказался от рифмованных строк и написал трагедию пятистопным нерифмованным ямбом, приблизив к разговорной речи и к трагедиям Шекспира – современника Годунова. Многие фразы и даже целые монологи из поэмы стали крылатыми благодаря неповторимому стилю.
Художественное своеобразие связано с предназначением трагедии. Пушкин писал «Бориса Годунова» не для чтения, а для постановки в театре. Поэтому в драме важны не только монологи и диалоги, но и действия, а Пушкин скуп на ремарки, читателю (и актёру) нужно догадываться о душевных переживаниях героев и их возможных движениях.
«Борис Годунов», краткое содержание по главам трагедии Пушкина
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
«Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
«Метель», анализ повести Пушкина
«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
«Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
«Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
«Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина
«Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
«Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
«Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
По произведению: «Борис Годунов»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Краткое содержание «Бориса Годунова» Пушкина ❤️
Прошел месяц, как Борис с сестрой закрылись в монастыре и отказались занять престол в городе Москве. Жители могут объяснить отказ Годунова только тем, что он боялся властей. Но Шуйский был не так прост и понимал, что это все игра. Так как нет смысла в том, что царевича убили в младенчестве.
События происходят так, как они и предсказывали. Народ молился и умолял Бориса Годунова принять княжение в Москве.Позже он соглашается и покидает монастырь. Это занимает 4 года.
Тем временем в Чудовом монастыре священник Пимен хочет закончить летопись. Просыпается Григорий, спавший рядом с Пименом. Григорий жалуется на монастырскую жизнь, которой живет с детства и убегает от такой жизни. Перед этим он расспросил Пимена об умершем царевиче, так как наследник был его ровесником, а Пимен в момент своей смерти находился в Угличе.
Григорий хочет взойти на трон. Об этом инциденте патриарху сообщается.
Он приказывает догнать Григория и отправить его в ссылку в Соловецкий монастырь. После разговора с колдуном приходит король. Шесть лет он уже правил, но этот факт его не удовлетворяет. Он осознает тщетность своих поступков, и совесть давно одолела его.
Вошли судебные приставы. Имеют указ с приметами Григория, но он, предлагая свою кандидатуру для чтения указа, меняет внешние приметы. Его ложь раскрывается, но ему удается сбежать. В имении Шуйских гостит Афанасий Пушкин.У него есть интересные новости из краковского поместья, и он делится ими с главой дома. Шуйский понимает, что если об этой новости узнают все, то это принесет большие неприятности. В царских покоях Шуйский рассказывает Борису Годунову о Кракове. Узнав обо всем, Григорий прикидывается князем. Борис Годунов спрашивает Шуйского о смерти теперешнего князя и о том, как он посещал его три дня подряд, но говорит, что он был так красив, как будто спал.
Григорий, соблазнив всех ушедших сторонников в поместье Вишневских, обещает присоединить Россию к
Ватикану.Также обещает дать казакам волю, а всех слуг Годунова наказать. Он заезжает к Мнишке, где тот решает остановиться, на три дня влюбляется в Марину и рассказывает, что он самозванец. Марина не хочет любить монаха, тем более беглого, так как хочет занять московский престол.
После всевозможных оскорблений с его стороны в нем просыпается достоинство, и он снова настаивает на том, что он принц. Григорий уже возле границы с Литвой, он бесконечно терзал себя мыслью, что к ним на Русь позвали самых заклятых врагов.Но быстро оправдывается в его глазах, ссылаясь на Бориса. В царской думе на заседании обсуждалось, что беглец уже прошел через Чернигов. Король издает указ о воинской повинности. Шуйский пытается успокоить горожан. Принц-самозванец выигрывает битву.
На площади у собора, после окончания собрания и принятия решения об анафеме, поют песню в память о князе. Николай сидит рядом с собором, мальчики, играющие рядом с ним, начинают дразнить его, потому что он зарезал наследника.Но на предложение молиться царю Никола отказался, сказав, что Богородица не велела ему молиться за него. Борис Годунов сильно недоволен боярами, он хочет, чтобы старик был воеводой без семьи, несмотря на то, что Басманов умен и талантлив.
Через некоторое время после разговора с Басмановым Императору стало плохо, он резко упал с трона, а изо рта и ушей у него хлынула кровь. Поняв, что умирает, Борис Годунов попросил уединения у царевича.Он очень любил своего сына и благословил его на царствование. После этого разговора в зал вошли Патриарх, царица с дочерью и бояре. Все обещают королю, что послужат правдой его наследнику, после чего он сказал, что начал проходить церемонию пострига.
Господин Басманов, которого Феодор высоко возвысил, беседует с Пушкиным, который хочет подружиться, под прикрытием Димитрия, он же предлагает главный заказ, если тот предложит ему на престол. Такая мысль воспринимается Басмановым как предательство, но он все же начинает ее рассматривать.Пушкин созывает горожан от имени Димитрия на «Лобную» площадь и начинает призывать горожан целовать крест, принимая нового главу государства.
Откуда ни возьмись появляется человек, который высказывает всем, что Дмитрия, щенка Борисова, надо вязать, и все бегут в палату. Весь особняк Бориса и его детей находился под стражей. Но многие проникаются жалостью к детям, объясняя это тем, что дети невиновны в злых делах отца. На пороге, после того как все немного успокоились, оказывается Мосальский и сообщает горожанам, что жена Годунова и ее сын наложили на них руки, отравленные ядом.И то, что они своими глазами видели их трупы. И Деметрий молча, но все же провозгласил нового правителя.
Александр Пушкин, русский поэт,
Albion Michigan Домашняя страница
Александр Пушкин, русский поэт,
Домашняя страница Альбиона, Мичиган
Батл-Крик, Мичиган
Главная страница Международная серия поэтов имеет честь представить
Александр |
Пушкинская
Биография
см. также — «Любимый Пушкин
Стихи»
И «Еще Пушкин
Стихи»
Взято из J. Биографический очерк Томаса Шоу в году.
Письма Александра Пушкина, том 1
Александр Сергеевич
Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года (по старому стилю). В 1811 году он был избран
быть в числе тридцати учеников первого класса Царского лицея
Село . Он посещал лицей с 1811 по 1817 год и получил лучшее образование.
доступны в России в то время. Вскоре он стал не только неофициальным
лауреат Лицея, но нашел более широкую аудиторию и признание.Он был
впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы» в 1814 г. В 1815 г.
стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» встретило одобрение Державина, великого
поэт восемнадцатого века, на публичном экзамене в лицее. После
по окончании лицея ему дали синекуру в Коллегии иностранных
Дела в Петербурге. Следующие три года он провел преимущественно в беззаботных,
беззаботная погоня за удовольствиями. Его тепло приняли в литературных кругах;
в кругах гвардейцев, любителей вина, женщин и песен; и в группах, где
политические либералы обсуждали реформы и конституции. Между 1817 и 1820 гг.
отразил либеральные взгляды в «революционных» стихах, своей оде «Свобода», «
Деревня», а также ряд стихов об Александре I и его министре Аракчееве.
в это же время он работал над своей первой масштабной работой «Руслан и
Людмила. В апреле 1820 года его политические стихи вызвали допрос в
генерал-губернатором в Петербурге, а затем в ссылке на Юг России, под видом
административного перевода на службу. Пушкин уехал из Петербурга
Екатеринославе 6 мая 1820 года.Вскоре после прибытия туда он путешествовал по
Кавказ и Крым с семьей генерала Раевского. В течение почти
За три года в Кишиневе Пушкин написал свои первые байронические стихотворные сказки:
Кавказский пленник» (1820-1821), «Братья-разбойники» (1821-1822) и
«Бахчисарайский фонтан» (1821-1823). Он также написал «Гаврилиаду» (1821 г.),
легкого приближения к Благовещению, и он начал свой роман в стихах Евгений
Онегин (1823-1831).
С помощью влиятельных друзей он был переведен
в июле 1823 г. в Одессу, где занимался походами в театр, светскими вылазками и
любовные связи с двумя замужними женщинами. Продолжалось и его литературное творчество,
как закончил «Бахчисарайский фонтан» и первую главу Евгения
Онегин, и начались «Цыгане». После того, как сотрудники почты перехватили письмо в
который он написал в едва завуалированную поддержку атеизма, Пушкин был сослан в свою
имение матери Михайловское на севере России.
Следующие два года, начиная с
С августа 1824 г. по август 1826 г. он провел в Михайловском в ссылке и под
наблюдение. Каким бы неприятным Пушкин мой не застал свое виртуальное заточение
в деревне, там он продолжил свою литературную деятельность.В течение 1824 и
1825 г. в Михайловском он закончил «Цыган», писал Борис Годунов, «Граф
Нулина» и второй главы «Евгения Онегина». Когда восстание декабристов
состоялось в Петербурге 14 декабря 1825 года, Пушкин, еще в Махайловском,
не был участником. Но вскоре он узнал, что был замешан, несмотря на все
У декабристов были копии его ранних политических стихов. Он уничтожил свои документы
это может быть опасно для него самого или других. Поздней весной 1826 г.
царю челобитная об освобождении его из ссылки.После расследования, которое
показал, что Пушкин вел себя прилично, его вызвали немедленно
на аудиенцию у Николая I. 8 сентября, еще чумазый с дороги, он
был доставлен к Николаю. В конце интервью Пушкин ликовал.
что теперь он освобожден из ссылки и что Николай I обязался быть
личный цензор его произведений.
Пушкин думал, что он волен
путешествовать по своему желанию, что он может свободно участвовать в издании
журналы, и что он будет полностью свободен от цензуры, за исключением случаев
которые он сам мог бы счесть сомнительными и пожелать сослаться на свой королевский
цензор.Вскоре он узнал обратное. Граф Бенкендорф, шеф жандармов, пусть
Пушкин знал, что без предварительного разрешения ему нельзя совершать никаких поездок,
участвовать в любом журнале, или публиковать — или даже читать в литературных кругах —
любая работа. Постепенно он обнаружил, что должен отчитываться за каждое слово и
действие, как непослушный ребенок или условно-досрочно освобожденный. Несколько раз его допрашивали
полицию о стихах, которые он написал. Юный Пушкин был
беззаботно насмехался над супружеством, но, освободившись из ссылки, провел
годы >с 1826 г. до его женитьбы в 1831 г. в основном в поисках жены и в
готовится заселиться.Он искал не меньше, чем самую красивую женщину в
Россия для его невесты. В 1829 году он нашел ее в Наталье Гончаровой и представил
официальное предложение в апреле того же года. В конце концов она согласилась выйти за него замуж.
условием выяснения его двусмысленной ситуации с правительством, что
это было. В качестве своеобразного свадебного подарка Пушкину было дано разрешение на публикацию
Борис Годунов — после четырехлетнего ожидания разрешения — под его
«собственная ответственность». Он был официально обручен 6 мая 1830 года.
Финансы
договоренности в связи со свадебным подарком отца ему половины
усадьба Кистенево потребовала посещения соседней усадьбы Болдино,
на востоке центральной России. Когда Пушкин прибыл туда в сентябре 1830 г. , он
ожидается, что осталось всего несколько дней; однако целых три месяца его держали
в карантине по эпидемии азиатской холеры. Эти три месяца в Болдино
оказался буквально самым продуктивным в его жизни.
Во время последнего
месяцев своей ссылки в Михайловском, он закончил главы V и VI
Евгений Онегин, но в последующие четыре года он написал из крупных произведений,
только «Полтава» (1828), неоконченный роман «Арап Петра Великого».
(1827) и Глава VII Евгения Онегина (1827-1828).Осенью на
Болдино, Пушкин написал пять рассказов «Повести Белкина»; стих
сказка «Домик в Коломне»; его маленькие трагедии «Скупой
Рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во времена
Чума», «Сказка о попе и работнике его Балде», первая его сказка.
сказки в стихах; последняя глава «Евгения Онегина»; и «Дьяволы» среди
другая лирика.
Пушкин женился на Наталье Гончаровой 18 февраля.
1831 г., в Москве.В мае, после медового месяца, испорченного «Москвой
теток» и свояков, Пушкины переехали в Царское Село, чтобы жить
недалеко от столицы, но недорого и в «воодушевленном уединении и в
круг сладких воспоминаний». Эти ожидания были разбиты, когда
Эпидемия холеры в Петербурге заставила царя и двор укрыться в
Июль в Царском Селе. В октябре 1831 года Пушкины переехали на квартиру в
в Петербурге, где они и прожили всю оставшуюся жизнь. Он и его жена
стал отныне неразрывно связан с милостями царя и с
придворное общество.
Мадам. Красота Пушкиной сразу произвела фурор в
общества, среди ее поклонников был и сам царь. 30 декабря 1833 г.
Николай I сделал Пушкина камер-юнкером, обычно среднего придворного чина.
даровано в то время юношам из высоких аристократических семей. Пушкин был глубоко
обиделся, тем более что был убежден, что это даровано не для
любое собственное качество, но только для того, чтобы сделать его подходящим для прекрасной мадам.
Пушкина на придворных балах. За танцами на одном из таких балов последовало
Март 1834 г., когда у нее случился выкидыш.Пока она выздоравливала в
провинции, Пушкин открыто говорил ей в письмах о своем возмущении и
унижение. Письма были перехвачены и отправлены в полицию и в
Царь. Узнав об этом, Пушкин в ярости подал прошение об отставке.
службы 25 июня 1834 года. Однако у него были основания опасаться худшего из
Недовольство царя этим поступком, и он почувствовал себя обязанным отказаться от своего
отставка.
Пушкин не мог позволить себе расходы на платья для мадам. Пушкина
для придворных балов или время, необходимое для выполнения придворных обязанностей.Его беды
еще больше увеличилось, когда две ее незамужние сестры приехали осенью 1834 года, чтобы жить
впредь с ними. Кроме того, весной 1834 г.
управление имуществом своего непредусмотрительного отца и обязался урегулировать
долги своего беспечного брата. Результатом были бесконечные заботы, досады и
даже расходы из собственного кармана. Он оказался в таком финансовом затруднении, что
он подал заявление об отпуске, чтобы уйти на пенсию в деревню на три или четыре
лет или, если в этом было отказано, на значительную сумму в качестве ссуды, чтобы покрыть его наиболее
неотложные долги и за разрешение издавать журнал. отпуск
в отсутствии было резко отказано, но ссуда в тридцать тысяч рублей была, после
какая-то неприятность, договорная; разрешение издавать, начиная с 1836 г., ежеквартальный
литературный журнал «Современник» тоже наконец получил разрешение. Журнал
не имел финансового успеха, и это вовлекало его в бесконечные редакционные и
финансовые заботы и затруднения с цензорами, ибо это давало
поместил врагов среди них возможность откупиться от него. Короткие визиты в
стране в 1834 и 1835 годах завершилась лишь одна крупная работа,
«Сказка о золотом петушке» (1834 г.), а в течение 1836 г.
роман о Пугачеве, «Капитанская дочка» и ряд его лучших стихов.
Тем временем мадам. Пушкина любила то внимание, которое привлекала ее красота в
высшее общество; она любила «кокетничать» и быть окруженной
поклонников, среди которых был и сам царь. В 1834 году мадам. Пушкина познакомилась с молодым человеком
который не довольствовался кокетством, красивый французский эмигрант-роялист в России
службу, которого усыновил голландский посол Геккерен. Молодой
Дантес-Геккерен преследовал мадам. Пушкина за два года и, наконец, так откровенно
и беззастенчиво заявил, что к осени 1836 года это превратилось в скандал.4 ноября,
1836 г. Пушкин получил несколько экземпляров «удостоверения» о назначении его
«Коадьютор Международного Ордена рогоносцев». Пушкин сразу
бросил вызов Дантесу; в то же время он предпринимал отчаянные попытки уладить свою
задолженность перед казной.
Пушкин дважды допускал отсрочки
дуэль, а затем отказался от вызова, когда узнал «из публичных слухов»
что Дантес был «действительно» влюблен в мадам. сестра Пушкиной, Екатерина
Гончарова. 10 января 1837 года бракосочетание состоялось, вопреки замыслу Пушкина.
ожидания.Пушкин отказался присутствовать на свадьбе и принять молодоженов в
своего дома, но в обществе Дантес преследовал мадам. Пушкина еще более открыто. потом
Дантес устроил ей встречу, уговорив ее подругу Идалию Полетику.
пригласить мадам. Пушкина в гости; мадам Полетика оставила двоих одних, но одного
вошли ее дети, и мадам. Пушкиной удалось уйти. Услышав о
этой встрече Пушкин послал старому Геккерену оскорбительное письмо, обвиняя его
быть автором «свидетельства» от 4 ноября и «сводником» его
«сволочь.Дуэль с Дантесом состоялась 27 января 1837 года. Дантес уволил
сначала и Пушкин был смертельно ранен; После того, как он упал, он вызвал
сил произвести выстрел и легко ранить своего противника. Пушкин умер
Через два дня, 29 января.
Как Пушкин умирал, так и после его смерти,
кроме нескольких друзей, придворное общество симпатизировало Дантесу, но
на квартиру Пушкина пришли тысячи людей всех иных социальных слоёв, чтобы
выражать сочувствие и оплакивать. Правительство явно опасалось политического
демонстрация.Чтобы не допустить публичного показа, похороны были перенесены из Санкт-Петербурга.
от Исаакиевского собора до небольшой Королевской конюшенной церкви, вход по билетам
только членам суда и дипломатического общества. А потом его тело было отправлено
далеко, тайно и в полночь. Его похоронили рядом с матерью на рассвете
6 февраля 1837 года в Святогорском монастыре, близ Михайловского.
Домашняя страница Батл-Крик, штат Мичиган, международная
Серия «Поэты» стала возможной благодаря материалам, предоставленным нашими друзьями со всего мира.
Мир.Мы ищем лучшее в классической поэзии всех народов.
Возвращение в Батл-Крик Мичиган Вдохновение
Страница
Веб-страница от Albion
Дизайн / Мэгги ЛаНуэ © 1999
Все права защищены
Александр Пушкин прибывает в Асмэру
Пушкин в Асмэре
Цигье Хайлемайкл, 26 ноября 2009 г.
(Шеабия)
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. По отцовской линии принадлежал к древнему роду московской аристократии.Со стороны матери он был потомком (правнуком) генерала Авраама Ганнибала (1698–1781), который, как говорят, был родом из деревни Логон, недалеко от Дебарвы, в Эритрее. В раннем возрасте он был похищен и доставлен в Константинополь, прежде чем наконец приземлился в России при дворе Петра Великого, который взял его под свое покровительство. Прадед Пушкина, Авраам, изучал военную инженерию во Франции, сделал блестящую военную карьеру в России и основал семью, самым известным членом которой является поэт Александр Пушкин.
В знак признания его эритрейского происхождения 28 ноября 2009 года в Асмэре будет установлен и открыт памятник Александру Пушкину.
Александр Пушкин считается одним из величайших писателей России. Действительно, он признан основоположником современной русской литературы. Эта знаковая фигура русской культуры скончалась в январе 1837 года на дуэли в возрасте 37 лет. Пробовав себя в разных литературных жанрах, он был прежде всего поэтом. Его творчество составляют лирика, повествовательные поэмы, такие как «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане»; роман в стихах «Евгений Онегин»; драма в стихах «Борис Годунов»; рассказы, такие как «Пиковая дама», «Сказки Белкина»., «Капитанская дочка», «Арап Петра Великого» и др. Писал также исторический роман и очерки. Политически связанный с декабристским движением, подпольным революционным движением, некоторые из его произведений были причиной того, что его несколько раз отправляли в ссылку в пределах его родины (в Кишнёв, Одессу и Михайловское, его родное имение)
Одинокий в детстве, он развил глубокую привязанность к няне, которая привила ему любовь к сельской России с ее сказками и песнями. Часто говорят, что его творчество проникнуто острым наблюдением как за манерами и обычаями русской аристократии, так и за жизнью людей в сельской России.Его положение среди русской аристократии, его своеобразная связь с Петром Великим побудили его писать об исторических событиях, таких как «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Капитанская дочка» и историческая драма «Борис Годунов», вдохновленная, как говорят, шекспировским драмы. Он также предпринял глубокие исследования исторических событий и написал о восстании Пугачева, крестьянском восстании 1773-1774 годов и «Истории Петра Великого», которая, однако, осталась незаконченной.
Гордясь своими африканскими корнями, он часто упоминал в своих стихах воображаемые берега Африки, землю своих предков.Поэт-романтик с политическими наклонностями, современники восхищались его лирикой, любовью и устремлениями, которые он питал к русской культуре. Будучи русским аристократом, он научился прекрасно говорить по-французски и находился под влиянием французской литературы и фразеологии. Но писателем, оказавшим наибольшее влияние на романтическую поэзию Пушкина, был английский поэт лорд Байрон, чей Дон Жуан вдохновил Пушкина на самое известное произведение — роман в стихах «Евгений Онегин». Известно, что он оказал неизгладимое влияние на многих русских писателей, в частности, на Гоголя, Толстого, Достоевского, Тургенева и других, а также на Набокова, который перевел Пушкина на английский язык.Великие произведения Пушкина также использовались для создания опер, одними из самых известных из которых были «Евгений Онегин и Пиковая дама» Чайковского; «Руслан и Людмила» Глинки; «Борис Годунов» Мусоргского; и Моцарт и Сальери Римского-Корсакова, среди многих других.
Чтобы оценить поэтический стиль Пушкина и его литературный гений, мы завершим этот краткий обзор двумя наиболее известными его стихотворениями:
Пророк
Жажда духовного добра,
Я брел по пустырям усталым,
До Шестикрылый серафим стоял
Предо мною на перекрестке тоскливом;
Он коснулся моих глаз, или так казалось,
С легкими пальцами, как будто я мечтал:
Теперь вооружен пророческой силой
Они широко раскрылись, как птицы, которые съеживаются.
Его прикосновение тогда осветило мои уши,
Которые наполнились музыкой сфер;
Я слышал едва уловимое колебание небес,
Полет углов вверху,
Поступь морских зверей, когда они движутся,
Жизнь в долинных виноградниках пробуждается.
И ныне к губам моим склонился,
Откуда мой грешный язык вырвал,
Со всеми клеветами, праздно ляпнул,
И вот мудрый старый змий жало
В рот мой, беснервный,
Свою искусную и кровавую руку вставлен.
Потом мечом мою грудь он рассек,
Вынул мое сердце, все еще бьющееся,
Пылающий уголь вместо него
В мою зияющую грудь затем поместил.
Как труп на песке я лежал,
Голос Бога я слышал, чтобы сказать,
«Восстань, о пророк, наблюдай и слушай,
Чтобы исполнить мою волю и план,
Пересечь землю и море, исполнить свою миссию,
Словами зажги сердце человека!»
(Exegi Monumentum)
Памятник воздвигнутый мною нерукотворный,
И пусть народ держит путь проторенным
Туда, где он непокорен и возвышается
Выше Александровской колонны.
Я не умру совсем — ибо в моей священной лире
Мой дух переживет мою тление праха —
И честь буду иметь я, пока славный огонь
Пламени поэзии на одном единственном щите.
Молва обо мне наполнит тогда всю мою обширную страну,
На каждом языке, которым она владеет, она будет говорить мое имя.
Потомство Гордого Раба, Финн, и — еще неграмотный —
Тунгус, и степолюбивый калмык.
И долго народ еще будет чтить меня
За то, что моя лира была настроена на милосердие
И, в жестокий век, я пел о Свободе
И милости просил у Справедливости в ее слепоте.
Равнодушен к хвале или к порицанию
Внемли, о Муза, но гласу Божественному
Не боясь обиды, не ища славы,
Не метая бисер перед свиньями.
Источники: «Эпоха назад. Подборка русской поэзии девятнадцатого века» Алан Майерс.
А «Александр Пушкин Избранные произведения», Издательство «Радуга», Москва.
Рекламные объявления
(PDF) Переосмысление канонического текста пушкинского «Бориса Годунова»
570 Честер Даннинг
предположения о намерениях Пушкина при написании пьесы и даже о том, что составляет
канонический текст этой неприятной драмы.
Общеизвестно, что Пушкин закончил «Бориса Годунова» к ноябрю 1825 года, но был
помешал царской цензуре опубликовать его в первоначальном виде. Тем не менее, часто забывают, что в течение следующих нескольких лет он неоднократно пытался издать свою пьесу без изменений, но царские чиновники говорили ему, что изменения необходимы. Когда в 1831 году наконец была опубликована измененная версия долгожданной пьесы, многие критики восприняли ее хладнокровно; и с тех пор пьеса смущает и разочаровывает читателей.3 Он
редко исполнялся и обычно считается драматическим провалом из-за его неспособности
«передать важную идею» и его несколько неуклюжей структуры. Особенно трудно
оценить финальную сцену опубликованной пьесы: знаменитое «молчание» народа (простого
народа) в ответ на приказ Лжедмитрия зверски убить юного царя Федора Борисовича
и его мать с целью захвата трон для себя. Концовка вызвала много споров.Неясно даже, предназначены ли финальные строки пьесы («Народ безмолвствует») для чтения или это всего лишь ремарка. сцены, но нет
решения многих основных вопросов.6 Например, что означало народное молчание?7
3О разочаровании и путанице в отношении Бориса Годунова с 1831 года см. А.С.Пушкин, Борис Годунзов. ragediia,
изд.С. А. Фомичев и Л. М. Лотман (СПб, 1996), 490-525; И. В. Киреевский, Polnzoesobraniesoc/inenli,
, 2 тт. (Москва, 1911), 2:46; В. Г. Белинский, Стати В Г. Белинскаго об А. С. Пус/ки/не (М., 1899), 250-95;
С. 0. Морозов, изд., Сочиненлия ипис заА. С. Пуш/кда, 8 тт. (СПб., 1903-1906), 3:257-58; Г. 0. Винокур,
«Комментарии к Борису Годунову», в Полноэсобраниесочиненл#А. С. Пуш/кина, вып. 7 (Москва, 1935): 436-59;
И.З. Серман, «Пушкин и русская историческая драма 1830-х годов», в Пушкине. Исследолванлия иниатериалы, т. 1, с.
6 (Ленинград, 1969), 118-20; Алексеев М.П., Пушкин А.С. // С/экспир/рзусс/ая каальтура, изд. М. П. Алексеев
(Москва-Ленинград, 1965), 174-76; Виктор Террас, Белизск // Русское литературоведение (Мэдисон, 1974),
132-33, 174; С. А. Фомичев, Праздник зла: Этюды о пушкине. СПб., 1995. С. 90; и Ирена Ронен,
Смысловой строй трагедил Пушкина «Борис Годунов» (Москва, 1997), 5, 9-14.
4 Критические оценки Бориса Годунова см.: Victor Terras, A History of Russian Liearze (New Haven,
1991), 281; Симмонс, Гной/родственник, 234-35; Бейли, Пушкин, 173, 176-77; Энтони Бриггс, «Скрытые силы объединения
в «Борисе Годунове», Новая Зеландия Sla vonic Joiuinal, 1974, вып. 1:43-44; Викери, Александр Пуш/кин,
59, 69-70; Джон Феннелл, «Пушкин», в Александр Пус/зки/аз. Современные критические взгляды, изд. Гарольд Блум (Нью-Йорк,
, 1987), 109; Эрвин С.Броди, «Деметрий» Шиллера и «Борис Годунов» Пушкина: современная интерпретация», Neohe/ican Review, no. 3–4 (осень-зима 1989 г.): 279–80; О сценичности и театральной
судьбе Бориса Годунова // Путькин. Исследо вания за границей, т. 1, с. 5 (Л., 1967), 346-48.
5См., например, Пушкин, Борис Годунов. 7) агедия, 348-49; Благой Д. Д., Творц/иескійпуть Пуськина (1813-
1826) (М.-Л., 1950), 472; и С.В. Шервинский, «Режиссура пушкинского «Бориса Годунова»,
Советские исследования в литературе 8 (весна 1972 г.): 141-58.
6О попытках истолкования финальной сцены Бориса Годюева см. Винокур, «Комментарии», 430—3 1; М. П. Алексеев,
Ремарка Пушкина «Народ безмолвствует», Русская литература, 1967, вып. 2:36-58; Листов В.С., Тархова Н.А. К истории замечаний «Народ безмолвствует в Борисе Годунове» // Врейнник пус/ки/аской конииссии
1979. Л., 1982. С. 96–102; Н.Михайлова И. К источникам ремарки «народ безмолвствует» в «Борис
Годунове» // Врениенник П/ушкин/коиконииссии. 20 (Л., 1986), 150-53; Строганов М. В. Еще раз
о примечании «Народ безмолвствует». 23 (Ленинград, 1989), 126-29; и
Фомичев, Праздник, 93-99, 104.
7Работы, исследующие намерение Пушкина использовать молчание для завершения пьесы, см. В. Г. Белинский, 0 danlie i teate,
2 vols. (Москва, 1983), 2:357; Б. П. Городецкий, лрагедия А. С. Пуцикина «Борис Годутнов» Конментарии
(Л., 1969), 161—62; Кевин Мосс, «Последнее слово в художественной литературе: о значительной лжи Бориса Годунзова», Slavic
и East European Journal 32 (лето 1988 г.): 195–96; Ю. Левин Д., Шекспир и русская литература XIX века
(Л., 1988), 41; Кэрил Эмерсон, Борис Годунов: Transpositionis of a Russian Themne (Bloomington, 1986),
72–73, 131–39; Ронен, Синисловострой, 14-16; Алисса Динега, «Неоднозначность в роли агента в пьесах Пушкина и Шекспира
Этот контент загружен с 128.194.154.59 вт, 02 окт 2018 16:19:59 UTC
Все условия использования https://about.jstor.org/terms
в прессе Департамента народного образования, 1831.
ПУШКИН, Александр (1799-1837). Борис Годунов . СПб.: В типографии Департамента народного просвещения, 1831.
Первое издание любимого Пушкиным его собственных текстов и среди редчайших его первых изданий (Смирнов-Сокольский). Этот привлекательный экземпляр дополняется полузаголовком и печатным посвящением Пушкина Карамзину, «чей гений вдохновил на это произведение» — последние два тома «Истории России» Карамзина были опубликованы в 1824 году, когда Пушкин начал писать. Борис Годунов , написанная в то время, когда Пушкин был сослан в свое имение, является первой русской трагедией на политическую тему, написанной белым стихом. Пушкин писал также под влиянием Шекспира, поняв, что «в России нет подлинно национальной драмы, есть только подражание неоклассической французской школе, и что создать ее можно только путем возвращения к русским темам и русскому фольклору, русский язык — литературный инструмент, достойный того, чтобы поставить его в один ряд с французским и немецким языками, из-за которых его так часто отвергали в его собственной стране…. и в других отношениях он был революционен: он был разбит на сцены и эпизоды, он смешивал поэзию с прозой и использовал разговорную русскую речь» ( Oxford Companion to the Theater , стр. 651). Сэр Джон Рассел, позже посол в Эфиопии, купил этот экземпляр, когда он был третьим секретарем посольства Великобритании в Москве, когда Стаффорд Криппс был послом во время войны. Килгур 884; Смирнов-Сокольский, Пушкин , д. 25.
Октаво (185 х 122 мм). С полутитулом и листком-посвящением Карамзину (название приведено факсимиле на бумаге того времени, чистый надрыв на полях листа-посвящения и стр.83, какие-то пятна повсюду, начальные листы и еще несколько пятен на полях, червоточина в книжном блоке со стр. 55, уменьшаясь с 4 мм до отверстия и лишь частично касаясь букв, задний торцевой лист отремонтирован в желобе). Современное русское цельное тельце, бока с позолотой и слепой каймой, плоский корешок, выточенный из позолоты, и слепой с сафьяновым тиснением (позолота выцвела, стыки искусно восстановлены).
Краткое содержание «Бориса Годунова» Пушкин А.С.
Краткое содержание «Бориса Годунова» позволит познакомиться с жизнью и проблемами русских правителей XVII века. Пушкин переносит нас в 1598 год, 20 февраля, прошел месяц с тех пор, как Борис Годунов вместе с сестрой заперся в монастыре, скрываясь от мирских забот. Люди плачут и просят его взойти на престол, но он упорно отказывается брать на себя ответственность за всю Россию. Боярин Шуйский открыл искусную игру Годунова, который ради приличия отказывается царствовать, а потом все равно станет царем, иначе зачем ему было убивать князя, в смерти которого «лукавый царедворец» обвиняет Бориса?
Краткое содержание Борис Годунов.Рождение Лжедмитрия
Как и предсказывал Шуйский, Годунов взошел на престол, вот уже четыре года, как он правил государством. Тем временем отец Пимен в келье Чудова монастыря завершает летопись, в которой рассказывает о страшном грехе — убийстве царевича Димитрия. Вместе с ним живет молодой монах Григорий, который томится в темнице и жалуется на монашескую жизнь. Он просит Пимена рассказать ему о смерти наследника престола и тот сообщает ему, что теперь страной правит цареубийца.
Краткое содержание «Борис Годунов» рассказывает о том, что монах Григорий бежит из монастыря, задумав стать «царем в Москве». Везде его ищут, рассылают по стране гонцов с описанием внешности, но монах успешно ускользает из рук охранников. Григорий Отрепьев пробирается к литовской границе за помощью.
В доме Василия Шуйского в гостях Афанасий Пушкин, который приносит известие от племянника Гаврилы Пушкина, живущего в Кракове — ко двору польского короля явился Димитрий, царский отрок, якобы убитый Годуновым.Боярин Шуйский немедленно сообщает об этом царю. Он, услышав об этом, волнуется и спрашивает, действительно ли принц умер. Шуйский утверждает, что недавно видел в соборе тело Димитрия, на этом Борис Годунов успокоился. Затем стихотворение переносит читателя в Краков, где самозванец собирает войска.
Правда Лжедмитрия
Григорию удалось убедить будущих сторонников, каждый из которых что-то пообещал: опальным слугам — возмездие, казакам — свободу, иезуиту Черниковскому — подчинение России Ватикану. Осенью 1604 года Лжедмитрий подходит к литовской границе, его мучает совесть, что он ведет врагов на родину, но тут же успокаивает себя, что грех падет не на него, а на царя, обманувшего престол.
Краткое содержание «Борис Годунов» рассказывает овоенном походе самозванца. Царь приказывает собрать людей на службу, но известие о царевиче Димитрии сеет в народе раздор. Григорий Отрепьев занимает город за городом, громит русские войска, его не пугает даже собственная неудача под Севском, самозванец собирает солдат и идет дальше.
Расправа над Годуновыми
Годунов недоволен боярами и хочет путвоеводе умного Басманова, но вдруг онемел. Борис понимает, что умирает, поэтому благословляет княжение своего любимого сына Феодора, берет с придворных клятву, что они будут служить князю верой и правдой. Басманова Феодора поставили военачальником, но он перешел на сторону Лжедмитрия. С призывом подчиниться новому царю Гаврила Пушкин обращается к подданным.
Поэма «Борис Годунов» заканчивается тем, что люди бросают клич убить Годунова сына. Его дом был взят под стражу, дети Бориса, Ксения и Федора, сидели у окна. Некоторым их жалко, ведь хоть отец и был злым, они ни в чем не виноваты. В доме женский крик, шум драки, после этого на крыльцо выходит боярин Мосальский и провозглашает, что Мария Годунова и Феодор отравились ядом.Он зовет приветствовать нового царя Димитрия, но народ в ужасе молчит.
p>>
«Борис Годунов» в Санкт-Петербурге
За несколько часов до спектакля в прошлую пятницу в знаменитом петербургском Мариинском театре московский фотограф Рустем Адагамов разместил в своем блоге запись, которая произвела фурор. Адагамов присутствовал на генеральной репетиции новой постановки Мариинского классика русской оперы «Борис Годунов», и сделанные им фотографии облетели российскую блогосферу: на них был запечатлен ОМОН, избивающий протестующих на сцене; слова «Народ хочет перемен!» на стене, очень похожей на внутреннюю часть российского парламента; и певцы хора, которые, казалось, вальсировали из лагерей Occupy, разбросанных по Москве за последние пару недель.
Мариинский театр, чей дирижер и художественный руководитель Валерий Гергиев близок к Владимиру Путину, кажется, стал очередной неожиданной площадкой антикремлевских протестов, охвативших Москву после спорных парламентских выборов в начале декабря. Либеральные блоггеры выразили восторг и удивление, и постановка быстро стала притчей во языцех в обоих городах. «Весь Петербург ждет!» — написал один комментатор в блоге Адагамова. «Мы ждем его, как чуда!» И многие москвичи заламывали руки, мечтая стекаться в Мариинский, чтобы увидеть на сцене одного из самых известных театров мира садистское поведение омоновцев, свидетелями которых они были на их улицах.
Заинтригованный фотографиями Адагамова и сладострастными похвалами постановке, я на следующее утро прыгнул в самолет, чтобы успеть на второй день премьеры. Оказывается, я мог бы избавить себя от неприятностей.
Опера Модеста Мусоргского, написанная между 1868 и 1873 годами, основана на длинной поэме Александра Пушкина о Борисе Годунове, который правил сначала как регент умственно отсталого сына Ивана Грозного Федора, а затем как царь, с 1598 по 1605 год. Потому что Годунов не был из династии Рюриковичей Ивана Грозного, его власть была слабой.Не помогло и то, что его подозревали в убийстве своего соперника на престол, другого сына и потенциального наследника Ивана Грозного, семилетнего Дмитрия. Вдобавок ко всему его правление совпало с экономическим кризисом и кризисом национальной безопасности, на который Годунов отреагировал закручиванием гаек. В конце концов, молодой человек, выдававший себя за убитого князя Дмитрия, возглавил восстание бедных, голодных и недовольных. С внезапной смертью Годунова в 1605 году Москва открылась для «Лжедмитрия».
Опера, которая довольно тесно связана с фактами этой исторической саги, кажется, содержит богатую жилу символизма: четыреста семь лет спустя Россия снова сталкивается с экономическими проблемами, социальными волнениями и правителем, легитимность которого подвергается сомнению. энергично расспрашивал.Действительно, зимние протесты, на которые явно ссылается постановка «Годунова», быстро обернулись против самого Путина: в марте он был избран на свой третий президентский срок, никуда не уйдя, когда его второй срок закончился в 2008 году. (Путин выглядел очень регент при слабой и комичной фигуре Дмитрия Медведева.) На самом деле опера, премьера которой состоялась в Мариинском 138 лет назад, всегда воспринималась как политическая опера. Королевские цензоры сначала запретили, а затем сильно отредактировали его, отчасти из-за императорского указа, запрещающего изображение царя на сцене.
И тем не менее эта постановка «Бориса Годунова» провалилась напрочь. Режиссер Грэм Вик, британец, так старался втиснуть оперу в очертания сегодняшней политической ситуации, что полностью потерял сюжет. Конечно, он мог провести политические параллели: способный, но явно нелегитимный правитель? Проверять. Народные волнения? Конечно. Но кем, например, должен быть призрак Бориса Годунова? Если он Путин, то кого Путин убил, чтобы занять трон? И почему он пинает огромный позолоченный советский герб, лежащий на земле в начале оперы? Не потому ли, что на самом деле Борис Ельцин сверг Советский Союз? Кого он убил? Кто такой Лжедмитрий? Антипутинские протесты так и не нашли настоящего лидера. И да, было бы здорово наблюдать, как спецназовцы в своей фирменной синей униформе обрушивают на поющих протестующих поток дубинок. Но почему эти протестующие просят хлеба, когда ядро московских протестующих составляют белые воротнички и представители высшего среднего класса? И почему даже беспричинное насилие полиции, которое должно было звучать так правдоподобно, казалось таким эмоционально пустым?
Во-первых, постановка с самого начала тормозилась из-за шумихи вокруг нее, которая в основном создавалась участниками московского протестного движения, которым не терпится увидеть признаки того, что их восстание отдается эхом где-то за пределами их относительно узкого круга.Но мне также казалось, что Вик, как иностранец, просто не понимает нюансов политической ситуации, которую пытается инсценировать. (Он отказался говорить со мной для этой статьи.) Я часто нахожу это объяснение одиозным, но в данном случае оно кажется особенно уместным: левша бэби-бумер — он был описан в афише как «социалист, философ-коммунист» — он прибыл в Россию в условиях беспрецедентных социальных волнений и спроецировал на ситуацию клише, которые он, вероятно, слышал на Западе, клише, кульминацией которых стал образ Путина как убийцы детей.