Божественные элементы: ранобэ, новеллы на русском Tl.Rulate.ru

Разное

Содержание

Божественные узы?.. Это же лента Мёбиуса!

Божественные узы?.. Это же лента Мёбиуса! | Colta.ru








 

№6Бог умер. Да здравствует Бог!

31 июля 2016

14193

Глеб Напреенко о теме шестого номера «Разногласий» — «Бог умер. Да здравствует Бог!» — и о том, почему мы все — слегка верующие и слегка атеисты

текст: Глеб Напреенко

Морис Эшер. Лента Мёбиуса

Когда пишешь письмо главного редактора, выполняешь функцию Бога-Творца: имитируешь, что у номера журнала есть точно предначертанный план, связываешь тексты номера друг с другом, будто каждому из них уготовано свое место, — хотя на самом деле журналом по большей части правит случай. Божественный случай.

Если бы не религия, я бы не появился на свет. Моих родителей познакомили друзья, зная интерес обоих к православию, афишировать который в советское время грозило неприятностями. Сомневаясь, заводить ли им второго ребенка, родители обратились за советом к отцу Александру Меню, интеллектуальному герою интеллигентского позднесоветского православия, — и тот благословил их. Второй ребенок стал мной. Итак, возможно, я появился на свет благодаря заблуждению целых трех людей. И еще одного Бога.

Что неудивительно: должно же что-то удерживать людей вместе, а Бог как раз выполняет функцию удерживания тех соединений, в гарантиях которых в противном случае уверенности бы не было. Сексуальные отношения — как раз тот случай. Боги залатывают дыры в нашем знании — но единый Бог залатывает дыры определенного рода. Магическая и языческая вера в духов природы находит множественные причины всему, причина чего неясна; абсолютное единобожие предполагает тотальную связность сущего, подобную связности книжного текста. Единобожие — религия книги. Поэтому единобожие оказывается скрытой парадигмой нашей современности в любом ее научном и секулярном виде — это отчетливо проговорил Рене Декарт в «Рассуждении о методе», указав на совершенство Бога как на предельную гарантию достоверности научного знания и отвергнув гипотезу о Боге-обманщике. Единый Бог — то, что удерживает вместе буквы в математических, физических и химических формулах, фонемы в словах, слова в предложениях — и тем самым придает им смысл. Но Бог нужен именно потому, что в их связях и смысле есть нечто сомнительное. Бог бессознателен [1].

Бог (как геометр и суверен) творит мир. Фронтиспис Библии Морализ. Середина XIII века

Полная отмена функции Бога приведет лишь к новому язычеству, новой множественной демонологии и закрытию бессознательного — именно так видит, например, Борис Гройс нашу напичканную гаджетами современность, где психоанализ заменяется нейронаукой [2]. С другой стороны, религиозная попытка полностью положиться на Бога означает сегодня стремление к забытью, к лишению мира его пиканции, его хрупкости, его подвешенности между смыслом и бессмыслицей, серьезностью и забавой — то есть всего того, что делает возможным современное искусство. Ведь оно может существовать лишь постольку, поскольку сомневается в божественных гарантиях собственного смысла — но и не отрицает их [3]. Бога нет — но Бог есть.

Маркс в «Тезисах о Фейербахе» указал на связь Бога и разрыва в сущем — на то, что Бог скрывает разрыв: «земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство», что «может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы». Маркс полагал, что эту «саморазорванность» можно залатать социалистической революцией, что революция и социализм возьмут на себя функцию Бога; это позволило некоторым последователям Маркса превратить марксизм в новую мессианскую веру.

Бог бессознателен.

Прекрасной иллюстрацией тезиса Маркса о религии как эффекте разорванности и противоречивости «земной основы» стал сталинский и послесталинский СССР — но вовсе не просто потому, что марксизм якобы сам по себе религия, как представляется иногда в либеральной интерпретации советской культуры. Разрывом «земной основы» в СССР был разрыв между экономической идеей общей научной организации общества и политической идеей демократии, между властью партии и властью Советов. Этот разрыв, не будучи разрешен, привел к выделению новой номенклатурной бюрократической элиты и разрыву между управляемыми ею «нуждами общества» и нуждами отдельных людей. В сталинское время эффект такой разорванности породил квазирелигиозный «культ личности» генерального секретаря. Попытки переломить ситуацию в послесталинское время натыкались не только на инерцию сформированной во времена сталинизма системы, но и на выступавший в абстрактном, внеисторическом виде изначальный разрыв между научной системой распределения общих благ и структурами низовой демократии, который часто осмыслялся уже просто как противоречие между обществом и индивидом.

Об этом противоречии пишет, например, архитектор Леонид Павлов в своем манифесте «Экстремы архитектуры» конца 1970-х годов, невзначай обнажая кризис советского проекта модерности: «Архитектура призвана служить обществу, а не отдельному человеку. Нет никакой необходимости искать единого масштаба сооружений и соотносить его с человеком как физической единицей. Архитектура измеряется не человеком, а требованиями общественного развития». Этот тезис — прямой выпад против идей Ле Корбюзье, предполагавших возможность идеального согласования пропорций здания одновременно и с человеческим телом, и с социальной функцией.

Работая инженером в закрытых НИИ, мой отец тайно читал в библиотеках Евангелие, а математик Борис Гройс увлекся розыском изданий русской религиозной философии.

Архитектура Павлова была призвана обслуживать различные проекты советской модернизации: например, Станция техобслуживания в Аннине — автомобилизацию Москвы, здания вычислительных центров — кибернетическую реорганизацию планирования экономики. Эти проекты оказались незавершенными и обрывочными, и здания Павлова, лишь частично выполнявшие свои предполагаемые функции, стали их немногочисленными осколками. Сооружения Павлова, математически соизмерявшиеся автором с космическими масштабами земного шара, свидетельствуют о том, как научная тотальность, пытаясь вырваться из исторической реальности, взывает к божественному. Павлов руководил проектированием ключевых сакральных зданий заупокойного культа Ленина — Павильона траурного поезда при Павелецком вокзале в Москве и Музея в Горках. Увлечение позднесоветской интеллигенции прерванными традициями православия, коснувшееся и круга московских концептуалистов, и моих родителей, и множества других людей, было частью того же залатывания дыр в позднесоветской реальности, лишавшей граждан политического участия в происходящем со страной. Работая инженером в закрытых НИИ, мой отец тайно читал в библиотеках Евангелие, математик Борис Гройс увлекся розыском изданий русской религиозной философии, а филолог Андрей Монастырский в безумии переживал мистические откровения [4].

Леонид Павлов. Музей В.И. Ленина в Горках

Современная Россия дает материал для социологического анализа функции религии, тоже заставляющий вспомнить о Марксе. Многих россиян — приверженцев христианской веры разочаровало фактическое сращивание РПЦ (Русской православной церкви) с государством и бизнесом после выхода из советского полуподпольного состояния и ее постепенное превращение в орудие ура-патриотической пропаганды «возрождения Руси». Функция Бога оказалась сведена к удерживанию национального единства — и скреплению новых социальных иерархий с их экономикой престижа и морального авторитета [5]. К началу нулевых мои родители покончили с ортодоксальным православием и стали все чаще ходить в католический костел и евангелическую протестантскую церковь, где христианство было избавлено от роли национальной идеологии и отсылало к общемировому опыту.

Парадоксальная позиция Христа прямо соотносится с логикой современного искусства — и капитализма.

Но никакая призывающая к «рациональности» критика религии, стремящаяся разоблачить одни связи с помощью других (вместо чудес — научные факты), не способна подорвать силу веры. Так как сила веры есть сила веры в связи — и, соответственно, одни связи для нее ничем не хуже и не лучше других. Многие люди, даже признавая циничность церкви земной (например, РПЦ), продолжают верить в Церковь небесную — и цинизм относят к свойствам мира сего, «земной основы», лежащей во зле. Так мыслят в том числе многие художники и архитекторы, работающие сегодня с церковью [6].

В божественное часто верят как в дающее смысл и связность миру — но вынесенное за пределы реальности как ее внешний гарант. Бог здесь выступает как суверен, на исключении которого из закона зиждутся сами основания законности. Это модель ветхозаветного Бога — модель, к которой то и дело совершает регресс христианство, превращаясь в религию расстановки всех и вся по якобы предусмотренным божественным порядком местам. Патриарх Кирилл открыто поддерживает политику российского государства, словно во времена симфонии церковной и государственной властей в Византийской империи. Но в евангельской истории Христа заложена также совсем иная логика. Это логика не Бога Отца, потустороннего миру, но, напротив, логика погружения Бога в мир, в посюстороннее, в обыденное, в человеческое, которая отменяет его исключительную позицию суверена. И эта парадоксальная позиция Христа прямо соотносится с логикой современного искусства — и капитализма [7].

Элеватор с православным крестом наверху, Днепропетровск

Искусство, как и религия, — один из способов скреплять, как кажется, не связанные друг с другом вещи. И, вступая в свое современное состояние, искусство сталкивается с подвешенностью смысла именно потому, что божественные узы ослабевают, ускользают, выскальзывают — вытесняясь посюсторонней стихией капиталистического рынка, новой универсальной силой, организующей реальность. Подвешенность смысла открывает изнанку божественных заповедей — силу желания. Но желание в капитализме теряет централизацию, которую обеспечивало исключительное и могучее отцовское желание единого Бога или суверена. Напротив, теперь желание пронизывает мир своей децентрализованной сетью, лучшим воплощением которой стал интернет [8].

Искусство в буржуазном обществе не подчиняется религиозному или придворному порядку, но разыгрывает каждый раз маленькую сцену желания наедине со зрителем: сцену покупки, сцену любовной встречи, сцену очарования и разочарования. Отношения произведения со зрителем в современном состоянии искусства, которое философ Жак Рансьер назвал эстетическим режимом, оказываются под вопросом — и именно вопрос об отношениях выводит желание на сцену искусства: желание художника, желание зрителя, желание образа… Взгляд посетителя Салона на «Олимпию» Эдуара Мане — и ответный взгляд Олимпии (1863). Буржуа сталкивался в «Олимпии» со своим собственным желанием обладания, со своим собственным визуальным влечением — и лишенное перспективной глубины, уплощенное пространство этой картины лишь подчеркивает посюсторонний характер этой встречи. Искусство здесь совершает акт рефлексии собственных оснований — акт, который стал движущей силой модернистского искусства, — но эта рефлексия стала возможной именно потому, что искусство потеряло внешние гаранты своего смысла, будь то церковь или придворная культура.

Василий Перов. Учитель рисования

Рефлексии нового, сугубо посюстороннего статуса искусства посвящена и картина Василия Перова «Учитель рисования» (1867). На рисунке рядом с учителем — словно потерявшие связь друг с другом элементы идеального классического образа, а сам учитель ввергнут в душную материальность буржуазного быта с коврами, занавесями и цветочными кадками, в материальность собственного слабого тела с подслеповатыми глазами и прикрытой редкими волосами лысиной. Капитализм заявил о расколдовании мира, упразднил не связанные с рыночными отношениями сословные привилегии, открыл дорогу гражданскому обществу — но, исполнив свою революционную роль (например, во времена Французской революции), буржуазия исчерпала ее, создав новый мир несвободы. Как писал Вальтер Беньямин в статье «Капитализм как религия», все мы теперь, зная о том или нет, вовлечены во всеобщий ритуал капиталистического производства — где больше нет конкретного господина, которому ты служишь и имя которого знаешь.

Вито Аккончи. Здание-остров в Граце

Именно поэтому капитализм выявляет новую важность христианства — как способа мыслить присутствие потустороннего в посюстороннем, интимного в общественном, социально и экономически детерминированного в автономном. И речь не только об общих истоках «протестантской этики» и «духа капитализма», о которых писал Макс Вебер, — но и о современном искусстве. Художник Ханс Хааке сделал замкнутый плексигласовый «Куб с конденсацией», испарения воды в котором зависели от работы системы освещения и кондиционирования музея (1965), а позже выставил в Музее Гуггенхайма документы, обличающие спекулянта недвижимостью Шапольски, связанного с попечительским советом Гуггенхайма, — то есть попытался разоблачить музей за его же деньги (1971). Другой художник Вито Аккончи подбегал к прохожим в городе, шепча им на уши свои интимные тайны (1971), а позже как архитектор спроектировал в городе Граце здание-остров на реке Мур, стеклянную поверхность, где внешние и внутренние пространства скручены в узел и неразделимы (2003). Еще одна художница, Андреа Фрейзер, попросила своего дилера заплатить коллекционеру, чтобы тот занялся с ней сексом, результатом чего стало видео их интимного свидания, снятое якобы скрытой камерой (2003). Художники Александра Галкина и Давид Тер-Оганьян разослали приглашения зрителям на акцию — на которых, как оказалось, был указан адрес ОВД (2006). Наконец, художник Виталий Безпалов на своей выставке «Одиннадцать» экспонировал в московском центре «Красный», претендующем на то, чтобы быть центром жизни художественного андеграунда, российский флаг-триколор (2016).

Сторона у ленты Мёбиуса всего одна, и мы об этом знаем.

Все эти произведения рефлексируют тот факт, что буржуазная автономия искусства не есть полностью отделенная от внешней реальности зона, что автономия есть форма не-автономии, что публичное пространство музея оформлено и ограничено законами рынка, а независимая арт-площадка — государственной идеологией. Иначе говоря, все эти произведения обладают топологической структурой не шара, четко разделяющего внутреннее и внешнее, а ленты Мёбиуса или бутылки Клейна, где внешняя и внутренняя поверхности переплетены и составляют неразрывное целое [9]. Казалось бы, при чем тут Бог? (Кстати, в выставке Безпалова христианские мотивы заявлены вполне откровенно: по задумке автора, «Одиннадцать», среди прочего, — число апостолов без Иуды.)

Мы, как муравьи, ползущие по ленте Мёбиуса, все время ощущаем, что существует другая, недоступная сторона ленты, что существует потустороннее. Хотя никакой другой недоступной реальности нет, хотя сторона у ленты Мёбиуса всего одна — и мы об этом знаем. Так устроена пресловутая «саморазорванность земной основы», о которой писал Маркс: не как разорванность внутреннего и внешнего, а как разорванность между глобальной, видимой извне односторонностью и локальной, видимой изнутри двусторонностью ленты Мёбиуса. Еще раз: Бога нет, но Бог есть; Бог бессознателен.

Все тексты, упомянутые в сносках к этому письму редактора, будут опубликованы в «Разногласиях» до конца июля.


[1] Недаром о Боге так много говорят психоаналитики — Зигмунд Фрейд, Жак Лакан (которому принадлежит высказывание «Бог бессознателен») и, в этом номере «Разногласий», Александр и Ольга Бронниковы.

[2] Читайте об этом в его интервью в этом номере.

[3] Именно поэтому Джеймс Элкинс сомневается в возможности счастливого союза религии и современного искусства.

[4] О том, как скрытая религиозность пронизывала позднесоветскую культуру, пишет Игорь Гулин в своей статье на примере научно-фантастического кино.

[5] В своей статье Тобиас Кёлльнер анализирует в духе социологии Бурдье выгоды от вклада в строительство церквей для постсоветских предпринимателей.

[6] Пример тому — монологи художников в опросе, сделанном Мариной Симаковой.

[7] Подробно об этом пишет Борис Клюшников в своей статье об атеистическом христианстве русских передвижников.

[8] О сверхслабых формах проявления божественного и сверхъестественного в пространстве интернета пишет в своей статье Михаил Куртов.

[9] О такой фигуре, включающей в себя свое внешнее, как структуре божественного пишут в своих статьях (не сговариваясь!) Борис Клюшников, с одной стороны, и Александр и Ольга Бронниковы, с другой.

Понравился материал? Помоги сайту!

Скачать весь номер журнала «Разногласия» (№6) «Бог умер. Да здравствует Бог!»: Pdf, Mobi, Epub

«Божественные тела» и Средневековье в моде – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кино, театр и мода очень часто формируют популярные представления о том, как выглядели и какими были те или иные исторические эпохи или персонажи. Вероятно, самый знаменитый анекдот такого рода — это история об изобретении рогатых шлемов викингов автором костюмов для оперы «Кольцо Нибелунгов» 1876 года Карлом Эмилем Доплером. Представления о том, как выглядели рыцари, короли и прекрасные дамы Средневековья, мы тоже часто черпаем из фильмов или модных образов, созданных для фотосессий или показов.

В 2018 году Средневековье и средневековое искусство неожиданно стали одними из главных героев масштабной выставки о моде — колоссального блокбастера Музея Метрополитен «Божественные тела. Мода и католическое воображение». И это довольно необычный прецедент. Искусствовед и исследователь костюма Екатерина Кулиничева рассказывает, как Средневековье актуализируется в контексте высокой моды. 

Выставка «Божественные тела: мода и католическое воображение» (Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination) проходила в нью-йоркском музее Метрополитен с 10 мая по 8 октября 2018 года. Она привлекла 1,659,647 посетителей (по данным музея) и оказалась самой успешной не только в истории Института костюма, подразделения, занимающегося в этом музее модой, но и в истории музея вообще. Предыдущий рекорд посещаемости принадлежал «Сокровищам Тутанхамона» и держался с 1978 года. В числе главных героев этой выставки-блокбастера были средневековые образы и подлинные средневековые артефакты: архитектура, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства и монументальной живописи. При этом они играли не обычную роль исторических иллюстраций быта и костюмных нравов, как часто бывает в учебниках, а преподносили искусство Средневековья как мощный источник вдохновения для мира высокой моды, а саму моду — как влиятельного популяризатора средневековых образом, который отчасти участвует в их постоянном переизобретении.  

Важно сразу оговориться, что тематика выставки «Божественные тела» не была ограничена Средневековьем и формально в большей степени касалась религиозной образности. Кураторы выставки, в числе которых был знаменитый профессионал мира моды Эндрю Болтон, формулировали задачу так: поговорить о роли костюма в жизни римской католической церкви и о роли римской католической церкви в поле модного воображения. 

Хотя, строго говоря, речь на выставке шла не только о католицизме: в числе залов, где разместили выставку, была и галерея византийского искусства, а среди экспонатов были, например, прямо вдохновленные византийскими мозаиками юга Италии платья Dolce & Gabbana. Обойтись без этого аспекта темы действительно невозможно, ведь архитектурные памятники региона вдохновляли многих итальянских дизайнеров (в этом ряду также стоит упомянуть Джанни Версаче).

Когда мы говорим о точках пересечения религиозной образности и высокой моды, невозможно ограничиваться только историческим периодом Средневековья. Так, одним из мощных источников вдохновения будет, например, хронологически более позднее искусство барокко. Однако средневековые образы, произведения средневекового искусства и, что немаловажно, техники их исполнения играли на выставке заметную роль.

©youtube/’Met Gala Celebrities’ Night at the Museum’ VOGUE

Средневековое искусства как участник выставки о моде

Образцы моды, представленные на выставке, в большинстве своем были вполне современными: за исключение облачения пап из Ватикана, почти все вещи относятся к XX-XXI вв, это одежда и аксессуары из коллекций знаменитых модельеров и брендов. Но разместили их, что примечательно, в залах средневекового искусства, а также в The Met Cloister — филиале музея в северной части Манхэттена, где выставляется средневековое европейское искусство, в первую очередь романское и готическое. Хотя основные музейные здания были построены уже в первой трети XX века, он фактически представляет собой архитектурное сочинение на тему средневекового европейского монастыря. А среди «экспонатов» есть четыре двора-клуатра с крытыми галереями — подлинные памятники средневековой европейской архитектуры, купленные во Франции в 1930-е и перевезенными в Нью-Йорк, где их собрали заново и сделали частью музейного комплекса.

©youtube/’Met Gala 2018 ‘M2M – Made To Measure

Кроме того, полноправными участниками выставки наряду с произведениями высокой моды стали подлинные произведения средневекового искусства из коллекции музея: скульптуры, фрески и мозаики, реликварии, кресты и т.д. Например, две деревянные статуи мадонны с младенцем XII в., известные под названиями Мадонна Моргана и Мадонна Монвиано, были выставлены рядом с эффектным костюмным ансамблем Viktor & Rolf из коллекции осень/зима-1999/2000, напоминающем одновременно наряд ангела и придворный костюм английской знати времен Елизаветы I (это сходство усиливается подбором манекена). А среди информационных материалов к выставке, размещенных на сайте музея, есть подробный хорошо иллюстрированный рассказ об этих скульптурах с искусствоведческими деталями.

При таком способе экспонирования особенно четко проступали общие места в творениях знаменитых дизайнеров и произведениях средневекового искусства. Например, популярные и там, и там образы райского сада, любовь к сложным декоративным одеждам, рассчитанным на статичные фигуры или на крайне неспешное движение (как в театрализованной высокой моде XX века и парадных облачениях для статуй мадонн), любовь к эффектным техникам вроде мозаики или витража — и их имитации в случае с модной одеждой, объемным формам с большим количеством ткани, иногда подчеркнуто тяжелым, как облачения знати, или подчеркнуто легким, как драпировки ангелов или святых в живописи.

Часто встречаются прямые заимствования. На выставке таким примером служили несколько платьев Versace из коллекции осень/зима1997-98, где главным декоративным элементом платьев были масштабные вышитые кресты. На это Джанни Версаче, что интересно, вдохновили образцы византийского декоративно-прикладного искусства, которые он увидел в Музее Метрополитен на другой выставке — «Слава Византии: искусство и культура среднего византийского периода 843-1261 гг*».

Полноправным участником выставки стала и архитектура музейных залов, воспроизводящая, собственно, средневековые образцы. Интерьеры, минимально закрытые витринами, фальш-стенами или выгородками, фактически формировали пространство выставки, и расположение экспонатов это всячески подчеркивало. Их не только тематически «рифмовали» с арт-объектами (например, «мозаичные» платья выставляли с подлинными византийскими мозаиками) но и помещали на высокие постаменты, подвешивали под потолком, поднимали на хоры (как облачения для хора, разработанные знаменитым дизайнером Кристобалем Баленсиагой). Платья часто взаимодействовали с архитектурой так, как в пространстве соборов это могла бы делать, например, скульптура

Такие экспозиционные решения снова напомнили, как часто «религиозное» ассоциируется на уровне образов именно с той исторической эпохой.

Кроме того, считается, что выставки о моде привлекают в музеи, помимо обычной их аудитории, новую публику, тех людей, которые обычно в музеи не ходят. В этом контексте можно сказать, что «Божественные тела» сыграли роль своеобразного популяризатора средневекового искусства для новой, более широкой аудитории. 

Бал 

По традиции музея Метрополитен, к открытию выставки был приурочен бал-маскарад Met Gala, тема которого совпадала с темой выставки. Это событие, помимо прочего, традиционно работает для неё как мощный пиар-повод: популярный жанр обзора нарядов знаменитостей в случае с Met Gala приобретает дополнительную остроту и дискуссионный потенциал в силу жанровых особенностей самого мероприятия. Приготовленные для него костюмные комплексы (а чаще всего речь идет не просто о платье, а именно о комплексе из наряда, прически, макияжа, аксессуаров и техник тела) часто гротескны и трансгрессивны. Именно поэтому каждый год особенно отличившиеся участники расходятся на мемы и собирают массу критики.

©youtube/’Met Gala Celebrities’ Night at the Museum’ VOGUE

Здесь нужно оговориться, что сам маскарад Met Gala — особый и сложный. С одной стороны — это буквально маскарад с темой, жанр, довольно редко встречающихся в жизни современного обывателя, а для многих — и просто практически исчезнувший. А когда у людей нет соответствующего опыта, то нет и навыков оценки подобных нарядов. В то же время это статусное светское мероприятие с характерным для них консервативным дресс-кодом. При этом от других статусных светских события его отличает ярлык «модного», из-за чего все надетое на гостях автоматически оценивают с точки зрения соответствия духу времени и даже трендам. С третье стороны, мы имеем дело с мероприятием шоу-бизнеса, где предписано являть миру идеализированные, улучшенные версии себя, максимально привлекательные в самом банальном смысле.

Поэтому весьма специфический вид многих костюмов на балу этого года – папские тиары в сочетании с мини-юбками, нимбы с очень глубоким декольте, платья по мотивам облачения священников с теми же декольте и разрезами до бедра — не проявление дурновкусия, а скорее попытки совместить все эти требования и пожелания в одном наряде.  

Тем интереснее наблюдать, как гости раскрывали предложенную тему. «Божественные тела» трактовались очень по-разному, в том числе и вполне современно. Например, образ Жизель Бундхен в золотом платье можно воспринимать как высказывание на тему супер-моделей как тоже по-своему образцов «божественных тел», но уже современных и очень земных. Однако средневековых образов тоже хватало.

Особенно запомнилась актриса Зендайя в образе Жанны Д’Арк в серебристом платье от Versace, своеобразном гибриде вечернего наряда и доспехов. Её прическа (рыжеватого оттенка короткие волосы в форме небрежно уложенного каре) также наводила на мысли, что среди визуальных референсов этого образа был и фильм Люка Бессона с Миллой Йовович в главной роли.

Стилист актрисы Ло Роач рассказал, что искал для бала образ сильной женщины, который был бы связан с религией — и однажды во сне увидел знаменитую средневековую героиню.

Были замечены и средневековые Прекрасные дамы (например, актриса Аманда Сайфрид в Prada) с ключевыми иконическими элементами образа: распущенными волосами, уложенными в золотые локоны, и струящимися длинными одеждами.

Иногда попытка примирить тему бала и выставки с традицией вечернего дресс-кода современных селебрити случайно или намеренно порождала образы, напоминающие о костюмных традициях фентези на тему европейского Средневековья: венцы, естественные оттенки, ниспадающие складки, эротизированные женские фасоны с декольте и вырезами, но в позировании — намек на сильную женщину, и все это в одном человеке. 

©youtube/’Met Gala Celebrities’ Night at the Museum’ VOGUE

Некоторые аллюзии считывались публикой и прессой хуже. Так, образ Джереда Лето модная пресса интерпретировала как «Иисус Христос, одетый в Gucci», хотя искусствоведу его костюм, особенно в верхней части, напоминал не столько Христа, сколько стереотипный образ средневекового монарха из классической живописи на исторический сюжет, пропущенный через фильтр медийной интерпретации сериалов и кино: золотой венец (не терновый, а украшенный цветами и в целом напоминающий античные ювелирные украшения), борода, волнистые волосы до плеч, массивный широкий воротник, накидка из двух широких полос светлой ткани длиной до пола, украшенных сложной вышивкой с симметричным растительным орнаментом. На Карла Великого и других знаменитых монархов, каким их часто изображают в кино, Лето был похож даже больше, чем на Спасителя.

Не менее любопытными были попытки обыграть тему не через образ в целом, а через отсылки к техникам и иконографии средневекового искусства. Так, материал многих вечерних платьев имитировал фактуру мозаики или золотых фонов средневековой живописи. Нимбы и другие украшения для причесок с имитацией лучей отсылали к приемам, используемым в средневековом искусстве для визуального маркирования святых персонажей и отображения трансцендентного. Сюда же можно отнести полихромные сочетания цветных не ограненных камней, имитирующих драгоценные, золотые короны и венцы, сошедшие на головы гостей бала с изображений мадонн. Но, скорее всего, не напрямую (судя по однотипности этих украшений), а с благословения таких модельеров, как Доменико Дольче и Стефано Габбано, включавших подобные украшения в свои тематические модные коллекции, посвященные религиозному или средневековому искусству. Так высокая мода играет роль посредника в популяризации образов, взятых из истории искусства.

©youtube/’Met Gala Celebrities’ Night at the Museum’ VOGUE

Миф о Средневековье

Эти решения, задействованные на выставке или на балу, напоминают, как часто «религиозное» в популярном воображении оказывается «средневековым» или связанным со Средневековьем. Почему? 

Одно из возможных объяснений — существующий в коллективном воображении образ эпохи, когда религия, как пишут в учебниках, пронизывала все стороны жизни человека, когда европейская религиозность сформировалась в том виде, в каком мы ее знаем. Времени, когда формировали каноны религиозной образности, традиция определенным образом визуализировать нематериальное и трансцендентное. Образ Средневековья как антитезы последующим эпохам, когда роль религии менялась и человек потихоньку отдалялся от бога. Такие проекты закрепляют и воспроизводят подобные представления — если не на уровне нарратива, а на уровне работы с ассоциациями и воображением и визуальными образами, которые откладываются в памяти.  

Кроме того, есть еще важный вопрос эстетики. Безусловно, иногда имеет значение личный культурный или религиозный опыт дизайнера. В информационных материалах к выставке отмечается, что многие из ее героев воспитывались в римско-католической традиции, хотя и не всегда оставались религиозными всю жизнь. Униформа священнослужителей служила вдохновением для таких дизайнеров как Кристобаль Баленсиага и Джона Гальяно. А Ив Сен-Лоран и Рикардо Тиши создавали праздничные облачения для статуй Девы Марии в духе средневековой традиции. Но важнее другое.

Для моды в первую очередь всегда важен эстетический потенциал формы, которую она заимствует и переосмысляет. При этом, как отмечала, в частности, исследователь моды Энн Холландер, заимствуется именно форма — чаще всего без сопутствующих ей в оригинале смыслов и функционала. Такова природа большой моды как культурной практики, за это она часто становится объектом обвинений в поверхностности или культурной апроприации.

Так части рыцарских доспехов (головные уборы из металлической сетки) становятся богато декорированными аксессуарами, например, в коллекциях Dolce & Gabbana. Этот бренд в последние годы обращался к теме европейского Средневековья, возможно, чаще других. Например, в коллекции осень/зима 2014 года, которая заставила известного критика Тима Бланкса вспомнить о сериале «Игра престолов», доминировали серый и черный, готическая архитектура стала принтом для пальто и костюмов, портреты средневековых монархов украшали одежду, словно фотографии музыкальных кумиров, в качестве аксессуаров модели носили короны и перчатки, отдаленно напоминающие элементы парадных доспехов, и богато декорированную обувь — давно известный в культуре традиционный символ власти и властьимущих.

Эстетический потенциал Средневековья, его религиозного и светского искусства чрезвычайно богат, поэтому дизайнеры не перестают к нему обращаться. Для высокой моды (так называемой «моды от кутюр», театрализованной, яркой, основанной на мифе о гениях-творцах и большом количестве ручной работы) католическая или византийская традиции с их богатыми декоративными техниками оформления предметов культа и одеяний и образом роскошного храма как царства божьего на земле оказываются особенно привлекательными. И понятно, почему так происходит. Для этого сегмента моды исторически особенно важно ассоциировать себя с искусством, стараться быть им. Имитация сложных ремесленных техник, характерных для средневекового искусства, ассоциации с ручной работой, апелляции к темам возвышенного помогают индустрии высокой моды довольно успешно решать эту задачу. А в средневековых образах концентрация всего вышеперечисленного высока как нигде.

*(The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A.D. 843-1261)
IQ

Автор текста:

Екатерина Кулиничева

 

1 ноября, 2018 г.

История

медиевализм

мода

публичная история


Дом — Божественные элементы

Divine Elements предлагает революционные CBD и ботанические смеси, полученные из лучших доступных органических растительных ингредиентов. Мы предлагаем превосходную растительную медицину, подкрепленную научными исследованиями, которая дает наиболее желаемые результаты, заставляя вас чувствовать себя лучше как умственно, так и физически.

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И СОХРАНИТЕ

Получите скидку 20% на первый заказ, большие скидки, образовательный контент, а также последние исследования и новости обо всем, что связано с коноплей и КБД.

Имя

Адрес электронной почты

Протестировано сторонней лабораторией

Каннабиноидная активность, чистота и безопасность.

Сертифицировано USDA BioPreferred

Органическая конопля, органические ингредиенты, сделано в США.

Выращено и произведено в США

Изготовлено из натурального возобновляемого сырья

Гарантированное качество

100% удовлетворенность клиентов или полный возврат.

Категории КБР

Органические продукты CBD, поддерживающие разум и тело

Хотите попробовать CBD? Наши продукты проходят сторонние лабораторные испытания на эффективность, чистоту и качество каннабиноидов и терпенов, чтобы наши клиенты могли наслаждаться самым безопасным и приятным опытом при использовании наших кремов, масел и других растительных формул CBD. Каждый доступный продукт состоит из органических ингредиентов, выращенных сознательно и продуманно. Мы тестируем наши формулы в течение многих месяцев, прежде чем выпускать их, чтобы убедиться, что они очень эффективны в борьбе с воспалениями и восстановлении баланса тела и разума. Как компания, которая производит и исследует продукты CBD с 2018 года, мы обещаем предоставить вам качество и результаты, которых вы заслуживаете, при использовании CBD в рамках оздоровительного или терапевтического режима.

Рекомендуемые товары

Что такое КБР?

CBD — это природное соединение, полученное непосредственно из растения Cannabis sativa, также известного как конопля. Хотя это активный ингредиент каннабиса, он не оказывает психоактивного эффекта, как его близкий родственник ТГК, а КБД является законным на всей территории Соединенных Штатов. Миллионы людей по всей стране полагаются на КБД как на альтернативное средство для облегчения боли и дискомфорта во всем теле. А также поднять настроение и поддержать здоровый цикл сна.

Это безопасное и эффективное органическое соединение предлагает бесчисленные преимущества для здоровья и хорошего самочувствия для тех, кто заинтересован в естественном подходе к исцелению. В Divine Elements мы используем это невероятное соединение для создания высококачественных смесей и продуктов, которые обеспечивают наилучшие результаты, включая масло CBD для сна, крем CBD от боли и продукты CBD для ухода за собой. Мы также предлагаем специально разработанные средства по уходу за кожей под нашим сестринским брендом Hemp Essence, которые помогают вашей коже великолепно стареть, восстанавливая сияние молодости и защищая кожу от непогоды, так как глубоко увлажняют ее 9.0003

Продукты КБР

масло КБД любимца полного спектра 600мг — вкус курицы гриля

2000 мг полного спектра + масло терпенов CBD

Подарочная упаковка CBD Wellness

Жевательные конфеты CBD для собак

Масло CBD полного спектра 1000 мг

Бальзам для мышц CBD – 2000 мг

Как CBD действует в организме?

Каннабидиол (CBD) является частью класса химических соединений, называемых каннабиноидами. Эти соединения, а также другие, такие как терпены, придают растениям конопли и каннабиса их терапевтические свойства.

Каннабиноиды, такие как CBD, могут способствовать здоровому циклу сна, поддерживать сбалансированное настроение, помогать справляться со стрессом и, среди прочего, способствовать здоровой воспалительной реакции.

Недавние исследования показали, что эти соединения взаимодействуют с физиологической системой в нашем организме, известной как эндоканнабиноидная система, или сокращенно ECS. Основной целью ЭКС является создание гомеостаза или баланса в организме. ECS в настоящее время понимается очень упрощенно. Исследования показали, что известно 4 основных компонента ECS. Есть каннабиноидные рецепторы, которые действуют как «замки», каннабиноидные лиганды, которые действуют как «ключи», входящие в эти замки, ферменты, из которых состоят наши эндоканнабиноиды (каннабиноиды, которые ваше тело вырабатывает самостоятельно), и ферменты, которые разрушают их вниз. Зайдите в наш образовательный блог CBD, чтобы глубже погрузиться в исследования каннабиноидов и то, как они взаимодействуют с организмом.

Давайте поговорим

Мы находимся на восточной стороне площади, рядом с кафе Roadrunner. Попробуйте все наши продукты и поговорите с нашими представителями о том, какие продукты лучше всего подходят для вас. Открыто с 11:00 до 15:00 со вторника по субботу.

Имя

Фамилия

Адрес электронной почты

Сообщение

О — Божественные элементы

Синергия ингредиентов

Мы ставим перед собой цель предоставить вам самое лучшее из того, что может предложить природная медицина. Каждая формула тщательно продумана, и каждый растительный компонент выбран из-за его каннабимиметических свойств и доказанного терапевтического применения на протяжении всего времени. Каннабимиметические соединения — это соединения, которые действуют как каннабиноиды, связываясь с вашими рецепторами CB1 и CB2. Флавоноиды, терпены и избранные профили жирных кислот — вот что мы ищем в каждом ингредиенте. Такие растения, как алоэ, арника, хмель, бессмертник и календула, обладают невероятными противовоспалительными свойствами, которые мы добавляем в смеси масел с высоким содержанием омега-3. Затем мы усиливаем эти каннабимиметические смеси КБД, чтобы создать мощные формулы, обладающие широким спектром заболеваний, от которых они помогают вашему телу выздороветь.

Команда Divine Elements

Синтия Абрамс, RN

Синди Абрамс — дипломированная медсестра с более чем 49-летним опытом работы, занимающая передовые руководящие должности в области операций, развития бизнеса, клинических исследований, а также клинического ухода. Будучи студенткой, работающей научным сотрудником в Университете Аризоны, она разработала и реализовала пилотное исследование по профилактике рака толстой кишки, которое положило начало исследованиям рака толстой кишки, которые продолжаются до сих пор. В сотрудничестве с Колледжем медсестер она помогала в разработке прогностических инструментов в отношении соблюдения диеты и других изменений здоровых привычек. Инструмент Health Locus of Control, разработанный для этого исследования в 1994 до сих пор используется в исследованиях соблюдения диеты. Она также была клиническим руководителем в развитии успешного хосписа, а также группы врачей.

Габриэлла Будро

Габриэлла Будро — соучредитель CBD Divine Elements. Она провела более десяти лет, изучая альтернативные формы лечения повседневных заболеваний более серьезным заболеваниям и расстройствам. Она потеряла члена семьи, своего младшего брата Ричарда, из-за рака 12 лет назад, что побудило ее распространять информацию об альтернативных методах лечения для тех, кто борется с серьезными заболеваниями. Ее миссия заключалась в том, чтобы дать людям возможность улучшить качество своей жизни во время серьезного лечения. Она является преданным сторонником медицины растений и помогает разрабатывать все продукты для Divine Elements и других наших развивающихся брендов. Она является ведущей Hempire, подкаста, целью которого является осветить постоянно растущие потенциальные возможности использования каннабиса, как конопли, так и марихуаны, а также поделиться опытом врачей, исследователей, пациентов и рекреационных потребителей со всего мира.

Д-р Джон Стрейхер, доктор философии.

Доктор Джон Стрейхер получил докторскую степень. из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 2009 году в лаборатории доктора Ибиня Вана, где он изучал каскады передачи сигнала, связывающие сердечный стресс с сердечной недостаточностью. Затем он продолжил стажировку у доктора Лауры Бон в Скриппс-Флорида, где изучал предвзятую передачу сигналов на опиоидных рецепторах. В 2012 году он поступил на факультет Университета Новой Англии, где объединил темы своего обучения в исследовательскую программу, ориентированную на каскады передачи сигналов опиоидных, каннабиноидных и других рецепторов, связанных с мозгом, в основном в контексте боль. Он поступил на факультет Аризонского университета в 2015 году, где продолжает свою работу и сегодня. Недавно его исследовательская программа была сосредоточена на воздействии терпеновых соединений, обнаруженных в Cannabis sativa. В недавней статье, опубликованной в Scientific Reports, его лаборатория обнаружила, что альфа-гумулен, бета-пинен, линалоол и гераниол вызывают эффекты, подобные каннабиноидам, у мышей. Эта работа недавно получила финансирование от Национальных институтов здравоохранения для исследования терпенов в качестве потенциальных неопиоидных и неканнабиноидных средств лечения хронической боли с уменьшенными побочными эффектами.

Ронда Эррера-Блау

Ронда Эррера-Блау окончила Аризонский университет по специальности деловое администрирование. Более десяти лет она успешно запускала, владела и управляла домами для престарелых, следя за здоровьем и благополучием бесчисленного количества людей. Она потеряла ребенка из-за рака 12 лет назад и начала искать альтернативные методы лечения рака, такие как химиотерапия. Из-за своей страсти помогать другим она стала соучредителем бизнеса CBD Divine Elements, надеясь распространить информацию о терапевтических средствах с каннабисом как о лекарственном средстве для пожилых людей, которым традиционно назначают опиоиды. Сегодня она продолжает свою работу в качестве защитника интересов пациентов, улучшая качество жизни пожилых людей и других лиц, которые ищут альтернативные формы медицины.

Давайте поговорим

Мы находимся на восточной стороне площади, рядом с кафе Roadrunner. Попробуйте все наши продукты и поговорите с нашими представителями о том, какие продукты лучше всего подходят для вас. Открыто с 11:00 до 15:00 со вторника по субботу.

Имя

Фамилия

Адрес электронной почты

Сообщение

Полезен ли CBD для психического здоровья?

CBD Relieve Cream Психическое здоровье является серьезной проблемой в Соединенных Штатах. По данным Национального альянса по психическим заболеваниям, каждый пятый взрослый страдает психическим заболеванием в определенный год1. Это делает тему психических заболеваний очень актуальной, особенно в последние годы. С

Подробнее »

31 октября 2022 г.

Масло CBD и мелатонин для сна

Масло CBD и мелатонин для сна Масло CBD Не секрет, что за последние два с половиной года мир многое пережил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts