Брат моисея: ААРОН ПЕРВОСВЯЩЕННИК — Древо
Содержание
ААРОН ПЕРВОСВЯЩЕННИК — Древо
Аарон Первосвященник |
Аарон (евр. אַהֲרֹן, Ахарон, греч. Ἀαρών; 1574 — 1451 до н.э.), первый ветхозаветный первосвященник, праведный
Память 20 июля, 12 марта (Греч. [1]) и в Неделю святых праотец
Родился в 1574 г. до н.э. [2] в Египте, сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина (Исх. 6:20; Чис. 26:59). Он был моложе своей сестры Мариам и на три года старше брата Моисея (Исх. 7:7).
По архимандриту Никофору, его имя означает «высокий, гора, гора света, учитель, просвещённый» [3]. По Библейской энциклопедии Брокгауза, значение имени точно не установлено, возможно, соответствует египетскому «великое имя».
Аарон взял себе в жёны Елисавету, дочь Аминадава и сестру Наассона из колена Иуды (Чис. 1:7), и имел от неё четырех сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23).
В 1491 г. до н.э. Аарон был призван Богом в помощники своему брату Моисею. По причине косноязычия Моисея Аарон должен был говорить за него перед народом и египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. 4:16, Исх. 7:1).
Прав. Аарон. Фреска (1546 г.) в храме свт. Николая, монастырь Ставроникита, Афон |
Братья встречаются в пустыне (Исх. 4:27), выступают перед старейшинами еврейского народа (ст. 28-31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трёх казнях египетских Аарон действует жезлом (Исх. 7:9,19; Исх. 8:5,17), который позднее действует только в руках Моисея. Аарон и Моисей получают Божие позволение на исход из Египта (Исх. 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх. 17:12). Аарон вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх. 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх. 24:1,9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14).
В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей во священники (Исх 28; Исх 29). Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх. 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение — всё это устанавливается Самим Богом (Чис. 4:18).
В то время как Моисей находится на горе, Аарон уступает давлению народа и воздвигает изваяние тельца. Здесь Аарон проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор. 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает Аарона и его сыновей в священство в соответствии с волей Господа (Лев 8). По архимандриту Никифору, это произошло в 1490 г. до н.э.
В день посвящения старшие сыновья Аарона Надав и Авиуд «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев. 10:1 и далее). О том, сколь строго Бог относится к священническому служению, свидетельствует не только их внезапная смерть, но и то, что Аарон как первосвященник не смел выражать своё личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (ст. 6). Наказуя, Бог остаётся верен Своему слову: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (ст. 3).
Аарон Первосвященник. Сохранившийся фрагмент фрески (между 782 г. и сер. XI в.) в алтаре (после перестройки XI-XIII вв. на чердаке) церкви Введения Богородицы во храм католического женского монастыря на о. Фрауенкимзе, Бавария |
На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариам выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариам, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за неё перед Моисеем, и благодаря молитве последнего ей даруется исцеление (Чис 12).
Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертв воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона: жезл Левия, на котором было написано имя Аарона, зазеленел и расцвёл (Чис 16; Чис 17). В дальнейшем этот жезл был помещён в ковчег завета (Евр. 9:4).
В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20). Вскоре Господь отзывает Аарона. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них Елеазара, который занимает место своего отца.
Прав. Аарон. Фрагмент русской иконы (1502 г.) из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря |
Скончался Аарон в 1451 г. до н.э., 123-х лет от роду, на горе Ор в пустыне (Чис. 33:39). В книге Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (Втор. 10:6), а гора Ор и доселе называется у арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают место его погребения. Народ израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис. 20:29).
В книге Псалмов он называется святым Господним (Пс. 105:16). В Евр 7-9 подчёркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессианским священством «по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6; Евр. 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона». «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонского плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона. Звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.
По учению апостола Павла (Евр. 5:4-6), Аарон как первосвященник Израиля был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.
- Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание. — М.: Терра, 1990, с. 7-8
- https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/3
- «Богословско-литургический словарь», приложение к Настольной книге священнослужителя:
- http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss24.htm
- Ринекер Ф. , Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза
- https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklo…a/1
[1] «Ὁ Ἅγιος Ἀαρών», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2910/sxsaintinfo.aspx.
[2] Архим. Никифор: «По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р.Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г., и смерть в 1451 г.»
[3] Весьма употребительна на Востоке форма этого имени «Гарун».
Аарон первосвященник — православная энциклопедия «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Аарон Библейская энциклопедия
- Аарон Библейская энциклопедия Брокгауза
- Аарон Православная Богословская энциклопедия
- Жезл Аарона Словарь библейских образов
- Аарон Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
- Аарон Богословско-литургический словарь
- Священники в истории Израиля
Ааро́н – († 1445 до Р. Х.) первый ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея, потомок Левия, сын Амрама и Иохаведы (Исх.6:20; Числ.26:59). Бог назначил Аарону говорить к народу вместо его косноязычного брата, Моисея. Аарон должен был стать «устами» Моисея (Исх.4:16) и его пророком (Исх.7:1). Аарон был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей. Моисей получает от Бога повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники. Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх.29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение устанавливаются Самим Богом (Числ.4:18). Священников Израиля называли «домом Аарона» (Пс.117:3).
В Новом Завете образ первосвященства Аарона раскрывается с двух сторон.
Во-первых, говорится о первосвященстве Аарона как прообразе Первосвященства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Христос не присвоил Себе служение первосвященника, но был призван Богом: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр.5:4-5). Подобно Аарону, Иисус Христос должен был принести жертву за грехи для умилостивления: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» (Евр.5:1).
Во-вторых, указывается на преимущество первосвященства Иисуса Христа, Который, Сам будучи совершенным Богом и совершенным человеком, единожды принес совершенную Жертву за грехи – Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр. 7:26-28).
В Новом Завете первосвященство Христа сравнивается с первосвященством Мелхиседека, которому отдается преимущество в сравнении с первосвященством Аарона.
Мелхиседек («Царь правды») – царь и первосвященник Салима, отождествляемого в Псламе 75 (Пс.75:3) с Иерусалимом, вышедший с дарами навстречу Аврааму после его победы и благословивший его. Как священник Мелхиседек выше священников-левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань. Он прообраз благодатного Первосвященства Иисуса Христа, превышающего ветхозаветное священство по чину Аарона. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах.6:12,13). Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос несравненно и выше Авраама или его потомков. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7:3).
«Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (Евр.7:14-22).
- 8 тыс. 0
-
0 -
- А
Почему Аарон, брат Моисея, поклонялся ханаанскому богу
Когда Моисей поднялся на гору Синай, чтобы получить Десять заповедей, его брат Аарон помог израильтянам построить ханаанского идола для поклонения. Эта картина Николя Пуссена с изображением Аарона и израильтян 1633 года находится в Национальной галерее в Лондоне.
Иллюстрация Fine Art Images, Heritage Images/Getty
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Библейский образ Аарона — противоречивая личность. В Египте Аарон был верным спутником своего брата Моисея. Он попытался произвести впечатление на фараона магическими знаками, такими как превращение его жезла в змею и навлечение многих казней. В награду за его служение Аарон был помазан первым первосвященником Израиля, а его колено Левии было избрано для священнического служения (Исход 28–29).).
Однако, когда Моисей отправился на гору Синай, чтобы получить Десять Заповедей, израильтяне потеряли терпение, и решимость Аарона рухнула. Согласно Исходу, они «собрались вокруг Аарона и сказали ему: „Подойди, сделай нам богов, которые пойдут впереди нас“» (Исход 32:1). Вместо того чтобы оставаться непоколебимым в своей вере, Аарон сдался. Он приказал людям собрать все золото, которое у них было, и использовал его, чтобы создать золотого тельца для поклонения. Затем он приказал устроить большой пир, и все израильтяне «встали играть» (Исход 32:6).
Выбор этого идола не случаен. Это был символ мужественности и силы, связанный с ханаанским богом Эль, и такое идолопоклонство сохранялось в период разделенной монархии. Царь Северного царства Израиль Иеровоам I заказал двух золотых тельцов для святилищ Яхве в Вефиле и Дане, чтобы они служили Господу слугами. Некоторые ученые считают, что золотой телец Аарона предназначался не для того, чтобы заменить Бога, а для того, чтобы сделать его более ощутимым для израильтян, используя ханаанскую иконографию, которая впоследствии стала известна во всем Израиле.
Когда Моисей спустился с горы Синай, он был так разгневан этим языческим образом, что разбил каменные Скрижали Закона и приказал предать смерти 3000 мужчин. Моисею пришлось снова взойти на гору Синай, чтобы снова написать на каменных скрижалях (Исход 34:2).
Предоставлено National Geographic Books
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Этот текст является выдержкой из специального выпуска National Geographic 50 самых влиятельных фигур Библии , адаптированный из книги «Кто есть кто в Библии: незабываемые люди и вечные истории от Бытия до Откровения», опубликованной National Geographic Books.
Читать дальше
Чтобы спасти летучих мышей Йосемити, ученым нужна помощь в их поиске
- Животные
Чтобы спасти летучих мышей Йосемити, ученым нужна помощь в их поиске
Смертельный грибок убил миллионы летучих мышей в Северной Америке в прошлом десятилетие. Чтобы защитить летучих мышей в парке, биологам сначала нужно задокументировать множество мест, где они обитают.
Эксклюзивный контент для подписчиков
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении истории будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Подробнее
Моисей, Аарон и Мириам: были ли они братьями и сестрами?
Значение — или его отсутствие — семейной родословной в вопросах личного превосходства и праведности.
Моисей в качестве первенца
Исход Глава 2 начинается:
שמות ב: א וַיֵּ֥לֶךְ אִ֖ישׁ מִבֵּ֣ית לֵוִ֑י וַיִּקַּ֖ח אֶת לֵוִֽי: ב:ב וַתַּ֥הַר הָאִשָּׁ֖ה וַתֵּ֣לֶד בֵּ֑ן…
Исх. 2:1 Левит пошел и взял женщину (= вышла замуж). 2:2 Она зачала и родила сына…
По мере того, как разворачивается древняя история, мы узнаем, что сыном, которого она родила, был Моисей, что делает Моисея первенцем; это, по крайней мере, очевидное прочтение приведенного выше отрывка. Если бы у Моисея были биологические братья и сестры, они были бы моложе и родились после событий, описанных в этой истории.
Старшая сестра Моисея
Однако, согласно продолжению истории, у Моисея есть старшая сестра, которая присматривает за корзиной (2:4), разговаривает с дочерью фараона (2:7) и приносит собственную мать дочери фараона, кормившая младенца (2:8). Как Моисей может быть первенцем, если у него есть старшая сестра? Потому что слово אחותו могло означать «родственница», а не «сестра». [1] Эта возможность подкрепляется ссылкой на кормилицу, которую она приводит, которую называют «матерью мальчика» (ст. 8), а не «ее матерью» или «их матерью». [2]
Старая не-P традиция
Приведенное выше описание Моисея как первенца исходит из раннего, не-P-предания. [3] Безусловно, Аарон и Мариам тоже существуют в этом повествовании, но, на мой взгляд, не как братья и сестры Моисея.
Аарон назван братом Моисея (אח), когда Моисею было приказано пойти на встречу с «Аароном, братом твоим, левитом» (Исход 4:14). Однако «брат» в этом контексте, вероятно, означает «товарищ по клану». Это значение термина кажется очевидным из самого текста, поскольку отождествление биологического брата Моисея с левитом было бы излишним. С другой стороны, назначение Аарона братом-левитом имеет смысл. [4]
Точно так же в материале, отличном от P, Мириам обозначена как сестра или родственница (אחות) Аарона (Исход 15:20), но , а не Моисея или Моисея и Аарона. Только в генеалогии священников Мириам становится биологической сестрой Моисея и Аарона (Чис. 26:59).
Семья Моисея Согласно P
В Жреческой нити Пятикнижия (P) семья Моисея устроена совсем иначе. Прежде всего, родители в P больше не являются двумя анонимными людьми, идентифицированными просто как принадлежащие к колену Левия, а вместо этого они названы Амрамом и Иохаведой, которые являются дядей и племянницей (Исход 6:20). Во-вторых, у Моисея П. есть двое биологических братьев и сестер — сестра по имени Мириам и брат по имени Аарон (Чис. 26:59).). Наконец, Аарон на три года старше Моисея (Исход 7:7; также Числа 33:38-39 в сочетании с Второзаконием 31:2, 34:7).
Более слабое понимание «Братства»
Критическое решение, предложенное выше, определенно превосходит все, что сформулировано в традиционных источниках. Тем не менее, раввины хорошо знали, что библейских «братьев» или «сыновей» не всегда следует понимать буквально. Например, в Бытие 31:54 сообщается, что Иаков пригласил своих братьев (אחיו) на заветную трапезу. Больше нигде мы не слышим о том, что у Иакова было больше одного брата, а именно Исава. Раши, вторя Таргуму Псевдо-Ионафана, объясняет, что אחיו означает קרוביו (= его соратники или родственников), тем самым признавая, что библейское אחוה может обозначать более свободные отношения, чем биологическая братская принадлежность.
Точно так же, когда Авраам называет Сарру своей сестрой (Бытие 20:12), некоторые раввины предпочитали думать о них как о племяннице и дяде, а не как о родных или неполнородных братьях и сестрах (р. Синедрион 58b).
Значение — или незначительность — биологии и наследственности
Почему жреческая традиция сделала Мириам и Аарона Моисеев братьями и сестрами? Я предполагаю, что развитие преданий о семье Моисея иллюстрирует дихотомию, наблюдаемую на протяжении всей библейской истории. Для израильтян до изгнания, а также для иудеев — за возможным исключением царских династий — строгая наследственность или биологическая связь, по-видимому, играют минимальную роль. Не так в (изгнанной) жреческой традиции, в которой происхождение от жреческой линии является определяющим фактором включения человека в жреческую касту.
В традиции Жрецов Аарон играет центральную роль не только как первый первосвященник, но и как отец-основатель семьи Жрецов, которая до сих пор служила в Храме. Таким образом, собственная родословная Аарона будет иметь большое значение для авторов Priestly. Если бы он был братом Моисея, а не просто родственником, тем лучше. Мириам, возможно, взяли с собой в поездку на основании того, что она идентифицировала себя как сестру Аарона уже в более раннем материале, не относящемся к P (Исход 15:20), который P, вероятно, знал. Раннее мидрашное соединение точек, [5] , который идентифицировал ее как сестру, присматривавшую за младенцем Моисеем, заключил сделку.
Лидеры выбираются на основе способностей
Еврейская традиция многое говорит о знаменитых братьях и сестрах Мириам, Аароне и Моисее. Троих из них называют Тремя пастырями Израиля (רועים), а также Тремя покровителями Израиля [6] (פרנסים).