Брат моисея: ААРОН ПЕРВОСВЯЩЕННИК — Древо

Разное

Содержание

ААРОН ПЕРВОСВЯЩЕННИК — Древо

Аарон Первосвященник

Аарон (евр. אַהֲרֹן‎‏‎‎, Ахарон, греч. Ἀαρών; 1574 — 1451 до н.э.), первый ветхозаветный первосвященник, праведный

Память 20 июля, 12 марта (Греч. [1]) и в Неделю святых праотец

Родился в 1574 г. до н.э. [2] в Египте, сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина (Исх. 6:20; Чис. 26:59). Он был моложе своей сестры Мариам и на три года старше брата Моисея (Исх. 7:7).

По архимандриту Никофору, его имя означает «высокий, гора, гора света, учитель, просвещённый» [3]. По Библейской энциклопедии Брокгауза, значение имени точно не установлено, возможно, соответствует египетскому «великое имя».

Аарон взял себе в жёны Елисавету, дочь Аминадава и сестру Наассона из колена Иуды (Чис. 1:7), и имел от неё четырех сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23).

В 1491 г. до н.э. Аарон был призван Богом в помощники своему брату Моисею. По причине косноязычия Моисея Аарон должен был говорить за него перед народом и египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. 4:16, Исх. 7:1).

Прав. Аарон. Фреска (1546 г.) в храме свт. Николая, монастырь Ставроникита, Афон

Братья встречаются в пустыне (Исх. 4:27), выступают перед старейшинами еврейского народа (ст. 28-31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трёх казнях египетских Аарон действует жезлом (Исх. 7:9,19; Исх. 8:5,17), который позднее действует только в руках Моисея. Аарон и Моисей получают Божие позволение на исход из Египта (Исх. 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх. 17:12). Аарон вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх. 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх. 24:1,9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14).

В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей во священники (Исх 28; Исх 29). Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх. 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение — всё это устанавливается Самим Богом (Чис. 4:18).

В то время как Моисей находится на горе, Аарон уступает давлению народа и воздвигает изваяние тельца. Здесь Аарон проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор. 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает Аарона и его сыновей в священство в соответствии с волей Господа (Лев 8). По архимандриту Никифору, это произошло в 1490 г. до н.э.

В день посвящения старшие сыновья Аарона Надав и Авиуд «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев. 10:1 и далее). О том, сколь строго Бог относится к священническому служению, свидетельствует не только их внезапная смерть, но и то, что Аарон как первосвященник не смел выражать своё личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (ст. 6). Наказуя, Бог остаётся верен Своему слову: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (ст. 3).

Аарон Первосвященник. Сохранившийся фрагмент фрески (между 782 г. и сер. XI в.) в алтаре (после перестройки XI-XIII вв. на чердаке) церкви Введения Богородицы во храм католического женского монастыря на о. Фрауенкимзе, Бавария

На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариам выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариам, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за неё перед Моисеем, и благодаря молитве последнего ей даруется исцеление (Чис 12).

Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертв воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона: жезл Левия, на котором было написано имя Аарона, зазеленел и расцвёл (Чис 16; Чис 17). В дальнейшем этот жезл был помещён в ковчег завета (Евр. 9:4).

В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20). Вскоре Господь отзывает Аарона. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них Елеазара, который занимает место своего отца.

Прав. Аарон. Фрагмент русской иконы (1502 г.) из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря

Скончался Аарон в 1451 г. до н.э., 123-х лет от роду, на горе Ор в пустыне (Чис. 33:39). В книге Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (Втор. 10:6), а гора Ор и доселе называется у арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают место его погребения. Народ израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис. 20:29).

В книге Псалмов он называется святым Господним (Пс. 105:16). В Евр 7-9 подчёркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессианским священством «по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6; Евр. 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона». «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонского плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона. Звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.

По учению апостола Павла (Евр. 5:4-6), Аарон как первосвященник Израиля был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.

  • Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание. — М.: Терра, 1990, с. 7-8
    • https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/3
  • «Богословско-литургический словарь», приложение к Настольной книге священнослужителя:
    • http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss24.htm
  • Ринекер Ф. , Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза
    • https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklo…a/1


[1]  «Ὁ Ἅγιος Ἀαρών», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2910/sxsaintinfo.aspx.

[2]  Архим. Никифор: «По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р.Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г., и смерть в 1451 г.»

[3]  Весьма употребительна на Востоке форма этого имени «Гарун».

Аарон первосвященник — православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Аарон Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия
  • Аарон Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия Брок­гауза
  • Аарон Пра­во­слав­ная Бого­слов­ская энцик­ло­пе­дия
  • Жезл Аарона Сло­варь биб­лей­ских обра­зов
  • Аарон Сло­варь-ука­за­тель имен и поня­тий по древ­не­рус­скому искус­ству
  • Аарон Бого­слов­ско-литур­ги­че­ский сло­варь
  • Свя­щен­ники в исто­рии Изра­иля

Ааро́н – († 1445 до Р. Х.) первый вет­хо­за­вет­ный пер­во­свя­щен­ник, брат про­рока Моисея, пото­мок Левия, сын Амрама и Иоха­веды (Исх.6:20; Числ.26:59). Бог назна­чил Аарону гово­рить к народу вместо его кос­но­языч­ного брата, Моисея. Аарон должен был стать «устами» Моисея (Исх.4:16) и его про­ро­ком (Исх.7:1). Аарон был первым пер­во­свя­щен­ни­ком и осно­ва­те­лем един­ствен­ного закон­ного рода свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Моисей полу­чает от Бога пове­ле­ние посвя­тить Аарона и его сыно­вей в свя­щен­ники. Потомки Аарона полу­чили право насле­до­вать пер­во­свя­щен­ство (Исх.29:29). Пред­на­зна­че­ние свя­щен­ни­ков и их обя­зан­но­сти, права на жерт­во­при­но­ше­ния и их обес­пе­че­ние уста­нав­ли­ва­ются Самим Богом (Числ.4:18). Свя­щен­ни­ков Изра­иля назы­вали «домом Аарона» (Пс.117:3).

В Новом Завете образ пер­во­свя­щен­ства Аарона рас­кры­ва­ется с двух сторон.

Во-первых, гово­рится о пер­во­свя­щен­стве Аарона как про­об­разе Пер­во­свя­щен­ства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Хри­стос не при­своил Себе слу­же­ние пер­во­свя­щен­ника, но был при­зван Богом: «И никто сам собою не при­ем­лет этой чести, но при­зы­ва­е­мый Богом, как и Аарон. Так и Хри­стос не Сам Себе при­своил славу быть пер­во­свя­щен­ни­ком, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр.5:4-5). Подобно Аарону, Иисус Хри­стос должен был при­не­сти жертву за грехи для уми­ло­стив­ле­ния: «Ибо всякий пер­во­свя­щен­ник, из чело­ве­ков изби­ра­е­мый, для чело­ве­ков постав­ля­ется на слу­же­ние Богу, чтобы при­но­сить дары и жертвы за грехи» (Евр.5:1).

Во-вторых, ука­зы­ва­ется на пре­иму­ще­ство пер­во­свя­щен­ства Иисуса Христа, Кото­рый, Сам будучи совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком, еди­но­жды принес совер­шен­ную Жертву за грехи – Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Пер­во­свя­щен­ник: святой, непри­част­ный злу, непо­роч­ный, отде­лен­ный от греш­ни­ков и пре­воз­не­сен­ный выше небес, Кото­рый не имеет нужды еже­дневно, как те пер­во­свя­щен­ники, при­но­сить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совер­шил это одна­жды, при­неся в жертву Себя Самого. Ибо закон постав­ляет пер­во­свя­щен­ни­ками чело­ве­ков, име­ю­щих немощи; а слово клят­вен­ное, после закона, поста­вило Сына, на веки совер­шен­ного» (Евр. 7:26-28).

В Новом Завете пер­во­свя­щен­ство Христа срав­ни­ва­ется с пер­во­свя­щен­ством Мел­хи­се­дека, кото­рому отда­ется пре­иму­ще­ство в срав­не­нии с пер­во­свя­щен­ством Аарона.

Мел­хи­се­дек («Царь правды») – царь и пер­во­свя­щен­ник Салима, отож­деств­ля­е­мого в Псламе 75 (Пс.75:3) с Иеру­са­ли­мом, вышед­ший с дарами навстречу Авра­аму после его победы и бла­го­сло­вив­ший его. Как свя­щен­ник Мел­хи­се­дек выше свя­щен­ни­ков-леви­тов, ибо в лице своего пра­ро­ди­теля Авра­ама сыны Левия почти­тельно скло­ни­лись перед ним, полу­чили его бла­го­сло­ве­ние и при­несли ему дань. Он про­об­раз бла­го­дат­ного Пер­во­свя­щен­ства Иисуса Христа, пре­вы­ша­ю­щего вет­хо­за­вет­ное свя­щен­ство по чину Аарона. Как и Мел­хи­се­дек, Гос­подь Иисус Хри­стос есть Царь и Пер­во­свя­щен­ник (Зах.6:12,13). Как и Мел­хи­се­дек, Гос­подь Иисус Хри­стос несрав­ненно и выше Авра­ама или его потом­ков. Как и Мел­хи­се­дек, Гос­подь Иисус Хри­стос пред­став­ля­ется без отца, без матери, без родо­сло­вия, не име­ю­щим ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7:3).

«Ибо известно, что Гос­подь наш вос­сиял из колена Иудина, о кото­ром Моисей ничего не сказал отно­си­тельно свя­щен­ства. И это еще яснее видно из того, что по подо­бию Мел­хи­се­дека вос­стает Свя­щен­ник иной, Кото­рый таков не по закону запо­веди плот­ской, но по силе жизни непре­ста­ю­щей. Ибо засви­де­тель­ство­вано: Ты свя­щен­ник вовек по чину Мел­хи­се­дека. Отме­не­ние же прежде бывшей запо­веди бывает по при­чине ее немощи и бес­по­лез­но­сти, ибо закон ничего не довел до совер­шен­ства; но вво­дится лучшая надежда, посред­ством кото­рой мы при­бли­жа­емся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были свя­щен­ни­ками без клятвы, а Сей с клят­вою, потому что о Нем ска­зано: клялся Гос­подь, и не рас­ка­ется: Ты свя­щен­ник вовек по чину Мел­хи­се­дека, то луч­шего завета пору­чи­те­лем соде­лался Иисус» (Евр.7:14-22).

  • 8 тыс. 0