Чайлдфри это кто такие: Кто такие чайлдфри и почему они не заводят детей

Разное

Кто такие чайлдфри и почему они не заводят детей

Тренды

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

РБК+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

РБК Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

РБК
Тренды

Фото: Shutterstock

В новом выпуске «Азбуки современности» объясняем, почему некоторые люди осознанно отказываются от родительства и как возникла идеология «добровольной бездетности»


Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.

Кто такие чайлдфри?

Чайлдфри — это люди, которые сознательно решили не заводить детей по разным причинам. Это понятие не относится к тем, кто откладывает рождение ребенка на более поздний срок, не имеет четкой позиции по этому вопросу или страдает бесплодием и другими проблемами со здоровьем. Главная отличительная черта чайлдфри — осознанный отказ от родительства.

Термин «чайлдфри» появился в США в 1970-х годах на волне эмансипации. Понятие ввела ныне не существующая американская Национальная организация для не-родителей. Для России явление чайлдфри сравнительно новое — но согласно социологическим опросам около 9% мужчин и женщин в стране планируют остаться бездетными. В США 15% женщин в возрасте 40–44 лет не имеют детей, а для Австрии и Великобритании этот показатель и вовсе составил 20%.

Почему люди не заводят детей

Канадский социолог Джин Виверс провела масштабное исследование феномена чайлдфри и в 1980 году выпустила книгу Childless by Choice. Она выделила два типа чайлдфри:

  1. Реджекторы — те, кто испытывает неприязнь к идее родительства и любым его проявлениям: беременности, процессу родов, грудному вскармливанию и маленьким детям.
  2. Аффексьонадо — те, кого привлекает бездетный образ жизни. Они не испытывают никакого отвращения к детям, но не хотят брать на себя ответственность за их воспитание и образование, предпочитая жить более свободно, строить карьеру, путешествовать и самореализовываться в других сферах.

Социолог Илья Ломакин считает, что для России более актуально понятие «добровольной бездетности», нежели «чайлдфри». К такому выводу он пришел после нескольких глубинных интервью и групповых дискуссий с респондентами, которые состояли в чайлдфри-сообществах и не собирались связывать свою жизнь с родительством. Социолог выяснил, что не все участники интервью идентифицировали себя как «чайлдфри», а также не собирались в сообщества единомышленников для отстаивания позиции.

Ломакин выделяет пять причин добровольной бездетности:

  1. Отсутствие желания брать дополнительную ответственность на долгий срок.
  2. Желание «пожить для себя» и не тратить большое количество денег и времени на воспитание ребенка.
  3. Неприязнь к младенцам и маленьким детям.
  4. Отношение к детям как к ограничению собственной самодостаточности.
  5. Стремление избегать любых необратимых решений.

Обновлено 19.02.2022

Текст

Анастасия Морошкина

Главное в тренде

Материалы по теме

Какими бывают чайлдфри и как общество поддерживает эту тенденцию – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Бездетность бывает разной: добровольной, вынужденной, намеренной. И причин у нее много: желание пожить для себя, карьера и самореализация, проблемы с деньгами, боязнь быть не в форме после родов и пр. Кому-то важно состоять в группах единомышленников, кому-то — нет. Но привычное определение «чайлдфри» уже не отражает все многообразие вариаций. Социолог Илья Ломакин предлагает менее политизированный и более широкий термин для описания явления — «добровольно бездетные». Опираясь на его исследование и доклад, подготовленный к XXI Апрельской международной научной конференции в НИУ ВШЭ, IQ.HSE рассказывает о людях, отказавшихся от деторождения.

«Не-родительство» на выбор

По социологическим данным, до 9% россиян — как мужчин, так и женщин — собираются остаться бездетными.

Пока эта доля сравнительно небольшая. В США 15% женщин в возрасте 40-44 лет не имеют детей, а в Австрии, Испании и Великобритании — и вовсе более 20%.

Тем не менее, и 9% — уже заметное количество. Особенно на фоне пронаталистских трендов — государственного поощрения рождаемости, желания большинства россиян иметь детей и «реабилитации» многодетности в обществе. Но вопрос не столько в доле «свободных от детей» — в конце концов, бывает, что люди меняют убеждения и все же рожают. Вопрос в том, насколько разнородна эта группа и чем объясняется само явление.

Речь о сознательном решении — не рожать вообще. Пара выбирает нерепродуктивный секс и «не-родительство».

Это явление лучше называть добровольной бездетностью (англ. voluntary childlessness), а не чайлдфри (childfree), подчеркивает Илья Ломакин.

К такому выводу исследователь пришел по итогам проведенных в Москве и Санкт-Петербурге глубинных интервью и мини-групповых дискуссий с теми, чьи жизненные планы не включают родительство (информанты рекрутировались в чайлдфри-сообществах во «ВКонтакте», а также через личные социальные сети).

В ходе исследования выяснилось, что не все информанты были готовы назвать себя «чайлдфри», а само сообщество едва ли походило на зарубежные аналоги в виде четко оформленных общественных движений. Все это породило неожиданные вопросы к маркерам, которые используют как сами информанты, так и исследователи. Но сначала следует сказать о самом явлении.

Почему они не хотят детей?

По результатам ответов информантов Ломакин выделил пять наиболее часто упоминаемых аргументов не заводить детей.

Нежелание брать на себя дополнительную серьезную ответственность. «У кого детей нет, нет и проблем. Ну и зачем мне делать себе лишнюю проблему?» — говорит 33-летний мужчина-чайлдфри.

Жизнь «для себя», сохранение свободы и независимости от кого бы то ни было, а также неготовность тратить время и средства на воспитание ребенка.

Негативное отношение к маленьким детям у некоторых респондентов. «Я очень не люблю младенцев <…> они вызывают отвращение <…>», — заявляет 40-летняя информантка. Дети постарше вызывали меньше подобных чувств. Информанты ценили в них ум, воспитанность и т.д.

Дети расценивались как преграда на пути к самодостаточности. 42-летняя чайлдфри подчеркивает: «Я принимаю детей, но для себя лично я их не хочу <…> есть личные какие-то интересы, карьера, независимость».

Участники интервью говорили о «детской ловушке» и стремлении избегать необратимых решений: «Не попробуешь — не узнаешь, попробуешь — куда уж денешься», — заключает 39-летняя информантка.

Часто добровольно бездетные «не избирают какой-либо один довод, а обычно оперируют сразу несколькими и в совокупности», уточняет исследователь.

Исследований причин отказа от родительства немало. Исследователи, например, называют отсутствие партнера и нежелание растить ребенка в одиночку, финансовые трудности, страх перед родами и отвращение к материнству, а также боязнь женщин потерять сексуальную привлекательность.

Впрочем, риторика бездетности может быть более «альтруистической»: среди аргументов — гипотетическая возможность усыновить сирот вместо рождения «дополнительных» детей. Или борьба с «глобальным перенаселением», а одновременно — и с изменением климата (меньше людей, меньше потребления и производства — слабее потепление).

Это близко к антинатализму, «идейному» отказу от деторождения. Его сторонники обосновывают свои взгляды множеством аргументов: от «плохих генов» до ухудшающегося состояния окружающей среды.

Почему не «чайлдфри»?

Журналисты, политики, социологи, психологи сегодня используют термин «чайлдфри», наполняя его самыми разными смыслами. По мнению исследователя, понятие сегодня стало слишком расплывчатым и перегруженным коннотациями. Хотя оно четко постулирует добровольный характер бездетности, не все люди, отказавшиеся от родительства, считают себя чайлдфри. 

Что особенно выделяет это понятие?

Во-первых, чайлдфри — это идентичность, которую люди сознательно принимают и проговаривают. Идейная основа идентичности — добровольный отказ от рождения детей, а ее маркер — самоидентификация «я — чайлдфри». В России отказ именоваться через транслитерацию англоязычного термина может быть связан с антиамериканскими стереотипами.

Во-вторых, чайлдфри — это все-таки группа людей, а не отдельные индивиды. Это люди, объединенные по принципу добровольной бездетности и имеющие потребность в утверждении этой позиции в глазах общества, отмечает исследователь.

В-третьих, позиция чайлдфри предполагает «социально-политическую мобилизацию»: отстаивание своих прав в разных формах — «от митингов и пикетов до набегов на паблики “овуляшек” (так в сообществе называют людей, фанатично относящихся к родительству) в соцсетях», поясняет исследователь.

Выделенные три пункта «работают» далеко не для каждого человека, добровольно отказавшегося от родительства. Так, не все ищут поддержки сообществ. Да и социально-политическая активность чайлдфри в России весьма ограниченна. Она, скорее, сконструирована СМИ. 

В мире уже не первое десятилетие ведутся дискуссии о смысловых нагрузках термина «чайлдфри» и пределах его использования. По мысли ряда исследователей, слово «childfree» несет в себе «чувство превосходства» над женщинами с детьми, поскольку те «не смогли избежать материнства». Другие эксперты добавляют, что «childfree» может означать, что дети в принципе не приветствуются. А это уже почти шовинизм.

Риторика бездетности

Явление добровольной бездетности чаще встречается в развитых странах, отмечает Илья Ломакин. «Не-родители» преимущественно принадлежат к экономически благополучной, секуляризованной и хорошо образованной доле населения.

Феномен отказа от родительства существовал давно, но в скрытой форме. «Демографы фиксировали во многих регионах Европы, в Северной Америке и Австралии достаточно высокий уровень бездетности как таковой и в начале XX века, и в XIX столетии», — говорит социолог. Но вопрос в том, добровольным ли был отказ от родительства.

Некоторые исследователи считают, что добровольно бездетные люди, по-видимому, были всегда, но «до эпохи сексуальной революции <…> наверное, кто-то не смотрел вглубь себя, а кто-то смотрел, но никогда не говорил об этом вслух».

Социальные революции, прежде всего сексуальная и контрацептивная, выпустили «джинна» чайлдфри на свободу: в странах Запада — в 1960–1970-е годы, в России — на рубеже XX-XXI веков. Сексуальность и репродукция, прежде слитые воедино, дистанцировались. 

В первой половине 1970-х годов появился и сам концепт childfree в своей изначальной англоязычной версии. Его ввела феминистская Национальная организация для не-родителей (National Organization for Non-Parents — NON, впоследствии переименована в National Alliance for Optional Parenthood, NAOP — Национальный альянс за необязательное родительство) для того, чтобы очертить социальную группу людей, добровольно отказавшихся от деторождения. NON/NAOP старалась доказать, что такой образ жизни социально приемлем, а рост народонаселения нуждается в контроле. 

Термин «childfree» содержал в себе «политическую идею “освобождения” от пронатализма и навязываемых обществом родительских обязанностей», поясняет Ломакин.

В итоге позиция чайлдфри перестала быть социально неприемлемой. Но и до легитимности в обществе явно пока не доросла: для многих идея «свободы от детей» остается маргинальной. «Не-родители» слышат критику в свой адрес — со стороны общества, отдельных политиков и СМИ.

Пределы толерантности

Информанты в исследовании Ломакина рассказывали, что встречались с непониманием своей позиции по «детскому вопросу». Оно выражалось (у незнакомых людей и коллег по работе) в остром желании «вызвать на задушевную беседу» и переубедить. 

21-летняя москвичка рассказывает: «[О курении] врач мне стала <…> говорить, типа, вам же еще рожать. Я ей говорю, что не хочу рожать. На что последовало: “Как же так! Да вы не понимаете! Да вы же женщина, будущая мама!”». Респондентка комментирует: «Такое ощущение, что люди во мне видят просто машину для воспроизводства других людей, и все».

 

Бывают ситуации, когда сознательную бездетность прикрывают бесплодием, и наоборот, замечает исследователь.

С одной стороны, те, кто добровольно отказывается от родительской функции, устав или не желая объяснять свою позицию (рациональный аргумент в этих вопросах редко имеет убеждающую силу), говорят: «Да не можем мы, бесплодие у нас, ничего не поделаешь, вспомогательные репродуктивные технологии не помогают».

С другой стороны, схожая ситуация может возникать у людей, которые не могут иметь детей по медицинским причинам. «Бесплодие остается стигматизированным, и инфертильные люди, не желая попасть под прессинг родственников или “доброжелателей”, заявляют, что они “чайлдфри” или “добровольно бездетные”», — поясняет Илья Ломакин.

Обе ситуации — «попытка уйти от лишних вопросов», резюмирует социолог.

Бездетность без поддержки

Многие информанты подчеркивали, что их решение не иметь детей — сознательное. На нем и основана идентичность группы.

40-летняя участница проекта подчеркивает: «Чайлдфри — это осознанный выбор в пользу отказа от деторождения. <…> Именно тот, к которому женщина приходит сама <…>. То есть это она приняла решение, что ей так лучше, ей так выгоднее».

33-летняя информантка уточняет: «Ты можешь быть каким угодно — богатым или бедным, иметь какие угодно интересы, но ребенка ты не заведешь никогда». В этом смысле чайлдфри — противоположность интенсивному материнству и «яжматерям», жизнь которых выстроена вокруг фигуры ребенка.

Также читайте

Другой стержневой элемент чайлдфри — стремление к объединению на основе общности образа жизни. Его суть 26-летний респондент поясняет так: «Чайлдфри просто хочет жить в собственное удовольствие. Это пока еще не преступление». 

Здесь важна потребность в единомышленниках, общение с ними. «Если ты пытаешься вокруг себя найти каких-то людей, которые тебя поддерживают в твоем мировоззрении, ты, наверное, все-таки чайлдфри, — говорит 25-летняя информантка. — Ты себя декларируешь как какой-то элемент общества, социума, группы».

Однако такая общность нужна не всем. Бывает, что добровольно бездетные избегают объединений.

39-летняя информантка подчеркивает: «Я знаю, что есть сообщества, но нам не нужна поддержка еще кого-то <…>. Мы так [как чайлдфри — прим. ред.] себя не позиционируем, просто для нас это означает жить своей жизнью. <…> То есть мы просто говорим, что у нас нет детей».

Наконец, часть информантов не идентифицировали себя в качестве «чайлдфри». «Я говорю, что я [просто] не хочу детей, отстаньте!», — говорит 23-летняя девушка.

Респондентка чуть постарше рассуждает: «Скажем, человек может просто иметь какое-то собственное мнение и его придерживаться. <…> Я как-то никогда особо не искала никакой информации, я не вбивала запросы типа: «Я чайлдфри, как дальше жить?». То есть это — просто какое-то мое представление о том, как мне сейчас жить».

По мнению исследователя, при такой самоидентификации уместнее использовать широкое определение «добровольная бездетность», а не нагруженное специфическими смыслами «чайлдфри».

Аполитичная бездетность

С точки зрения распространенного представления о политике, российские «не-родители» — тоже не вполне чайлдфри. Никаких митингов — только общение единомышленников, уточняют опрошенные.

«Чайлдфри не представляют собой какого-то движения», — говорит 37-летний информант. 21-летний участник исследования вторит: «Я всецело за то, что мы собираемся, общаемся. <. ..> В основном, в онлайне, иногда выбираемся офлайн, в формат дружеских посиделок. Но никакой политической организации, общественной организации <…> это все не несет с собой».

По сути, российские завсегдатаи тематических сообществ уже не являются чайлдфри в полном смысле этого слова, комментирует исследователь: идентичность есть, сообщество единомышленников — тоже, а общественно-политическая компонента размыта. 

Кто такие чайлдхейт?

Ровно 40 лет назад вышло первое серьезное социологическое исследование о «бездетных по их собственному выбору» (childless by choice). Его автор, канадский социолог Джин Виверс, разделила изучаемую группу на две категории: «реджекторы» — те, кого отвращают дети и процесс их рождения, и «аффексьонадо» (от affection — привязанность) — те, кого привлекают прелести беззаботного бездетного образа жизни: путешествия, развлечения, богемная жизнь. 

Вторых в России сегодня называют чайлдфри, а за «реджекторами» в общественном дискурсе закрепился термин «чайлдхейт» (детоненавистники).

От последних информанты резко отграничивались. «Чайлдхейт», по словам участников исследования, «порочат образы чайлдфри».

«Чайлдфри спокойно относится к чужим детям, но не желает иметь своих», — поясняет разницу 26-летний респондент. 

«У меня есть такое разделение: чайлдхейт — это тот, кто вредит, подкладывает лезвия в песочницы, — рассказывает 40-летняя информантка. — <…> Я все же считаю себя чайлдфри, потому что никаким вредительством и какой-нибудь пропагандой адской не занимаюсь».

В такой позиции есть своя выгода: отграничиваясь от «чайлдхейт», чайлдфри позиционируют себя как более «терпимых» и «положительных». По мнению исследователя, такая демаркация — возможность для чайлдфри «защитить себя от ударов пронатализма». В то же время, «чайлдхейт» нередко оказываются политическим конструктом оппонентов и алармистских средств массовой информации, считает Ломакин.

Не исключено, что «детоненавистничество» часто — просто бравада, считает исследователь: в проекте ни один из информантов не был готов презентовать себя через призму «чайлдхейт».  

Оттенки бездетности и ревизия терминов

Итак, «добровольно бездетный», в отличие от «чайлдфри», — более широкое, фундаментальное и свободное от дополнительных смыслов понятие, подчеркивает исследователь.

Широкое — потому что включает в себя и людей, для кого принятие решения не заводить детей — лишь часть собственного мировоззрения, и тех, кто состоит в сообществах. «Фундаментальное — потому что, как уже было сказано, концепция чайлдфри так или иначе базируется на аспектах, полностью присущих добровольно бездетным», — поясняет Ломакин.

Очищенное от дополнительных смыслов — потому что добровольная бездетность означает только одно: «Я не хочу иметь детей».

Дальше можно различать оттенки смысла.

Так, исследователь выделяет intentional childlessness — сознательную бездетность. В этом случае фокус смещается на продуманность выбора остаться бездетным. «Я головой думаю и понимаю, что я детей не хочу вообще никогда», — замечает 33-летняя информантка.

Разницу между добровольной и сознательной бездетностью социолог видит в том, что в первом случае речь идет об отказе от деторождения преимущественно по эмоциональным причинам, а во втором — по рациональным. «Разумеется, между двумя этими крайностями лежит континуум разнообразных вариаций», — подчеркивает Илья Ломакин.

Наконец, есть еще намеренная бездетность (intended childlessness), часто вынужденная и связанная с обстоятельствами (за исключением бесплодия). Она может быть преходящим явлением. «Я не знаю, можно ли в нашей стране быть бездетным добровольно, — говорит 25-летняя информантка. — Это <…> такая очень сложная формулировка. С давлением общества и прочими подобными пирогами. Просто я для себя самой определяю это так, что мне в данный момент детей заводить не стоит».

Давление общества на женщин содействует не-родительству

Материнство никогда не было простым занятием: «всегда, для того чтобы вырастить ребенка, приходилось не спать ночами, мыть, кормить, переодевать», отмечают исследователи. Но сегодня требования общества к родительству существенно возросли — многие из них «чрезмерны и искусственны».

Фактически родительство становится профессией — занятием с определенными навыками и компетенциями (по педагогике, психологии и пр.). Причем такой профессионализации способствует не только общество, но и сами родители, конкурирующие друг с другом по показателям успехов детей.

Распространенная идеология «интенсивного материнства» требует особенно много вложений сил и времени. И это на фоне того, что большинство матерей заняты еще и на рынке труда. Возникает эффект «двойной занятости»: женщины вынуждены полностью выкладываться и на работе, и дома. Отчасти это вопрос перфекционизма, желания быть «отличницами» в разных сферах. А отчасти — жесткое давление общества, которое предъявляет к женщинам повышенные требования.

Также читайте

Но такой энергозатратный образ жизни пугает молодых россиянок. «Чрезмерный» родительский труд «понравится и будет по зубам далеко не всем», подчеркивает Илья Ломакин. В итоге молодые пары нередко откладывают деторождение либо вовсе отказываются от него.

Другой, противоположный образ родительства — «reluctant parents» — «неохотные родители», «родители нежеланных детей» — тоже способствует популяризации чайлдфри. Это те, для кого воспитание наследников оказалось непосильным трудом. Уже будучи родителями, «неохотные» матери и отцы называют идеальным числом детей, родившихся у них за всю жизнь, — «ноль».

Все это может дополнительно укреплять добровольно бездетных в их выборе. Но не обязательно. 

«Вполне реально помыслить, что в течение нескольких лет установки того или иного информанта могут существенно измениться», — подчеркивает автор исследования. То есть некоторые бездетные, возможно, станут родителями. 

Чтобы лучше понимать эти процессы, необходимы лонгитюдные панельные исследования бездетности. «В России таких исследований пока специально не проводится, а наши знания об отечественных добровольно бездетных обрывочны и ограниченны, — резюмирует Ломакин. — Все это задает вполне определенное направление для дальнейшей работы».
IQ

 

Автор исследования:

Илья Ломакин, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

6 апреля, 2020 г.

Все материалы автора

Социология

Лонгрид

Апрельская конференция 2020


Восстание бездетной Америки

Семейная жизнь в Америке меняется: браки все чаще откладываются, сожительство растет, все больше молодых людей живет с родителями (или бабушками и дедушками), деторождение падает. Из всех этих тенденций вытекает одна особенно поразительная тенденция: рост бездетности. Отложенные роды в конечном итоге приводят к тому, что роды полностью упущены. И действительно, основной причиной снижения рождаемости в Америке является рост бездетности во всех возрастах (или, другими словами, снижение количества первых рождений, а не снижение числа вторых или третьих рождений).

Этот рост бездетности еще не нашел отражения в основных данных, используемых для измерения окончательного размера семьи, и поэтому многие общественные комментарии по этому вопросу остаются довольно жизнерадостными и беззаботными. Крупные исследовательские организации, такие как Pew, продолжают указывать на тот факт, что у женщин в возрасте сорока лет была относительно высокая «полная фертильность», что означает, сколько детей у них когда-либо было. В недавней статье в Rolling Stone социолог Филип Коэн даже цитирует слова «нас не должно так сильно волновать» снижение рождаемости. Однако повод для беспокойства есть. На рисунке 1 ниже показана долгосрочная история рождаемости в Америке, как с точки зрения текущего общего коэффициента рождаемости (наивная экстраполяция того, сколько детей у женщин будет иметь  , если уровень рождаемости в этом году будет стабильным с течением времени), а также сколько детей у женщин, которым в этом году было 25 лет, на самом деле родилось к тому времени, когда им исполнилось 50 лет.

хорошо. Но, как показывают цифры, мы не можем наблюдать завершение сразу же: полные данные о рождаемости, представленные сегодня, в значительной степени отражают рождения, которые произошли десятилетия назад! Когда исследователи указывают на высокую завершенную фертильность в последних данных, это не означает, что женщины «догоняют» рождаемость в последние годы, а скорее только то, что у этих женщин была более высокая рождаемость, когда они были моложе.

Это можно увидеть, взглянув на долю бездетных женщин по возрасту и году. На рис. 2 показана доля женщин, оставшихся бездетными в возрасте 25–29 лет в каждом году, а также в той же когорте женщин в возрасте 30–34, 35–39, 40–44 и 45–49 лет; эти более высокие возрастные значения сдвинуты назад во времени, чтобы можно было легко сравнивать женщин одной и той же когорты. Линии расположены таким образом, что изменение уровня рождаемости в одной и той же когорте можно сравнить, просто переходя от более светлых к более темным линиям: около 35% женщин в возрасте 25–29 лет. в 2001 году были бездетными, и эта цифра упала примерно до 24% к тому времени, когда им было 30–34 года, примерно до 17% к 35–39 годам и, в конечном итоге, до примерно 15%. Среди женщин, которым в 2010 году было 27 лет, около 48% были бездетными, а к тому времени, когда этим женщинам исполнилось 30–34 года, этот показатель упал до 29%, а к тому времени (сейчас), когда им исполнилось 35–39 лет, — 20%. .

Тенденции бездетности среди женщин в возрасте около тридцати лет в значительной степени предсказывают более поздние тенденции бездетности среди женщин старшего возраста. Да, существует догоняющая рождаемость, но совершенно очевидно, что бездетность в более позднем возрасте коррелирует с бездетностью в более раннем возрасте. И оказывается, бездетность в настоящее время быстро растет среди молодых женщин, и, как и ожидалось, начала расти среди женщин в возрасте около тридцати лет. В последний раз бездетность так быстро росла среди женщин чуть за 30, в конце 19 века.70-х и начале 1980-х, это действительно привело к значительному увеличению бездетности среди тех женщин, которым было за сорок. Проще говоря, растущая бездетность среди молодых женщин, скорее всего, приведет к более высокому уровню бездетности, когда эти женщины станут старше.

Но об этом не надо гадать. Объединив данные Текущего обследования населения о численности женщин по количеству детей, которые у них были, с данными статистики естественного движения населения о рождении по порядку рождения, мы можем напрямую оценить, как шансы бездетной женщины родить первого ребенка меняются для женщин разных возрастов. возраст. На Рисунке 3 показана доля женщин без предыдущих родов, у которых были первые роды в 2007, 2010, 2014 и 2018 годах9.0003

Снижение числа первых рождений было очень значительным и распространяется на женщин в возрасте около тридцати пяти лет. Между тем, заметное увеличение числа первых рождений среди женщин в возрасте от 30 до 40 лет произошло на 90 005, а не на 90 006. Потерянные первые рождения в более молодые годы составляют , а не , которые восполняются в более поздние годы. Аргумент о том, что бездетные женщины собираются «наверстать упущенное» и что доля бездетных женщин в будущем не увеличится, почти наверняка неверен.

Однако эта бездетность не  обязательно  что-то новое. На рисунке ниже показана доля женщин в каждом году рождения, доживших как минимум до 44 лет, не имеющих детей, с прогнозом по годам без полных данных. Он также показывает долю женщин, которые заявили, что не хотят иметь детей в Общем социальном опросе, или которые дали нечисловые ответы, такие как «Женщина должна иметь столько детей, сколько она хочет», упорядоченные по году рождения респондента опроса. , чтобы обеспечить сопоставимость фактической бездетности.

Бездетность была обычным явлением в ранней Америке. Причины такого высокого уровня «девственной девственности» многочисленны и обсуждаются историками, но стоит отметить, что доля женщин, родившихся в конце 19   века, которые сообщали о желании бездетности или отвергали идею предписывающей нормы рождаемости, была выше. чем сегодня.

К началу 1900-х ситуация начала меняться. Эта тенденция могла быть вызвана различными факторами, в том числе изменением сексуальных норм в 19-м веке.10 лет и позже, воздействие лет «бэби-бума» и снижение идеалов низкой рождаемости, как показано выше. У женщин, родившихся в первые несколько десятилетий 20   века, вероятность остаться бездетной была на 90 005 90 006 гораздо ниже, чем у поколения их матерей. Но затем бездетность снова увеличилась среди женщин, родившихся до 1955 года. Это были женщины, в основном рожавшие детей в период с 1950 по 1980 год, и поэтому этот рост бездетности можно объяснить повышением возраста вступления в брак, улучшением контроля над рождаемостью и снижением рождаемости в целом. Наконец, снижение бездетности среди женщин, родившихся в 19 в.60-е и начало 1970-х годов в значительной степени обусловлены резким увеличением подросткового материнства, особенно среди афроамериканских мам, а также прибытием многих женщин-иммигрантов с 1960-х по настоящее время.

Однако, поскольку рождаемость среди подростков снизилась (к счастью), снижение бездетности, похоже, остановилось. Молодым людям требуется больше времени, чтобы обустроиться, им трудно найти стабильную работу и жилищные условия, которые позволяют создать семью, и они реже занимаются сексом. В то время как снижение числа подростковых беременностей — это хорошо, частота первых рождений снизилась у женщин после 30 лет, а среди женщин старшего возраста не было значительного увеличения таких показателей. Это история не об отсрочке, а о плохих экономических условиях и неопределенных отношениях, из-за которых все больше и больше женщин упускают возможность иметь детей, которых они хотят иметь.

Если прошлые тенденции сохранятся, быстро растущая бездетность среди женщин в возрасте около тридцати лет наряду с низким уровнем рождаемости приведет к увеличению бездетности среди женщин в возрасте сорока лет. В результате простая модель предсказывает, что женщины, которым сегодня за тридцать, возглавят движение к гораздо более бездетному будущему. Этот рост бездетности , а не вызван увеличением числа женщин, которые желают  быть бездетными. Потому что этот рост бездетности — это , а не в сочетании с падением предпочтений в отношении фертильности аргумент о том, что мы должны называть бездетных женщин «бездетными», неверен. Большинство бездетных женщин не считают бездетность идеалом, поэтому заклеймить их «бездетными» может быть пощечиной. Для моего поколения бездетность достигнет или превысит прошлые максимумы, даже если у женщин, у которых есть дети, их меньше.

Но будет еще хуже: уровень бездетности достигнет невероятного уровня по сравнению с другими странами. Американки, родившиеся в 1990-х годах, вероятно, будут так же бездетны, как и японки, родившиеся в 19-м веке.70-х годов женщины, низкая рождаемость которых породила современные опасения по поводу «сверхнизкой рождаемости» демографических тенденций.

Сценарий чрезвычайно низкой рождаемости, который преследовал восточноазиатские общества в течение последних нескольких десятилетий, кажется, после большой задержки, прибывает в Америку. Растущая бездетность является особенно сложной проблемой для политиков, поскольку она обычно не связана напрямую с финансовыми проблемами. Большинство бездетных людей относятся к одной из четырех категорий: неженатые люди, люди, у которых просто нет детей  хотят любых детей, или люди, вступившие в брак довольно поздно, поэтому, возможно, имеют трудности с зачатием, или люди, у которых есть супруг(а) с детьми от предыдущего союза. Помимо того факта, что первый ребенок является самым дорогим ребенком, и, следовательно, его труднее всего подтолкнуть к финансово ориентированной политике, три из этих причин (бесплодие, критерии выбора супруга и предпочтения рождаемости) для отсутствия детей являются областями, которые политики не могут решить. действительно касаться, по практическим или этическим причинам.

Политики могут разумно подтолкнуть только время свадьбы. И там предстоит проделать большую работу, как я утверждал в своем выступлении перед Конгрессом США. Тем не менее, даже с улучшенной политикой, помогающей молодым людям быстрее достигать своих брачных желаний, эти тенденции «запекаются» по крайней мере в течение следующего десятилетия или около того. В результате этот прогноз более высокой бездетности, скорее всего, станет реальностью, даже если мудрые политические решения могут согнуть кривую назад для поколения женщин, родившихся в 2000-х или 2010-х годах.

Лайман Стоун — научный сотрудник Института семейных исследований, директор по информационным технологиям компании, занимающейся исследованиями в области народонаселения, и научный сотрудник Американского института предпринимательства. Ранее он был прогнозистом рынка в Министерстве сельского хозяйства США.

Правда о людях, которые остаются бездетными

Источник: Monkey Business Images/Shutterstock

Сколько взрослых не имеют детей, потому что не хотят их? Некоторые более ранние исследования, основанные на данных более чем десятилетней давности, предполагали, что ответ был меньше 10 процентов. Однако в предыдущих исследованиях иногда участвовали только женщины, а иногда и только замужние женщины. Иногда включались только женщины детородного возраста. Кроме того, люди, которые не могли иметь детей по биологическим причинам, таким как бесплодие, иногда автоматически классифицировались как бездетные, игнорируя возможность того, что некоторые не хотели иметь детей и, следовательно, должны были быть классифицированы как бездетные.

В исследовании, только что опубликованном в Plos One, «Распространенность и характеристики бездетных взрослых в Мичигане (США)», Дженнифер Уотлинг Нил и Закари П. Нил из Мичиганского государственного университета провели различие между бездетными взрослыми и бездетными взрослыми, родителями и людьми, планирующими быть родителями. Они сравнили четыре группы по их удовлетворенности своей жизнью, своей политической идеологией и своей личностью. Они также рассмотрели, различаются ли бездетные взрослые по семейному положению, полу или расе. Кроме того, они спросили людей в каждой из групп, насколько тепло они относятся к бездетным женщинам и мужчинам.

Участники представляли собой репрезентативную выборку из 981 взрослого населения штата Мичиган, включая мужчин и женщин. Их средний возраст составлял 52 года.

Выявление бездетных, бездетных, родителей и взрослых, планирующих стать родителями

Исследователи разделили взрослых на четыре группы на основе их ответов на три вопроса:

1. «Есть ли у вас, или у вас когда-нибудь были биологические или усыновленные дети?

Люди, ответившие утвердительно, были родителями.

2. «Планируете ли вы в будущем иметь биологических или приемных детей?»

Люди, ответившие «да» на этот вопрос после ответа «нет» на первый, были классифицированы как , планирующие иметь детей .

3. «Хотели бы вы иметь или могли бы иметь биологических или усыновленных детей?»

Люди, ответившие «да» на этот вопрос после ответа «нет» на первые два, были классифицированы как бездетные .

чайлдфри были людьми, которые ответили отрицательно на все три вопроса.

Чем чайлдфри отличались или не отличались от других взрослых

Более четверти взрослых (27 процентов) были чайлдфри. Более половины взрослых были родителями (54%). Еще 12 процентов планируют в будущем родить биологических или усыновленных детей. Остальные 8 процентов были бездетными — у них не было детей, но они хотели бы иметь.

Процент бездетных взрослых в этом исследовании был намного выше, чем в более ранних исследованиях, которые были ограничены в важных аспектах. Однако данные исследовательского центра Pew Research Center за 2018 год также указывают на высокий уровень бездетных взрослых. Среди тех, у кого еще не было детей, 23 процента заявили, что вряд ли будут иметь детей, потому что не хотят иметь детей.

В этом исследовании участвовали только жители Мичигана. Однако Мичиган похож на население США в целом по расе, возрасту, доходу и образованию.

Более половины бездетных взрослых (54 процента) всегда были одиноки.

Значительная доля бездетных взрослых (35 процентов) имели романтических партнеров — они были либо женаты, либо повторно женаты, либо имели партнера, но не состояли в браке. Остальные 11 процентов бездетных взрослых ранее состояли в браке (разведены, проживали отдельно или овдовели).

Одинаковую долю бездетных взрослых составляли мужчины (51 процент) и женщины (49 процентов).

Но процент мужчин среди чайлдфри был больше, чем по всей выборке или по родителям. Среди всех людей, участвовавших в исследовании, 42 процента были мужчинами, а 58 процентов — женщинами. Только среди родителей, участвовавших в исследовании, пропорции были такими же: 42% мужчин и 58% женщин.

Чайлдфри включал такую ​​же долю цветных людей, как и вся выборка участников.

Среди всех людей, участвовавших в исследовании, 77 процентов были белыми, а 23 процента — цветными. Только среди бездетных этот процент составил 78% и 22% соответственно.

Чайлдфри по характеру не отличались от других групп взрослых.

Когда чайлдфри сравнивали с людьми из других групп, которые были похожи на них по возрасту, образованию и другим потенциально важным параметрам, они были похожи по своей экстраверсии, открытости, добросовестности, покладистости и невротизму.

Чайлдфри были более политически либеральны, чем родители.

В среднем чайлдфри были политически левоцентристскими. Родители были более консервативны.

Чайлдфри были так же довольны своей жизнью, как и все остальные.

Когда чайлдфри сравнивали с людьми из других групп, похожими на них по возрасту, образованию и другим потенциально важным параметрам, они были так же довольны своей жизнью, как и бездетные, люди, планирующие иметь детей , и родители.

Осуждение чайлдфри

Все остальные группы относились к чайлдфри менее тепло, чем чайлдфри относились друг к другу.

Когда взрослых без детей попросили сообщить, насколько тепло они относятся к другим взрослым без детей по 100-балльной шкале, где 100 — это самая высокая оценка, они ответили, что им было тепло. Их средний рейтинг тепла был 73. Однако, когда другие оценили чайлдфри, они сказали, что чувствовали себя менее тепло. В среднем бездетные родители и те, кто планирует иметь детей, оценили чайлдфри — как бездетных женщин, так и бездетных мужчин — примерно в 66 баллов9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts