Чему учит владимир мономах в своем поучении: Чему учит » Поучение » Владимира Мономаха
Содержание
Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха
Сочинение — Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха. Русский язык
История создания
Если говорить об истории создания этого произведения, то первоначально считалось, что Владимир Мономах написал только одну запись из книги и одно письмо. Говорилось, что он имел соавторов или же вообще не брался за перо. Теперь многие ученые не сомневаются, что именно Мономах был единственным, чья рука прикасалась к «Поучению». Написать какие-то наставления потомкам Владимир решил после встречи с послами своих родственников. Они просили его поддержки. Мономах отказал в помощи, потому что был противником воен. При нем количество противостояний значительно уменьшилось. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Он очень хотел, что бы его поступки и решения передались и будущим поколениям.
Жанр
Жанром «Поучения Владимира Мономаха» есть автобиографическое сказания, послание, поучения. О произведение относится к древнерусской литературы XI-XII веков. Оно является образцом дидактической художественной прозы того времени.
Сюжет
Владимир Мономах изначально пишет, что уже «на санях» (то есть говорит, что скоро уйдет на покой) он хочет оставить поучительные наставления своим детям. После этого Мономах переходит собственно к поучения детям. В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. Он дает детям установки. Князья не должны все обязанности отдавать подчиненным, нужно самостоятельно все делать и проверять. Всегда ходить с оружием. При походах за данью, не допускать издевательств над людьми со стороны подчиненных. Относиться с уважением и к нищим, и к богатым. Большим злом, как учит автор, является лень, которые губят человека. Вообще князь должен быть олицетворением справедливости и всех добродетелей.
Тема и проблематика
Собственно проблематики нет в тексте, поскольку написан он как послание, а не как художественное произведение. Но в первой части послания можно выделить следующие основные тематические блоки:
— обращение к Богу и следование всем Божьим установкам;
— всегда надо надеяться на Бога и Его милость;
— нужно соблюдать все Божьи заповеди и чаще обращаться к Псалтири;
— нужно остерегаться лукавого (диавола), против него есть три дела;
— нужно благодарить Бога за те блага, которые Он дает;
— всегда нужно соблюдать клятвы и никогда не врать.
Вторая часть произведения содержит сведения о:
— начало и изменения в княжении Владимира Мономаха;
— многочисленные походы и взятие городов;
— споры с родственниками по престола;
— войны и мир с половцами.
Герои
В произведении автор не выделяет главных героев, ведь весь рассказ это наставления потомкам.
Композиция
Композиционно «Поучение» делится на две части: первая — собственно послание потомкам с многочисленными включениями из Псалтири; вторая — сказания о жизни князя Владимира Мономаха представлено от его же имени. В своем «Поучении» Мономах изобразил идеальный образ мудрого и справедливого князя, которым хотел видеть не только своих сыновей, но и князей-вассалов. В условиях постоянных княжеских распрей и междоусобиц обращения Мономаха было злободневным, но цели своей не достигло. Ни во времена Мономаха, ни после них Русь не имела такого идеально-справедливого правителя.
Рассуждение 7 класс
Данное произведение относится к разделу древнерусской литературы. Многие филологи признают, что «Поучение Владимира Мономаха» стоит особняком по отношению к другим древнерусским произведениям.
Если говорить об истории создания этого произведения, то интересно будет знать, что первоначально Владимиру Мономаху приписывали авторство только одной записи из книги и одного письма. Теперь же многие ученые не сомневаются в идее, что «Поучение» было полностью написано одним Владимиром Мономахом без соавторов.
Стоит отметить и исключительную особенность «Поучения» для того времени. Дело в том, что раньше произведения писались только лицами духовной сферы, так как только они были достаточно образованны для написания или перевода богослужебных книг. В то время, как Владимир Мономах – это государственный и общественный деятель, светский человек, личность, которая смогла использовать всю свою силу и власть во благо Родине.
Уже в зачине произведения можно увидеть сентиментальные нотки. Благодаря им создается завещательный тон произведения. Так начало фразы «Сидя на санях…» может намекнуть внимательному читателю на скорую смерть автора произведения. Ведь, известно, что во времена Древней Руси тело мертвого человека доставляли к месту погребения на санях. Это может говорить о том, что к словам мудрого и опытного князя стоит прислушиваться. И именно его большой житейский опыт дает ему право писать это «Поучение». Также, это может говорить о том, что великий князь предчувствует свою скорую смерть, поэтому он спешит оставить своеобразное завещание последующим за ним князьям.
Из-за слов «дети мои» может создаться впечатление, что «Поучение» обращено к младшему поколению. Но это не совсем так. Возможно, при написании произведения, великий князь и думал о будущем поколении. Но стоит помнить, что во времена написания произведения Владимир Мономах был великим князям. От того его статус делал его выше по отношению к другим более мелким князьям.
К тому же в «Поучение» можно увидеть связь с Библией и другими религиозными книгами, но это говорит лишь о том, что автор данного произведения соблюдал книжные традиции того времени.
Чтобы «Поучение» казалось более убедительным для читателя, автор позволяет себе обращаться к примерам из своего жизненного опыта. Так, он приводит длинный перечень походов, в которых он принимал активное участие с 13 лет. И все приведенные примеры лишь служат свидетельством того, что великий князь не только дает советы о жизни, но и сам их придерживается. К примеру, он советовал не злоупотреблять властью, быть справедливым, избегать не нужных и многочисленных кровопролитий, не придаваться лени и служить во благо своему государству и народу.
Подобное заключение говорит о действительном желании Владимира Мономаха оставить в головах князей мысли о единственно правильном князе.
Все сочинения
«Поучение Владимира Мономаха» Анализ | Инфошкола
4.1
(7)
Исторический контекст.
Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.
У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.
Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.
Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения». «Поучение Владимира Мономаха» — это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы. «Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.
Ученые относят «Поучение» к 1117 году. Основная мысль «Поучения» — изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…
Композиция произведения.
Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?
И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.
Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».
В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет». Вторая часть «Поучения» — это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни. Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.
За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко — 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.
Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов. Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха — Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.
Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» — говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.
«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI — начале XII в. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…
У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.
В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.
Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…
Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно — махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.
Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.
Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.
При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью». Это выражение — «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…
Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…
«Поучение» — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место. Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.
Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)
4.1 / 5. 7
.
Путин хочет легитимности Украины и общего прошлого России. И они полезны, но их недостаточно. Культурные, исторические и религиозные подоплеки конфликта между Москвой и Киевом восходят к фундаментальным вопросам о том, что такое Россия, что значит быть русским и кому принадлежат мифы прошлого.
12 июля 2021 года на официальном сайте Кремля была опубликована статья президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Это ключевой путеводитель по историческим историям, которые формируют отношение Путина и многих россиян.
Во-первых, Путин и многие россияне считают, что русские и украинцы — это один и тот же народ, «братские народы», причем одна группа называется великороссы («великороссы»), а другая — украинцы — малороссы («малороссы»). То же самое они думают и о Беларуси — отсюда и название страны, они белорусы, или «белые русские». Когда Россия стала царством в 1547 году, официальным сокращенным титулом правителя было царь всея Руси , «царь всея Руси».
Украинскому кризису можно найти множество объяснений с точки зрения экономики и безопасности. И они полезны, но их недостаточно. Культурные, исторические и религиозные подоплеки конфликта между Москвой и Киевом восходят к фундаментальным вопросам о том, что такое Россия, что значит быть русским и кому принадлежат мифы прошлого.
12 июля 2021 года на официальном сайте Кремля была опубликована статья президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Это ключевой путеводитель по историческим историям, которые формируют отношение Путина и многих россиян.
Во-первых, Путин и многие россияне считают, что русские и украинцы — это один и тот же народ, «братские народы», причем одна группа называется великороссы («великороссы»), а другая — украинцы — малороссы («малороссы»). То же самое они думают и о Беларуси — отсюда и название страны, они белорусы, или «белые русские». Когда Россия стала царством в 1547 году, официальным сокращенным титулом правителя было царь всея Руси , «царь всея Руси».
Все эти Руси произошли от государств-правопреемников и княжеств первоначальной Киевской Руси, управляемых различными членами династии Рюриковичей, правителями-викингами 9 века. Эта династия зародилась в Новгороде, а затем в 882 году перенесла свою столицу в Киев, который теперь называется Киевом. Он стал великой столицей федерации Рюриковичей. По сравнению с ней Москва была полной заводью. Его первое зарегистрированное упоминание относится только к 1147.
Именно эта общая линия происхождения делает отношения России с Беларусью и Украиной очень отличными от отношений с другими бывшими советскими государствами. Казахстан, Эстония, Грузия и т. д. могли бы быть национальными товарищами, но украинцы и белорусы были родными. Россия, Беларусь и Украина заявляют, что это государство является их культурным и политическим предком, и Путин всем сердцем поддерживает эту линию мышления. Из его статьи: «Киевский престол занимал господствующее положение в Древней Руси. Таков обычай с конца 9 века.век. «Повесть временных лет» запечатлела для потомков слова Олега Вещего о Киеве: «Да будет он матерью всем городам русским». Это восходит к святому Владимиру, также известному как Владимир Великий или Владимир Креститель славян, правителю Киевской Руси, известному тем, что он обратился в православие в 988 году и сделал его официальной государственной религией.
Это обращение и его последующая женитьба на византийской принцессе привели к тесным связям с византийцами и к началу другой линии легитимности и преемственности, проходящей через Константинополь. Владимир Мономах, правивший Киевом с 1113 по 1125 год, предпочитал называть себя «архонтом всея Руси» на «греческий манер». Его имя Мономах произошло от его родственных связей с византийским императором Константином IX Мономахом. Константинополь с его императором, коронованным городским патриархом, главой православной веры, был выше простых королей и архонтов.
Но этот порядок был поколеблен вторжением могущественных восточных завоевателей — сначала монголов, которые сравняли с землей Киевскую Русь, раздробив ее на многочисленные вассальные государства, а затем окончательное разрушение самого Константинополя в 1453 году османами. Когда-то гордый Киев остался в руинах, груда черепов возле крошечного остатка поселения. И не было уже византийского императора, который правил бы выше русских царей.
Но по мере ослабления монгольской власти в конце 15 века, начиная с битвы на реке Угре, части древнего государства Киевская Русь попытались восстановить свою легитимность — теперь называя его «Россией». Однако на западе они столкнулись с другими вызовами: могущественная Польша аннексировала большую часть современной западной Украины, а Беларусь была поглощена Литвой.
Именно в этот период Украина, некогда центр Киевской Руси, получила свое своеобразное название. Существуют две преобладающие теории относительно этого имени: одна поддерживается большинством историков, а также российским правительством, а другая продвигается в основном украинскими учеными и правительством. В первом говорится, что после того, как польская корона захватила бывшее сердце Киевской Руси в 1569 году, эта территория получила неофициальное название «Украина» (переводится как «у границы» на старославянском языке), поскольку, с польской точки зрения, он граничил со степью и полукочевыми державами, такими как татары.
Второй утверждает, что в украинском и старославянском есть разница между словами « окраина » и « окраина ». Оба произошли от « kraj », что означает «граница» на старославянском языке, но есть важное различие в предлоге. Ou версия означает «в», а o означает «около, вокруг» — в этом контексте Украина будет означать «земли, примыкающие к центру» или «земли, граничащие с центром», что тогда интерпретируется как обозначение земли, непосредственно окружавшие Киевскую Русь, подчинялись ей напрямую. Это надуманное утверждение, но оно дает украинцам сильное ощущение своего места в наследии Киевской Руси.
Тем временем новому Российскому государству нужно было претендовать на собственное место в православном мире — и в линии происхождения от Римской империи, еще один источник национально-политической легитимности. С Константинополем, Вторым Римом, в руках мусульман, Москва должна была стать «Третьим Римом , », ее патриарх возвысил до уровня Константинополя и Рима. «Первые два Рима погибли, третий стоит, а четвертого Рима не будет», — говорила русская поговорка. Российские вожди с 1547 г. объявили себя уже не королями, а императорами — по-русски «царь», происходящий от древнеримского титула «цезарь».
Карта России, Московии и Украины около 1574 года.
Карта России, Московии и Украины около 1574 года. Группа Universal Images через Getty Images
И идея сработала. Это было выгодно российской силовой структуре; это могло бы помочь правителям централизовать и править с помощью Русского Патриархата; и это придает столь необходимую легитимность Москве. Русские правители женились на свергнутых византийских династиях и создали множество веселых мифов, чтобы оправдать свое предполагаемое наследство от Константинополя.
Но есть небольшая проблема. Как для того, чтобы называться кесарем, нужно править Римом, так и для того, чтобы называться царем, нужно править всей Русью. Культурное, историческое и религиозное значение Киевской Руси было слишком велико, чтобы его можно было игнорировать. Это не было проблемой для самих царей, которые отвоевали утраченные территории на западе, а затем решили расширяться на восток.
Российская империя попыталась вычеркнуть остальные восточнославянские языки из их общей культурной памяти — они поступили так, как будто Украины не было и никогда не было, как и Беларуси. По мнению царского правительства, украинцы всегда были русскими и не имели собственной истории. Украинский и белорусский языки были запрещены. Украинский национализм был угрозой основным мифам о России и угрожал их попыткам создать «всероссийский народ».
В Советском Союзе, напротив, первые идеалисты смотрели на феодальное прошлое с презрением и представляли Украину, Белоруссию и Россию отдельными народами, объединенными советским идеалом.
Но тот ранний идеализм вскоре распался для Советов. Иосиф Сталин был одержим идеей уничтожения украинства. Голодомор, искусственный голод 1932-1933 годов, унес жизни миллионов украинцев, хотя среди историков ведутся ожесточенные споры о том, насколько преднамеренно это было сделано. Украинская культура систематически притеснялась, вплоть до запрета на преподавание украинского языка в школах, а многие из этих школ были закрыты.
Однако преемник Сталина, Никита Хрущев, сам был украинцем и возглавлял Коммунистическую партию Украины до 1949 года, поэтому он считал более тесную интеграцию в советскую политическую систему с некоторой степенью автономии в местных делах более эффективной политикой, чем чем прямое истребление. В рамках этого так называемого процесса нормализации в 1957 году в дополнение к республиканским совнархозам были созданы областные совнархозы для укрепления автономии Украины. Украинская Советская Социалистическая Республика получила право принимать свои собственные законы в этой области, если они соответствовали союзному законодательству и были востребованы союзными органами. Киев стал очень стандартной советской столицей, не получая особого внимания или привилегий, чтобы лучше соответствовать остальной части Советского Союза. Его особое место в восточнославянской истории преуменьшалось и игнорировалось, потому что оно не вписывалось в советский нарратив, который хотели построить власть имущие.
Но это гораздо большая проблема для современной России, не имеющей ни идеологической гибкости Советов, ни территориальной досягаемости старой империи. Путин позиционирует себя как царскую фигуру. Он хочет войти в учебники истории как великий объединитель русских земель — если не под одной властью, то уж точно как гегемон Русского мира.
Путин всегда представлял себя славным лидером и победоносным завоевателем. Взять хотя бы его победную речь после выборов 2012 года или то, как после аннексии Крыма он подчеркивал историческую важность этого воссоединения в своем обращении к депутатам Госдумы, называя это «возвращением домой» и акцентируя внимание на былой российской воинской славе. Его цели также проявлялись в его реакции на любые разговоры японцев о сделке по Курильским островам. Он также построил для себя массивный, роскошный дворец с позолоченными двуглавыми орлами, четким имперским символом России, повсюду — даже в его личном стриптиз-клубе. Русская православная церковь помогает ему умиротворять население и поддерживает любые мифы, которые Кремль хочет прославить.
Путин хочет присвоить себе советское наследие и в то же время, чтобы его рассматривали в том же свете, что и императоров прошлого. Поэтому он должен вернуть и утвердить старые, имперские мифы и ценности, а для этого ему нужно взять Киев под свой контроль. Ведь именно восстановленная Киевская Русь стала Россией, Третьим Римом. Украина идет своим путем, объявляет Киевскую Русь своим наследием, отдаляется от Москвы, получает автокефалию для собственной православной церкви — все это противоречит российской государственной мифологии. Эти имперские мифы определяют Россию, что вообще значит быть русским. Без них Россия просто перестанет быть Россией в глазах многих. Путин убежден, что если этот социальный клей разрушить, то Россия снова просто расколется на куски, а если он допустит это, то его наследие будет разрушено. Для него не может быть отдельного украинского языка, культуры или истории.
В то же время аналогичная проблема стоит и перед Украиной. Чувствуется, что она, а не Россия, является истинной наследницей Киевской Руси. Украинцам нужно отделить Киевскую Русь от современной России и показать свою историю. Они видели, что произошло с принятием русских мифов в Беларуси, где оппозиция теперь размахивает бело-красно-белым флагом на протестах эпохи Речи Посполитой, показывая нос русскому историческому национализму.
Итак, конфликт продолжается. И так будет продолжаться до тех пор, пока Россия хочет на самом деле иметь возможность называть себя Россией, как она себя определяет, а остальные потомки Киевской Руси хотят сами определять свою судьбу и иметь свой язык, историю и традиции, без вмешательства со стороны Москва. Можно решать экономические вопросы, давать гарантии безопасности и заключать новые сделки, но эти древние проблемы можно решить, только построив совершенно новый проект, с новыми идеалами и новой основой легитимности, не нуждающейся в исторических мифах. подпирать себя. Может быть, пришло время, наконец, позволить Третьему Риму пасть. И чтобы дать этим старым легендам достойное захоронение, мы должны чтить часть о том, что не будем строить четвертую.
Эта статья опубликована в печатном выпуске за весну 2022 года. Подпишитесь сейчас , чтобы поддержать нашу журналистику и получить неограниченный доступ к FP.
Что в имени? Зловещее видение Путина для России
Президент России Владимир Путин выступает с речью на приеме в честь выпускников военных академий в Кремле в Москве, Россия, 28 июня 2016 г. (Рейтер)
13 июля 2016 г.
Фредерик В. Каган
Первоначально опубликовано в
FoxNews.com
Владимир Путин назвал распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой ХХ века. Хорошая новость в том, что он не восстанавливает Советский Союз.
Плохая новость заключается в том, что он выборочно обращается к истории России, чтобы прославить «собирателей земель русских», как их называют, и русификаторов — тех, кто насильно навязал российскую идентичность разным подданным империи.
Эта апелляция к атавистическому русскому национализму, более того, к шовинизму, может затронуть людей, отчаянно ищущих новую идею и новую идентичность, чтобы сплотиться вокруг них после краха единственного государства, которое они когда-либо знали.
Агрессивный национализм Путина наиболее очевиден в новых именах, которые он дал многим российским подводным лодкам с баллистическими ракетами. К ним относятся «Святой Георгий Победоносец», «Дмитрий Донской», «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский».
Святой Георгий – покровитель России. Остальные трое — мифические герои русской средневековой истории, побеждавшие врагов и расширявшие русские земли.
Еще две подводные лодки посвящены историческим личностям, носящим имя Путина: «Владимир Мономах» и «Князь Владимир» — 24 000-тонный бумер с 16 ракетами, киль которого был заложен в июле 2012 года, вскоре после возобновления Путиным президентство на третий срок.
Князь Владимир — легендарный святой, обративший Киевскую Русь (из которой позже вышла Россия) в христианство в 9 в.й век.
Владимир Мономах, с другой стороны, был менее примечательной исторической фигурой, происходящей от византийского императора и названной в его честь. Тем не менее ссылка на Византию может иметь большое значение, поскольку более поздний русский царь Иван IV (Грозный) стремился узаконить свое правление, утверждая, что Москва стала «третьим Римом» после падения Византии в 1453 году перед турецкими захватчиками.
Также, конечно, может быть просто случайностью, что князь Владимир и Владимир Мономах были единственными двумя значительными российскими правителями, носившими имя Путина.
Может ли быть совпадением и то, что оба правили из Киева, сердца земель Руси, как называли предков русских, — сердца, включающего большую часть современной Украины?
Владимир Великий завоевал эти земли с войском из северной России; Владимир Мономах вошел в них по приглашению его населения после восстания. Путин, конечно же, не упустил из виду эти очевидные исторические параллели.
Еще интереснее название последней императорской атомной подводной лодки с баллистическими ракетами — «Александр III».
Александр Александрович был предпоследним царем Романовым, правившим с 1881 по 1894 год. Он не пользовался особой известностью и особой любовью ни у русских, ни у своих собратьев-монархов.
Ему не хватало патриотического призыва Александра I, победившего Наполеона, или стремления к модернизации Александра II, освободившего крепостных в 1861 году, за год до того, как Авраам Линкольн освободил рабов в Америке.
Так почему он? В России уже есть военный корабль, названный в честь Петра Великого, но впереди Александра можно было бы поставить любого из более выдающихся царей — например, Екатерину Великую.
Тем не менее, Александр III идеально вписывается в нарратив Путина. Он был, пожалуй, самым реакционным царем России, и его мантра «православие, самодержавие и национализм» очень точно соответствует путинской идеологии.
Во-первых, Александр уничтожил последние остатки терпимости имперской России к нерусским подданным и начал жесточайшую русификацию царского периода.
Он требовал, чтобы все его подданные изучали и использовали русский язык. Подвластные России народы, такие как финны и поляки, раньше могли учиться и преподавать на своих родных языках, хотя их автономия в предыдущие десятилетия неуклонно разрушалась.
Российским евреям, всегда подвергавшимся дискриминации, было позволено жить в относительном мире в бедных деревнях в пределах обозначенного географического района — «черты оседлости», — где они могли говорить на идиш и исповедовать свою религию, зарабатывая на жизнь маргинальными пограничные земли.
Александр отменил многие оставшиеся права евреев даже в черте оседлости, и во время его правления произошли жестокие погромы, из-за которых многие из них бежали в Европу и Америку.