Что говорит библия о реинкарнации: Что говорит Библия о реинкарнации? / Православие.Ru
Содержание
Учил ли Иисус реинкарнации? Миф и его разоблачение – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 6 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Существует популярный миф: якобы Иисус и его первые ученики верили в переселение душ, а само учение о реинкарнации было запрещено Церковью (вернее, императором Юстинианом на церковном Соборе) только в 533 году, и тогда же из Библии были удалены все фрагменты, которые можно было истолковать как его подтверждение. И все же в Евангелии сохранились некоторые слова, которые указывают на реинкарнацию: например, когда Христос отождествляет Иоанна Крестителя с Илией. По мысли сторонников реинкарнации, это говорит о том, что Иоанн есть реинкарнировавшийся Илия.
В чем здесь ошибка?
Как было на самом деле
Таких ошибок, по крайне мере, три.
Первая ошибка — следование исторически недостоверным выдумкам. Откуда нам известно, что в 533 году Библия подвергалась редактуре? Из каких исторических источников? Кто видел — и может предъявить нам — те фрагменты, которые якобы были из нее удалены? Никаких достоверных свидетельств этого нет, а здравый смысл, напротив, говорит о том, что редактура Библии в 533 году была технически невозможна.
Вот уже два столетия христианство было господствующей религией в Империи, существовало множество христианских общин, и у каждой был экземпляр Священного Писания. Библию торжественно читали во время богослужения, цитировали в проповедях, толкованиях, философских трактатах и полемических сочинениях. И чтобы подвергнуть ее текст какой-либо редактуре, понадобилось бы переписать все существующие экземпляры Священного Писания, а также все тексты, в которых исправленные фрагменты упоминаются или цитируются. И проделать все это не только не вызвав протестов и смуты, но и не оставив никаких исторических свидетельств о столь масштабной операции.
Действительно, христиане первых веков много спорили о содержании Священного Писания — до нас дошли постановления Вселенских Соборов и полемические сочинения Отцов Церкви, где они подробно разбирают и опровергают аргументы еретиков. И мы точно знаем: споров о толковании библейских текстов было сколько угодно, но упреков, мол, «ваш вариант Библии отредактирован императором Юстинианом», даже еретики не выдвигали. А значит, версия о том, что Библию отредактировали в 533 году — выдумка, и выдумка относительно недавняя.
Вторая ошибка — это подгонка текста под мировоззрение. Люди, которые верят в реинкарнацию, находят в Библии подтверждение своего учения. А те, кто верят в пришельцев, выискивают в ней описания инопланетных кораблей. Коммунисты утверждают, что Христос проповедовал коммунизм. Впрочем, адепты любых учений пытаются записать Его в «свои». Люди сначала объявляют, что Иисус должен учить тому же, чему и они — а уж потом подыскивают этому обоснования в тексте Писания. Хотя очевидно, что это ошибочный подход к любому тексту, тем более — к евангельскому. Нужно попытаться понять, что хотел сказать сам Иисус, а не подгонять Его слова под то, что нам хотелось бы услышать.
Третья ошибка — игнорирование библейского и культурного контекста. Но ведь любое высказывание делается на определенном фоне. И смысл его помогают понять другие высказывания того же человека. А смысл текста — другие фрагменты того же текста. К примеру, если мы наберем в библейском поисковике слово «Илия», мы обнаружим его, в частности, в сцене преображения. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф 17:1-3). Но если Илия реинкарнировался в Иоанне Крестителе, кто же тогда беседовал с Иисусом?
Отождествление Илии и Иоанна говорит только о том, что Иоанн исполняет миссию Илии — «и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк 1:17). Это вообще типично для Библии. Например, люди приветствуют Иисуса словами: «благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк 11:10) — хотя Иисус не является Давидом, обещанное Богом «Царство Давида» приходит именно в Его лице.
Доктрина реинкарнации принципиально противоречит всей библейской картине мира, для которой очень важно глубоко личное отношение Бога к каждому из сотворенных Им людей. Как говорит псалмопевец, «не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138:15,16).
Для Бога каждая человеческая личность уникальна, драгоценна, призвана к вечным отношениям с Ним. Христос говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18:10). Апостол Павел подчеркивает, что крестная жертва Спасителя была совершена за каждого — и за него лично: «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20).
Реинкарнация разрушила бы эти отношения. Если я сначала был хомяком, потом котом, потом пандой, потом китайским императором, потом русским публицистом — то где настоящий, подлинный «я» с уникальными взаимоотношениями с Богом? Меня как уникальной личности просто нет.
Но Библия подчеркивает: Бог любит каждого из нас как уникального, единственный раз родившегося на свет человека. Она говорит о воскресении мертвых, когда уникальная душа каждого из нас раз и навсегда воссоединится с нашим уникальным воскресшим и преображенным телом — по слову Спасителя: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк 12:26,27).
И воскресение Иисуса Христа лишь предваряет общее воскресение мертвых:
«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор 15:20-23).
Кому и зачем нужен этот миф
Насколько мы можем судить, у этого мифа есть вполне конкретный автор — Елена Петровна Блаватская (1831-1891), которая в свое время выступила с доктриной, которую она называла «теософией». Она предложила европейским и американским любителям духовной экзотики учение, которое, по ее словам, объединяло все религии. И хотя разные религии учат разному — в частности, в буддизме есть понятие о переселения душ, а в христианстве его нет, — Блаватская утверждала, что Иисус первоначально учил реинкарнации, но потом Церковь запретила это учение.
Новый импульс этот миф получил примерно через сто лет: с конца 1960-х в моду в США и Западной Европе вошли индийские (и псевдо-индийские) гуру, но им пришлось учитывать христианское наследие аудитории и как-то осмысливать ключевую религиозную фигуру европейской цивилизации — Иисуса Христа. Отсюда настойчивые утверждения, что, на самом деле Иисус учил тому же, что и они, а потом Церковь исказила Его учение.
На самом деле, конечно, ни о какой реинкарнации речи в Евангелии нет. Все гораздо лучше, радостней и утешительней: Бог предлагает вам — именно вам, уникальной личности с вашим лицом и именем — вечную и блаженную жизнь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
Реинкарнация — Православный портал «Азбука веры»
- Раздел «Теория реинкарнации»
- Почему мы не верим в реинкарнацию С.Л. Худиев
- Реинкарнация: почему христиане в нее не верят свящ. Георгий Максимов
Реинкарна́ция – (от. лат. reincarnatio – перевоплощение, повторное воплощение) –
1) понятие, лежащее в основе религиозно-философских представлений о возможности или неизбежности перевоплощений неких бессмертных сущностей (душ, духов и пр.) после телесной смерти или при иных обстоятельствах;
2) теория о перевоплощении людей в иные существа.
Каково христианское отношение к реинкарнации?
Учение о переселении душ в христианстве отвергалось с самого начала существования Церкви, поскольку вступало в прямое противоречие с богооткровенным христианским учением о душе, теле, посмертном бытии души, частном суде, будущем воскресении мертвых, Страшном суде. Центральной концепцией христианского вероучения о посмертной жизни человека является догмат о телесном воскресении и вечной жизни в восстановленных и обновленных телах, что автоматически исключает необходимость каких-то перевоплощений души. Именно поэтому раннехристианские писатели и апологеты уделяли большое внимание обсуждению и критике гностицизма, предпринимавшего попытки интеграции христианского богословия с представлениями пифагореизма и неоплатонизма, в основе которых лежало учение о реинкарнации.
Среди раннехристианских движений учение о реинкарнации (но не в том смысле, какой в это понятие вкладывается сегодня) поддерживал оригенизм, который был осужден на Пятом Вселенском соборе (см. Гипотеза предсуществования душ). Впоследствии идею реинкарнации принимала средневековая гностическая секта катаров, рассматривавших каждую душу как падшего ангела, рождающегося вновь и вновь в материальном мире, созданном Люцифером (см. : Д.С. Бирюков. Книга еретиков)
Очередная попытка обосновать связь христианского богословия с реинкарнацией была предпринята в конце XIX – начале XX века представителями теософии. Согласно их мнению, не имеющему под собой никаких оснований, которое позднее нашло сторонников среди приверженцев движения нью-эйдж, учение о реинкарнации принималось ранними христианами, но впоследствии было отвергнуто.
Имеются ли в Библии указания на переселение душ?
Апостол Павел однозначно свидетельствует: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27), при этом термин «воскресение» встречается в Библии десятки раз, а термин «перевоплощение» – ни разу!
Мог ли Мелхиседек быть предыдущим воплощением Иисуса Христа?
Чтобы принять подобное утверждение, придется отвергнуть Божественность Иисуса Христа и перекроить все догматическое учение, что для христианина категорически невозможно. Мелхиседек является одной их тех исторических фигур Ветхого Завета, о которых осталось весьма немного информации. Апостол Павел, в частности, сообщает о том, что Мелхиседек был «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр.7:3). Однако эти слова свидетельствуют о том, что не имеется никаких исторических записей, свидетельствующих о его рождении, смерти, происхождении и т. д. Но из Книги Бытия известно, что священство Мелхиседека (на тот момент) было совершенно уникальным и подобного сана, служения не было ни у кого. И в этом отношении его можно сравнивать с Иисусом Христом, с учетом того, что онтологическое бытие Бога Слова так же было вне времени и не знало земного родства. Апостол Павел указывает на Мелхиседека, как на прообраз Христа и акцентирует внимание на соответствующие черты Грядущего Спасителя. Поэтому искать в данном месте Священного Писания какие-то реинкарнационные моменты абсурдно.
Нет ли намека на реинкарнацию в словах ап. Павла о том, что Господь возлюбил Иакова и возненавидел Исава прежде, чем они родились?
Ап. Павел пишет: «Когда они [Исаак и Иаков] еще не родились и не сделали ничего доброго или худого [дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего], сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего… Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:11-16). То есть предызбрание происходит не по причине наличия у братьев каких-то грехов в «прошлых жизнях», а вследствие всеведенья Божия, Его присутствия в настоящем, прошлом и будущем. Божественное отношение связано с аспектами будущих жизней новорожденных братьев, а не с их мнимым прошлым. Бог не является исполнителем (или заложником) каких-либо законов (в том числе и кармических), Он свободен в Своих действиях и в Своих волевых решениях, Его воление всегда свободно от каких-либо «дхарм». И в данном случае Исав прообразует богоизбранный народ – евреев, а Иаков – новый народ, христиан. В контексте сказанного ап. Павлом, потеря Отцовского благословения народом Израиля и благословение Отцом христиан есть источник прообраза и описываемого события в истории Ветхого Завета.
Нет ли намека на реинкарнацию в словах «Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1:5)?
В контексте Книги пророка Иеремии очевидно, что в данном случае речь идет не о перевоплощении, а также о предвидении Бога: Он предназначил Иеремию к особому пророческому служению, когда тот еще не родился. Также в Псалтыри есть такие слова: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие» (Пс.89). Однако и в них неверно видеть ключ к реинкарнации, они являются перефразировкой другого библейского изречения: «Ты прах, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).
Мог ли Иоанн Предтеча быть перевоплотившимся прор. Илией (Мф.11:11-14, Мф.17:10-13)?
Для начала следует вспомнить, что св. прор. Илия, согласно Священному Писанию, не умирал, но был вознесен на небо, и его душа не рассталась с телом, а соответственно, его душа не могла «вселиться» в Иоанна Крестителя. Не стоит забывать и о том, что пророк Илия (именно как он, в своем «старом» теле) предстоял Господу Иисусу Христу на Горе Преображения вместе с Моисеем. Наконец, на прямой вопрос иерусалимского священника «Не Илия ли ты» святой Иоанн отвечает: «Нет» (Ин.1:21). Может быть, Предтеча просто не помнит о своем прежнем воплощении? По этому поводу даже уважаемый защитниками реинкарнации Ориген говорит: «Как можно утверждать, что тот, о ком Христос сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», может не знать, кто он есть, может скрывать правду или давать ошибочный ответ?» (Комментарии на Евангелие от Иоанна).
Почему же Иисус Христос говорит об Иоанне Крестителе: «Он и есть Илия» (Мф.11:14), при том, что Предтеча отрицает свою тождественность с ветхозаветным пророком? В данном случае следует обратить внимание на речевой оборот, который использует Спаситель – «Если хотите принять» (Мф.11:14) что является несомненным указанием на иносказательность, аллегоричность речи. Иудеи не могли принять Мессии без того, чтобы прежде Илия не указал на Оного. Книжники использовали этот аргумент, возражая против мессианского достоинства Иисуса Христа. И Господь указывает на того, кто исполняет пророческое служение Илии. В данном случае Господь указывает не на тождественность персон Иоанна и Илии, а на тождественность и величие их пророческого служения. Илия (вместе с Енохом, согласно преданию), должен будет явиться в конце времен, чтобы предостеречь людей от поклонения антихристу и проповедовать Христа. Поскольку миссия Иоанна также сводится к тому, чтобы указать на Истинного Мессию, то Иисус Христос и говорит о том, что Предтеча несет служение «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Под «духом» в данном случае понимается не душа (не личность), а особая благодатная сила. Что говорит Библия о «духе Илии»? «Опочил дух Илии на Елисее» (4Цар.2:15). Прижизненный ученик Илии Елисей перед вознесением на небо своего учителя сказал ему «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4Цар.2:9). В качестве знака передачи благодатной пророческой силы Илия оставляет Елисею милоть (шерстяной плащ без рукавов) – «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4Цар.2:14-15). О таком понимании свидетельствуют мч. Иустин Философ, свт. Иоанн Златоуст и др.
Некоторые евреи считали, что Иоанн Креститель – один из воскресших пророков. Не означает ли это, что они верили в перевоплощение?
Абсурдно видеть возможную веру иудеев в реинкарнацию в евангельских словах: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес» (Лк. 9:18-19). Во-первых, народ верил именно в реальное воскресение одного из древних пророков, а не в мифическое перевоплощение. Во-вторых, Иоанн Предтеча и Иисус Христос были фактически ровесниками (Иоанн родился на полгода раньше Господа), родственниками (Лк.1:36), а соответственно, внешнее сходство и смысловая похожесть проповеди (оба начинают оные с призыва «Покайтесь») вполне могли породить в народе слухи о том, что Иисус Христос – воскресший Предтеча.
Нет ли в словах «Если кто не родится вновь, не может увидеть Царства Божия» (Ин.3:3) указания на реинкарнацию?
Сам контекст беседы с Никодимом показывает, что Иисус Христос повествует о духовном возрождении в этой жизни как о необходимом предварительном условии для жизни вечной, блаженной, а не о некоем повторном рождении «души» в другом теле. Никодим спрашивает: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?». Никодим однозначно понимает слова Господа как указание на некое второе рождение в этой жизни, а не в какой-то «следующей». «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Вода в культуре той эпохи была источником жизни и средством очищения, и эти слова Господа означают, что новая жизнь подразумевает покаяние, очищение и принятие особого Дара Божия, семени Нового Человека – Иисуса Христа.
Кроме того, вода играла важную роль в космологии Древнего мира, где море ассоциировалось с первозданными водами хаоса, обозначенными в Быт.1:2 термином бездна (Быт.1:2). Однако в созданный Богом мир посредством человеческой свободы было занесено тление – смерть. Но, благодаря Жертве Христовой, смерть побеждена в своем корне, а в Таинстве Крещения совершатся, созидается (посредством Духа и воды) новый человек, происходит онтологически иное новое рождение. Именно поэтому здесь употребляется термин, который можно перевести, как «перевоплощение», ибо преодолеваются рамки земной человеческой жизни и человек вводится в Вечность, в пакибытие (снова-бытие, новая жизнь). Об этом же говорит апостол Тит: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5). Именно о возрождении и обновлении говорится на протяжении всего Нового Завета и всякий раз усматривать в этих словах реинкарнацию просто абсурдно. Действительно, жизнь человека после принятия им христианской веры в Таинстве Крещения может измениться настолько, что данную перемену вполне можно и уместно назвать «перерождением». Блж. Августин говорит: «Стать тем, чем не был – своего рода смерть и рождение». Однако какое это имеет отношение к оккультной теории реинкарнации?
Как наука относится к реинкарнации?
Господствующей в научном сообществе является точка зрения, согласно которой не существует ни одного достоверного научного подтверждения существования феномена реинкарнации. Так, по мнению Национального научного фонда США, вера в существование реинкарнации является одним из наиболее распространенных среди американцев псевдонаучных верований.
Что Библия говорит о реинкарнации?
HomeContent IndexEternityMortality and Eternity Reincarnation
Вопрос
Ответ
Реинкарнировать буквально значит «воплощаться снова»; то есть реинкарнация — это «возрождение» в новое тело из плоти и крови. В большинстве контекстов реинкарнация относится к процессу после смерти души, возвращающейся в новое тело. Заявления о воспоминании о «прошлой жизни» подразумевают реинкарнацию.
Согласно некоторым религиозным и философским системам, реинкарнация включает в себя нечто большее, чем человеческие души и тела: например, дух собаки может перевоплотиться в другую собаку, или человеческая душа может перевоплотиться в корову. Реинкарнация, также называемая переселением души, основывается на таких понятиях, как вечная, несотворенная природа души и необходимость для души «созревать», расти, трансформироваться и развиваться.
Конечно, «доказательств» реинкарнации нет. Любые выдвигаемые доказательства полностью субъективны: чувство дежа вю, повторяющиеся сны, ощущение «старой души», иррациональные фобии и близость к другим культурам и эпохам интерпретируются некоторыми как подтверждение того, что они живут по-другому. жизнь в другом теле.
Концепция реинкарнации, в любой ее форме, полностью лишена библейского основания. Истина в том, что мы умираем один раз, а затем предстаем перед судом (Евреям 9:27). Библия даже отдаленно не говорит о том, что у людей есть второй шанс на жизнь или что они могут вернуться другими людьми или животными. Вера в реинкарнацию была популярной на протяжении тысячелетий, но ее никогда не принимали ни христиане, ни последователи иудаизма, потому что она противоречит Писанию.
Несколько мест в Писании опровергают идею реинкарнации. Иисус сказал преступнику на кресте: «Сегодня ты будешь со Мною в раю» (Луки 23:43), а не «У тебя будет еще один шанс прожить жизнь на земле». В Евангелии от Матфея 25:46 говорится, что после смерти верующие переходят к вечной жизни, а неверующие отправляются на вечное наказание. Мы созданы как личности, и наша личность не меняется после смерти (см. Луки 9:30).
Некоторые верящие в реинкарнацию указывают на Матфея 17:10–12 как на библейское подтверждение реинкарнации. Ученики спрашивают Иисуса о широко распространенном пророчестве о том, что Илия должен предшествовать Мессии (стих 10; ср. Малахия 4:5), и Иисус отвечает, отождествляя «Илию» в пророчестве с Иоанном Крестителем (Матфея 17:11– 13). Однако Иисус не учил, что Иоанн Креститель был перевоплощением Илии. Во-первых, Илия не умер; он был взят на небо в огненной колеснице (4 Царств 2:11), поэтому буквальное «пришествие» Илии было бы сошествием с небес, а не реинкарнацией. Иисус называет Иоанна Крестителя «Илия», потому что он пришел в «духе и силе Илии» (Луки 1:17), а не потому, что он был Илией в буквальном смысле. Кроме того, сам Илия только что появился, разговаривая с Иисусом (Матфея 17:3), что показывает, что Илия не изменил свою личность — он не стал Иоанном. Наконец, ранее люди спросили Иоанна Крестителя, Илия ли он, и он ответил: «Нет, не я» (Иоанна 1:21).
Вера в реинкарнацию является центральным принципом большинства индийских религиозных традиций, таких как индуизм, сикхизм и джайнизм. Многие современные язычники также верят в реинкарнацию, как и некоторые движения Нью Эйдж, а также последователи спиритизма. Однако для христианина не может быть сомнений: реинкарнация небиблейская и должна быть отвергнута как ложная.
Вопросы о рае, аде и вечности
Что Библия говорит о реинкарнации?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
Что Библия говорит о карме?
ГлавнаяКонтент-указательКульты и религииОсновные мировые религии Карма
Вопрос
Ответ
Карма — это богословское понятие, встречающееся в буддийской и индуистской религиях. Это идея о том, что то, как вы проживете свою жизнь, определит качество вашей жизни после реинкарнации. Если вы будете бескорыстны, добры и святы в этой жизни, вы будете вознаграждены реинкарнацией (перерождением в новом земном теле) в приятной жизни. Однако, если вы живете эгоистичной и злой жизнью, вы перевоплотитесь в менее чем приятный образ жизни. Другими словами, вы пожинаете в следующей жизни то, что посеяли в этой. Карма основана на теологической вере в реинкарнацию. Библия отвергает идею реинкарнации; поэтому он не поддерживает идею кармы.
В Евреям 9:27 говорится: «Подобно тому, как человеку суждено однажды умереть, а затем предстать перед судом…» Этот библейский стих проясняет два важных момента, которые для христиан отрицают возможность реинкарнации и кармы. Во-первых, в нем говорится, что нам «суждено умереть один раз», что означает, что люди рождаются только один раз и умирают только один раз. Нет бесконечного цикла жизни, смерти и возрождения, идея, заложенная в теории реинкарнации. Во-вторых, в нем говорится, что после смерти мы предстанем перед судом, а это означает, что нет второго шанса, как в реинкарнации и карме, чтобы прожить лучшую жизнь. У вас есть один шанс на жизнь и жизнь в соответствии с Божьим планом, и это все.
В Библии много говорится о жатве и сеянии. В Иова 4:8 говорится: «Как я заметил, пашущие зло и сеющие зло пожинают его». В Псалме 125:5 говорится: «Сеявшие со слезами будут пожинать с песнями радости». В Луки 12:24 говорится: «Посмотрите на воронов: они не сеют и не жнут, у них нет ни кладовки, ни амбара; но Бог кормит их. И насколько вы ценнее птиц!» В каждом из этих случаев, как и во всех других ссылках на жатву и сеяние, акт получения вознаграждения за ваши действия происходит в этой жизни, а не в какой-то будущей жизни. Это современная деятельность, и ссылки ясно дают понять, что плоды, которые вы пожнете, будут соизмеримы с действиями, которые вы совершили. Кроме того, посев, который вы совершаете в этой жизни, повлияет на вашу награду или наказание в загробной жизни.