Что говорит библия о реинкарнации: Что говорит Библия о реинкарнации? / Православие.Ru

Разное

Содержание

Учил ли Иисус реинкарнации? Миф и его разоблачение – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 6 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Существует популярный миф: якобы Иисус и его первые ученики верили в переселение душ, а само учение о реинкарнации было запрещено Церковью (вернее, императором Юстинианом на церковном Соборе) только в 533 году, и тогда же из Библии были удалены все фрагменты, которые можно было истолковать как его подтверждение. И все же в Евангелии сохранились некоторые слова, которые указывают на реинкарнацию: например, когда Христос отождествляет Иоанна Крестителя с Илией. По мысли сторонников реинкарнации, это говорит о том, что Иоанн есть реинкарнировавшийся Илия.

В чем здесь ошибка?

Как было на самом деле

Таких ошибок, по крайне мере, три.

Первая ошибка следование исторически недостоверным выдумкам. Откуда нам известно, что в 533 году Библия подвергалась редактуре? Из каких исторических источников? Кто видел — и может предъявить нам — те фрагменты, которые якобы были из нее удалены? Никаких достоверных свидетельств этого нет, а здравый смысл, напротив, говорит о том, что редактура Библии в 533 году была технически невозможна.

Вот уже два столетия христианство было господствующей религией в Империи, существовало множество христианских общин, и у каждой был экземпляр Священного Писания. Библию торжественно читали во время богослужения, цитировали в проповедях, толкованиях, философских трактатах и полемических сочинениях. И чтобы подвергнуть ее текст какой-либо редактуре, понадобилось бы переписать все существующие экземпляры Священного Писания, а также все тексты, в которых исправленные фрагменты упоминаются или цитируются. И проделать все это не только не вызвав протестов и смуты, но и не оставив никаких исторических свидетельств о столь масштабной операции.

Действительно, христиане первых веков много спорили о содержании Священного Писания — до нас дошли постановления Вселенских Соборов и полемические сочинения Отцов Церкви, где они подробно разбирают и опровергают аргументы еретиков. И мы точно знаем: споров о толковании библейских текстов было сколько угодно, но упреков, мол, «ваш вариант Библии отредактирован императором Юстинианом», даже еретики не выдвигали. А значит, версия о том, что Библию отредактировали в 533 году — выдумка, и выдумка относительно недавняя.

Вторая ошибка — это подгонка текста под мировоззрение. Люди, которые верят в реинкарнацию, находят в Библии подтверждение своего учения. А те, кто верят в пришельцев, выискивают в ней описания инопланетных кораблей. Коммунисты утверждают, что Христос проповедовал коммунизм. Впрочем, адепты любых учений пытаются записать Его в «свои». Люди сначала объявляют, что Иисус должен учить тому же, чему и они — а уж потом подыскивают этому обоснования в тексте Писания. Хотя очевидно, что это ошибочный подход к любому тексту, тем более — к евангельскому. Нужно попытаться понять, что хотел сказать сам Иисус, а не подгонять Его слова под то, что нам хотелось бы услышать.

Третья ошибка — игнорирование библейского и культурного контекста. Но ведь любое высказывание делается на определенном фоне. И смысл его помогают понять другие высказывания того же человека. А смысл текста — другие фрагменты того же текста. К примеру, если мы наберем в библейском поисковике слово «Илия», мы обнаружим его, в частности, в сцене преображения. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф 17:1-3). Но если Илия реинкарнировался в Иоанне Крестителе, кто же тогда беседовал с Иисусом?

Отождествление Илии и Иоанна говорит только о том, что Иоанн исполняет миссию Илии — «и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк 1:17). Это вообще типично для Библии. Например, люди приветствуют Иисуса словами: «благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк 11:10) — хотя Иисус не является Давидом, обещанное Богом «Царство Давида» приходит именно в Его лице.

Доктрина реинкарнации принципиально противоречит всей библейской картине мира, для которой очень важно глубоко личное отношение Бога к каждому из сотворенных Им людей. Как говорит псалмопевец, «не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138:15,16).

Для Бога каждая человеческая личность уникальна, драгоценна, призвана к вечным отношениям с Ним. Христос говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18:10). Апостол Павел подчеркивает, что крестная жертва Спасителя была совершена за каждого — и за него лично: «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20).

Реинкарнация разрушила бы эти отношения. Если я сначала был хомяком, потом котом, потом пандой, потом китайским императором, потом русским публицистом — то где настоящий, подлинный «я» с уникальными взаимоотношениями с Богом? Меня как уникальной личности просто нет.

Но Библия подчеркивает: Бог любит каждого из нас как уникального, единственный раз родившегося на свет человека. Она говорит о воскресении мертвых, когда уникальная душа каждого из нас раз и навсегда воссоединится с нашим уникальным воскресшим и преображенным телом — по слову Спасителя: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк 12:26,27).

И воскресение Иисуса Христа лишь предваряет общее воскресение мертвых:

«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор 15:20-23).

Кому и зачем нужен этот миф

Насколько мы можем судить, у этого мифа есть вполне конкретный автор — Елена Петровна Блаватская (1831-1891), которая в свое время выступила с доктриной, которую она называла «теософией». Она предложила европейским и американским любителям духовной экзотики учение, которое, по ее словам, объединяло все религии. И хотя разные религии учат разному — в частности, в буддизме есть понятие о переселения душ, а в христианстве его нет, — Блаватская утверждала, что Иисус первоначально учил реинкарнации, но потом Церковь запретила это учение.

Новый импульс этот миф получил примерно через сто лет: с конца 1960-х в моду в США и Западной Европе вошли индийские (и псевдо-индийские) гуру, но им пришлось учитывать христианское наследие аудитории и как-то осмысливать ключевую религиозную фигуру европейской цивилизации — Иисуса Христа. Отсюда настойчивые утверждения, что, на самом деле Иисус учил тому же, что и они, а потом Церковь исказила Его учение.

На самом деле, конечно, ни о какой реинкарнации речи в Евангелии нет. Все гораздо лучше, радостней и утешительней: Бог предлагает вам — именно вам, уникальной личности с вашим лицом и именем — вечную и блаженную жизнь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Реинкарнация — Православный портал «Азбука веры»

  • Раздел «Теория реин­кар­на­ции»
  • Почему мы не верим в реин­кар­на­цию С.Л. Худиев
  • Реин­кар­на­ция: почему хри­сти­ане в нее не верят свящ. Геор­гий Мак­си­мов

Реинкарна́ция – (от. лат. reincarnatio – пере­во­пло­ще­ние, повтор­ное вопло­ще­ние) –

1) поня­тие, лежа­щее в основе рели­ги­озно-фило­соф­ских пред­став­ле­ний о воз­мож­но­сти или неиз­беж­но­сти пере­во­пло­ще­ний неких бес­смерт­ных сущ­но­стей (душ, духов и пр.) после телес­ной смерти или при иных обсто­я­тель­ствах;
2) теория о пере­во­пло­ще­нии людей в иные суще­ства.

Каково хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к реин­кар­на­ции?

Учение о пере­се­ле­нии душ в хри­сти­ан­стве отвер­га­лось с самого начала суще­ство­ва­ния Церкви, поскольку всту­пало в прямое про­ти­во­ре­чие с бого­от­кро­вен­ным хри­сти­ан­ским уче­нием о душе, теле, посмерт­ном бытии души, част­ном суде, буду­щем вос­кре­се­нии мерт­вых, Страш­ном суде. Цен­траль­ной кон­цеп­цией хри­сти­ан­ского веро­уче­ния о посмерт­ной жизни чело­века явля­ется догмат о телес­ном вос­кре­се­нии и вечной жизни в вос­ста­нов­лен­ных и обнов­лен­ных телах, что авто­ма­ти­че­ски исклю­чает необ­хо­ди­мость каких-то пере­во­пло­ще­ний души. Именно поэтому ран­не­хри­сти­ан­ские писа­тели и апо­ло­геты уде­ляли боль­шое вни­ма­ние обсуж­де­нию и кри­тике гно­сти­цизма, пред­при­ни­мав­шего попытки инте­гра­ции хри­сти­ан­ского бого­сло­вия с пред­став­ле­ни­ями пифа­го­ре­изма и нео­пла­то­низма, в основе кото­рых лежало учение о реин­кар­на­ции.

Среди ран­не­хри­сти­ан­ских дви­же­ний учение о реин­кар­на­ции (но не в том смысле, какой в это поня­тие вкла­ды­ва­ется сего­дня) под­дер­жи­вал ори­ге­низм, кото­рый был осуж­ден на Пятом Все­лен­ском соборе (см. Гипо­теза пред­су­ще­ство­ва­ния душ). Впо­след­ствии идею реин­кар­на­ции при­ни­мала сред­не­ве­ко­вая гно­сти­че­ская секта ката­ров, рас­смат­ри­вав­ших каждую душу как пад­шего ангела, рож­да­ю­ще­гося вновь и вновь в мате­ри­аль­ном мире, создан­ном Люци­фе­ром (см. : Д.С. Бирю­ков. Книга ере­ти­ков)

Оче­ред­ная попытка обос­но­вать связь хри­сти­ан­ского бого­сло­вия с реин­кар­на­цией была пред­при­нята в конце XIX – начале XX века пред­ста­ви­те­лями тео­со­фии. Согласно их мнению, не име­ю­щему под собой ника­ких осно­ва­ний, кото­рое позд­нее нашло сто­рон­ни­ков среди при­вер­жен­цев дви­же­ния нью-эйдж, учение о реин­кар­на­ции при­ни­ма­лось ран­ними хри­сти­а­нами, но впо­след­ствии было отверг­нуто.

Име­ются ли в Библии ука­за­ния на пере­се­ле­ние душ?

Апо­стол Павел одно­значно сви­де­тель­ствует: «Чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд» (Евр.9:27), при этом термин «вос­кре­се­ние» встре­ча­ется в Библии десятки раз, а термин «пере­во­пло­ще­ние» – ни разу!

Мог ли Мел­хи­се­дек быть преды­ду­щим вопло­ще­нием Иисуса Христа?

Чтобы при­нять подоб­ное утвер­жде­ние, при­дется отверг­нуть Боже­ствен­ность Иисуса Христа и пере­кро­ить все дог­ма­ти­че­ское учение, что для хри­сти­а­нина кате­го­ри­че­ски невоз­можно. Мел­хи­се­дек явля­ется одной их тех исто­ри­че­ских фигур Вет­хого Завета, о кото­рых оста­лось весьма немного инфор­ма­ции. Апо­стол Павел, в част­но­сти, сооб­щает о том, что Мел­хи­се­дек был «Без отца, без матери, без родо­сло­вия, не име­ю­щий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр.7:3). Однако эти слова сви­де­тель­ствуют о том, что не име­ется ника­ких исто­ри­че­ских запи­сей, сви­де­тель­ству­ю­щих о его рож­де­нии, смерти, про­ис­хож­де­нии и т. д. Но из Книги Бытия известно, что свя­щен­ство Мел­хи­се­дека (на тот момент) было совер­шенно уни­каль­ным и подоб­ного сана, слу­же­ния не было ни у кого. И в этом отно­ше­нии его можно срав­ни­вать с Иису­сом Хри­стом, с учетом того, что онто­ло­ги­че­ское бытие Бога Слова  так же было вне вре­мени и не знало зем­ного род­ства. Апо­стол Павел ука­зы­вает на Мел­хи­се­дека, как на про­об­раз Христа и акцен­ти­рует вни­ма­ние на соот­вет­ству­ю­щие черты Гря­ду­щего Спа­си­теля. Поэтому искать в данном месте Свя­щен­ного Писа­ния какие-то реин­кар­на­ци­он­ные моменты абсурдно.

Нет ли намека на реин­кар­на­цию в словах ап. Павла о том, что Гос­подь воз­лю­бил Иакова и воз­не­на­ви­дел Исава прежде, чем они роди­лись?

Ап. Павел пишет: «Когда они [Исаак и Иаков] еще не роди­лись и не сде­лали ничего доб­рого или худого [дабы изво­ле­ние Божие в избра­нии про­ис­хо­дило не от дел, но от При­зы­ва­ю­щего], ска­зано было ей: боль­ший будет в пора­бо­ще­нии у мень­шего… Итак, поми­ло­ва­ние зави­сит не от жела­ю­щего и не от под­ви­за­ю­ще­гося, но от Бога милу­ю­щего» (Рим.9:11-16). То есть пре­ды­з­бра­ние про­ис­хо­дит не по при­чине нали­чия у бра­тьев каких-то грехов в «про­шлых жизнях», а вслед­ствие все­ве­де­нья Божия, Его при­сут­ствия в насто­я­щем, про­шлом и буду­щем. Боже­ствен­ное отно­ше­ние свя­зано с аспек­тами буду­щих жизней ново­рож­ден­ных бра­тьев, а не с их мнимым про­шлым. Бог не явля­ется испол­ни­те­лем (или залож­ни­ком) каких-либо зако­нов (в том числе и кар­ми­че­ских), Он сво­бо­ден в Своих дей­ствиях и в Своих воле­вых реше­ниях, Его воле­ние всегда сво­бодно от каких-либо «дхарм». И в данном случае Исав про­об­ра­зует бого­из­бран­ный народ – евреев, а Иаков – новый народ, хри­стиан. В кон­тек­сте ска­зан­ного ап. Павлом, потеря Отцов­ского бла­го­сло­ве­ния наро­дом Изра­иля и бла­го­сло­ве­ние Отцом хри­стиан есть источ­ник про­об­раза и опи­сы­ва­е­мого собы­тия в исто­рии Вет­хого Завета.

Нет ли намека на реин­кар­на­цию в словах «Прежде, нежели Я обра­зо­вал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освя­тил тебя» (Иер.1:5)?

В кон­тек­сте Книги про­рока Иере­мии оче­видно, что в данном случае речь идет не о пере­во­пло­ще­нии, а также о пред­ви­де­нии Бога: Он пред­на­зна­чил Иере­мию к осо­бому про­ро­че­скому слу­же­нию, когда тот еще не родился. Также в Псал­тыри есть такие слова: «Ты воз­вра­ща­ешь чело­века в тление и гово­ришь: воз­вра­ти­тесь, сыны чело­ве­че­ские» (Пс.89). Однако и в них неверно видеть ключ к реин­кар­на­ции, они явля­ются пере­фра­зи­ров­кой дру­гого биб­лей­ского изре­че­ния: «Ты прах, и в прах воз­вра­тишься» (Быт. 3:19).

Мог ли Иоанн Пред­теча быть пере­во­пло­тив­шимся прор. Илией (Мф.11:11-14, Мф.17:10-13)?

Для начала сле­дует вспом­нить, что св. прор. Илия, согласно Свя­щен­ному Писа­нию, не умирал, но был воз­не­сен на небо, и его душа не рас­ста­лась с телом, а соот­вет­ственно, его душа не могла «все­литься» в Иоанна Кре­сти­теля. Не стоит забы­вать и о том, что пророк Илия (именно как он, в своем «старом» теле) пред­стоял Гос­поду Иисусу Христу на Горе Пре­об­ра­же­ния вместе с Мои­сеем. Нако­нец, на прямой вопрос иеру­са­лим­ского свя­щен­ника «Не Илия ли ты» святой Иоанн отве­чает: «Нет» (Ин.1:21). Может быть, Пред­теча просто не помнит о своем преж­нем вопло­ще­нии? По этому поводу даже ува­жа­е­мый защит­ни­ками реин­кар­на­ции Ориген гово­рит: «Как можно утвер­ждать, что тот, о ком Хри­стос сказал, что «из рож­ден­ных женами не вос­ста­вал боль­ший Иоанна Кре­сти­теля», может не знать, кто он есть, может скры­вать правду или давать оши­боч­ный ответ?» (Ком­мен­та­рии на Еван­ге­лие от Иоанна).

Почему же Иисус Хри­стос гово­рит об Иоанне Кре­сти­теле: «Он и есть Илия» (Мф.11:14), при том, что Пред­теча отри­цает свою тож­де­ствен­ность с вет­хо­за­вет­ным про­ро­ком? В данном случае сле­дует обра­тить вни­ма­ние на рече­вой оборот, кото­рый исполь­зует Спа­си­тель – «Если хотите при­нять» (Мф.11:14) что явля­ется несо­мнен­ным ука­за­нием на ино­ска­за­тель­ность, алле­го­рич­ность речи. Иудеи не могли при­нять Мессии без того, чтобы прежде Илия не указал на Оного. Книж­ники исполь­зо­вали этот аргу­мент, воз­ра­жая против мес­си­ан­ского досто­ин­ства Иисуса Христа. И Гос­подь ука­зы­вает на того, кто испол­няет про­ро­че­ское слу­же­ние Илии. В данном случае Гос­подь ука­зы­вает не на тож­де­ствен­ность персон Иоанна и Илии, а на тож­де­ствен­ность и вели­чие их про­ро­че­ского слу­же­ния. Илия (вместе с Енохом, согласно пре­да­нию), должен будет явиться в конце времен, чтобы предо­сте­речь людей от покло­не­ния анти­хри­сту и про­по­ве­до­вать Христа. Поскольку миссия Иоанна также сво­дится к тому, чтобы ука­зать на Истин­ного Мессию, то Иисус Хри­стос и гово­рит о том, что Пред­теча несет слу­же­ние «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Под «духом» в данном случае пони­ма­ется не душа (не лич­ность), а особая бла­го­дат­ная сила. Что гово­рит Библия о «духе Илии»? «Опочил дух Илии на Елисее» (4Цар.2:15). При­жиз­нен­ный ученик Илии Елисей перед воз­не­се­нием на небо своего учи­теля сказал ему «дух, кото­рый в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4Цар.2:9). В каче­стве знака пере­дачи бла­го­дат­ной про­ро­че­ской силы Илия остав­ляет Елисею милоть (шер­стя­ной плащ без рука­вов) – «И взял милоть Илии, упав­шую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Гос­подь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она рас­сту­пи­лась… И уви­дели его сыны про­ро­ков, кото­рые в Иери­хоне, издали, и ска­зали: опочил дух Илии на Елисее» (4Цар.2:14-15). О таком пони­ма­нии сви­де­тель­ствуют мч. Иустин Фило­соф, свт. Иоанн Зла­то­уст и др.

Неко­то­рые евреи счи­тали, что Иоанн Кре­сти­тель – один из вос­крес­ших про­ро­ков. Не озна­чает ли это, что они верили в пере­во­пло­ще­ние?

Абсурдно видеть воз­мож­ную веру иудеев в реин­кар­на­цию в еван­гель­ских словах: «В одно время, когда Он молился в уеди­нен­ном месте, и уче­ники были с Ним, Он спро­сил их: за кого почи­тает Меня народ? Они ска­зали в ответ: за Иоанна Кре­сти­теля, а иные за Илию; другие же гово­рят, что один из древ­них про­ро­ков вос­крес» (Лк. 9:18-19). Во-первых, народ верил именно в реаль­ное вос­кре­се­ние одного из древ­них про­ро­ков, а не в мифи­че­ское пере­во­пло­ще­ние. Во-вторых, Иоанн Пред­теча и Иисус Хри­стос были фак­ти­че­ски ровес­ни­ками (Иоанн родился на пол­года раньше Гос­пода), род­ствен­ни­ками (Лк.1:36), а соот­вет­ственно, внеш­нее сход­ство и смыс­ло­вая похо­жесть про­по­веди (оба начи­нают оные с при­зыва «Покай­тесь») вполне могли поро­дить в народе слухи о том, что Иисус Хри­стос – вос­крес­ший Пред­теча.

Нет ли в словах «Если кто не родится вновь, не может уви­деть Цар­ства Божия» (Ин.3:3) ука­за­ния на реин­кар­на­цию?

Сам кон­текст беседы с Нико­ди­мом пока­зы­вает, что Иисус Хри­стос повест­вует о духов­ном воз­рож­де­нии в этой жизни как о необ­хо­ди­мом пред­ва­ри­тель­ном усло­вии для жизни вечной, бла­жен­ной, а не о некоем повтор­ном рож­де­нии «души» в другом теле. Нико­дим спра­ши­вает: «Как может чело­век родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?». Нико­дим одно­значно пони­мает слова Гос­пода как ука­за­ние на некое второе рож­де­ние в этой жизни, а не в какой-то «сле­ду­ю­щей». «Иисус отве­чал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин.3:5). Вода в куль­туре той эпохи была источ­ни­ком жизни и сред­ством очи­ще­ния, и эти слова Гос­пода озна­чают, что новая жизнь под­ра­зу­ме­вает пока­я­ние, очи­ще­ние и при­ня­тие осо­бого Дара Божия, семени Нового Чело­века – Иисуса Христа.

Кроме того, вода играла важную роль в кос­мо­ло­гии Древ­него мира, где море ассо­ци­и­ро­ва­лось с пер­во­здан­ными водами хаоса, обо­зна­чен­ными в Быт.1:2 тер­ми­ном бездна (Быт.1:2). Однако в создан­ный Богом мир посред­ством чело­ве­че­ской сво­боды было зане­сено тление – смерть. Но, бла­го­даря Жертве Хри­сто­вой, смерть побеж­дена в своем корне, а в Таин­стве Кре­ще­ния совер­шатся, сози­да­ется (посред­ством Духа и воды) новый чело­век, про­ис­хо­дит онто­ло­ги­че­ски иное новое рож­де­ние. Именно поэтому здесь упо­треб­ля­ется термин, кото­рый можно пере­ве­сти, как «пере­во­пло­ще­ние», ибо пре­одо­ле­ва­ются рамки земной чело­ве­че­ской жизни и чело­век вво­дится в Веч­ность, в паки­бы­тие (снова-бытие, новая жизнь). Об этом же гово­рит апо­стол Тит: «Он спас нас не по делам пра­вед­но­сти, кото­рые бы мы сотво­рили, а по Своей мило­сти, банею воз­рож­де­ния и обнов­ле­ния Святым Духом» (Тит.3:5). Именно о воз­рож­де­нии и обнов­ле­нии гово­рится на про­тя­же­нии всего Нового Завета и всякий раз усмат­ри­вать в этих словах реин­кар­на­цию просто абсурдно. Дей­стви­тельно, жизнь чело­века после при­ня­тия им хри­сти­ан­ской веры в Таин­стве Кре­ще­ния может изме­ниться настолько, что данную пере­мену вполне можно и уместно назвать «пере­рож­де­нием». Блж. Авгу­стин гово­рит: «Стать тем, чем не был – своего рода смерть и рож­де­ние». Однако какое это имеет отно­ше­ние к оккульт­ной теории реин­кар­на­ции?

Как наука отно­сится к реин­кар­на­ции?

Гос­под­ству­ю­щей в науч­ном сооб­ще­стве явля­ется точка зрения, согласно кото­рой не суще­ствует ни одного досто­вер­ного науч­ного под­твер­жде­ния суще­ство­ва­ния фено­мена реин­кар­на­ции. Так, по мнению Наци­о­наль­ного науч­ного фонда США, вера в суще­ство­ва­ние реин­кар­на­ции явля­ется одним из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных среди аме­ри­кан­цев псев­до­на­уч­ных веро­ва­ний.

Что Библия говорит о реинкарнации?

HomeContent IndexEternityMortality and Eternity Reincarnation

Вопрос

Ответ

Реинкарнировать буквально значит «воплощаться снова»; то есть реинкарнация — это «возрождение» в новое тело из плоти и крови. В большинстве контекстов реинкарнация относится к процессу после смерти души, возвращающейся в новое тело. Заявления о воспоминании о «прошлой жизни» подразумевают реинкарнацию.

Согласно некоторым религиозным и философским системам, реинкарнация включает в себя нечто большее, чем человеческие души и тела: например, дух собаки может перевоплотиться в другую собаку, или человеческая душа может перевоплотиться в корову. Реинкарнация, также называемая переселением души, основывается на таких понятиях, как вечная, несотворенная природа души и необходимость для души «созревать», расти, трансформироваться и развиваться.

Конечно, «доказательств» реинкарнации нет. Любые выдвигаемые доказательства полностью субъективны: чувство дежа вю, повторяющиеся сны, ощущение «старой души», иррациональные фобии и близость к другим культурам и эпохам интерпретируются некоторыми как подтверждение того, что они живут по-другому. жизнь в другом теле.

Концепция реинкарнации, в любой ее форме, полностью лишена библейского основания. Истина в том, что мы умираем один раз, а затем предстаем перед судом (Евреям 9:27). Библия даже отдаленно не говорит о том, что у людей есть второй шанс на жизнь или что они могут вернуться другими людьми или животными. Вера в реинкарнацию была популярной на протяжении тысячелетий, но ее никогда не принимали ни христиане, ни последователи иудаизма, потому что она противоречит Писанию.

Несколько мест в Писании опровергают идею реинкарнации. Иисус сказал преступнику на кресте: «Сегодня ты будешь со Мною в раю» (Луки 23:43), а не «У тебя будет еще один шанс прожить жизнь на земле». В Евангелии от Матфея 25:46 говорится, что после смерти верующие переходят к вечной жизни, а неверующие отправляются на вечное наказание. Мы созданы как личности, и наша личность не меняется после смерти (см. Луки 9:30).

Некоторые верящие в реинкарнацию указывают на Матфея 17:10–12 как на библейское подтверждение реинкарнации. Ученики спрашивают Иисуса о широко распространенном пророчестве о том, что Илия должен предшествовать Мессии (стих 10; ср. Малахия 4:5), и Иисус отвечает, отождествляя «Илию» в пророчестве с Иоанном Крестителем (Матфея 17:11– 13). Однако Иисус не учил, что Иоанн Креститель был перевоплощением Илии. Во-первых, Илия не умер; он был взят на небо в огненной колеснице (4 Царств 2:11), поэтому буквальное «пришествие» Илии было бы сошествием с небес, а не реинкарнацией. Иисус называет Иоанна Крестителя «Илия», потому что он пришел в «духе и силе Илии» (Луки 1:17), а не потому, что он был Илией в буквальном смысле. Кроме того, сам Илия только что появился, разговаривая с Иисусом (Матфея 17:3), что показывает, что Илия не изменил свою личность — он не стал Иоанном. Наконец, ранее люди спросили Иоанна Крестителя, Илия ли он, и он ответил: «Нет, не я» (Иоанна 1:21).

Вера в реинкарнацию является центральным принципом большинства индийских религиозных традиций, таких как индуизм, сикхизм и джайнизм. Многие современные язычники также верят в реинкарнацию, как и некоторые движения Нью Эйдж, а также последователи спиритизма. Однако для христианина не может быть сомнений: реинкарнация небиблейская и должна быть отвергнута как ложная.

Вернуться к:

Вопросы о рае, аде и вечности

Что Библия говорит о реинкарнации?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Что Библия говорит о карме?

ГлавнаяКонтент-указательКульты и религииОсновные мировые религии Карма

Вопрос

Ответ

Карма — это богословское понятие, встречающееся в буддийской и индуистской религиях. Это идея о том, что то, как вы проживете свою жизнь, определит качество вашей жизни после реинкарнации. Если вы будете бескорыстны, добры и святы в этой жизни, вы будете вознаграждены реинкарнацией (перерождением в новом земном теле) в приятной жизни. Однако, если вы живете эгоистичной и злой жизнью, вы перевоплотитесь в менее чем приятный образ жизни. Другими словами, вы пожинаете в следующей жизни то, что посеяли в этой. Карма основана на теологической вере в реинкарнацию. Библия отвергает идею реинкарнации; поэтому он не поддерживает идею кармы.

В Евреям 9:27 говорится: «Подобно тому, как человеку суждено однажды умереть, а затем предстать перед судом…» Этот библейский стих проясняет два важных момента, которые для христиан отрицают возможность реинкарнации и кармы. Во-первых, в нем говорится, что нам «суждено умереть один раз», что означает, что люди рождаются только один раз и умирают только один раз. Нет бесконечного цикла жизни, смерти и возрождения, идея, заложенная в теории реинкарнации. Во-вторых, в нем говорится, что после смерти мы предстанем перед судом, а это означает, что нет второго шанса, как в реинкарнации и карме, чтобы прожить лучшую жизнь. У вас есть один шанс на жизнь и жизнь в соответствии с Божьим планом, и это все.

В Библии много говорится о жатве и сеянии. В Иова 4:8 говорится: «Как я заметил, пашущие зло и сеющие зло пожинают его». В Псалме 125:5 говорится: «Сеявшие со слезами будут пожинать с песнями радости». В Луки 12:24 говорится: «Посмотрите на воронов: они не сеют и не жнут, у них нет ни кладовки, ни амбара; но Бог кормит их. И насколько вы ценнее птиц!» В каждом из этих случаев, как и во всех других ссылках на жатву и сеяние, акт получения вознаграждения за ваши действия происходит в этой жизни, а не в какой-то будущей жизни. Это современная деятельность, и ссылки ясно дают понять, что плоды, которые вы пожнете, будут соизмеримы с действиями, которые вы совершили. Кроме того, посев, который вы совершаете в этой жизни, повлияет на вашу награду или наказание в загробной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts