Что означает понятие покаяние: Что такое настоящее покаяние? – Православный журнал «Фома»
Содержание
Покаяние
- Раздел «Таинство Покаяния (Исповедь)»
- Покаяние Библейская энциклопедия
- Покаяние старец Сергий (Шевич)
- О покаянии архим. Софроний (Сахаров)
- Умное делание начинается с покаяния прот. Иоанн Журавский
- Путь покаяния старец Иосиф Ватопедский
- Практика покаяния в древней Церкви прот. Андрей Лобашинский
- Метанойя как изменение духовного опыта А.В. Нестерук
- О боголюбезном и духодвижном покаянии еп. Варнава (Беляев)
- Таинство исповеди Текст радиопередачи
- Таинство Покаяния: богословские аспекты архиеп. Евгений
- Покаяние, исповедь, духовное руководство прот. В. Воробьёв
- Уроки покаяния по библейским сказаниям еп. Виссарион (Нечаев)
- О начале христианской жизни через покаяние свт. Феофан Затворник
- О «новых» способах очищения грехов свящ. Вадим Коржевский
- Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
- Молитва покаянная, читаемая во дни смуты
- Мысли христианина о покаянии и причащении прав. Иоанн Кронштадтский
Покая́ние (от греч. μετάνοια (метанойя) — перемена сознания, переосмысление, прозрение; в сербск. преумљење) —
1) глубокое раскаяние, сокрушение о грехах, характеризуемое печалью и скорбью, вызванной уязвлением совести, но главное, живым ощущением разлучения с Богом; сопровождаемое твердым желанием очищения, преображения жизни; упованием и надеждой на Господа. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
2) Таинство Церкви, в котором, по искреннем исповедании грехов перед лицом священника, грешник по милосердию Божию силой Божественной благодати освобождается от греховной нечистоты.
Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога.
Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другое. За изменением ума следует изменение сердца, которому Бог дает опытно познать Свою благодатную любовь и святость. Познание любви и святости Божьей дает силы человеку не повторять грех и противостоять его действиям. В тоже время, благодатное вкушение Божественной любви и святости требует от человека немалого подвига для ее удержания в своей душе. В этом подвиге Бог испытывает свободное намерение человека отринуть грех и вечно пребывать с Ним.
Следование Божественным заповедям встречает сопротивление падшего человеческого естества, отчего покаяние неразрывно связано с напряжением воли в движении от греха к Богу или подвижничеством. В подвижничестве от человека требуется искреннее желание преодолеть грех, а от Бога подается благодать для его преодоления. Покаянный подвиг – дело всей жизни человека, поскольку человек всю жизнь должен стремиться к соединению с Богом и освобождению от греха.
Для отпущения содеянных грехов Церковью установлено Таинство Покаяния (Исповедь), требующего искреннего раскаяния человека в совершенном грехе и решимости не повторять его с помощью Бога. Покаяние – это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.
Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых.
Явно исповедь принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», – свидетельствует священник.
См. Подготовка к Исповеди
Каждая исповедь — ступень
В разрешительной молитве, которую священник читает над каждым человеком индивидуально, есть такие слова: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви… подаждь ему образ покаяния…» То есть время для покаяния вроде уже кончилось, вроде человек исповедался, а просит Господа, чтобы подал ему образ покаяния. А почему? Потому, как говорят святые отцы, что, когда человек входит в темную комнату, он вначале не видит ничего, а потом глаза отдыхают, он начинает различать крупные предметы, потом более мелкие, а если осветить комнату, то он будет еще более подробно всё видеть – от исповеди к исповеди человек духовно прозревает.
Каждая исповедь – есть ступень для следующего этапа. Господь потом ещё открывает, ещё, по частям. Сначала – самое главное, заметное, потом меньше, меньше, меньше, даже до слов иногда вспоминается то, как человек согрешил. Это и есть тот труд покаянный, который совершает человек, старающийся избавиться от грехов.
Чем истинное христианское покаяние отличается от механического перечисления грехов?
Отношение к покаянию как к механическому действию освобождения от гнёта греха строится на ложной, грубо-юридической интерпретации учения о Спасении и подразумевает, в качестве главного условия, необходимость механического перечисления грехов. Сообразно этой идее, самое важное — озвучить грехи перед священником; тот в свою очередь помолится, а Бог, будучи бесконечно милосердным, непременно откликнется и простит.
В действительности же основа покаяния должна лежать не только в осознании вины, но и в твердом желании внутреннего очищения, изменения жизни, искоренения греховных желаний, греховных страстей. Плодом покаяния должны быть не только слёзы сожаления о грехе, но и добрые дела. Без такого стремления невозможно уподобление Богу, соединение с Ним и обожение. Если человек, каясь о грехах, имеет в виду вышесказанное, Бог помогает ему, укрепляет духовные силы, утверждает в добре.
По мере возрастания в праведности человек начинает замечать в себе и сокрушаться даже и о таких помыслах, мыслях, поступках, о которых раньше не задумывался (в плане нравственной оценки) или же вовсе не считал их грехами. Чем чище и совершеннее становится человек, тем выше становится и его способность к должному восприятию благодати, тем выше радость от общения с Богом и выше способность жить по законам Царства святых.
Механическое покаяние свидетельствует о непонимании человеком собственной греховности. И если оно постоянно сопровождается нежеланием кающегося отказываться от греха, нежеланием работать над собой, в этом может усматриваться злое упорство, грубое пренебрежение Божьим законом: мол, понимаю, что согрешаю, но исправляться, увы, не желаю.
По этой причине спутником механического покаяния нередко выступает самооправдание и обвинение ближних. Христианское же покаяние требует признания и осмысления собственной вины и не подразумевает перебрасывания личной ответственности на других.
Чем покаяние отличается от раскаяния?
В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины — покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. Мф.27:3–5), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным. Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метанойя) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ — заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.
Возможно ли покаяние после смерти?
Покаяние как средство очищения человека от скверны греха, средство восстановления личностных отношений с Богом возможно для человека только в рамках земной жизни. Земная Церковь предоставляет ему для этого все необходимые благодатные дары.
В ад же человек попадает в том случае, если не уделяет спасению должного внимания или даже прямо противится Божьему Промыслу о спасении. Собственно, поэтому ад и становится его посмертным пристанищем до дня Страшного Суда, как закономерный итог добровольно выбранного им жизненного пути.
Несмотря на то, что в аду нет места покаянию (изменению жизни в соответствии с Божьими Заповедями), там есть раскаяние (сожаление о совершённом грехе), и причём очень мучительное. Однако раскаяние грешника в аду — в отличие от покаяния праведника, сожалеющего о совершенном грехе прежде всего как о преграде к общению с Богом, часто обусловливается ужасом положения и сожалением об утрате земных благ, а его отношение к Богу часто сопровождается ожесточением.
Это душевное состояние можно охарактеризовать так: раскаяние есть — а любви к Богу нет, и желания жить по законам святых — тоже нет. Получается, что даже если бы он, пребывая в таком состоянии, и был переведен в Царство святых, разве он радовался бы там той же радостью, которую испытывают святые? Если Бог ему не нужен, а заповеди чужды или, что хуже, ненавистны, что ему делать в Раю?
Собственно расположенность души к аду или Раю безошибочно выявляется уже и на частном суде. Стало быть, невозможность покаяния за гробом нельзя сводить к грубому юридизму, мол грешник и рад бы принести покаяние, да Бог не дозволяет: грешник сам запирает для себя двери к покаянию, двери к Царству Небесному, ещё на земле.
Справедливо ли определять для человека участь в вечности на основании краткой земной жизни?
Грехи имеют свойство перерастать в страсти, а добрые дела — в добродетели. Времени земной жизни человека вполне достаточно для того, чтобы духовно определиться по отношению к Богу, приобщиться к Его благой воле или воспротивиться ей, избрать спасение или погибель.
Возможно ли покаяние для неверующих?
cвященник Николай Лызлов
Одна прихожанка в некотором недоумении рассказывает: “Я никак не могу бросить курить. И молюсь, и исповедуюсь, и помощи Божией прошу, а никак грех курения победить не могу. А вот мой коллега, человек вообще неверующий, подумал, что курение это плохо, взял и бросил. Значит, он победил грех, а в книгах мы читаем, и в проповедях отцы говорят, что без помощи Божией, без молитвы победить грех невозможно”.
Действительно, так бывает, можно привести и множество других примеров, как православный человек не может справиться, например, со злоупотреблением алкоголем, а другой человек, просто желающий вести здоровый образ жизни, и про Бога не думает, на исповеди не кается, а взял и бросил. Но ведь грех — это не просто конкретный поступок или наша привычка, но — это состояние нашей души, это то, что отделяет нас от Бога. В принципе, грех у нас один: он в том, что мы отпали от Бога — и потому, что носим печать первородного греха, и в результате своих собственных грехов. Мы не можем видеть Бога, с Богом общаться, у нас и потребности нет Его видеть, — вот это и есть грех. А все конкретные проявления — курил человек, или еще что-то делал — это только частности. Можно не курить, не грабить банк, не воровать, и при этом быть далеким от Бога.
Исходя из такого понимания, очищение от греха, покаяние — это перемена образа мышления, образа жизни. Это вообще — другая жизнь: человек жил вне Бога, вся жизнь его была без Бога, он не думал о грехах, а сейчас он покаялся, отрекся, переменился, начал жить для Бога, для соединения с Ним.
Часто можно слышать от людей, далёких от Церкви: “Легко вам, православным, греши сколько хочешь, потом достаточно об этом на исповеди сказать и священник все грехи отпустит”? Так ли это?
протоиерей Дионисий Свечников
Конечно же, это не так.
Во первых, православным не легко. Потому, что кому больше дано, с того и спрос больше. Православный – это не тот, кто носит крестик, приходит на Пасху в храм освящать куличи и ныряет в прорубь на праздник Крещения Господня. И вовсе не тот, кто иногда соблюдает Великий пост, потому, что это полезно для здоровья или ездит в паломничества, чтобы зарядиться положительной энергетикой. Все перечисленное именуется не православием, а обрядоверием – верой в действенность неких обрядов и действий. Православный – это тот, кто не просто говорит, что он верит в Бога, а имея веру, живет по заповедям Божьим. Любить ближнего, прощать обидчиков, молиться за врагов, творить добрые дела, при этом не забывая регулярно посещать храм, исповедоваться, причащаться, творить молитву – это далеко не полный список того, что предписывает православное христианство своим последователям. Если кто-то думает, что духовная жизнь православного христианина, неотделимая от него ни в каких обстоятельствах – это легко и беззаботно, то он ошибается. Человеку, далекому от Церкви, гораздо проще – его не сковывает ничто, кроме собственной совести и те моральные устои того общества, в котором он живет. И пусть он не подозревает, что совесть – это голос Бога в его душе, но он не обременен необходимостью стараться быть лучше и постоянно работать над этим. У христианина есть идеал, к которому надо стремиться – Христос, а у человека, далекого от христианства, даже самый высокий идеал не идеален.
Во вторых, утверждение «греши сколько хочешь» совсем не вяжется с христианством. В Евангелии нет ни единого призыва грешить сколь угодно много. Наоборот, Господь Иисус Христос, исцелив человека, который был болен в течение 38 лет, сказал ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Спаситель ясно дает понять, что грех действует на человека плохо, поражая не только душу, но и физическое естество. Здравомыслящий человек, осознавая эту закономерность, вряд ли станет сознательно грешить, не задумываясь о последствиях. Тем паче, что последствия могут оставаться частично или полностью. Например, если человек подвержен греху пьянства или наркомании, то вполне может заработать себе массу болячек – развивается цирроз печени, нарушается работа сердца и головного мозга, повышается риск онкологических заболеваний, страдает психика. У таких людей чаще рождаются больные дети. Даже если алкоголик или наркоман бросит употреблять спиртное или наркотики, принесет искреннее покаяние в грехах, то физиологические последствия все равно никуда не денутся – подорванное здоровье в полной мере не восстановится. Печальные последствия для психики ожидают и людей, длительное время находившихся в сектах или увлекавшихся оккультизмом. Психиатрам, психологам и священникам хорошо известны случаи, когда после сект и занятий оккультизмом люди заметно повреждались умом, и эти приобретенные болезни в какой-то степени лишь смягчались после покаяния и обращения к Богу.
В третьих, недостаточно просто сказать на исповеди священнику о своих грехах на исповеди и он все отпустит. Главное условие на исповеди – это не сказать, а принести покаяние. Исповедь – это не отчет о грехах за определенный период, а Таинство покаяния. Покаяние по-гречески звучит как «метанойа», что в буквальном переводе означает «исправление ума». Мало просто назвать свой грех на исповеди, констатируя его наличие, нужно исправляться, а это невозможно без переосмысления своей жизни, изменения отношения к греху. Но самое главное – исповедь не работает в «автоматическом режиме». Это не автомат с газировкой. Совершителем Таинства покаяния, как впрочем, и любого другого из семи Церковных Таинств, является Сам Бог. Именно Он прощает грехи, в которых человек кается. А если нет покаяния, а есть только перечисление грехов, то и прощать нечего.
Подводя итог, хочется отметить, что даже само намерение совершить грех, сопровождаемое мыслью о том, что можно потом пойти на исповедь и покаяться, уже является грехом. А умышленное совершение греха с мыслью о прощении его на исповеди, является грехом еще большим, чем аналогичный грех без такой мысли.
Цитаты о покаянии
«Сделанное после крещения требует великого старания, чтобы оно опять было изглажено. Так как уже нет второго омовения, а нужны наши слезы, покаяние, исповедь, милостыня, молитва и всякое другое благочестивое занятие, то и очищаются сделанные после крещения грехи с великим трудом и усилием».
свт. Иоанн Златоуст
«Грехи наши и падения были видимы миру, но наше покаяние было ведомо и зримо только одному Господу Богу».
игумен Феодосий
«Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».
прп. Исаак Сирин
Что такое настоящее покаяние? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 15 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Таинство покаяния, исповедь. Это священнодействие Церкви, в котором Господь прощает кающемуся христианину его грехи. Но почему бывает так, что после исповеди человек впадает в тот же самый грех, который только что исповедал? Всегда ли Бог прощает грехи кающимся? Может ли священник нарушить тайну исповеди? Наконец, что такое — настоящее покаяние?
На эти и многие другие вопросы о Таинстве сегодня отвечает священник Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
Батюшка, на исповеди человек открывает священнику самые потаенные уголки своей души. Это ведь очень личное общение. И начать разговор о таинстве покаяния хотелось бы с довольно неприятного вопроса.
Люди, получившие образование в советское время, хорошо помнят сюжет романа Этель Войнич «Овод». Там описана трагедия молодого человека, который на исповеди рассказал священнику о своем участии в революционном кружке. И священник его предал. В результате молодой человек разочаровался в религии, возненавидел Христа и в конце концов был расстрелян за участие в революционном движении.
Так вот вопрос: возможно ли такое сегодня у нас в Церкви? Вернее — бывают ли ситуации, когда священник, по каким-то очень важным причинам, имеет право нарушить тайну исповеди?
Я считаю, священник не может рассказывать о том, что услышал на исповеди. Разглашение тайны исповеди — это автоматическая духовная смерть для самого себя. Если священник дерзнул разгласить тайну исповеди, — при любых обстоятельствах, даже при грозящей государству опасности, — то я считаю, что этот священник уже не достоин носить сан. Потому что тайна исповеди — это один из основополагающих пунктов присяги священника, которую он дает перед рукоположением. Канонически эта традиция не закреплена. В истории Церкви существовали критические периоды, когда возникали практики оглашения тайны исповеди, связанной с опасностью для всей Церкви в целом или для общества. Однако даже в этом случае всегда подчеркивалось, что оглашается то, что угрожает Церкви и обществу, но не указывается тот, кто сказал об этом на исповеди. При этом, по прошествии времени такие практики всегда отменялись и даже осуждались. По общему убеждению современного духовенства, так же как в понимании древней монашеской традиции, не может быть никакой причины, которая оправдывала бы несохранение тайны исповеди. Доверие к исповедующему священнику важнее, чем любые другие соображения.
В свое время к нам в редакцию журнала пришло письмо, где женщина писала, почему она не может заставить себя пойти на исповедь. Она это сформулировала так: «Потому что я отчетливо представляю себе такую картину: вот все исповедовались, священники собираются где-то после службы и начинают: «А мне сегодня то-то сказали, а мне — то-то и то-то!»
У Феофана Затворника есть интересное замечание к исповедующим священникам, что на аналой надо положить для исповедующегося крест и Евангелие, а для того, кто принимает исповедь — нож. Если он кому-нибудь захочет рассказать что-то из принятой исповеди, пусть лучше язык себе отрежет. Это очень жестко, но правильно. Очень часто бывает, что к тебе приходит человек, ты принимаешь его исповедь и слышишь о таких грехах, что думаешь: Господи, как с ними не то что ему — он-то будет прощен — а как с ними ты будешь дальше жить? Но только человек отошел от аналоя, и ты уже все забываешь. Господь полностью стирает из твоей памяти все, что тебе не нужно и не полезно.
А часто ли Вы сталкиваетесь с тем, что люди, впервые приходящие в Церковь, причем сознательно приходящие, не понимают значения исповеди и не знают, что это такое?
Исповедь как одно из Таинств — сразу не постижима. Человек, чувствующий груз своих грехов, ответственность за свои поступки, мысли, дела и осуждаемый своей совестью, ищет выхода из сложившейся ситуации. Ему, как путнику, на ноги которого налипло много грязи, уже тяжело идти, и он хочет от этого освободиться. Как это сделать? Он приходит в храм и, естественно, попадает на первого встречного священника. Если это искренний и глубокий батюшка, путнику повезло. Если же ему встретился человек, скажем так, не очень ревностный и малограмотный, то путь его будет долог и сложен, но он все равно придет к настоящему покаянию.
Наверное, это естественно, что человек может не знать, что такое исповедь, поскольку культура церковной жизни находится у нас в процессе становления. Но ведь есть такое понятие как «генеральная исповедь». Когда человек в сознательном возрасте приходит в Церковь, его первая исповедь — это исповедь за всю прошедшую жизнь.
Нельзя делить исповедь на «генеральную» и «не генеральную». Каждая исповедь должна быть пересмотром всей своей духовной жизни, т.е. в каком-то смысле «генеральной». Однако, в расхожем понимании «генеральная исповедь» — это первая исповедь за всю свою жизнь, и она включает в себя и то, что человек помнит, и то, что ему напомнили, и то, что Господь ему открыл в молитве, подготовляющей к исповеди. Но это не значит, что человек сразу освободился от всех своих грехов за всю свою жизнь. На самом деле, исповедь — это очень долгий путь: надо вскопать поле, посадить там какие-то семена и сделать так, чтобы они взошли и дали свои плоды.
Выходя на это поле, пахарь вдруг понимает, что поле засыпано камнями. Они большие — ни лошадь, ни трактор не пройдут, и человек начинает их выносить. Точно так же и грехи: большие грехи видны сразу. Человек, первый раз приходящий на исповедь, видит только какие-то знаковые события своей жизни — аборт, развод, тяжелые ссоры с родителями или детьми или еще что-то очевидное и ужасное… Он выносит с поля эти камни, возвращается, хватается за плуг, чтобы начать пахать, смотрит, а там — камни поменьше. Он опять оставляет плуг, но камней, которые поменьше, уже больше.
«Генеральная исповедь», на самом деле, обычно растягивается на несколько лет. Человек то и дело возвращается к своему прошлому. Не сам возвращается — Бог его возвращает, Господь дает ему возможность увидеть то, что он натворил, что он сделал, но не осознал как грех. И это, на самом деле, благо для человека!
Батюшка, мы говорим, что исповедь, это — Таинство Покаяния. А вот что такое — само покаяние, что происходит в этом Таинстве?
Покаяние — это такое состояние человека, когда он осознает свою греховность, сожалеет о ней и начинает ненавидеть совершаемый им грех и деятельно бороться с ним, утверждаясь в добре. Ненависть ко греху и борьба с ним привлекают милосердие Божие. Вот это сочетание милосердия Божия с ненавистью человека ко греху и борьбой с ним совершает покаяние, то есть — избавление человека от греха. Ведь грех — это всегда что-то, что мешает любить Бога и ближнего. Это всегда препятствие, обычно очень труднопреодолимое и часто ставшее уже нормой жизни и не воспринимаемое нами именно как препятствие. Поэтому победить его можно только как собственными сверхусилиями, так и с помощью Божией.
А как быть человеку, который хочет покаяться в грехе, но при этом не чувствует ненависти ко греху? Просто он умом понимает, что это — грех, а вот ненависти — нет?
Такое бывает очень часто, и требует особых духовных усилий со стороны человека. Главное — не решить, что раз ненависти к греху нет, то и покаяться я никогда не смогу! Просто нужно помнить, что любое событие в духовной жизни человека никогда не бывает односторонним. Любое наше благое начинание нам помогает исполнить Сам Господь. При любой исповеди отношение человека ко греху все равно меняется. Нужно исповедовать этот грех, даже если мы не имеем в себе настоящей ненависти к нему и решимости с ним бороться. И в конце концов мы все равно придем к настоящему покаянию. Уже то, что мы даем себе труд исповедаться в этом грехе — угодно Господу. И, видя такое наше стремление, Он обязательно даст нам подлинное покаяние, со всей глубиной осознания и отвержения греха.
Иногда люди считают, что покаяние заключается в остром эмоциональном переживании греха. И чем сильнее эмоция, тем глубже покаяние. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Это неправильно. Эмоции — это результат психологического состояния человека. А пытаться вызвать в себе покаянное чувство, эмоционально «накручивая» свою психику, может быть даже опасно. Можно довести себя до истерики и нервного расстройства. Ничего общего с настоящим покаянием такие упражнения не имеют. Степень покаяния определяется совсем другим: как ты себя ведешь после осознания своей греховности? Изменил ты что-то в своей жизни, или не изменил?
Слезы покаяния — великий дар Божий, которого удостаивались лишь немногие великие подвижники благочестия. Пытаться вызвать их искусственно — дерзость и неразумие. Для нас покаянный плач заключается в осознании своих грехов и сокрушении о них, о том, что мы не можем своими силами избавиться от этих грехов. Но это сокрушение не является самоцелью. Цель — это внутреннее перерождение, которое Господь дает тебе, видя искреннее желание жить иначе.
Если мы начинаем сокрушаться о своих грехах и не идем дальше, то это приводит к отчаянию. Очень показательный пример здесь — Иуда. Ведь он же раскаялся! Мало того, он после раскаяния сделал определенные шаги: бросил сребреники, искренне отказался от них — они стали жечь ему руки. Но он не пошел дальше. Не смог увидеть, ощутить милость Божию, не смог поверить, что Господь его простит.
И для христианина очень важно — не впасть в отчаяние при виде своих грехов. Я вообще склонен думать, что Господь подает Свою милость сразу. Потому что увидеть свой грех без Господа практически невозможно. Вернее, невозможно осознать, что это — грех. Человек совершает какой-то поступок, видит, что так же поступает его ближний, осуждает его… А сам даже не понимает — что так же грешит. И только любящий Господь может тебя повернуть и показать: «Вот, смотри, дорогой… Вот это — ты! Оказывается, ты — вот такой».
Лишь Господь может помочь человеку взглянуть на себя самого со стороны. Сам человек на это не способен, это — милость Божия. Сам импульс, двигающий нас к покаянию — это уже прикосновение Господа к нашей душе. Потом мы сокрушаемся о своем грехе. А потом Бог, видя наше стремление очиститься, избавляет нас от греха. Так происходит покаяние. То есть, все начинается с милости Божией, и все милостью Божией заканчивается. Важно лишь воспользоваться этой милостью, не пройти мимо нее.
Ведь масса людей живут греховной жизнью и не ощущают своей греховности. И если человек почувствовал, что так жить больше нельзя, что нужно покаяться, это уже — милость Божия, это значит, что Господь его посетил. И само стремление к покаянию очень важно рассматривать не просто как человеческое движение души, но как сотворчество человека с Богом. Где Господь показывает человеку его грехи, а человек стремится избавиться от них.
По-гречески покаяние это — «метанойя», что означает буквально «перемена ума». Как это можно понимать, применительно к нашему разговору?
Перемена ума — это осознание противности твоего нынешнего состояния и желание переродиться, желание измениться к лучшему. Причем, когда покаяние настоящее, то это желание на самом деле — неодолимое. Я могу привести такой пример. Одна женщина долго пила, и пила серьезно. Хотя была семи пядей во лбу, два института закончила… Куда она только не ездила — на всякие отчитки, по разным монастырям — ничего не помогало. И вот приехала к одному батюшке, причем недавно рукоположенному, и говорит о своем состоянии: «Не могу больше пить. Я чувствую, что выпиваю рюмку и — забиваю гвоздь в Христа. Рюмка — гвоздь, рюмка — гвоздь… Я не могу уже больше так, мне это противно, я хочу остановиться». Батюшка ей на это: «Ну хорошо, а что ты готова сделать для этого?» Она отвечает: «Все что угодно». — «Хорошо. Вот если ты не будешь три с половиной года выходить из церковной ограды (а было это в Подмосковье), Господь тебя избавит». И она осталась. Не рассуждая, не предупредив мужа, не поехав собрать какие-то вещи … Она так возненавидела свое пьянство, что все остальное ее уже не интересовало, она махнула рукой на работу, на все свои дела. И знаете, поразительная вещь: недавно мы отмечали десять лет с того момента, как она бросила пить. Вот это — перерождение, это — настоящее покаяние. У нее ведь все было — и слезы, и ночные моления… Но все это было как бы подготовительным периодом. А когда пришла эта решимость — жить без пьянства, тогда и произошло настоящее покаяние, произошла перемена ума. Конечно, этот пример не означает, что каждому грешнику надо бросить семью, работу и все свои житейские обязанности и заботы, чтобы покаяться. Обычно — ровно наоборот: для истинного покаяния нужно ко всему этому вернуться. Но от чего-то обязательно придется полностью отказаться — категорически и навсегда. Чем-то придется пожертвовать частично или временно, и это обязательно бывает что-то очень значимое или очень «прикипевшее» к сердцу.
Батюшка, Вы уже сказали, что человек исповедуется Богу. Сам Господь освобождает человека от греха. В этой связи вспоминается еще одно распространенное представление об исповеди: человек приходит в Церковь к Богу, на исповедь он приходит тоже к Богу. Зачем же там еще священник, в чем тогда его функция, если я прихожу к Богу? И почему я не могу исповедаться только Богу, например, покаяться в грехах у себя дома перед иконой?
Вообще, грех — это болезнь души. Но не душевная болезнь, а духовная. Когда человек болеет каким-нибудь постыдным, страшным недугом, он, придя к врачу, начинает краснеть. Ему стыдно говорить о своей болезни, ему стыдно ее показать. Но когда человек от этой болезни уже изнемог, он понимает, что это предел. Если он сейчас все не расскажет, он не сможет выздороветь. Стыд остается, но отходит на второй план. Вот и исповедь нужна для того, чтобы человек засвидетельствовал, рассказал в присутствии свидетеля о своем грехе. Чистое намерение — чтобы человек пережил стыд и получил себе в союзники того, кто может засвидетельствовать, что он действительно хочет от этого греха избавиться.
У митрополита Сурожского Антония есть замечательное сравнение созревания греха в человеке — с луковицей. Когда грех зарождается, это как будто сердцевинка, которую многие, если не все, любят — она очень сладкая, сочная, замечательная. А потом эта сердцевина, этот грех начинает расти и превращается в лепесточки лука, вкушая которые каждый плачет.
Когда совесть в человеке начинает вопиять к его сердцу, к его сознанию, к его душе, грех начинает отмирать. Но без заботливой хозяйки, которая может очистить эту луковицу от шелухи, самоочищение не происходит. Нужен кто-то, кто засвидетельствует на земле, что человек здесь прошел те адские испытания своего сердца по поводу совершенного греха, которые он уже не будет испытывать в жизни вечной.
Есть и еще один принципиальный момент в Таинстве Покаяния, который требует обязательного присутствия свидетеля — священника. Это связано с объективным характером Таинства. Когда человек переживает свои грехи, сожалеет о них, борется с ними — это все происходит в глубине его души в тайне не только от всего мира, но и иногда …и от самого человека. Можно годами каяться дома перед иконой, но так никогда и не получить уверенности в том, что этот грех мне прощен. Где та объективная граница, которая отделяет грехи, ставшие «как не бывшие», и грехи, которые по-прежнему лежат тяжким грузом на моей совести? Эту границу нельзя провести самому, потому что ее может определить только Господь. Эта граница — Таинство Исповеди. На исповеди не всегда удается испытать благодатные переживания эмоционально, не всегда удается до конца осознать свой грех, набраться решимости его ненавидеть, — это все зависит от усердия кающегося. Но на исповеди всегда совершается объективным образом, независимо от нас, благодатное действие Божие, очищающее нас от тех грехов, которые были исповеданы перед священником как свидетелем. Остается привычка к греху, может остаться даже тяга к греху, и иногда очень долго приходится бороться с последствиями греха, но сам грех уже не существует. В это Церковь твердо верит, и это доказывает весь Ее двухтысячелетний опыт. Эта объективная сторона Таинства требует объективного, не зависимого от нас самих выражения: словесной исповеди при свидетеле — священнике.
Есть еще одно сегодня расхожее мнение: что исповедь — это такой предшественник кушетки психоаналитика. То есть, это — беседа со «специальным человеком», который выслушивает тебя, задает наводящие вопросы, помогает тебе освободиться от ощущения неправильности каких-то поступков. И вот мы уже слышим, что, дескать, Церковь когда-то в несовершенном виде предложила то, что позже досконально было разработано дедушкой Фрейдом и его последователями. В чем, с вашей точки зрения, основное отличие визита к психоаналитику от исповеди?
Визит к психоаналитику подобен визиту к такому врачу, который заглушает симптом, но не докапывается до сути болезни. Исповедь — это Таинство, в котором Господь полностью освобождает тебя от греха. А психолог лишь показывает, как обойти твое угнетенное состояние, появившееся из-за того или иного проступка. Вот и все. И эта разница, как мне кажется, очень существенна, диаметральна. Церковь освобождает от греха, а психолог — показывает, как избавиться от дискомфорта и психологических проблем, т.е. обойти грех, который остается в человеке и обязательно потом «всплывет», если человек не придет в храм.
Батюшка, а вот ситуация, с которой сталкивался, наверное, каждый, кто исповедовался систематически и часто. Человек увидел в себе грех, покаялся в нем на исповеди. И снова впал в тот же самый грех. На следующей исповеди опять в нем покаялся. А потом — снова согрешил, и т. д. В чем тут дело? И как быть человеку в такой ситуации, когда он кается, а прекратить грешить не может?
Вы знаете, в замечательной книге блаженного Августина, которая так и называется — «Исповедь», есть слова, удивительно точно объясняющие эту ситуацию. Вот что он пишет:
«…Я просил у Тебя целомудрия и говорил: — дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас. Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить».
Вот вам и ответ. Мы часто каемся, но душа наша привязана ко греху, грех остается для нас привлекательным и желанным. А ведь Господь смотрит не на слова, а на сердце. И если мы пришли на исповедь для того, чтобы Бог избавил нас от греха, а сердце наше в это время кричит: «Только не сейчас, Господи!» — то, конечно, Господь не станет избавлять нас от этого греха насильно. Он попустит нам впасть в этот грех еще раз, и еще, и еще… Чтобы мы рассмотрели его с разных сторон, чтобы мы себя в этом грехе лучше увидели и поняли, наконец, сердцем — что же мы делаем.
Но каяться в таком грехе все равно необходимо. Ведь для того, чтобы покаяться на исповеди, человеку нужно преодолеть барьер собственного стыда перед священником. Даже у Святых Отцов есть такой принцип: если не осознаешь грех, подумай, что о нем придется говорить при человеке на исповеди. Этот стыд часто оказывается целебным, потому что подразумевает внутренне усилие кающегося. Видя этот труд, Господь дает нам возможность увидеть грех во всем безобразии и возненавидеть его. Только тогда становится возможным подлинное покаяние.
Теги: Исповедь Пастырское служение Пастырское служение Покаяние Покаяние – путь к Богу Суть покаяния Таинства Таинства
Определение и значение покаяния — Merriam-Webster
раскаяние
ri-ˈpen-tᵊn(t)s
: действие или процесс раскаяния, особенно в проступках или моральных недостатках
Синонимы
- раскаяние
- раскаяние
- вина
- покаяние
- сожаление
- раскаяние
- раскаяние
- улица
- самоупрек
- стыд
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
проповедовал, что покаяние был первым шагом на пути искупления
Недавние примеры в Интернете
В настоящее время, похоже, нет раскаяния или чувства вины.
— Чикаго Трибьюн , 5 октября 2022 г.
Более того, то, что на первый взгляд кажется доброй волей, может показаться покаяние на фоне других важных новостей Amazon, которые появились примерно в то же время, что и инициатива о чаевых.
— Ананья Бхаттачарья, Кварц , 8 декабря 2022 г.
Гордона, которого зовут Питер в «Эмансипации», играет Уилл Смит, актер, чей год был отмечен нелепым туром покаяния .
— Ловия Гьяркье, The Hollywood Reporter , 30 ноября 2022 г.
Пожалуй, можно предположить, что в таких случаях покаяние можно осуществить через своих детей.
— Раввин Ави Вайс, Sun Sentinel , 21 ноября 2022 г.
Еврейский Новый год знаменует начало десяти дней покаяния , кульминацией которых является Йом-Кипур, День искупления, самый священный день в году в еврейской вере.
— Грег Гаррисон | [email protected], al , 25 сентября 2022 г.
Ни один политик не находится в безопасности, ни один институт не является священным, и покаяние может начаться, а может и не начаться после следующей восьмерки.
— Макс Белл, SPIN , 22 сентября 2022 г.
Христиане показывают покаяний в своих грехах во время Великого поста молитвой, постом и другими жертвами.
— Тейлор Уилсон, USA TODAY , 2 марта 2022 г.
Признание вины и заявление о раскаянии потенциально могут помочь Гендрону на этапе наказания в суде по делу о смертной казни.
— Кэролин Томпсон, 9 лет.0037 ajc , 29 ноября 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «покаяние». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
14 век, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование раскаяния было
в 14 веке
Посмотреть другие слова из того же века
покаяться
раскаяние
раскаявшийся
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
«Покаяние».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster. com/dictionary/repentance. По состоянию на 31 декабря 2022 г.
Копировать цитату
Детское определение
покаяние
существительное
раскаяние
ri-ˈpent-ᵊn(t)s
: Действие или процесс раскаяния, особенно для своих грехов
Подробнее от Merriam-Webster на
покаяния
Nglish: Перевод раскаяния для испанских колонок
Британский английский: перевод репент
Британский английский: перевод репент . Выступающие
Britannica.com: статья в энциклопедии о покаянии
Последнее обновление:
— Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Покаяться Определение и значение – Merriam-Webster
1 из 2
покаяться
ри-пен
непереходный глагол
1
: отвернуться от греха и посвятить себя изменению своей жизни
2
а
: чувствовать сожаление или раскаяние
б
: , чтобы изменить свое мнение
Переводной глагол
1
: , чтобы почувствовать сожаление или расстройство
2
: , чтобы почувствовать сожаление, сожаление или нанесение
: . 0003
кающийся
сущ.
покаяться
2 из 2
покаяться
rē-pənt
: ползать, падать ниц
покаяться стволы
Синонимы
Глагол
- оплакивать
- сожалеть
- плач
- сожаление
- rue
Посмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Глагол
Проповедник сказал нам, что нам будут прощены наши грехи, если мы покаемся .
преступники, которые раскаялись в своих преступлениях
Проповедник сказал нам, что мы будем прощены, если раскаялся в наших грехах.
Последние примеры в Интернете
Некоторые люди постятся от заката до заката во время праздника как способ покаяться .
— Виктория Мурвуд, The Enquirer , 6 октября 2022 г.
В Йом-Кипур, День Искупления, евреи постятся и молятся и покаяться .
— Джилл Лепор, The New Yorker , 7 ноября 2022 г.
В Библии Бог призывает Израиль покаяться и вернуться к принципам, сформулированным в Его завете с ними.
— The Salt Lake Tribune , 9 ноября 2022 г.
Перли Хаффман сказал, что для стойких фанатов, которые будут покаяться в конце знаменитой силовой установки Corvette V8, это будет ошибкой.
— Морган Корн, 9 лет.0037 ABC News , 3 октября 2022 г.
Пассажиры на борту рейса American Airlines из Майами в Лос-Анджелес во вторник пережили пугающий момент, когда женщина на борту самолета начала кричать и просить других пассажиров покаяться .
— Дэн Карсон, хрон. , 28 сентября 2022 г.
Не случайно инструментом, который побуждает нас к покаянию , является шофар.
— Раввин Ави Вайс, 9 лет. 0037 Sun Sentinel , 26 сентября 2022 г.
Говорят, что звуки шофара пробуждают душу к покаянию .
— Джошуа Гюнтер, , Кливленд, , 26 сентября 2022 г.
Хотя это помогло спасти их карьеру, Хант не раскаялся .
— Морин Ли Ленкер, The Hollywood Reporter , 9 сентября 2022 г.
Епископ мог найти некоторое утешение в своих собственных проповедях, в которых часто затрагивалась тема Бога как милосердного родителя, предлагающего прощение раскаивающимся и раскаивающимся в грехах.
— Дэвид Бриггс, , Кливленд, , 21 сентября 2021 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «покаяться». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Глагол
Среднеанглийский, от англо-французского repentir , от средневековой латыни repoenitēre , от лат. re- + поздн. лат. poenitēre чувствовать сожаление, изменение лат.
Латинское repent-, repens , причастие настоящего времени repere ползать — больше у рептилий
Первое известное употребление
Глагол
14 век, в значении, определенном в непереходном смысле 1
Прилагательное
1669, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование покаяться было
в 14 веке
Посмотреть другие слова из того же века
отталкивающе
покаяться
раскаяние
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
«Покайся».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/repent. По состоянию на 31 декабря 2022 г.
Ссылка на копию
Детское определение
покаяться
глагол
покаяться
устойчивый
1
: сожалеть о своем грехе и принимать решение поступать правильно
существительное
Больше от Merriam-Webster о
repent
Нглиш: Перевод repent для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод repent для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: