Что сделал младший сын в притче блудный сын: Притча о блудном сыне: читать
Содержание
Притча о блудном сыне в пересказе для детей – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 10 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
По пыльной дороге брел человек. Видно было, что он сильно устал и идет издалека. Деревянные сандалии на его ногах были разбиты. Каждый шаг давался ему с трудом, поэтому он тяжело опирался на посох, словно старик. между тем это был совсем еще молодой мужчина. Вот только глаза у него были совсем немолодые, потухшие, и глубокие морщины расходились от них, словно лучи уходящего солнца.
Дорога пролегала между скал, поросших редкими кустами. Дул осенний ветер, предвещавший скорое наступление холодов. Человек брел, зябко кутаясь в рваный плащ, больше похожий на старую лошадиную попону. Это был обычный бродяга, бездомный и нищий. Сколько их еще бродит по земле Израиля в поисках лучшей доли.. .
Но вот скалы кончились. Перед усталым путником раскинулась широкая равнина, усаженная масличными деревьями. На самом краю этих бесконечных садов возвышался большой красивый дом. Дорога вела прямо к нему. И человек шел в этот дом. Вот он все ближе и ближе. Вот уже различимы становятся надворные постройки, загон для скота, высокое крыльцо. И тут путник вдруг остановился. Прищурившись, он смотрел на дом, в котором ему с детства было знакомо все до последней щепки, до последнего камешка. И никак не мог сделать следующий шаг. Картины из прошлого начали проплывать в его памяти одна за другой. Будто неодолимая преграда, это прошлое стояло сейчас перед ним и не давало приблизиться к родному дому.
Расставание
Что вспомнилось мужчине первым делом? Такая картина: он, молодой, сильный и решительный, приходит к отцу и говорит:
— Отдай мне причитающуюся часть наследства. Я хочу сам распоряжаться своим имением.
Он помнил, как нахмурил брови старший брат, как в ужасе прикрыла ладонью рот мать. Но был готов к этому. Да, такие слова были равнозначны тому, как если бы он сказал: «Отец, мне недосуг ожидать пока ты умрешь, чтобы получить свою долю. Отдай мне ее сейчас, давай считать, что ты для меня уже умер». И он знал, что все домашние будут возмущены таким его требованием. Однако для себя он уже все решил и теперь ждал, что ответит ему отец. Если откажет, — он все равно уйдет отсюда навсегда, пускай и с пустыми руками. Лишь бы не зависеть больше от отца, не чувствовать себя самым младшим и бесправным в доме. Свобода — вот его цель! Ее он был сейчас готов добиваться любой ценой. И, сжав кулаки, ждал отцовского ответа.
Все вокруг со страхом думали, что отец проклянет дерзкого безумца и навсегда прогонит его из своего дома. Но отец лишь посмотрел в широко открытые глаза младшего сына. И понимающе кивнул:
— Хорошо. Я скажу своему управляющему, и он сосчитает, какая доля тебе причитается от моего имения. Завтра ты получишь свое наследство. Что-нибудь еще тебе от меня нужно?
Сын не ожидал такого быстрого и полного согласия. Поэтому, растерянно моргнув, лишь пробормотал:
— Нет, спасибо… — и торопливо ушел, закрыв за собой дверь.
На следующий день он стоял во дворе и смотрел, как работники отсыпают в мешки зерно, как отгоняют в отдельный загон блеющих овечек и дойных коров, как из конюшни выводят красавцев-скакунов. Рядом на земле уже лежала богатая упряжь, ковры, красивые кувшины и блюда из меди и серебра и множество других дорогих вещей. Наконец, работники принесли тяжелый ларец с золотыми монетами. Все это была доля младшего сына. Когда все было подсчитано и собрано, из дома вышел отец с листом пергамента.
— Вот здесь я засвидетельствовал, что отныне все это принадлежит только тебе, — сказал он.
Управляющий поднес к пергаменту горящую свечу так, чтобы несколько капель расплавленного воска упали на пергамент. Отец аккуратно сделал на воске оттиск своего перстня, который носил на правой руке. Теперь никто не смог бы обвинить сына в том, будто он украл это имение.
— Владей, теперь все это твое по праву, — тихо произнес отец.
Сын взял листок. Он получил то, что хотел. Но почему-то на душе у него не было радости. И посмотреть в глаза отцу ему было намного трудней, чем вчера, когда он приходил требовать наследство.
Наслаждение
…Вот перед глазами путника встала следующая картина. Он в роскошных одеждах, увешанный золотыми цепями и браслетами, пирует в большом городе со множеством новых друзей. Все наследство он сразу же продал заезжим сирийским купцам. Зачем ему все эти грязные овцы и коровы? Что ему делать с зерном и кукурузными початками? Совсем другого желала его душа — радости, веселья и самое главное — свободы!
А все это легко можно купить за деньги. И теперь у него их столько, что можно целыми днями наслаждаться долгожданной свободой под музыку искусных флейтистов и танцы прекрасных танцовщиц. Лучшее вино, самая вкусная еда, красивые девушки, которым он дарит украшения и отрезы шелка на платья, — все это есть у него каждый день! Больше не нужно объезжать с отцом пыльные поля и сады, не нужно слушать занудное ворчание старшего брата, видеть укоризненный взгляд матери. Он — свободен! И больше ни перед кем не обязан отчитываться в своей жизни!
Разорение
…Но вот деньги от проданного имения кончились. Где теперь веселые друзья, клявшиеся в верности? Где прекрасные девушки, обещавшие горячую любовь до конца дней? Растаяли, словно дым, как только юноша увидал, что ларец с золотом пуст. Ушли музыканты и унесли с собой сладкозвучные флейты. А вместе с ними ушла и радость. Правда, остались еще золотые цепи и браслеты. Но и их пришлось продать вскоре. В стране начался голод. Проданных украшений едва хватило, чтобы оплачивать дешевую гостиницу и скудный обед. А потом закончились и украшения…
В городе стало страшно жить. По улицам рыскали шайки голодных бродяг, высматривавших, над каким домом вьется дым от очага. Если дым есть, значит, в доме готовят обед. Обезумевшие от голода бродяги врывались к хозяевам, отнимали у них еду и, давясь, съедали ее тут же.
У юноши хватило благоразумия не примыкать к этим бандам. Он вспомнил, как в детстве помогал отцу по хозяйству, и отправился за город, в деревню. Быть может, там найдется для него какая-нибудь работа? Но и в деревнях с едой было плохо. После долгих скитаний он пристроился к одному сельскому жителю пастухом-свинопасом.
Каждое утро он выгонял на пастбище небольшое стадо свиней и следил, чтобы к ним не подкрались хищные звери. За это хозяин один раз в день давал ему миску жидкой похлебки на муке и кусок черствого хлеба. Юноше, конечно же, не хватало этого, чтобы насытиться. Есть хотелось все время так сильно, что он попросил
у хозяина давать ему немного сушеных стручков рожкового дерева, которые добавляли в корм свиньям. Но хозяин ответил с ухмылкой:
— Свиней я кормлю, чтобы после продать их. А для чего мне тратить корм на тебя? Радуйся, что имеешь хотя бы похлебку.
Ночью юноша от голода никак не мог уснуть. Все это время он упорно гнал от себя воспоминания о родительском доме. Ведь он навсегда ушел оттуда, его доли там больше нет. Теперь он чужой для всех своих родных. Но тут вдруг ему пришла в голову неожиданная идея: «Сколько же работников у моего отца едят хлеб досыта. А я здесь умираю от голода. Да, я недостоин больше называться его сыном. Но зато могу наняться к нему в хозяйство простым работником. И у меня каждый день будет нормальная еда!»
Мысли об этом так обрадовали юношу, что он даже не стал дожидаться утра. Тем более что собираться ему было недолго. С собой он взял только пастушеский посох и рваный плащ, который хозяин давал ему на пастбище в дождливые дни. Успокоив проснувшуюся было собаку, он тихо закрыл за собой калитку и отправился в долгий путь домой.
Возвращение
…И вот теперь он стоит посреди дороги, не решаясь сделать шаг. А вдруг отец прогонит его в гневе, даже не выслушав? Вдруг он и в работники не согласится взять такого никчемного человека? Вот о чем думал путник, жадно смотревший на родной дом. Глаза его были сухими, но сердце его плакало и сжималось от тоски.
Тут дверь дома открылась и на крыльце показался знакомый силуэт. Отец! Ну все, теперь точно не хватит мужества подойти к дому под его пристальным взглядом. Измученный, несчастный путник уже хотел развернуться и отправиться прочь, куда глаза глядят. Как вдруг отец увидел его!
Путаясь в домашних одеждах, едва не споткнувшись на ступеньках, он побежал навстречу сыну, обнял его, прижал к своей груди. Сын стоял и слушал, как бьется сердце отца, запыхавшегося от быстрого бега. Непослушным от волнения языком он стал произносить слова, которые много раз повторял про себя по дороге домой:
— Отец! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня хотя бы в работники.
Но отец, казалось, не слышал этих слов. Он поцеловал сына. Потом, обернувшись к подбежавшим слугам, сказал:
— Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. Приведите откормленного теленка и заколите, станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся!
И был радостный пир. Отец пригласил на него всех родных и друзей, всех слуг и работников, трудившихся на полях. Люди ели вкусную еду, пели веселые песни, поздравляли отца с возвращением сына. А сам сын в новых господских одеждах и перстнем на руке сидел на самом почетном месте.
Он еще не успел до конца понять, что произошло, как он вместо наемного работника вдруг оказался — господином. Ведь перстень, который дал ему отец, был не простым украшением. Это был знак власти, дающий право повелевать слугами, отдавать приказания, заключать сделки, скрепляя их печатью, вырезанной на перстне. Отец вернул ему прежнее его достоинство. Он опять стал одним из хозяев в родном доме. От этого ему было немного неловко. Но сердце его переполнялось тихой радостью.
Старший сын
Лишь один только человек сидел мрачнее тучи среди всеобщего веселья. Это был старший сын. Он не ел, не пил, не пел песен. Просто сидел с окаменевшим лицом, и смотрел в одну точку, хмуря брови. Отец, конечно же, заметил, что со старшим сыном происходит что-то неладное. Улучив момент, когда рядом никого не было, подошел к нему, положил руку ему на плечо и спросил:
— Что с тобой происходит, почему ты такой мрачный?
Сын поднял глаза и ответил сердито:
— Вот, я столько лет служу тебе и никогда не нарушал твоей воли, но ты ни разу не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А вот когда этот сын твой, расточивший имение свое на пьянство и веселье с какими-то проходимцами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Мне это очень обидно.
Отец обнял его, улыбнулся, и ответил:
— Сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое — твое. А сейчас мы радуемся и веселимся, потому что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Эту историю про отца и двоих его сыновей рассказал Иисус Христос, когда благочестивые люди стали обвинять его в том, что он не гонит от себя грешников, общается с ними, беседует, ест с ними за одним столом. А рассказал Он ее для того, чтобы пояснить людям, как Бог относится к людям, сбившимся с честного пути.
Тогда считалось, что, если человек стал жить неправедно, ему уже нет прощения, что Бог отвернулся от таких людей навсегда. Но Иисус Христос показал, что Бог любит каждого из нас даже тогда, когда мы ведем себя плохо, нарушаем Его заповеди, грешим. Он не отворачивается от нас, не лишает нас Своей любви. Это мы сами уходим от Него все дальше и дальше, отказываясь питаться этой Божественной любовью.
Кто-то, быть может, подумает: ну все, значит, теперь можно делать все, что захочется, все равно мне за это ничего не будет и Бог мне все простит. Но притча, конечно же, не об этом. Да и про «ничего не будет» — тоже сомнительно. Разве блудный сын мало испытал горя и боли от своего необдуманного решения? Он голодал, он бедствовал, он едва не погиб. Не отец его наказывал, он сам себя наказал. А Бог не хочет, чтобы мы страдали от последствий наших поступков. И притча эта о том, что даже после самых тяжелых грехов у человека остается возможность вернуться к Богу. И если ты согрешил, но решил вернуться к Богу и жить по Его заповедям — не бойся наказания, не бойся, что любящий Отец Небесный разгневается на тебя
и никогда не простит. Помни, что Бог только обрадуется такому раскаянию и примет тебя как сына, возвращения которого Он всегда ждал.
Рисунки Галины Воронецкой
Блудный сын вернулся домой. Почему его брат не обрадовался?
Мы любим притчу о блудном сыне: в ней мы слышим об отеческой любви, которую Господь являет каждой заблудшей душе. В этом есть утешение: что бы не случилось, Он нас примет. Но мы часто забываем, что это притча о двух братьях. Что было со старшим? Об этом пишет протоиерей Алексий Уминский в книге «Удержать Пасху. Воскресные евангельские чтения всего года», которая недавно вышла в издательстве «Никея».
Притча о блудном сыне готовит нас к Великому посту, готовит к весне, именуемой Церковью «весна покаяния». Эта притча находится в самом центре каждого из четырех Евангелий и является сердцевиной понимания нашего пути к Богу.
Без всякого сомнения, она говорит о каждом человеке. Мы всегда находим себя в блудном сыне, ушедшем от отца, испросившем себе часть наследства, которое должно было принадлежать ему по праву, чтобы совершенно безумно его растратить. Мы узнаем себя и в той милости, которую являет нам Господь в понимании, в принятии нас при нашем возвращении.
Эта притча нас успокаивает, потому что мы видим в ней отеческую любовь, которую Господь являет к каждому заблудшему, к каждому ушедшему от Него. Для каждого в ней есть утешение: что бы ни случилось, ничего страшного не произойдет, потому что Отец наш Небесный всегда нас примет, откроет для нас Свои двери, мы всегда можем к Нему вернуться.
Сегодня мне бы хотелось внимательнее посмотреть на старшего брата, который никуда не уходит, который верен отцу, всегда находится рядом и трудится для него. Ведь притча о блудном сыне — это притча не об одном, а о двух братьях, и она показывает нам еще одну сторону нашей жизни: мы приходим в храм как мытари, а потом становимся такими, как фарисеи. Мы возвращаемся к Богу как младший сын, а потом зачастую становимся такими, как старший, превращаемся в надежного, как кажется, благополучного сына, которому в доме отца всегда есть место.
Притча так рассказывает о старшем брате: он не обрадовался и не ликовал по поводу возвращения младшего, заблудшего, погрязшего в грехах, беспомощного брата, потому что знал, каким трудом достается брачная одежда и место в доме отца. Он знал, что такое поденный труд, каждый день работая в отцовском винограднике. И был совсем не рад, что тот, кто ничего не сделал, а, наоборот, предательски ушел от отца и расточил имение, получил все задаром. Лучшая одежда, перстень, телец упитанный… За что?
И мы с вами иногда незаметно для себя начинаем жить жизнью старшего сына. По сути, она строится на том же принципе, что и жизнь сына блудного. Тот обращается к отцу и говорит: «Дай мне мою часть имения. Мне не интересна твоя жизнь, твои заботы, мне интересно только мое в твоем доме. Я буду жить так, как хочу, как я сам решу. Будет моя воля, моя свобода. Дай мне мое!» И отец отдает.
Так и Господь дарует каждому из нас бесконечную свободу, возможность быть тем, кто мы есть, потому что без свободы не может быть любви, спасения, ничего из того, что связывает человека с Богом. Именно свобода является основным, через что человек познает Бога и становится человеком.
Протоиерей Алексий Уминский. Фото: Михаил Терещенко
Но у свободы две стороны. Это, как оказывается, вещь опасная, потому что ее можно употребить не во благо. Уйти от Бога — тоже свобода. И она дарована каждому.
«Дай мне мое» — главное требование младшего сына. «Хочу быть сам по себе, отделенным ото всех, от тебя, потому что мне так больше нравится, так удобнее». И всем известно, что с ним происходит. Мы знаем эту трагедию, когда человек вдруг понимает, что ему этого как раз и не нужно, а все, что ему нужно, — быть с Богом, пусть на самом последнем месте, среди наемников, рабов, но с Богом. Он возвращается, и это свобода.
Быть рабом Божиим — тоже свобода, только так человек реализует себя по-настоящему, когда он и Бог вместе.
Иногда кажется, что быть рабом Божиим — значит полностью лишить себя всякой свободы и работать Богу за какие-то будущие блага. Кажется, что если я с Богом, если я все правильно выполняю, то у меня должно быть все хорошо и мне должно все принадлежать. Я же верен тому, что от меня хочет Отец! Что-то обязательно должно мне причитаться за то, что я живу правильно, ведь правильная жизнь должна иметь правильный результат.
Старший сын живет правильно, у него все отлажено и на своем месте. И он ждет, когда же наконец за его труды, за верность ему дадут козленочка. «Дай мне мое», — звучит в словах старшего сына. «Дай мне мое, я все делаю для тебя, но мне нужен козленочек». А отец отвечает: «Ведь все мое — твое». И опять получается: «Нет, все твое мне не надо, мне нужно мое, мой козленочек, моя радость с друзьями, мне нужно как-то от тебя отделиться, чтобы попраздновать и порадоваться без тебя».
Это незаметно входит в жизнь человека, когда он старший сын в доме своего отца и отец ему полностью доверяет. Вдруг оказывается, что это все не нужно, а очень хочется взять свое, но только честно и правильно добытое, к чему не придерешься, за что не надо каяться, не надо отвечать, не надо стыдиться, — потому что он же заработал право на козленочка.
Горькие слова заканчивают эту притчу. Отец, который пытается любовью вернуть своего сына, говорит ему о радости, которую он испытывает и которую должен испытывать старший сын, о радости, что «твой брат был мертвый и ожил, погибал и нашелся». Но нет этой радости у старшего сына.
Радость об одном сыне, вернувшемся, и горечь о другом сыне — вроде не потерянном, но ушедшем, — звучат в этой притче. Радость о покаянии и горечь о фарисействе, о гордыне, о самоуспокоении, о самодовольстве, о желании жить для себя, без Бога, взять у Бога свое, но под видом благочестия, под видом верности, под видом своего сыновства…
Страшное искушение для верующего человека, для христианина вот это самодовольство, самоуспокоенность, уверенность в своей правоте, в своей вере, в том, что она непоколебима. Лучше быть самым последним рабом в доме отца, как захотел блудный сын, чем быть свободным старшим сыном, который ждет своего козленочка, когда ему открыто все богатство и любовь отца, свобода и власть быть подобным отцу в радости, в принятии покаяния, в милосердии.
Свобода быть подобным Отцу дана каждому из нас. Это свобода получить от Бога все, что Он дает, а не приходить к Нему всякий раз за тем, что нужно сейчас.
Таким же образом мы иногда приходим и к Причастию. Господь в Своих Таинствах Тела и Крови отдает всего Себя. Когда мы подходим причащаться Святых Христовых Таин, вот эти слова и звучат: «Все мое — твое». Все Христово в этой Чаше, все Божественное, вся жизнь, и смерть, и Воскресение, и восшествие на небеса, и Второе Пришествие, — все в этой Чаше дается человеку! А нам нужно, может быть, совсем не это, мы идем к Чаше и думаем о том, что нам нужно сейчас.
И как часто, когда мы подходим к Святой Чаше Христовой, когда мы идем в храм, чтобы открыть себя для Бога, в наших мыслях и сердцах звучит подспудная мысль: «Козленочка хочу! Дай мне порадоваться здесь и сейчас для самого себя. Дай мне то, что будет только моим, будет принадлежать только мне и никому другому!»
Сегодняшняя притча — о двух людях, о двух способах ухода от Бога — о видимом, заметном и о незаметном, благочестивом. Давайте посмотрим на свои сердца, проверим свою совесть. Как мы идем к Богу? Чего мы от Него хотим? Как мы открываем свои сердца и готовы ли мы на слова Отца нашего «Все Мое — твое» ответить: «А все мое — Твое»?
Блудный сын: понятные и непонятые образы
Подробнее
Поскольку вы здесь. ..
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Кем был блудный сын? Значение этой притчи
«Надобно было праздновать и веселиться, ибо брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Луки 15:32)
Притча о блудном сыне, или потерянном сыне, находится в Новом Завете Библии в Луки 15:11-32. Это третья из трех притч этой главы, предназначенная для смешанной аудитории, состоящей из мытарей, грешников, фарисеев (религиозных лидеров) и законоучителей. Все три притчи посвящены поиску потерянных вещей: потерянной овце, потерянной монете и потерянному сыну.
Точно так же все три притчи указывают на небесную радость над каждым грешником, который раскаивается в грехах и обращается к Иисусу.
Иисус имел в виду особую аудиторию, смесь «грешников» и «праведников», когда рассказывал эти три истории. Иисус был побужден рассказать эти притчи, потому что фарисеи и законоучители обвиняли его в том, что он приветствует грешников и ест с ними (стих 2).
Очевидно, что фарисеи и законоучители считали себя праведниками, а другую половину аудитории — грешниками. Иисус рассказал истории о потерянной овце, монете и сыне, чтобы прояснить вопрос о том, кто на самом деле «потерян».
Так кто же был блудным сыном? Какова его история?
Притча о блудном сыне
Притча начинается с трех действующих лиц: отца и двух его сыновей. Подводя итог рассказу, младший из двух сыновей требует свою долю в имении своего отца, которую отец дает ему.
Вскоре после того, как он получил свое наследство, он убегает и растрачивает богатство «на распутство» (Луки 15:13). Оказавшись в нищете и в разгар сильного голода в стране, он нанимается к свиноводу. Увидев воочию, что свиньи едят лучше его, он решает вернуться к отцу и выпросить разрешения служить наемным слугой в поместье.
Тогда в Луки 15:20-24 говорится следующее:
«Он встал и пошел к отцу своему. Но когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился над ним; он подбежал к своему сыну, обнял его и поцеловал.
«Сын сказал ему: „Отец, я согрешил против неба и против тебя. Я уже недостоин называться твоим сыном».
«Но отец сказал своим слугам: «Быстрее! Принесите лучшую одежду и наденьте ее на него. Наденьте кольцо на палец и босоножки на ноги. Приведите откормленного теленка и заколите его. Устроим праздник и отпразднуем. Ибо этот мой сын был мертв и снова жив; пропадал и нашелся’» 9.0004
Тем временем старший сын добросовестно работал в поле на своего отца. Увидев, как его отец празднует возвращение своего мятежного брата, он рассердился и отказался присоединиться к празднованию. Его отец умолял старшего сына попытаться понять его радость по поводу возвращения того, что он потерял. Как будто его младший сын был мертв и снова ожил. Он был потерян и теперь нашелся! История заканчивается тем, что отец умоляет старшего сына.
Притча о блудном сыне заканчивается Евангелием от Луки 15:31-32, где говорится:
«И сказал ему [отец]: сын мой, ты всегда со мною, и все, что мое, твое.
Значение блудного сына
Многие пришли к выводу, что эта притча прежде всего о старшем сыне, а не о блудном сыне.
Несмотря на разнообразную аудиторию, Иисус обращался непосредственно к религиозным лидерам и учителям закона. Он целился прямо во тьму их сердец, умоляя их отказаться от упования на собственную праведность и дела.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не делами, чтобы никто не хвалился» (Ефесянам 2:8-9) ).
Религиозные лидеры дней Иисуса полагались на оправдание, основанное на делах, а не на спасение по Божьей благодати через свою веру. Подобно старшему брату в притче, они считали себя достойными «сыновьями».
Если мы не считаем себя недостойными, мы не можем пасть на милость Божию. Если мы не осознаем, что мы духовно нищие, мы никогда не будем спасены. Только нуждающиеся обращаются за помощью или спасением.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3).
Определение блудного сына
Merriam-Webster дает два значения для определения «блудного сына»:
1: тот, кто тратит или дает щедро и глупо
2: тот, кто вернулся после отсутствия
Важность Оба брата в притче
Наши проповеди часто могут быть сосредоточены на младшем брате, брате, который физически сбежал из дома. Часто, когда мы слышим притчу, возможно, мы можем отождествить себя с одним из двух. Может быть, мы похожи на старшего брата, пренебрегающего благодатью, данной ему отцом. Хоть он и дома, он никогда не бывает дома по-настоящему. И когда начинается вечеринка, он отказывается идти праздновать возвращение потерянного сына.
Или, возможно, мы больше отождествляем себя с младшим сыном. Подобно ему, мы растратили свое богатство и бежали как можно дальше от церкви и веры.
Некоторые из нас могут даже идентифицировать себя с фигурой отца в этой истории. Может быть, у нас есть члены семьи, которые сбились с пути или не хотят иметь ничего общего с нами и нашей христианской верой. Несмотря на то, что многие из нас слышали эту притчу множество раз, мы всегда можем извлечь из нее новые уроки. Мы, вероятно, знаем кого-то в нашей жизни, кто тесно связан с одним из двух персонажей.
Но что касается сыновей, мы должны понимать, что оба сына блудные дети. Никакая праведная работа не может принести нам место на небесах. Старший брат злоупотребил благодатью, данной ему отцом. Он думал, что, поскольку он остался, он заработал свое наследство. Как христиане, мы должны проанализировать свои сердца, чтобы увидеть, не случилось ли что-то подобное с нами. Думаем ли мы, что заслужили благодать Божью? Считаем ли мы себя выше других блудных сыновей, вернувшихся домой? Если да, попросите Бога преобразовать ваше сердце и присоединиться к празднованию возвращения потерянного сына домой.
Мы — блудный сын
Блудный сын, или потерянный сын, злоупотреблял благодатью. Благодать чаще всего определяется как незаслуженная или незаслуженная благосклонность. У него был любящий отец, хороший дом, обеспечение, будущее и наследство, но он променял все это на временные удовольствия. Мы блудный сын.
«Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу…» (Исайя 53:6).
Мы думаем, что знаем лучше. Мы растрачиваем благодать Божью и обмениваем ее на бесполезное сокровище. И все же, в тот момент, когда мы осознаем, что мы недостойны, живем как свиньи, грешники, бунтари, в нужде, обездоленные, голодные, грязные и пустые, настолько, что это заставляет нас бежать обратно в объятия Благодати, мы будем спасены. Ибо благодатью мы спасены, и все грешники, и мытари, и блудники говорят: «Аминь!»
«Радость бывает пред Ангелами Божиими об одном грешнике кающемся» (Луки 15:10).
Вот 15 библейских стихов, которые каждый христианин должен знать наизусть, чтобы вы могли скачать их и поделиться с близкими!
Кристи Уокер была миссионером в Берлине, Германия, более 15 лет работала в международной церкви в качестве директора студенческого служения. Она является автором двух книг: «Разочарование: тонкий путь от Христа» и « Убежден. Применение библейских принципов к жизненному выбору.
Фото: GettyImages/Halfpoint
Эта статья является частью нашей большой библиотеки ресурсов популярных библейских притч. Мы хотим предоставить легко читаемые статьи, которые ответят на ваши вопросы о значении, происхождении и истории притч в Писании. Мы надеемся, что они помогут вам лучше понять значение и цель Божьего Слова в отношении вашей сегодняшней жизни.
- Притча о блудном сыне
- Притча о талантах
- Прихоть из -за хорошего самаританского
Яшник. Притча о блудном сыне, основанная на истории МЛАДШЕГО СЫНА из Луки 15:11-24. Посмотрите это видео, в котором мы узнаем об изучении Библии на этой неделе (также доступно в виде подкаста!).
Иисус был искусным рассказчиком. К кому бы Он ни обращался, Его притчи захватывали воображение Его слушателей таким образом, что вызывали отклик. Но есть одна притча, которая выделяется, потому что аудитория Иисуса была не только разнообразной, но и поляризованной. В притче о блудном сыне Иисус рассказал историю об отце и двух его сыновьях. Благодаря этим персонажам Иисус мог сильно общаться как со святым, так и с грешником, который слушал. Эта притча уникальна тем, что Иисус передал более одного послания. Чтобы охватить ее целиком, мы проведем следующие две недели у ног Иисуса, рассказывая о каждом из двух сыновей в этой притче и наблюдая, как отец (который иллюстрирует Бога) реагировал на каждого сына.
История младшего сына прекрасно показывает сердце Бога к заблудшим и Его радость над раскаявшимися грешниками. Если вы когда-нибудь чувствовали, что Бог не может любить вас из-за прошлого греха, присоединяйтесь к нам на этой неделе!
Давайте начнем с чтения истории младшего сына в притче о блудном сыне в Луки 15:11-24. Перечитайте отрывок, желательно в другом переводе, чтобы получить более четкое представление о том, о чем этот отрывок сообщает.
Имейте в виду, что притча — это история, аналогичная посланию, которое пытался передать Иисус, которое было бы легче понять первоначальной аудитории. Без глубокой связи с еврейской культурой мы часто упускаем из виду точку зрения Иисуса. Чтобы понять суть притч Иисуса, задайте следующие вопросы и наблюдайте, как притчи Иисуса оживают!
Кто является аудиторией и как бы это услышал первоначальный слушатель?
Какие культурные ориентиры должен знать первоначальный слушатель, что я упускаю?
Есть ли в притче персонажи и как они описаны?
Есть ли в притче неожиданное окончание, подчеркивающее мысль, которую пытался донести Иисус?
Если бы Иисус сказал об этом сегодня, какую притчу Он мог бы рассказать?
Прежде чем мы углубимся в наше совместное изучение, давайте выясним, кому Иисус рассказал эту притчу. Толпы постоянно собирались, чтобы послушать Иисуса, но те, кого больше всего влечет к Нему, могут вас удивить. Прочитайте Луки 15:1-2 в нескольких переводах Библии. Каких людей привлекал Иисус? Опишите сцену, которую АВТОР, Лука, изобразил из тех, кто слушает Иисуса.
В то время в ИСТОРИЯ никто не любил сборщиков налогов, кроме Иисуса. Еврейские сборщики налогов, нанятые римским правительством, вымогали высокие налоги со своего народа, чтобы расплатиться с Римом, и при этом обогащались за счет излишков. Их презирали, отвергали, считали предателями, и они стали символом худших людей (Матфея 5:46). Прочитайте Марка 2:15. Как вы думаете, почему многие сборщики налогов следовали за Иисусом?
К вам тянутся грешники и изгои?
СОВЕТ: Читая эту притчу в течение следующих двух недель, подумайте о каждом из трех персонажей, поскольку у каждого из них можно многому научиться. Имейте в виду, что отец в этой притче является иллюстрацией природы Бога.
ДЕНЬ 2 — БЛУДНЫЙ СЫН (Луки 15:11-16)
Притчи, которые рассказывал Иисус, часто шокировали Его слушателей. История никогда не пошла совсем так, как можно было бы ожидать. Когда дело доходит до шокирующей ценности, «Притча о блудном сыне» не разочаровывает.
Младший сын, вероятно, был подростком (он не был женат), когда попросил у отца свою долю наследства. Такая просьба перед смертью отца была необычной и эквивалентна желанию отца умереть. В этом патриархальном обществе, где почиталось и преследовалось почитание главы семьи, просьба сына была неуважительной и позорила отца. По сути, сын сказал отцу: «Я хочу твои вещи, но не тебя». Ваши действия когда-нибудь сообщали об этом Богу?
Возможно, еще более шокирующим, чем необычная просьба сына, является то, что отец действительно дал ему это! Он разделил свое имущество и отдал младшему сыну одну треть своего состояния (старший сын получил двойную долю; Второзаконие 21:17). В тот момент в ИСТОРИИ на древнем Ближнем Востоке отцу не только посоветовали бы не делать этого, но и ожидали, что он сурово накажет своего сына и изгонит его из семьи! Вместо этого отец претерпел душевную боль и стыд и удовлетворил просьбу сына идти своим путем. Как вы думаете, почему отец отпустил сына? Почему Бог позволяет нам идти своим путем?
Молодой, богатый и свободный, блудный (расточительный) сын собрал все, что у него было, и отправился по дороге самопознания, не собираясь возвращаться назад. ПРОЧИТАЙТЕ Луки 15:13 в нескольких разных переводах Библии. Как описывается его новый образ жизни?
Разоренный и ничего не сохранивший от своего имени, этот молодой еврей нашел унизительную работу, кормя свиней, худших из нечистых животных (Левит 11:7-8). Вдобавок ко всему, свиньи были в лучшем положении, чем он! Они были накормлены, а он голодал, страстно желая съесть их пищу. «Мимолетное удовольствие от греха» давно улетучилось, и это была не та жизнь свободы, которую он себе представлял (Евреям 11:25, CSB). Прочитайте Иоанна 8:34 и Римлянам 6:23. Можете ли вы относиться к младшему сыну? Разве грех когда-либо обещал вам счастье, но приносил рабство и разрушение, оставляя вас в худшем случае?
ДЕНЬ 3 — ПОКАЯНИЕ (Луки 15:17-19)
Почему мы часто достигаем дна, прежде чем обратимся к Богу? Блудный сын искал мирского счастья и оказался в нищете, но именно там, в своем беспомощном и безнадежном состоянии, он, наконец, «опомнился» и, помня о доброте своего отца, решил вернуться домой (Лк. 15:17, ЦСБ). Прочитай Римлянам 2:4. Куда должна привести вас благость Божия?
Истинное покаяние — это больше, чем просто плохое самочувствие, это изменение вашего мнения и обращение к Единственному, Кто может вас спасти — Иисусу. Если бы блудный сын не раскаялся, он был бы обременен виной и стыдом. Прочитайте 2 Коринфянам 7:10. В чем разница между печалью благочестивой и печалью мирской? Что может стоять на пути мирской печали, ведущей к покаянию?
Зная, что он больше не достоин называться его сыном, блудный сын исповедал свой грех против своего отца и Бога («Неба»). Он вернулся домой абсолютно ни с чем, полагаясь исключительно на милость отца. Иногда мы думаем, что нам нужно очистить свой поступок, прежде чем обратиться к Богу, но только Иисус может очистить нас и победить грех в нашей жизни!
Прочитайте 1 Иоанна 1:9. Как блудный сын, известный на протяжении 2000 лет как худший из грешников, помогает вам узнать, что ни один из ваших прошлых грехов не является слишком большим, чтобы Бог мог простить и очистить вас?
Прочитайте Луки 5:31-32. Почему больные единственные, кто пойдет к врачу? Почему это хорошая аналогия для грешников, приходящих к Иисусу?
На протяжении ИСТОРИИ учения Иисуса переворачивали мировые ценности с ног на голову. Блудный сын обнаружил, что все, чем он когда-то дорожил, ведет к гибели, и с покаянием вернулся назад. В первых четырех заповедях блаженства Иисус описал раскаявшееся сердце, пробужденное Божьим Духом. Прочитайте Матфея 5:3-6 и обратите внимание на используемые слова:
Нищий духом — Признал беспомощность вне Божьей благодати
Скорбь — Страдал от последствий греха и жаждал Божьего прощения
Смиренный -90 Отказ от контроля и вера в Божью власть
Голод и жажда — Желание наполниться праведностью, которая может исходить только от Бога
Видите ли вы свидетельство этих блаженств в жизни блудного сына? А в вашем?
Дальнейшее размышление: Если у вас есть учебная Библия, прочитайте комментарии к этим заповедям блаженства в Евангелии от Матфея 5:3-6, чтобы лучше понять, чему учил Иисус.
ДЕНЬ 4 — ОТЕЦ (Луки 15:20-22)
После всего, что он сделал, чтобы оскорбить и унизить своего отца, какой будет реакция отца, когда его блудный сын вернется домой? Помните, что отец в этой притче иллюстрирует Бога, и его реакция просто ошеломляет.
Отец увидел своего младшего сына, когда тот был «еще далеко». Искал ли отец своего потерянного сына, чтобы вернуть его? Он часто это делал? Мы не знаем наверняка, но КОНТЕКСТ может помочь нам лучше понять характер Бога. В Луки 15 Иисус рассказал три притчи о найденной потерянной вещи. Прочитайте Луки 15:1-20. Чем ищущий в притче о потерянном сыне отличается от первых двух притч?
Овца и монета не могли найти дорогу назад сами по себе, но Бог дал человеку собственную волю. Он не заставит нас покаяться или иметь отношения с Ним, даже если мы знаем, чего Он желает. Прочитайте 1 Тимофею 2:3-4 и 2 Петра 3:9. Чего желает Бог? Почему Бог в Своем всемогуществе (безграничной силе) не принуждает нас к покаянию?
Отец не стал ждать, пока его сын приберется или попросит прощения, а бессовестно бросился обнимать своего сына. В тот момент ИСТОРИЯ пожилому еврею было недостойно бежать! На полпути к признанию сына отец остановил его. То, что отец сделал дальше, показало бы его сыну, кем он был на самом деле. В Луки 15:22 отец наделил своего сына дарами, имеющими большое значение (Бытие 41:42):
Халат — принял отец
Кольцо — восстановил положение в семье
Сандалии — предоставил полные привилегии сына
Бог не прощает наполовину. Покаяние приносит полное принятие в качестве члена Божьей семьи. Блудный сын думал, что сможет стать рабом и заслужить прощение своего отца, но отец добровольно простил его и восстановил его полный статус своего сына. Прощение нельзя заслужить. Прочитайте Псалом 103:8-13. Что вы узнали о характере Бога и прощении? Если вы не исповедовали свой грех и не попросили у Бога прощения, что вас останавливает?
ДЕНЬ 5 — ПРАЗДНИК (Луки 15:23-24)
Если бы вы опросили 100 человек и спросили их: «Что такое Бог?» как вы думаете, что они сказали бы? Если бы это были исполненные веры верующие, они могли бы обратиться к Божьему сердцу с просьбой о восстановлении и примирении, как мы уже видели на этой неделе. Но многие ли скажут, что Бог участвует в праздновании? Изучая КОНТЕКСТ в 15-й главе Евангелия от Луки, мы видим, что Иисус рассказал три притчи о найденной потерянной вещи, ни одна из которых не закончилась после примирения. Прочитайте Луки 15:3-24. Что происходило после того, как потерянный предмет был найден в каждой притче?
Рассказав три притчи подряд, Иисус хочет, чтобы мы увидели Божью радость, когда находят потерянных. Покаяние, ведущее к примирению, — повод для радости! Разве вам не нравится, что вечеринка в этой притче включала в себя пир, который мог бы накормить всю деревню! Мясо было дорогим и редким, а откормленного теленка держали для особых случаев, таких как свадьбы. Сравните радость отца с презрением религиозных фарисеев еще в стихе 2, когда заблудший грешник приближается к престолу благодати. Каков ваш ответ грешникам, получившим незаслуженную милость Бога?
Человеческая природа восстает против того, что говорят, что есть только ОДИН путь к жизни с Богом Отцом на Небесах.