Что такое республика монархия: Форма правления — урок. Обществознание, 9 класс.

Разное

какие бывают формы правления, территориального устройства и политического режима государства

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Определение и признаки государства

Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей. 

Любое государство должно обладать следующими признаками:

  • Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.
  • Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.
  • Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.
  • Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое. 
  • Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.
  • Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций. 

<<Форма демодоступа>>

Понятие формы государства

Форма государства — способ организации государственной власти. В это понятие входят: 

  • форма правления,
  • форма государственного устройства,
  • политический режим. 

Рассмотрим все пункты по порядку.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).  

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду

SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.  

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

§ 8. Различие монархии и республики.

§ 8. Различие монархии и республики¹*

Итак, классификации форм правления представляются весьма разнообразными в самых своих основаниях. Одни кладут в основу классификации различия в организации правительства, другие — отношение государственной власти к отдельным личностям, третьи — отношение государства к обществу. Однако, при всем этом разнообразии в основаниях группировки, в результатах замечается довольно значительное сходство. Число основных групп в различных классификациях не одинаково, но вообще замечается постоянное сокращение числа основных групп, и нет ни одной классификации, в которой бы так или иначе не различались, по крайней мере, монархия и республика. Да и в обиходных понятиях именно эти две формы государственного устройства всегда противополагаются друг другу. Очевидно, в различии монархии и республики и следует искать основного различия форм правления.

Но в чем коренится основа этого различия? В числе правящих лиц? Нетрудно показать несостоятельность такого основания. Политики древности еще могли держаться такого взгляда, так как известные им формы государственного устройства были гораздо проще и однообразнее тех, какие приходится иметь в виду при установлении классификации современному государствоведу. Определение монархии, как правления одного, подходило только к абсолютной монархии и непригодно для монархии конституционной, где монарх правит не один, а с соучастием народного представительства. Если же определить монархию, как такое государство, в котором исполнительная власть вручена единоличному органу, то под такое определение подойдет и большинство современных республик, так как исполнительная власть вручена единоличному органу — президенту. Гарейс²*, задумавший последовательно провести различие форм правления по числу правящих лиц, различает монократии — правления одного, и плеонократии — правления многих, причем монократии у него подразделяются на монархии и президентские республики. Но и монархия не безусловно предполагает правление одного. В Спарте имелось два царя. Наша история знает пример совместного правления Петра и Иоанна, и, однако, Россия не сделалась на это время республикой, а осталась, как и была, монархией. Таким образом, число правящих лиц не составляет достаточно характерного признака для точного разграничения республики и монархии.

То же самое должно сказать и о различии юридического положения подданных государства. Не даром Кант пришел со своей классификацией к тому, что говорит о республиканских монархиях и деспотических демократиях. И в республике, и в монархии положение жителей может быть очень различно. И в республике большинство населения может находиться в рабстве, и в монархии оно может пользоваться широкой политической свободой. Если различие по числу правящих придает исключительное значение чисто внешнему признаку, внешней форме государственного строя, то различие государств только по различию юридического положения подданных основано на совершенном игнорировании различия собственно устройства государств.

Выдвинутое Штейном различие государств по их отношению к обществу имеет, бесспорно, очень большое значение и проливает совершенно новый свет на многие вопросы государственного права. Но на этом признаке можно основать только группировку последовательно меняющихся исторических типов государственного быта, могущих принимать формы и монархии, и республики. Сам Штейн в своем изложении с различия монархии и республики не раз сбивается на различие исторических типов государственного быта. Определив монархию, Königthum, как такую форму государственного устройства, при которой государственная власть не подчиняется обществу, а господствует над ним, в дальнейшем изложении он, однако, допускает существование и такой монархической власти, которая служит исключительно интересам одного какого-нибудь общественного класса. И, конечно, он прав в этой непоследовательности. Форма государственного устройства не может измениться только от того, что монарх станет служить не общим, а сословным интересам.

При всей спорности теоретического обоснования различия республики и монархии, практическое различие их не вызывает сомнений. Относительно любого из существующих государств можно с полной уверенностью сказать монархия это или республика, и никто не сомневается, например, что при всей ограниченности власти английского короля Англия все-таки монархия. Точно, так же вне всякого спора республиканский характер государственного строя современной Франции, хотя права президента французской республики во многом напоминают права монарха. Задача, следовательно, лишь в том, чтобы уловить, в чем заключается основание этого различия, всеми чувствуемого, но не легко поддающаяся формулировке.

Монархия, конечно, немыслима без монарха, а монарх есть лицо, стоящее во главе государства, призванное представлять государство, как целое, и во вне, и внутри государства и осуществляющее эту функцию самостоятельно, по собственному праву, а не по чужому поручению, и потому самому юридически безответственное. Нет монарха, который бы не имел права, по крайней мере, представлять государство в международных сношениях и во внутренних его отношениях. Вместе с тем, нет монархов юридически ответственных. Правда, Наполеон III провозгласил себя, как императора, ответственным перед народом, но и у него это не сопровождалось никакими постановлениями, которые бы могли придать ответственности императора реальное значение, и на деле это было лишь красивой фразой, прикрывавшей собою отмену министерской ответственности. Монарх, которого народ мог бы судить и, следовательно, сменять, ничем бы не отличался от президента республики.

Таким образом, монархию можно определить, как такое государственное устройство, при котором функция представлять государство, как целое, осуществляется, как собственное право, безответственным лицом; республика, напротив, характеризуется тем, что функция эта осуществляется по поручению народа ответственными учреждениями.

Такое определение различия монархии и республики имеет, без сомнения, за собою уже то преимущество, что соответствует установившемуся на практике представлению. Но оно может породить сомнение, не низводится ли при таком понимании различие монархии и республики к различию не форм государственного устройства, а только форм правительства. Так именно смотрели на дело Кант и Руссо. Они придают этому различию второстепенное значение.

Едва ли можно с этим согласиться. Уже один факт осуществления хотя бы некоторых функций государственного властвования безответственным субъектом, властвующим по собственному праву, а не по поручению, не может не придать всему государственному быту монархии своеобразный склад. Юридическое отношение государственного властвования не может не меняться существенно, смотря по тому, какими субъектами осуществляются функции власти, ответственными или безответственными? При существовании в государстве безответственного субъекта властвования некоторые юридические нормы, определяющие государственный порядок, по необходимости получают характер норм, лишенных санкции (Leges imperfectae), опирающихся в своем действии лишь на религиозные, нравственные, бытовые основания, но не юридические. Поэтому в республике юридическая природа государственного властвования находит более полное и последовательное осуществление, чем в монархии. Республика представляется более чистым юридическим отношением. В монархии имеют относительно большее значение бытовые факторы. Но, с другой стороны, как бы олицетворение государственной власти в независимо поставленном монархе, по справедливому указанию Штейна, более обеспечивает неподчинение государственной власти исключительным интересам господствующих общественных классов. Уже в силу этих двух условий различие монархии и республики нельзя не признать основным различием форм государственного устройства. А к нему присоединяется еще то, что глава государства, призванный представлять государство во вне и внутри, участвует более или менее во всех актах, совершаемых от имени государства: и в издании законов, и в отправлении правосудия, и в управлении. Поэтому самостоятельность власти монарха и его безответственность оказывают некоторое влияние на все проявления государственного властвования. Монархический принцип требует, чтобы в государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха. От его имени отправляется правосудие, он назначает всех высших должностных лиц суда и управления; в отношении к законам ему принадлежат обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению. Все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница, осуществляются ли они безответственным монархом или ответственным пред народом должностным лицом.

Безответственность монарха обусловливает, наконец, и существенные особенности в организации монархического правительства. Мыслимо и даже бывали случаи, что правительственные функции вручались совместно нескольким безответственным лицам. Но это явление исключительное. Властвование по собственному праву плохо мирится с разделением этого властвования между несколькими лицами. И в действительности правительство в монархии всегда стремится принять единоличную форму. Республике, напротив, более соответствует коллегиальная организация правительства, так как этим лучше обеспечивается подчинение делегированной правительственной власти народу, и если в большинстве современных республик имеется единоличная организация, то это объясняется влиянием на них монархических идей. Там, где, как в Швейцарии, республиканское устройство является исконным, правительство имеет коллегиальную форму. Точно так же наследственная власть свойственна монархии, избирательная — республике. Только наследственная власть может быть вполне самостоятельна. Избирательные монархии образуют уже переходную форму, и в настоящее время их вовсе не существует. Но и в избирательных монархиях власть главы государства была во всяком случае пожизненная, а не срочная, как в республиках. Срочность власти неизбежно ведет к зависимости от избирателей. Поэтому-то в республиках глава правительства всегда избирается на определенный срок, и обыкновенно на довольно короткий срок. Всего распространеннее четырехлетний срок по образцу североамериканской конституции, самый долгий срок — десятилетний, как это было установлено французской конституцией VIII года для выбора консулов.

Таким образом, безответственное положение монарха, обусловленное тем, что он правит самостоятельно, по собственному праву, налагает определенный отпечаток на весь склад государственной жизни, и потому различие монархии и республики представляет действительно основное различие форм государственного устройства. Но, конечно, и монархический и республиканский принцип могут быть осуществимы с большею или меньшею последовательностью, и вследствие того получаются различные разновидности каждой из этих основных форм политической организации.

Монархии могут принимать различные формы, смотря по тому, сосредоточивается ли вся государственная власть в руках монарха, так что все другие государственные учреждения действуют, как органы монарха, по его поручению, или же, напротив, наряду с монархом некоторая доля власти присваивается народу и его представителям. В первом случае, при сосредоточении всей полноты власти в руках монарха получается абсолютная монархия; во втором — монархия конституционная, ограниченная соучастием народного представительства.

Разновидности республики не могут основываться на сочетании республиканского принципа с монархическим раз существует монархическая власть, как бы она ни была ограничена, получится монархия, а не республика. Но и республиканские государства различаются по степени осуществления в них республиканского принципа: подчинения всех государственных учреждений народу. Чем шире непосредственное участие народа в осуществлении функций государственного властвования, тем менее самостоятельны действующие по уполномочию от народа учреждения. Сообразно с этим различаются чистые или непосредственные республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такое государственное устройство, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.

Но и каждая из этих разновидностей монархии и республики допускает множество различных видоизменений в подробностях. Для большей наглядности изображения характерных особенностей монархии и республики необходимо обратиться к ознакомлению с наиболее типичными образцами республиканского и монархического строя.

Дополнение. Предложенный в новейшее время классификации государств в общем также исходят из различения монархии и республики, как двух основных форм государственного устройства, с дальнейшим в пределах каждой из них видовыми подразделениями. В смысле же указания признаков, по которым различаются монархии и республики, представляет интерес теория Еллинека. Еллинек ищет их в “порядке образования воли государства”. Процесс образования верховной воли, приводящей в силу конституции государство в движение, либо завершается в психике одного физического лица; — в этом случае налицо монархия. Либо — и это характерно для республики — воля государства является неволею индивидуально определенного, чувственно воспринимаемого, живого лица, а волею коллегии, имеющей лишь юридическое бытие (Staatslehre, стр. 650 и сл.; русский перевод, стр. 444 и сл.).

Однако, и в. новой литературе имеется несколько попыток классифицировать государства иначе, чем на монархии и республики. Так, Борнгак различает государства монархического суверенитета, то есть абсолютную и конституционную монархию, с одной стороны, и, с другой, — государства народного суверенитета, к которым он относит республику, парламентарную монархию и “демократическую тиранию” (Staatslehre, стр.  25‑62). Так, Рем пытается воскресить классификацию государств по формам их устройства (Verfassungsformen) и по формам правления (Regierungsformen), различая таким образом государства с монархическим и республиканским строем и государства с монархическою и республиканской формой правления (Staatslehre, стр. 180 и сл.).

Примечания:

¹* Bernatzik. Republik und Monarchie. 1892.

²* Gareis. Allgemeines Staatsrecht. 1883 S. 35‑40

Знать все о республиках и монархиях

Что такое республика? Республика — это свобода или право, данное народу страны, посредством которого он может выбирать свое правительство своим правом голоса. Законодательство правительства формируется с помощью общественности. С другой стороны, монарх — это единоличное лицо, глава всей страны, управляющий ею на своих условиях. Монарх имеет право управлять страной всю свою жизнь до своего отречения. Эта статья познакомит вас с подробным изучением республик и монархий.

История республик и монархий

Известно, что организация иерархии, существовавшая с доисторических времен как племенное правление или вождество, на протяжении столетий превратилась в то, что мы знаем как монархию. IV век до нашей эры в Древней Индии стал свидетелем основ монархизма, которые мы знаем из Артхашатры. Помимо популяризации концепции монархий в цивилизации долины Инда, цивилизация Месопотамии и Древнего Египта стала свидетелем формирования столпов монархов и монархий. И история была свидетелем двух величайших монархов в мире древнейших царств, а именно, Нармера, фараона Древнего Египта, и Энмебарагеси, шумерского царя Криша. Монархия следует правилу следующего правителя по наследству и родословным. При этом титулы передаются по наследству. Государство должно следовать религии монарха нации, таким образом, чтобы религия и монархия шли рука об руку.

Со временем монархии древнего периода столкнулись с проблемами из-за развивающегося чувства фундаментальности, что привело к возникновению республиканского государства или парламентаризма. В современную эпоху все еще есть некоторые монархические страны. В 17 веке в мире началось восстание против системы наследственности или так называемой монархии. Единственной целью революции было дать шанс правящей системе. Другими словами, мы можем также сказать, что республики были введены для уничтожения системы монархии. В 19го века, эпоха забрезжила светом с появлением концепции республиканизма. Век стал свидетелем опустошительной Первой и Второй мировых войн, когда обострилась дифференциация между республиками и монархиями, что привело к упразднению монархии во многих странах. И многие страны установили в своих странах систему республиканизма.

Разница между республиками и монархиями

Основное различие между двумя системами республик и монархий основано на системе правления. Республиканское государство управляется общественным методом, тогда как система наследственности и родословной управляет государством, которое следует за монархией. Давайте посмотрим на другие различия.

Республика

Монархия  

1. В республиканской стране люди имеют право голосовать за то правительство, которое они хотят управлять своей страной посредством выборов. Этот метод также известен как демократия.

1. Система, при которой страной правят король и королева, называется монархией. В этих типах стран следующий правитель избирается по правилу наследственности и родословных. Никакое правило выборов не применимо в этих типах стран.

2. Правила и положения принимаются в соответствии с администрацией страны на благо и благополучие народа страны.

2. Законы устанавливаются королями и королевами государства, и никакие другие люди не имеют права или полномочий возражать против установленных правил страны, даже если это их нарушает.

3. Людям дано их фундаментальное право иметь собственное мнение, будь то против администрации, и даже иметь право говорить о законах страны.

3. Народ не имеет фундаментального 

человека. Даже если правила их не удовлетворяют, они не имеют права о них говорить.

4. Демократическое правительство не бросает вызов людям. Каждый гражданин считается равным и наделен равными правами, независимо от его касты, вероисповедания, религии и финансового положения.

4. Иногда, когда правителем государства является тиран, граждане могут столкнуться с угнетением. В отличие от республиканского государства люди не считаются равными.

В эту современную эпоху монархию можно разделить на множество типов: полуконституционная монархия, абсолютная монархия, государства Содружества и субнациональная монархия.

Некоторые страны Центральной Азии, такие как Бутан, Бруней-Даруссалам, Япония, Арабские Эмираты и ОАЭ, являются примерами монархических стран современности. Индия, Франция и США являются некоторыми примерами республиканских стран.

Заключение

Мы каждый раз придумываем слова республики и монархии. Но важно знать их происхождение и концепцию, стоящую за ними. Афинская демократия известна как первая демократия, известная миру. Термин демократия произошел от греческого слова demos, что означает народ. Более того, у демократического или республиканского человека власть принадлежит народу. Монархия – древнейшая форма правления, существовавшая в античном мире. Термин «монарх» произошел от греческого слова «монархический». Он символизирует правление одного человека, короля или королевы.

Конституционная монархия vs республика: плюсы и минусы

Мы сравниваем две самые популярные формы правления: конституционная монархия и республика. Мы излагаем их историю и анализируем плюсы и минусы монархии в двадцать первом веке. Проголосуйте в нашем опросе и расскажите нам больше о предпочитаемой системе.

Современные демократии можно условно разделить на конституционные (или парламентские) монархии и республики. Каждая система имеет немного разные функции. Самый ясный из них – это то, как избирается глава государства. Монархи наследуют положение (хотя обычно это подтверждается парламентом), в то время как в республиках президенты избираются прямо или косвенно народом. Выбор модели государства имеет последствия с точки зрения стабильности, управляемости, подотчетности и представительства. Вы монархист или республиканец?

Монархия против республики: краткая история

Чтобы понять возникновение этих двух альтернативных форм демократии, важно оглянуться на историю . Важный поворотный момент в том, как управляются страны, в первую очередь связан с Вестфальским договором 90 005 года  года 1648 года, который положил конец Тридцатилетней войне, положил конец установленному территориальному суверенитету и ускорил упадок феодализма. Вестфальский мир ослабил власть католической церкви в Европе и укрепил роль монархов, которые, следовательно, контролировали отправление религии в своих границах. Это открыло период абсолютистского правления и абсолютных монархов.

Однако эпоха абсолютной монархической власти и правления королей длилась недолго после установления территориального суверенитета . Точно так же, как война разрушила основы религиозной империи, социальная мобилизация в конечном итоге покончила с понятием абсолютистского правления в пользу народного суверенитета. Великобритания стала парадигматическим примером кончины абсолютных правителей и расширения полномочий парламентов 90 006 . Великобритания функционировала на основе непростого сосуществования монархии и парламента, двух столпов британской власти, и в конечном итоге превратилась в конституционную монархию. Это означало, что монарх больше не обладал абсолютной властью, должен был управлять через парламент и стал больше подставным лицом, чем правителем, хотя все еще сохранял некоторые власти.

Во Франции монархическая система уступила место полной демократии в форме Французской революции 1789 года и полной отмены института монархии. В результате массового  восстания Людовик XVI был свергнут, а республика, основанная на принципах свободы, равенства и братства , была провозглашена в Декларации прав человека, что породило современный республиканизм. Американская революция или война за независимость 1776 – 1783 годов привели к тому, что страна покончила с британским правлением и установила федеративную республику по классическим либеральным принципам.

С тех пор, как большинство западных стран постепенно успешно демократизировались, приняв форму конституционной монархии (например, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Испания) или республики (например, США, Германия, Италия, Португалия, Польша) . Тем не менее, дебаты между монархией и республикой очень живы и сегодня.

Плюсы и минусы монархии по сравнению с республикой

Преимущества конституционной монархии:

  • Стабильность . Глава государства назначается на очень длительный срок, обычно до тех пор, пока он/она не отречется от престола или не умрет. Это придает стране большую стабильность по сравнению с республиками, где каждые несколько лет меняется глава государства.
  • Образование . В монархии будущий глава государства известен с рождения, поэтому его воспитывают и воспитывают соответствующим образом. Монархи обычно хорошо подготовлены к своей роли и пользуются привилегированным междисциплинарным образованием.
  • Нейтралитет . Глава государства не является политиком, поэтому не привязан к какой-либо конкретной партии. Она/он может обеспечить нейтралитет и баланс, находясь у власти.
  • Без стоимости выборов . Во многих странах кампания по выборам главы государства может обойтись очень дорого. В монархии преемственность не требует больших затрат.
  • Меньше коррупции? Сторонники конституционной монархии утверждают, что знание о том, что вы будете служить пожизненно, снижает риск коррупции, в то время как избранный политик может испытывать желание воспользоваться своим положением, зная, что оно не продлится долго. У президентов могут быть более краткосрочные цели и стимулы, в то время как монарх может больше заботиться о долгосрочной перспективе. В конце концов, они хотят, чтобы их дети унаследовали трон, и не хотят, чтобы их ждало сложное будущее.

Недостатки конституционной монархии:

  • Отсутствие демократии . Глава государства не избирается и наследует должность. Гражданин мало что может сказать о том, кто будет править, хотя в большинстве конституционных монархий монархи нуждаются в одобрении парламента и, следовательно, косвенно людей, которых представляет это учреждение.
  • Не каждый монарх компетентен . Глава государства может быть подготовлен к царствованию, но это не гарантирует, что конкретно это лицо подходит и компетентно для этой должности. История полна некомпетентных, высокомерных, тиранических или небрежных монархов.
  • Монархи — это люди; поэтому имеют личных убеждений и политических предпочтений , часто они достаточно консервативны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts