Что такое схоластика как развивалась общественная мысль в средние века: ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое схоластика? Как развивалась общественная мысль в Средние века?
Содержание
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое схоластика? Как развивалась общественная мысль в Средние века?
Схоластика — философское направление в Западной Европе, основанное на соединении христианской теологии и классической аристотелевской логики. Схоласты, в отличие от христианских мистиков, руководствовались логическим подходом к богословию и интересом к натурфилософии (естествознанию), поэтому схоластика послужила важным этапом в развитии науки.
Основными руководящими принципами общественной мысли в Средние Века были христианская (католическая) вера и защита феодальной монархии. Христианское учение использовалось для оправдания феодальной монархии и сословной структуры общества. Виднейший философ Средневековья Фома Аквинский был убежденным сторонником монархии и считал, что даже в случае неправедного правления подданные не имеют права восстать против короля.
Готическая архитектура сменила романскую и основывалась на технологии строительства каменной арки, которая позволяла строить более высокие и просторные сооружения. Готические храмы были просторными и светлыми, в то время, как романские — невысокими и темными.
Предшественником книгопечатания в Европе была ксилография — вырезание монолитных печатных форм из дерева. Это был очень неудобный способ печати, так как каждую страницу в каждой книге приходилось вырезать отдельно. Ксилография зародилась в Китае и пришла в Европу в первой половине XV века. После изобретения Иоганном Гутенбергом (и другими первопечатниками, например, голландцем Лауренсом Костером) наборного свинцового шрифта, позволявшего собирать каждую страницу из готовых буковок и вырезать только иллюстрации, печать начала стремительно развиваться. Снизилась цена на книги, первые печатные книги — так называемые инкунабулы — стали доступны по гораздо более низкой цене, чем переписанные вручную монахами-переписчиками, это позволило распространять грамотность и издавать большими тиражами сначала религиозную, а затем научную и светскую литературу.
Возрождение и гуманизм начались как культурные движения горожан, направленные против диктата теологии в науке и культуре. Впервые Возрождение началось в Италии, стране, отличавшейся большим количеством торговых городов-республик. Важнейшими деятелями раннего (итальянского) Возрождения были Леонардо да Винчи (энциклопедист-универсал, ученый, изобретатель, художник), Микеланджело (скульптор, художник), Данте Алигьери (поэт), Никколо Макиавелли (политический философ). Первым деятелем Возрождения и предтечей всех перечисленных обычно считают поэта Франческо Петрарку, жившего в XIV веке.
Культура Средневековья резко отличалась от культуры Древнего мира тем, что общество позднего (римского) Древнего мира было обществом единого государства и единой урбанизированной культуры, внутренне связным и цельным, в то время как средневековое общество было обществом разрозненным, раздробленным как на отдельные географически малые княжества (феоды), так и на общественные классы (сословия), каждое из которых жило по своим законам.
Дидактический материал по теме «Средневековая культура в Западной Европе. Начало Ренессанса».
19.01.17. Повар, кондитер
5.7. Перечень раздаточного дидактического материала по темам
Занятие 1-23. Средневековая культура в Западной Европе. Начало Ренессанса.
Задание 1. Перепишите в словарь определения новых понятий.
1) Схоластика – философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
2) «Семь свободных искусств» — круг учебных наук в эллинистическую эпоху в Греции, Древнем Риме и средневековой Западной Европе.
3) Университеты — союз школяров и преподавателей для учебы и защиты своих интересов.
4) Автономия — самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных принципов.
5) Диспуты – научные споры.
6) Возрождение (Ренессанс) – имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению.
7) Гуманизм – этическая жизненная позиция, признающая ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей.
8) Палаццо – городское жилище.
9) Вилла – загородное жилище.
1 вопрос. Наука и богословие.
Задание 2. На основе текста найдите ответы на вопросы:
1. Что такое схоластика?
2. Как развивалась общественная мысль в Средние века? Ответы запишите в конспект.
Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия.
XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение мысли авторитету. Главная проблема — отношение веры и знания. Основной тезис схоластики – вера выше разума
В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету Церкви. Возглавил его Пьер Абеляр. Абеляр ставил необходимым предварительным условием веры понимание.
В середине XV в. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия.
2 вопрос. Развитие образования.
Задание 3. На основе текста найдите ответы на вопросы.
1. Опишите развитие образования в Средние века.
2. В чем состояло значение появления и распространения университетов?
С XI в. начинается подъем средневековых школ. Основой образования в Средние века являлись «семь свободных искусств».
В XII — XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы. Они были неподвластны прямому влиянию Церкви. Учащиеся-школяры стали носителями духа свободомыслия.
Некоторые школы превращались с XII в. в университеты. В 1215 г. был основан Парижский университет. Университеты обладали широкой автономией, которую даровали им короли или папы.
Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через мусульманскую Испанию.
3 вопрос. Архитектура. Скульптура.
Задание 4. На основе текста найдите ответ на вопрос.
1. В чем состоят различия между романской и готической архитектурой?
С ростом городов интенсивно развивалась архитектура.
В XI — XIII вв. в европейской архитектуре господствовал романский стиль. Для романских храмов характерны массивные стены и своды, наличие башен, маленькие окна, обилие арок.
Соборы в готическом стиле стали возводить с XII в. в Северной Франции. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы растворялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным цветными витражами.
А) Б)
Задание 5. Заполните таблицу. Какой из этих храмов относится к готическому стилю, а какой – к романскому?
Ответы (буквы, которыми обозначены фото храмов) запишите в соответствующие колонки таблицы.
Романский стиль | Готический стиль |
4 вопрос. Изобретение книгопечатания.
Задание 6. На основе текста найдите ответы на вопросы.
1. Как появилось книгопечатание?
2. Какое значение имело это событие?
Создателем европейского способа книгопечатания считается немец Иоганн Гутенберг.
В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.
Около 1455 г. Гутенбергом была издана первая полная печатная книга Европы — 42-строчная Библия (2 тома, 1282 страницы).
Открытие Гутенберга сделало книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для людей.
5 вопрос. Раннее Возрождение.
Задание 7. На основе текста найдите ответы на вопросы.
1. Почему в Западной Европе началось Возрождение и зародилось учение гуманистов?
2. Назовите наиболее известных представителей Раннего Возрождения.
Расцветает интерес к античной культуре (культуре. Др. Греции, Др. Рима), происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Родиной Возрождения являлась Италия. Период Возрождения в Италии приходится на нач. XIV – последнюю четверть XVI в. (в некоторых случаях – первые десятилетия XVII в.). Повсеместно в Европе период Возрождения приходится на XV – XVI вв.
С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма. Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм. Его основоположником считается Леонардо Бруни.
Лоренцо Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Культура — одна из сторон духовной жизни, не зависящая от Церкви.
В первые десятилетия XV в. в Италии формируется новый тип зданий — палаццо и вилла.
Центром живописи в эпоху Возрождения становится Флоренция. Самым известным живописцем Раннего Возрождения стал Сандро Боттичелли.
19.01.17. Повар, кондитер
5.7. Перечень раздаточного дидактического материала по темам
Занятие 1-23. Средневековая культура в Западной Европе. Начало Ренессанса.
2 вопрос. Развитие образования.
«Первые европейские университеты»
Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров).
Университет подразделялся на факультеты. Младшим, обязательным для всех студентов, был артистический факультет. Здесь преподавали «семь свободных искусств».
Старших факультетов было три: юридический, медицинский и богословский.
Задание 1. На основе текста выпишите в словарь определение понятия «диспуты».
Задание 2. Преобразуйте текстовую информацию в схематическую и изобразите устройство университета.
[4]
Схоластика | Природа, история, влияние и факты
Гольбейн Младший: Боэций
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Ансельм Лаон
Блаженный Иоанн Дунс Скот
Святой Ансельм Кентерберийский
Хью де Сен-Виктор
Джайлз из Рима
- Похожие темы:
- томизм
Современная логика
диспут
Логика Ветус
предположение
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Схоластика , философские системы и умозрительные течения различных средневековых христианских мыслителей, которые, работая на фоне устоявшейся религиозной догмы, стремились по-новому решить общефилософские проблемы (как веры и разума, воли и интеллекта, реализма и номинализма , и доказуемость существования Бога), первоначально под влиянием мистической и интуитивной традиции святоотеческой философии, особенно августинианства, а затем под влиянием Аристотеля.
Со времен Возрождения и по крайней мере до начала XIX века термин «схоластика», мало чем отличающийся от названия «средневековье», использовался как выражение порицания и презрения. Средневековый период широко рассматривался как незначительная интермеццо между греко-римской древностью и современностью, а схоластикой обычно называли философию, занятую бесплодными тонкостями, написанную на плохой латыни и, прежде всего, подчиненную римско-католической теологии. Даже немецкий философ-идеалист Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своем Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie (1833–36; Лекции по истории философии ), заявил, что он «наденет семимильные сапоги», чтобы перескочить через тысячу лет между VI и XVII веками и , добравшись, наконец, до Рене Декарта, сказал, что теперь он может «плакать на землю, как моряк». В те же первые десятилетия XIX века, наоборот, романтики резко качнули маятник в противоположную сторону, к огульной переоценке всего средневекового.
Более поздние ученые, казалось, были более способны противостоять средневековой эпохе, а также схоластике, т. е. ее философии и теологии, без предубеждений. Обширные исследования, посвященные этой эпохе, выявили ее истинную природу как значительного продолжения подлинно философской традиции и как периода образцовых философов, вполне способных выдержать сравнение с кем-либо из великих деятелей древности или современности.
Схоластика настолько многогранное явление, что, несмотря на интенсивные исследования, ученые все еще значительно расходятся в определении этого термина и в акцентах, которые они делают на отдельных сторонах явления. Некоторые историки, как будто почти капитулировавшие перед сложностью предмета, ограничиваются общим положением о том, что схоластику можно определить только денотативно как ту философию, которая в европейское средневековье преподавалась в христианских школах. Однако остается вопрос о ее коннотации, а именно: что это была за философия?
Ответ, что схоластика была «школьной» философией и, по сути, «христианской» школьной философией, можно понять, только рассмотрев исторические потребности, породившие потребность в школах. Таким образом, поиск возвращает исследователя к переходу от античности к средневековью — моменту, отмеченному, согласно Гегелю, символической датой 529 г. н. э., когда указом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская академия в Афинах и «падение физических установлений языческой философии». Однако в том же году произошло еще одно событие, которое указывает не столько на прошлое, сколько на грядущую эпоху и, особенно, на подъем схоластики, а именно: основание Монте-Кассино, первого бенедиктинского аббатства, над одним из дороги великого народного переселения. Этот в высшей степени символичный факт не только предполагает первоначальное смещение сцены интеллектуальной жизни из таких мест, как Академия, в монастыри христианских монастырей, но и знаменует еще большую смену действующих лиц. Новые нации были готовы захватить Римскую империю и ее эллинистическую культуру с далеко идущими последствиями: когда столетия спустя, например, родился один из великих схоластов, св. Фома Аквинский, хотя он по праву был южным итальянцем, его мать была нормандского происхождения, а его сицилийская родина находилась под контролем Центральной Европы ( Гогенштауфен ).
Решающим и поразительным фактом было то, что так называемые варварские народы, проникшие с севера в древний мир, часто становились христианами и намеревались овладеть совокупностью найденных ими преданий, включая богатый урожай святоотеческого богословия, а также философские идеи греков и политическая мудрость римлян. Это обучение могло быть осуществлено только на языке завоеванной империи (т. е. на латыни), который, следовательно, должен был быть изучен в первую очередь. В самом деле, включение как иностранной лексики, так и иного способа мышления, а также усвоение огромного количества заранее развитой мысли было главной проблемой, с которой столкнулась средневековая философия на заре ее становления. И только в свете этого факта становится понятной одна из решающих черт средневековой схоластики: схоластика была прежде всего беспрецедентным процессом обучения, буквально огромным «схоластическим» предприятием, длившимся несколько столетий. Поскольку имеющийся материал необходимо было упорядочить и сделать доступным для изучения и преподавания, то весьма прозаический труд и «школьная работа» по систематизации, сортировке и классификации материалов неизбежно приобретали небывалое значение. Следовательно, сочинениям средневековой схоластики совершенно естественно не хватает магии личной непосредственности, ибо школьные учебники оставляют мало места для оригинальности. Таким образом, вводит в заблуждение, хотя и понятно, что некоторые полемисты ошибочно характеризовали схоластику как предполагающую не более чем использование специальных дидактических методов или узкую приверженность традиционным учениям.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Во-первых, если важнейшей исторической задачей той эпохи действительно было изучение, приобретение и сохранение богатства традиции, то известная степень «схоластики» была не только неизбежна, но и необходима. Нет никакой уверенности в том, что сегодняшние историки имели бы прямой интеллектуальный доступ к Платону, Аристотелю и святому Августину, если бы схоласты не проделали свою кропотливую подготовительную работу. Кроме того, переход от стадии простого сбора данных предложений и их интерпретации ( expositio , catena , lectio ), систематическому обсуждению текстов и проблем ( quaestio , disputatio ) и, наконец, грандиозным попыткам дать всеобъемлющее представление о достижимой истине в целом ( summa ) необходимо было в то же время четким продвижением к интеллектуальной автономии и независимости, которые, чтобы достичь кульминации, как это произошло в XIII веке, в великих произведениях Золотого века схоластики, требовали, кроме того, силы гения, философы, такие как святой Альберт Великий и Аквинский.
С другой стороны, должен был наступить момент, когда господствовавшая озабоченность существующими знаниями уступила место новым вопросам, требующим рассмотрения и ответов, которые могли возникнуть только из непосредственного опыта. К позднему Средневековью процедуры использования и обсуждения предшествующих инсайтов были в значительной степени институционализированы, и возникло очевидное искушение увековечить господство этих процедур, что могло привести лишь к полной бесплодности. Широко распространено мнение, что именно это и произошло в 14 веке в так называемом «упадке» и распаде схоластики.
Схоластики
Школа | Войска | Ресурсы |
«Схоласты» относятся к христианам 13-15 веков.
ученых и богословов.
После распада западной Римской империи в 476 г.
Латиноязычная Европа погрузилась в Средневековье. В 1086 году христианские завоеватели Толедо наткнулись на клад потерянных
книги древних греков и их арабских комментаторов. Корпус
Примерно в это же время было восстановлено римское право.
Университеты вскоре начали появляться
как центры, где ученые собирались, чтобы корпеть над этими новыми старыми писаниями, и
примирить языческую мудрость с христианскими учениями. Известные схоласты
как Фома Аквинский вновь посетил
догматы католической церкви в свете возрождения произведений греческой философии, особенно Аристотеля,
в 13 в.
В то же время Европа начала выползать из Средневековья.
Возрождалась торговля, а вместе с ней и новый класс людей —
купцов с состояниями, которым, казалось, не было отведено места в
традиционные феодальные порядки. Средневековые схоласты развернули свою новую
знания, чтобы попытаться разобраться в этом странном новом мире рынков и
Деньги. Схоласты корпели над вопросами справедливой цены в обмен,
ростовщичество, роль торговцев, неравенство, рабство и т. д.
Среди великих схоластических экономических вопросов был вопрос стоимости
— является ли ценность тем, чем ее называет общество ( Valor impositas ), или
имеют ли вещи внутреннюю ценность ( Bonitas Internalica ).
Такие ученые, как Аквинский, выбрали
первый, но его великий соперник Джон Дан
Предложенное Скотом значение отражено
стоимость производства. Поздние схоласты, такие как Николай
Орем и Джин
Буридан подчеркивал полезность как
источник стоимости.
(См. также наши страницы о древних и исламской экономике
и средневековые университеты. Для продолжения
экономического мышления в 16 веке, см. нашу страницу на Первом
Экономисты).
Отцы Церкви (патристики)
Темные века
Переводчики
Юристы Болоньи
Парижские богословы
Доминиканцы
Францисканцы
Номиналисты
Прочее
Поздняя схоластика
|
HET
|
Ресурсы по школьным предметам
редактор Жак-Поль Минь. |