Что такое таинство причащения: 27. О Таинстве Причащения — Православное образование
Содержание
27. О Таинстве Причащения — Православное образование
27.1. Что такое Причащение?
– Это таинство, в котором под видом хлеба и вина православный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. Постижение этого таинства превосходит человеческое разумение.
Это таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».
27.2. Как и для чего установлено таинство Причащения?
– Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27–28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
27.3. Почему надо причащаться?
– Об обязательности Причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53–56).
Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.
27.4. Как подготовиться к Причащению?
– Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост – телесное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.
Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедоваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.
«Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует Преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям» («Об участии верных в Евхаристии»[1]).
Вместе с тем важно помнить, что сколько бы мы ни готовились к Причастию, – достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.
27.5. Какими молитвами надо готовиться к Причащению?
– Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущим, а утром – утренние молитвы.
По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.
27.6. Как подходить к Причащению?
– Перед началом Причащения причащающиеся заранее подходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать неудобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и диакон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое христианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благоговейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Самого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. Затем следует отойти к специальному столику, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.
27.7. Как часто надо причащаться?
– Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.
Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги – в день их венчания.
Частота участия христианина в таинстве Причащения устанавливается индивидуально по благословению духовника. Наиболее распространенный вариант – не реже двух раз в месяц.
27.8. Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?
– Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старался очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные подвиги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.
27.9. Можно ли причаститься в один день несколько раз?
– Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.
27.10. Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?
– Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпидемий они не заболевают. Это величайшее таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.
27.11. Можно ли целовать крест после Причастия?
– После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.
27.12. Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?
– После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника. Нет такого правила, что причастившиеся не должны в этот день целовать иконы или руку священника. Не запрещено также делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.
27.13. Как вести себя в день Причащения?
– День Причащения – это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Святого Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.
27.14. В любой ли день можно причаститься?
– Причащают во все дни, когда служится Божественная литургия. Литургия не служится в пятницу на Страстной седмице.
В период Великого поста богослужения совершаются по особому расписанию.
27.15. Оплачивается ли Причащение?
– Нет, во всех храмах таинство Причащения всегда совершается бесплатно.
27.16. Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?
– Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.
27.17. Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?
– Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из-за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.
27.18. Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?
– Нет, только в Православной Церкви.
27.19. Как причастить годовалого ребенка?
– Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.
27.20. Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?
– Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником.
Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по необходимости, чтобы не наносить ущерба их телесному здоровью. Детей постарше, с 5–6-летнего возраста постепенно приучают к обычному посту перед Причастием и вообще к взрослому режиму питания и жизни.
Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благословляется причащаться не натощак.
27.21. Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?
– Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.
27.22. Можно ли причащаться беременной?
– Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, молитвой и постом, который для беременных послабляется.
Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в таинствах и молитва родителей.
27.23. Как причаститься болящему на дому?
– Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому таинству.
27.24. Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?
– В период Великого поста малолетних детей причащают по субботам и воскресеньям, когда служится Божественная Литургия. Взрослые, кроме субботы и воскресения, могут причащаться по средам, пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключением дней памяти некоторых святых.
27.25. Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?
– На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.
27.26. Могут ли миряне причащаться на сплошной седмице? Как им в это время готовиться к Причащению? Может ли священник запретить причащаться на Пасху?
При подготовке к Причащению на сплошной седмице разрешается вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвенного правила ко Причащению.
Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чувства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).
Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».
Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».
Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седмицы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из православных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.
27.27. Каковы правила молитвенной подготовки к Причащению?
Объем молитвенного правила перед Причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому Причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед Причащением.
Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трех канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.
27.28. Необходима ли исповедь перед каждым Причащением?
Обязательная исповедь перед Причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.
Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.
«В условиях, когда многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин.
В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди. При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в таинстве Священства» («Об участии верных в Евхаристии»).
[1] Документ одобрен Архиерейским Совещанием 2 февраля 2015 года, принят Священным Синодом
5 мая 2015 года (журнал №1) и утвержден Архиерейским Собором (п. 18 Постановлений).
О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ
Что означает Причащение?
В этом Таинстве под видом хлеба и вина православный христианин вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос. Постижение этого Таинства превосходит разум человека.
Это таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».
Кем установлено Таинство Причащения?
Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом.
Как и для чего Иисус Христос установил Таинство Причащения?
Это Святое Таинство Иисус Христос установил на Тайной Вечери апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Потом взял чашу с вином, благословил еѐ и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27,28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим
Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).
Для чего надо причащаться?
Чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь: без частого Причащения Святых Христовых Таин достигнуть совершенства в духовной жизни невозможно.
Действующая в Таинствах Исповеди и Святого Причащения благодать Божия оживляет душу и тело, исцеляет их, осязательно действует так, что человек-христианин становится чувствительным к своим грехам и немощам, не так легко поддаѐтся греховным делам и укрепляется в истинах веры. Вера, Церковь и все еѐ установления делаются родными, близкими сердцу.
Достаточно ли для очищения от греха одного покаяния, без Причастия?
Покаяние очищает от скверн души, а Причастие наполняет Божией благодатью и препятствует возвращению в душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Кто может причащаться?
Причащаться могут и должны все крещѐные православные христиане после положенной для этого подготовки постом, специальными молитвами и Исповедью.
Как подготовиться к Причащению?
Прежде Причастия требуется сердечное покаяние, смирение, твѐрдое намерение исправиться и начать новую благочестивую жизнь.
Желающий достойно причаститься должен готовиться к этому Таинству несколько дней: больше и усерднее молиться дома, быть на вечернем богослужении накануне дня Причащения.
Молитвой соединяется пост – воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц, и вообще умеренность в еде и питье. Следует проникнуться осознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Надо исповедоваться вечером накануне дня Причащения или утром до Литургии. Перед Исповедью надо примириться как с обидчиками, так и обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Накануне дня Причащения после полуночи нельзя есть, пить и курить.
Какими молитвами надо готовиться к Причащению?
Для молитвенной подготовки к Причащению существует особое правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне вечером четырѐх канонов – Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, к Причащению и особых молитв к Святому Причащению.
Конечно, вечером нельзя забывать о молитвах на сон грядущим, а утром – об утренних молитвах.
Как подходить к Причащению?
После пения «Отче наш» надо приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Святой Чаши. Детей надо пропустить вперѐд. Подходя к Чаше, надо крестообразно сложить руки на груди (правая поверх левой) и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть еѐ.
Подойдя к Чаше, следует внятно произнести своѐ христианское имя, данное при Крещении, широко открыть рот, благоговейно принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать низ Чаши как ребро Христа. Нельзя трогать Чашу и целовать руку священника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.
Как часто надо причащаться?
Это надо согласовать с духовным отцом, так как разные священники благословляют по-разному. Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц.
Иногда священники благословляют и более частое Причащение, но это скорее исключение, чем правило.
Обычно исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в дни своих именин и рождения, супруги – в день их венчания.
Не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Как и сколько поститься перед Причащением?
Как правило, продолжительность поста перед Причастием составляет до трѐх суток. Телесный пост предполагает воздержание от скоромной пищи (от мяса, молока, яиц, масла, а при строгом посте – и от рыбы). Накануне Причастия надо воздержаться от супружеских отношений и с полуночи ничего не есть, не пить и не курить.
Кто не имеет права причащаться?
Не крещѐный в Православной Церкви или крещѐный в других религиозных конфессиях, тот, кто не носит нательного крестика,кто получил запрет священника причащаться,женщины в период месячного очищения.
Причащаться нельзя для «галочки», ради определѐнных количественных норм. Таинство Причащения должно стать для православного христианина потребностью души, без которого становится очень трудно прожить.
Можно ли причащаться беременной?
Надо, и как можно чаще. Это полезно и для матери, и для будущего ребѐнка.
Может ли православный христианин причаститься в какой-либо другой инославной церкви?
Нет, только в Православной Церкви.
В любой ли день можно причаститься?
Каждый день в Церкви происходит Причащение верующих, за исключением Великого поста, во время которого причаститься можно только по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.
Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?
В Великий пост взрослые могут причащаться по средам, пятницам, субботам и воскресеньям, дети – по субботам и воскресеньям.
Можно ли причаститься в один день несколько раз?
Причаститься дважды в день – страшный грех. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.
Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?
Соборование не отменяет Исповедь. На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые или неосознанные.
Как причаститься болящему на дому?
Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и о степени подготовки к этому Таинству.
Как причастить годовалого ребѐнка?
Если ребѐнок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести к завершению Литургии – к началу пения молитвы «Отче наш», и затем причастить.
Можно ли ребѐнку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?
Только в исключительных случаях разрешается причащаться не натощак. Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником. Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства.
Можно ли причаститься, если не был на всенощном бдении? Можно ли причаститься, если постился, но не читал или не дочитал правило?
Прежде всего надо смотреть на своѐ исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если продолжительная молитва несовместима с условиями жизни, не зависящими от желающего причаститься, то лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное – живая вера сердца и раскаяние в грехах. Но в целом этот вопрос священник решает индивидуально.
Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?
На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин, и если люди всѐ-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Не люди созданы для Причастия, а Причастие для людей. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике – как болящие в лечении. А те, кто сам себя считает недостойным и удаляет от Причащения, подобен еретикам и язычникам.
При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки.
В основе решения вопроса о том, как часто надо причащаться, лежит степень подготовленности души, еѐ любовь к Господу, сила еѐ покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.
Если после Причастия ощущается холодность, значит ли это, что причастился недостойно?
Холодность бывает у тех, кто ищет от Причащения утешений, а кто считает себя недостойным, у того остаѐтся благодать. Однако, когда после Причащения в душе нет мира и радости, надо усматривать в этом повод к глубокому смирению и сокрушению о грехах. Но отчаиваться и скорбеть не стоит: корыстного отношения к Таинству быть не должно.
Кроме того, Таинства не всегда отражаются на чувствах, а действуют и сокровенно.
Как вести себя в день Причастия?
День Причащения – это особый день для христианской души, когда она таинственным образом соединяется с Христом. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.
После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно и не возвращаться назад, то есть на прежние грехи.
Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Святыня может быть оскорблена зрением, неосторожным словом, слухом, осуждением. В день Причащения надо умеренно питаться, не развлекаться, вести себя благопристойно.
Следует хранить себя от праздных разговоров, а чтобы их не было, надо читать Евангелие, Иисусову молитву, акафисты, жития святых.
Можно ли целовать крест после Причастия?
После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.
Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?
Такого правила нет, что причастившиеся не должны целовать в этот день икон или руки священника и делать земных поклонов. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.
Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?
Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет.
Оплачивается ли Причащение?
Нет, во всех храмах оно всегда совершается бесплатно.
Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?
С брезгливостью можно бороться только верой. После Причащения верующих оставшиеся дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпидемий они не заболевают. Благодать Божия действует как огонь, попаляющий сердца и утробы, и тем более уничтожающий все микробы.
Почему причастие имеет значение в католической жизни и что значит быть отвергнутым в Евхаристии Евхаристия, ритуал, также известный как Святое Причастие.
Причастие было описано как «источник и вершина всей христианской жизни». Католик, который представляет себя в явном состоянии серьезного греха, это церковное дело было отмечено на страницах национальных газет. Это также вызвало «Заявление о принципах» от 60 католиков-демократов в Палате представителей США, призывающих епископов «не двигаться вперед и отрицать это самое святое из всех таинств».
Как знаток католического сакраментального богословия, позвольте мне высказать некоторые мысли о центральной роли Святого Причастия в католической церкви и о той боли, которую оно может причинить некоторым прихожанам из-за того, что его не принимают.
Евхаристия, одно из семи таинств католической церкви, представляет собой ритуал, в котором, согласно католической теологии, хлеб и вино, освященные священником, действительно становятся телом, кровью, душой и божественностью Иисуса Христа. Такова его центральная роль в католицизме, его называют «источником и вершиной всей христианской жизни».
Католики обязаны причащаться не реже одного раза в год, но на практике многие делают это гораздо чаще во время мессы или католического богослужения.
Почему католиков может беспокоить отсутствие доступа к этой единственной практике, когда, по-видимому, есть много других возможностей для духовного роста как внутри, так и вне католической церкви?
Ответ кроется не только в чувстве несправедливости по поводу отказа в доступе или принуждения к изменению привычки. Это можно найти в истории, практике и богословии самого Святого Причастия.
Евхаристия в раннем христианстве
В годы становления христианства около 2000 лет назад практика ритуальных трапез уже была широко распространена как в еврейской, так и в греко-римской культуре. Раннехристианская евхаристическая практика серьезно относилась к ритуальной силе трапезы, переносящей участников за пределы физического мира, связывая их как с прошлыми событиями, так и с духовными реалиями.
Раннехристианская евхаристическая практика серьезно относилась к ритуальной силе трапезы, переносящей участников за пределы физического мира, связывая их как с прошлыми событиями, так и с духовными реальностями.
На протяжении своего пребывания на Земле Иисус много раз принимал пищу, кульминацией которой стал его «последний ужин», во время которого, согласно библейским отрывкам, он наставлял последователей делиться хлебом и вином, говоря: «Это мое тело, которое для вас. Сделай это в память обо мне».
Ранние последователи Иисуса поклонялись в синагогах и продолжали принимать участие в еврейских ритуалах. Таким образом, Евхаристия вытекала из того же потока, что и пасхальный седер, в котором еврейская традиция говорит, что каждый человек должен считать себя лично освобожденным от египетского рабства.
Тем не менее, христианские ритуальные трапезы были уникальны, потому что они были сосредоточены на Иисусе, распятой жертве Римской империи, который, как верят христиане, «преодолел» смерть, чтобы быть воскрешенным Богом.
Тело Христово
Вся структура Мессы, которая обычно завершается принятием Причастия, заключается в том, чтобы познакомить участников с жизнью, смертью и воскресением Иисуса, чтобы они могли увидеть форму смерти и воскресения жизни. в мире.
Католическое богословие различает три способа описания тела Христова, все они уходят корнями в Библию: есть исторический Иисус, ходивший по земле, тело Христово, присутствующее в хлебе и вине Евхаристии, и, наконец, собрание людей, которые, по выражению апостола Павла, «составляют тело Христово, а по отдельности члены его».
Раннехристианское празднование Евхаристии и размышления о ней не предполагали резкого разделения между присутствием Христа в Евхаристии и людьми, которые ее совершают.
Но полемика XI века о природе присутствия Христа в Евхаристии, которая стала тесно ассоциироваться с историческим Иисусом, положила начало тому, что один ученый назвал «смертельным разрывом» между присутствием Христа в Евхаристии и присутствием Христа. в людях. Католическое богословие двадцатого века восстановило эту глубокую связь между присутствием Христа в Евхаристии и в общине.
Быть отделенным
В самом общем смысле, католики принимают реально присутствующего Христа в Причастии, чтобы они могли быть Христом в мире.
Католики принимают реально присутствующего Христа в Причастии, чтобы они могли быть Христом в мире.
Католики верят, что когда человек потребляет Евхаристию, он включается во Христа и становится связанным с другими, которые также являются частью тела Христа на Земле. Это не просто вопрос индивидуальной веры, но церковного единства и миссии быть Христом в мире.
Поставить себя вне практики Причастия – или быть поставленным вне другим – значит отделиться от той самой практики, которая включает человека в Тело Христово.
Тимоти Габриелли — заведующий кафедрой католических интеллектуальных традиций Гудорфа в Дейтонском университете. Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочитайте оригинальную статью.
Таинство Святого Причастия
В таинстве Святого Причастия Бог использует физические элементы (хлеб и вино), чтобы с молитвой и верой они стали средством особого переживания благодати Божией. Наряду с таинством крещения, Святое Причастие является даром Божьим, осуществленным проповедью Слова и откликом веры.
Некоторые христиане называют это таинство Святым Причастием, подчеркивая тот союз, который оно приносит нам с Богом и другими христианами. Другие называют ее Вечерей Господней, напоминая о той трапезе, на которой Христос учредил таинство. Другие называют его Евхаристией, от греческого слова, означающего благодарение, ибо в этом таинстве мы благодарим за все, что Бог делает для нас в Спасителе нашем Иисусе Христе. Все эти названия справедливо акцентируют внимание на различных аспектах данного нам Христом таинства.
Прошлое, настоящее и будущее значение Святого Причастия
Празднуя Святое Причастие, мы делаем несколько вещей одновременно. Во-первых, мы повинуемся повелению Христа, данному на Тайной Вечере, «делать это в Мое воспоминание» (Луки 22:19; 1 Коринфянам 11:24-25). Однако это особый вид воспоминания; ибо, когда мы причащаемся, оно становится для нас живым знамением крестной жертвы Христа, совершенной за нас раз и навсегда.
В Святом Причастии мы также благодарим Бога за все, что Он сделал, сотворив и поддержав нас, и, прежде всего, за наше искупление в Иисусе Христе. Мы молимся о том, чтобы Святой Дух сделал это таинство нашего распятого и воскресшего Спасителя действенным и реальным для нас, чтобы мы могли получить обновленную уверенность в прощении наших грехов и укрепиться, чтобы жить новой жизнью во Христе для свидетельства и служения в мире. .
Принимая элементы Святого Причастия с верой и молитвой, мы истинно соединяемся с Богом во Христе и Духе. Когда мы объединяемся с другими членами церкви в этом акте поклонения, мы также присоединяемся к верующим всех времен и мест, которые совершали это таинство в прошлом. Более того, участвуя в этой причастной трапезе в настоящем, мы предвкушаем вечный пир вечного и небесного Царства Божьего. Таким образом, в Святом Причастии прошлое, настоящее и будущее сходятся воедино.
Присутствие Христа в Святом Причастии
На протяжении веков было много дискуссий о присутствии Христа в Святом Причастии и о том, как это присутствие связано с физическими элементами (хлебом и вином), используемыми в таинстве. Некоторые церкви утверждают, что, когда Христос сказал: «Это мое тело… это моя кровь…», он хотел оставить нам только поминальную трапезу. Другие настаивали на том, что Христос физически передает нам свое тело и кровь под видом хлеба и вина. Третьи заняли промежуточные позиции.
Моравская церковь всегда старалась не втягиваться в такие споры. Наши ранние богословы иногда говорили об особом сакраментальном присутствии Христа, которое отличалось от осязаемого физического присутствия, но в то же время было больше, чем просто воспоминание об ушедшем друге во время еды и питья. В любом случае, Моравская церковь всегда учила, что мы должны с благодарностью принимать благодать и благословения, которые Бог дает нам в этом таинстве, не пытаясь слишком жестко указать, как присутствует Христос.
Празднование Святого Причастия
В моравском праздновании Святого Причастия акцент делается на благодати и работе Бога для нас в жизни, смерти и воскресении Христа, присутствующих и действующих через Святого Духа. Все должно быть сделано с простотой и достоинством. Вот почему наши служители носят простую белую одежду (стихал), председательствуя при причастии. Это не знак должности или звания, а скорее символическое замалчивание личности и идей министра. В конечном счете, не служитель, а Христос председательствует в таинстве, освящает его элементы и дает благодать по мере того, как эти элементы распределяются и принимаются.
Кто может причащаться
Крещёные члены церкви могут причащаться. Сюда входят те, кто крестился во взрослом возрасте, и те, кто крестился в детстве и подтвердил свое крещение в конфирмации. Крещенные дети, поскольку они могут начать ценить дары Христа в Святом Причастии, также приглашаются к участию в этом таинстве после соответствующей подготовки со стороны родителей и пастырей.
Святое причастие и христианское единство
Акцент на крещении и Святом причастии как дарах благодати Божией помогает объяснить, почему Моравская церковь практикует открытое, а не закрытое общение. Это означает, что члены других христианских церквей приглашаются принять Святое Причастие на наших богослужениях. Мы верим, что в таинстве крещения Бог во Христе делает всех нас членами единой, святой и вселенской Церкви, а не только членами определенной конфессии. Точно так же мы верим, что на Святое Причастие мы собираемся за Господней трапезой, а не за своей, и что причастие предназначено для христиан всех конфессий.
Это не означает, что мы легкомысленно относимся к таинству. Наши службы поощряют молитвенную подготовку перед получением. Мы, однако, не чувствуем себя обязанными проходить богословский экзамен, прежде чем получить это средство благодати.