Что значит поминать: ПОМИНАТЬ | это… Что такое ПОМИНАТЬ?

Разное

Зачем поминать усопших

Оглав­ле­ние

  • Минута мол­ча­ния
  • Чего боятся веру­ю­щие?
  • Заблу­див­шийся летчик
  • Мамина рука
  • Бога­тый род­ствен­ник
  • Наши мерт­вые нас не оста­вят в беде…
  • Слезы, летя­щие к небу

С люби­мыми не рас­ста­вай­тесь!

Почему пра­во­слав­ные хри­сти­ане молятся за своих умер­ших? Что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком после того, как он уми­рает, и нужны ли ему наши молитвы?

Минута мол­ча­ния

Поми­нать умер­ших можно только когда веришь, что они – живы. Эта, пара­док­саль­ная, на первый взгляд, мысль под­твер­жда­ется, тем не менее, даже не цер­ков­ным уче­нием, а обыч­ной чело­ве­че­ской инту­и­цией. “Все там будем…” – так звучит самая рас­про­стра­нен­ная в нашем народе фор­мула поми­но­ве­ния умер­ших. И нужно ска­зать, что это очень глу­бо­кое отно­ше­ние – глядя на чужую смерть, пом­нить о своей соб­ствен­ной. Но есть очень важный момент, кото­рый в этой фор­му­ли­ровке никак не обо­зна­чен: а, соб­ственно, где это – “там”? Что нахо­дится за чертой, кото­рую уже пере­шел умер­ший и кото­рую рано или поздно пред­стоит пере­сечь каж­дому из нас? Если за ней лишь пустота, небы­тие и полное уни­что­же­ние чело­ве­че­ского само­со­зна­ния, тогда сама фраза “все там будем…” лиша­ется вся­кого смысла, поскольку ника­кого “там” в этом случае просто нет и быть не может. Полу­ча­ется, что, поми­ная наших умер­ших даже такой про­стой фразой, мы испо­ве­дуем свою веру сразу в трех серьез­ных фактах:

  1. Био­ло­ги­че­ская смерть не уни­что­жает чело­ве­че­скую лич­ность.
  2. После смерти, лишив­шись тела, чело­век попа­дает в иной, неиз­вест­ный нам пока еще, но вполне реаль­ный мир.
  3. Пере­ход в этот мир – объ­ек­тивно неиз­бе­жен для всех людей, неза­ви­симо от их лич­ного жела­ния.

Когда близ­кий чело­век попа­дает в боль­ницу, мы наве­щаем его, носим ему книги, фрукты и кури­ный бульон в баночке, рас­ска­зы­ваем послед­ние ново­сти и, про­ща­ясь, гово­рим, что завтра обя­за­тельно придем к нему снова. Если кто-то из доро­гих нам людей нахо­дится в заклю­че­нии, мы тоже знаем, как про­явить свою любовь к нему, нам известно, в чем он нуж­да­ется, мы соби­раем ему пере­дачи и шлем посылки, пишем письма, ездим на сви­да­ния, короче – делаем все, что может помочь ему пере­не­сти тяготы лише­ния сво­боды.

Но когда родной чело­век уми­рает, это всегда ставит нас в какой-то тупик. Нет, мы, конечно, не стали любить его меньше, горечь раз­луки даже уси­лила наше чув­ство и помогла понять – как дорог нам тот, кого смерть у нас отняла. Но что делать дальше, как эту нашу любовь выра­зить, как сде­лать, чтобы она дошла до люби­мого и помогла ему, или пора­до­вала его там, где он ока­зался – этого мы не знаем. У нас просто нет опыта бытия там – за гранью земной жизни, мы даже пред­ста­вить себе не можем, что же про­ис­хо­дит с чело­ве­ком после смерти. А когда не хва­тает своего лич­ного опыта, вполне разумно обра­титься за помо­щью туда, где подоб­ный опыт име­ется, – обра­титься к Церкви, кото­рая уже почти две тысячи лет поми­нает своих умер­ших и имеет огром­ное коли­че­ство сви­де­тельств дей­ствен­но­сти молит­вен­ного поми­но­ве­ния усоп­ших. Поэтому очень часто смерть близ­кого чело­века при­во­дит в Цер­ковь даже тех, для кого мнение Церкви нико­гда не явля­лось авто­ри­тет­ным во всех осталь­ных вопро­сах их жизни.

Вообще, без веры в жизнь после смерти, поми­нать умер­ших – довольно бес­смыс­лен­ное заня­тие. В совет­ский период исто­рии нашей страны была такая тра­ди­ция – почи­тать память погиб­ших в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне мину­той мол­ча­ния. Для ате­и­сти­че­ского госу­дар­ства это был очень логич­ный ритуал. Сердце чело­века тре­бо­вало: “Побла­го­дари этих людей. За твое спо­кой­ное и мирное суще­ство­ва­ние они отдали самое доро­гое, что у них было, – свою жизнь. Ты навсе­гда в долгу перед ними, побла­го­дари их”. Но разум воз­ра­жал: “Как можно бла­го­да­рить тех, кого нет? Какие слова можно ска­зать тому, кого не просто нет рядом с тобой – вообще нигде нет, как не было тебя самого до твоего рож­де­ния?”. К небы­тию бес­смыс­ленно обра­щаться с какими бы то ни было сло­вами, здесь дей­стви­тельно оста­ется одно только скорб­ное мол­ча­ние. Как какое-то тор­же­ствен­ное выра­же­ние неве­ру­ю­щим чело­ве­ком своего бес­си­лия перед фактом смерти близ­ких людей.

Для ате­и­сти­че­ского созна­ния воз­можны лишь бес­сло­вес­ные формы поми­но­ве­ния умер­ших, будь то минута мол­ча­ния или поми­наль­ная чарка – молча и не чока­ясь.

Но если чело­век отка­зы­ва­ется пола­гать, что его близ­кие, умирая, рас­тво­ри­лись без следа в миро­вом про­стран­стве, если он верит, что они живы, и наде­ется на буду­щую встречу с ними (пускай даже после соб­ствен­ной смерти), тогда такому чело­веку для выра­же­ния своей надежды, веры и любви просто необ­хо­димы слова. И про­стого, бро­шен­ного походя “…все там будем” здесь уже явно недо­ста­точно. Нужны другие слова – более точные и кра­си­вые, нужно понять – в чем смысл такого поми­но­ве­ния, нужно разо­браться, нако­нец – что же про­ис­хо­дит с чело­ве­ком в этом самом зага­доч­ном “там”, где все мы, в конце концов, должны будем ока­заться.

Чего боятся веру­ю­щие?

Армян­ский поэт X века Григор Наре­каци (почи­та­е­мый в Арме­нии как святой) писал:

Мне ведомо, что близок день Суда
И на Суде нас уличат во многом…
Но Божий Суд не есть ли
встреча с Богом?
Где будет Суд? Я поспешу туда!

Никто на свете не может пред­ска­зать с полной уве­рен­но­стью посмерт­ную участь того или иного чело­века. Но Цер­ковь с уве­рен­но­стью гово­рит о неиз­беж­ном для всех людей собы­тии: после смерти каждый из нас обя­за­тельно встре­тится с Богом.

А вот станет ли эта встреча для чело­века источ­ни­ком вечной радо­сти, или ока­жется для него мучи­тель­ной и невы­но­си­мой – зави­сит уже от того, как сам он прожил свою жизнь. Если он гото­вил себя к этой важной встрече, стре­мился к ней, если всю жизнь глав­ным кри­те­рием оценки своих поступ­ков, слов и даже мыслей для него был вопрос: “А понра­вится ли это Богу?”, то уми­рать такому чело­веку уже не очень и страшно. Нет, конечно, пред­сто­я­щая встреча с Гос­по­дом вызы­вает в его сердце вол­не­ние и трепет. Он лучше, чем кто-либо, знает, как часто его стрем­ле­ние жить пра­ведно раз­би­ва­лось о его же соб­ствен­ную лень, жад­ность, тще­сла­вие, насколько неудач­ной была почти каждая его попытка сде­лать что-то ради Бога, а не ради соб­ствен­ных стра­стей и капри­зов. Но он знает также и другое. Пыта­ясь жить по запо­ве­дям Божьим, он с удив­ле­нием и радо­стью увидал, что Бог любит его даже таким слабым и несо­вер­шен­ным, не спо­соб­ным, по сути, ни на что доброе. Это реаль­ное пере­жи­ва­ние Божьей любви – глав­ная, самая доро­гая цен­ность в жизни каж­дого веру­ю­щего чело­века. Он научился видеть, с какой тро­га­тель­ной забо­той и вни­ма­нием участ­во­вал Гос­подь в его земной жизни. И ему кажется неле­пым даже пред­по­ло­жить, что после смерти Бог отвер­нется от него и сменит эту любовь на без­душ­ную и холод­ную спра­вед­ли­вость. Веру­ю­щего чело­века вол­нует совсем другой вопрос: “А не отвер­нусь ли я сам от Бога при встрече? Не ока­жется ли вдруг, что для меня есть на свете что-то более доро­гое, чем Бог?” Вот этого веру­ю­щий чело­век боится по-насто­я­щему. Но такой страх рас­тво­рен надеж­дой. Бог, вос­пол­ня­ю­щий наши недо­статки и помо­га­ю­щий нам в земной жизни, может и после нашей смерти вос­пол­нить нашу немощь Своим Все­мо­гу­ще­ством. Именно о таком хри­сти­ан­ском отно­ше­нии к себе и к Богу гово­рил Борис Гре­бен­щи­ков в одной из своих ранних песен:

…Но мы идем всле­пую
в стран­ных местах,
И все, что есть у нас, это –
радость и страх.
Страх за то, что мы хуже,
чем можем
И радость о том, что все
в Надеж­ных Руках.

Заблу­див­шийся летчик

Отвер­нув­шись от света, мы рис­куем ока­заться во тьме соб­ствен­ной тени. Если чело­век сделал глав­ным содер­жа­нием своей жизни не стрем­ле­ние изме­ниться к луч­шему, не под­го­товку к этой посмерт­ной встрече со своим Созда­те­лем, если он раз­ме­нял свою жизнь на деше­вые или доро­гие раз­вле­че­ния, на упо­е­ние вла­стью, день­гами или соб­ствен­ной гени­аль­но­стью, тогда у него воз­ни­кают серьез­ные про­блемы. Не научив­шись любить Бога, не увидав Его любви к себе при жизни, наглухо замкнув­шись в скор­лупу соб­ствен­ных стра­стей и жела­ний, чело­век не сможет и не захо­чет быть с Богом и после своей смерти.

Грех ведь тем и стра­шен, что насла­ждаться им чело­век может, лишь пока он жив. Назна­че­ние души – управ­лять телом, и только в их сово­куп­ном суще­ство­ва­нии чело­век может пол­но­ценно жить, дей­ство­вать и изме­нять себя как в лучшую, так и в худшую сто­рону. Смерть отни­мает тело у души и делает ее неспо­соб­ной к какому либо дей­ствию, а значит и – к изме­не­нию. Душа не может больше ни гре­шить, ни каяться; и, какой она стала к моменту смерти чело­века, такой и пре­бу­дет в веч­но­сти. Чтобы это было понят­нее, можно пред­ста­вить, что наша жизнь – авиа­рейс, тело – само­лет, а душа – летчик, кото­рый знает, что запас топ­лива у него огра­ни­чен и поз­во­ляет про­ле­теть, скажем, пять тысяч кило­мет­ров до пункта назна­че­ния. Если он не теряет связь с дис­пет­че­ром и держит верный курс, то несмотря на нелет­ную погоду, плохое само­чув­ствие и непо­ладки в дви­га­теле, он все же дотя­нет до аэро­дрома. Или совер­шит ава­рий­ную посадку где-нибудь непо­да­леку, так что спа­са­тели легко смогут его отыс­кать. Но когда летчик летит наобум, куда глаза глядят, без ори­ен­ти­ров и целей и даже не заду­мы­ва­ется, что с ним будет и где он ока­жется, когда в баках кон­чится горю­чее… Скорее всего, такой горе-пилот окон­ча­тельно заблу­дится, при­зем­лится совсем уж невесть где, да там и сгинет без вести, потому что непо­нятно где искать того, кто летел неиз­вестно куда. А пешком ему оттуда уже не выбраться.

Гос­подь сказал об этом пре­дельно ясно: “В чем застану, в том и сужу”. Это вовсе не озна­чает, будто Богу без­раз­лично, что там с чело­ве­ком было перед смер­тью, и в каком состо­я­нии он умер. Наобо­рот, Цер­ковь гово­рит, что Гос­подь при­зы­вает чело­века на суд в самый бла­го­при­ят­ный для его посмерт­ной участи момент. Каждый из нас уми­рает либо на пике своего духов­ного раз­ви­тия, либо когда Бог видит, что даль­ней­шая жизнь будет изме­нять его душу только в худшую сто­рону. А вот взять пра­виль­ный курс и выве­сти себя на этот свой духов­ный мак­си­мум – чело­век должен уже сам. И никто за него не сможет про­де­лать эту работу, даже Бог.

Но что же могут сде­лать близ­кие для такого поте­ряв­ше­гося лет­чика, чем они могут помочь ему? Они могут многое – рас­ка­лить докрасна теле­фон началь­ника аэро­дрома, до кото­рого не смог доле­теть про­пав­ший пилот, засы­пать пись­мами мини­стер­ство, сту­чать кула­ками по столу в раз­лич­ных каби­не­тах и – тре­бо­вать, тре­бо­вать, тре­бо­вать орга­ни­за­ции новых спа­са­тель­ных и поис­ко­вых экс­пе­ди­ций. Право на такую настой­чи­вость дает им любовь к про­пав­шему.

А наша любовь застав­ляет нас обра­щаться к Богу с прось­бами о про­ще­нии грехов наших близ­ких и об упо­ко­е­нии их “со свя­тыми”. В этом и заклю­ча­ется один из смыс­лов молит­вен­ного поми­но­ве­ния усоп­ших в Пра­во­слав­ной Церкви.

Мамина рука

Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов назы­вал суще­ство­ва­ние души в аду – бытием без бытия, стран­ной формой жизни в отсут­ствие жизни. Эту неспо­соб­ность греш­ной души к дей­ствию мы все, как ни странно, в разной мере испы­тали уже сейчас, при жизни. Навер­ное, любой чело­век хотя бы одна­жды пере­жи­вал состо­я­ние глу­бо­кой депрес­сии, уныния. Когда лежишь на диване, отвер­нув­шись к стене, и никого не хочешь ни видеть, ни слы­шать. Когда даже сол­неч­ный свет мешает жить, и ты бежишь от него, задер­ги­ва­ешь шторы, укры­ва­ешься с голо­вой оде­я­лом только чтобы не видеть мрака, овла­дев­шего твоей душой. Ты еще не умер, но сил и жела­ния жить дальше у тебя уже нет, и кажется, что так теперь будет всегда. И тут в твою темную ком­нату войдет мама. Она не будет спра­ши­вать, что с тобой слу­чи­лось и даже не станет тебя уте­шать. Она просто сядет на кра­е­шек дивана, возь­мет тебя за руку, погла­дит по голове, начнет гово­рить о чем-то совсем неваж­ном ни для нее, ни для тебя… В общем, не сде­лает ничего осо­бен­ного. Но ты вдруг почув­ству­ешь, что черный мешок уныния, в кото­ром ты провел несколько дней, рас­пол­за­ется по швам, и ты снова спо­со­бен жить.

Ока­зы­ва­ется, любовь поз­во­ляет нам делиться с близ­кими самым глав­ным – жиз­нен­ной силой, самой воз­мож­но­стью бытия. На этом прин­ципе Цер­ковь и осно­вы­вает необ­хо­ди­мость поми­но­ве­ния усоп­ших, и воз­мож­ность изме­не­ния посмерт­ной участи тех, кого мы любим и за кого молимся. Да, душа после смерти не может сама изме­нить себя. Но она может изме­ниться бла­го­даря уси­лиям тех, кто остался на земле и помнит о ней. Дело в том, что Цер­ковь – это не просто фор­маль­ное объ­еди­не­ние людей, веру­ю­щих в Бога. Хри­сти­ане состав­ляют в Церкви единый орга­низм, в кото­ром состо­я­ние одного органа опре­де­ляет само­чув­ствие всех осталь­ных. Все мы живые кле­точки живого Тела Хри­стова. Апо­стол Павел напи­сал об этом уди­ви­тель­ные слова: “…Вы – тело Хри­стово, а порознь – члены”, еще: “Не может глаз ска­зать руке: ты мне не надобна; или так же голова ногам: вы мне не нужны”. Физи­че­ская смерть не отры­вает чело­века от Тела Хри­стова. Но те духов­ные болезни, кото­рые он не доле­чил при жизни, теперь изле­чимы только уси­лием всего орга­низма, сам для себя он уже ничего сде­лать не в состо­я­нии.

Как же один чело­век может духовно помочь дру­гому, тем более – усоп­шему? Точно так же, как в орга­низме одна клетка помо­гает другой, пора­жен­ной забо­ле­ва­нием. Чтобы пода­вить вос­па­ли­тель­ный про­цесс в одной части тела, орга­низм вклю­чает иммун­ные про­цессы, кото­рые все силы орга­низма бро­сают на борьбу с забо­ле­ва­нием. Здо­ро­вые клетки берут на себя допол­ни­тель­ную нагрузку, чтобы помочь боль­ным. Так, на войне бойцы не бро­сают ране­ного това­рища, а бережно выно­сят его из-под огня, рискуя при этом собой. Так в походе груз под­вер­нув­шего ногу чело­века рас­пре­де­ля­ется на всех.

Но помочь боль­ному может только здо­ро­вый. Это глав­ный прин­цип духов­ной помощи. В этом суть молитвы за дру­гого чело­века, живого или усоп­шего – неважно. Для того чтобы помочь ближ­нему, мы сами должны заняться своим духов­ным здо­ро­вьем, чтобы иметь воз­мож­ность поде­литься им с люби­мым чело­ве­ком. Пред­по­ло­жим, наш ближ­ний был при жизни гнев­лив, любил зло­сло­вить, пьян­ство­вал и чре­во­угод­ни­чал, был жадным. Значит, мы должны научиться воз­дер­жи­ваться от гнева, удер­жи­вать свой язык от злых речей, соблю­дать посты, раз­да­вать мило­стыню и т.д. Проще говоря, нужно самому начать жить по-хри­сти­ан­ски и тем самым полу­чить воз­мож­ность делиться этой жизнью с нашими усоп­шими через молитву. Любовь реа­ли­зует себя в жертве. И если наше поми­но­ве­ние будет осно­вано на таком хри­сти­ан­ском само­от­вер­же­нии, оно станет для души умер­шего чело­века тем самым при­кос­но­ве­нием любви, кото­рое спо­собно влить в него часть нашей жизни во Христе.

Бога­тый род­ствен­ник

В раз­го­воре о поми­но­ве­нии усоп­ших очень часто упус­ка­ется важный вопрос: а кому, соб­ственно, больше нужно такое поми­но­ве­ние – им, или нам самим? Было бы бес­ко­неч­ной само­на­де­ян­но­стью и дер­зо­стью утвер­ждать, что некто из наших умер­ших близ­ких попал в ад, нуж­да­ется в помощи и его необ­хо­димо выма­ли­вать. У хри­стиан есть запо­ведь не судить ближ­него при жизни. Тем более нелепо выно­сить при­го­вор тому, кто уже окон­чил свое земное стран­ствие и пред­стал перед судом Божиим. Мы можем бес­по­ко­иться за него, как роди­тели бес­по­ко­ятся за сына, уехав­шего учиться в дале­кий город. Но мы не должны забы­вать, что у нас есть в этом городе бога­тый и любя­щий нас род­ствен­ник. Причем, не просто бога­тый – он в этом городе самое глав­ное лицо и решает там все вопросы, чего бы они ни каса­лись. И мы не должны рвать себе сердце пере­жи­ва­ни­ями – этот род­ствен­ник поза­бо­тится о нашем сыне гораздо лучше, чем мы сами. Но эта забота не мешает нам посы­лать ему письма, посылки со вся­кими вкус­но­стями и деньги на кар­ман­ные рас­ходы. Сын может ни в чем не нуж­даться, но наш бога­тый род­ствен­ник очень дели­ка­тен, он не лишает нас воз­мож­но­сти про­яв­лять свою любовь подоб­ным обра­зом. И когда мы звоним и просим его: “Ты, уж не остав­ляй там нашего маль­чика, пожа­луй­ста! При­смат­ри­вай за ним, помо­гай, а то мы тут вол­ну­емся!”, это совсем не озна­чает, что без нашего звонка сын остался бы без под­держки и вни­ма­ния. Просто мы любим его, а он уехал и теперь далеко. И что мы можем сде­лать еще, чтобы выра­зить свою любовь и заботу? Только зво­нить и слать письма с посыл­ками. Так и молитва ко Христу за наших усоп­ших нужна нам самим не меньше, чем тем, о ком мы молимся.

Потому что у всех нас есть такой бога­тый род­ствен­ник. Это – Хри­стос, Кото­рый и воче­ло­ве­чился для того, чтобы сде­лать нас Своими род­ствен­ни­ками по плоти. А род­ствен­ни­ков не судят бес­при­страстно, их судят – с любо­вью. Его суд – не наш суд. Доста­точно вспом­нить, сколько раз в Еван­ге­лии Хри­стос оправ­ды­вает и защи­щает тех, кого люди осу­дили, причем из самых спра­вед­ли­вых сооб­ра­же­ний.

Наши мерт­вые нас не оста­вят в беде…

Бывает, что уехав­ший сын сам отправ­ляет роди­те­лям бога­тые посылки и пере­воды. В исто­рии Церкви немало при­ме­ров, когда молит­вен­ное обще­ние с усоп­шими помо­гало живу­щим решить свои земные про­блемы. Вот несколько при­ме­ров.

У одного свя­щен­ника умерла жена, кото­рую он очень любил. Горечь утраты ока­за­лась для него непо­силь­ной, и он начал пить. Каждый день он поми­нал ее в своих молит­вах, но все глубже и глубже погру­жался в тря­сину алко­го­лизма. Одна­жды к этому свя­щен­нику пришла при­хо­жанка и рас­ска­зала, что во сне к ней яви­лась его умер­шая жена и ска­зала: “Налей мне водки”. “Но ведь ты же нико­гда не пила при жизни”, – уди­ви­лась при­хо­жанка. “Мой муж при­учил меня к этому своим нынеш­ним пьян­ством”, – отве­чала умер­шая.

Этот рас­сказ настолько потряс свя­щен­ника, что он навсе­гда бросил пить. Впо­след­ствии он принял мона­ше­ство. Скон­чался в сане епи­скопа. Звали его – Вла­дыка Васи­лий (Родзянко).

Другой случай. Сту­дент духов­ной ака­де­мии шел на экза­мен, недо­ста­точно хорошо зная мате­риал. В кори­доре на стене висели порт­реты ученых и бого­сло­вов, в разные годы пре­по­да­вав­ших в ака­де­мии. Сту­дент молит­венно обра­тился к одному из давно почив­ших пре­по­да­ва­те­лей, с прось­бой – помочь ему сдать экза­мен. И на всю жизнь запом­нил, насколько явной была эта помощь. Экза­мен он сдал на “отлично”, все время ощущая спо­кой­ную, доб­ро­же­ла­тель­ную под­держку того, к кому он обра­тился. Сту­дент тоже стал мона­хом, а потом – епи­ско­пом. Это – вла­дыка Евло­гий, архи­епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский. А на порт­рете был изоб­ра­жен пре­по­да­ва­тель МДА мит­ро­по­лит Фила­рет (Дроз­дов), впо­след­ствии, кано­ни­зи­ро­ван­ный как Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский (кстати, исто­рию эту вла­дыка Евло­гий рас­ска­зал, когда Синод соби­рал мате­ри­алы для кано­ни­за­ции свт. Фила­рета).

Уди­ви­тель­ный случай молит­вен­ного обще­ния с усоп­шими опи­сы­вает мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний. Одна­жды к нему обра­тился чело­век, кото­рый во время войны слу­чайно застре­лил люби­мую девушку, свою неве­сту. Одним выстре­лом он раз­ру­шил все, о чем они так много вместе меч­тали. Счаст­ли­вую жизнь после войны, рож­де­ние детей, учебу, люби­мую работу… Все это он отнял не у кого-то, а у самого близ­кого и доро­гого чело­века на земле. Этот несчаст­ный прожил долгую жизнь, мно­го­кратно каялся в своем грехе перед свя­щен­ни­ками на испо­веди, над ним читали раз­ре­ши­тель­ную молитву, но ничего не помо­гало. Чув­ство вины не ухо­дило, хотя со вре­мени того зло­по­луч­ного выстрела прошло почти шесть­де­сят лет. И Вла­дыка Анто­ний дал ему неожи­дан­ный совет. Он сказал: “Вы про­сили про­ще­ния у Бога, кото­рому не при­чи­нили вреда, кая­лись перед свя­щен­ни­ками, кото­рых не уби­вали. Попро­буйте теперь попро­сить про­ще­ния у самой этой девушки. Рас­ска­жите ей о своих стра­да­ниях, и попро­сите, чтобы она сама помо­ли­лась за вас Гос­поду”. Впо­след­ствии этот чело­век при­слал Вла­дыке письмо, где рас­ска­зал, что сделал все, как он велел и ледя­ная заноза вины, сидев­шая в его сердце долгие годы, нако­нец, рас­та­яла. Молитва убитой им неве­сты ока­за­лась силь­нее его соб­ствен­ных молитв.

Да и сам мит­ро­по­лит Анто­ний рас­ска­зы­вал, как в труд­ные минуты своей жизни он обра­щался к своей усоп­шей маме с прось­бой помо­литься за него, и много раз полу­чал ожи­да­е­мую помощь.

Когда-то Вла­ди­мир Высоц­кий пел: “…Наши мерт­вые нас не оста­вят в беде, наши павшие – как часо­вые”. Уходя из этой жизни, наши люби­мые ста­но­вятся ближе к Гос­поду и могут хода­тай­ство­вать за нас перед Ним. Поэтому мы и молимся святым, кото­рые кано­ни­зи­ро­ваны Цер­ко­вью. Но нельзя забы­вать, что свя­тыми Цер­ковь счи­тает не только вне­сен­ных в святцы про­слав­лен­ных угод­ни­ков Божиих. Свя­тыми в Церкви названы все хри­сти­ане, освя­ща­ю­щи­еся Пре­чи­стыми Телом и Кровью Хри­сто­выми в таин­стве Евха­ри­стии. И если наш близ­кий при жизни был членом Церкви, испо­ве­до­вался и при­ча­щался святых Хри­сто­вых Тайн, тогда у нас не может быть доста­точ­ных осно­ва­ний счи­тать, что после его смерти он нуж­да­ется в нашем поми­но­ве­нии более чем мы в его молит­вах за нас. Свя­ти­тель Киприан Кар­фа­ген­ский писал: “…Не должно опла­ки­вать бра­тьев наших, по зову Гос­пода отре­ша­ю­щихся от насто­я­щего века. Мы должны устрем­ляться за ними любо­вью, но никак не сето­вать за них: не должны оде­вать тра­ур­ных одежд, когда они уже облек­лись в белые ризы”.

Слезы, летя­щие к небу

Чув­ства, кото­рые мы испы­ты­ваем, когда уми­рает люби­мый чело­век, пре­красно выра­зил в своей “Бал­ладе о про­ку­рен­ном вагоне” поэт Алек­сандр Кочет­ков.

Как больно, милая, как странно
Срас­тясь лист­вой, спле­тясь кор­нями
Как больно, милая, как странно
Раз­два­и­ваться под пилой…
Не зарас­тет на сердце рана,
Про­льется чистыми сле­зами
Не зарас­тет на сердце рана,
Про­льется пла­мен­ной смолой…

Смерть всегда поку­ша­ется на самое доро­гое – на един­ство нашей любви. Она пыта­ется ото­рвать от нас тех, кто делил с нами горе­сти и невзгоды, кто напол­нял нашу жизнь смыс­лом и радо­стью. Мы давно срос­лись с ними, они стали неот­де­ли­мой частью нас самих. И теперь, молясь за усоп­ших, мы про­те­стуем, мы просто отка­зы­ва­емся при­знать закон­ность этого раз­де­ле­ния люби­мых людей на живых и мерт­вых. Бог не созда­вал смерти, и она не имеет ни силы, ни права на наших близ­ких, потому что у Бога – все живы.

Огоньки свечей, кото­рые мы зажи­гаем на пани­хиде, напо­ми­нают по форме слезы. Но слеза капает на землю, а пламя свечи всегда стре­мится вверх. Мы хоро­ним наших близ­ких в могилы, а сердца свои устрем­ляем в небеса, ко Христу и просим Его, чтобы Он поза­бо­тился о тех, кто нам так дорог. А они, быть может, просят Бога поза­бо­титься здесь о нас. Это един­ство вза­им­ной любви во Христе умер­ших и живых людей и есть – Цер­ковь Хри­стова.

В том же сти­хо­тво­ре­нии Алек­сандра Кочет­кова есть еще такие слова:

С люби­мыми не рас­ста­вай­тесь,
С люби­мыми не рас­ста­вай­тесь,
С люби­мыми не рас­ста­вай­тесь,
Всей кровью про­рас­тайте в них!

Пра­во­слав­ные хри­сти­ане не рас­ста­ются со своими люби­мыми даже после их смерти. Каждый день, поми­ная усоп­ших в своих утрен­них и вечер­них молит­вах, мы впи­сы­ваем их в круг нашей жизни. Как если бы они вдруг уехали в дале­кий край, и мы просто давно их не видели. Но при этом мы наде­емся, мы очень верим, что когда-нибудь обя­за­тельно встре­тимся с теми, кого мы так любим, и кто так любит нас…

Потому что всех нас любит Бог.

Журнал «Фома», №8/40

Как делать поминание Всевышнего?

Поминание Аллаха для верующего необходимо, как рыбе вода

«Так поминайте же Меня, и Я вспомню о вас…» (Корова, 152).

Аллах Всевышний – Милостивый и Милосердный, он создатель всего сущего, Он хозяин прошлого, настоящего и будущего. Человеческое сердце не должно переставать совершать поминание Его величия и восхваление Его имени.

Поминание Аллаха для верующего необходимо, как рыбе вода. Без зикра человеческое сердце черствеет, а связь с Господом нарушается. В поминании Всевышнего – счастье обоих миров, помощь и поддержка от Аллаха и очищение души. Именно поэтому Священная Книга Аллаха и Сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует, призывает нас, что бы ни случилось и в любое время поминать Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах отмечает в Коране, что верующие «поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (Али Имран, 3:191) и тем самым сообщает нам о возможности поминания Аллаха в любом состоянии.

В хадисе сказано: «В Судный День человеку покажут время, которое он провел в своей жизни. И он станет сильно сожалеть о каждом часе, который провел без поминания Аллаха».

Зикр выполняется языком, сердцем и телом. Поминание языком заключается в произнесении прекрасных имен Аллаха, в Его восхвалении, в обращении к Нему с молитвой ду`а и в чтении Корана. Поминание телом заключается в полном подчинении всех органов нашего тела повелениям Аллаха и предостережение от запретного. Когда мы говорим о поклонении сердцем, то подразумеваем нашу преданность Ему всем сердцем, всею душой, во всех наших словах, делах и поступках.

Для поминания Аллаха достаточно искреннего намерения, искренности в сердце и произнесения:

  1. Ля иляhа илля ллаh.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самое ценное и достойное, что сказали я и предшествовавшие мне Пророки, – это фраза: «Ля иляhа илля ллаh». «Между рабом, после произношения «Ля иляhа илля ллаh» и Всевышним не существует завес», – сказал Пророк (мир ему и благословение). Всевышний сказал, что фраза «Ля иляhа илля ллаh» является Его двором, и тот, кто вступит в него, будет защищён от Его кары.

«Тот, кто семьдесят тысяч раз произнесёт «Ля иляhа илля ллаh», будет спасён от огня Ада» – сказал Пророк (мир ему и благословение). Сказано, что эта фраза имеет очень много скрытых мудростей, чудес и способностей. Одна из них – очищение сердец. Этот вид зикра подобен абразиву, очищающему ржавчину и грязь, а другие поминания подобны мылу.

  1. Субхана-Ллахи уа би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым.

И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

«(Есть) два слова, которые любит Милостивый, они легки для языка, но тяжелы на Весах: «Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому!».

Также сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто скажет «Субхана-Ллахи уа би-хамди-хи» (слава Аллаху и хвала Ему), тому будет посажена пальма в Раю».

Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: «Не сообщить ли тебе, какие слова Аллах любит больше всего? Поистине, самыми любимыми словами Аллаха (являются слова): «Слава Аллаху и хвала Ему!» (Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи!)» (Муслим)

Передают со слов Абу Малика аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Очищение – половина веры, (слова) «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллахи) наполнят собой Весы, а (слова) «Слава Аллаху и хвала Aллaху» (Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Ллахи) заполнят собой (пространство) между небесами и землёй» (Муслим).

  1. Аль-Хамду ли-Ллахи.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, произносить слова «Слава Аллаху» (Субхана-Ллахи), «Хвала Аллаху» (Аль-Хамду ли-Ллахи), «Нет бога, кроме Аллаха» (Ля иляха илля-Ллаху) и «Аллах Велик!» (Аллаху Акбар!) я люблю больше того, над чем восходит солнце!» (Муслим).

  1. Аллаху Акбар.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришли бедняки из числа мухаджиров и сказали: «Богачи займут (все) высшие ступени и обретут вечное блаженство: они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) у них есть преимущество обладания богатством(, благодаря чему) он совершают Хадж и Умру, принимают участие в борьбе на пути Аллаха и дают милостыню». (Выслушав их, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Так не рассказать ли вам о том, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас и опередить тех, кто придёт после вас, и не превзойдёт вас никто, кроме тех, кто станет делать то же?» Они сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «После каждой молитвы говорите по тридцать три раза «Слава Аллаху» (Субхана-Ллахи), «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллaхи) и «Аллах Велик» (Аллаху Акбар)» (Аль-Бухари; Муслим).

  1. Астагфиру-Ллаха, астагфиру-Ллaха.

Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Закончив молиться, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: «О Аллах, Ты – Мир и от Тебя – мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости!» (Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрами!).
Аль-Ауза’и, который являлся одним из передатчиков этого хадиса, спросили: «Как (следует) просить Аллаха о прощении?», (на что) он ответил: «Говори: «Прошу Аллаха о прощении, прошу Аллаха о прощении» (Астагфиру-Ллаха, астагфиру-Ллaха)» (Муслим).

  1. Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хува ‘аля кулли шай’ин кадирун.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тот, кто сто раз в день скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала и Он всё может» (Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хува ‘аля кулли шай’ин кадирун), (получит) такую же (награду, какая полагается) за освобождение десяти рабов, и запишется ему (совершение) ста добрых дел, и будут стёрты (записи) о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше того, что сделал он, кроме (такого) человека, который сделает ещё больше.

  1. «Аллахумма, гфир ли, ва-рхам-ни, ва-хди-ни ва-рзук-ни!»

Сообщается, что Са’д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один бедуин и попросил: «Научи меня (каким-нибудь) словам, которые я стал бы повторять», (на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал (ему): «Говори «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Аллах Велик, (намного более Велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху, Господу миров! И нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, Всемогущего, Мудрого!» (Ля иляха илля-Ллаху вахдa-ху ля шарикя ля-ху. Аллаху Акбар кябиран, ва-ль-хамду ли-Ллахи кя-сиран ва субхана-Ллахи, Рабби-ль-‘алямина! Ва ля хауля ва куввата илля би-Ллахи-ль-‘Азизи-ль-Хакими!)» (Бедуин) сказал: «Это — для моего Господа, а что же для меня?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Говори: «О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию!» (Аллахумма, — гфир ли, ва-рхам-ни, ва-хди-ни ва-рзук-ни!)».

  1. Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хува ‘аля кулли шаййин кадирун! Аллахумма, ля мани’а ли-ма а’тайта, ва ля му’тыйа ли-ма мана’та ва ля йанфа’у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду.

Сообщается, что аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Закончив молиться и произнеся слова таслима, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно говорил: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему хвала, и Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным пред Тобой окажется богатство обладающего богатством» (Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хува ‘аля кулли шаййин кадирун! Аллахумма, ля мани’а ли-ма а’тайта, ва ля му’тыйа ли-ма мана’та ва ля йанфа’у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду).

  1. Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-джубни ва-ль-бухли, ва а’узу би-кя мин ан урадда иля арзали-ль-‘умри, ва а’узу би-кя мин фитнати-д-дунйа ва а’узу би-кя мин фитнати-ль-кабри).

Передают со слов Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что после завершения молитв посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно обращался к Аллаху за защитой, произнося слова: «O Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от малодушия и скупости, и я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы оказаться дряхлым стариком, и я прибегаю к Твоей защите от искушений мира этого, и я прибегаю к Твоей защите от искушений могилы (Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-джубни ва-ль-бухли, ва а’узу би-кя мин ан урадда иля арзали-ль-‘умри, ва а’узу би-кя мин фитнати-д-дунйа ва а’узу би-кя мин фитнати-ль-кабри).

  1. Аллахумма, а’инни ‘аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя.

Передают со слов Му’аза, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял его за руку и сказал: «О Му’аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя!», а потом он сказал: «Наказываю тебе, о Му’аз, ни в коем случае не забывай в конце каждой молитвы говорить: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, и благодарить Тебя, и должным образом поклоняться Тебе» (Аллахумма, а’инни ‘аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя).

  1. Аллахумма, инни а’узу би-кя мин ‘азаби джаханнама, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжали.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Произнеся (слова) ташаххуда, пусть любой из вас обратится к Аллаху за защитой от четырёх (вещей) и скажет: «О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей защите от мучений Ада, и от мучений могилы и от испытаний жизни и смерти и от зла искушения Антихриста!» (Аллахумма, инни а’узу би-кя мин ‘азаби джаханнама, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжали!).

  1. Аллахумма, гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а’лянту, ва ма асрафту ва ма Анта а’ляму би-хи минни! Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Му’аххыру, ля иляха илля Анта.

Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, становился на молитву, в конце его между ташаххудом и таслимом, он среди прочего часто говорил: «О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и что отложил, что делал тайно и явно, то, в чём я преступил границы, и то, о чём Ты знаешь лучше меня! Ты – Выдвигающий вперёд и Ты – Отодвигающий, нет бога, кроме Тебя!» (Аллахумма, гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а’лянту, ва ма асрафту ва ма Анта а’ляму би-хи минни! Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Му’аххыру, ля иляха илля Анта!).

  1. Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя, Аллахумма, гфир ли.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая свои поясные и земные поклоны (во время молитв), Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно многократно повторял: «Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня! (Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя, Аллахумма, гфир ли!)

  1. Суббухун, Куддусун, Раббу-ль-маля’икяти ва-р-рухи.

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая свои поясные и земные поклоны, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно говорил: «Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа (Суббухун, Куддусун, Раббу-ль-маля’икяти ва-р-рухи).

Сайда Хайат

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Помните определение и значение – Merriam-Webster

помнить · помнить

ri-ˈmem-bər 

переходный глагол

1

: вспоминать или думать снова

вспоминает старые времена

2

архаичный

а

: подумайте о смысле 1b

б

: напомнить

3

а

: иметь в виду для привлечения внимания или рассмотрения

вспоминает друзей на Рождество

б

: награда

запомнить в завещании

4

: сохранить в памяти

запомнить факты, пока тест не закончится

5

: передать привет от

помни меня ей

6

: запись, поминовение

непереходный глагол

1

: проявлять или иметь силу памяти

2

: иметь воспоминание или воспоминание
запоминаемость

ri-ˌmem-b(ə-)rə-ˈbi-lə-tē

существительное

запоминающийся

ri-ˈmem-b(ə-)rə-bəl

имя прилагательное

памятник

ri-ˈmem-bər-ər

существительное

Синонимы

  • флэшбэк (к)
  • вернуться (к)
  • вспомнить (к)
  • прислушаться (к)
  • разум [ вождь диалект ]
  • отзыв
  • вспомнить
  • вспоминать (о)
  • воспроизвести
  • думать (о)

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

я помню мой первый день в школе, как будто это было вчера.

Ты помнишь меня? Я работал с вами много лет назад.

Помните , когда мы ходили в поход прошлым летом?

Я помню, как говорил ему не делать этого, но он все равно это сделал.

я помнишь как это было.

Сколько себя помню , я никогда не опаздывал на встречи.

Я не мог вспомнить как пишется ее имя.

Я не могу вспомнить куда я положил эту книгу.

я вспомнил , что я забыл свой бумажник дома.

Что я собирался спросить у него? Я не могу вспомнить .

Узнать больше

Недавние примеры в Интернете

Те, кто помнит много неурожайных сезонов здесь до прихода Бобби Орра осенью 1966 года, тогда мысль о сезоне с 65 победами была бы чистым абсурдом.

— Кевин Пол Дюпон, BostonGlobe. com , 17 декабря 2022 г.

Дети растут быстро, так что помогите маме в вашей жизни навсегда запомнит этот значимый момент с помощью набора для отпечатков детских ладоней.

— Марк Сток, Men’s Health , 17 декабря 2022 г.

По словам Надорффа, пробуждение от фазы быстрого сна, когда снятся сны, — единственный способ вспомнить кошмар.

— Джейкоб Ливси, USA TODAY , 17 декабря 2022 г.

Соффер говорит, что важно помнить что горе не является линейным опытом.

— Эбони Джозеф, Good Housekeeping , 17 декабря 2022 г.

Ее последний совет: помните, , что создатели света постоянно вокруг нас.

— Эллен Макгирт, Fortune , 16 декабря 2022 г.

В то время как многие могут предположить, что пиклбол — это более медленный и менее травматичный вид спорта, эксперты Mayo Clinic говорят, что важно помните , что травмы от игры в пиклбол могут быть и случаются.

— Джейсон Хауленд, Chicago Tribune , 16 декабря 2022 г.

Командир подразделения получил такие тяжелые травмы головы в результате удара, что его тошнило, он был дезориентирован и не мог вспомнить события на поле боя, и вскоре ему пришлось бы госпитализироваться, свидетельствуют внутренние документы бригады.

— Пол Сонн, 9 лет.0133 Washington Post , 16 декабря 2022 г.

Мустафа изо всех сил старается помнить хорошие времена и лелеять эти воспоминания.

— Кристина Холл, Detroit Free Press , 15 декабря 2022 г.

Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «запомнить». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Среднеанглийское remembren , от англо-французского remembre , от позднелатинского rememorari , от лат. re- + позднелатин. memorari помнить о, от лат.

Путешественник во времени

Первое известное использование , помните , было
в 14 веке

Посмотреть другие слова из того же века
переплавлять

Помните

вспоминая

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«Помните.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/remember. По состоянию на 26 декабря 2022 г.

глагол

помнить · помнить

ri-ˈmem-bər

1

: довести до ума или подумать еще раз

вспоминает старые времена

2

а

: иметь в виду для внимания

вспомнить друзей на Рождество

б

: награда запись 1 чувство 1

было запомнилось в завещании

3

: оставить на память

запомнить факты для теста

4

: передать привет от

помни нас твоей семье

запоминающийся

-b(ə-)rə-bəl

имя прилагательное

памятник

-bər-ər

существительное

Еще от Merriam-Webster на

помнят

Нглиш: перевод помнят для говорящих на испанском

Britannica English: перевод помнят для говорящих на арабском языке

Последнее обновление:

— Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

безмятежный

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Слова, названные в честь людей

  • Тёзка купальника Жюль Леотар какую профессию имел?
  • Пожарный
    Судить
  • Хирург
    Акробат

Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-нибудь по ходу дела.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

ИГРАТЬ

Помните определение и значение | Словарь.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Связанное содержимое
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[ ri-member ]

/ rɪˈmɛm bər /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: помнить / помнить / вспоминать на Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


глагол (используется с дополнением)

вызывать в уме действие или усилие памяти; подумай еще раз: я постараюсь вспомнить точную дату.

сохранить в памяти; иметь ввиду; быть в курсе: Помните о вашей встрече со стоматологом.

чтобы (что-то) снова пришло в голову: я только что вспомнил, что сегодня твой день рождения.

иметь в виду (человека) как достойного подарка, вознаграждения или вознаграждения: Компания всегда вспоминает о нас на Рождество.

дать чаевые, пожертвование или подарок: в память о нуждающемся человеке.

упомянуть (человека) другому в качестве приветствия: Помни меня своей семье.

(прибора, компьютера и т. д.) для выполнения (запрограммированного действия) в более позднее время или в соответствии с заранее установленным расписанием: Кофейник запоминает начало приготовления кофе в 7 часов утра каждый день.

Архаичный. напомнить.

глагол (используется без дополнения)

обладать или проявлять способность памяти.

иметь воспоминание (иногда следует из): Старик вспоминает о своей юности.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ДЛЯ помнить

1, 2 забыть.

См. антонимы для запоминания на Thesaurus.com

ВИКТОРИНА

ВЫ СПОКОЙТЕСЬ ИЛИ НА ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение запоминания

Впервые записано в 1300–1350 гг.; Среднеанглийское remembren, от старофранцузского remembre, от позднелатинского rememorārī, что эквивалентно re- + латинское memor «внимательный» (см. память) + суффикс инфинитива -ārī

изучение синонимов слова запомнить

1. Вспомнить, вспомнить, вспомнить относятся к возвращению в сознание вещей, которые существуют в памяти. Помнить подразумевает, что нечто существует в памяти, хотя на самом деле не присутствует в мыслях в данный момент: вспомнить дни своего детства. Припоминание подразумевает произвольное усилие, хотя и небольшое: вспомнить слова песни. Воспоминание подразумевает серьезное добровольное усилие вспомнить какой-то определенный желаемый факт или вещь: я не могу вспомнить точные обстоятельства.

ДРУГИЕ СЛОВА ОТ слова помнить

помнить, прилагательное, помнить, помнить, прилагательное ·член ·прилагательное

Ближайшие слова помнить

лечебное чтение, исправление, исправление, безнадежный, средство, помнить, Помни Аламо!, Помни Мэн, память, День памяти, Воспоминание о прошлом

Dictionary.com Unabridged
Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022 г.

Слова, связанные с запоминанием

отмечать, получать, учиться, оглядываться назад, припоминать, узнавать, заново переживать, напоминать, обдумывать, цитировать, выявлять, вызывать, закреплять, извлекать, увековечивать, запоминать, помнить, вспоминать, вспоминать, сохранять

Как использовать запомнить в предложении

  • Я помню, когда он начал заниматься политикой, и я жил на 9-й и Франклин, и я видел его.

    Трейлер: Первый штат идет последним|Дэвид Вайгель|15 сентября 2020 г.|Washington Post

  • Нет конца 2020 году, который заставит нас помнить его как великий год, но когда целый год можно сравнить с колоноскопией, пара месяцев «не так уж плохо» может принести нам всем много пользы. хороший.

    Чем 2020 год похож на колоноскопию|джейкмет|10 сентября 2020|Fortune

  • «Это не нормально», — вспоминает Питер, как сказал тогда Поттсу.

    Женщина, предложенная бывшим вице-губернатором Аляски, впервые рассказывает свою историю | Кайл Хопкинс и Мишель Терио Бутс, Anchorage Daily News | 10 сентября 2020 г. | ProPublica

  • Рорк помнит, как сидел в машине своего назначенного водителя и несколько минут ждал друга на заднем сиденье, когда на заднее сиденье осветился фонарик.

    Те, кто наказан за подстрекательские высказывания, говорят, что их единственным преступлением было возражение|Кейт Нуччи|9 сентября 2020 г.|Голос Сан-Диего

  • Эта большая сеть облегчает изучение и запоминание вещей.

    10 лучших советов о том, как учиться лучше, а не дольше|Кэтиэнн Ковальски|9 сентября, 2020|Новости науки для студентов

  • План состоит в том, чтобы растянуть это как можно дольше, затем, вероятно, забыть об этом, а затем внезапно вспомнить.

    Создатель «Лучника» Адам Рид раскрывает секреты 6-го сезона, от сюрреалистических сюжетных линий до жизни после ИГИЛ|Марлоу Стерн|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Я помню, Х. Джон Бенджамин сказал мне, что это слишком -поздние извинения за Хиросиму и Нагасаки.

    Создатель «Лучника» Адам Рид раскрывает секреты 6-го сезона, от сюрреалистических сюжетных линий до жизни после ИГИЛ | Марлоу Стерн | 8 января 2015 г. | DAILY BEAST

  • Книга Лэйси Нунан «Вспомнить гронки» делает «50 оттенков серого» похожими на мадам Бовари с точки зрения литературной изощренности.

    «Гронка, чтобы помнить» Быстрое чтение: 8 самых озорных эпизодов|Эмили Шайр|7 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • А что касается стендапов, я помню, что мне нравились Джордж Карлин и Стив Мартин.

    Кофейная беседа с Фредом Армисеном: о «Портландии», встрече с Обамой и величии Тейлор Свифт | Марлоу Стерн | 7 января 2015 г. | DAILY BEAST

  • Я помню, как вся наша музыка появилась на Spotify в одночасье, и нас никто не спрашивал.

    Белль и Себастьян больше не такие застенчивые|Джеймс Джойнер|7 января 2015|DAILY BEAST

  • Не отдавай свое сердце печали, но изгони ее от себя: и помни о последнем конце.

    Библия, Версия Дуэ-Реймса|Разные

  • И помните, согласно нашей гипотезе, это наилучшая возможная форма и организация этого урока.

    Спасение цивилизации|H. Г. (Герберт Джордж) Уэллс

  • Ускорьте время и помните конец, чтобы они могли провозгласить ваши чудесные дела.

    Библия, Версия Дуэ-Реймса|Разные

  • Мы должны помнить, что его повседневная жизнь, в которой дом соблюден, помогает произвести на него впечатление регулярности форм.

    Пути детей|Джеймс Салли

  • Отныне он должен вспоминать Уинифред только тогда, когда его меч был у горла какого-то несчастного мятежника, взывающего о пощаде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts