Чудо михаила архангела: Чудо архангела Михаила в Хонех • Arzamas
Содержание
Архангел Михаил совершил чудо, в честь которого назвали монастырь в Кремле. Что за чудо и куда исчез монастырь? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий молился об избавлении города от «мора» и вдруг увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего меч в ножны. И эпидемия пошла на спад. А мавзолей стал Castel Sant’Angelo — «замком святого Ангела». Это лишь одно из множества чудес, связанных с именем архистратига. Но для истории его почитания на Руси первостепенное значение имеет чудо в Хонех.
«Если кто скажет горе сей…»
На знаменитой иконе из кремлевского Архангельского собора, изображающей архистратига Михаила «с деяниями», большинство клейм посвящены ветхозаветным сюжетам: явлению Иисусу Навину у стен Иерихона, борьбе с Иаковом, спору с дьяволом о теле Моисея.
И лишь одно клеймо относится к христианским временам: на нем архангел Михаил ударяет жезлом о землю, направляя в расселину два горных потока. Рядом изображена церковь и согбенный старец, обращающийся к архистратигу с молитвой.
Архангел Михаил с деяниями, 1410-е годы, Архангельский собор Московского Кремля
По преданию, чудо в Хонах (по-славянски — «в Хонех») произошло в IV веке во Фригии, неподалеку от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа (на месте разрушенного в 64 году землетрясением города Колоссы, жителям которого адресовано одно из посланий апостола Павла). Там находился храм во имя архистратига Михаила, а около него — целебный источник. В этих местах как-то особенно не любили христиан: здесь по преданию принял мученическую смерть апостол Филипп и чуть было не погиб апостол Варфоломей.
В Михайловском храме 60 лет служил пономарем благочестивый человек по имени Архипп. Но в своем озлоблении на христиан вообще и на Архиппа в частности местные язычники задумали уничтожить церковь вместе с пономарем и, соединив в одно русло две горные реки, направили их на храм.
Архипп взмолился архистратигу Михаилу, и тот ударом жезла открыл в горе широкую расселину и повелел потоку устремиться в нее.
Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, от греческого — «воронки», «расселины».
Как архангел Русской Церкви помог
Обычно на иконах «Чудо в Хонех» изображается сам момент явления архангела: крупная фигура архистратига, храм, старец и поток воды, делящий пространство иконы пополам. Но встречается и другой вариант: на нем архангел в царском облачении изображается крупно, фронтально, с хрустальной сферой в руке, а святой Архипп в углу иконы припадает к стопам небесного покровителя своего храма.
Но почему из всех преданий об архангеле Михаиле именно этот сюжет вошел в самые распространенные на православной Руси книги — Прологи, Четьи Минеи, Торжественники, переписывался в самых разных сборниках?
В 1357 году 6 сентября (19 сентября по новому стилю), в день церковного праздника в честь Чуда в Хонех, по молитвам митрополита Московского Алексия, приехавшего в Орду по приглашению хана Джанибека, прозрела ослепшая от неизвестной болезни жена хана Тайдула.
В знак благодарности святитель Алексий получил перстень Чингисхана, ярлык, освобождавший Русскую Церковь от дани Орде, и участок земли в московском Кремле, тот, где стояла ханская конюшня. Вернувшись в Москву, митрополит велел ее снести и на этом месте заложил каменный храм в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, давший начало будущему Чудову монастырю, снесенному в XX веке большевиками.
Чудов монастырь
История этого монастыря неотделима от истории Русской Церкви и государства, в которой хватало всякого.
В 1441 году в него заточили митрополита Исидора, грека, подписавшего печально знаменитую Флорентийскую унию с католичеством. В 1612-м он стал местом мученической кончины Патриарха Гермогена, уморенного голодом поляками. В 1812 году в нем расположился штаб Наполеона, а в алтаре собора маршал Даву устроил свою спальню. А в 1905 году в подклете Алексеевской церкви нашел упокоение московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович, убитый тут же, в Кремле, террористом Каляевым.
После революции монахов из обители разогнали, а в монастыре открыли сперва какой-то кооператив «Коммунист» и избу-читальню, а потом кремлевский Лечсанупр. А в 1930 году Чудов монастырь и вовсе снесли. Да так торопились, что даже не дождались, когда художник Корин закончит демонтаж особо ценных фресок, так вместе с фресками и уничтожили. Хорошо хоть дали перенести мощи святителя Алексия сперва в Архангельский, а потом в Елоховский собор, а иконы — в Оружейную палату и Третьяковскую галерею.
Чудов монастырь. Фото 1883 г.
***
Но есть в Церкви такое поверье: даже если храм разрушен до основания и осквернен, его ангел-хранитель до скончания века пребывает у того места, где был престол и совершалась Божественная литургия. А уж тем более, если это сам архистратиг небесных сил! Недаром же в Откровении Иоанна Богослова он выступает как главный полководец в войне против дракона-дьявола и прочих падших ангелов. И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… (Откр 12:7–9).
Чудо Архангела Михаила в Хонех
День памяти о чудодейственном явлении св. Архангела Михаила, бывшего в Коласаех, которое называем также «чудом в Хонех», совершается 19 сентября (6 сентября ст. ст.). Событие имело место в IV веке, когда отживавшее свой век язычество еще продолжало активно бороться против набиравшей все большую силу христианской проповеди. В то время во Фригии, недалеко от города Иераполя (ныне западная часть современной Турции), в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила, около храма истекал целебный источник. Этот храм был сооружен одним благочестивым жителем города Лаодикии в память об исцелении болящей дочери, немой от рождения: св. Архангел явился ему в сонном видении и повелел дать девице испить воды из своего целебного источника. Исполнив повеление Архангела, девица тут же обрела дар речи, тогда сама она и все ее сродники приняли святое крещение, а усердием благодарного отца был воздвигнут также и храм в честь Архангела Михаила.
Прослышав о чуде, к храму стекались не только христиане, но и язычники с тем, чтобы оставить прежнее свое нечестие. Этому очень действенно способствовал благочестивый старец Архип (прп. Архип, 6 сентября), около шестидесяти лет неотлучно пребывавший при храме и исполнявший пономарскую службу. Своею проповедью и богоугодным житием он многих отвращал от идолопоклонства и приводил в познание истины. Тогда наиболее закосневшие в своих заблуждениях язычники задумали вовсе уничтожить храм и погубить святого Архипа и решились на сложнейшее по тем временам инженерное предприятие. Поскольку храм располагался в горной местности, то они, проложив новые русла для двух близлежащих горных рек, направили их течение воедино, в сторону храма, чтобы сильным потоком разнести все его строение. Но по молитве прп. Архипа Архангел Михаил в самый решающий момент явился видимым образом на месте предполагаемого слияния рек и ударом жезла открыл в горе широкую расселину, куда и устремился весь бурлящий водный поток.
Храм остался неповрежденным, а посрамленные язычники в ужасе разбежались. Святой же Архип и собравшиеся около храма христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что означает «отверстие», «расселина». В народе этот праздник получил название Михайлова дня или Михайлова чуда.
Богослужение в день памяти чуда Архангела Михаила в Хонех
День воспоминания о совершенном Архангелом Михаилом чуде был настолько значимым, что Византийская Церковь уже в самое раннее время установила для него специальное празднество, ежегодно отмечаемое 6 сентября. К этому дню в служебных минеях было приурочено чтение древнего литературного памятника «Сказание о чуде в Хонех», отредактированного в X в. Симеоном Метафрастом. В настоящее время по уставу служба этого праздника шестеричная: кроме минеи, читается канон в Октае, Великое Славословие на Утрени не поется. Минейный канон архангелу Михаилу от 6-го сентября вычитывается также дополнительно и 8-го ноября, на день его собора, большинство стихерных песнопений общие для двух праздников.
Чиноначальник вышним силам, Михаил предстатель Божественным чином днесь, к торжеству нас призва, иже всегда с нами ходя, и сохраняя всех от всякого дияволя обстояния. Приидите убо празднолюбцы и христолюбцы, цветы добродетелей вземше, чистыми помысла и совестию благою, архангелов собор почтем. Той бо Богу непрестанно предстоя, и трисвятую песнь воспевая, молит спастися душам нашим (стихера дню).
Общецерковное почитание Архангела Михаила
Св. Архангел Михаил является высшим чиноначальником всех небесных сил бесплотных. В Церкви он почитается как покровитель и защитник народа Божия — сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя; теперь же, после отпадения евреев, он стал хранителем Нового Израиля, т.е. всего православного христианства.
Михаил же начальник сый небесных воинств, избавляет нас от всяких бед и скорбей, недуг и злых грехов. Первый бо ангелом, и вместо денницы поставлен бысть.
Его же света не стерпе видети, спадый денница (пролог, 8 ноября).
Свт. Григорий Великий пишет, что в то время, как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.
По общепринятому церковному преданию считается, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Известны и другие многочисленные примеры явления чудодейственной помощи св. Архангела в Ветхом Завете.
В Новом Завете особенно значимое упоминание об Архангеле Михаиле приводится в Откровении св. Иоанна Богослова:
И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним (12:7).
Св. Архангел Михаил почитается также покровителем душ умерших, здесь известен иконографический сюжет, показывающий св. Архангела с весами, измеряющими души человеческие. По преданию, ему дана будет власть, чтобы пробудить последней трубою всех от века усопших для предстояния на Страшном Суде Христовом.
Почитание Архангела Михаила на Руси
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига (Русская летопись).
Так, согласно церковному преданию, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород». Перед началом решающих сражений русские князья чаще всего прибегали к предстательству начального воеводы небесных сил и победителю лукавых демонов.
Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига.
В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона «Благословенное воинство» (1550), где святые воины, князья русские, изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Иконография «Чуда в Хонех»
Наиболее древней иконой считается «Чудо в Хонех», написанная на оборотной стороне иконы Богоматери Грузинской (Иерусалимской) — ранее выносной иконы XV в., принадлежащей ныне Третьяковской галерее. По-видимому, ближайшим прототипом этого произведения является икона «Чудо в Хонех» из афонского монастыря Хиландар, находящаяся ныне в Национальном музее в Белграде.
Икона конца XV в. из Русского музея восходит к иконографии XIII в.: два мощных светло-голубых полукружия рек вертикально низвергаются в центр пронзаемого жезлом Архангела Михаила камня и членят композицию пополам, образуя как бы две арки. Внутри левой арки изображен величественный св. Архангел Михаил; справа — белый одноглавый храм, на фоне которого выделяется стоящий в молитвенной позе пономарь Архип. Над ними помещены крошечные фигурки язычников с лопатами в руках. Икона очень выразительна; в ней наглядно представлена идея чудодейственной силы началовождя Божественных чинов Архангела Михаила и необоримость веры Христианской. Текст надписи в нижней части иконы гласит:
Чудо Архистратига Михаила на месте, нарицаемом Хиротопа, идеже искипе святая вода силою Христовою, творяще исцеления недужным. Многие лики прихождаху, исцеляеми, вероваху Господу нашему Исусу Христу, и крещахуся; и создана бысть церковь во имя св. Архангела Михаила над святою водою…
Чудов монастырь
Знаменитый по своей истории Чудов монастырь в Московском Кремле был основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды, Джанибека, прозревшей молитвами Алексия.
В 1501-1503 годах древнюю церковь Архангела Михаила сменил храм, возведённый итальянскими мастерами.
Монастырь связан с историей Лжедмитрия I, который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, — активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. В 1612 году в монастыре был уморен голодом патриарх Гермоген.
Про Чудов монастырь упоминает в своем «житии» и св. свщмч. Аввакум, рассказывая о начале гонений на старообрядчество:
Таже Никон в памяти пишет: «Год и число. По преданию де святых отец и апостол, не подобает метания творити на колену, но в пояс бы вам класть поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились». Мы же, сошедшиеся со отцы, задумалися; видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали. Неронов мне приказал церковь, а сам скрылся в Чюдов, седмицу един в полатке молился.
И там ему от образа глас бысть во время молитвы: «Время приспе страдания, подобает вам неослабно страдати!»
В 1930 году Чудов монастырь был уничтожен. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был взорван по приказу безбожных властей в ночь на 17 декабря 1929 года под предлогом освобождения места для размещения военной школы, где должны были проходить обучение кремлёвские курсанты. Сохранившиеся фрагменты фресок в настоящее время находятся в Третьяковской галерее, Историческом музее, Музее Андрея Рублёва (все в Москве).
Древняя молитва Архангелу Михаилу
Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре и пользуется широкой известностью, как у старообрядцев, так и у новообрядцев, особенно у монашествующих. Считается, что если кто-то будет в дополнение к общему правилу присовокуплять на каждый день и молитву Архангелу, то встретит в его лице ходатая за свою душу пред Престолом Божиим, чтобы избавиться от осуждения и войти в Царство праведных.
Существует несколько вариантов этой древней молитвы, настоящий текст приводится по рукописи из женского старообрядческого монастыря в Улейме:
Господи, Исусе Христе, Великий Царю Безначальный, Невидимый и Несозданный, седяй на престоле со Отцем и со Святым Духом славимый от небесных сил бесплотных, посли , Господи, Архангела Своего Михаила на помощь мне грешному рабу Твоему (имя рек), избавитимися врагов моих видимых и невидимых. О, великий архангеле Михайле, излей миро благо на рабе твоем (имя рек), ты бо еси демоном сокрушитель и бесам прогонитель, избави мя лукавых козней навета и стужения человек лукавых, призри на мя недостойного раба твоего (имя рек) и запрети им всем врагом борющимся со мною, видимых сотвори яко овец, а невидимых яко прах пред лицем ветра. О великий святый архангеле Михайле, первый княже и воеводо ангелом и архангелом, херувимом и серафимом и всем небесным силам безплотным, буди помощник мне грешному рабу твоему в бедах и скорбех и в печалех, и на распутиях, на морях и на реках, и по сухому пути тихое пристанище буди и спутие, пособи и укрепи и избавимися прелести диявольския.
О великий архангеле Михайле, услыши глас раба твоего (имя рек), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, и услыши молитву мою, ускори на помощь мою, и победи вся сопротивляющиеся мне и прожени от мене всякие нечистоты и нечистыя духи, силою честнаго и животворящего Креста Господня и святаго и тридневнаго Воскресения, и молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, и святых ангел и архангел, херувимов и серафимов и всех святых, всегда ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Поучение Святого Василия и сказание ангеловы повести к верным
Ангел Господень сказует слово от Господа, ко мнящимся верным християном, а страха Божия не имущим, глаголя сице: горе человеку тому, иже гнев имея на кого любо, или сварився, или бився с кем, или кому зло сотворив, или на кого зло каково в сердце имея, а не простясь с ним, идет в церковь Божию, противяся верным и кротким человеком, имже наследовати землю обетованную обещано и покой.
Или аще свещу, или просфиру, или ино кое приношение принесет, или дору яст, или Евангелие целует сый в злобе, достоин есть таковый муце вечней, и смоле присно кипящей, и огню негасимому.
Горше же того, и велми горее убийства, и душегубства, и еретичества, и всякого зла злее, и всякия пагубы пагубнее, егда кто приступает к Пречистому Телу и Крове Христове, а гнев держа на кого, или сварився, или бився, или кого оклеветал, или кого свадил с кем, или помня зло на кого, то неумолим суд таковый восприимет, и без милости муку вечную, лучше бы таковому не родитися: горши бо жидов, и еретик осудится, зане недостойне приемлет Пречистое Тело и Кровь Господню.
Егда бо кто приступает ко Пречистому Телу и Крови Господа нашего Исуса Христа Сына Божия, вземлющаго грехи всего мира, и слыша глаголемая: вонмем, святая святым: се бо речено есть о причащении Святых Таин, рекше достойным и верным человеком: и сый недостоин приступает к Пречистым Тайнам Христовым, тогда небо и земля, и преисподняя вся потрясутся, и превышния небесныя силы вся вотрепещут, и вся мысленныя воинства страхом одержими бывают, видяще человеческое естество, на земли всяку неправду деющее.
Слышасте любимии ангелову повесть, сказану святым Василием. Слышасте ли, како святии ангели не согрешше трепещут и боятся, то како мы грешнии убежим вечных мук, толика наказание и учения не слушающе, толика страха и боязни не ужасающеся.
Но се вам буди известно слово Господне, еже рече: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царство Небесное, но творяй волю Отца Моего.
Се же есть воля Божия, еже имети страх Его в сердцы своем, и еже имут ангели Его, смирение, покорение, кротость, беззлобие, благоумие, трезвение, послушание, внимание, и прочая вся добрая дела: та бо суть ангельская дела. Да аще быхом братие и мы таковая имели дела, то далече бы отбегли от нас вечныя муки, и Царство Небесное недалече бы от нас было, и со ангелы вкупе радовалися быхом.
А се суть сатанина дела, и слуг его, гордость, величание, презорство, злое непокорство, и нечистое пиянство, со всякою злобою, ихже ради сатана отпаде славы Божия, окаянным несмысльством: егоже гордость и величание приемше жидове, не яша веры Сыну Божию, и муце вечней достойни быша, со учителем своим дияволом, егоже учения нам не буди прияти братие.
Но буди нам прияти учение пророческое, и апостольское, и отеческое, и о том учении получити жизнь вечную, и Царство Небесное, со всеми сотворшими волю Божию, и ходившими по заповедям Его: да и мы братие потщимся тому учению последовати. («Златоуст», сл. 41-е).
Чудо в Хоне от Архангела Михаила
Михаил, великий и главнокомандующий бестелесными воинствами Божьими, как до воплощения, так и после, проявлял сострадание и заботу о человеческом роде [Нав. 5:13-15; Дэн. 10:13, 12:1; Иуды 1:9; Откр. 12:71. Он даровал много благ на земле до пришествия Христа, а после еще большую заботу и любовь проявлял к христианам. Колосс был древним городом южной Фригии, обширной западной части Анатолии, нависавшим над Ликосом (притоком Меандра) в верхней части ее течения. Город находился примерно в десяти милях от Лаодикии и в тринадцати от Иераполя [Кол. 2:1, 4:13, 15,16; Откр. 1: 11]. Три города составляли единую сферу миссионерской деятельности Епафраса, жителя Колосс [Кол. Когда евангелист Иоанн Богослов пришел в азиатский город, называемый Ефес, между пределами Ионии и Лидии, он нашел многих людей, прельщенных заблуждением идолопоклонства. Особо почитали Артемиду, которая в античном мифе была отважной женщиной-охотницей. Греческие язычники того времени называли ее богиней и приносили ей большие жертвы. Когда евангелист Иоанн был в городе со святителем Прохором, он воздел руки к небу и долго с воздыханиями молча просил Бога. В одном из селений Лидии святой Иоанн Богослов встретился с апостолом Филиппом и его сестрой святой Мариамной. Они ушли с ним в землю Фригии. Там они вошли в город, также известный как Иераполис (Памуккале), на границе между Фригией и Лидией, и проповедовали Христа. Этот город, известный своими горячими источниками и месторождениями кальция, был домом для бесчисленных идолов, которым поклонялись все люди; и кроме этих ложных богов у них была еще и змея, для которой они построили особый храм. Они приносили пищу этой гадюке и приносили ей многочисленные и разнообразные жертвы. И глупые люди также поклонялись другим ехиднам и змеям. Святитель Филипп и его сестра сначала вооружились против змеи молитвой, в чем им помогал святой Иоанн Богослов, находившийся с ними в то время. И вместе убили ехидну молитвою, как копьем, умертвив ее силою Христовою. После этого Святой Иоанн решил уйти. Он пришел в место под названием Геротопон, лежащее недалеко от Иераполя, где привел греков-язычников к познанию истинного Бога. В том месте божественный старец Иоанн пророчествовал, что в последующее время там потечет великое множество святой воды в честь архангела Михаила, который совершит страшные чудеса и чудеса. Святой Иоанн оставил это место и продолжил проповедовать Евангелие. Не прошло и дня, как вода хлынула из-под земли. Кто с верой вкушал воды, тот получал избавление от всякой болезни. В городе Лаодикее жил один богатый грек-язычник. У него была единственная дочь, которая страдала онемением и была нема от чрева матери. Отец сильно опечалился по этому поводу и охотно отдал бы ей свою душу, лишь бы посмотреть, как она говорит. Однажды он увидел благоприятное видение. Во сне он увидел некоего человека, говорящего ему идти к святым водам (Агиасме) Архангела Михаила; ибо он не вернется озлобленным. Действительно, ему было сказано, что его дочь получит исцеление, а он сам обретет спасение своей души. Он узрел это видение не потому, что сподобился (поскольку он был совершенно омрачен нечестием идолопоклонства), а потому, что Бог, Который желает спасти всех людей и привести их к полному познанию истины, раздал в Своем экономить на этом видении, чтобы посредством действия чуда обратился греческий язычник, а другие укрепились в благочестии. Греческий отец, наблюдая все эти чудеса, спросил у некоторых людей, какое имя они призывают, когда пьют или обливают себя водой, чтобы найти им исцеление. Сказали ему: «Мы произносим имя Отца и Сына и Святого Духа, единого по существу, и главнокомандующего Михаила, раба Троицы». всем сердцем. Так, умоляя Бога, восхваляемого во Святой Троице, и Его Архистратига Михаила, он с верой взял ту святую воду и дал ее испить дочери. Немедленно — о чудо! — не только девушка была освобождена от уз безмолвия, но и отец, и дочь были освобождены от уз неверия. Они начали возвышающими голосами возносить благодарение и хвалу истинному Богу и прославлять Его слугу Михаила. Что произошло после этого? Греческий вельможа и его дочь, и все бывшие с ними крестились и стали христианами; кроме того, дворянин построил дорогой храм. По прошествии девяноста лет некое дитя Иераполиса, ответвление доброго православного происхождения, в десятилетнем возрасте отошло в Церковь Архангела, чтобы быть направленным божественным провидением свыше. Его звали Архипп, в честь апостола [Кол. 4:17; Фил. 1:2]. Он стал церковным пономарём. Обладая большим самообладанием и другими добродетелями, он удостоился божественных даров. Он не только контролировал те телесные желания, которые вредят душе, но и дисциплинировал свое тело и приводил его в рабство, не вкушая хлеба и никогда не омываясь, и не давая плоти своей отдыхать во сне. Он совершил все это до того, как прибыл в состояние человека. Архипп, ныне экклезиарх, при таком образе жизни никогда не переставал иметь перед глазами совершение своего спасения, имея сердце сокрушенное и смиренное (Пс. Таковы были ежедневные мысли и размышления Архиппа, и Бог охотно внял его мольбе. Проживало в то время по соседству со святыми водами множество неверующих, которые ежедневно были свидетелями чудес. Зависть и злоба возродились в них по поводу чудес и добродетельного образа жизни праведного Архиппа. Обезумев от подвижничества и подвигов святого, они злословили его. И вот однажды эти язычники единодушно собрались вместе и в маниакальной ярости бросились на праведника. После этого придумали кое-что похуже: план разрушить церковь до основания и навлечь смерть на праведника. Что они придумали? Рядом с церковью Архангела, где находились святые воды, с левой стороны протекала река, называемая Хриссос. Неверующие хотели отвести реку, чтобы потоп обрушился на святые воды и церковь. Они верили, что, смешивая воды реки со святой водой, они могут полностью растворить ее лечебные свойства, чтобы христиане не могли пить и находить исцеление. Обдумав, как это можно устроить, они перерезали первое течение реки, чтобы она могла впадать в святые воды. Но: «Кто возвестит о могущественных делах Господа? Кто возвестит все хвалы Ему [Пс. Две великие реки берут начало с востока: одна называется рекой Ликокастрос, а другая называется Куфос. Они бегут порознь в сторону храма и затем окружают его издалека, как остров. Затем они сходятся и путешествуют на большое расстояние, как одна река, пока не разделяются в Ликии и не вливаются в море против острова Родос. Дьявол, завистливый ко всякому добру, задумал выпустить воды этих двух рек. Он посеял в умах своих приспешников, что можно заставить реки затопить церковь и святые воды архангела, чтобы не осталось и следа. День и ночь мужчины, женщины и дети трудились, чтобы осуществить свое убийственное желание. Раб Божий Архипп увидел безумие нечестивых. Помня о том, какая великая опасность ожидала его, он пал ниц на голую землю, умоляя Бога и архангела Михаила, чтобы совет нечестивых оказался тщетным и недействительным против силы и могущества Божия. Так молился святой, и явилось божественное видение. Он услышал голос, спустившийся с неба и назвавший его по имени: «Архипп». Он не мог долго смотреть на видение архангела и пал лицом на землю. Тогда говорящий сказал: «Встань и встань на ноги твои и приди сюда, чтобы увидеть непобедимую силу Божию». Архипп, при содействии Архангела Михаила, был избавлен от горькой смерти. Громким и ясным голосом он восхвалял и прославлял Бога, а также весьма превозносил Его служителя, Архангела Михаила. Архипп продолжал жить богоугодной жизнью в этом священном месте в течение семидесяти лет. Тогда он упокоился от трудов своих добродетелей и поспешил к возлюбленному Христу, радуясь, как добрый земледелец сеет с благочестивыми слезами, чтобы пожать плоды трудов своих в радости вечной жизни. Во славу Троицы и главнокомандующего Михаила бесчисленное множество чудес совершалось ежедневно на месте святых вод; какие чудеса, если бы мы описали их подробно, сделали бы нас похожими на того, кто хочет сосчитать звезды или песок морской. О, верховный полководец воинств небесных, мы, недостойные, умоляем тебя, чтобы молитвами твоими ты всегда окружал нас защитой крыльев твоей невещественной славы! Примечание: Существует панегирик на греческом языке «В Клоссе Фригийской совершился чудный случай от всеславного главнокомандующего Михаила. Выше взято из Великих Синаксаристов Православной Церкви — Сентябрь, стр. 219-226, Пер. с греческого монастыря Святых Апостолов, Буэна-Виста, графство |
Чудо святого Михаила в Хоне
- Описание
Чудо святого Михаила в Хонах, написанное в традиционном стиле на золотом фоне, иллюстрирует одно из самых известных чудес, совершенных архангелом Михаилом: спасение посвященной ему святыни в городе Колоссах близ Иераполя во Фригии. (Малая Азия). Святыню, известную своим целебным источником, охранял монах по имени Архипп. Однажды группа язычников направила близлежащую реку, чтобы разрушить святыню и убить ее хранителя. Архангел явился в ответ на мольбу Архиппа о защите и вонзил свое копье в реку.
Это изменило течение воды, спасая святыню от повреждений. В ознаменование этого события местность, в которой находилась святыня, получила новое название: Чонаэ («погружающаяся»).
Архангел Михаил стоит слева от композиции в змеиной позе, его копье пронзает землю, чтобы поглотить воду. Он написан на фоне горного пейзажа с крутыми, четко очерченными гребнями, весьма характерными для византийского стиля. Справа от него стоит монах, святой Архипп. Он изображен согнувшимся в молитве перед куполом святыни. Извилистый, похожий на столб поток реки разделяет двух главных персонажей.
Вы ищете покупателя?
У нас есть активный и постоянный процесс приобретения.
Свяжитесь с нами
Чтобы быть в курсе последних новостей и идей, пожалуйста, заполните форму ниже.
- Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы быть в курсе интересных новостей и идей.
- Имя
Первый
Последние
- Адрес электронной почты
Мы работаем только по предварительной записи.


1:7, 4:12, 13]. Первоначально город лежал на главном торговом пути из Эфеса в Евфрат и на восток, на стыке дорог в Сарды и Пергам. Колоссы были катастрофически ослаблены в 7-м и 8-м веках с постепенным падением византийской власти в Малой Азии, в результате чего колоссы оказались незащищенными от сарацинских набегов. Оставшееся население переселилось в Хоны (современный Хонас), крепость примерно в трех милях южнее, с неприступным замком на крутом склоне горы Кадм (высота вершины 8013 футов). Окончательное разрушение произошло в 12 веке с турецким вторжением. Сайт в настоящее время не занят.
Вот! Идол Артемиды в ее храме рухнул, но никто не пострадал. Затем рухнула остальная часть храма. Святой Иоанн совершил в этом месте много знамений и чудес.
Наконец язычники распяли святого Филиппа, и он принял мученический венец. Христос потряс Иераполис до основания разрушительным землетрясением. Нечестивцы Иераполиса, охваченные великим ужасом, раскаялись в своем нечестии. Упав к ногам апостола Иоанна, они просили милости. Он крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа и научил их истине. Значительные руины церкви Святого Филиппа на месте его мученической смерти все еще можно увидеть сегодня в Иераполисе.
На самом деле этой божественной милостью пользовались не только христиане, но и даже неверующие греки, которые ходили и пили из вод, обретали исцеление. Прислушайтесь к следующему счету.
Когда тот грек-язычник проснулся, со страхом и трепетом, он взял с собой свою дочь и пошел к святым водам архангела. Приехав, он обнаружил, что собралось много людей, страдающих различными болезнями. Тотчас же, только выпив воды или поливая ею свои пораженные тела, они избавлялись от того недуга, который ими овладевал.
Он также воздвиг на месте освященных вод красивое здание со сводчатой крышей, чтобы он мог сказать вместе с пророком Давидом: «Господи, возлюбил я красоту дома Твоего (Пс. 25:7)». проявив много веры и благодарности за полученное им от архангела благодеяние, он возвратился в свой дом, прославляя Бога не только за чудотворения, которые он видел в дочери, но более всего за свое обращение.
Он питался раз в неделю дикими травами без соли. Его единственным напитком была святая вода. Только две его одежды были из грубой шерсти: одну он носил, а другой закрывался на ночь. Каждый год он менял одежду, надев одну и закрываясь другой. Это всегда было платье Архиппоса. Он заполнил свою постель тесаным камнем. Что касается места, где он положил голову, то у него была еще одна власяница, наполненная колючими и колючими растениями. Это дало ему немного сна, но достаточно, чтобы поддержать его. Он придерживался этого режима даже в зрелом возрасте и до дня своей кончины. Когда душа обладает таким страхом Божиим и любовью к будущим благам, то то, что мы считаем суровым житием, требующим сверхъестественной силы, для такого человека есть сладость и покой. В качестве других примеров мы имеем мучеников и праведников, претерпевших все виды мук, скорбей и тесноты, претерпевая все, чтобы обрести Царство Небесное. Теперь вернемся к нашему счету.
50:171. Он всегда старался, чтобы Бог сотворил в нем чистое сердце и чтобы размышление его сердца было приятно пред Господом, ибо Господь близок к сокрушенным сердцем. Он умолял Бога: «Да не увидят очи мои никогда лакомств мира сего, и да не смешается ум мой с временными суетами. шаги в законе Твоем. Какая польза мне от этого глиняного тела, которое, с одной стороны, сегодня есть, а с другой стороны, завтра погибнет, как трава увядает с наступлением вечера? Господи Всемогущий, даруй мне стремиться к вечному добру и спасению души».
Они намеревались предать его смерти и полностью уничтожить святые воды. В то время как одни силой, за волосы на голове и бороде, тащили Архиппа и били его прутьями и деревяшками, другие старались прикрыть и заглушить течение святых вод. Но, о Твои неописуемые суды, о Христе! Оттуда вырвалось пламя и напугало всех так, что они бросились бежать; таким образом, они ушли безуспешно.
104:2]?» Река, как бы одушевленная, убоявшись благодати архангела, тотчас же повернула далеко в правую часть церкви; и там русло реки остается и по сей день, что свидетельствует о чуде. Когда самые нечестивые увидели, что их неправедное предприятие идет по пути, противоположному намеченному, были применены слова пророка Давида: «Рассеет Господь замыслы язычников, отвергнет замыслы народов» (Пс. 32:10). Тем не менее неумолимые язычники сговорились во второй раз; действительно, что-то более ужасное, чем прежде, что мы объясним вам с самого начала.
Это казалось язычникам очень правдоподобным, потому что земля, на которой стояла церковь, была наклонной вниз. Таким образом, используя нисходящую тенденцию воды, они могли достичь своей цели. Теперь вдали от церкви виднелась массивная и высокая скала. Нечестивые обтесали камень и глубоко вкопали в одном месте, чтобы воды отклонились и собрались с великой силой. Затем, после того, как они вырыли огромные арыки и укрепленные водосборные бассейны, они закрыли территорию. Они запрудили воды, которые собрались у скалы, так что они были готовы сломать печати ворот. Со злобным ликованием они с нетерпением ждали, когда поднимется уровень воды, чтобы обрушить ее могучую силу на церковь, на освященные целебные воды и на Архиппа.
Так Архипп молился день и ночь.
Ободрившись тогда от голоса, он вышел и узрел огненный столб, который шел от земли до неба. Он услышал оттуда голос, велевший ему встать налево и не бояться. Тогда архангел поднял правую руку и перекрестил скалу, ту, что над церковью, сказав: «До сего места твое истечение». Затем с чем-то вроде копья в руке он сильно ударил по этому месту и расколол скалу сверху донизу. О сила Твоя, Христе Боже! Мы с пророком Давидом взываем: «Увидели Тебя воды, Боже, увидели Тебя воды и убоялись, возмутились бездны. Велик был шум вод» (Пс. 76:15, 16]. «Тогда воды остановились и остановились, как стена. Архангел снова перекрестился и сказал: «Вороните (XO)vfl)»TO)cyav) воды здесь. Произошло великое землетрясение и вселило страх. Воды рек тотчас хлынули в тот глубокий овраг. Так архангел подчинил себе бушующий поток и грохот реки. Это явление можно видеть и по сей день. воронка в скале, которая лежит над церковью, по направлению к беме (кафедре).Таким образом, это место, прежде называвшееся Колоссами, с тех пор стало называться Хонаи (XCovat), греческое слово, означающее слияние рек в этом месте.
..», который сохранился в афонских монастырях Великой Лавры и Иверона. Будучи переведено на более простой греческий язык, оно содержится в «Новом сокровище» иеродиакона Георгия Сугдура, которое было взято и использовано в греческом повествовании, найденном в «Великих синаксаристах».