Чудо в киево печерской лавре: Чудо в Киево-Печерской лавре
Содержание
от времен основания до наших дней
В каждую из эпох истории Киево-Печерской Лавры – колыбели древнерусского монашества и известнейшей православной святыни Украины – здесь, в укрепление веры молящихся, совершались чудеса благодати Божией. И цель очерка — пройти по многовековой цепи, вспомнив наиболее яркие эпизоды.
Первые из них, по времени явления, описаны в «Киево-Печерском Патерике» – составленном в XIV-XV вв. сборнике произведений XI-XIII вв. о лаврских подвижниках. Многие чудеса конца XVI – первой половины XVII вв. отмечены в записках Киевского митрополита свт. Петра Могилы (†1647) и печатной книге лаврского иеромонаха Афанасия Кальнофойского «Тератургиме» (1638). Свидетельства о чудесах в Лавре имеются и в литературе XIX в. Подобные же свидетельства публикуются и сегодня.
Главное чудо
На страницах «Патерика», как чудо Божьего Промысла, описано поэтапное устроение Лавры; также не раз упоминается особое попечительство свыше о насущных нуждах обители, защите ее от недоброжелателей; сообщается о многочисленных проявлениях со стороны подвижников даров прозорливости и исцелений, о явлениях почивших святых живущим – с извещениями о помощи в трудные минуты.
Составители «Патерика» опирались не только на свидетельства очевидцев и устное предание, имели место и заимствования из переводных патериков, что в то время считалось нормальным явлением для жанра агиографии.
Важно, однако, не забывать, что главным чудом, неоднократно описываемым в «Патерике Печерском», является преображение сердца человека, который вступил на путь подвига, и преображение мира вокруг подвижника.
Показательно, например, что в числе первых учеников прп. Антония – основателя Лавры – были выходцы из аристократических семей: они предпочли сырую пещеру благоустроенным городским монастырям, созданным князьями и заселенным византийскими иноками при равноапостольном Владимире и благоверном Ярославе Мудром; столь сильным оказалось впечатление, произведенное прп. Антонием на современников!..
Если одолевали бесы…
Прп. Феодосий, ученик и виднейший соратник прп. Антония в созидании монастыря, радел о том, чтобы в Лавре не оскудевала живая святость (по выражению историка Георгия Федотова), нестяжание и братолюбие не «уходили в историю», был готов отдать нуждающемуся последнее из монастырских припасов, – и по молитвам игумена Господь избавлял братию от бесовских наваждений, восполнял истощенные блага, а сильные мира сего прекращали притеснение тех, за кого подвижник вступался.
Прп. Исаакий, потерпев поражение от бесов в пещерном затворе, смирил свою гордыню юродством, и когда монастырские повара в шутку попросили его принести ворона, – птица послушно села на руки аскета. Прп. Тит, дерзая служить в алтаре после непримиримой ссоры с другом-диаконом, при наступлении смертельной болезни первый попросил прощения и был исцелен. Прп. Арефа, после ограбления его кельи, где он тайно скопил немалое богатство, впал в уныние, но, вразумленный видением, раскаялся и впоследствии взошел на высоты святости. Прикованный с детства к постели, прп. Пимен Многоболезненный молился о продлении своего недуга, чтобы остаться в монастыре, куда родные принесли больного в надежде на исцеление, – и удостоился пострига от самих ангелов.
Что бывало за глумление над мощами?
В истории Лавры часто вспоминается чудо на Пасху 1463 года, когда прп. Дионисий Щепа спустился в пещеру для каждения над могилами братии и на свой возглас «Христос Воскресе!» услышал со стороны усыпальниц соборный голос: «Воистину Воскресе!»
В «Тератургиме», изданной в качестве продолжения «Патерика» (его первого печатного издания, выпущенного на польском языке в 1635 году), описаны многочисленные исцеления от телесных болезней и бесовской одержимости, ряд случаев внезапного появления недуга за глумление над мощами святых в пещерах, две истории освобождения из турецкого плена (побег и выкуп), спасение заваленного землей землекопа, обращение в Православие католика и кальвиниста, паломничества в Лавру киевского католического епископа, усиленное мироточение от главы мощей в присутствии врача-скептика, горячий дождь над Печерским местечком во время угрозы пожара из-за боев 1630 г. между казаками и поляками (в 2013 г. в Киеве издан русский перевод «Тератургимы»).
Чудеса на Пасху…
Чудеса в Лавре совершались и в последующие века. Так, случай исцеления на Пасху 1823 года в Успенском соборе глухонемого Максима Филиппова засвидетельствован послушником просфорни, – при которой трудился исцеленный, – Петром Краснопевцевым, будущим прп. Парфением Киевским. На Пасху 1853 года, в лаврской домовой церкви митрополита Киевского, по молитвам свт. Филарета (Амфитеатрова), исцелился немой отрок Владимир Шепелев – будущий прп. Алексий Голосеевский.
В «Русской старине» за июнь 1876 года опубликован рассказ академика-живописца Федора Солнцева о том, как его знакомый доктор Савенко, не веря в мироточение от мощей, провел, с разрешения монастырского начальства опыт: насухо вытер одну из глав и оставил на ночь в опечатанной комнате; наутро в сосуде с главой было обнаружено миро, что убедило доктора в подлинности чуда…
О радиации и микробах в пещерах
В 1982-1990 гг. научные исследования мощей в лаврских пещерах показали, что вблизи этих святынь снижаются уровень радиации и число микробов, а миро из глав, с одной стороны, не содержит продуктов распада органических веществ, с другой – содержит белок в количестве, характерном для живого организма (результаты исследований опубликованы в книге «Дива печер лаврських», 1997, 2011).
Недавно лаврская типография выпустила особое издание – «Печерский календарь 2015: чудеса Киево-Печерской Лавры», которое, напоминая о некоторых чудесах былых времен, предлагает нам множество свидетельств о чудесах последних лет, явленных, как и прежде, в самых разнообразных жизненных ситуациях – при телесных недугах (включая онкологические), в опасности и лишениях.
Современные чудеса Киево-Печерских святых. Часть 1. — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
На протяжении всей истории святой Лавры собиралось множество свидетельств, подтверждающих дерзновение Печерских святых пред Престолом Божиим. Часто эти чудеса по смирению или каким-либо другим причинам скрывались. Поэтому буквально по крупицам люди собирали свидетельства очевидцев, соприкоснувшихся с милостью Бога, Дивного «во святых Своих» (Пс. 67:36).
В великий праздник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры – день памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер Наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. По словам Его Высокопреосвященства: «До сего дня святые угодники Божии, почивающие нетленными мощами в лаврских пещерах, привлекают к себе и безмолвно дают уроки наставления. Своим житием они подают пример терпения и стояния за веру. Испытания они принимали с радостью…
Молитвы святых о нас сильны перед Богом. Они не отделяются от нас расстоянием земли и Неба, но мы сами от них удаляемся безверием и леностью ко спасению.
Если придете в пещеры, станете с молитвой у любой раки со святыми мощами преподобных отцов Печерских — получите, что вам действительно необходимо. Свидетельствую о совершении многих чудес, которые творит Господь по их молитвам. Когда мы надеемся только на себя и гордимся, Господь не слышит нас. Но Он помогает нам всегда, когда это необходимо, если осознаем, что без Бога не можем ничего…»
На святых угодниках Божиих исполнились слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). По этой причине, по словам прп. Иоанна Дамаскина, святые «сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога». Почитая святые мощи, мы поклоняемся Духу Святому, Который почивает в телах святых как в храме (см. 1 Кор. 6: 19).
Если действия Божии в верующих христианах могут быть более или менее сокровенными, то в святых эти действия проявляются с особенно разительной силой. Это наглядно объяснял преподобный Макарий Египетский: «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого».
По словам митрополита Павла: «Учась у преподобных отцов Печерских переносить злобу дня, ненависть, которая царит в мире, можем с Божией помощью проявить образ любви и милосердия, и тогда увидят все, что мы «ученики Христовы» (см. Ин. 13:35), дети Божии и наследники Царствия Небесного».
Поэтому наиболее ценными для нас являются те примеры чудесной помощи Божией по молитвам святых, которые относятся уже к нашему времени.
***
Р. Б. Галина молилась, чтобы ее сын поступил в аспирантуру на бюджет. Было всего 2 места, шансов никаких. В Дальних пещерах молилась возле святых глав, в Ближних пещерах просила прп. Нестора Летописца. Ее сын Михаил поступил в аспирантуру.
2014 г.
***
Р. Б. Людмила в Ближних пещерах молилась младенцу мученику Иоанну. Зачала дитя. До этого 5 лет не могли зачать ребенка.
2014 г.
***
Р. Б. Татьяна 10 лет не могла зачать дитя. После посещения Ближних пещер, где молилась младенцу Иоанну, зачала дитя.
2014 г.
***
Пишет грешная мать о помощи моей дочери Елене, которую дал Господь по молитвам к преподобному Ипатию Целебнику Киево-Печерской Лавры.
Моей дочери поставили страшный диагноз, и она уехала на лечение в Израиль. А я пошла в Киево-Печерскую Лавру и к угодникам Божиим Антонию, Феодосию, Ипатию целебнику, Агапиту и всем святым Киево-Печерской Лавры.
Просила помощи в излечении болезни и прощения наших грехов. Диагноз в Израиле не подтвердился, но врачи сказали, что вовремя обратились.
Благодарю Господа и угодников Божиих Печерских, Ипатия Целебника.
***
Со мной произошло чудо в Ближних пещерах. 12 лет назад на мне зажила рана за один день. Рана, которую лечили 2 месяца в больнице. Также это повторилось в 2007 году. Я приезжала специально приложиться к мощам преподобных Печерских.
Сейчас я приезжаю в год 3-4 раза помолиться в Лавре.
Р. Б. Нина
***
В 2011 году перед операцией (онкология) приехала в Киево-Печерскую Лавру на поклонение святым мощам. Операция прошла успешно. В 2013 году снова приехала к святым мощам преподобных Печерских.
Приехала, чтобы поблагодарить.
Р. Б. Ирина. Россия, Москва
см. продолжение статьи
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Post Views:
25 253
16 интересных фактов о Киево-Печерской лавре | Екатерина Добромишева
В этом году Киево-Печерской лавре исполняется 966 лет. Мы хотели бы вспомнить самые интересные легенды и чудеса этой православной святыни, и рассказать о том, как выглядели пещеры в далеком XI веке. Ведь в прошлом их много раз перестраивали. Начнем с предыстории.
В далеком 1051 году монах Антоний поселился в пещере в одном из лесов Киевской горки. Его благочестие привлекало верующих, люди хотели быть его учениками (основателем Лавры считается Феодосий Печерский). Число монахов стало расти, вскоре они вышли из подземелий; сегодня пещеры являются лишь объектом паломничества.
«Традиция пещерных монастырей пришла с Ближнего Востока, где монахи вырыли кельи и храмы в скалах; монастыри были аналогичны сохранившимся в Крыму — терраса и множество входов в неглубокие помещения. Сначала монастырь на склонах Днепра строился так же, но вскоре монахи поняли, что его нужно менять — оползни разрушили пещеры на поверхности, и монахам приходилось копать все глубже и глубже. Сохранился один укрепленный подъезд с печкой; она топила пещеры и в ней пекли хлеб, — рассказывает Владислав Дятлов, заведующий отделом «Киевское подполье» Музея истории Киева. — Монахи отшельниками не были, ходили на поверхность, возделывали огород, ходили на базар: рукоделие продавали, хлеб покупали. Енохи могли отправиться в город проповедовать. Во многих подземных камерах были деревянные кровати и предметы мебели. Однако были и подвижники, которые фактически замуровали себя, оставив только окошко для воды и просфоры. До сих пор многие удивляются и ужасаются и спрашивают — как можно было жить в таких условиях? Зачем? Это не самосожжение. Для аскета это естественный путь от комфорта к простоте. Комфорт расслабляет. Душа должна господствовать над телом, а не наоборот. Тело может ослабнуть, заболеть, но оно все равно умрет. Главное, чтобы жила душа — это логика подвижников».
«Несколько монахов жили под землей. Хотя многие хотели учиться у отшельников, они не были готовы переносить все тяготы суровых аскез, такие как сырость и холод. Постепенно монастыри вышли на поверхность, а пещеры стали использовать для захоронений. Монахи вырыли длинные галереи, вдоль которых были построены погребальные камеры. Следующим этапом перестройки стало то, что паломники стали приходить молиться под землю. Схему пещер упростили, галереи сделали еще длиннее, чтобы не было скопления людей. Позже галереи сделали петлями, чтобы группы паломников не пересекались; стены были украшены и стилизованы под римские катакомбы», — говорит Дятлов. «Можно было увидеть древний пещерный монастырь на южной окраине Киева на Церковщине; там действительно уникальное место, сохранившееся с XI века. Это комплекс подземных сооружений: храмы, кельи, усыпальницы, зерновые ямы, переходы между тремя этажами. Но из-за аварийного состояния пещер экскурсии туда строго запрещены».
В христианстве символ пещеры имеет большое символическое содержание. Рождение и воскресение Иисуса связаны с этим символом. Для монаха это еще и символ того, что он умирает за прежнюю грешную человеческую жизнь. Кроме того, в хорошо изолированном помещении легче сосредоточиться на молитве. «И сегодня традиция жива; на Ближнем Востоке и в Крыму есть пещеры, где живут монахи», — говорит Владислав Дятлов.
Успенский собор заложен в 70-х годах XI века. Согласно преданиям, монах Антоний, основатель монастыря, вмешался, и с неба сошел огонь. Огонь сжег все деревья и кусты на одном из склонов — так появилась ровная площадка для строительства. Архитекторами православной святыни были 12 греческих мастеров. Принято считать, что к ним приходила сама Богородица и просила построить храм. Она дала зодчим золото для строительства, мощи семи святых, чудотворную икону и показала на небе очертания храма. Вот почему говорят, что Лавре 9 лет.0013 небесный и считают его земным уделом Богородицы (святая земля под особым покровом Богородицы).
Успенский собор Киево-Печерской лавры после Второй мировой войны
Успенский собор Киево-Печерской лавры в 2017 году
Эта реликвия исцеляет людей, которые ее надели. Этот металлический головной убор весом четыре килограмма хранится в Ближних пещерах. Прихожане могут надеть его по окончании молитвы. Верят, что он поглощает весь негатив, снимает сглазы, порчи, наполняет чистой энергией. Интересно, что Алла Пугачева также несколько раз надевала этот головной убор. Якобы оно даже вылечило российскую звезду от головной боли.
Несмотря на то, что Лавра — мужской монастырь, женщина тоже жила там. Дарья, дочь русского купца, сбежала из отчего дома и, одевшись по-мужски, стала вести монашескую жизнь. Жила отшельницей в пещере на Китаевской пустоши; она ела хлеб и пила воду, она никогда не держала огонь в пещере. Никто не знал, что это девочка. Слава монаха достигла императрицы Елизаветы, и она лично позаботилась о том, чтобы Дарья стал монахом Киево-Печерской Лавры. Только после ее смерти стало известно, что это была женщина в рясе: родственники девушки увидели портрет преподобного Досифея и опознали в нем пропавшую Дарью.
В Лавре находятся также мощи святой девы Иулиании, княгини Ольшанской. Ее отец был благотворителем, и поэтому тело княгини было погребено в Великой Лаврской церкви. Через некоторое время гроб открыли и все увидели, что тело девушки нетленно. Также в Дальних пещерах хранится частица мощей Евфросинии Полоцкой, игумены Спасо-Полоцкого монастыря.
На протяжении многих веков главной святыней Лавры был вышеупомянутый чудотворный образ «Успение Божией Матери». По одной из легенд, здесь молился Петр I перед походом на Полтаву. Увы, икона утеряна, но копия этой святыни ныне находится в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами и тоже чудотворна.
Еще один удивительный образ Божией Матери называется «Печерская слава». Он был создан в Лавре в XVIII-XIX веках и получил свое название благодаря тому, что в нем находятся части мощей Киево-Печерских святых. Образ исцеляет от болезней и оберегает от невзгод.
Эти черепа покоятся в сосудах из стекла и серебра, их можно увидеть в одной из подземных церквей. Еще в Средние века знали о чудесах мироточения: «Они, будучи сухими и не покрытыми кожей, сверхъестественно источают елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дар целебный недуги всякого, кто приходит с верою и помазывается тем миром». В советское время головы хранились в музее, где перестали мироточить. Однако когда в 90s монастырь ожил, они снова стали мироточать. Добавим также, что в конце XIX века предполагали, что одна из мироточивых голов принадлежала св. Клименту Римскому (современник апостолов, четвертый папа, рукоположен св. Петром).
Однако одним из самых удивительных чудес Лавры являются святые. В пещерах и соборах покоятся мощи 123 рабов Божиих. Таких реликвий нет ни в одном монастыре мира. Согласно древнерусским былинам, тело богатыря Ильи Муромца также покоится в пещерах Лавры. Люди приходят к его мощам, приходят молиться о даровании силы. К другому легендарному монаху Нестору-летописцу (считается автором «Повести временных лет»), также отдыхающему в Лавре, часто обращаются за помощью в науках. Люди со всего мира просят у других святых здоровья, удачи в делах и т. д.
Мумифицированная рука Преподобного
Пещеры хорошо сохранились, несмотря на преклонный возраст. По преданиям, до монахов здесь жили разбойники. Они украли свои сокровища в недрах своих «нор», и по сей день ходят легенды о несметных сокровищах. Однако историй, связанных с протяженностью пещер, гораздо больше. Говорят, галереи Киево-Печерской Лавры доходят до других пещерных монастырей в Чернигове, Пскове и Почаеве. Тем не менее, по замерам геодезистов, длина пещер составляет всего около 300 м. Они расположены на глубине 10–15 м.
В нижней части Лавры расположены две часовни над колодцами, выкопанными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Несмотря на близкое расстояние, вода в колодцах имеет разный вкус и, по преданию, отражает характер старейшин — один был добрее, а второй строже с братией. Другой источник называется «Слезы Пресвятой Богородицы». По легенде, он был найден во время страшной эпидемии. Пастухи увидели Пресвятую Богородицу, и прямо на том месте, где она стояла, появился родник. Выпив воды из источника, пастухи тотчас исцелились. Говорят также, что в 1970-х пружина чудом сохранилась. Затем родники были помещены в бетонные дренажные системы. Однако когда рабочие напились из святого источника, то решили его не трогать, так как вода им очень понравилась.
Троицкая церковь — единственная из храмов Лавры, которая ни разу не была разрушена; он сохранился в первозданном виде (построен в 12 веке). Центральный вход в монастырь находится под сводом этого храма. По поверью, если дважды пройти под Святыми вратами (просто войти и выйти) — избавишься от своих грехов.
Его высота составляет 96,5 м, и долгое время оно оставалось самым высоким зданием Украины (сейчас рекорд принадлежит столичному небоскребу «Парус» высотой 130 м). Говорят, что в советское время было решено «принизить» монастырь, и меч монумента Родина-мать планировалось сделать выше креста на колокольне. Когда началось строительство, земля под памятником начала проседать. Строительство приостановили, а затем уменьшили высоту платформы. Якобы строителей посоветовали святые отцы, и после этого проблем со строительством больше не было.
Большая Колокольня Киево-Печерской Лавры
Попав внутрь храма, наши первые вопросы были, конечно же, о сверхъестественном. «Чудо в том, что мы смогли завершить работу, — признался художник из Киева Андрей Дмитренко. «В 2007 году были выделены средства на роспись церкви. Началась активная работа, но через несколько месяцев финансирование было прекращено. Мы продолжали работать бесплатно — из-за технологии остановка работ была недопустима, после этого приходилось начинать заново». Однако, по словам артистов, произошло еще одно чудо. «Когда мы перестали работать на несколько дней, в нас росло невероятное желание рисовать. Между нами и храмом была связь», — говорит артист.
По словам художников, основная сложность картины заключалась в том, что нужно было реставрировать произведения очень сложной композиции. Одна история могла объединять сразу несколько десятков персонажей. Все они связаны единым действием, и каждому нужно было придать индивидуальный вид. Внутреннее убранство храма восстановлено, как на акварелях, выполненных в конце восемнадцатого века. Картины показывали цветовую гамму и композицию, но черты лиц разглядеть было невозможно. «Иногда прототипами служили современные монахи. Мы не писали их портреты, а запоминали черты лица, а потом переносили на стены собора», — рассказывает Андрей.
Художники работали молча. «И вдруг однажды слышу мужской голос: «Дай мне спичку. «Обращаясь к другим художникам, я спрашиваю: «А кто за них спрашивает? «Все были озадачены, — говорит Андрей. «И только после просьбы «Пожалуйста, зажгите мобильным», мы догадались, что из вентиляционной шахты доносятся голоса. Туристы заблудились на маршруте и зашли в галереи, которые тянутся под Успенским собором».
Чтобы добраться до Киево-Печерской Лавры с частным местным дружелюбным гидом, забронируйте это ТУР от Guide me UA.
Киево-Печерская Лавра, Украина — Собрания богов
партия 2
Автор Центр древней материальной религии Открытый университет
Алиса Изабелла Салливан
«В Киеве [Киеве] я жил с мертвыми, [князья] Владимир и Изяслав полностью владели моим воображением… Природа прекрасна ; растения, тополя, виноград… Кроме того, есть святость руин и мрак пещер. Как страшно ходить во мраке Печерского монастыря…»
— Русский поэт Александр Грибоедов (1825 г.) (Биленький, 2018, с. 44)
Киево-Печерская Лавра, также известная как Киево-Печерский монастырь, — древнейший монастырский комплекс Руси. Средневековые первичные тексты показывают, что он был основан в 1050/1051 (6559 по византийскому календарю) человеком из Любеча по имени Антоний. Он ездил на некую «Святую гору» — либо на Афон в Греции, либо в Свято-Горский монастырь в Зимне на Волыни (Томсон, 1995, с. 637–668) — и по возвращении в Киев странствовал по земле в поисках идеальное убежище от мира. В конце концов, этот вдохновленный Богом монах нашел место в пещере на вершине горы с видом на реку Днепр, на некотором расстоянии от центра Киева. Там Антоний поселился в молитве и благочестии, в конце концов основав монашескую общину (Лилиенфельд, 1993, с. 63; Левин, 1987).
Общий вид Киево-Печерской Лавры. Изображение с Викисклада.
Ранняя история Киево-Печерской Лавры содержится в трех основных текстовых источниках: Первой летописи , Житии Феодосия и Посланиях Симона и Поликарпа (Крест и Шербовиц-Вецор, 1953, с. ., 139–42).
На одной из древнейших икон Руси, образе XIII века, известном как «Печерская Богоматерь», в центре изображена Богородица с Младенцем Христом на коленях на золотом фоне. По обе стороны от святого дуэта стоят святые Антоний и Феодосий. Оба считаются одними из первых основателей Киево-Печерской Лавры (Босли, 19 г. ).80). Феодосий был третьим настоятелем монастыря, и община росла под его руководством. Он даже установил Типикон , предназначенный для информирования монашеской жизни. Он смоделировал этот текст на основе знаменитого Типикона восьмого века Студиосского монастыря в Константинополе.
Икона «Богоматерь Печерская» со святыми Антонием и Феодосием, XIII век, ныне в ГТГ, Москва. Изображение с Викисклада.
Другие заслуживающие внимания средневековые тексты, связанные с Киево-Печерской Лаврой, включают Киево-Печерский Патерик (Хеппелл, 2011; Престель, 1998; Престель, 2017; Юсупович, 2022). Этот текст, датируемый началом XIII века, подробно описывает долгую и богатую историю монастыря, включая агиографические писания о жизни святых монахов (Walton, 2022). Такой текст давал бы наставления, сохраняя при этом память о монастыре и его общине с течением времени.
Лист из Киево-Печерского патерика , написанный в XIII в. Изображение с Викисклада.
Важная ранняя икона святых Антония и Феодосия, связанная с Киево-Печерской Лаврой, сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Его путешествие из Киева представляет собой рассеянное культурное наследие Киевской Руси в России и других международных коллекциях, в первую очередь из-за военных и культурных конфликтов двадцатого века.
На протяжении всей своей долгой истории Киево-Печерская Лавра была домом для ярких коллекций икон, тканей, изделий из металла, дерева, реликвий, книг, гравюр и многого другого. Эти коллекции со временем росли за счет даров, обменов, пожертвований и предметов, произведенных в местных мастерских, демонстрируя благочестие покровителей, связи монастыря в христианских культурных сферах, а также навыки местных художников, мастеров и писцов.
Предметы из этих коллекций использовались, выставлялись или хранились в различных зданиях укрепленного монастырского комплекса на протяжении веков. В состав хранилищ вошел главный Успенский собор, впервые построенный в XI веке (1073 г.) по византийскому плану и декоративным принципам. К сожалению, собор был разрушен 19 ноября.41 во время Второй мировой войны. Нынешнее строительство было начато в 1995 году и освящено в 2000 году. Среди многих сокровищ бывшего собора была чудотворная икона Успения Богородицы, приуроченная к освящению храма. Предположительно он стоял над входом в собор. В новой церкви, которая сейчас разрушена, хранится копия этой посвятительной иконы девятнадцатого века.
Вид на современный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Изображение с Викисклада.
В коллекции собора была и еще одна заслуживающая внимания средневековая икона. На нем изображена Дева Элеуса (или Дева Нежности), держащая Младенца Христа и нежно прикасающаяся своей щекой к его щеке в жесте любви (Гримстед, 2013, стр. 60, рис. 10). Эта икона двенадцатого века также известна как «Игоревская икона» и подражает в своей иконографии знаменитой «Богородице Владимирской» — византийской иконе, которая прибыла в Киевскую Русь, вероятно, в качестве дипломатического подарка где-то в первой половине двенадцатого века. По обычаю XVI–XVII вв., икона Богородицы с Младенцем из Успенского собора получила богатую металлическую ризу, которая впоследствии была обнаружена в руинах разрушенного собора [Гримстед, 2013, с. 71, рис. 13).
Другие ключевые постройки комплекса Киево-Печерской Лавры включают церковь Святой Троицы. Построенный в первом десятилетии XII века, храм стал главным собором монастыря после разрушения Успенского собора. Другие церкви относятся к XVII веку, в том числе церковь Зачатия Святой Анны (1679 г.), церковь Рождества Христова (1696 г.), церковь Воскресения Христова (1696 г.) и церковь Всех Святых (1696 г.). Кроме того, между 1731 и 1744 годами была построена большая колокольня.В 6-метровой башне находится библиотека, большие часы и три оригинальных больших колокола.
Большая звонница Киево-Печерской Лавры и один из ее оригинальных колоколов. Изображение с Викисклада.
Один из оригинальных колоколов Большой колокольни. Изображение с Викисклада.
Но, пожалуй, самым примечательным аспектом монастырского комплекса является обширная подземная сеть пещер, в которой хранятся гробницы святых монахов и важных фигур, связанных с монастырем, в том числе святого Антония. На самом деле название монастыря «Печерский» происходит от украинского слова «пещеры»/«печеры». Этот лабиринт подземных ходов когда-то служил убежищем от мира для святых мужей, которые жили и молились в монастыре; теперь он служит вечным пристанищем и местом памяти. «Несмотря на то, что Печерский монастырь располагался недалеко от Киева [Киева], а не в традиционной пустыне ( eremos ), символическое значение склепов/пещер как места вне мира ( космос ) является главной чертой истории основания Пещерного монастыря» (Престел, 1998, с. 571). Сегодня пещеры можно посетить, поскольку они являются ключевым местом в духовной экономике и туризме региона. Каждый год посетители и паломники проходят через эти исключительные святые пещеры, которые хранят некоторые из самых важных реликвий христианской Руси и восточного православия. Эти сайты предлагают особый и потусторонний опыт, который приближает человека к божественному.
Несмотря на то, что Киево-Печерская Лавра была отделена от мира и физически защищена своими крепостными стенами, она все же была тесно переплетена со своим окружением и киевским обществом (Престэл, 2006). На протяжении всей своей долгой истории монастырь пользовался поддержкой местных правителей и вождей, особенно связанных с княжеским двором в Киеве. Кроме того, известно, что женщины вносили свой вклад в монастырь. Например, вдова Глеба Всеславича Минского (который финансировал трапезную Лавры в 1108 г.) получила особое признание в монастыре и в сохранившихся записях. В главной киевской хронике записан пространный панегирик этой царственной женщине после ее смерти 3 января 1158 года (Garcia de la Puente, 2012). Затем ее похоронили в монастыре у могилы преподобного Феодосия. Ее вклад в монастырь сохранился в местных коллекциях и архивах.
Вещественные и текстовые свидетельства о Лавре хранятся в различных зданиях монастырского комплекса, которые были перепрофилированы после преобразования монастыря в музей в 1926 году. В то время он был переименован в Киево-Печерский историко-культурный Государственный заповедник (Всеукраинский город-музей). В 1990 году Киево-Печерская Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На территории комплекса сегодня расположены Музей исторических сокровищ Украины, Музей украинского декоративно-прикладного искусства, Государственная историческая библиотека, Музей театрального и киноискусства, Музей истории книги и печати и другие. Например, Музей украинского декоративного искусства разместился в бывшей резиденции митрополита и близлежащих строениях. Его коллекция, основанная в 189 г.9, содержит 79 000 предметов украинского народного декоративно-прикладного искусства с XV века до наших дней. Среди них народные костюмы девятнадцатого и двадцатого веков, изделия из бисера и стекла, резьба по дереву, а также картины известных местных художников. Музей исторических сокровищ Украины был учрежден в 1981 г. в гостевом доме Лавры (построен ок. 1755 г.) – здании, которое одновременно служило школой и женской духовной семинарией. Музей был вывезен из этого здания в 2003 г. (Cybriwsky, 2018, с. 57). Помимо предметов религиозного назначения, в музее хранится так называемый Мартыновский клад, в котором находится 116 серебряных предметов, датируемых шестым-седьмым веками. Они были обнаружены в селе Мартыновка Черкасской области Украины в 1909. Часть коллекции сейчас находится в Британском музее.
Образцы раннесредневековой металлоконструкции, обнаруженные в 1909 году в составе Мартыновского клада. Изображение с Викисклада.
В музеях Киево-Печерской Лавры представлены многочисленные религиозные и богослужебные предметы, а также рукописи и печатные книги, датируемые XVI-XX веками, а также предметы, связанные с местными иконописными мастерскими и типографией. Последнее оказало глубокое влияние на культурное развитие Лавры в XVII веке. Печатный станок и гравюры в монастыре начались в 1616 году. Османский паломник и священнослужитель Павел Алеппский признавал важность типографии в Лавре в своих трудах середины восемнадцатого века. В Киево-Печерской Лавре, писал он, «есть известная типография, производящая прекрасные работы на всю страну. Все нужные церковные книги напечатаны здесь, в разных форматах, с прекрасным орнаментом. Делают и широкоформатные репродукции, показывая диковинки края, святые иконы и произведения искусства…» (Делуга и Зыч, 1996, с. 10).
Монастырь славился своими печатными книгами, бумажными иконами и набивными тканями. Гравюры на дереве с религиозными иконографиями в больших количествах продавались паломникам, что увеличивало доходы монастыря. Некоторые из самых ранних образцов таких бумажных икон относятся к 1625–1629 годам (Делуга и Зыч, 1996, стр. 11). Одним из популярных примеров была икона с изображением Печерской Богородицы со святыми Антонием и Феодосием, напоминающая расписную икону XIII века, о которой говорилось выше (Делуга и Зыч, 19).96, с. 15). Сегодня в архивах монастыря хранится около 3500 ксилографий, в основном XVII-XVIII веков.
Печатный антиминс , богослужебный текстиль, Виртуальные галереи Украинского историко-образовательного центра , по состоянию на 1 августа 2022 г. , https://www.ukrhec.org/gallery/items/show/74
Набивной текстиль также производился в монастыре. Самыми популярными были antimensia – литургическая ткань, используемая во время восточных ритуалов. Самые роскошные образцы были вышиты, а более доступные напечатаны на шелке или бумаге. В Музее истории книги и печати при Киево-Печерской Лавре хранится несколько экземпляров печатного антиминса : на одном экземпляре 1621 года изображен Христос с ротулом, подписанный архимандритом Хиобом Борецким; другой пример, датируемый 1620-ми годами, изображает захоронение Христа с ангелами и четырьмя евангелистами по углам и подписан епископом Иезекиилом Я. Курцевичем (Делуга и Зыч, 19).96, с. 16). Эти объекты служат историческими записями. Они указывают, что такие antimensia были либо заказаны, либо заверены местными священнослужителями, имена которых сохранились до наших дней.
Календари — еще одна популярная полиграфическая форма, созданная в типографии «Лавра». Среди них 12 листов бумаги, по одному на каждый месяц года, с изображением святых, прославляемых в каждом месяце. Самые ранние образцы, выполненные в лаврской мастерской, относятся к 1629 г. (Делуга, Зыч, 1996, с. 17). Местные художники также подготовили для публикации планы монастыря, а также путеводители по конкретным святым местам, чтобы помочь паломникам и верующим в их духовных путешествиях. Типография Киево-Печерской Лавры была настолько активной, успешной и популярной, что установила связи во всех восточно-христианских культурных сферах, начиная с XVII века.
Страница из календаря, напечатанного в Киево-Печерской Лавре, ок. 1628 г., а сейчас в Бодлианских библиотеках Оксфордского университета (Бодлианская библиотека, арх. B b.4).
Сложные и разнообразные коллекции и архивы Киево-Печерской Лавры, накопленные веками, демонстрируют напряженную деятельность, глубокую духовность и широкие связи монастыря в пределах Киева, широкой Руси и еще более широких культурных сфер средневековья и раннего Нового времени. . Хотя монашество Лавры было вдохновлено в основном византийской и афонской монашеской практикой, оно также было основано на западных монашеских движениях, особенно на цистерцианском ордене. Известно, что цистерцианцы имели ведущее присутствие в Европе и даже в районах Восточной Европы на протяжении большей части Средневековья. Источники свидетельствуют об этих связях и развитии локальных текстовых и художественных форм в контексте Руси на стыке традиций.
Сегодня сохранился лишь бледный образ бывшей богатой коллекции икон, тканей, изделий из металла, дерева, реликвий, книг, гравюр и многого другого из Киево-Печерской Лавры. И им еще больше угрожает нынешняя война на Украине. Во время Второй мировой войны немецкие войска перемещали произведения искусства в местные музеи или вообще вывозили их из региона. Сотни икон и драгоценностей Лавры были помещены в хранилища, часть перевезена в близлежащие коллекции, часть вывезена в другие страны. Это перемещение культурного наследия также привело к краже или незаконной продаже произведений. Музейщик по имени Дидрих Роскамп рассказывал в послевоенном свидетельстве: «В школе под Киевом мы нашли много икон и других произведений искусства, которые были собраны из монастыря Лавры в ожидании передачи в Германию». («Резюме допроса доктора Дидриха РОСКАМПА», л. 204. Цит. по Grimsted, 2013), с. 59).
Отсутствие документов того периода создает серьезные проблемы для современных ученых, которые пытаются собрать воедино свидетельства и реконструировать историю и коллекции монастыря. В конце концов часть объектов была возвращена в Киев, но лишь небольшая часть. Большинство из них были возвращены в бывший Советский Союз и оказались в российских музеях, таких как Государственная Третьяковская галерея в Москве, а другие попали в международные и частные коллекции.
Экспозиция в рамках выставки «Ожившие сокровища Киево-Печерской Лавры» — Twitter, 31 марта 2016.
В ХХI веке и до нынешней войны на Украине обширные коллекции Киево-Печерской Лавры были доступны для изучения и исследования. Научные усилия и усилия по сохранению были направлены на то, чтобы разгадать и возродить сложную историю монастыря и его объектов. Местные выставки — например, выставка 2016 года «Ожившие сокровища Киево-Печерской Лавры» (из собрания Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника) — были направлены на демонстрацию недавно отреставрированных объектов. 120 произведений, созданных между пятнадцатым и двадцатым веками, от литургической мебели и икон до печатных книг и текстиля, подчеркнули яркость стилей и иконографий, а также разнообразные носители и функции предметов в коллекции.
За свою долгую историю Киево-Печерская Лавра накопила, создала и использовала широкий спектр предметов религиозного назначения в различных средствах массовой информации, демонстрируя своими обширными и постоянно растущими коллекциями благочестие меценатов и местного сообщества, творчество художников и местные мастерские, а также глубокая духовность места, его обитателей и посетителей. Будущие усилия могут включать оцифровку коллекции, чтобы сделать ее доступной для широкой публики. Такой проект мог бы также вновь собрать в цифровом формате предметы из монастырской коллекции, рассеянные по миру в ХХ веке и в результате нынешней войны.
В Киево-Печерской лавре накопление ценных предметов с течением времени постепенно повышало значение и святость монастыря на Руси, а также в более широких средневековых и современных сферах христианства.
Благодарности
Я хотел бы поблагодарить Райли К. Кларк за помощь в исследованиях этого проекта.
Выбрать Библиографию
Официальный сайт Киево-Печерской Лавры: https://lavra.ua/ru/
Беленький Сергей. Имперский урбанизм на окраинах: Киев, 1800 – 1905 гг. . Торонто: University of Toronto Press, 2018.
Босли, Ричард Дэвид. «История почитания СС. Феодосия и Антония Киево-Печерских монастырей с одиннадцатого по пятнадцатый век». Докторская диссертация, Йельский университет, 1980.
Кросс, Сэмюэл Х. и Ольгерд П. Шербовиц-Ветзор, пер. и изд. Русская Подлинная летопись: Лаврентьевский текст . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 19 лет.53.
Цибровский, Роман Адриан. Вдоль реки Украины: социальная и экологическая история Днепра (Днепра) . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета, 2018.
Делуга, Вальдемар и Ивона Зих. «Эстампы для монастыря в Киеве». Print Quarterly 13, № 1 (март 1996 г.): 10–19.
Гарсия де ла Пуэнте, Инес. «Глеб Минский вдова: забытые свидетельства господства женщины в русской истории?» История России 39, вып. 3 (2012): 347–78.
Гримстед, Патрисия Кеннеди. «Искусство и иконы, утерянные в Восточной Пруссии: судьба немецких конфискаций из киевских музеев». Jahrbücher für Geschichte Osteuropas 61, no. 1 (2013): 47–91.
Хеппелл, Мюриэль, пер. Патерик Киево-Печерского монастыря . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2011.
Юсупович, Адриан. «Книжники, писцы и грамотеи: письменность на Руси между 1000-1400 годами». Средневековый мир: культура и конфликты 2 (2022): 24–27.
Левин, Паулина и др. Надписи XVII века о Киево-Печерском монастыре . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1987.
Лилиенфельд, Фея фон. «Духовность раннего Киево-Печерского монастыря». В г. Христианство и восточные славяне, т. 1, с. 1, Славянские культуры в средние века , 69–72. Лос-Анджелес: University of California Press, 1993.
Престель, Дэвид. «Поиск слова: отголоски Апофтегмы в Киево-Печерском патерике». Русское обозрение 57, вып. 4 (1998): 568–82.
Престель, Дэвид. «Киево-Печерский монастырь: какое отношение монахи имеют к миру?». История России 33, вып. 2–4 (2006): 199–216.
Престель, Дэвид. «Святое безумие: Исследования смирения в Киево-Печерском монастыре». История России 44, вып. 2–3 (2017): 371–92.
Томсон, Фрэнсис.