Царь давид иудейский: Давид — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

Разное

Давид — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

ДАВИ́Д (דָּוִד), второй царь Израиля, младший сын землевладельца Ишая (Иессея) из Бет-Лехема. Царствовал 40 лет (по-видимому, в 1004–965 гг. до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царем Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царем Объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).

В историческом сознании еврейского народа Давид — идеальный властитель, из рода которого выйдет Мессия. В книге Самуила содержатся различные (в определенной мере противоречащие друг другу) версии о том, как Давид стал царем Израиля.

Согласно господствующей библейской традиции, сформировавшейся в кругах приверженцев дома Давида, история прихода Давида к власти такова. Во время царствования Саула пророк Самуил тайно помазал юношу Давида на царство. Давид был принят на царскую службу — согласно одной версии (I Сам. 16:14–23) благодаря искусной игре на арфе, согласно другой (I Сам. 17; 18:2) — после того, как одержал победу в единоборстве с филистимским (см. Филистимляне) богатырем Голиафом, предопределив тем самым исход сражения в пользу евреев. Подвиги и победы в войнах с филистимлянами принесли Давиду должность военачальника и честь стать зятем царя — мужем дочери Саула Михаль. Однако всенародная популярность Давида вызвала у Саула зависть и подозрение, что Давид стремится к захвату престола. Саул замыслил убить Давида; заступничество старшего сына Саула, Ионатана, преданного друга Давида, не дало результатов. Вынужденный бежать и скрываться от преследований, Давид скитался в пограничных районах Иудеи, где к нему стали стекаться «все притесненные… и огорченные душою» (I Сам. 22:2). Попытка Саула захватить Давида и его отряд заставила Давида искать убежище у соседей — врагов Израиля: с отрядом в 600 воинов он поступил на службу к Ахишу, царю филистимского города Гата. Ахиш пожаловал Давиду город Циклаг, рассчитывая, что Давид будет совершать оттуда набеги на израильские селения; Давид, однако, нападал лишь на враждебных израильтянам кочевников, а из захваченной добычи посылал дары старейшинам Иудеи, стремясь заручиться их поддержкой в борьбе против Саула.

После гибели Саула и трех его сыновей на горе Гилбоа в бою с филистимлянами Давид со своими приверженцами направился в Хеврон, где был провозглашен царем Иудеи. Сделав Хеврон своей столицей, Давид попытался привлечь на свою сторону остальные израильские колена (см. Колена Израилевы), но потерпел неудачу, так как Авнер спешно провозгласил царем наследника Саула — его сына Иш-Бошета. Давид начал борьбу с династией Саула, по-видимому, не без помощи филистимлян. После смерти Авнера и Иш-Бошета старейшины Израиля прибыли в Хеврон и предложили Давиду царствовать над всем Израилем, так как Давид, уже успевший проявить себя как талантливый военачальник, оказался единственным вождем, способным объединить народ перед лицом филистимской угрозы.

Приняв власть над Израилем, Давид проявил блестящую политическую интуицию, поняв, что столица царя всего Израиля не может оставаться в Хевроне, одном из городов колена Иехуды. Поэтому немедленно после своего воцарения Давид завоевал земли иевуситов (небольшой автохтонной народности Ханаана), отделявшие надел колена Иехуды от наделов остальных колен, и сделал город Иевус (впоследствии Иерусалим) столицей Объединенного царства, назвав ее ир Давид (`город Давида`). Объединение всех колен Израиля в единое царство и ликвидация иевуситского анклава в центре страны подрывали филистимскую гегемонию над территорией Ханаана. Войска филистимлян двинулись вглубь страны и захватили Бет-Лехем, однако Давид нанес им два тяжелых поражения в долине Рефаим и оттеснил их к Гезеру; третье сражение произошло уже на территории филистимлян и принесло израильтянам окончательную победу.

После разгрома филистимлян Давид получил возможность вести военные действия против соседей на востоке, за рекой Иордан. Война против моавитян (см. Моав) завершилась их разгромом (II Сам. 8:2). Вслед за этим Давид вступил в борьбу с арамеями за контроль над Заиорданьем и «царской дорогой», связывавшей Сирию и Египет. Против Давида выступили аммонитяне (см. Аммон), поддерживаемые арамеями. В двух сражениях Давид и его военачальник Иоав разгромили аммонитян и их союзников; царь Аммона стал вассалом Давида. Победы Давида в Заиорданье остановили военную экспансию арамеев в южной Сирии; власть Давида распространялась теперь далеко за границы территории колен Израиля, — возможно, вплоть до реки Евфрат; Арам-Даммесек был включен в состав царства Давида, а другие арамейские государства оказались в вассальной зависимости от Израиля. Стремясь обезопасить южную границу царства, Давид начал войну с Эдомом, в результате которой царство Эдома перестало существовать, и там были размещены гарнизоны Давида. Созданию обширного царства, границы которого, согласно библейским источникам (ср. I Ц. 5:1, 4; II Хр. 9:26), достигали Евфрата, способствовал упадок, переживаемый в этот период Египтом, Ассирией и Вавилонией, а также дипломатические действия Давида (союз с новохеттским царством, враждовавшим с арамеями, и с царем финикийского Тира Хирамом, с которым у Израильского царства были общие экономические интересы).

Перед Давидом стояла задача сплочения неустойчивого союза колен Израиля в прочное единство и создание могущественного государства. Сделав своей столицей Иерусалим, находившийся вне традиционных пределов территории какого-либо из израильских колен, Давид управлял страной при помощи созданного им административного аппарата, непосредственно подчиненного царскому двору и не связанного с какими-либо институциями отдельных колен. Давид создал регулярное войско (основу которого заложил еще Саул), состоявшее из регулярных подразделений наемников (главным образом филистимлян — Крети, Плети, Гиттим), своего рода царскую гвардию, и народное ополчение, планомерная мобилизация которого производилась в случае войны. Некоторые ученые полагают, что осуществленное при Соломоне разделение страны на 12 округов, не совпадавших с уделами колен (I Ц. 4:7), восходит к времени Давида. Содержание двора, армии и администрации обеспечивалось данью с царских владений и налогами. В ходе реформ Давид перенял некоторые элементы административного устройства древних ханаанских городов-государств: так, например, среди чиновников Давида упоминаются софер (`писец`; II Сам. 8:17) и мазкир (`дееписатель`, то есть хронист; II Сам. 8:16), по-видимому, выполнявший обязанности царского глашатая и отвечавший за сбор податей и проведение «царских работ» (повинность, до этого не известная в Израиле). Давид провел перепись населения — нововведение, которое в Библии (II Сам. 24:1–17; I Хр. 21:1–17) вменяется ему в тяжкий грех. Давид перенес в Иерусалим Ковчег Завета и построил жертвенник, превратив тем самым новую столицу из чисто политического также в религиозный центр страны. По более поздней традиции, сохранившейся в книге Хроник (см. Хроник книга), Давид осуществил приготовления к постройке Храма и установил порядок храмовой службы, привлек сословие левитов (см. Леви) к государственной службе, тем самым поставив его в зависимость от царского двора (I Хр. 22:2–5, 14–16; 23–26; 28:11–19).

Административные реформы Давида, проведенные в короткий срок, вызвали противодействие со стороны приверженцев патриархального строя, в частности старейшин израильских колен, традиционная власть и авторитет которых этими реформами подрывались. В некоторых коленах (особенно Биньямина и Эфраима) возникло острое недовольство, вылившееся в два восстания: мятеж сына Давида Авшалома и восстание под руководством Шевы, сына Бихри, из колена Биньямина, под лозунгом: «Нет нам части в Давиде и доли в сыне Иессеевом: все по шатрам своим, израильтяне» (II Сам. 20:1). Ценой огромных усилий Давиду удалось подавить восстание и избежать распада царства (II Сам. 16–20).

Главной проблемой последних лет правления Давида было назначение престолонаследника. Библия повествует о придворных интригах в борьбе наследников за власть. Адония, сын Давида от Хаггит, бывший после смерти Авшалома и Амнона старшим из царских сыновей, претендовал на царскую власть; однако Давид передал престол Соломону, своему сыну от Бат-Шевы.

Согласно Библии (I Ц. 2:10), Давид погребен в «городе Давида». Народные предания в течение столетий указывали на различные места как на гробницу Давида. Ныне местом погребения Давида в народе принято считать гору Сион; в праздник Шаву‘от (согласно традиции, дату смерти Давида) сюда совершают паломничество религиозные евреи — выходцы из восточных общин.

При дворе Давида зародилась идея (окончательно сформировавшаяся при его ближайших преемниках) «нерушимого завета Сиона»: Бог заключил с Давидом договор, согласно которому династия Давида будет править народом Израиля вечно, а столица Давида — Иерусалим — будет во веки веков святым городом, единственной обителью самого Бога (см. Пс. 89:4–5, 29–30, 34–38; 132:13–14, 17). Завет Сиона — клятва, данная Богом Давиду, и неразрывная связь между домом Давида и Иерусалимом — стал основой мессианизма: праведный царь-избавитель воцарится в Иерусалиме и будет принадлежать к дому Давида (см. Ис. 11–12). Даже Иеремия, безжалостно обличавший последних царей династии Давида и предвещавший разгром царства и разрушение Храма, не представлял себе восстановления царства и Храма без восстановления дома Давида (Иер. 33:15–18).

Давид — одна из величайших личностей еврейской истории. Он завершил начатое Саулом дело объединения разрозненных израильских племен, связанных лишь общими преданиями, в единый народ и превратил царство Израиля из неустойчивого союза колен в могущественное государство. Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторический личности, за исключением Моисея. В этом повествовании вырисовывается сложная и могучая личность, наделенная противоречивыми чертами: скромный, но убежденный в своем великом призвании, нежный и жестокий, пастух и воин, поэт-псалмопевец и дипломат, арфист и полководец, подверженный страстям и вожделениям грешник и глубоко религиозный праведник, преданный Богу и искренне раскаивающийся в своих грехах. Красавец и силач, Давид в ранней юности убивает львов и медведей, уносивших овец из его стада (I Сам. 17:34–36), и поражает камнем из пращи прекрасно вооруженного Голиафа (там же, 17:49). Дважды Давиду представлялась возможность убить искавшего его смерти Саула (I Сам. 24:7–8; 26:8–11), и дважды он не воспользовался ею, несмотря на то, что Саул бросил в него копье, пытаясь пригвоздить к стене (I Сам. 18:11). Трогательна печаль Давида о павшем в бою Сауле (II Сам. 1) и о своем сыне Авшаломе, восставшем против отца (II Сам. 19:1). Притча придворного пророка Натана о единственной овечке бедняка, зарезанной богачом для угощения гостя (II Сам. 12), и гневный укор царю, который послал на смерть мужа своей возлюбленной Бат-Шевы, приводят Давида к раскаянию, и он смиренно, как заслуженное возмездие, принимает смерть рожденного Бат-Шевой младенца. Давид не раз проявляет и жестокость, особенно в конце жизни, после постигших его царство бедствий; он выдает на казнь семерых сыновей Саула жаждавшим мести гив‘онитянам (II Сам. 21:2–9), в своем завещании Соломону подробно разрабатывает план мщения тем, кто в прошлом причинил ему зло (I Ц. 2).

Уже в самых ранних источниках Давид именуется «сладким певцом Израиля» (II Сам. 23:1). Его поэтическое дарование находит яркое выражение в плаче по Саулу и Ионатану (II Сам. 1:17–27), представляющем собой один из лучших образцов древней поэзии на иврите. Библия приписывает ему авторство некоторых псалмов, а более поздняя традиция считает его автором всей книги Псалмов, проникнутой столь характерным для Давида глубоким чувством упования на Бога в самые тяжелые моменты человеческой жизни.

Давид принадлежал к колену Иехуды; среди его предков по женской линии была, согласно библейской традиции, моавитянка Руфь (Руфь 4:18–22). После раскола Объединенного царства династия, основанная Давидом, оставалась на престоле Иудеи более 400 лет, вплоть до разрушения Первого храма (586 до н. э.), в то время как в северном Израильском царстве династии сменялись одна за другой, и через 200 лет после раскола изгнанные десять колен растворились среди других народов. Вера в восстановление династии Давида послужила одним из факторов сохранения еврейского народа в изгнании. Образ Давида стал в веках идеалом праведного царя, олицетворением прошлого величия народа и символом упования на его возрождение в будущем.

Давид — Божий помазанник, и библейские пророки провозгласили завет Бога с домом Давидовым вечным и нерушимым, как «смена дня и ночи» (Иер. 33:20–22). Вся еврейская эсхатология с библейских времен по сей день неразрывно связана с пришествием Мессии (помазанника), который будет принадлежать к роду Давида. В Талмуде есть высказывание о том, что Давид продолжает жить («Давид, царь Израиля, жив и существует» — РхШ. 25а), на основании которого более позднее народное предание повествует, что Давид скрывается в пещере, погруженный в непробудный сон до тех пор, пока он не будет призван явиться как Мессия и принести избавление еврейскому народу и всему человечеству.

В талмудической и раввинистической литературе, особенно в Аггаде, с личностью Давида связано множество легенд. Давид изображается богобоязненным праведником, строго соблюдающим религиозные предписания, мудрым судьей и законоучителем, погруженным в изучение Торы и предающимся молитвам. Отрицательные поступки Давида по большей части трактуются как испытания или действия, совершенные по Божественному предопределению для извлечения из них морально-гомилетических поучений. В каббале Давид олицетворяет сферу малхут (сферу царства), одну из десяти сфирот — модусов имманентной сущности Бога, нисходящих в мир путем эманации.

В христианской традиции родословная Иисуса как Мессии восходит в различных вариантах к Давиду (Матф. 1:1–17; Лука 3:23–31). По евангельским преданиям Иисус, как и Давид, родился в Бет-Лехеме.

В мусульманской традиции образ Давида мало чем отличается от образа, созданного в поздней аггадической еврейской литературе.

На протяжении многих веков личность Давида и его подвиги служили неиссякаемым источником вдохновения для художественного творчества. Давиду посвящены монументальная скульптура Микеланджело (1503, Академия, Флоренция) и полотна Рембрандта. В современном еврейском искусстве отличается самобытностью образ Давида в иллюстрациях к Библии М. Шагала. В музыке, наряду с кантатой Моцарта «Кающийся Давид», особого внимания заслуживает опера Д. Мийо «Давид» (1953, либретто А. Люнеля), впервые поставленная в Иерусалиме в 1954 г. в присутствии композитора. Ряд музыкальных произведений посвящен Давиду израильскими композиторами — М. Авидомом (Симфония №2 «Давид», 1948), П. Бен-Хаимом («Сладкий певец Израиля», 1957) и другими. Большой популярностью пользуется народная песня «Давид мелех Исраэль хай ве-каям» («Давид, царь Израиля, жив и существует»). В новой литературе на иврите Давид — герой многих произведений: от поэм И. Л. Гордона «Ахават Давид у-Михаль» («Любовь Давида и Михаль») и «Давид у-Варзиллай» («Давид и Барзиллай») — до романа М. Шамира «Кивсат ха-раш» («Овечка бедняка»). Символом величия человеческой личности и образцом национального вождя Давид выступает в поэзии У. Ц. Гринберга.

СКАЗАНИЯ О ЦАРЕ ДАВИДЕ

СКАЗАНИЯ О ЦАРЕ ДАВИДЕ


СКАЗАНИЯ О ЦАРЕ ДАВИДЕ

(пер. М. Д. Каган-Тарковской и Р. Б.
Тарковского)

 

 

ЖИТИЕ ДАВИДА 

 

СЛОВО О ДАВИДЕ, ЦАРЕ И ПРОРОКЕ ГОСПОДНЕМ, КАК РОДИЛСЯ И КАК ВОЦАРИЛСЯ

 

 

    
Был Иесей человеком на редкость сильным и мужественным, в сердце своем предан
Богу и служил Богу усердно. И с женою своей Иезавелью родил он 8 сыновей. И
положили они совет между собою, чтобы отступиться им друг от друга и больше не
сочетаться в плотском союзе. И Иезавель призвала слугу, которого держал Иесей в
милости, по имени Андрей, и сказала ему: Если будешь хранить господина своего
усердно, дам тебе богатые подарки, а если он потребует женщину, извести меня, не
скрой этого от меня ни в коем случае. Андрей обещал: Да будет по слову
твоему.

   
И так держали свой обет Иесей и Иезавель 12 лет. Но в один из дней сказал Иесей
рабу своему Андрею: Найди мне женщину, ибо хочет сердце мое женщину. Ответил
Андрей: Господин, знаю я красивую женщину, но она далеко отсюда; не был Иесей
в это время в доме своем, а на селе, далеко от дома. И сказал ему: Иди, приведи
мне ее. И дал ему золото. Он же пошел к Иезавели, госпоже своей, и поведал ей
все. Она же пришла ночью, и совокупился с ней Иесей, не узнав жены своей.

   
И тогда зачала она младенца, и родила, и дала имя ему Давид, по-еврейски
украден. И не узнал Иесей об этом, и в тайне воспитала его. Когда минуло Давиду
шесть лет, отвела его к овцам и передала овечьим пастухам. А кто он родом, не
ведал никто. И вырос он кротким и смиренным и разумом своим постиг игру на
всяких инструментах на тимпанах, на органах, и научился всем песням. И когда
принимался он играть, овцы и волы, и все животные скакали.

   
И послал Господь пророка своего, чтобы возлил елей на главу Давида в знак того,
что воцарится род Авраама. Пророк Дафан пришел в дом Иесея и сказал ему:
Приведи сыновей своих, и я отмечу их печатью. Иесей привел 8 сыновей своих.
Пророк Дафан сказал: Нет здесь сына твоего, которого требует Господь. Иесей
взмолился: Господин, нет у меня других детей, только эти. Пророк стоял на
своем, Иесей был в отчаянии. Жена же его, Иезавель, придя, открыла мужу своему
Иесею правду и сказала: Он сын наш, но не смела поведать тебе, боясь, что ты
примешь слова мои за обман. И приказал Иесей привести Давида. Когда увидел
пророк Давида, возликовал. И вылил елей на главу его, и дал ему печать. И сказал
ему: Благословит тебя Господь и благословенно будет имя твое, и не погибнешь во
веки. Племя твое воздвигнет престол херувимам, а дочь твоя будет выше
херувимов. Иесей же удивился, услышав, и сказал: Откуда он возьмет это
величие? Он научен только пасти овец. С тем и удалился пророк.

   
Саул же царь царствовал в этой земле и властвовал над всеми живущими. Но проник
дух бесовский в Саула и мучил его, и не давал ему спать, и не было у него ни
минуты покоя. И один человек поведал Саулу и рассказал: Есть житель в
Мадиамской земле по имени Иесей и имеет он овечьего пастуха великого
музыканта, дивно играющего на свирели; и скоты, и вся природа танцует, когда
начнет он играть. Может и тебе это на пользу будет. Тогда Саул послал и призвал
Давида. Когда заиграл Давид, дух нечистый угомонился в Сауле на три дня. Когда
же ушел Давид, снова дьявол стал мучить его. И замыслил Саул дать дочь свою
Давиду в жены, чтобы тот всегда играл и избавлял Саула от духа бесовского.

   
В то время отступился Голиаф от отца своего Саула царя и, соединившись с
халдеянами, захватил всю земля Саулову, ибо мать Голиафа была халдеянкой. И
пришел на отца своего Саула к Иерусалиму. И сказал Саул Давиду: Почему не
скорбит сердце твое об этом? Ты же видишь, что отвергся сын мой от меня из-за
тебя, и захватил всю землю мою, а ныне хочет Иерусалим взять. Ты же, Давид, что
не спешишь?

   
Наутро осадил Голиаф Иерусалим. Давид облачился в три доспеха, и подперся двумя
копьями, и прыгнул на 30 локтей. И люди, видевшие это, изумились. И вышел Давид
против Голиафова войска. Саул же не любил Голиафа, и указали ему на Давида как
на того, кто погубит его. Когда увидел Давида Голиаф, с яростью пустил на него
своего коня. Давид же творил молитву: Боже праведный и светлый, и достойный.
Конь Голиафа споткнулся, и меч Голиафа вонзился в сердце его. Давид же извлек
этот меч и отсек Голиафу голову. И возвратился к царю Саулу.

   
И тогда покинул дух нечистый Саула, и замыслил он погубить Давида, и призвал
одного богатыря из земли халдейской по имени Вастрала, чтобы тот убил Давида, а
за это дадут за него жену Давида. И пришел Вастрала наутро  в богатых нарядах  к
Саулу, готовый обезглавить Давида и получить жену  Давидову.

     А на ложе горевала жена Давида. Давид спросил: Почему ты так печальна, как
никогда? Она же отвечала: О, если бы ты ведал, какой злой заговор составлен
против тебя! Давид сказал: Почему не предупредила меня? И она рассказала ему
все. И сказал ей: Правда ли то, в чем ты уверяешь меня? Она сказала:
Свидетель мне сотворивший небо и землю, не приму я иного мужа.

   
Давид взял одного слугу и скрылся тайком, и спрятался в пещере, называемой
Мухли. И пробыл там 7 месяцев, непрестанно повторяя: Помяни, Господи, Давида и
всю кротость его. Царь же Саул жаждал обезглавить его и послал по всей земле
искать его. И обыскали горы и пещеры, и болота и не нашли. Приходили и к той
пещере, где скрывался Давид, но, увидев пещеру, заросшую паутиной, удалились.
Жена его облачилась во власяницу и, припав к земле, плакала.

   
И явился ангел Господень Давиду и сказал ему: Выйди и стань на месте,
называемом Сухий, и будет там Господь с тобою. Вышел Давид, одержимый страхом
великим, и стал на месте, где велел ему Господь, и творил молитву: Боже, святой
владыко, небесный царь, взгляни ныне с высоты безмерной своей. И видели все
люди Давида и единогласно приветствовали его. Саул же слышал это и, рассвирепев,
вскочил на коня и погнал его на Давида. Тот взял камень и вложил в пращу, и,
обратившись к небу, помолился и метнул, и попал Саулу в око. И пал царь. Давид
извлек меч его и убил его. И прославился.

   
И сел царем на престоле Саула. И родил с женою своею Авессалома Красноглава. И
умерла жена Давида. И после того стал он кровожаден и немилостив, блудник и
душегубец. Был некто муж справедливый и знатный по имени Урия. Имел он красивую
жену. И Давид возжелал ее. Она же не хотела, ибо была верна Богу и мужу своему.
Давид послал Урию на битву, чтобы погубить его. И убили его.

   
И разгневался за то Бог, и послал ангела и пророка Дафана, чтобы обличил его
пророк, а если он не покается, чтобы убил его ангел безжалостно. И предстал
пророк пред Давидом, говоря: Рассуди меня, господин, судом своим. Царь
промолвил: Говори, что у тебя. Сказал пророк: Один человек имел двести девять
овец, я же имел одну. Он погубил меня и смерти предал, и овцу мою взял, а потом
и Соломона она ему родила. Давид сказал: Воистину, такой человек достоин лютой
смерти. Пророк сказал: Это ты и есть. Давид пал ниц и, оглядевшись, увидел
ангела в образе воина, держащего меч, и взмолился: Помилуй меня, Боже, по
великой милости твоей. И на Соломона показав, промолвил: Грех мой всегда предо
мною. И тогда отвел ангел меч от него.

   
Сын же его первенец Авессалом возмужал и отрекся от отца своего и все вельможи с
ним, и захватил все земли и города. И, войдя, затворился Давид на три года,
великое зло терпя от сына своего Авессалома, сухие кости грыз и кожи варил.
Авессалом просил Соломона, говоря: Дай мне войско, а ты сядешь на престоле и
будешь царь вселенной. Давид не знал, что делать. И спросил его Соломон,
говоря: Поведай мне, отец, каким оружием владел ты с юности? Давид сказал: О
сын, никакого оружия не знаю, только пращу ручную. Соломон воскликнул: Отец,
отец, это истинно твое оружие, с ним победил ты Голиафа и Саула, страшного царя.
Этим оружием добыл ты царство. И вновь ныне умоли Бога, которого призывал
прежде, да спасет тебя и теперь.

   
Давид взял три камня и вложил в пращу с молитвой: Во имя Отца и Сына и Святого
Духа, и метнул в войско, и сломал Господь войско и поразил невидимо. И
сокрушилось войско. Тогда погнали двое десять тысяч, один тысячу. Бегущему
Авессалому взметнул ветер волосы его, и зацепился он за ветвь, и повис.
Настигнув, Соломон отсек ему голову и принес Давиду. Давид же, увидев,
разрыдался. Соломон спросил: Отец, что плачешь, не помнишь ли, сколько зла
сотворил он тебе? Давид ответил: О сын, оплакиваю я рожденного мной, ибо был
он сыном хорошей жены.

Богу нашему слава во веки. Аминь.

 

 

 

СЛОВО О ПСАЛТЫРИ

 

СЛОВО О ПСАЛТЫРИ, КАК НАПИСАНА БЫЛА ДАВИДОМ ЦАРЕМ

 

 

   
Когда клялся Давид Господу, то обещал Богу Иакова, что если воцарится он, то
постарается найти святилище Господу. И сел писать Псалтырь. И не ведал, откуда
бралась мысль, как бы от ангела было то, что пишет.

   
Один вельможа по имени Виор хотел наедине говорить с царем, царь же велел ему:
Приди в ночь эту и поведай мне, что хотел сказать. Виор же пришел по слову
царя ночью и увидел юношу, на ухо шепчущего царю. И не предстал Виор пред царем,
и вышел вон из полаты царевой. А наутро, когда он пришел, спросил его царь: Что
не явился сказать мне свою тайну? Но приди снова вечером и расскажи мне. И
вновь пришел Виор вечером и увидел юношу светлого, ярче солнца, на ухо царю
говорящего. И снова удалился. И наутро пришел к царю. Царь же с гневом сказал
ему: Почему не пришел, как велел я тебе? И Виор ответил: Господин мой, царь,
трижды приходил я и ни разу не застал тебя одного. И вновь царь расспрашивал
его и приказал: Приди вечером.

   
И когда пришел Виор вечером к царю, спросил его царь: Здесь ли человек,
которого видел ты раньше? И ответил ему Виор: Господин царь, вид лица его, как
огонь. И понял царь, что ангел Господень подсказывает ему мысль и лад для
сочинения псалтырных стихов.

   
Есть близ дворца царева болотце, недалеко от тайной полаты царевой. И жабы
испускали вопли, когда он писал. Повелел Давид слугам своим разогнать жаб
горящей соломой, чтобы не кричали. И вдруг увидел Давид однажды ночью огромную
жабу, распластавшуюся на писании его. Он же сбросил ее. И снова увидел ее во
второй раз. И задумался он над своим писанием, и почудилось Давиду, что это
великое дьявольское наваждение. Но и в третий раз нашел он ее на писании. И
сказал Давид: Истребляю тебя, дьявол, за то, что зло делаешь мне. Тогда
сказала жаба: Не дам я тебе Бога славить, как и ты мне не даешь.

   
Тогда повелел царь Давид отозвать слуг от болотца того, чтобы зла не делали
жабам тем. И тотчас заголосили все жабы. Тогда Давид изрек: Всякое дыхание да
хвалит Господа.   

   
Написал же псалмов Давид в Псалтыри всего 300 и 60 и 5. И потом царь Давид
соорудил ларчик малый и Псалтырь, запечатав, вложил в ларчик и, залив оловом,
бросил в море по своему замыслу и сказал: Если истинно слово мое, и составление
Псалтыри угодно Богу, то выйдет из моря этот ларчик и писание, хранящееся в
нем.

   
И пребывала Псалтырь в море 80 лет. И после смерти Давида забросил Соломон сеть
в море и нашел в сети ларчик оловянный. И распечатал его Соломон и обрел в
Псалтыри Давида, отца своего, записанными псалмов только 100 и 50 и 3. И те
проповедал миру и положил их в соборной церкви, где теперь славят вышнего Бога.

Но
через много лет из-за частого пленения Иерусалима растерялись псалмы и песни,
Давидом сочиненные. И вновь Ездра пророк разыскал и собрал 150 псалмов, но
расположил их не по порядку, не как при Давиде были написаны. И наполнился мир
песнями Псалтыри.

   
Так и Господь наш Иисус Христос незадолго до наших лет в том же месте повелел
своим ученикам забросить сеть в море и выловил рыб 100 и 50 и 3. Как Давид и
Соломон наполнили мир псалтырным учением, так и апостолы насытили мир божеством
и истинной верой. Рыбы Новый завет и крещение Господне во имя Христа Иисуса
Господа нашего, ему же слава всегда и ныне.

 

 

 

ЛЕГЕНДА О ДАВИДЕ И ВИРСАВИИ

 

 

   
Давид, царь великий, характером от рождения был незлобив и прост, и кроток,
любил и почитал Сауловых детей.

   
И в то время, когда стоял он на палатах, увидел жену Урии, купающуюся в саду
своем, и велел ее привести к себе, и сотворил с ней прелюбодеяние. А мужа ее,
Урию, послал против неприятелей и повелел в сражении убить его.

   
Нафан же пророк знал, когда замыслил Давид прелюбодеяние и убийство совершить, и
предсказал, что умрет рожденный младенец. И тот умер, но родился Соломон от
Вирсавии, жены Урии.

   
И за то преступление послал Бог Нафана пророка к Давиду сказать: Так говорит
Господь, избери себе одно из трех либо сотворю я трехлетний голод в земле
твоей, либо три месяца будешь бегать от врагов своих, или три дня будет
господствовать смерть в земле твоей. Тогда Давид, вздохнул, опечаленный до
глубины души своей, и сказал: Лучше мне оказаться во власти Бога живого, ибо
велики щедроты его, нежели во власти людской. И избрал Давид смерть.

И
настал день гибели. Наслал Господь смерть на Израиль, с утра до обеда умерло
людей 70 000. И простер ангел Божий руку к Иерусалиму, чтобы погубить живущих в
нем. И взмолился Давид к Господу Богу, когда увидел ангела, губящего народ, и
сказал: Это, Господи, я согрешил, я, пастырь, зло сотворил, а они, овцы, какое
зло сделали? Пусть будет, Господи, на мне гнев твой, на рабе твоем в доме отца
моего. И смилостивился Спаситель, приказал ангелу: Останови руку твою.

   
Давид покаялся в грехе своем и воздвиг жертвенник Господу. И добродетельно
пожив, угодил Богу и, помолившись, уснул блаженным сном, перешел в вечную жизнь,
пожив в старости достойно.

 

Царь Давид

Руфь Маргалит отметила:

В долгой войне за то, как примирить Библию с историческими фактами, история Давида находится в эпицентре. Нет никаких археологических записей об Аврааме, Исааке или Иакове. Нет никакого Ноева ковчега, ничего от Моисея. Иисус Навин не разрушил стены Иерихона: они рухнули столетия назад, возможно, в результате землетрясения. Но в 1993 году израильский археолог, работавший недалеко от сирийской границы, нашел фрагмент базальта девятого века до нашей эры с арамейской надписью, в которой упоминается «Дом Давида» — первое известное упоминание об одной из основополагающих фигур Библии. Итак, Давид — не просто центральный предок Ветхого Завета. Он также может быть единственным, существование которого мы можем доказать.

Библейский царь Израиля Давид был известен своими разнообразными навыками как воина, так и сочинителя псалмов. За 40 лет своего правления, примерно между 1010 и 970 годами до н. э., он объединил народ Израиля, привел его к победе в битвах, завоевал землю и проложил путь своему сыну Соломону к строительству Святого Храма. Почти все сведения о нем получены из книг Пророков и Писаний: Царств I и II, Царств I и Паралипоменон I.

Давид был восьмым и младшим сыном Иессея из царского колена Иуды. Он также был прямым потомком Руфи Моавитянки. Давид начал свою жизнь пастухом в Вифлееме. Однажды пророк Самуил призвал его с поля и помазал без ведома нынешнего царя Саула. Давид просто вернулся к своим овцам. Его первое общение с Саулом произошло, когда царь искал кого-нибудь, кто мог бы сыграть для него музыку, и слуга царя позвал опытного Давида, чтобы тот сыграл для него. Саул был доволен Давидом и держал его на службе в качестве музыканта.

Впервые Давид публично продемонстрировал свою храбрость, когда, будучи неопытным мальчиком, вооруженным лишь палкой и несколькими камнями, он столкнулся с девятифутовым филистимлянином гигантом в бронзовых доспехах Голиафом из Гефа. После того, как опытные воины прятались от страха в течение 40 дней, Давид сделал пращу, призвал имя Бога и убил великана. После этого Саул взял Давида в качестве командира своего войска, и Давид подружился с сыном Саула Ионафаном.

Давид добился успеха в битве с филистимлянами, что вызвало зависть Саула, который пытался убить Давида, метнув в него копье. Однако Давид остался с Саулом, и Саул предложил ему в жены свою собственную дочь Мерав. Позже он нарушил свое обещание, но предложил Давиду свою вторую дочь Мелхолу в обмен на крайнюю плоть 100 филистимлян, цену, которую заплатил Давид.

Ревность Саула к Давиду росла, и он попросил своего сына Ионафана убить Давида. Однако Джонатан был другом Давида и вместо этого спрятал Давида. Затем он пошел к своему отцу и убедил Саула пообещать не убивать Давида. Саул пообещал, и Давид вернулся к нему на службу. Это обещание длилось недолго, и после того, как Саул во второй раз попытался убить Давида, Мелхола помогла Давиду бежать к пророку Самуилу в Раму. Давид ненадолго вернулся, чтобы заключить мирный договор с Ионафаном и убедиться, что Саул все еще планирует убить его. Затем он продолжил свое бегство от Саула, найдя убежище у царя Моава. По дороге священник Ахимелех из Новы дал Давиду оружие. Услышав это, Саул послал Доика Идумеянина убить 85 городских священников.

Во время своего бегства Дэвид заручился поддержкой 600 человек, и он со своей бандой путешествовал из города в город. В какой-то момент в Эйн-Геди Давид подкрался к Саулу, когда тот был в пещере, но вместо того, чтобы убить его, отрезал кусок от его плаща и столкнулся с Саулом. Саул не выдержал и признал, что однажды Давид станет царем, и попросил Давида поклясться, что он не уничтожит потомков Саула и не сотрет имя Саула. Давид поклялся в этом, но это не помешало Саулу продолжать преследовать его. Наконец, Давид и его сторонники перешли на службу к Анхушу, филистимскому царю Гефа, который доверил Давиду контроль над городом Секелаг. По найму Анхуса Давид совершал набеги на города кочевников, которые преследовали евреев, и отдавал добычу в качестве даров вождям Иудеи, чтобы заручиться их поддержкой против Саула.

В конце концов, когда Давид сражался с племенем амаликитян, Саул и Ионафан были убиты на горе Гелвуй в битве с филистимлянами. Давид оплакивал, а затем начался новый этап его жизни, как царя Иудеи. Он переехал в Хеврон вместе со своими женами, Ахиноамой из Изрееля и Авигеей из Кармила, и своими последователями. Жители Иудеи были благодарны Давиду за то, что он спас их от набегов пустыни, пока он был в Секелаге, и поставили Давида царем.

Тем временем Авенир, сын Нира, короновал Иш-Восхета, сына Саула, царем над коленами Израиля. Царства Иудеи и Израиля воевали, и династия Давида становилась сильнее, а династия Саула слабела. Наконец, после того, как Авенир поссорился с Иш-Восхет, Авенир подошел к Давиду и заключил с ним договор, который позволил Давиду объединить два царства и править всем Израилем. Однако, когда Авенир уходил от Давида, советник Давида и военачальник Иоав убил Авенира без ведома Давида. Вскоре был убит и Иш-Бошет, и колена Израиля помазали Давида своим царем. Давиду было тогда 30 лет, и он правил Иудеей семь лет и шесть месяцев. За эти годы он взял больше жен и имел много детей. Он также заключил договоры с королями различных соседних стран.

Первым действием Давида как царя было захватить то, что сейчас является городом Давида в Иерусалиме, укрепить его и построить себе дворец. Когда филистимляне услышали, что Давид был помазан царем и угрожает их гегемонии, они напали, рассеялись по долине Рафаимов и захватили Вифлеем. Давид отомстил и в трех сражениях вытеснил филистимлян из Израиля.

Как только Давид обеспечил безопасность своего царства, он принес Святой Ковчег, который переходили из города в город, в Иерусалим. Затем он захотел построить храм Богу и посоветовался с пророком Нафаном. Натан ответил Давиду, что Бог всегда будет с Давидом, но сын Давида должен построить Храм, потому что Давид был воином и пролил кровь.

Затем Давид начал войну против соседей Израиля на восточном берегу Иордана. Он победил моавитян, идумеев, аммонитян и арамеев. Эти войны начались как оборонительные войны, но закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обеим сторонам реки Иордан до Средиземного моря. Давид установил правосудие в своей империи и установил гражданскую и военную администрацию в Иерусалиме по образцу хананеев и египтян. Он разделил страну на двенадцать округов, в каждом из которых были свои гражданские, военные и религиозные учреждения. Он также сделал Иерусалим светским и религиозным центром страны. Каждый район платил налоги в Иерусалим, и люди начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники Песах, Шавут и Суккот.

Несмотря на это безупречное правление на национальном уровне, у Дэвида было много проблем в личной жизни. Однажды, когда мужчины были на войне, Давид увидел красивую женщину, Вирсавию, со своей крыши. Он узнал, что она была замужем за Урией Хеттеянином, но это не помешало ему послать за ней и сделать ее беременной. Затем он отозвал Урию из битвы и притворился, что Урия был отцом ребенка Вирсавии. Урия отказался вернуться домой к своей жене, поэтому Давид отправил Урию на передовую, где тот и был убит. Затем Давид женился на Вирсавии. Столкнувшись с пророком Натаном, Давид признал свой грех. В наказание ребенок Вирсавии умер, а Давид был проклят обещанием восстания из своего собственного дома. Вирсавия и Давид вскоре зачали второго сына, Соломона.

Личная борьба Давида продолжилась, когда его сын Амнон изнасиловал Фамарь, сводную сестру Амнона. Авессалом, сын Давида и брат Фамари, убил Амнона. Авессалом бежал, но Давид не мог перестать думать о нем. Наконец Иоав убедил Давида позволить Авессалому вернуться. Авессалом был красивым мужчиной и стал популярен среди народа Израиля. Затем, через 40 лет после того, как Самуил помазал Давида в цари, Авессалом вместе с 200 мужчинами отправился в Хеврон с намерением восстать против своего отца и захватить его царство. Его поддержали жители Хеврона, оскорбленные переносом царства из Хеврона в Иерусалим, старейшины, чей статус был подорван частью политики Давида, и вениамитяне, которые хотели отомстить за семью Саула.

Давид боялся, что Авессалом вернется и завоюет Иерусалим, поэтому он и все его последователи бежали из города, оставив только 10 наложниц охранять дворец. Давид велел священникам Садоку и Авиафару оставаться в городе вместе со своим другом и теперь шпионить за Хусием Архитянином. Тем временем Авессалом достиг Иерусалима, захватил город и переспал с наложницами Давида. Хусий подружился с Авессаломом, дал ему совет и велел священникам послать вестников, чтобы сообщить Давиду о планах Авессалома. Давид собрал свои войска, а затем убил 20 000 израильских солдат Авессалома, включая самого Авессалома. Давид вернулся к власти. Второе восстание вспыхнуло от рук Савы, сына Бихри, но с помощью Иоава Давиду удалось подавить и это восстание, а Саву убить.

В конце концов Дэвид состарился, и ему пришлось прекратить сражаться. Он постоянно чувствовал холод и не мог согреться. В этот момент Адония, старший сын Давида, провозгласил себя царем. Однако Давид пообещал Вирсавии, что ее сын Соломон станет царем, и публично помазал Соломона. Опасаясь возмездия, Адония побежал к жертвеннику в Иерусалиме, но Соломон простил его и отправил домой.

Давид передал последний набор инструкций своему сыну, сказав ему следовать словам Бога и отплатить тем или иным людям, которые либо обидели Давида, либо помогли ему. Затем Давид умер после 40 лет царствования, 33 из которых в Иерусалиме. Он был похоронен в Городе Давида.

Давид был поэтом, и раввины считают, что Давид написал Книгу Псалмов или, по крайней мере, отредактировал ее. Всю свою жизнь Давид готовился к строительству Святого Храма, откладывая необходимые физические материалы, руководя левитами и другими людьми, выполняющими их обязанности в Храме, и передавая план Храма Соломону. Тогда уместно, что, согласно традиции, Мессия, который построит третий храм, будет из династии Давидов. Сегодня евреи ежедневно молятся о приходе Мессия, сын Давида.


Источники : Барбара Коэн, Дэвид: Биография . Clarion Books, Нью-Йорк: 1995.
Дэвид, Encyclopedia Judaica .
Священные Писания: Царств I и II, Царств I, Хроники I. Перевод Еврейского издательского общества (Нью-Йорк, 1985 г.).
Рут Маргалит, «В поисках утраченной империи царя Давида», The New Yorker (29 июня 2020 г.).

Дэвид | Биография, резюме, царствование и факты

Дэвид

Смотреть все медиа

Дата рождения:
Вифлеем
западное побережье
Умер:
около 962 г. до н.э.
Иерусалим
Израиль
Известные члены семьи:
супруга Эбигейл
супруга Вирсавия
отец Джесси
сын Авессалом

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Где вырос Дэвид?

Согласно Библии, Давид вырос среди суровых иудейских холмов вокруг израильского города Вифлеема, в нескольких милях к югу от Иерусалима, который тогда был ханаанской крепостью. В то время Израилю угрожали другие народы этого региона, особенно филистимляне, оккупировавшие средиземноморскую прибрежную равнину на западе.

Каким было детство Дэвида?

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея, земледельца и овцевода из израильского колена Иуды. Дэвид, вероятно, провел большую часть своего детства, ухаживая за стадом своей семьи. Однажды его призвал с полей пророк Самуил, который помазал его царем Израиля, когда Саул еще был царем.

Чем зарабатывал на жизнь Дэвид?

В юности Дэвид проявил себя как музыкант и воин. Это привлекло к нему внимание царя Саула, для которого он играл на арфе и сражался с филистимлянами. Популярность Давида вызывала зависть царя. После того, как Саул попытался убить его, Давид бежал и стал лидером преступников. Когда Саул умер, Давид стал царем.

Чего добился Давид?

Давид, второй царь Израиля, построил маленькую империю. Он завоевал Иерусалим, сделав его политическим и религиозным центром Израиля. Он разгромил филистимлян настолько основательно, что они больше никогда серьезно не угрожали безопасности израильтян, и аннексировал прибрежные районы. Он стал повелителем многих маленьких царств, граничащих с Израилем.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Давид (годы правления около 1000 г. до н.э.), второй царь древнего Израиля. Он основал Иудейскую династию и объединил все колена Израиля под властью единого монарха. Его сын Соломон расширил империю, которую построил Давид. Давид — важная фигура в иудаизме, христианстве и исламе.

Предыстория и источники

Основное свидетельство карьеры Давида состоит из нескольких глав в книгах 1 и 2 Царств еврейской Библии (Ветхий Завет). Ему также приписывают псалмы, дань уважения его легендарному мастерству поэта и исполнителя гимнов. Вещественных свидетельств его правления, хотя и являющихся предметом интенсивных споров среди ученых, немного. Некоторые ученые утверждают, что обнаружили артефакты, подтверждающие библейское повествование о царстве Давида. Другие утверждают, что археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что Давид не был великим правителем восходящего царства, а просто одаренным племенным вождем пастушеского, а не городского общества. Фрагмент каменной стелы с упоминанием «Дома Давида» (ссылка на его политическую династию) был вписан более чем через столетие после традиционной даты его правления и принят не всеми учеными. Следующая статья в основном взята из библейского повествования о царствовании Давида.

Молодость

Младший сын Иессея, Давид начал свою карьеру в качестве помощника при дворе Саула, первого царя Израиля. Он так зарекомендовал себя как воин против филистимлян, что его популярность вызвала зависть Саула, и был составлен заговор с целью его убийства. Он бежал в южную Иудею и Филистимию, на прибрежную равнину Палестины, где с великой проницательностью и дальновидностью начал закладывать основы своей карьеры.

Будучи преступником с наградой за голову, Дэвид вел жизнь Робин Гуда на границе пустыни своего племенного владения в Иудее (на юге Леванта). Он стал лидером и организатором группы других преступников и беженцев, которые постепенно снискали расположение местного населения, защищая его от других бандитов или, в случае нападения, преследуя налетчиков и восстанавливая захваченное имущество. . Эти действия в конечном итоге гарантировали, что он будет «приглашен» стать царем как истинный преемник Саула после того, как последний был убит в битве против филистимлян на горе Гелвуй.

Царствование

Согласно библейскому повествованию, Давид был провозглашен царем в Хевроне. В течение нескольких лет он боролся против оспаривающих притязаний и сил Ишбаала, выжившего сына Саула, который также был коронован как царь, но гражданская война закончилась убийством Ишбаала его собственными придворными и помазанием Давида на царство над всем миром. Израиль. Он завоевал удерживаемый иевусеями город Иерусалим, который сделал столицей нового объединенного царства и куда перенес священный Ковчег Завета, высший символ израильской религии. Он разгромил филистимлян настолько основательно, что они больше никогда не представляли серьезной угрозы безопасности израильтян, и присоединил к себе прибрежный регион. Он продолжал создавать империю, став повелителем многих маленьких царств, граничащих с Израилем, включая Эдом, Моав и Аммон.

Большой успех Давида как воина и строителя империи был омрачен взаимосвязанными семейными раздорами и политическими восстаниями. Чтобы связать воедино различные группы, составлявшие его царство, Давид взял у них жен и создал гарем. В результате семья была крайним отходом от семьи в кровнородственном контексте, традиционной клановой структуре. Жены Давида в основном были совершенно чужды друг другу, а его дети не имели прямой поддержки устоявшихся социальных моделей, которые давали прецеденты для разрешения конфликтов или для установления права наследования.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Авторы библейских повествований (в 1 и 2 Царств) о политической карьере Давида демонстрируют глубокое понимание характера человека, способного произвести неизгладимое личное впечатление в конкретной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы