Царь иоанн федорович: Федор I | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Разное

Федор Иванович (Федор Иоаннович), царь

 

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон – Федор Иоаннович, царь московский (1584—1598)
Константин Рыжов – Федор I Иванович (1584-1598)
В. О. Ключевский – Царь Федор Иоаннович

 

о главных событиях внешней и внутренней политики царствования Федора Ивановича читайте в первой половине статьи «Правление Бориса Годунова»

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон — Федор Иванович, царь московский (1584—1598)

Царь Федор Иванович. Реконструкция по черепу Герасимова Фото Shakko

 

Федор Иванович родился 11 мая 1557 г. и был младшим сыном Ивана Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Грозного, 19 ноября 1582 г., старший брат Федора, Иоанн, был убит своим отцом, и с этого времени Федор стал считаться наследником царского престола. По смерти Грозного (18 марта 1581 г.) Федор Иоаннович сделался царем, после смуты, затеянной приверженцами самого младшего сына Грозного (от Марии Нагой), Димитрия. Смута эта была укрощена благодаря энергии Бориса Годунова, на сестре которого, Ирине Федоровне, в 1580 г. женился Федор, по воле отца. Федор Иоаннович был человек недеятельный и слабоумный, больше любил церковную службу и разные развлечения, чем занятия государственными делами. Все управление государством перешло в руки царского шурина Бориса Федоровича Годунова, который и был, в сущности, настоящим царем русским. Все события царствования Федора Иоанновича связаны непосредственно с именем Бориса Годунова. Умер Федор 7 января 1598 г., не оставив потомства. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве.

 

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

 


 

Константин Рыжов — Федор I Иванович (1584-1598)

Из рода Московских вел. кн. Сын царя Ивана IV Васильевича Грозного и Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой. Род. 11 мая 1557 г. Царь всея Руси в 1584 — 1598 гг. Жена: с 1580 г. Ирина Федоровна Годунова (ум. 26 сент. 1603 г. ). Умер 7 янв. 1598 г.

 

Из всех преступлений Грозного убийство сына Ивана и последующее пресечение рода великих князей Московских, пожалуй, тяжелее всего сказались на русской истории. Второй сын Федор от рождения отличался ярко выраженным слабоумием, но по несчастному стечению обстоятельств именно он должен был наследовать Грозному после его смерти. Младший брат Федора Дмитрий тоже имел сторонников среди московских бояр. Федор утвердился на престоле не без смут. Князь Богдан Бельский много интриговал в пользу Дмитрия, но враждебные ему бояре с народом осадили Бельского в Кремле, принудили к сдаче и сослали в Нижний Новгород.

Сохранилось также известие, что из всех городов в Москву пришли именитые люди и молили со слезами царевича Федора, чтобы он был на Московском государстве царем и венчался царским венцом. 31 мая Федор венчался на царство. Ни для кого не было секретом, что он не способен править. После смерти Грозного среди бояр шла упорная борьба за влияние на царя. В конце концов всех пересилил царский шурин боярин Борис Федорович Годунов, который и был истинным вершителем судеб государства во все время Федорова царствования.

 

 

Федор был небольшого роста, приземист, одутловат, походку имел нетвердую, по характеру был тяжел и недеятелен. С лица его никогда не сходила блаженная улыбка, и вообще, хотя он и отличался крайней простотой и слабоумием, но был очень ласков, тих, милостив и набожен. Большую часть дня он проводил в церкви, а в качестве развлечения любил смотреть, кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями. Если кто 6ил царю челом, он отсылал его к Годунову. Сын у Федора так и не родился, а дочь умерла в младенчестве. В конце 1597 года он сам занемог смертельной болезнью и 7 января 1598 в час утра скончался. С его смертью пресеклась княжеская династия Рюриковичей, непрерывно правившая Русью с 862 года.

 

Константин Рыжов. Все монархи мира. Россия

 


 

В. О. Ключевский — Царь Федор Иванович

Поучительное явление в истории старой московской династии представляет этот последний ее царь Федор. Калитино племя, построившее Московское государство, всегда отличалось удивительным умением обрабатывать свои житейские дела, страдало фамильным избытком заботливости о земном, и это самое племя, погасая, блеснуло полным отрешением от всего земного, вымерло царем Федором Ивановичем, который, по выражению современников, всю жизнь избывал мирской суеты и докуки, помышляя только о небесном. Польский посол Сапега так описывает Федора: царь мал ростом, довольно худощав, с тихим даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу.

Фёдор Иванович миниатюра из Царского титулярника 

 

Другой современник, швед Петрей, в своем описании Московского государства (1608 — 1611) также замечает, что царь Федор от природы был почти лишен рассудка, находил удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского, сына. В этих отзывах, несомненно, есть некоторое преувеличение, чувствуется доля карикатуры. Набожная и почтительная к престолу мысль русских современников пыталась сделать из царя Федора знакомый ей и любимый ею образ подвижничества особого рода. Нам известно, какое значение имело и каким почетом пользовалось в древней Руси юродство Христа ради. Юродивый, блаженный, отрешался от всех благ житейских, не только от телесных, но и от духовных удобств и приманок, от почестей, славы, уважения и привязанности со стороны ближних. Мало того, он делал боевой вызов этим благам и приманкам: нищий и бесприютный, ходя по улицам босиком, в лохмотьях, поступая не по-людски, по-уродски, говоря неподобные речи, презирая общепринятые приличия, он старался стать посмешищем для неразумных и как бы издевался над благами, которые люди любят и ценят, и над самими людьми, которые их любят и ценят. В таком смирении до самоуничижения древняя Русь видела практическую разработку высокой заповеди о блаженстве нищих духом, которым принадлежит царствие Божие.

Эта духовная нищета в лице юродивого являлась ходячей мирской совестью, «лицевым» в живом образе обличением людских страстей и пороков, и пользовалась в обществе большими правами, полной свободой слова: сильные мира сего, вельможи и цари, сам Грозный, терпеливо выслушивали смелые, насмешливые или бранчивые речи блаженного уличного бродяги, не смея дотронуться до него пальцем. И царю Федору придан был русскими современниками этот привычный и любимый облик: это был в их глазах блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает царство небесное, а не земное, которых церковь так любила заносить в свои святцы, в укор грязным помыслам и греховным поползновениям русского человека. «Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении» — так отзывается о Федоре близкий ко двору современник князь И. М. Катырев-Ростовский. По выражению другого современника, в царе Федоре мнишество было с царствием соплетено без раздвоения и одно служило украшением другому. Его называли «освятованным царем», свыше предназначенным к святости, к венцу небесному. Словом, в келье или пещере, пользуясь выражением Карамзина, царь Федор был бы больше на месте, чем на престоле.

И в наше время царь Федор становился предметом поэтической обработки: так, ему посвящена вторая трагедия драматической трилогии графа Ал. Толстого. И здесь изображение царя Федора очень близко к его древнерусскому образу; поэт, очевидно, рисовал портрет блаженного царя с древнерусской летописной его иконы. Тонкой чертой проведена по этому портрету и наклонность к благодушной шутке, какою древнерусский блаженный смягчал свои суровые обличения. Но сквозь внешнюю набожность, какой умилялись современники в царе Федоре, у Ал. Толстого ярко проступает нравственная чуткость: это вещий простачок, который бессознательным, таинственно озаренным чутьем умел понимать вещи, каких никогда не понять самым большим умникам. Ему грустно слышать о партийных раздорах, о вражде сторонников Бориса Годунова и князя Шуйского; ему хочется дожить до того, когда все будут сторонниками лишь одной Руси, хочется помирить всех врагов, и на сомнения Годунова в возможности такой общегосударственной мировой горячо возражает:

 

Ни, ни!
Ты этого, Борис, не разумеешь!
Ты ведай там, как знаешь, государство,
Ты в том горазд, а здесь я больше смыслю,
Здесь надо ведать сердце человека.

 

В другом месте он говорит тому же Годунову:

 

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть не трудно,
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.

 

Не следует выпускать из виду исторической подкладки назидательных или поэтических изображений исторического лица современниками или позднейшими писателями. Царевич Федор вырос в Александровской слободе, среди безобразия и ужасов опричнины. Рано по утрам отец, игумен шутовского слободского монастыря, посылал его на колокольню звонить к заутрене. Родившись слабосильным от начавшей прихварывать матери Анастасии Романовны, он рос безматерним сиротой в отвратительной опричной обстановке и вырос малорослым и бледнолицым недоростком, расположенным к водянке, с неровной, старчески медленной походкой от преждевременной слабости в ногах. Так описывает царя, когда ему шел 32-й год, видевший его в 1588 — 1589 гг. английский посол Флетчер. В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, царевич оборонялся от капризного отцовского гнева. Рассчитанное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорности. На престоле он искал человека, который стал бы хозяином его воли: умный шурин Годунов осторожно встал на место бешеного отца.

 

В. О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. Лекция 41 

 

Царь Фёдор Иоаннович | ОГАУК Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова

Алексей Толстой

Драматическая поэма в 2-х действиях


Длительность: 3 ч. 0 мин.

Режиссёр-постановщик – Станислав Мальцев
Художник-постановщик – засл. деятель искусств России Александр Плинт
Художник по костюмам – Оксана Готовская
Художник по свету – Руслан Майоров
Балетмейстер – Владимир Лопаев
Постановка боев – Денис Луценко
Подбор и аранжировка музыкальных произведений – Дмитрий Хамкалов
Ассистент режиссёра – Любовь Кучеренко

 

 

«Моей виной случилось всё! А я —

Хотел добра, Арина! Я хотел

Всех согласить, всё сгладить,- боже, боже!

За что меня поставил ты царём!»

 

А.К. Толстой, «Царь Фёдор Иоаннович»

 

 

Трагедия Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» повествует о яркой странице истории России, полной драматизма и тайн, неразгаданных по сей день…

Вторая половина 16 века. Время правления одного из самых неоднозначных монархов – царя Фёдора Иоанновича. Споры о том, кем был для России царь Фёдор, не смолкают уже более пяти столетий. Был ли он слабым и безвольным «святым на троне», коим, как марионеткой, управляли хитрый, прагматичный Годунов и гордый, прямолинейный Шуйский? Тем, кто предчувствовал «смутные времена» и старался сотворить мир и гармонию в жизни людей? Или же был «антицарём», чью доброту, кротость и милостивость воспринимали как порок, негожий русскому правителю и положивший начало «смуте»?

Спектакль Иркутского академического «Царь Фёдор Иоаннович» не открывает тайн истории. Он лишь помогает в очередной раз задуматься – какова судьба России. Череда вечных испытаний или же путь через страдания к свету? Свой ответ на это охлопковцы приглашают найти в одной из лучших пьес Алексея Константиновича.

 

Премьера состоялась 20 марта 2018 года. 

Фотографии: Анатолий Бызов
 

2019 год – Лауреатами Премии Губернатора Иркутской области за достижения в области культуры и искусства стал творческий коллектив Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова за создание спектакля «Царь Фёдор Иоаннович». Премии удостоены: режиссёр-постановщик Станислав Мальцев, художник по костюмам Оксана Готовская и исполнители ролей Царя Фёдора и Бориса Годунова Сергей Дубянский и Степан Догадин.

Действующие лица и исполнители: 

Царь Федор Иоаннович – арт. Сергей Дубянский

Царица Ирина Федоровна – арт. Екатерина Константинова, арт. Анастасия Пушилина

Борис Федорович Годунов – засл. арт. России Степан Догадин

Князь Иван Петрович Шуйский – засл. арт. России Николай Дубаков

Дионисий, митрополит всей Руси – засл. арт. России Александр Булдаков

Варлаам, архиепископ Крутицкий – арт. Валерий Жуков

Иов, архиепископ Ростовский – арт. Сергей Кашуцкий, арт. Сергей Солянников

Благовещенский протопоп, Духовник царя Федора – арт. Артём Довгополый, арт. Сергей Кашуцкий

Князь Василий Иванович Шуйский – арт. Алексей Орлов (I), арт. Артём Довгополый

Князь Андрей Шуйский – арт. Сергей Кашуцкий

Князь Дмитрии Шуйский – арт. Антон Залетин

Князь Иван Шуйский – арт. Николай Стрельченко, арт. Константин Агеев

Князь Мстиславский — арт. Алексей Орлов (II)

Князь Шаховской – арт. Артём Фальковский

Андрей Петрович Луп–Клешнин – арт. Василий Конев

Княжна Мстиславская – арт. Анна Дружинина, арт. Анна Берлова

Василиса Волохова, сваха – арт. Марина Елина, арт. Виктория Инадворская

Иван Красильников, купец – арт. Андрей Винокуров, арт. Александр Дулов

Голубь – отец – арт. Александр Дулов

Голубь – сын – арт. Иван Алексеев

Федюк Старков, дворецкий кн. Ивана Петровича – арт. Иван Гущин

Царский стремянный, Гонец из Углича – арт. Дмитрий Чикризов

Боярыни, сенные девушки – арт. Ярослава Александрова, арт. Анна Берлова, арт. Алёна Бочкарёва, арт. Ольга Гарагуля, арт. Анна Дружинина, арт. Кристина Разумова, арт. Зоя Соловьёва

Посадские, стрельцы – арт. Константин Агеев, арт. Иван Гущин, арт. Николай Стрельченко, арт. Дмитрий Чикризов

Михаил Романов (Россия) (1596–1645; годы правления 1613–1645)

МИХАИЛ РОМАНОВ (РОССИЯ) (1596–1645; годы правления 1613–1645), русский царь. Михаил Федорович Романов вступил на престол в 1613 году как выход из династического кризиса Смутного времени. Сыну важного боярина Федора Никитича Романова, которого Борис Годунов сослал в 1600 году, Михаилу было всего шестнадцать, когда Земское собрание избрало его царем 21 февраля 1613 года. Михаил, как внук брата первой жены Ивана Грозного, имел незначительную связь со старшей династией, но в первую очередь был избран боярскими родами, остававшимися в Москве, церковью, казаками и горожанами. Его отец, постриженный в 1601 году с монашеским именем Филарет, в первые годы княжения находился в тюрьме в Польше, поэтому главенствующей силой при дворе сначала была его мать, монахиня Марфа (урожденная Ксения Шестова, пострижена в 1600 году), которые опирались на бояр Б. М. и М. М. Салтыковых и др. В те годы новый режим заключил мир со Швецией (Столбово, 1617 г.) и Польшей (Деулино, 1618 г.), потеряв часть приграничных территорий, но восстановив контроль над остальной частью.

В 1619 году возвращение Филарета и избрание его патриархом Московским привели ко двору влиятельную фигуру. Филарет доминировал над своим сыном и был главным сторонником войны мести против Польши. Результатом стала Смоленская война 1632–1634 годов, отчасти результат шведской подсказки, поскольку Густав II Адольф надеялся обезопасить свой тыл в Польше, пока он вмешивался в Тридцатилетнюю войну. Русская армия, в том числе многие европейские наемные полки,
осадили Смоленск, но не смогли взять город и были вынуждены сдаться польской армии помощи под командованием короля Владислава IV. Смерть Филарета (октябрь 1633 г.) ускорила конец. Русский полководец М. Б. Шеин был казнен как козл отпущения, и обе стороны заключили мир в 1634 году. Россия получила лишь незначительные пограничные пункты и отречение Владислава от русского престола.

Последнее десятилетие царствования ознаменовалось коренным изменением российской политики. Основные усилия были направлены на сближение с Польшей, и, как следствие, аналогичный подход был применен к Дании. Долгие переговоры с Кристианом IV о женитьбе старшей дочери Михаила Ирины на принце Вальдемаре Датском зашли в тупик из-за настояний русской церкви на его переходе в православие. Проблема не была решена после смерти Майкла, а затем заброшена. Основная цель дружбы с Польшей заключалась в том, чтобы позволить России сосредоточить свои ресурсы против османов и их крымских вассалов. Михаил начал обширную программу строительства оборонительных сооружений на южной границе, включая блокпосты, форты, казачьи поселения и другие препятствия для предотвращения набегов татар. Однако он не хотел вступать в бой с самими османами и поэтому приказал донским казакам в 1642 году вернуть туркам недавно захваченную крепость Азов в устье Дона.

Гораздо меньше известно о политике, стоящей за внутренней политикой Майкла. Его правительство восстановило институты и общественные структуры, разрушенные в Смутное время. Господствовавшие до этого боярские роды вернулись к власти, а вновь обретенное влияние казаков и других низших сословий постепенно рассеялось. Филарет серьезно отнесся к своим обязанностям патриарха и сумел восстановить разрушенные институты церкви. Его отношение к религиозной культуре было противоречивым, поскольку он проводил политику ограничения контактов с православными Польши, одновременно поощряя ввоз большинства украинских религиозных текстов в Россию. Тем временем среди духовенства росло недовольство традиционными религиозными и литургическими практиками, что привело к серьезному конфликту после смерти Михаила.

В эти годы Россия пыталась восстановить свои торговые связи с голландцами и англичанами, избегая при этом предоставления им слишком широких торговых привилегий. Торговые отношения со Швецией процветали, и купцы из Новгорода и Пскова даже стали посещать Стокгольм. В эти годы также начался длительный демографический бум, который продлился до двадцатого века. В краткосрочной перспективе это имело решающее значение для восстановления сельского хозяйства.

Михаил был дважды женат, недолго на княжне Марии Владимировне Долгорукой (1624 г.), а затем на Евдокии Лукьяновне Стрешневой (1626 г.), которая родила ему наследника, царя Алексея I Михайловича, и еще восемь детей. Набожная и, по-видимому, традиционная русская дворянка, ее политическая роль, похоже, была второстепенной. Михаил основал династию Романовых, правившую Россией до 19 века.17. К сожалению, его правление является одним из наименее изученных периодов русской истории.

См. также Алексей I (Россия) ; Казаки ; Густав II Адольф (Швеция) ; Россия ; Русско-польские войны ; Смутное время (Россия) .

Соловьев Сергей Михайлович История России. Том. 16, Первый Романовы: Царь Михаил 1613–1634. Перевод Г. Эдварда Орчарда. Галф Бриз, Флорида, 1991. Том. 17, Михаил Романов: Последние годы. Перевод Г. Эдварда Орчарда. Галф Бриз, Флорида, 1996.

Торке, Ханс-Иоахим. Die staatsbedingte Gesellschaft im Moskauer Reich: Zar und Zemlja in altrussischen Herrschaftsverfassung 1613–1689. Leiden, 1974.

Павел Бушкович

Журнал современной российской истории и историографии Том 13 Выпуск 1 (2020)

Резюме

Керенский был самым важным действующим лицом в обеспечении успеха Февральской революции. Он организовал подпольные организации для подталкивания стачечного движения рабочих, начавшегося 23 февраля в Петрограде, и обратился к своим коллегам-либералам в Думе с призывом поддержать забастовку. Когда солдаты восстали 27 февраля, он повел восставших в Таврический дворец, превратив таким образом здание Думы в эпицентр революции. Он приказал арестовать царских министров и создал штаб Керенского для проведения революционных действий до того, как думский комитет решил взять власть. Он участвовал в создании Петроградского Совета, а после избрания его заместителем председателя возглавил Совет и Комитет Думы. Узнав об отречении Николая II в пользу великого князя Михаила, он сыграл большую роль в склонении Михаила к отречению от престола, тем самым в ликвидации монархического строя. Февральская революция вознесла его на вершину власти как бесспорного лидера революции.

Заголовок:

Александр Федорович Керенский в Февральской революции 1917 г.

Тип статьи:

исследовательская статья

DOI:

https://doi. org/10.30965/22102388-01301002

Язык:

Английский

Страницы:

5–45

Ключевые слова:

Александр Федорович Керенский;

Павел Николаевич Милюков;

Михаил Владимирович Родзянко;

Александр Иванович Гучков;

Николай Григорьевич Щегловитов;

Николай II
;

великий князь Михаил Александрович;

комитет Думы;

Временное правительство;

Петроградский Совет;

масоны;

отречение;

Министерский павильон;

штаб Керенского;

Военная комиссия

В:

Журнал современной российской истории и историографии

В:

Том 13: Выпуск 1

Издатель:

Брилл | Шёнинг

E-ISSN:

2210-2388

Распечатать ISSN:

1947-9956 гг.

Предметы:

История,

славяноведение и евразийство

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 269 97 4
Полнотекстовые просмотры 41 12 4
Просмотры PDF и загрузки 78 23 5

Abstract

Керенский был самым важным действующим лицом в обеспечении успеха Февральской революции. Он организовал подпольные организации для подталкивания стачечного движения рабочих, начавшегося 23 февраля в Петрограде, и обратился к своим коллегам-либералам в Думе с призывом поддержать забастовку. Когда солдаты восстали 27 февраля, он повел восставших в Таврический дворец, превратив таким образом здание Думы в эпицентр революции. Он приказал арестовать царских министров и создал штаб Керенского для проведения революционных действий до того, как думский комитет решил взять власть. Он участвовал в создании Петроградского Совета, а после избрания его заместителем председателя возглавил Совет и Комитет Думы. Узнав об отречении Николая II в пользу великого князя Михаила, он сыграл большую роль в склонении Михаила к отречению от престола, тем самым в ликвидации монархического строя. Февральская революция вознесла его на вершину власти как бесспорного лидера революции.

Заголовок:

Александр Федорович Керенский в Февральской революции 1917 г.

Тип статьи:

исследовательская статья

DOI:

https://doi.org/10.30965/22102388-01301002

Язык:

Английский

Страницы:

5–45

Ключевые слова:

Александр Федорович Керенский;

Павел Николаевич Милюков;

Михаил Владимирович Родзянко;

Александр Иванович Гучков;

Николай Григорьевич Щегловитов;

Николай II
;

великий князь Михаил Александрович;

комитет Думы;

Временное правительство;

Петроградский Совет;

масоны;

отречение;

Министерский павильон;

штаб Керенского;

Военная комиссия

В:

Журнал современной российской истории и историографии

В:

Том 13: Выпуск 1

Издатель:

Брилл | Шёнинг

E-ISSN:

2210-2388

Распечатать ISSN:

1947-9956 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts