Церковь дмитрия прилуцкого вологда: Яндекс Карты — подробная карта мира

Разное

35 — Церковь Дмитрия Прилуцкого (холодная) с фресками

left

right

  • Общие сведения
  • История
  • Архитектурное описание
  • Источники и литература
  • Информация о партнере проекта

Перейти на полную версию картыУменьшить карту


Переход к мобильной версии

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Датировка: 1710 г.

Вид: памятник архитектуры.

Статус: объект культурного наследия федерального значения.

Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года.

Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Вологда, наб. VI Армии, 121.

Престолы: в честь преподобного Димитрия Прилуцкого, в честь преподобного Максима Исповедника.

Краткое описание. Хозяин дома, где останавливался Димитрий Прилуцкий, заложил в его память часовню. Когда же Димитрий был причислен к лику святых, здесь возвели деревянный храм. Каменный храм на Наволоке выстроили, как и предшествующий ему деревянный, пятиглавым. Большую художественную ценность представляет фресковая живопись интерьера и великолепный пятиярусный резной иконостас. Роспись храма выполнена в начале XVIII в.

Состояние: хорошее.

Современное использование: действующий храм Вологодской епархии Русской Православной церкви. При храме существует община, информацию о которой можно узнать в группе Вконтакте.

ИСТОРИЯ

Церковь входит в состав ансамбля Димитриевских церквей, состоящего из пятиглавого холодного храма с главным престолом во имя Димитрия Прилуцкого и теплого храма Успения Пресвятой Богородицы с колокольней. По оценкам специалистов, составлявшим учетно-охранную документацию на ансамбль Димитриевских церквей, «комплекс интересен как пример гармонического сочетания разных по характеру и времени построек, занимающих значительное место в застройке набережной реки Вологды». Участок левого берега реки Вологды, где располагается комплекс Димитриевских церквей, известен под именем «Наволок» – так издревле называли низменные прибрежные места, куда при разливах реки наносился ил. Отсюда – дополнение к названию церкви.

 

Основание церкви на Наволоке описано в житии Димитрия Прилуцкого. Согласно преданию, Димитрий, оказавшись в конце XIV в. в Вологде, некоторое время жил в доме мастера кожевенных дел, а затем переселился в село Выпрягово, возле которого основал обитель (ныне Спасо-Прилуцкий монастырь). После смерти преподобного хозяин дома, где он останавливался, заложил в его память часовню. Когда же Димитрий был причислен к лику святых, на этом месте возвели деревянный храм.

 

В 1612 г. во время Вологодского разорения церковь сгорела, о чём свидетельствует запись в писцовой книге Вологды 1627/28 года: «М[есто] церковное, что была церковь преподобн[ого] Димитрия, Прилуцкого чудотворца, а церковь сгорела в Вологодское разоренье, а земли под церковью и около церкви и места церковного в дл[ину] 43 с[ажени], попер[ег] 23 с[ажени]» (см. список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 г., с.153). Согласно Переписной книге Вологды 1646 г., ко времени ее составления церковь Димитрия Прилуцкого выстроили вновь: «Церковь преподобного Димитрия, Прилуцкого чюдотворца, древяна на каменное дело о пяти верхах, другая церковь благоверных князей Фeдора и чад его Давыда и Констянтина, Смоленских и Ярославских чюдотворцев, древяна клетцки».

 

Данные о времени постройки каменного холодного храма Димитрия Прилуцкого существенно расходятся между собой. В конце XIX в. историк-краевед Н.И.Суворов датировал постройку холодного Димитриевского храма временем около 1710 г. В работе начала XX в. искусствоведа Г.К.Лукомского приведены сходные данные, видимо, извлеченные из клировых ведомостей. Вслед за ними 1710 г. уже в советское время датировали создание храма и составители учетно-охранной документации на этот памятник архитектуры. Искусствоведы Г.Н.Бочаров и В.П.Выголов, основываясь на данных А.Н.Сперанского, утверждали, что холодный храм возведен ярославскими зодчими Б. Назаровым и П.Тимофеевым около 1651 г., а в 1710–1711 гг. была построена колокольня и сделан теплый придел. Однако в недавно выявленном в фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника рапорте 1760 г. протопопа Стефана Иоаннова, опиравшегося на материалы храмозданных грамот и опросы причта, имеются иные сведения: «Церковь каменная преподобнаго Димитрия, Прилуцкого чудотворца, зачата строить на место деревянной в 1687, а окончена и освящена в 1698 годех» (ВГИАХМЗ. Ф.2. Оп.1. Д.73. Л.121).

 

6 марта 1930 г. храм был закрыт. В советское время здание церкви, признанное памятником архитектуры, не подвергалось разрушениям и перестройкам, были сохранены иконостас и фресковая роспись. В 1999 г. церкви Димитрия Прилуцкого и Успения возвращены епархии, церковная жизнь в них возрождалась в форме подворья Спасо-Прилуцкого монастыря. Новое освящение церкви состоялось 13 июля 2001 г., а в 2014 г. восстановлена самостоятельность Димитровского прихода.

 

Ныне при храмах прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке, Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке действует ПРО Архиерейское подворье храма прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке г. Вологды Вологодской епархии РПЦ МП. Контактный телефон: 54-75-01.

 

Богослужение совершается по расписанию. Среди чтимых святынь — Чтимая икона Божией Матери Всецарица, икона с частицей мощей блаженной Матроны, Точное подобие чудотворного Годеновского Креста

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Сохранившийся до наших дней каменный храм Димитрия Прилуцкого выстроили, как и предшествующий ему деревянный, пятиглавым. Луковичные главы храма усыпаны золочеными звездами. Позднее с западной стороны храма была пристроена паперть, в южной части которой в 1781 году на средства купца Максима Ивановича Рыбникова был устроен придел во имя преподобного Максима Исповедника. Верхняя часть четверика храма с каждой стороны декорирована тремя кокошниками (ложными закомарами), в которых, как и над входом в паперть, в XIX в. была сделана не сохранившаяся до наших дней роспись.Большую художественную ценность представляет фресковая живопись интерьера и великолепный пятиярусный резной иконостас церкви Димитрия Прилуцкого. Роспись храма выполнена в начале XVIII в. Предполагают, что главой артели стенописцев мог быть один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле (Фёдор Игнатьев или Фёдор Фёдоров). Главный иконостас храма (сохранившийся, как и фрески, до наших дней) Г.К.Лукомский описал так: «Иконостас этой верхней церкви барочный и притом очень чистых форм и богатейшего выполнения …Уже самый план его в виде изломанной прихотливой линии дает много выпуклости и рельефа этому образцу резного мастерства. Иконостас с прелестною легкою сенью. На створках Царских врат медальоны с живописью, обрамленною резьбой, из которой выглядывают головы амуров; под сенью – фигуры ангелов. Резьба иконостаса очень богатая, даже затейливая и драгоценная. Кроме крупной горельефной работы, даже гладкие плоскости дерева покрыты мелкою, плоскою прорезью прекрасного орнаментального рисунка. Но самый характер высокой резьбы также примечателен: с какой легкостью брошены все эти медальоны, как пышно и вместе с тем неназойливо усыпаны завитками, букетами роз рамы, овалы, с каким мастерством заполнены все эти квадраты, базы, капители» (Лукомский, с.131–132). 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М., 1966; 1979. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/vyg/olov/index.htm.
  2. Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В. История православных храмов и монастырей / гл. ред. А.В.Камкин. Вологда: Древности Севера, 2014. С. 92 – 94. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/istzerkv/index.htm.
  3. Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. Вологда, 1904. С.153. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/ist/och/nik/index.htm.
  4. Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 128, 131–132. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/lou/kom/sky/6.htm.
  5. Паспорт объекта истории и культуры: паспорт  памятника истории и культуры г. Вологды // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учета.
  6. Переписная книга Вологды 1646 года // Писцовые и переписные книги Вологды XVII – начала XVIII века: в 2 т. / подг. И.В.Пугач, М.С.Черкасова. М., 2008. Т. 1. С.69.
  7. Рапорте 1760 г. протопопа Стефан Иоаннов // Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ВГИАХМЗ). Ф.2. Оп.1. Д.73. Л.121.
  8. Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930-х годов // Вологда: краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 281. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/3vo/log/da/8.htm#21.
  9. Сперанский А.Н. Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства. М., 1930.
  10. [Суворов Н.И.] Церковь преподобного Димитрия Прилуцкого, что на Наволоке, в городе Вологде // Вологодские епархиальные ведомости. 1884. № 17. URL: http://www.booksite.ru/vev/1884/1884_17_P.pdf.

ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРЕ

В 2016 году в рамках проекта международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2015–2016» на здании была установлена информационная табличка.

 

В финансировании проекта приняло участие Вологодское отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».


Наверх

Церковь Димитрия Прилуцкого (Вологда)

Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке – старинный православный храм, возведённый в Вологде в середине XVII и перестроенный в начале XVIII столетия. Закрыт в 1930 году, возвращён верующим в 1999 году и в настоящее время является памятником архитектуры федерального значения, действующим храмом Вологодской епархии и находится в ведении правящего архиерея.

Среди множества церквей Вологды, расположенных на левом берегу одноимённой реки, выделяется храмовый ансамбль холодной Дмитровской и тёплой Успенской церквей на Наволоке (низменном месте на речном берегу), придающих живописность архитектурному облику города.  

История первого деревянного Дмитровского храма уходит своими корнями глубоко в прошлое. По преданию, в 1370-х годах в доме одного вологжанина некоторое время жил прп. Димитрий Прилуцкий, основавший в Вологде Спасо-Прилуцкий монастырь. Вскоре после основания обители гостеприимный хозяин выстроил вблизи своего дома небольшую деревянную часовню в память о пребывании в его доме святого Димитрия. После канонизации Димитрия Прилуцкого в XV веке часовню перестроили в церковь, оставив первоначальное посвящение, а первые письменные упоминания о ней встречаются в окладных книгах Архиерейского дома и датируются 1612 годом. В книгах церковь числится разрушенной во время польско-литовской интервенции, но последующая запись о ней от 1618 года позволяет предположить, что храм был восстановлен и приходская жизнь в нём возобновилась. К 1627 году, согласно архивным документам, рядом с холодным пятиглавым Дмитровским храмом уже существовала небольшая церковь клетского типа во имя св. блг. князя Фёдора и его чад Давида и Константина, ярославских чудотворцев. Оба этих храма упоминаются как деревянные последний раз в 1646 году, а перестроили в камне Дмитровский храм в 1651 году, видимо из-за обветшания.

Для возведения новой церкви специально были приглашены ярославские мастера, которые и выстроили холодный (летний) храм в привычных для ярославского зодчества формах, где на традиционном подклете поставлен кубический двухэтажный четырёхстолпный объём, увенчанный невысокими луковичными главами со звёздами, покоящимися на низких глухих барабанах. В украшении фасадов ярославские мастера также не отошли от своих канонов – в декоре присутствуют только лопатки на углах здания, простой аркатурный пояс на барабанах, по три большие закомары с каждой стороны, а оконные наличники отсутствуют. Об интерьерах храма тех лет сведений не сохранилось.

Богослужения в холодном Дмитровском храме совершались только в весенне-осенний период, и отсутствие зимней (тёплой) церкви ощущалось довольно остро. Но построить тёплый храм, примкнувший к северной стене Дмитровской церкви, и колокольню, появившуюся у её северо-западной стены, в силу многих причин получилось только в 1710–1711 годах. В 1721 году интерьеры Дмитровского храма были расписаны фресковой живописью в стиле барокко ярославскими художниками. Темами росписей стали сюжеты из Ветхого и Нового Заветов и из жития Димитрия Прилуцкого. 

Придельный храм во имя ярославских чудотворцев просуществовал недолго – в 1750 году его разобрали и на пожертвования представителя вологодских купцов Рыбниковых – Афанасия Алексеевича – выстроили отдельный тёплый храм, объединив его с колокольней в церковь с престолом во имя Всех Святых. В 1781 (по другим данным в 1779 году) к западной стене Дмитровского храма на средства другого представителя купеческой фамилии Рыбниковых – Максима Ивановича – была пристроена паперть с приделом прп. Максима Исповедника (тезоименитого святого купца), лестница-всход и ризница. 

Внешний облик тёплого Всехсвятского храма представил собой прямоугольный в плане, вытянутый в длину объём с двумя апсидами и двухъярусной главкой, фасады которого декорированы простыми пилястрами и карнизами с зубчиками. В отличии от него трёхъярусная колокольня, нижний ярус которой служил папертью, декорирована более нарядно – её четверик и два поставленные друг на друга восьмерика украшены спаренными плоскими пилястрами, крупными ширинками под арками звона, а перспективный портал оформлен в стиле древнерусского зодчества. 

Осенью 1830 года в Вологде вспыхнула эпидемия холеры, притихшая зимой и возобновившаяся весной 1831 года. По просьбам жителей города в Дмитровский храм были принесены чудотворные иконы Успения Пресвятой Богородицы из Семигородней Успенской мужской пустыни и Божьей Матери Страстной-Семистрельной из приходского сельского храма Иоанна Богослова Вологодского уезда. После завершения эпидемии благодарные вологжане сделали списки с этих чудотворных икон, получившие название «Семигородняя» и «Семистрельная». Эти списки были установлены в Дмитровской церкви, а престол Всехсвятского храма был переосвящён в честь чудотворной Семигородней иконы Успения Божьей Матери.

Дмитровский храм украшал резной барочный иконостас с сенью, сохранившийся до наших дней, и одиннадцать минейных икон XVI столетия (в настоящее время находятся в Вологодском музее-заповеднике), а иконы для иконостаса придела Максима Исповедника были выполнены устюжским изографом А. В. Колмогоровым в середине XVIII века.

Дмитровский храм после установления советской власти ещё более десяти лет был действующим, в него после закрытия в 1928 году соседней Вознесенской церкви даже были перенесены некоторые чтимые иконы и объединены приходы, но в 1930 году и его закрыли. На заседании секретариата Вологодского городского совета в том же году был рассмотрен вопрос о разборе храма Дмитрия Прилуцкого, но воплотить в жизнь это решение, к счастью, не удалось. Храмовый ансамбль Дмитровской и Успенской церквей был передан военному ведомству и в зданиях комплекса были устроены склады, возможно поэтому фресковая живопись уцелела. Часть же древних икон и церковное имущество военное ведомство отдало Вологодскому краеведческому музею. 

В августе 1960 года храмовый ансамбль Дмитровской церкви получил статус памятника архитектуры XVIII столетия и был взят под государственную охрану как объект культурного наследия федерального значения, а в 1980-х годах была проведена комплексная реставрация церковных зданий.

Возвратили храмы верующим в конце 1990-х годов и торжественное освящение Дмитровской церкви было совершено в июле 2001 года. В настоящее время в церкви Димитрия Прилуцкого совершаются богослужения и она вместе с тёплым Успенским храмом является подворьем Спасо-Прилуцкого мужского монастыря. 

Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке описание и фото — Россия — Северо-Запад: Вологда

Статьи » Путешествия » Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке описание и фото — Россия — Северо-Запад: Вологда

Церковь Димитрия Прилуцкий на Наволоке описание и фото — Россия — Северо-Запад: Вологда. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

По преданию, появление летней церкви связано с посещением Вологды в конце XIV века. известный церковный деятель Димитрий Прилуцкий. Хозяин дома, в котором останавливался преподобный Димитрий, решил увековечить память об этом событии и построил рядом часовню. После канонизации Димитрия вместо часовни была перестроена деревянная церковь. В 1612 году церковь Димитрия Прилуцкого была уничтожена пожаром.

Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке — одна из первых городских церквей, построенных из камня, этот православный храм был возведен в Вологде в 1651 году. Храм Дмитрия Прилуцкого состоит из летней церкви и зимней церкви Успения Богородицы с колокольней.

Поскольку храм Дмитрия Прилуцкого начали строить после большого, почти восьмидесятилетнего перерыва в каменном строительстве города, мастерство местных мастеров было утрачено и для строительства храма были приглашены зодчие из других мест. В 1651 году ярославские зодчие Панкрат Тимофеев и Борис Назаров возвели каменный летний храм Димитрия Прилуцкого. Есть предположение, что в 1710-1711 годах к стене этого здания, с северной стороны, была пристроена каменная зимняя придворная церковь во имя святого князя Феодора, а также святых Константина и Давида — Ярославские чудотворцы. С северо-западной стороны пристроена колокольня. Но в 1750 году придел был разобран, и на средства купца Афанасия Алексеевича Рыбникова была возведена отдельная зимняя церковь, соединившая ее с колокольней. Главный престол этой церкви был освящен во имя Всех Святых. В 1781 (по некоторым источникам в 1779 г.), к западной стене храма Дмитрия Прилуцкого были пристроены притвор с приделом преподобного Максима Исповедника, ризница и лестница.

Летняя церковь Дмитрия Прилуцкого — четырехстолпный храм, установленный на цоколе, завершенный пятью небольшими, широко расставленными главами. Декор фасада представлен лопатками по углам, окнами без наличников, тремя закомарами с каждой стороны, аркатурами на барабанах. По архитектуре и декору храм аналогичен ярославским памятникам середины XVII века, за исключением отсутствия обходной галереи.

Внутри летняя церковь расписана настенными росписями в 1721 г. (по другим данным — в 1710 г.). В росписи церкви заметно влияние ярославской школы настенной живописи, сюжеты заимствованы из Ветхого и Нового Заветов. Есть также сцены из жизни преподобного Димитрия. Роспись храма выполнена в стиле барокко. Руководителем артели трафаретов был один из знаменосцев, работавших в Благовещенской церкви в Ярославле, — то ли Федор Федоров, то ли Федор Игнатьев. Особенно почитались в летнем храме две иконы Божией Матери, именуемые «Семиградная» и «Семистрельная».

Зимняя Успенская церковь типична для теплых храмов Севера 18 века. Здание сохранилось в первозданном виде: двухъярусный купол и две апсиды. Декор фасада представлен простыми пилястрами и зубчатыми карнизами. К зимнему храму с западной стороны примыкает колокольня. Нижний ярус колокольни служит крыльцом. Он состоит из четырех частей и двух восьми частей, уложенных друг на друга. Колокольня завершена куполом. Украшен парными плоскими пилястрами, фестончатыми карнизами, обрамлениями окон с бровками прослеживаются элементы барокко.

Храм был закрыт в 1930 году и использовался как склад. На сегодняшний день церковь Димитрия Прилуцкого полностью отреставрирована. В июле 2001 года церковь была освящена.

Рекомендуем также прочитать описание и фото горы Пантократор — Греция: Корфу

Тема: Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке описание и фото — Россия — Северо-Запад: Вологда .

Автор: Келли Костин


Спасо-Прилуцкий монастырь | Россия

Спасо-Прилуцкий монастырь, расположенный в деревне Прилуки, которая впоследствии вошла в состав города Вологды, является одним из лучших сохранившихся образцов монастыря-крепости. Монастырь был основан в 1371 году преподобным Дмитрием, учеником преподобного Сергия Радонежского, который оставил свой монастырь в Переславле-Залесском, чтобы основать новый в более отдаленном месте при поддержке великого князя Дмитрия Донского. С тех пор Дмитрий был канонизирован Русской Православной Церковью как святой Димитрий (Дмитрий) Прилукский.

С момента основания монастырь поддерживали князья, а затем и московские цари, которые время от времени посещали его с паломничеством, но также использовали в своих интересах защиту монастыря и стратегическое положение для торговли и как место ссылки. В 1493 г. сюда были сосланы два малолетних сына угличского князя Андрея Старшего, и оба окончили здесь свои дни в заточении.

В Смутное время монастырь несколько раз подвергался разграблению, но быстро восстанавливался, став одним из богатейших монастырей Русского Севера XVII-XVIII веков. Во время наполеоновской войны сюда были эвакуированы на хранение многие сокровища монастырей, находившихся на пути Наполеона.

В 1926 году монастырь был закрыт большевиками, а в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма, в основном для так называемых кулаков перед отправкой в ​​северные лагеря ГУЛАГа. Позже в нем разместили военный магазин, кинотеатр и дом для инвалидов. В конце концов, в 1950-х и 1970-х годах он был восстановлен и стал филиалом Вологодского музея-заповедника в 1979 году. Окончательно он был возвращен Православной церкви в 1990 году, а затем отреставрирован и вновь открыт.

Монастырь теперь является одним из основных моментов поездки в Вологду, и его нельзя пропустить. Расположен в Прилуках на северо-западе города на берегу реки Вологды. Сами Прилуки находятся в самом конце улицы Чернышевского примерно в пяти километрах от начала улицы Октябрьского моста. Автобусы № 22 и 28 и маршрутка № 88 ходят в Прилуки по улице Чернышевского. В качестве альтернативы станция Рыбкино расположена поблизости, поэтому до нее можно добраться на пригородной электричке.


Монастырские стены

Одной из самых бросающихся в глаза особенностей Спасо-Прилуцкого монастыря являются крепостные стены с башнями, украшенными белыми, персиковыми и желтыми полосами. Стены датируются 17 веком и включают в себя четыре круглых угловых башни и одни ворота, выходящие на реку Вологду, и Святые ворота на западной стене, в которых находится Вознесенская надвратная церковь.


Спасский собор

Главным храмом монастыря является Спасский собор, стоящий в самом центре монастыря. Он был построен между 1537 и 1542 годами на месте старой деревянной церкви. Кирпичная церковь представляет собой традиционное четырехстолпное сооружение с пятью куполами. Он окружен закрытой галереей, а к фасаду пристроено крыльцо.

Он также примыкает к бывшим палатам аббата и монастырской трапезной, которая, в свою очередь, примыкает к простой церкви Сретения Пресвятой Богородицы, которая также датируется серединой 16 века. Наконец, сзади собора находится колокольня, пристроенная в первой половине 18 века.


Всехсвятская церковь

В северной части монастыря находится Всехсвятская церковь, построенная в 1721 г., но существенно перестроенная в 1841 г. после пожара. К церкви примыкают больничная палата монастыря и помещения для монахов.


Успенская церковь

Помимо каменных церквей, в монастыре находится одна из старейших сохранившихся в России деревянных шатровых глав — Успенская церковь. Первоначально церковь была построена в первой половине XVII века в Александро-Куштском монастыре на Кубенском озере Вологодской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Почему грудничок плачет все время: причины и способы успокоить ребенка

Почему новорожденный может плакать без остановки. Как понять причину плача младенца. Что делать, если ребенок плачет постоянно. Эффективные способы успокоить плачущего грудничка. Когда стоит обратиться