Церковь ризоположения в леонове: Храм Ризоположения в Леонове. Главная
Содержание
Расписание. Храм Ризоположения в Леонове
ВАЖНО!
Дорогие братья и сёстры, в те дни, когда не совершается богослужение, по причине проведения
ремонтно-реставрационных
работ, в храме присутствует дежурный священник к которому вы можете обратиться по любому вопросу (молебен, панихида, исповедь).
По всем вопросам звоните в церковную лавку.
1 вт | Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.) | 10:00-17:00 дежурный священник 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
2 ср | Вмч. Артемия (362). Прп. Гавриила Самтаврийского (1995) | 8:00 Утреня. Литургия 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
3 чт | Прп. Илариона Великого (371–372) | 10:00-17:00 дежурный священник 18:00 Всенощное бдение 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
4 пт
| Празднование Казанской иконе Божией Матери | 6:30 Часы. Литургия 9:30 Часы. Литургия 18:00 Вечернее заупокойное богослужение 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
5 сб
|
| 6:30 Утреня. Литургия. Панихида 9:30 Утреня. Литургия. Панихида 17:40 исповедь 18:00 Всенощное бдение 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
6 вс
| Неделя 21-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» | 6:30 Часы. Литургия 9:30 Часы. Литургия 17:00 Вечерня. Акафист Ризоположению 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
7 пн | Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355) | 10:00-17:00 дежурный священник 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
8 вт | Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306) | 10:00-17:00 дежурный священник 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
9 ср | Мч. Нестора Солунского (окю 306) | 8:00 Утреня. Литургия 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
10 чт | Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III) | 10:00-17:00 дежурный священник 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
11 пт | Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077) | 8:00 Утреня. Литургия 18:00 Вечерня. Панихида 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
12 сб | Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I) | 8:00 Утреня. Литургия 17:40 исповедь 18:00 Всенощное бдение 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
13 вс
| Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Сщмч. протоиерея Иоанна Кочурова (1917) | 6:30 Часы. Литургия 9:30 Часы. Литургия 17:00 Вечерня. Акафист Ризоположению 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
14 пн | Мч. Петра Игнатова (1941) | 10:00-17:00 дежурный священник 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
15 вт | Сщмчч. Константина Юрганова и Анании Аристова пресвитеров (1918)
| 10:00-17:00 дежурный священник 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их
|
16 ср
| Мц. Евдокии Сафроновой (1938) | 8:00 Утреня. Литургия 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
17 чт | Прп. Иоанникия Великого (846) | 10:00-17:00 дежурный священник 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
18 пт
| | 8:00 Утреня полиелей). Литургия 18:00 Вечерня. Панихида 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
19 сб
| | 8:00 Утреня (полиелей). Литургия 17:40 исповедь 18:00 Всенощное бдение 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
20 вс
| Неделя 23-я по Пятидесятнице. Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского | 6:30 Часы. Литургия 9:30 Часы. Литургия 17:00 Всенощное бдение 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их 23:30 Часы. Литургия |
21 пн
| | 8:30 Часы. Литургия |
22 вт
| | 8:00 Утреня (полиелей). Литургия 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
23 ср | Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I) | 10:00-17:00 дежурный священник 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
24 чт | Вмч. Мины (304) | 10:00-17:00 дежурный священник 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
25 пт | Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620) | 8:00 Утреня. Литургия 18:00 Вечерня. Панихида 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
26 сб
| | 8:00 Утреня (полиелей). Литургия 17:40 исповедь 18:00 Всенощное бдение 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
27 вс
| Неделя 24-я по Пятидесятнице. Апостола Филиппа (I) | 6:30 Часы. Литургия 9:30 Часы. Литургия 17:00 Вечерня. Акафист Ризоположению 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
28 пн | Прп. Паисия Величковского (1794) | 10:00-17:00 дежурный священник 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
29 вт
| | 8:00 Утреня (полиелей). Литургия 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
30 ср
| | 8:00 Утреня (полиелей). Литургия 20:00 молебен об отечестве Российском, воинах и сродниках их |
Священник дежурит ежедневно и вы можете обратиться к нему по всем вопросам (совершение молебна, панихиды, исповедь, беседа и т.д.) с 11:00 до 17:00.
По всем вопросам звоните в церковную лавку.
+7 (915) 051-55-67 телефон церковной лавки
Приёмные часы настоятеля по всем вопросам каждая пятница с 17:00 до 20:00.
Перед таинством крещения обязательно проводится подготовительная беседа. По воскресеньям, в 17:00, в здании воскресной школы.
История.
Храм Ризоположения в Леонове.
Храм, который строился, когда строить было нельзя, который был закрыт, когда церкви не закрывали, и который действовал, когда богослужения запретили почти везде…
Нынешний каменный храм Ризоположения выстроен в имении Леоново на берегу Яузы в 1722 году как обетная церковь: владелец усадьбы Василий Петрович Хованский решил отблагодарить Бога за то, что царь Петр I, приговорив его за кутёж и дерзкое кощунство к смертной казни, смилостивился и заменил приговор на телесное наказание. До этого в поместье Хованских в Левоновой пустоши стояла деревянная церковь во имя Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
Каменная постройка — очень редкое, почти уникальное сооружение для Москвы той эпохи; в годы, когда весь камень шёл на сооружение первых зданий Санкт-Петербурга, в первопрестольной действовал запрет на каменное строительство; хозяину имения пришлось ждать разрешения не один год.
Структура церкви (восьмерик на четверике с колокольней) — вполне традиционная для усадебных построек московского барокко. Посвящение храма, вслед за первоначальной деревянной церковью — довольно редкое для Москвы (в наши дни в столице есть только один храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, он находится в Кремле, рядом с Успенским собором и Грановитой палатой, после Смутного времени там размещался патриарший двор) и связано оно, по-видимому, либо с тем, что на 2 июля по старому стилю пришлось какое-то значимое для рода Хованских событие, либо с желанием помещика подчеркнуть свою близость к царскому двору и к патриарху Филарету.
С 1776 года имением владел Павел Григорьевич Демидов — выдающийся меценат и учёный-натуралист. При нём в усадьбе появился парк, оранжереи и пруды, где владелец имения, переписывавшийся с виднейшими европейскими учеными, собирал редкие виды растений, птиц и рыб. Судьба храма, впрочем, при Демидове была плачевна: парадоксально, но именно при нём, а не в годы советской власти, храм был закрыт и богослужения не проводились с 1800 по 1859 гг. (в силу нервной болезни Демидова стали раздражать громкие звуки, в том числе — колокольный звон). На этот период пришлось наполеоновское разорение Москвы, которое не миновало и церковь Ризоположения — в храме французы устроили конюшню.
Возобновление служб связано с именем нового владельца усадьбы — фабриканта Молчанова; в 1859 году он отреставрировал и открыл церковь для рабочих ситценабивной Ростокинской фабрики. К этому времени, по всей вероятности, относятся фрески, написанные на внешней северной стене храма, а также установка в храме печного отопления.
Последним своим владельцам, Капустиным, усадьба Леоново, а вместе с ней и Леоновская церковь обязаны собиранием исторических и краеведческих сведений, изданных в виде брошюры в 1908 году. Эта книга и сейчас остается важным источником информации об истории храма и местности в целом.
После октябрьской революции 1917 года богослужения в церкви не прекращались, однако храм не избежал разорения, предпринятого большевиками повсеместно по Декрету об изъятии церковных ценностей. При этом некоторые иконы, изъятые по тому же декрету из церкви на территории Белоруссии, неисповедимыми путями не подверглись уничтожению, а были преданы в храм Ризоположения. Это Феодоровский образ Божией Матери и икона с изображением Богородицы, Младенца Христа, праведного Иосифа и младенца Иоанна Крестителя (т. н. икона «Трёх радостей»).
Один из клириков храма Ризоположения в Леонове в советское время пополнил ряды новомучеников — это священномученик Павел Фелицын, арестованный в 1937 г. и погибший в лагерях в 1941 г. (4/17 января).
В годы войны приход вносил пожертвования в фонд Красной Армии. В 1943 году на территории церкви Ризоположения снималась сцена казни Зои Космодемьянской для фильма «Зоя».
Послевоенные годы, помимо богослужебной жизни, были ознаменованы хлопотами по благоустройству территории и по частичным поновлениям в храме, а также по проведению электричества и водяного отопления, ремонту хозяйственных построек. Не так давно были выстроены крестильня со взрослой купелью и отдельное помещение свечной лавки, помещение воскресной школы и гимнастический зал. Здание самого храма нуждается в основательной реставрации.
Храм Ризоположения в Леонове. Храм Ризоположения в Донском
Вся культурно-познавательная деятельность обязательно включает изучение памятников древнего зодчества. Это важно для освоения родной культуры и привития духовных ценностей. Но церковно-храмовые комплексы – совершенно уникальные сооружения. Их можно рассматривать как архитектурное наследие, подвиг русских мастеров, как историю духовенства и, конечно же, как священный монастырь. Сегодня мы поговорим о храме Ризоположения в Леонове и на Дону. Их истории чем-то похожи, но в любом случае они оба появились в память о великом событии.
История
Существует не первый век. Храм Ризоположения в Леонове известен с первой половины XVII века. Первые упоминания о нем относятся к еще более раннему периоду, 1635 году, тогда на этом месте стояла деревянная церковь. Строительство каменного храма, который уцелел и работает по сей день, пришлось на правление князя Хованского.
Это был его жест раскаяния в пристрастии к алкоголю и нарушении церковных правил. После смерти князя храм Ризоположения в Леонове был закрыт и долгое время не действовал (с 1800 по 1859 г.). Это произошло потому, что нового князя потревожил колокольный звон. Перед открытием он был восстановлен на средства фабриканта Молчанова. В советское время он жил относительно спокойно, только 12 лет (с 1930 по 1942 год) был закрытым, в остальное время действовал. С 1859 года храм не реконструировался и не перестраивался, поэтому дошел до наших времен.
Архитектурный стиль
Церковь Воскресения Христова в Леонове построена в стиле барокко, который в то время был очень популярен. На смену простым геометрическим формам деревянной церкви пришли причудливые, многоугольные фасады и великолепное внутреннее убранство. Даже сегодня храм выглядит очень красиво и интересно. Вход в святыню представляет собой белокаменную арку с решетчатыми дверями. Внутри разбит уютный скверик, который особенно красив осенью. На внутренних стенах церкви можно увидеть росписи Ризы Девы Марии во Влахерне. Вся территория утопает в зелени деревьев, поэтому сфотографировать храм Ризоположения в Леонове непросто. Фотографии хорошие, то есть полностью демонстрирующие красоту церкви, только осенью, когда облетела листва. Зимой белоснежные стены сливаются с фоном, что несколько портит впечатление.
Почитаемые реликвии и святыни
Для верующих людей именно иконы являются предметом почитания и поклонения. Есть несколько старинных картин, которыми особенно восхищаются. Именно они прославляют Леоновский храм Ризоположения. В главном приделе храма, с правой стороны Престола, находится чтимая храмовая икона Ризы Пресвятой Богородицы с частицей ризы Божией Матери. Справа икона преподобного Сергия Радонежского, преподобного Дмитрия Ростовского, икона Казанской Божией Матери.
Слева от Алтаря находится Чтимая икона Смоленской Божией Матери, датируемая XVI веком. Всего в храме более 50 икон. Ежедневно сюда приходят сотни верующих, чтобы вознести свои молитвы ко Господу.
Святыни
Особую ценность представляет церковь Ризоположения в Леоново. Это реликвия, в которой находятся частицы многих святых. Это главная гордость церкви и объект поклонения верующих. Находится в правом углу центрального придела, все прихожане имеют возможность приложиться к мощам. Ходят легенды об их чудодейственной силе, но вы можете убедиться, что это правда.
Храм Ризоположения в Донском
Его история очень похожа на историю его брата. Судьбы храмов на Руси часто перекликаются. В 1625 году персидский шах подарил русскому царю и патриарху Филарету одну из четырех частей Ризы Христовой. Согласно легенде, именно в этом одеянии Христос отправился на место казни. Его отдали кремлевскому Успенскому собору, а на месте великого собрания построили деревянную церковь. Строительство было завершено в 169 г.0. Но уже в 1713 году был проект строительства каменной церкви, и на месте старой постройки был возведен храм Ризоположения на Донском. Руководил строительством московский архитектор Ю. Бухвостов.
Чем уникален этот храм
Труднее сказать, как он выглядит для других. Само его рождение уже было чудом. В те времена каменное зодчество было под запретом, так как этот материал требовался для строительства (точнее, перестройки) Петербурга. Но тем не менее в 1716 году на Донской улице в Москве стоял великолепный храм, выполненный в стиле московского барокко. Он выделяет пять глав из всех других современников, пропорциональную четверную, завершенную аттиком. Центральный крест увенчан короной, точной версии этой идеи нет. Этот храм не закрывался с момента открытия. По сей день существуют службы.
Реконструкция и реконструкция
Храм Ризоположения на Шаболовке впервые решен в 1880 году. К нему со стороны трапезной пристроен придел апостола Иакова Алфея, освященный в 1889 году. Проект разработан и управляется московским архитектором А. С. Каминским. Под его руководством была построена ограда с воротами и пристроен северный придел.
Первая реконструкция потребовалась в 1923 году. Сильный шторм разрушил две церкви, но церковь не прекращает свою работу до сих пор. Их тут же отреставрировали, полностью восстановив первоначальный замысел архитектора. Уже более 300 лет здесь без перерыва совершается богослужение, оно не прекращалось и в советский период, разве что богослужения были более закрытыми, и людей в храме было немного. Храм Ризоположения в Москве имеет еще одну особенность. После того, как персидский шах торжественно передал Рису, в церковном календаре появился новый праздник в честь «Положения о Ризе Господа нашего Иисуса Христа в Москве». Этот праздник отмечается только Русской Православной Церковью. Что касается этого храма, то он является главным в праздновании.
Основные ценности храма
Помимо частицы Ризы Господней, которая является главной святыней храма, здесь хранится очень ценная икона. Речь идет об иконе Божией Матери Ильинской-Черниговской. Его преподнесли в дар церкви братия из Черниговского монастыря. Это уникальный образ, который датируется 1696 годом. Рядом с ликом Богородицы на нем с одной стороны изображен двуглавый орел, а с другой – поэтическое посвящение Петру I. В этих строках говорится о победе над турками и взятии Азова. Аналогов этому образу Божией Матери, как на этом полотне, нет больше нигде в мире.
Кроме того, именно здесь верующие могут помолиться у уникальной святыни Аланоянской иконы «Положение Ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и частицей ризы. Тем, кто нуждается в помощи и исцелении, следует обращаться в образ-склад с частью мощей апостола Иакова Альфы, а также многих других святых. Этот образ считается очень сильным, и если вы придете с чистым сердцем, то обязательно получите необходимую помощь. Часто сюда привозят маленьких детей, чтобы вылечить или защитить от болезней.
Еще одна святая икона, которую следует отметить отдельно, – это икона Божией Матери «Взнесение умерших». В этом особом мире, который отчетливо ощущается, когда переступаешь порог храма, замедляется время, исчезает суета и приходит понимание, ради чего мы проходим свой путь на земле. Наверное, именно ради этого и стоит приходить в такие старинные храмы, там такая умиротворяющая, умиротворяющая атмосфера, что каждый посетитель уйдет, почувствовав в себе какие-то изменения.
Два потрясающих храма, но суть одна — слава Господу за то, что он перенес на Русскую землю часть ризы Христа, в которой он шел на Голгофу. Это величайшая святыня христианского мира. Сегодня в стенах монастырей собираются сотни верующих, как и сотни лет назад они общаются с Господом.
Церковь Ризоположения: Кремль
Стройная одноглавая церковь Ризоположения стоит на Соборной площади между Успенским собором и Грановитой палатой. Раньше это была домовая церковь русских митрополитов, но после 1589 г., когда в России был введен институт патриаршества, она стала церковью русских патриархов. В старину он был связан с их личными квартирами несколькими переходами. Как и все другие храмы Кремля, церковь Ризоположения была построена на месте более старой одноименной церкви. Записано, что в 1450 году «митрополит Иона заложил камень в основание храма Ризоположения Богородицы». Во время большого пожара 1473 года первая церковь Ризоположения сгорела вместе с митрополичьими покоями. Новая церковь, заложенная на том же месте, сохранилась до наших дней.
Новая церковь Ризоположения построена псковскими каменщиками в 1484-1485 гг. Он был посвящен празднику, который впервые отмечался в Византии в V веке, когда, согласно легенде, в Константинополь из Палестины была привезена главная реликвия – риза (или платье) Богородицы. На Руси этот халат считался священным и чудотворным, обладающим силой защищать город от врагов.
Церковь стоит на возвышенном цоколе и является типичным образцом московского зодчества, хотя на фасадах здания можно обнаружить элементы псковского стиля. Стройные пилястры, разделяющие фасады по вертикали, декоративные арки на апсидах (полукруглые алтарные выступы), белокаменные килевидные порталы, фронтоны, шлемовидная золоченая главка на тонком барабане — все это придает церковная легкость, изящество и нарядность.
Небольшой и уютный интерьер полностью соответствует назначению церкви. Он расписан фресками в 1644 году художниками Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Темы фресок посвящены Богородице. На стенах – «Акафист», прославляющий Богородицу как покровительницу всех людей, ходатайствующую за них перед Богом, а также «Житие Богородицы», показывающее Ее детство, юность и смерть, после которой Она стала «Царицей Богородицы». Небеса». Фреска на южной стене показывает, как Константинополь чудесным образом был спасен от вражеской осады, когда патриарх окунул Ризу Богородицы в воды залива. Небольшие размеры храма предопределили композицию фресок, похожих на маленькие иконы. Фрески написаны по всему периметру стен, разделенных по горизонтали на пять шин. Внизу художники нарисовали белые драпировки, украшенные орнаментальными узорами.
Примечательны и фрески на столпах храма: на южном столпе художники изобразили родословную московского царя, а на северном — московских митрополитов, предшественников русских патриархов.
Фрески в патриаршей церкви прославляют могущество церкви и ее тесный союз с властью московского великого князя под покровительством Богородицы.
Иконостас церкви прекрасно сочетается с красочными фресками. Работа одного из лучших иконописцев первой половины XVII века Назария Истомина-Савина, написанная в 1627 году, поражает высоким уровнем исполнения. Рисунок художника каллиграфически точен и поистине виртуозен. В целом мягкая цветовая гамма создает праздничный эффект, чему во многом способствует использование чистых красных и белых цветов. Это впечатление усиливается золочеными окладами икон.
Нижний, местный ярус иконостаса содержит иконы XVI-XVII вв. Главные иконы храма традиционно размещаются по обе стороны от Царских врат в алтарь. Среди них: икона XVII века «Положение Ризы Богородицы», икона XVI века «Богоматерь Тихвинская» с клеймами, написанная в XVII веке, «Троица» Назария Истомина, а также икона Богородицы изображали в полный рост в 17 веке.
Иконостас и фрески составляют единую композицию, которая гармонично уравновешивает архитектуру.
В середине XVII в., в связи со строительством нового домового храма патриарха Никона, Ризоположенская церковь была пристроена к Царскому дворцу и соединена с ним крытыми переходами.
Ныне в северной галерее церкви находится выставка малых деревянных скульптур XV-XVII вв. Здесь представлены большие резные иконы и небольшие складни, которыми обычно пользовались в поездках. Эти работы должны были происходить из древнерусских центров резьбы по дереву, таких как Новгород и Ростов Великий, а также с севера России. Такие произведения, как скульптура московского митрополита Ионы, выполненная для его гробницы, находящейся в Успенском соборе, или монументальная скульптура святого Георгия конца XIV — начала XV вв., свидетельствуют о высоком уровне резьбы по дереву. Наиболее примечательна скульптура XVII века святителя Николая Можайского, держащего в левой руке модель города, а в правой меч.