Церковные должности в православной церкви: ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ
Содержание
Чины Священников | Блог | РИЗА Мастерская
В христианской новозаветной Церкви существуют три степени священства, установленные святыми Апостолами. Главенствующее положение занимают епископы, далее стоят пресвитеры – священники – и диаконы. Эта система повторяет устройство ветхозаветной церкви, где существовали следующие степени: первосвященник, священники и левиты.
Священнослужители для служения Церкви Христовой посредством таинства священства обретают благодать Святого Духа. Это позволяет свершать богослужения, управлять делами Церкви, учить людей через христианскую веру доброй жизни и благочестию.
Самый высокий чин в Церкви имеют епископы, получающие наивысшую степень благодати. Они также именуются архиереями – начальниками иереев (то есть, священников). Епископы имеют право осуществлять все без исключения Таинства и церковные службы. Именно епископы вправе не только совершать обычное Богослужение, но также рукополагать (или же посвящать) других православных в священнослужители. Также епископы, в отличие от других священников, могут освящать миро и антиминсы.
Все епископы равны друг другу по степени священства, однако наиболее заслуженные, старейшие из них именуются архиепископами. Митрополитами называют столичных епископов – в переводе на греческий язык «столица» будет звучать как «митрополия». Епископы древнейших христианских столиц именуются патриархами. Это епископы: Иерусалима и Константинополя, Александрии, Антиохии, и Рима.
Порой помощь одному епископу оказывает другой епископ. Второй из названных священнослужителей в данном случае именуется викарием (наместником).
Священный чин следом за епископами занимают священники. По-гречески их могут именовать пресвитерами или иереями. Эти священнослужители с епископского благословения могут совершать почти все церковные таинства и службы. Однако, не обходится и без исключений, которыми являются обряды, доступные лишь самому высшему священному чину – епископам. В таких исключения, прежде всего, входят следующие таинства: рукоположение на сан, а также таинства освящения антиминсов и мира. Христианская община, которую возглавляет священник, носит название его прихода.
Наиболее заслуженные и достойные священникам могут быть названы протоиереями, иначе говоря – главными иереями, первенствующими священниками. Главный протоиерей удостаивается звания протопресвитера.
Когда священник одновременно является монахом, его называют иеромонах – священник-монах, в переводе на современный русский язык. Иеромонахи, являющиеся настоятелями монастырей, носят звание игуменов. Иногда иеромонаха могут назвать игуменом независимо от этого, просто в качестве почетного отличия. Архимандрит – еще более высокое звание, чем игумен. Достойнейшие из архимандритов впоследствии могут быть избраны в качестве епископов.
Низший, третий по счету священный чин составляют диаконы. Это греческое название переводится как «служитель». Когда совершаются церковные таинства или Богослужение, диаконы служат епископам или священникам. Однако, сами диаконы не могут их совершать. Участие или присутствие диакона во время Богослужения не является обязательным. Соответственно, нередко церковные службы могут происходить и без диакона.
Отдельные диаконы, наиболее достойные и заслуженные, получают звание протодиакона – перводиакона, если выразить современным языком.
Если сан диакона получает монах, его, начинают называть иеродиаконом, из которых старшим является архидиакон.
Помимо названных трех священных чинов, в Церкви есть и другие, более низкие служебные должности. Это иподиаконы, пономари и псаломщики (дьячки). Хотя они и являются церковнослужителями, однако могут поставляться на должность без таинства Священства, а лишь по архиерейскому благословению.
Псаломщикам вменяется в обязанность чтение и пение как во время Богослужения в храме, так и когда священник совершает духовные требы в домах прихожан.
Пономари должны созывать верующих к Богослужению посредством колокольного звона. Кроме того, от них требуется возжигать свечи во храме, оказывать помощь псаломщикам во время пения и чтения, подавать кадило и так далее.
Иподиаконы принимают участие лишь в служении архиереев. Они одевают архиерея в церковное облачение, а также держат светильники (которые называются дикирий и трикирий), подавая их архиерею, благословляющему молящихся.
Информацию подготовил: Церковный интернет-магазин “РИЗА”.
К вашим услугам:
- пошив облачений,
- подризники,
- рясы,
- подрясники,
- митры,
- требные наборы,
- покровцы,
- хоругви,
- церковная утварь,
- церковные ткани и многое другое.
Церковные чины православной церкви
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi. gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Также как и много различных религий, есть и различные церковные чины православной церкви. Все должно подчинятся определенному порядку. Знание чинов поможет не только разобраться в иерархии, но и знать как правильно обращаться к тому или иному священнослужителю.
Чины в православии
Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:
- миряне,
- церковнослужители,
- священнослужители.
Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.
К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:
- сторожа,
- чтецы,
- певчие,
- алтарники,
- старосты,
- трудники,
- катехизаторы и прочие.
Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.
Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:
- белое носит женатое духовенство,
- черное – те, кто монашествуют.
Управлять церковью может лишь черное духовенство, которое не имеет семейных забот. Клир также имеет определенную иерархическую степень. Итак, чины в церкви по возрастанию подразделяются на 3 степени:
- дияконов,
- священников,
- епископов.
Первые 2 категории могут включать в себя как монашествующих, так и женатых. А вот в третьей группе могут быть только те, кто приняли монашеский постриг. Относительно этому порядку располагаются и все церковные звания, а также должности у православных.
Церковная иерархия
Чины святости православной церкви берут свое начало еще с ветхозаветных времен. К низшей ступени священства относят дияконов. Это считается низшим чином, при рукоположении в который обретается благодать, которая нужна для проведения тех действий при богослужение, которые положены на него.
Этому рангу запрещено самостоятельно проводить обряды, таинства и службы. Его основная роль – помощь священнику. Монах, которого возвели в сан диякона, называется иеродиаконом. Те, кто длительное время прослужил в данном сане и хорошо себя зарекомендовал получает новое звание: у белых – протодьяконов, у черных – архидиаконов. Последние могут служить при архиерее. Если по той или иной причине диякона нет, то его функции может исполнять иерей или епископ.
Вторая ступень священнической иерархии включает в себя иные звания, которые идут по возрастанию. Отдельное место занимают тут священники или как их еще именуют пресвитеры или иереи, а в монашестве – иеромонахами. Это уже степень выше, чем диякон. Они способны совершать большинство святых таинств, кроме возведения в сан, а также освящение мира и антиминсов. Они руководят религиозной жизнью сельских и городских приходов, где могут занимать пост настоятелей.
Подчиняются они непосредственно епископу. После длительной и безупречной службы в белом духовенстве его могут поощрить званием протоирея или протопресвитера, а в черном – игумена. Среди монашества игумен может быть назначен на должность настоятеля прихода или обычного монастыря. Если его планируют назначить на должность настоятеля лавры или крупной обители, то должны ввести в сан архимандрита. Именно эта степень и формирует епископат.
Далее следуют епископы. Их еще называют архиереями, а точнее начальниками иереев. Они уже имеют право совершать все без исключения таинства. Они также могут рукополагать во священство дияконов. Наиболее заслуженных епископов называют архиепископами. Столичных же называют митрополитами. Если возникают такие ситуации при которых одного епископа назначают в помощь другому, то ему надлежит носить звание викарий. Они могут стоять во главе областных приходов, которые именуют епархиями.
Высшим чином в православной церкви является патриарх. Эта должность выборная. Его назначают Архиерейским Собором и он вместе со Священным Синодом руководит всей поместной церковью. Этот сан пожизненный, но в определенных случаях ариерейский суд может отстранить патриарха и отправить на покой. Пока место вакантно, может быть избран местоблюститель, который будет выполнять свои функции до законного избрания патриарха.
Необходимо помнить о том, что есть еще определенная группа людей – церковнослужители. Это псаломщики, иподиаконы, пономари. Они занимают свое место без рукоположения, а по благословению протоирея или епископа.
Зная такие тонкости Вы больше никогда не почувствуете неудобство при обращении к священнослужителям.
Господь всегда с Вами!
Духовенство —
Духовенство Слева направо: священник, два дьякона и епископ
Духовенство — это общий термин, используемый для описания формального религиозного руководства в Православной Христианской Церкви. Термин происходит от греческого κλήρος (много, то, что назначено по жребию (надел) или, метафорически, наследие).
Духовенство в Православной Церкви – это лица, назначенные для выполнения определенных задач и/или осуществления определенной власти в жизни Церкви. Православное духовенство заботится об обрядовых аспектах религиозной жизни Церкви, обучает или иным образом помогает в распространении православного учения и практики. Они часто имеют дело с событиями жизненного цикла, такими как рождение ребенка, крещение, брак и смерть. Священнослужители работают как внутри, так и снаружи молитвенных домов, и их можно найти работающими в больницах, домах престарелых, миссиях, вооруженных силах и т. д.
Между духовенством и теологами есть существенная разница; духовенство имеет вышеупомянутые обязанности, в то время как богословы являются религиоведами и богословами и не обязательно являются духовенством. Мирянин может быть теологом. Эти две области, конечно, часто пересекаются. Статус духовенства в Православной церкви зарезервирован за мужчинами.
В странах и обществах, где православие имеет особый статус, регулируемый особыми законами, т. е. является «государственной религией», духовенство может финансироваться (или софинансироваться) государством, но обычно они финансово поддерживаются за счет пожертвований отдельных православных Христианские члены.
Термин «духовенство», обычно используемый в Православной Церкви, относится к тем, кто является членами основных орденов и рукоположен. Те, кто помогает духовенству в службах церкви и пострижены, называются членами второстепенных орденов.
К высшим орденам относятся епископы, священники и дьяконы, те же самые должности, указанные в Новом Завете и обнаруженные в ранней церкви. К епископам относятся архиепископы, митрополиты и патриархи. К священникам (также называемым пресвитерами или старцами) относятся протоиереи, протопресвитеры, иеромонахи (священники-монахи) и архимандриты (старшие иеромонахи). К диаконам относятся также иеродиаконы (диаконы-монахи), архидиаконы и протодиаконы.
Епископы обычно набираются из числа монахов и должны соблюдать целомудрие. Немонашествующий священник может быть рукоположен в епископы, если он больше не живет со своей женой (по правилу XII Пятисекстского Собора). В современном употреблении такой немунашеский священник обычно постригается в монашеское состояние в какой-то момент до своего посвящения в епископа. Священники, дьяконы и иподиаконы могут состоять в браке при условии, что они вступили в брак до рукоположения в иподиаконы (хотя на практике во многих местах иподиаконы женятся после рукоположения). Если они позже разводятся, а затем желают вступить в повторный брак, им не разрешается вступать в повторный брак, если они сначала не покинут духовенство и не вернутся к статусу мирянина. Все православные священнослужители должны быть мужчинами.
Существуют записи о диаконисах в Новом Завете и в ранней Церкви до падения Константинополя. Многие церковные историки считают, что эта должность никогда не была эквивалентна должности дьякона, а имела отдельные обязанности. Более поздние исследования показывают, что дьяконы-женщины играли ту же роль, что и дьяконы-мужчины, по крайней мере, в некоторых местах. Древний чин диакониссы до сих пор присутствует в различных юрисдикциях Православной церкви и часто является непосредственным предшественником чина игуменьи.
Младшие чины — иподиаконы и чтецы постриженные, а также служители (прислужники). Последние две из этих должностей не ограничены браком.
Типичная последовательность рукоположения: чтец, иподиакон, диакон, священник, епископ. Каждое рукоположение должно совершаться в таком порядке, хотя мирянина можно рукоположить на все пять должностей в течение трех дней.
Организация Православной Церкви бывает как иерархической, так и соборной (или синодальной). Он иерархичен в том смысле, что священники, дьяконы и миряне должны следовать за своим епископом и ничего не делать без своего епископа, поскольку Иисус Христос является главой каждого епископа. Он является соборным или синодальным в том смысле, что нет единого высшего положения, за которым следуют все епископы, а скорее епископы собираются вместе на синоды или советы и достигают обязательных соглашений путем консенсуса. Епископ, даже патриарх, обязан подчиняться решениям своего синода. Собор с участием представителей всех церквей является вселенским собором.
Хотя православные священнослужители пользуются большим почетом в Православной церкви, каждое рукоположение также рассматривается как своего рода мученичество. Православный клирик соглашается быть служителем и Иисуса Христа, и людей церкви; многие облачения призваны напоминать ему об этом. Многое ожидается от духовенства как в практическом, так и в духовном отношении; следовательно, они также занимают особое место в ектениях, которыми молятся, прося Бога о милости к ним.
Не существует универсального правила для обучения духовенства, и есть некоторые различия от места к месту. Традиционно кандидаты в священство либо проживают со своими епископами в течение определенного периода времени и получают от него личное наставление, либо, если они монахи, получают наставления, подчиняясь своим монашеским настоятелям. Современная практика в большинстве мест такова, что их обучают в семинарии, которая может быть связана с монастырем. Курс обучения обычно длится около трех лет, и для поступления часто требуется степень бакалавра. Обучение проводится по догматике, богословию, церковной истории, каноническому праву, литургике, библеистике и другим предметам, хотя акценты варьируются от учреждения к учреждению. Однако окончание семинарии не является гарантией рукоположения; это исключительно на усмотрение епархиального архиерея. Требования к обучению тех, кто намеревается остаться в диаконе, зачастую менее строги, чем для священников.
- Википедия: Духовенство
- Этикет духовенства
Эта статья является частью серии Духовенство | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Восточное Православие — Руководство
Восточное Православие имеет иерархическую форму руководства. Ранняя церковь разработала клерикальную структуру дьяконов, пресвитеров (священников) и епископов. После того, как христианство было названо официальной религией Римской империи в конце 4 века, местные церкви вошли в общеимперскую иерархию, организованную по тем же политическим принципам, что и те, что были установлены Римской империей. Местная община, в которой председательствовал один епископ, стала называться епархией. Все епархиальные церкви и их епископы в пределах одной римской провинции возглавлялись архиепископом, который был епископом столицы провинции. Затем появились региональные группы провинций, во главе которых стояли патриархи, от греческого слова, означающего «глава семьи». Было пять патриархатов: Римский, Антиохийский в Сирии, Александрийский в Египте, Иерусалимский и Константинопольский. Восточная Православная Церковь до сих пор поддерживает иерархическую церковную структуру, разработанную церковью в Римской империи.
Поскольку римский император Константин перенес столицу империи из Рима в город Константинополь в 330 году, Константинопольский епископ стал самым влиятельным патриархом Востока. Патриархаты Антиохии, Александрии и Иерусалима перешли под власть мусульман в 7 веке, и статус и значение этих патриархатов ослабли, поскольку христианство стало религией меньшинства в этих регионах. К XII веку отношения между церквями Константинополя и Рима стали настолько холодными, что влияние римского папы на востоке практически испарилось. До 15 века Константинопольский патриарх сохранял первенство по статусу и влиянию. После османского завоевания Константинополя в 1453 году размер патриархата в Константинополе значительно сократился по размеру и влиянию, но патриарх, известный сегодня как вселенский патриарх Константинополя, по-прежнему пользуется большим уважением в восточном православии, почитается как «первый среди равных».
Рукоположенное духовенство принадлежит к «высшим орденам» епископов, священников и дьяконов. Как и в случае с другими литургическими традициями, восточное православие подтверждает доктрину апостольской преемственности, полагая, что епископы являются наследниками власти апостолов, власти, дарованной им Иисусом. Церковь наделяет своих епископов высокой степенью чести, рассматривая их как представителей Бога на земле. Без них нельзя совершать таинства. Они назначаются как руководителем, так и правителем епархии, которой они руководят. Ожидается, что священники, диаконы и миряне будут следовать за своими епископами и ничего не делать без них. Старшие епископы, отвечающие за большие юрисдикции, называются архиепископами или митрополитами. Самый старший епископ автокефальной церкви называется патриархом. В зависимости от патриаршества епископы либо назначаются синодом, либо избираются духовенством и мирянами епархии.
Священники делятся на две группы: женатые священнослужители и монашеские священнослужители. Священник может быть женат, если этот брак является первым как для него самого, так и для его жены. Если священник переживет свою жену, ему не разрешается вступать в повторный брак. Монашеское духовенство, или иеромонахи, соблюдающие целибат, называются иеромонахами, а старшие иеромонахи — архимандритами. Епископы должны быть холостыми или овдовевшими и часто набираются из числа иеромонахов. Дьяконы помогают священникам или епископам в совершении таинств, но им не разрешается совершать таинства самостоятельно. Среди чинов диаконов есть диаконы-монахи, или иеродиаконы. Игумены, главы мужских монашеских общин, и игумении, главы женских монашеских общин, не всегда являются священнослужителями. Можно игумену быть пресвитером, а игумении сначала диакониссой.
Есть способы служить в церкви без рукоположения, например, выступая в качестве чтецов во время Божественной литургии или, в редких случаях, в качестве канторов, тех, кто поет литургические ответы. Эти должности не заняты духовенством, но называются второстепенными орденами. Чтобы присоединиться к одному из второстепенных орденов, рукоположение не требуется, но есть церемония посвящения, называемая постригом. Традиционно это обязательство обозначалось бритой головой, но примерно с 16 века брили лишь небольшую часть макушки головы. Теперь акт более символичен, когда отрезается лишь небольшая прядь волос и сжигается в кадильнице, сосуде, в котором сжигаются благовония.
Почти все священнослужители основных орденов мужчины. В нескольких автокефальных церквях есть роль диакониссы, но диаконисса не является дьяконом женского пола, а это означает, что ее официальная роль отличается от роли дьякона-мужчины. Хотя еще предстоит провести много исследований роли диакониссы в ранней церкви, похоже, что одной из ее важных ролей была помощь священнику в совершении таинств, таких как крещение или помазание больных.
Общие обязанности восточно-православного духовенства включают совершение таинств, обучение и иную помощь в распространении доктрин и практики Православия, а также помощь верным христианам в освящении важных событий в их жизни, таких как рождение, брак, болезнь , и смерть. Духовенство встречается как в церквях, так и вне их, так как они также могут служить в армии, семинариях, больницах, домах престарелых и других местах, где они могут понадобиться.