Церковные украшения софия: София — православная мастерская ювелирных изделий
Содержание
София — православная мастерская ювелирных изделий
София — православная мастерская ювелирных изделий
Регион:
Выберите город
Выберите город
Популярные города
Все города
Доставка
по России
Самовывоз
в Москве
Способы
оплаты
Гарантии
качества
Акции и
скидки
Подарочный
сертификат
Один день в «СОФИИ».
.. – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 9 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Маленький изящный крест лежит на бархатной подушечке в живописной коробке. На крышке красуется миниатюрная птичка, под которой выведено: «София». Глядя на это ювелирное великолепие, невозможно не задаться вопросом: допустимо ли покупать себе или дарить другим крест просто как очень красивую вещь — или христианину все-таки полагается воздерживаться от такого украшательства, быть проще и не думать о внешней красоте? Строго говоря, должно ли кресту — древу, на котором был распят Христос, — быть изысканным украшением? Ответы на эти и многие другие вопросы корреспондент Фомы попытался найти в ювелирной мастерской «Софийская набережная», проведя там один день.
Крест должен быть простым, красивым, понятным и каждой своей деталью обращать нас к словам Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй
за мною».
История с кошкой
— Моя кошка всем понравилась…
— Вы серьезно? И благодаря своей кошке вы оказались в мастерской? — обескураженно спрашиваю я главного художника Наташу.
— Ну да, — смеется она, понимая нелепость ситуации. — Как-то, было это в 2002 году, Елена Спартаковна Зверева (ныне директор «Софийской набережной») собрала в храме прихожан. Рассказала, что отец настоятель протоиерей Владимир Волгин благословил создание ювелирной мастерской. Спросила, есть среди нас те, кому интересно потрудиться в ней, кто имеет художественное образование и чувствует в себе способности и желание работать. А потом попросила изобразить кошку. Тех, чьи кошки получились, а потом понравились «отборочной» комиссии, отправили учиться к питерскому художнику-ювелиру Сергею Акимову (сейчас он сам глава ювелирной компании «Акимов»). Вот так благодаря домашней живности стали у нас в «Софийской набережной» появляться свои мастера — наш главный творческий ресурс…
В начале рабочего дня — молебен для желающих.
Головной офис ювелирной мастерской, которая принадлежит храму Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, находится прямо напротив Кремля, на Софийской набережной; широкая сеть распространения — от мелких точек в переходах метро до собственных витрин в больших торговых центрах — по всему городу, а производство — за МКАДом, в Мытищах. Когда заходишь в мастерскую (старое здание советской постройки), куда бы ни заглянул, видишь только спины в халатах. Люди низко склонились над столами. На самом деле это длинный конвейер, только ручной: от одного мастера к другому, в буквальном смысле из рук в руки переходит ювелирное изделие.
Изготовление креста начинается с эскиза, который на бумаге (а иногда сразу в металле) делает художник
— Я получила художественное образование и, как всякий молодой художник, мечтала… о грандиозной работе, впечатляющих вещах, которые будут выходить из-под моих рук, масштабных произведениях, над которыми буду трудиться. Мечтала, например, делать витражи. Маленькие фигурки и образки — все это выглядело таким несолидным. А потом начала работать и с удивлением открыла: берешь кусочек металла, чтобы вырезать из него образ (модель, по которой потом будут отливать остальные изделия), кладешь под бинокулярный микроскоп — и вот перед тобой, пожалуйста, полотно гигантского размера, твори — не хочу.
— Постойте, — пытаюсь возразить я, — а как же церковные каноны, жесткие и непреложные? Как их соблюдение сочетается с вашей творческой свободой, фантазией и желанием сделать что-то особенное?
— Знаете, никаких противоречий. Каноны этой свободе только способствуют. Ведь, по сути, за тебя разработали базовые, принципиальные вещи, приемы, опробовали их в веках, оставили и сохранили лучшее — и избавили тебя от необходимости изобретать велосипед. Тебе не нужно придумывать ничего с нуля. Напротив, на основе предшествующих традиций, опыта школы русского и византийского церковного искусства ты и создаешь нечто новое и уникальное, дав волю творческой свободе! Каноны не дадут тебе уйти в сторону от твоего же замысла.
Модельер-технолог превращает эскиз в полноценный макет изделия
Восемьдесят на один
Нашу беседу прерывает Наташина коллега, подошедшая с бумажным эскизом креста. Я наблюдаю, как они долго обсуждают, какую надпись поставить над образом: что будет выглядеть здесь уместнее, гармоничнее, красивее, что об этом написано в церковном справочнике, как раньше делали в аналогичных случаях. Потом обе, не удовлетворившись собственными изысканиями, удаляются к более опытному художнику, чтобы разобраться «на сто процентов».
С эскиза и начинается этот конвейер. Разработанный художником эскиз поступает на утверждение генеральному директору «Софийской набережной» Елене Зверевой, которая, в свою очередь, консультируется с членами художественного совета и сотрудниками Исторического музея. К слову сказать, коллекцию мастерской высоко оценили профессиональные ювелиры и искусствоведы и приняли на хранение в фонд отдела драгоценных металлов Государственного Исторического Музея. После утверждения эскиза образ выполняется мастером в натуральную величину из металла — модель создана, машина запущена. Один выливает форму из воска, другой делает из нее гипсовую заготовку, третий — литейную форму, четвертый обжигает ее в прокалочной печи, вытапливая воск, пятый отливает из серебра, следующие монтируют, убирают изъяны, дорабатывают образ, ставят клеймо, отправляют в Государственную Пробирную палату на проверку качества и чистоты сплава, потом уже полируют, шлифуют, покрывают эмалью, патинируют (чернят), золотят. В общей сложности в процессе создания одного изделия участвует 80 человек, таково число сотрудников мастерской. И только после завершения этого многоступенчатого технического процесса крестик отправляют в храм, где его освящают и передают в продажу.
На основе макета один мастер отливает изделие из воска, другой — делает гипсовую заготовку.
Молитва вместо сквернословия
Мастерская закрыта по двунадесятым праздникам; в столовой постное меню в среду, пятницу и дни постов; а сам день в мастерской начинается и заканчивается общей молитвой. Я хожу по широким коридорам здания и натыкаюсь на пункт выдачи драгоценных металлов. За запертой железной дверью с небольшим окошечком едва видно сидящих сотрудниц. Мое внимание привлекают два листка по обеим сторонам двери: на одном — порядок и условия выдачи серебра, на другом — молитва Оптинских старцев. Человека неподготовленного это может удивить куда сильнее, чем принятые меры предосторожности и система охраны.
— У вас что, принято молиться, когда получаешь серебро? — спрашиваю я у сопровождающего меня сотрудника.
— Молитва — дело личное, — отвечает он, явно удивляясь моей лобовой формулировке. — Молятся те, кто хочет, никто никого не принуждает, но люди у нас все православные.
— Когда-то давно наша деятельность была совсем не творческой, — продолжает поднятую тему Елена Зверева. — Мы ездили по разным областным мастерским и покупали там церковные украшения, образки, кресты, а потом в нашем храме продавали. Помню, когда приезжала, страшно становилось, такое сквернословие стояло в тех мастерских. Коробило это и возмущало. Самое настоящее кощунство, а не труд! Мы говорили об этом с отцом Владимиром и вместе поняли, нужно прекращать эти поездки. Делать крест без благоговения, без почтения к Тому, в Чью славу он будет потом освящен, без молитвы — недопустимо. И вот теперь у нас собственная мастерская. Здесь не сквернословят, здесь каждый отдает себе отчет в том, что и зачем делает.
— Да и как ругаться-то, — поддерживает Елену мой недавний собеседник, — все-таки кресты и образа делаем. Держишь в руках лик Богородицы — и молитва как бы сама произносится.
Так выглядит заготовка из серебра
Красивый крест
— А еще знаете, что меня поражало в тех мастерских? — опять неожиданно включается в беседу директор. — Штамповки. Дельцы, которые штампуют те кресты, не считают криминалом затертость Лика Спасителя на их изделиях. Честно говоря, и с искусствоведческой точки зрения, сами модели, по которым делались штамповки, были далеки от лучших образцов православного искусства. А ведь крест не должен создаваться без души. Крест — это зримый знак нашей веры. Он возлагается на нас в таинстве крещения, и мы носим его до конца своих дней, как напоминание о готовности следовать Божьим заповедям. И, как говорит наш батюшка, он должен быть простым и красивым, понятным и каждой своей деталью обращать нас к словам Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Крест — это символ того, что Христос безвинно пострадал за всех нас, пострадал самой позорной смертью, которая только была в древнем Риме… Вы знаете, я действительно воспринимаю работу в мастерской как служение. Все в моей жизни пройдет, а это останется.
Я рассматриваю кресты — большие, маленькие, простые, замысловатые, искусно украшенные лилиями, виноградной лозой. Последние — кресты «процветшие» (как оказалось, они известны с XII века) — говорят нам о том, что крест есть символ жизни, и напоминают о Райском саде. Присматриваюсь к другому, с изображением трости и копия. Той самой трости, на которой римский воин поднес жаждущему Христу губку с уксусом и того копия, которым потом пробил он ребра Спасителя, чтобы удостовериться в Его смерти. Эти два орудия страдания вошли в символику христианства и куда как логичны на нательном кресте. А еще на крестах буквы, которые бывают разными: ЦС (Царь Славы), IC XC (Иисус Христос ), NIKA (Победитель), МЛРБ (Место Лобное Рай Бысть: смерть Христа на лобном месте открыла для нас врата рая), ГГ (гора Голгофа), ГА (голова Адама), — все это вновь и вновь призывает обладателя креста вспомнить, что все мы являемся чадами Церкви и Самого Христа.
— Крест — это символ того, что человек посвящает свою жизнь Богу, верит в Него, уповает на Него и является членом Его Церкви, — говорит отец Владимир Волгин, — потому-то работу в ювелирной мастерской я и считаю проповедью и свидетельством о Христе. Наши изделия ориентированы на лучшие, классические образцы православного церковного искусства и при том они остаются авторскими, то есть, по сути, воплощают православную традицию современным художественным языком. Благодаря этому и человек нецерковный может с ней познакомиться,— потом, задумавшись ненадолго, священник добавляет: — И к тому же, наши крестики по-настоящему красивы, за каждым из них труд и вдохновение, настоящая красота Православия. ..
Образ отливают из драгоценного металла…
…дорабатывают, убирают изъяны…
…чернят, золотят…
…и, наконец, освящают
Уже позже, вечером, вернувшись в Москву из поездки, я обратился к интернет-сайту ювелирной мастерской. Захотелось посмотреть на кресты еще раз, уже без спешки. И тут только вспомнил о том, что так и не успел спросить, будучи поглощен увлекательной экскурсией по лабораториям и цехам, — может ли крестиков быть много? На сайте, в разделе «Вопросы», я нашел другую по содержанию проблему, однако ответ вполне удовлетворил мое любопытство: «Почему кресты принято носить под одеждой?» В ответе следовало: «В большей степени это порождение советской эпохи, когда люди были вынуждены скрывать свою веру. В дореволюционной России люди не боялись называть себя православными, а из дошедших до нас источников известно, что человек мог носить несколько крестов. Так, посетивший Россию еще в XVI веке англичанин Джильс Флетчер отмечал, что “без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины”. Речь здесь идет, по-видимому, о так называемых “праздничных” крестах. Особой красотой отличались кресты, украшенные эмалью, которые изготавливали в северных городах Сольвычегодске и Великом Устюге. И сейчас традиция изготовления ярких, цветных, нарядных “праздничных” крестов возвращается. Такие кресты можно носить и под одеждой, и поверх нее…»
Значит, все-таки куплю тот крестик в красивой коробочке..
Фото Владимира ЕШТОКИНА
Мозаики собора Святой Софии » Собор Святой Софии
Собор Святой Софии • История • Мозаики
5 лет назад
by hagiasophiatr
14 минут назад
Захватывающие Мозаики собора Святой Софии рассказывают нам много загадочного об истории этого 1500-летнего здания. Несмотря на то, что за всю историю его неоднократно открывали и открывали, на стенах этого шедевра выделяются мозаики.
Вопреки общему мнению, фигуративных изображений в Юстиниан Айя-София . Геометрические украшения, цветочные, фруктовые орнаменты и кресты использовались в капителях колонн, стенах и бордюрах.
Вы можете увидеть образцы этого украшения на стенах внутреннего притвора, а небольшие кресты и ромбовидные украшения тех времен все еще доступны вокруг каллиграфии М. Иззета Эфенди на главном куполе .
В 726 году было много суеверий о мозаиках и иконах собора Святой Софии. Люди приходили и загадывали желания или даже молились перед иконами. Итак, г. Период иконоборчества г. начался с влияния мусульманской веры на запрет поклонения изображениям и иконам. Лев III уничтожил картины, мозаики и иконы в церквях. Иконоборцы означают разрушителей образа. Это был, может быть, первый большой вред мозаике. Они разрушили мозаики, кроме Серафимов. Затем Константин V продолжал уничтожать множество образов и икон во всех храмах города. Конец царствования Феофила был концом этого периода. Как только Феофил умер, начался косметический ремонт храма и в Айя-Софию были переустановлены иконы. Эта окончательная победа Святых Образов в 843 г. до сих пор отмечается как 9-я0009 «Торжество Православия» в первое воскресенье Великого поста.
В северном и южном тимпанах при реставрации были выполнены мозаики. На нижнем регистре: «Отцы Церкви» , на среднем регистре: «Пророки» , на верхнем регистре: «Ангелы и апостолы» .
Фигурная мозаика Василия I. До 14 века мозаичное искусство достигло своего расцвета. После завоевания Константинополя Мехмедом II мозаики, особенно фигуративные и легкодоступные, были побелены и покрыты. Однако Мехмед II оставил и сохранил некоторые основные мозаики, даже с христианскими фигурами, такими как Мария и Младенец. Кстати, считается, что первоначально купол был украшен крестом, а затем мозаикой из Христос Пантократор как в Музей Фетхие (Церковь Паммакаристос) . Образ Марии и Христа, который обычно находится посреди других фигур, подразумевает присутствие Бога всегда среди людей.
Рисунок Фоссати с изображением главного купола собора Святой Софии. Считалось, что изначально здесь был огромный крест, а затем мозаика с изображением Христа Пантократора, которая, как полагают, рухнула в результате землетрясения.
Свод главного купола украшен изображением престола Христа, мозаикой Иоанна Крестителя и Марии. В нижней части северной арки был также портрет Иоанна В. Палагиоса. Некоторые мозаики оставались нетронутыми до 18 9 г.0037-й век и некоторые из них проданы подлыми служащими. Однако остальные мозаики были оштукатурены во времена правления Сулеймана Великолепного.
В 1847 году Абдул-Меджид нанял братьев Гаспаре и Джузеппе Фоссати для восстановления и проектирования собора Святой Софии. Вместе с косметическим ремонтом вскрыли мозаику. Когда султану показали золотые мозаики тессеры, он был поражен и сначала подумал, что эти мозаики сделали братья, и рассердился на них, думая о затратах, которые они сделали. Поняв, что они относятся к более ранним эпохам, на этот раз Султан разгневался на своих предков за то, что они их скрыли. Тем не менее, он должен был сделать то же самое, опасаясь реакции людей. После этого мозаики были оштукатурены и расписаны Фоссатисом. Они украсили стены юстинианскими узорами, цветами, геометрическими фигурами и розеткой в готическом стиле, которую они разработали, чтобы скрыть их.
Во время оформления записали и скопировали мозаики, которых сейчас нет в экспозиции. Братья Фоссати также подарили Абдулмеджиду альбом с мозаиками.
Айя София Константинополь – Гаспаре Фоссати
В 1931 году под руководством Томаса Уиттемора Византийский институт взял на себя ответственность за восстановление мозаики собора Святой Софии после того, как связался с основателем Турецкой Республики Ататюрком, который также превратил собор Святой Софии в Софии в музей.
В 1932 году начались кропотливые работы по реставрации мозаики. В 1935 году собор Святой Софии вновь открылся как музей. Проект института продолжался около 18 лет.
В 1953 году, после смерти Томаса Уиттемора, архив Византийского института был передан в Думбартон-Оукс .
Византийский институт Ататюрка византийский период Думбартон-Оукс Гаспаре Фоссати мозаика мозаика собора Святой Софии Томас Уиттемор
Вам также может понравиться
Об авторе
hagiasophiatr
Исследовательская группа собора Святой Софии (HSRT) состоит из группы людей, которым нравится исследовать византийское наследие в Турции, посещая и фотографируя исторические места.
Собор Святой Софии — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.