Церковный раскол связан с именем патриарха в россии: Раскол России надвое: в главном мелочей нет

Разное

Раскол России надвое: в главном мелочей нет

Москва,
19 февраля 2017, 00:35 — REGNUM В результате церковных реформ и патриарха Никона и дальнейшего церковного раскола почти половина населения страны была объявлена вне закона

Патриарх Никон. Копия с прижизненного изображения. XXIII

Ровно 366 лет назад, 19 февраля 1651 года в Российском государстве началась церковная реформа патриарха Никона, которая оставила глубокий след в истории государства. Результатом этой реформы стал глубокий раскол среди русского населения. Он затронул широкие народные массы и проник в политику государства того периода. В борьбе с расколом тысячи людей перенесли тяжелые муки, исковерканы судьбы тысяч людей, в том числе детей.

С чего все началось?

О необходимости церковной реформы в России начали говорить еще в 1640 годы. Тогда в Москве появился «кружок ревнителей благочестия», участники которого выступали за унификацию церковных текстов в богослужении. В церковных книгах были значительные разночтения, произошедшие зачастую из-за ошибок переписчиков. Но члены кружка не могли прийти к единому мнению относительно вопроса, на основе каких книг вносить изменения. Одна часть предлагали в качестве образца взять древнерусские церковные книги, а другая часть предлагала брать за основу греческие книги.

Древнеславянская кормчая.

Wlbw68

В разрешении этой дилеммы роль сыграли несколько факторов. К тому времени уже централизованное русское государство требовало унификации всех церковных правил и обрядов. А стремление государства упрочить свое международное положение среди православных стран сыграло в пользу выбора унификации по образцу греческих книг. Кроме того, в правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, которая была выдвинута еще при Иване Грозном псковским старцем Филофеем. Согласно этой теории, после христианского раскола 1054 года центром Православной церкви стал Константинополь, а после его падения в 1453 году на этот статус имеет право Москва. Но для подтверждения этого статуса была необходима поддержка греческой церкви. А для этого надо было проводить богослужение по греческим правилам.

Историки также обращают внимание на желание государства стабилизировать внутриполитическую обстановку с помощью этой реформы. Установления единообразия правил церковной жизни, по мнению власти, становилось важным инструментом поддержания национального единства в государстве, которое еще недавно пришло в себя после смутного времени и иностранной интервенции. Кроме того, в 1654 году по решению Переяславской рады к Российскому государству присоединилась западная Украина, где православная литургия проводилась по греческим канонам. Унификация способствовала объединению Малороссии с Россией.

Михаил Хмелько. Навеки с русским народом. Переяславская рада. 8 января 1654 г

«Собиный друг» царя

Церковный раскол связан с именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин. Родился будущий патриарх в 1605 году в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. По воле родителей он стал священнослужителем и на этом поприще сделал блестящую карьеру. В 38 лет он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии, а через три года уже стал архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Карьера его пошла в гору после того, как в 1646 году, будучи игуменом Кожеозерского монастыря приехал по монастырским делам в Москву и был представлен царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю понравился игумен и он оставил Никона при дворе и впоследствии способствовал получению им сана Новгородского митрополита. Но в 1651 году Никона вернули в Москву и с этого момента влияние его на царя только возрастало. Через год он при поддержке государя стал патриархом после смерти патриарха Иосифа. С этого времени церковная реформа шла при полном участии и непосредственном руководстве Никона. Влияние Никона на царя было настолько велико, что царь называл его «собиным (особенным) другом».

Никон патриарх Московский и всея Руси. Гравюра. 1890

Суть реформ

Получив полную поддержку царя, патриарх смело проводил церковную реформу. Главные обрядовые изменения были в следующем:

— крещение не двумя, а тремя перстами. Это нововведение вызвало особенно противодействие сторонников старых обрядов.

— замена земных поклонов поясными

— написание «Иисус» вместо «Исус»

— движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него.

— сокращение просфор (богослужебный хлеб) для литургии

— произношение «Аллилуйа» в церковном пении три раза вместо двух

Изменения были внесены и в некоторые правила иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

Реформы Никона встретили жесткое сопротивление со стороны определенной части духовенства, что впоследствии привело к глубокому расколу. Наиболее упорными и последовательными противниками Никона стали члены «кружка ревнителей благочестия», куда раньше входил сам Никон. Они говорили, что недопустимо введение «латинства», потому что греческую церковь в России считали «испорченной» еще со времен Флорентийской унии 1439 года, которую впоследствии отказались принять православные христиане. Для верующих нововведения Никона выглядели, как серьезное отступление от традиционного канона, богохульством. Так, крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось, как неуважение к самому Господу. Ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу».

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887

Возникновение раскола и движения старообрядчества

Однако Никон при поддержке царя последовательно и жестко продолжал проводить реформы. На Московском соборе 1656 года анафеме были преданы те, кто держался двуперстного крестного знамения. Противники реформ Никона отлучались от церкви. Но жесткость и упорство патриарха вызывали лишь ожесточение у противников реформ. Преследуемые царскими войсками, они скрывались на окраинах страны, в труднодоступных лесах Севера, Сибири и Урала. Здесь они создавали свои старообрядческие поселения и продолжали молиться по-старому. Широко известны в истории случаи, когда при приближении карательных отрядов царя, они устраивали самосожжение, получившее название «гарь».

Примером стойкости перед давлением государственных реформ стало сопротивление монахов Соловецкого монастыря. Они оказывали сопротивление вплоть до 1676 года и выдерживали осаду царских войск. Они считали, что царь Алексей Михайлович стал слугой Антихриста. Именно в этом большинство историков видят причины фанатичного упорства сторонников раскола. Они были уверены, что Никон с его учением является порождением сатаны.

Видение Елеазаром Анзерским на Никоне змея. Миниатюра. XIX

Но в этом сопротивлении историки видят и социальные причины. Большинство раскольников были крестьяне, которые таким образом не только шли за правой верой, но и освобождались в скитах от поборов помещиков. Было среди раскольников и много духовных лиц, которые не могли смириться с новыми правилами. Для них признание нововведение означало, что всю прежнюю жизнь они прожили неправильно, с чем они не могли согласиться. Были среди них посадские люди и купцы, которые конкурировали с монастырями, которые активно занимались торговлей и промыслами. Они считали, что духовенство вторгается в их сферу и все, что шло от патриарха, они принимали как зло.

Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например боярыня Морозова и княгиня Урусова. Но это, скорее, единичные случаи. Но самым известным противником никонианства стал протопоп Аввакум, проповедник и известный публицист, бывший участник кружка «ревнителей благочестия». Он был священником при дворе, но когда отказался от новой религии, подвергся жестоким гонениям, пережил ссылку и страдания, смерть детей. Тем не менее Аввакум не отказался от религии и впоследствии был заживо сожжен в «земляной тюрьме» после 14 лет заключения. Для старообрядцев главным литературным произведением стало написанное им «Житие».

По оценкам разных исследователей, во второй половине XVII века в раскольниках оказались от 40 до 50% населения страны того времени. Это как минимум 7−8 миллионов человек. В XVIII веке старообрядцев насчитывалось в пределах трети всего населения.

Мученичество Аввакума (старообрядческая икона)

Размолвка царя и Никона

Амбиции и властность патриарха Никона, его бескомпромиссность и стремление ставить церковную власть выше светской, вскоре стали тяготить Алексея Михайловича. Никон активно вмешивался в светские дела и в 1658 году царь потребовал, чтобы патриарх больше не именовался великим государем. Тогда Никон в знак протеста уехал в Новоиерусалимский монастырь. Он думал, что царь уступит, но этого не произошло. Более того, Алексей Михайлович потребовал, чтобы Никон сложил полномочия патриарха. Но лишить его патриаршества он не мог. Не мог и церковный собор. Отстранить патриарха смогли только в 1666 году на Московском соборе, где участвовали два вселенских патриарха — антиохийский и александрийский. Собор поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Он был заключен в монастырскую тюрьму, где умер в 1681 году.

Отстранением Никона реформы не были свернуты. Тот же Церковный собор официально утвердил новые обряды, а старообрядцев объявил еретиками. Репрессии в отношении приверженцев «старой веры» продолжились с новой силой.

Григорий Мясоедов. Самосожигатели

Итоги и значение раскола

Безусловно, церковный раскол стал национальной трагедией для русского народа. Перестало существовать духовное единение народа и впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. Впоследствии усилилась социальная разобщенность среди населения.

Распад этого царско-патриаршеского дуэта и дальнейшее заточение патриарха положило начало тому, что впредь дела церковные стали вторичны, а дела государственные — первичны. Это считается началом процесса подчинения церкви государству. Впоследствии, во времена Петра I, процесс продолжился ликвидацией патриаршества и созданием Синода, который возглавлял назначаемый царем светский чиновник.

Некоторые историки в реформах Никона и последовавшем за ним расколе усматривают и положительный итог. Так, по их мнению, произошло укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира. Кроме того, появившееся старообрядческое движение внесло вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Одна из древнейших сохранившихся икон Христа, VI век (из собрания монастыря Святой Екатерины, Синай)

Церковный раскол — История России — Презентации


Церковный раскол

— отделение от Русской православной части верующих , не признавших церковных реформ патриарха Никона (вводились нововведения, направленные на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью их унификации)


Во времена раскола. Художник С.В. Иванов


Сожжение протопопа Аввакума. Художник Г. Мясоедов

Протопоп Аввакум – лидер старообрядцев, выступал против церковной реформы. Сожжен на костре по царскому указу в 1682 году.

Миниатюра. XVII век


Боярыня Морозова . Художник В.И. Суриков

Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, — юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.  В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. 


Суд над патриархом Никоном. Художник С.Д. Милорадович

Почему инициатор церковной реформы – Никон сам будет осуждён и отправлен в ссылку?


Задание I

А) Отметьте положения, характеризующие церковный раскол:

  • Охватил все слои населения
  • Охватил только духовенство
  • Затронул вопрос унификации церковных книг и обрядов
  • Связан с именем патриарха Никона
  • Проходил бескровно

Б) Предположите, почему церковный раскол охватил все слои населения / охватил только духовенство.


1) Какой подобный процесс, начавшийся в Европе в XVI веке, Вам уже знаком?

2) Как вы думаете, могли ли у этих двух процессов быть общие причины?


Католическая церковь накануне Реформации

  • Господство религиозного сознания, влияние церкви на умы населения.
  • Сосредоточение в руках церкви огромных богатств.
  • Хорошо организованная структура церкви.
  • Падение нравов и авторитета церкви (торговля индульгенциями, дороговизна церковных обрядов, ведение светского образа жизни священнослужителями и пр.)

Основные причины Реформации:

  • Недовольство роскошью церкви, продажей должностей, индульгенций и пр.
  • Падение авторитета католической церкви
  • Королей и князей не устраивало вмешательство папы римского в светские дела и пр.

КАТОЛИКИ

ПРОТЕСТАНТЫ (гонимы)

Реформация – движение за реформирование, очищение церкви


Русская православная церковь накануне Раскола

  • Господство религиозного сознания, влияние церкви на умы населения.
  • Сосредоточение в руках церкви огромных богатств.
  • Хорошо организованная структура церкви.
  • Во времена Смуты церковь проявила образцы высокого служения своей стране.

Причины Раскола русской православной церкви

?

Никониане: приняли церковную реформу

Старообрядцы

Раскольники: не приняли церковную реформу

(гонимы)


Реформы Никона В церковной литературе накопилось множество ошибок и разночтений в связи с рукописным характером книг. Также существовали различия в совершении церковных обрядов)

До реформы

После реформы (по греческим образцам)

Крестное знамение двумя перстами

Крестное знамение тремя перстами

Двоекратное пение «аллилуйя»

Троекратное пение «аллилуйя»

Движение по солнцу во время крестного хода

Движение против солнца во время крестного хода

Написание имени Христа как Исус

Написание имени Христа как Иисус

Разночтения в богослужебных книгах

Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам

Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи

Написание икон по греческим образцам , уничтожение старых икон


Мнения историков о причинах раскола:

Каптарев Н.Ф.

В лице старообрядцев выступала на сцену старая Русь, чуждая новейшим московским культурным движениям. Это была Русь, прочно державшаяся всех дедовских верований, обычаев и традиций, крайне неподатливая на всякую новизну…

Старое и новое направления в русской жизни враждебно столкнулись в Москве и между ними произошла ожесточенная борьба за право дальнейшего существования.

Ключевский В.О.

Раскол как религиозное настроение и как протест против западного влияния произошел от встречи преобразовательного движения в государстве и церкви с национальным взглядом на положение русской церкви в христианском мире.

Никольский И.М.

Со стороны организации Никон хотел исправить церковь посредством проведения в ней строго единовластия патриарха , не зависевшего от царя, и посредством возвышения священства над царством.


Задание II

А) Найдите в каждом тексте и подчеркните главную мысль.

Б) Прочитайте тексты и соотнесите:

1)Каптерев Н.Ф.

А)Особенности русского религиозного сознания, боязнь западных влияний

2)Ключевский В.О.

Б)Причины раскола в разнице статуса церковных служителей, стремление к очищению

3)Никольский Н.М.

В)Консерватизм русского общества

1

2

3


Задание III

А) Отметьте причины церковного раскола: (стр. 50 в р.т.)

  • Проникновение на Русь протестантского мировоззрения
  • Исправление религиозных книг
  • Ослабление царской власти
  • Изменение некоторых церковных обрядов
  • Усиление власти патриарха
  • Создание религиозных сект на Руси (учитывая, что старообрядцы – это не секта)
  • Закрепощение крестьян
  • Введение троеперстного крестного знамения

Б) Как вы думаете, почему с патриархом Никоном оказался Арсений Грек – иностранец, переводчик и правщик богослужебных книг?


Задание IV

В. О. Ключевский писал «Старообрядцы – такие же православные христиане, ведь они не расходятся с нами ни в одном догмате веры. Поэтому мы не считаем их еретиками, а только раскольниками».

А) Согласны ли с таким объяснением сущности старообрядчества? Аргументируйте словами из цитаты.

Б) Как вы думаете, можно ли было преследовать людей за то, что они хотели верить «по-старому»? Ответ поясните.


Задание V

Известно, что российские старообрядцы, как и западноевропейские протестанты, отличались религиозностью, высоко ценили честный труд. Старообрядцы, как и протестанты, отвергали церковную иерархию. Почему же многие ученые считают, что устремления старообрядчества и протестантизма противоположны?


Гонения на раскольников со стороны власти: ссылки, тюрьмы, преследования и пр.

Ответ старообрядцев на действия официальной церкви: бегство, отказ принимать новонапечатанные книги, восстания (например, в Соловецком монастыре 1668 – 1676 гг. ), и даже самосожжение!

Фрагмент из книги историка А.П. Богданова:

Духовный вождь, выдающийся русский писатель (протопоп Аввакум) простирал перо, направляя десятки, сотни и тысячи людей в огонь, утверждая своим высоким авторитетом самоубийство мужчин, женщин и малых детей… «Да еще бы в огонь христианин не шёл! – восклицает Аввакум, описав «дьявольские» обычаи никониан. Сгорятсу все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают». Если святы те правоверные, кого сожгли никониане, то святы и те, кто по своей воле уходит от никониан в огонь.

Устно:

  • Как оправдывает и даже поощряет самосожжение Аввакум?
  • Вспомните, как христианская церковь относится к самоубийству. Не идет ли это вразрез с призывами Аввакума?


Церковь Спаса-Преображения – старообрядческий храм в Костроме


Патриарх Филарет

Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Федоровича Романова. Во времена правления Б.Годунова был пострижен в монахи с именем Филарет. В 1608 г. провозглашен Лжедмитрием патриархом всея Руси. После 8-летнего пребывания в польском плену в 1619 г. возвратился в Москву. С этого времени и до своей кончины был не только главой русской православной церкви, но и фактическим правителем страны.

Как отец нового царя, он стремился к укреплению самодержавной власти, как патриарх, он выражал интересы православной церкви. Филарет способствовал увеличению земельных владений церкви.

Государственные документы того времени подписывались совместно царем и патриархом. Подобное единение светской и духовной власти сыграло свою роль в стабилизации обстановке в стране после Смуты.

В результате складывается особое положение патриарха в государстве – как «великого государя».


Единение светской и духовной власти (царь Михаил Романов и патриарх Филарет)


Патриарх Никон

Патриарх Никон носил титул «великого государя». Когда царь уезжал на войну с Речью Посполитой (1654), то поручил Никону все управление государством.

Однако Никон выдвинул идею приоритета духовной власти над светской.

Никон организовал перенос мощей канонизированного митрополита Филиппа, убитого по распоряжению И. Грозного. В связи с этой акцией он добился от Алексея Михайловича «молебной» грамоты, в которой царь признал вину своего предка – Ивана Грозного перед церковью и «молил»о прощении.

Второй яркий случай демонстрации первенства духовной власти над светской произошел при избрании Никона патриархом. Вдень посвящения Никон не явился в назначенный час в Успенский собор, где ждали царь с семьей и высшие сановники государства. Он пришел в собор только после посылки к нему специальной делегации от царя с «молением», которое содержало обязательство слушаться патриарха «как начальника и отца».



Соперничество светской и духовной власти (царь Алексей Михайлович и патриарх Никон)


Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы: В 1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но собор 1666-1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх, бывший «собинный друг» царя, его соправитель, привыкший повелевать, а не повиноваться, последние 15 лет жизни провел в заточении.

1.В чем заключались противоречия между царем и патриархом?

2.Почему стало возможным отстранение Никона от власти?

Православный раскол в тени империи

19 октября 2018 г.

15 октября Русская Православная Церковь в Москве объявила о разрыве общения с базирующейся в Стамбуле Вселенской Патриархией, которая ранее объявила о признании автокефалии (независимости) Украинской Православной Церкви , который канонически подчинялся Москве. Ссора между Москвой и Константинополем (так до сих пор именуется резиденция Вселенского Патриарха) была вызвана конфликтом на Украине, но также коренится в двух гораздо более старых спорах — один о том, где первенство в православном мире лежит после падения Константинополя до османов в 1453 году, а другой о том, могут ли Россия или Украина претендовать на наследство Киевской Руси, первого православного восточнославянского государства, которое оба претендуют на звание своего прародителя.

При разделении католической и православной церквей (дату обычно называют 1054 г., но раскол был затяжным делом) главой православной общины был признан Константинопольский патриарх, тогда столица Византийской империи, который в то время включал патриархаты в Иерусалиме, Антиохии (Антакья, Турция) и Александрии. Однако, в отличие от католической церкви, православие не было организовано как единая иерархия; Константинопольский патриарх был primus inter pares среди православных архиереев, с полномочиями разрешать споры и назначать клириков в областях, не подведомственных другим патриархатам, но другие кафедры ему не подчинялись.

После принятия православия великим князем Киевским Владимиром Великим в 988 году Киевской Руси была дарована митрополия (на один ранг ниже патриаршества), подчиненная Константинополю. Глава церкви в Киевской Руси носил титул митрополита Киевского и всея Руси (термин Русь фактически подразумевал всех восточных славян, населявших территорию современной Беларуси, Украины и юго-западной России). Киев пал перед монголами в 1241 году, и государство Киевская Русь было разрушено.

Одним из наиболее длительных последствий монгольского завоевания был раскол внутри восточнославянского мира между тем, что станет Россией на севере, и тем, что станет Украиной и Белоруссией на западе и юге. Киев оставался духовным центром восточных славян, даже когда политическая и экономическая власть переходила к Москве. После захвата Киева монголами митрополит переехал сначала во Владимир на западе Руси, а затем в Москву. Однако его официальный титул оставался митрополитом Киевским и всея Руси.

Появление Москвы в качестве доминирующего игрока на Руси совпало с захватом Византии османами. Под властью Османской империи Константинополь (ныне Стамбул) стал исламским городом. Собор Святой Софии, духовный центр православного мира, был превращен в мечеть. Московские клирики утверждали, что падение Византии означало, что центр православного мира перешел из Константинополя в Москву, которая была провозглашена «Третьим Римом». Как известно, монах Филофей писал: «Два Рима (т. е. Рим и Константинополь) пали. Третий стоит. И четвертого не будет».

Однако заявление Москвы о том, что она заменила Константинополь, не превратилось в фактическое первенство в православном мире. Став подданным Османской империи, Константинопольский патриарх по-прежнему признавался другими православными прелатами в качестве ведущего авторитета, что включало упоминание его имени первым в божественной литургии. Не менее важно и то, что он продолжал назначать митрополитов на территорию современной Украины и Белоруссии (тогда входившей в состав Речи Посполитой), подразумевая, что притязания Москвы на юрисдикцию над «всей Русью» были пустыми.

В 1589 году Русская церковь объявила о своей независимости от Константинополя, а ее глава принял титул Патриарха Московского и всея Руси. Этот шаг означал как то, что Русская церковь теперь оказалась наравне с другими патриархатами, так и то, что Москва стремилась вытеснить Киев как центр восточнославянского православного мира. Статус митрополии в Киеве, входившей тогда в состав Речи Посполитой, стал предметом ожесточенной борьбы между Москвой и Константинополем. В 1685 году русская церковь и Петр Великий утвердили власть над Киевом без одобрения Константинополя. В следующем году, когда надвигалась война между русскими и османами, Вселенский патриарх Дионис неохотно выступил с заявлением, одобряющим передачу.

Присоединение Киева к Русской Православной Церкви было связано с территориальной экспансией России, «собиранием земель Руси», что привело к созданию Российской империи при Петре. Это расширение включало присоединение Киева и восточной части Речи Посполитой (старое Великое княжество Литовское) к России. Русь была воссоединена, но Киев уже не был ее центром. Перенос Русского патриархата в Москву (где он оставался даже после того, как Петр перенес свою столицу в Санкт-Петербург) долгое время был больным вопросом как для Вселенского патриархата, видевшего в этом вызов своему авторитету в православном мире, так и для , позже для украинских националистов, которые видели его в контексте российского империализма и подчинения самобытной украинской идентичности.

Независимость Украины в 1991 году изменила трехсторонние отношения между Константинополем, Киевом и Москвой. Вскоре после обретения независимости украинское духовенство при поддержке тогдашнего президента Леонида Кучмы установило новую церковную иерархию, глава которой принял титул Патриарха Киевского и всея Руси. Новый Киевский Патриархат не был признан Москвой или более широким православным сообществом, включая Вселенский Патриархат. Официально признанная Украинская Православная Церковь оставалась самоуправляемой ветвью Русской Православной Церкви. Спор между Московским и Киевским патриархатами обострился после вторжения России в Украину, которое все больше политизировало религиозную идентичность, что привело к росту числа украинцев, идентифицирующих себя с Киевским патриархатом, а также к борьбе за церковную собственность, которая иногда стал жестоким. Киевский Патриархат и украинское правительство оказали давление на Вселенский Патриархат в Константинополе, как на главу всемирного православного сообщества, с требованием признать украинскую церковь автокефальной.

Независимость Украины в 1991 году изменила конфигурацию трехсторонних отношений между Константинополем, Киевом и Москвой.

На прошлой неделе Вселенский Патриарх Варфоломей I наконец согласился. Его решение аннулировало договор 1686 года о передаче Киева в ведение Русской церкви. Решение Варфоломея имеет последствия, выходящие за пределы Украины и отражающие историческую борьбу за статус и влияние между различными православными патриархатами. Россия и Русская православная церковь утверждают, что Варфоломей превысил свои полномочия, вмешиваясь во внутренние дела Русской церкви. Конечно, Вселенский Патриархат в прошлом предоставил автокефалию множеству других церквей, в том числе в Греции, Болгарии и Сербии, отколовшихся от Османской империи в девятнадцатом веке.

Решение Варфоломея имеет последствия, выходящие за пределы Украины и отражающие историческую борьбу за статус и влияние между различными православными патриархатами.

Тем не менее важным подтекстом российского аргумента является то, что сегодня Русская Православная Церковь является самым крупным и богатым членом всемирного православного сообщества, которое субсидирует деятельность некоторых более мелких и бедных церквей на Балканах и в Средней Азии. Восток. Для сравнения, Вселенский Патриархат имеет всего несколько тысяч прихожан на своей признанной канонической территории (Турция и некоторые регионы Греции, хотя большинство православных в Северной Америке также подпадает под его юрисдикцию), ему не хватает средств, и он часто находится в конфликте с турецкой властью. правительства, которое со временем лишило его власти и собственности. Призывая другие церкви игнорировать постановление Варфоломея, Москва, по сути, реанимирует заявление монаха Филофея о том, что Москва, а не Константинополь, является центром православного мира.

Для Украины это решение является важным шагом на пути к утверждению своей идентичности, независимой от России, которая доминировала в ней последние 350 лет. Подобно тому, как создание автокефальных церквей на Балканах сыграло важную роль в укреплении независимости от османов, автокефальная украинская церковь, вероятно, станет точкой сплочения украинской культуры и самобытности.

Россия давно считает Украину и украинцев продолжением России. (Царское правительство предпочитало термин «Малороссия» термину «Украина».) Российский нарратив подчеркивает, что успех Москвы в «собирании земель Руси» после монгольского завоевания означает, что Россия является законным правопреемником Киевской Руси с правом контролировать земли «всей Руси», что сегодня фактически означает Беларусь, Россию и Украину. Многие украинцы, наоборот, считают себя истинными потомками Киевской Руси — не «малороссами», а нацией с собственной историей, которая была подчинена и присвоена Россией с шестнадцатого и семнадцатого веков. Решение Варфоломея аннулировать передачу Киевской митрополии 1686 г. под юрисдикцию Москвы дает важную подпитку этому нарративу. Это говорит о том, что разделение Руси в период монгольского владычества реально и прочно.

Для Украины это решение является важным шагом на пути к утверждению своей идентичности, независимой от России, которая доминировала в ней последние 350 лет.

Аннулирование также восстанавливает юрисдикцию Киева над каноническими территориями, которые он контролировал до 1686 года, некоторые из которых оказались на территории современных Беларуси и Литвы. Это территория старого Великого княжества Литовского, государства, которое часто вычеркивают из исторического нарратива, потому что его существование бросает вызов националистическим притязаниям всех государств, унаследовавших его территорию — Беларуси, Литвы, России и Украины. Способность украинской церкви развеять опасения церковных и политических властей в Минске и, в меньшей степени, в Вильнюсе будет важным фактором в том, получит ли украинская автокефалия более широкую поддержку.

Последствия раскола Москвы и Константинополя трудно предсказать.

Оценки уже расходятся: одни наблюдатели называют это крупнейшим расколом в христианском мире за многие столетия, а другие указывают на более ранние примеры разрыва отношений Русской церкви с другими членами православной общины только для того, чтобы в конечном итоге наладить отношения. Ясно, что противостояние Москвы и Константинополя не является расколом на уровне Реформации: на карту не поставлены какие-либо основные теологические или доктринальные проблемы, и для большинства рядовых верующих за пределами Украины эффект, вероятно, будет ограниченным. В любом случае этот конфликт является важным развитием давних исторических споров о первенстве в православном мире и о характере украинской идентичности по отношению к России. Какими бы ни были другие последствия, ни предоставление украинской автокефалии, ни разрыв между Москвой и Константинополем вряд ли решат споры, корни которых уходят в глубь веков.

Джеффри Манкофф — заместитель директора и старший научный сотрудник Программы России и Евразии Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия

Комментарий подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частной, освобожденной от налогов организацией, занимающейся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).

© 2018 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.

Война Путина ведет к историческому расколу в Православной церкви

После российского вторжения в Украину глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл заявил, что он и через него церковь в России полностью поддерживает действия Путина. Он назвал врагов Путина в Украине «злыми силами» и заявил, что Россия «не должна позволять темным и враждебным внешним силам смеяться над нами». Поддержка Путина и его режима патриархом Кириллом хорошо известна. В 2012 году он дошел до того, что назвал Путина «чудом Божьим», а выступая на прошлой неделе из храма Христа Спасителя в Москве, он сказал, что Россия должна «защищать нашу общую историческую родину от всех внешних действий, которые могут разрушить единство (России)».

Путин действительно оправдал свои действия против Украины отчасти как защиту базирующейся в Москве Православной церкви, позиции которой за последние годы значительно ослабли, поскольку украинское православное большинство разделилось между представителями Украинской православной церкви, лояльными патриарха в Москве и тех, кто верен Православной церкви Украины. Православная церковь Украины является самоуправляемой, признанной таковой в 2018 году Константинопольским патриархом.

Примечательно, что такой «откол» получил политическую поддержку в Украине только после российского вторжения в Донбасс и Крым в 2014 году — следует помнить, что религия и политика в Украине не более разделены, чем в России.

Решение о расколе — одно из многих, которые Путин надеется свергнуть , так как оно бесспорно ослабило позиции Патриарха Кирилла в Украине и укрепило представление многих православных верующих о святости независимости Украины. С 2018 года быть православным, но отказывать России в праве на украинскую территорию уже не кощунственно, и по состоянию на конец 2021 года 700 приходов сменили исповедание. Между тем Московский патриат яростно настаивает на том, чтобы Православная церковь Украины оставалась подчиненной и зависимой от русской материнской церкви.

Никого не удивляет, что Путин публично призвал Кирилла поддержать его вторжение. С самого начала своего премьерства Путин широко, публично и регулярно обращался за советом к церковным старейшинам, и некоторые утверждали бы, что самое главное он использовал религию, чтобы подчеркнуть разногласия между Россией и «аморальным» Западом , таким образом объединение русскоязычных бывших советских республик, объединение их под эгидой духовного владычества. Отделение украинской церкви в 2018 году — лишь одно из многих событий, ослабивших эту связь, от которой зависит Путин.

Однако после вторжения в Украину позиция патриарха Кирилла подвергается все более тщательному анализу и все чаще подвергается сомнению. 1 марта года более 200 православных священнослужителей призвали к прекращению насилия . В замечательном документе они заявляют, что «уважают свободу любого человека, данную ему Богом… Народ Украины должен сделать свой выбор сам, а не под прицелом автоматов». Заявление Кирилла повергло в хаос лояльность украинских епископов, в результате чего многие оказались перед выбором между своей светской и духовной лояльностью. На сегодняшний день по крайней мере 2 украинских православных епископа приказали своим священникам больше не совершать молитвы причастия с Кириллом на Божественной литургии, предполагая, что развивается религиозный раскол, поскольку они отказываются подчиняться религиозному авторитету Кирилла.

Один из этих людей, епископ Евлогий, сделал заявление, которое некоторые считают не чем иным, как отказ от руководства Кирилла, хотя он отрицает, что это акт религиозного раскола, и подтверждает, что он остается в общении с Киевским митрополичьим лидером Украинской Православной Церкви Онуфрия. Епископ Эвогни, однако, не действовал изолированно; Епископ Киевский Галич Филает Кучерив также приказал своей пастве прекратить поминать в своих молитвах Московского Патриарха. Народ, мол, за мир молиться, а не за Кирилла г., а 5 марта украинские архиереи пошли еще дальше, и Онуифрий столкнулся с полномасштабным внутренним бунтом, поскольку 5 епархий отказались упоминать имя Патриарха Кирилла, что Кирилл теперь назвал раскольническим. С этим заявлением митрополиту Онуфрию, которого долгое время считали пророссийским, предстоит тяжелая битва, если он хочет сохранить целостность своей церкви. До сих пор он воздерживался от критики патриарха Кирилла или больших заявлений, но в первый день войны призвал к миру, заявив, что «это повторение греха Каина, который из лукавого убил своего брата» и предложил украинские церкви в качестве приюта для всех.

Понятно, что повреждение церквей, перевод приходов между двумя формами православных церквей, а также новые звонки из Украины относительно нового религиозного статуса (и международной защиты) для таких объектов, как Михайловский Златоверхий монастырь, Св. Софийский собор и Киево-Печерская Лавра лишь подчеркивают ту роль, которую религия играет и будет играть в этом конфликте.

Кирилл между тем настаивает на том, что для православных верующих их вера означает, что они должны принять власть Москвы над украинской церковью и ее епископами. Он утверждает, что исторически и духовно Украина является частью России, как и Беларусь , и поэтому любые действия Путина оправданы.

Непреклонность Москвы стала ударом для многих в Священном Синоде епископов Украинской Церкви (под властью Кирилла), которые обратились к Патриарху с просьбой публично призвать к прекращению вторжения и помочь Онуфрию сохранить единство. Однако в продолжение своего первого заявления в «Прощеное воскресенье» Патриарх Кирилл уточнил свою позицию и заявил, что украинские законы и парады в защиту ЛГБТИ представляют собой идеальный «тест на лояльность» для верующих и что «парады гордости призваны продемонстрировать, что Грех когда-то был изменением человеческого поведения. Играя на риторике Россия против Запада, что «Запад, по сути, организует кампании геноцида против стран, которые отказываются проводить гей-парады». Он утверждает, что отсутствие моральных устоев лежит в основе конфликта с Украиной и что действия России, по сути, являются религиозным крестовым походом. С этой целью он описывает войну как нечто, «гораздо более важное, чем политика». Патриарх Кирилл далеко не в первый раз высказывает свое мнение по таким вопросам; ранее он сравнивал кампании за равенство в браке внутри церкви с «нацизмом»

По мере эскалации насилия, положение внутри украинской церкви, связанной с Москвой, день за днем ​​становится все более неспокойным , так как на местах разрушаются церкви Московского патриархата – например, в селе Бобрик. За последние несколько дней он заметно все больше дистанцировался от России, поскольку общественное мнение настроено против них, а некоторые в Интернете доходят до того, что обвиняют их в сотрудничестве с врагом. Становится все более очевидным, что украинская церковь под Россией чувствует себя преданной, и многие высказываются об этом. Например, отец Данилевич из Киево-Печерского монастыря на прошлой неделе сказал France 24, что «ложь — это грех, и русская власть солгала… официальные лица заявили, что войны не будет, что они ничего не планируют… вторжение является (поэтому) актом предательства, подорвавшим все формы доверия». Теперь, когда многие из его священников требуют, чтобы он публично порвал с Москвой, украинцы теперь задаются вопросом, как долго митрополит Онуфирий сможет удерживать свою расколотую церковь.

В тот же день, когда Патриарх Кирилл выступил со своим обращением, Патриарх Украинской Православной Церкви митрополит Епифаний совершенно ясно изложил свою позицию и позицию своей церкви в телепередаче, призвав народ Украины молиться и действовать: «Наш героический народ защищает себя от нападения России, которая бросает своих солдат и оружие на наши села и города….каждый час наше сопротивление вдохновляет все больше и больше людей во всем мире поддерживать Украину». Фактически заявляя, что противостоять Путину теперь является религиозным долгом.

По мере того, как оппозиция Русской церкви усиливалась, в ответ на это в сети появилось множество карикатур, критикующих Кирилла за его одностороннюю поддержку своего президента, и такие люди, как Сергей Чапнин, бывший главный редактор Журнала Московской Патриархии, добавляют свои голоса осуждающим Кирилла, заявив, что «совершенно очевидно, что патриарх Кирилл не готов защищать свою паству – ни народ Украины, ни народ России – от агрессивного путинского режима. Человеческие страдания не входят в число его приоритетов: «Это убийственное обвинение.

Украинскую церковь поддерживают и многие другие религиозные круги. Патриарх Константинопольский Вафоломей I сказал, что многие украинские епископы должны теперь «рассматривать Кирилла как религиозного лидера враждебной страны», давая многим необходимое им «разрешение» на бунт. Эта интернациональная православная фрагментация отражается в таких странах, как Финляндия, чья собственная православная церковь напомнила своим последователям, что «в своих посланиях патриарх Кирилл не признает, что Россия напала на Украину», и призывает к осторожности при рассмотрении своей приверженности своему народу. Глава ЦИК преподобный Кристиан также призвал его выступить с заявлением, призывающим к прекращению насилия. «Мы призываем вас, — говорит он, обращаясь непосредственно к патриарху, — утвердить ценности всех человеческих жизней, в том числе жизни граждан Украины», но патриарх Кирилл пока остается непоколебимым в своей поддержке путинской «священной войны»9.0003

Роль церкви и религии нельзя и нельзя недооценивать. Пропаганда идет полным ходом и 8 марта появилась информация о том, что на иконе Богородицы в храме русской армии, Соборе Воскресения Христова в Москве появились капли красной крови. то, что многие восприняли как знак Божьего благословения армии. Со дня на день ожидается заявление об этом чуде от патриарха Кирилла. Для общества, в котором многие остаются глубоко набожными, влияние таких событий невозможно переоценить, и еще предстоит увидеть, какое влияние они могут оказать на россиян, которые верят, что верность своему Богу и своей стране проявляется в словах патриарха Кирилла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts