Церковный раскол в 17 веке: Раскол церкви на Руси в 17 веке и его причины

Разное

Раскол церкви на Руси в 17 веке и его причины

В середине XVII в. отношения между церковью и властью в Московской державе осложнились. Происходило это в момент усиления самодержавия и нарастания общественной напряжённости. В этих условиях прошли преобразования православной церкви, которые привели к серьёзным изменениям в политической, духовной жизни российского общества и церковному расколу.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Причины и предпосылки

Разделение церкви произошло в 1650-х – 1660-х годах в ходе проведения церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Причины раскола церкви на Руси в 17 веке можно разделить на несколько групп:

  • социальный кризис,
  • церковный кризис,
  • духовный кризис,
  • внешнеполитические интересы страны.

Социальный кризис был вызван стремлением власти ограничить права церкви. Она обладала значительными привилегиями по влиянию на политику и идеологию. Церковный кризис был порождён низким уровнем профессионализма духовенства, его распущенностью, различиями в обрядах, толкованием содержания священных книг. Духовный кризис – общество менялось, люди по-новому понимали свою роль и положение в социуме. Они ожидали, что и церковь будет соответствовать требованиям времени.

Рис. 1. Двоеперстие.

Интересы России во внешней политике также требовали преобразований. Московский царь хотел стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Чтобы осуществить желаемое, необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми на территориях православных земель, которые правитель стремился присоединить к России, или взять под её контроль.

Реформа и раскол

Раскол церкви на Руси в 17 веке начался с избрания Никона патриархом и начатой им церковной реформы. В 1653 г. во все московские церкви отправили документ о замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное. Спешка, репрессивные методы Никона при проведении реформы вызывали протест населения и привели к расколу.

Рис. 2. Патриарх Никон.

В 1658 г. Никона выдворили из Москвы. Опалу вызвало и его властолюбие, и происки бояр. Преобразования продолжил сам царь. В соответствии с новейшими греческими образцами реформировали церковные обряды и богослужебные книги, которые в течение веков не менялись, а сохранялись в том виде, в котором получили их из Византии.

Последствия

С одной стороны, реформа укрепила централизацию церкви и её иерархию. С другой, суд над Никоном стал прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церковного института государству. В обществе свершившиеся преобразования создали атмосферу восприятию нового, которая породила критичность по отношению к традиции.

Рис. 3. Старообрядцы.

Не принявших новшества стали называть старообрядцами. Старообрядчество – одно из самых сложных и противоречивых последствий Никоновской реформы, раскол внутри церкви и в самом обществе.

Что мы узнали?

Узнали о причинах проведения церковной реформы, её основном содержании и результатах. Русская православная церковь раскололась на старообрядцев и никониан. .

Оценка доклада

А какая ваша оценка?

Церковный раскол 17 века русской православной церкви, причины и последствия

Церковный раскол на Руси произошёл в середине 17 века во время царствования царя Алексея Михайловича Тишайшего. Последствия разделения русской православной церкви на старообрядцев и приверженцев новой веры ощущаются и в настоящее время. По мнению многих историков, основная суть церковной реформы заключалась в восстановлении Византийской империи и наследовании императорского трона царём Алексеем, а Никон возжелал сан Вселенского патриарха.

Реформы церкви в 17 веке

В 988 году древняя Русь приняла христианство и отказалась от язычества. Тогда центром христианского мира была Византия и все церковные обряды и службы велись по принятому там канону. Богослужебные книги так же переписывались с византийских оригиналов.

Важно. Церковные книги переписывались множество раз, и постепенно в текстах стали появляться и накапливаться ошибки. Появились некоторые расхождения в церковной обрядовой символике и в пении псалмов.

В XVII веке группа священнослужителей высокого ранга осознала необходимость церковных реформ. Царь Алексей Михайлович Романов был не только глубоко верующим человеком, но и разносторонне образованным. Он так же понимал необходимость реформирования христианской веры, принятой в России. Нужно было отказаться от старославянских церковных обрядов и привести все службы и книги в соответствие с греческими (византийскими) канонами.

Это было вызвано следующими причинами:

  1. После того, как в 1453 Византийская империя пала, по мнению большинства священнослужителей, именно Россия должна была стать центром православной веры.
  2. Присоединённая к России левобережная часть Украины отправляла церковные службы по греческому образцу, в то время как в России продолжали использовать старославянский канон. Изменение религиозных ритуалов и приведение их к одному виду могло способствовать укреплению государства.
  3. Правление Алексея Романова было неспокойным. По всей территории возникали стихийные бунты и мятежи. Единообразие религиозных действий, по мнению руководящей верхушки, могло стать важным инструментом для укрепления страны, объединения всех слоёв населения и устранения внутренних противоречий.

Суть и осуществление религиозных реформ, прежде всего, поддерживал российский самодержец. Он понимал, что такие кардинальные изменения встретят не только сопротивление, но и активный протест. Поэтому было проведено что-то вроде референдума.

Большой группе священнослужителей был предложен выбор:

  • Сохранить древнерусский церковный канон;
  • Реформировать церковь по греческому образцу.

В результате споров и прений победили сторонники церковной реформы. Таким образом всё российское общество буквально раскололось на две части.

Важно. Против церковной реформы выступили не только многие церковники высокого ранга, но и бояре, военачальники и простой народ.

В этих непростых условиях реформирование русской церкви мог провести только умный и жёсткий религиозный деятель.

Греческий и древнерусский обычаи

Главным реформатором царь Алексей назначил патриарха Никона. Этот честолюбивый и властный церковник, как никто другой подходил для этой цели. В 1652 году, по настоянию самого царя Никон был избран патриархом всея Руси, а в 1653 он начал церковную реформу. С современной точки зрения многие положения церковной реформы настолько незначительны, что на них можно вообще не заострять внимание.

Например, как идти крестному ходу вокруг церкви: справа налево или слева направо. Тем не менее, из-за несогласия с такими изменениями люди спокойно шли на костёр. Суть реформ заключалась в том, чтобы внести только несущественные изменения, которые никак не могли повлиять на уклад жизни русского народа.

В таблице кратко указаны основные отличия греческого канона от древнеславянского.

Греческий обычайДревнерусский обычай
Имя Христа писалось ИисусИмя Христа писалось Исус
Аллилуйя произносилось триждыАллилуйя произносилось дважды
Крестный ход шёл против солнцаКрестный ход шёл по солнцу
По греческому канону допускались поясные поклоныВ русской церкви кланялись до земли
Крестное знамение совершалось тремя пальцамиРусские крестились двоеперстием

Кроме этого, должны быть исправлены тексты некоторых молитв, псалмов и служб, и богослужебные тексты. Самым сложным вопросом в реформе вероисповедания была редакция религиозной литературы. В России были сотни церквей, храмов и монастырских подворий и в каждом были религиозные книги. Чтобы привести это всё в соответствие с византийскими правилами требовалась колоссальная работа.

Причины раскола

Патриарх Никон, получивший от царя все полномочия, крайне жёстко взялся за проведение церковной реформы. Это можно считать основной причиной раскола в России. Чтобы не переписывать богослужебные книги и иконы, написанные с нарушениями греческого канона, они насильно изымались из церквей и монастырей, затем публично сжигались. Подручные Никона обходили жилища москвичей и изымали домашние иконы. Святым образам выкалывали глаза, их рубили на части, жгли и били об пол. Такое отношение к святыням вызывало естественное негодование и ненависть в народе.

Важно. Многие искренне верующие россияне стали воспринимать патриарха Никона, как антихриста, который поднялся из ада, чтобы уничтожить настоящую веру и навязать новую.

Ещё одним фактором сыгравшим сою роль в расколе православной церкви, являлось то, что большинство священников были малограмотными людьми и не могли правильно объяснить пастве суть проводимых изменений.

Крайне негативно верующие восприняли замену крещения двумя перстами на троеперстие. Этот символ, у самых рьяных сторонников старообрядчества, получил название «кукиш» за сходство с неприличной фигурой. Если замену земного поклона на поясной, русские христиане восприняли без отрицания, то изменение текста молитвы «Символ веры», было встречено с негодованием.

Многие верующие не хотели отдавать свои иконы и древние книги, которые передавались из поколения в поколение. Этими святынями очень дорожили и прятали их от служителей патриарха. С такими христианами Никон расправлялся жёстко. Их пытали и подвергали публичным телесным наказаниям. Так возникло понятие «пострадать за веру», по аналогии, как принимали муки и смерть первые христиане.

Важно. Чем сильнее Никон и его подручные издевались над старой верой, тем быстрее крепло движение старообрядцев.

Среди иерархов церкви и рядовых священников не было единодушия по отношению к реформам, поэтому те, кто не приняли изменение канонов православия, возглавили это движение. Началом старообрядчества и церковного раскола считается 1654 год. Церковные реформы и гонения на староверов связывают с именем патриарха Никона.

Участники, реформаторы, противники

Основоположником религиозной реформы был царь Алексей. Ему это было необходимо, чтобы укрепить собственную власть, сгладить трения между Россией и Украиной и сделать государство центром православной веры. Совсем другие цели преследовал лидер религиозного раскола патриарх Никон. Он претендовал на роль соправителя России. Патриарх доказывал, что божественная власть выше царской и хотел править страной вместе с царём, но находясь выше его. Честолюбивым планам Никона не суждено было сбыться.

Алексей Михайлович Романов

Важно. В 1660 царь Алексей Романов приказал церковному собору лишить патриарха Никона сана и сослать его в удалённый монастырь

Жёсткие методы патриарха привели к тому, что большое число верующих отошло от церкви. Тогда же сформировалось мощное движение поборников старой веры. Опальные священнослужители, не признавшие церковные реформы Никона, уходили в глухие леса и основывали там скиты. Потом к ним присоединялись сотни и тысячи людей исповедовавших старую веру и не принявшие реформы.

Особенно много староверческих скитов было на русском севере и в глухих лесах вдоль реки Керженец. Настоящим оплотом старой веры стал Соловецкий монастырь. Вся монастырская братия отказалась принимать новую веру, тогда к монастырю были стянуты царские полки. После длительной осады Соловецкий монастырь был взят. Было казнено более 400 монахов.

Возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум. Он был сильной личностью, ни в чём не уступавшей патриарху реформатору. Две противоборствующие силы Никон и Аввакум ни в чём не хотели уступать друг другу.

Требования патриарха НиконаПозиция протопопа Аввакума
Скорректировать богослужебные книги по греческому образцуСохранить все древнерусские тексты
Изменить обрядовые действия по византийским канонамУнифицировать богослужения по канонам, сохранившимся с Древней Руси
Заменить старорусские иконы на образа греческого письмаИспользовать иконы древнерусского письма
Утвердить духовную власть выше светскойСохранение главенства царя над всеми верующими
Расширить связи русской православной церкви с другими странамиОтмена налаживания международных связей

За приверженность к старой вере и за обличительные крамольные речи против реформ, протопоп был сослан в Сибирь.

Важно. Несмотря на гонения и лишения Аввакум не изменил своих взглядов и продолжал проповедовать и обличать Никона, как антихриста. За свою деятельность протопоп был заключён в глубокую яму, а затем сожжён.

Пострадал не один протопоп Аввакум. Многие ярые сторонники вероисповедания по старорусским законам были прилюдно сожжены на костре из древних рукописных книг и ликов святых. Этот факт положил начало страшной традиции самосожжения, когда жители религиозного скита, вместе с женщинами и детьми, запирались в деревянном строении и поджигали его изнутри. Как правило, спастись никому не удавалось. Самосожжение так же являлось экстремальной формой протеста против гонений и репрессий.

Идеология раскола

Несмотря на гонения и репрессивные меры, движение старообрядцев не прекратилось, а наоборот, захватывало всю территорию российского государства. Тогда церковь пошла на крайнюю меру. На православном Соборе, в середине 17 века все, кто исповедует древнюю веру, были отлучены от лона церкви и преданы церковному проклятию – анафеме. Тогда же, были официально приняты новые обрядовые действия и изданы новые богослужебные книги.

Самым негативным в церковной реформе было то, что всё исконно русское, связанное с многовековой историей России, подлежало безжалостному уничтожению.

Главные итоги церковного раскола

Итоги и последствия реформ были крайне негативными. Вместо того чтобы сплотить население страны, всё закончилось настоящей религиозной войной. По всей России вспыхивали народные волнения, которые активно поддерживались всеми слоями населения. Никониане продолжали применять жёсткие меры, но это только усиливало неприятие новой веры.

В результате проведения церковной реформы в России произошли следующие изменения:

  1. Религиозный раскол между поборниками старообрядчества и тех, кто принял новую веру, стал национальной трагедией. Фактически весь русский народ разделился на два непримиримых лагеря. После того, как староверы были признаны еретиками и преданы анафеме, гонения на них усилились.
  2. Впервые в русском государстве возникла вражда на религиозной почве, что разрушило многовековое единство русского народа.
  3. В управлении государством, церковная власть отошла на второе место, уступив светской власти. Царь, а не патриарх был объявлен защитником всех православных. Важные церковные вопросы стали решаться государственными органами. Позже, патриаршество в России было полностью упразднено.
  4. Русская православная церковь стала активно налаживать связи с другими странами.

Старообрядческое движение позволило сохранить уникальные иконы и книги дореформенного периода. Кроме того староверам удалось сберечь огромный пласт древнерусской культуры. Это традиции древней иконописи, церковного уникального пения и обрядовых действий. Приверженцы патриарха Никона стремились всё уничтожить, но многое удалось сохранить.

Литература:

  • Богданов А.П. «Патриарх Никон и раскол Русской церкви»
  • Крамер А.В. «Раскол русской церкви в середине XVII века».

Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты

мозаика: Христианство

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Святой апостол Павел
Мартин Бубер
Ян Гус
Святой Альберт Великий
Николаус Людвиг, граф фон Цинцендорф
Похожие темы:
библейская литература
Римский католицизм
протестантизм
христология
новенна

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Христианство , основная религия, возникшая в результате жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа или Помазанника Божьего) в 1 веке н. э. Она стала крупнейшей из мировых религий и географически самой распространенной из всех религий. Его избиратели составляют более двух миллиардов верующих. Его самые большие группы — Римско-католическая церковь, восточные православные церкви и протестантские церкви. Восточные православные церкви составляют одну из старейших ветвей традиции, но с середины V века до конца XX века не имели контакта с западным христианством и восточным православием из-за спора о христологии (учение о природе Иисуса Христа). и значение). Важными движениями в более широком христианском мире, иногда выходящими за границы конфессий, являются пятидесятничество, харизматическое христианство, евангелизм и фундаментализм. Кроме того, по всему миру существует множество независимых церквей. См. также Англиканство; баптист; кальвинизм; Конгрегационализм; евангелическая церковь; лютеранство; Восточное православие; пресвитерианский; Реформатская и пресвитерианская церкви.

В этой статье сначала рассматриваются природа и развитие христианской религии, ее идеи и институты. Далее следует рассмотрение нескольких интеллектуальных проявлений христианства. Наконец, обсуждаются положение христианства в мире, отношения между его подразделениями и деноминациями, его миссионерское служение другим народам и его отношения с другими мировыми религиями. Для вспомогательных материалов по различным темам, см. ангел и демон; Библия; библейская литература; каноническое право; вероисповедание; христология; доктрина и догма; экуменизм; эсхатология; толкование; вера; благодать; небеса; ад; ересь; Иисус Христос; литургическое движение; милленаризм; чудо; монашество; монотеизм; Новый Завет; Ветхий Завет; первородный грех; папство; молитва; священство; чистилище; причастие; спасение; раскол; писание; теизм; богословие; и поклоняться.

Церковь и ее история

Сущность и сущность христианства

В своей основе христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство больше, чем система религиозных верований. Он также породил культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры. Таким образом, христианство является и живой традицией веры, и культурой, которую вера оставляет после себя. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредоточено» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане удовлетворились бы тем, что это упоминание было чисто историческим. Хотя их традиция веры носит исторический характер — т. е. они верят, что общение с божественным происходит не в сфере вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивает свою веру на Иисусе Христе как на ком-то, кто также является настоящей реальности. Они могут включать в свою традицию много других упоминаний и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их нельзя было бы назвать христианами, если бы они не обращали своего внимания в первую очередь и последним к Иисусу Христу.

Викторина «Британника»

Викторина «История христианства»

Кто покровитель Шотландии? Какое движение в христианстве стремилось установить безбрачие духовенства? Проверьте, что вы знаете о долгой и разнообразной истории христианства, с помощью этого небольшого теста.

Хотя в этой сосредоточенности на Иисусе как на центральной фигуре есть что-то простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроецировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить сбивающее с толку разнообразие. Вообразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в своем тихом богослужении или в своих напряженных усилиях изменить мир, значит предложить еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как сторонники традиции, так и ее окружение пытались упростить. Сделать это можно двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на неотъемлемых для нее идеях, или сосредоточиться на «самобытности» традиции и, таким образом, на границах ее исторической области. опыт.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Современные ученые определили центр этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий. Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом стремится оставаться верным ему. Она последовательно отвергала политеизм и атеизм.

Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, из которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении. Христианство основано на особом опыте или схеме, направленной на спасение, то есть на приведение или «выкуп», что является частью искупления, этих творений Божьих к их источнику в Боге. Агент этого искупления – Иисус Христос.

Вполне возможно, что на протяжении столетий подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центрального фокуса своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой лишь часть традиции, один элемент терминов, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов оно означало нечто, присущее и присущее предмету или категории вещей, что придавало им характер и, таким образом, отделяло их от всего другого характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущностному характеру христианства и придает ему уникальную идентичность.

Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны смириться с тем, что подразумевает слово сущность . Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его агенте и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировался внутри религиозной традиции, также помогли придать ей самобытность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не обратившись к тому, как на протяжении веков обсуждались ее идеальные качества. Тем не менее, можно рассматривать отдельные темы сущности и тождества последовательно, всегда осознавая их взаимосвязь.

с Вопрос о церковном единстве и расколе обсуждается / Джоном Корбетом.

Царство Божие среди людей трактат о здравом состоянии религии или того христианства, которое описано в Священных Писаниях, и о вещах, которые способствуют его безопасности и умножению в мире, содействуя его более широкому распространению среди исповедующих Христиане всех мастей и их более надежное распространение в будущие века: с точкой зрения церковного единства и раскола, обсуждаемой / Джоном Корбетом.

Дом

Поиск

Просматривать

Портфель

Помощь


Содержимое

Посмотреть весь текст

титульный лист

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts